Су-25 - FROGFOOT | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Су-25 - FROGFOOT

Автор: DIMMI
Создана: 12.02.2009 00:35:26
Изменена: 07.11.2015 18:09:48
Комментариев: 50
Категории: ВОЗДУХ / Бомбардировщики / ударные самолеты / Средние, фронтовые и легкие ударные самолеты / Су-25 - FROGFOOT /

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Су-25 "Грач" - FROGFOOT / RAM-J
Су-25СМ
 
Штурмовик. Проработка аванпроекта самолета непосредственной поддержки войск над полем боя СПБ ("Самолет Поля Боя") начата по инициативе преподавателя Военно-Воздушной Академии им.Ю.А.Гагарина И.В.Савченко и сотрудников ОКБ П.О.Сухого О.С.Самойловича, Д.Н.Горбачева, В.М.Лебедева, Ю.В.Ивашечкина и А.Монахова  в марте 1968 г. В мае 1968 г. начато проектирование самолета в ОКБ П.О.Сухого под наименованием Т-8. Изучение аэродинамической схемы будущего штурмовика начато в ЦАГИ в 1968 г. Министерство обороны СССР с подачи министра обороны А.А.Гречко в марте 1969 г. объявило конкурс на проект легкого штурмовика в котором участвовали ОКБ Сухого (Т-8), Яковлева (Як-25ЛШ), Микояна и Гуревича (МиГ-21ЛШ) и Ильюшина (Ил-42). К конкурсу были сформулированы требования ВВС (см. в ТТХ).



Су-25СМ борт №11 красный на авиабазе в Кубинке, 04.04.2012 г. (фото - Александр Мартынов, http://russianplanes.net).


Су-25 борт №15 синий ВВС Туркменистана на авиабазе в Кубинке, 22.03.2012 г. (фото - Александр Мартынов, http://russianplanes.net).


Су-25 в музее в Монино (http://www.taringa.net).

Конкурс выиграли самолеты Т-8 и МиГ-21ЛШ. Выпуск рабочих чертежей и подготовка к постройке опытного самолета - лето 1970 г. В это же время ВВС изменили требования по максимальной скорости у земли до 1200 км/ч, что поставило проект под угрозу полной переработки. К концу 1971 г. удалось согласовать изменение требований по максимальной скорости до 1000 км/ч (0.82 М). Проектирование Т-8 возобновилено в январе 1972 г. после того, как П.О.Сухой утвердил общий вид штурмовика (06.01.1972 г.) и подписал приказ о начале рабочего проектирования самолета. Руководителем проекта назначен М.П,Симонов, ведущим конструктором - Ю.В.Ивашечкин. С августа 1972 г. главный конструктор Т-8 - О.С.Самойлович, ведущий конструктор с 25.12.1972 г.  - Ю.В.Ивашечкин (он же главный конструктор с 6 октября 1974 г.). Макет самолета принят комиссией в сентябре и постройка опытного экземпляра началась в конце 1972 г. Первый полет прототип Т-8-1 совершил на аэродроме ЛИИ в г.Жуковском 22 февраля 1975 г.  (пилот - В.С.Ильюшин). Второй опытный самолет с некоторыми изменениями в конструкции (Т-8-2) вышел на испытания в декабре 1975 г.

Летом 1976 г. на опытных самолетах заменили двигатели на более мощные Р-95Ш, изменили некоторые элементы конструкции (1978 г.) - обновленные прототипы получили наименование Т-8-1Д и Т-8-2Д. В июле 1976 г. Т-8 получил название "Су-25" и началась подготовка к серийному производству на авиазаводе в Тбилиси (первоначально предполагалось развернуть производство в Польше). Тактико-технические требования к штурмовику Су-25 с двигателем Р-95Ш, измененным составом БРЭО - по типу Т-8-1Д -  утверждены министерством обороны СССР только 9 марта 1977 г. и обсуждены с 11 по 24 мая 1977 г. на макетной комиссии.

Информация о самолете и условное наименование RAM-J появились на Западе в 1977 г. по данным космической разведки (RAM = Ramenskoye, ж.д. станция вблизи аэродрома ЛИИ). Первая  серийная  машина (Т-8-3) выпущена в Тбилиси в 1978 г. и совершила первый полет 18 июня 1979 г. (пилот - Ю.А.Егоров). Государственные испытания самолета проходили (первый этап) с марта по 30 мая 1980 г. (завершены в декабре 1980 г.). Производство двухместных Су-25УБ/УТ/УТГ и одноместного Су-39 велось на авиазаводе в Улан-Удэ. В марте 1981 г. подписан акт об окончании государственных испытаний самолета и он рекомендован к принятию на вооружение ВВС СССР. В апреле 1981 г. самолет начал поступать в строевые части. С июня 1981 г. Су-25 принимали участие в боевых действиях в Афганистане. Официально Су-25 принят на вооружение в 1987 г.

Всего до 2000 г. произведено 1320 Су-25 и его модификаций. 8 октября 2009 г. объявлено о возобновлении закупок для ВВС России самолетов Су-25 (модификация Су-25СМ).

Неофициальное устоявшееся название самолета - "Грач" - закрепилось за самолетом после боевого применения в Афганистане в начале 1980-х годов.
 
Двигатели:
- Аванпроект 1968 г. - 2 х АИ-25Т тягой по 1750 кг. 
 
- Проект Т-8 (1970 г.) - рассматривалась возможность установки более мощного форсированного варианта АИ-25Т (НИОКР велись в ОКБ В.Н.Лотарева), двигателей ТР7-117, Р53Б-300 и АЛ-29.
 
- Т-8-1, Т-8-2 - 2 х бесфорсажный Р-9-300 (модификация РД-9Б/Р-9Б) с тягой по 2700 кг, в 1976 г. заменены на Р-95Ш.

- Т-8-1Д,  Т-8-2Д , Т-8-3, первые серии Су-25 (до 1987 г.)  - 2 х ТРДД Р-95Ш  (модернизированный бесфорсажный Р-13Ф-300) тягой по 4100 кг на чрезвычайном режиме; сопло и воздухозаборник нерегулируемые, запуск электрический.
Удельный расход топлива - 1.28 кг/кгс в час
 
- Су-25 (с 1987 г.) / Су-25УТ / Су-25Т / Су-25БМ - 2 х ТРДД Р-195 с тягой  по 4300 кг / 4500 кг на чрезвычайном режиме. Увеличен ресурс, уменьшен расход топлива, снижено ИК-излучение двигателя. Двигатель взаимозаменяем с Р-95Ш.
Топливо - авиационный керосин, бензин, дизельное топливо
Длина двигателя - 7880  мм
Диаметр - 805 мм
Диаметр сопла - 547 мм
Масса сухая - 574 кг
Расход топлива - 0,89 кг/кгс в час
Расход воздуха - 66 кг/с
Температура  газа перед турбиной - 930 град.С
Межремонтный ресурс - 500 часов
 
- Су-25 (план модернизации по состоянию на 1997 г.) - двухконтурный ТРД Р-295 тягой по 5000 кг на чрезвычайном режиме (по другим данным 5200 кг на максимале или на чрезвычайном режиме).

Конструкция - самолет нормальной аэродинамической схемы. На стадии проекта Т-8 (1970 г.) прорабатывалось использование комбинированной титаново-алюминиевой брони с резиновой прослойкой. В конструкции серийного Су-25 используются: алюминиевые сплавы Д-16, В-95, АК4-1, ВАЛ-10, AMR3 и AMR6 (до 60% массы планера), магниевые сплавы МА8, МА14Т, МЛ54 (2% массы планера), титановые сплавы ОТ4-1, ВТ20, ВТ5Л (13.5% массы планера), сталь ВНС-2, 30ХГСА, ВИЛ-3 и 12Х18Н10Т (19% массы планера) и другие материалы (3% массы планера). В бронировании кабины используется титановая броня АБВТ-20 толщиной от 10 до 24 мм.


Компоновка Су-25 (Бедретдинов И., Штурмовик ОКБ П.О.Сухого СУ-25. М., 1995 г.)


Компоновка носовой части Су-25 (там же)
 
Бронирование (Су-25):
- толщина бортов бронекабины - 24 мм (титан)
- задняя стенка бронекабины - 10 мм (титан)
- лобовая стенка бронекабины - 24 мм (титан)
- днище бронекабины - 10 мм (титан)
- лобовой бронеблок - 57 мм
- выдерживает до 50 попаданий 12,7 мм пуль
- диаметр тяг управления - 40 мм
- лобовое стекло - 65 мм бронированный триплекс.
- бронеспинка пилота  - 6 мм.

Топливная система состоит из 4-х топливных баков - 2 в фюзеляже и по 1 в каждом из крыльев. Топливные баки самолета протектированы пористым материалом-заполнителем, дополнительное бронирование между двигателями и фюзеляжем, бронекабина пилота выполнена из титана; в соплах двигателей установлена система  постановки  дымовой завесы
 
Шасси - основное - 2 стойки с тормозными колесами КТ-136Д (840х360 мм), рулевое - нетормозное колесо КН-21 (660х220 мм)
 
Для торможения на пробеге используется тормозной двухкупольный парашют ПТК-25 с крестообразными куполами 2 х 25 кв.м.

ТТХ самолета Су-25:
Экипаж - 1 чел. (УТ-модификации - 2 чел.)

  Су-25 Су-28
Длина 15,53 м (с ПВД)
14.59 м (без ПВД)
15,55 м (с ПВД)
Размах крыла
14,36 м (все модификации)  
Размах стабилизатора 4,65 м (все модификации)  
Высота 4,8 м  
Площадь крыла
30,1 кв.м (все модификации)  

Площадь тормозных щитков на концах крыла - 1.2 кв.м у первых серийных и 1.8 кв.м (1987 г.)
Стреловидность крыла по передней кромке - 19 град 54'
Угол поперечного V крыла - -2.5 град.
Угол поперечного V стабилизатора - +5 град.
Колея шасси - 2,51 м
База шасси - 3,57 м

  Проекты и т.п. Су-25 первых серий Су-25 с двигателями Р-195 Су-25УТ Су-25УБ
Масса максимальная   17350 кг - 17530 кг
- 17000 кг (грунтовый аэродром)
17222 кг (с 4 ПТБ)  
Масса нормальная - 8000 кг (аванпроект 1968 г.)
- 10530 кг (ТТЗ ВВС 1971 г.)
14250 кг 14530 кг 13200 кг 15200 кг
Масса посадочная     - 10800 кг (норма)
- 13300 кг (максимальная)
- 12000 кг (норма)
- 13200 кг (макс.)
 
Масса пустого   9430 кг 9500 кг (9315 кг по др.данным)
   
Масса топлива     3000 кг (3500 л, внутренние баки) 2725 кг (внутренние баки)  
Масса полезной нагрузки - 2500 кг (аванпроект 1968 г.)
- 1000-3000 кг (требования конкурса 1969 г.)
- 1000-4000 кг (ТТЗ ВВС 1971 г.)
- 4000 кг (Т-8-1Д в ходе испытаний в Афганистане, 1980 г.)
- 1000-4000 кг  (Су-25  первых  серий,  норма-максимум)
- 1340-4340 кг (по др.данным)
1400-4400 кг (норма-максимум)
   

Масса бронирования - 1100 кг (проект и Су-25 образца 1987 г.)
 
Топливо размещается в пяти топливных баках общей эксплуатационной ёмкостью 3660 л. (фюзеляж - 2386 л, каждое крыло - по 637 л).

  Проекту и конкурсы Су-25 с двигателями Р-95Ш Су-25 с двигателями Р-195 Су-25УТ
Скорость максимальная   - М 0.71
- 950-970 км/ч (у земли)
- М 0.82
- 975 км/ч (у земли)
- 1000 км/ч (на высоте)
950 км/ч
Скорость крейсерская 500-800 км/ч (требования конкурса 1969 г.)      
Скорость взлетная       - 225-235 км/ч (Су-25УТ без ПТБ)
- 245-255 км/ч (Су-25УТ с ПТБ)
Скорость посадочная     200-225 км/ч 210-220 км/ч
Скороподъемность     72 м/с 85 м/с
Потолок практический     - 7000 м
- 30-5000 м (боевой)
7000 м
Дальность полета 750 км (у земли, требования конкурса 1969 г.) - 1850 км (4 х ПТБ, перегоночная)
- 510  км  (полезная нагрузка 1000 кг без ПТБ, Lo-Lo-Lo)
- 1250 км (с полезной нагрузкой и 2 х ПТБ, Hi-Lo-Hi)
- 750 км (с полезной нагрузкой и 2 х ПТБ, Lo-Lo-Lo)
- 2150 км (перегоночная, 4 х ПТБ по 1150 л)
- 1050 км (без ПТБ, Hi-Hi-Hi)
- 560 км (без ПТБ, Lo-Lo-Lo)
Радиус действия боевой     250-300 км (без ПТБ, на разных режимах полета) 300 км
Максимальная эксплуатационная перегрузка   - 5,2 G (Су-25 с двигателями Р-95Ш с максимальной полезной нагрузкой 4340 кг)
- 6,5 G (Су-25 с двигателями Р-95Ш, полезная нагрузка 1340 кг)
от -2 до +8 G (технические ограничения по прочности планера)  
Минимальный радиус виража   - 570 м (высота 1500 м, скорость 460 км/ч, полезная нагрузка 1500 кг)
- 680 м (высота 1500 м, скорость 555 км/ч, полезная нагрузка 1500 кг)
  450 м
Разбег   - 550-600 м (бетонная ВПП)
- 900-1200 м (грунтовый аэродром в зависимости от массы)
  - 450-500 м (без ПТБ)
- 700-800 м (с ПТБ)
Пробег   - 400 м (с тормозным парашютом)
- 550-600 м (бетонная ВПП)
- 650-750 м (грунтовый аэродром)
  500 м

Скорость в установившемся режиме пикирования под углом 30 град. - 700 км/ч

Ресурс планера - 2000 часов
Продолжительность налета на один сбитый самолет в условиях  антипартизанской войны в горной местности (по Афганистану) - 2800 часов;

Вооружение - при проведении конкурса в 1969 г. были выдвинуты следующие требования по вооружению - калибр бомб от 100 до 500 кг, НУРСы калибром от 57 до 240 мм, ракеты класса "воздух-воздух" ближнего воздушного боя. На серийном Су-25 вооружение располагается на 8 узлах подвески (БД3-25, грузоподъемность по 500 кг или многозамковые держатели МБД-2-67У) для ударного вооружения и 2 точки подвески ПУ АПУ-60 (или аналогичного) для ракет "воздух-воздух" под крылом и 1 узел подвески  под фюзеляжем предназначается только для подвески контейнеров с пушками; в процессе модернизации (планы 1997 г) на уже выпущенных самолетах предполагалось установить до 2-х подкрыльевых двухбалочных держателя, что позволило бы увеличить число ПТБ до 4 шт.
 
Артиллерийское:
Су-25 / Су-25УБ - встроенная 30 мм двухствольная пушка  ГШ-2-30 / 9А623 в неподвижной пушечной установке НППУ-8 (3000 вытр/мин, слева в носовой части фюзеляжа) с боекомплектом 250 снарядов,  применяются контейнеры УПК-23-250 или  СППУ-22,  в  т.ч.  с  установкой
стволами назад по полету;
 
Ракеты класса "воздух-воздух":
Су-25 - 2 ракеты Р-60 (Р-60М)  на  внешних подкрыльевых узлах подвески; Р-73 (до 4 шт) в процессе модернизации (планировалась в 1997 г.).
 
Ракетно-бомбовое вооружение класса "воздух-поверхность" и др.полезная нагрузка:
Су-25:
1) Управляемые ракеты - до 4-х шт. Х-23, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-58, так же  применяются корректируемые авиабомбы КАБ-500  (до 2-х шт.); за время войны в Афганистане Су-25 примелили 139 УР.
2) Неуправляемые ракеты (на 8 точках подвески) в блоках (калибр 57-122 мм) и по-одиночке (типа С-24, С-25);
3) Свободнопадающие бомбы калибра 50-100 кг (до 32 шт.  на многозамковых держателях)  и  250-500  кг (до 8 шт., разных типов, в т.ч. БетАБ, ОФАБ-250ШП, ОДАБ-500П и др.);  так же РБК-250, РБК-500 и ЗБ-500 (до 8 шт), контейнеры малогабаритных грузов (КМГУ, применялись для минирования местности на скорости 700-750 км/ч с высоты 900-1000 м).
4) Подвесные  топливные  баки ПТБ-800 (800 л) и по 1150 л - до 4-х шт. под крылом, штатно - 2 шт;
 
Су-25 с НУР С-24 на подвеске
 
Оборудование:
Проект Т-8 (1970 г.) - на первом этапе проектирования предполагалось использовать прицел АСП-ПФ, бомбардировочный прицел РБК-3, лазерный дальномер-целеуказатель "Фон". В дальнейшем, к запуску в серийное производство предложено установить прицельно-навигационное оборудование истребителя-бомбардировщика Су-17.
 
Су-25 - прицельный комплекс аналогичен комплексу Су-17М-2 (Су-17М3 по др.данным):
- оптический стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8 (прицеливание пушки, бомбометание, пуск ракет)


Вид поля прицела АСП-17БЦ-8 штурмовика Су-25, Аргандабское ущелье, провинция Кандагар, Афганистан, 1987 г.

- лазерный дальномер-целеуказатель "Клен-ПС" (наведение УР с лазерными ГСН, измерение прямой дальности до цели)
- навигационный  комплекс  КН-23-1 (включает в себя инерциальную курсовертикаль ИКВ-1,  допплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7 и систему  ближней  навигации  РСБН-6С)
- автоматический радиокомпас АРК-15
- датчик  угла атаки и скольжения ДУА-3М
- радиовысотомер РВ-5М (А-031)
- система предупреждения об облучении РЛС СПО-15 "Береза"
- радиостанция Р-862 метрового и дециметрового диапазона, УКВ-радиостанция Р-828 "Эвкалипт" для  связи  с наземными войсками (с 1987 г. в серии)
- ответчик системы госопознавания СО-69
- с 1987 г. на серийных самолетах устанавливаются кассеты АСО-2В с устройством выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей (до 2-х шт. над двигателями, общий боекомплект - 256 патронов)
- катапультное кресло К-36Л (облегченный вариант К-36Д, без ограничителей разброса рук, дефлектора и системы подтягивания ног, катапультирование во всем диапазоне высот на скорости 0-1000 км/ч)

Аэродромное оборудование для подготовки к вылету может перевозится в подвесных контейнерах АМК-8; на внешней подвеске может применяться (к 2001 г.) станция активных радиотехнических помех СПС-141МВГ.
 
Су-25 модернизация (данные за 1997 г.) - предполагалось установить новый прицельно-навигационный комплекс на строевые самолеты с нашлемным прицелом-целеуказателем. 

Су-25СМ (данные за 2012 г.) - прицельно-навигационный комплекс ПрНК-25СМ "Барс".  В его состав, среди прочего, входят системы обработки и отображения информации, спутниковой и ближней навигации, станция радиотехнической разведки, цифро-аналоговая система управления оружием, а также бортовая система сбора, обработки и регистрации полетной информации "Карат-Б-25".

Модификации:
- Т-8-1 / Т-8-2 - первые прототипы Су-25 (1975 г.) с двигателями Р-9;

- Т-8-1Д / Т-8-2Д - доработанные  под  двигатели  Р-13Ф-300  прототипы (1976 г.);

- Т-8-3 - первый серийный Су-25 (1978 г.) с двигателем Р-95Ш;


Один из предсерийных Т-8 или Су-25 первых серий выпуска в Музее ВВС в Монино (Мировая авиация. №104 / 2011 г.).

- Су-25 - серийный штурмовик (1978 г.). В 1981-1982 г.г. по итогам применения в Афганистане в серии дорабатываются некоторые элементы конструкции, БРЭО, устанавливаются блоки ИК-ловушек. К 1987 г. еще более усилено бронирование, двигатели заменены на Р-195, увеличено количество ИК-ловушек путем установки дополнительных кассет АСО-2В (всего 256 ловушек).

- Т-8-6 - опытный прототип на котором дорабатывалась пушечная артиллерийская установка Су-25 (примерно 1981 г.). В 1981 г. в серии испытаний из-за невыхода передней стойки шасси самолет был посажен на грунт. Самолет восстановлен.

- Т-8-10 - опытный прототип (примерно 1982 г.). В 1982 г. при испытаниях в Тбилиси из-за невыхода передней стойки шасси самолет был посажен на грунт. Самолет восстановлен.
- Су-25К - экспортная "коммерческая" модификация Су-25 (в 1982 г.  уже поставляется за границу), производился до 1991 г.;

- Т-8М-1 - первый экземпляр Су-25Т, создан путем переделки недостроенного Т-8УБ (сборка завершена в Тбилиси в 1984 г.,  первый полет совершил 17 августа 1984 г.,  пилот - А.Н.Исаков),  построено 3  летных прототипа и 1 для статиспытаний (1985-1986 г.г.);

- Т-8УБ-1 / Т-8УБ-2 - прототипы учебно-боевого Су-25УБ. начало НИОКР - 1970 г., начало производства прототипа - 1982 г., испытания  - 1984-1987 г.г. (1985 г. по др.данным).
 
- Су-25УБ - серийный учебно-боевой самолет (в серии с 1984 г.), экипаж - 2 чел., производился на заводе в г.Улан-Удэ; самолет оснащен комплексом вооружения идентичным Су-25.


Су-25Уб борт №79 красный на авиабазе в Липецке, май 2011 г. (фото - Сергей Животиков, http://russianplanes.net).

- Су-25УТ / Су-28  -  учебно-тренировочный самолет начального обучения, первый полет совершил в августе 1985 г., серия - с 1987 г., без вооружения, экипаж - 2 чел; не бронирован.


Учебно-тренировочный самолет Су-28 (Мировая авиация. №104 / 2011 г.).
 
- Су-25Т (Т-8М-3) / Су-25ТМ (Т-8М-10, с 1996 г.  - Су-39) / Су-25ТК - модернизированный противотанковый вариант Су-25, НИОКР начаты в 1980 г.,  первый полет - август 1984 г.,  Су-25ТК -  экспортный вариант  (реально  построен  не был),  фюзеляж подобен Су-25УБ, увеличено количество топлива,  снижена в 10  раз  ИК  сигнатура двигателей,  испытания закончены в 1990 г. (Су-25Т), серийное производство на заводе в Улан-Удэ начато в 1991  г.  (Су-25Т), в  1996 г.  самолет официально принят на вооружение под названием Су-39 (Су-25ТМ);  в дальнейшем предполагается увеличить рабочий потолок до 10000 м и дальность на 30%. Материал по этой модели самолета выведен в отдельную статью.

- Су-25УТГ - палубный учебно-тренировочный самолет (НИОКР и первый полет -  1987  г., серийное производство в Улан-Удэ начато в 1988 г., первая  посадка  на  авианосец  "Тбилиси" - 01.11.1989 г.), самолет оборудован крюк-гаком, до 1991 г.г. производился серийно;
 
- Су-25УБК -  экспортная  "коммерческая" модификация  Су-25УБ (первое упоминание в прессе - 1988 г.), производилась серийно до 1991 г.

- Т-8-15 - в 1989 г. самолет представлен на авиасалоне в Ле-Бурже как Су-25, двигатели Р-195 на самолете в связи с "выездом" за рубеж были заменены на Р-95Ш.
 
- Су-25БМ - буксировщик мишеней (начало производства в Тбилиси - 1989 г., первое упоминание  в  прессе  -  1993 г.), в составе 186-го истребительно-штурм ового авиаполка (ишап) применяется в Таджикистане (типовая нагрузка - 6 х ОФАБ-250,  2 х ПТБ и 2 ракеты Р-60). Всего произведено 50 шт. Буксирует мишени "Комета", сбрасывает пикирующие мишени  ПМ-6 и парашютные мишени М-6.
 
- Су-25СМ - модернизация строевых Су-25, проведена в период с 1997 г. по 2008 г.  По состоянию на август 2008 г. (Грузино-Осетинский конфликт) какое-то количество есть в ВВС и применялись в ходе боевых действий. 8 октября 2009 г. объявлено о возобновлении закупок для ВВС России самолетов Су-25 (модификация Су-25СМ). Производство ведется заводом в Улан-Удэ. Обновлено БРЭО самолета, в кабину добавлен ИЛС и многофункциональный LCD-дисплей. По итогам открытого аукциона 7 ноября 2011 г. заключен контракт № Р/4/1/7-11-ДОГОЗ между Министерством обороны России и ОАО "Авиаремонт" на выполнение работ по ремонту с модернизацией самолетов типа Су-25 в вариант Су-25СМ в количестве 36 единиц. Согласно констракту планировалось  до 1 декабря 2011 г. (!!) получить первые 8 Су-25СМ, в 2012 г. - 16 Су-25СМ и в 2013 г. - 12 Су-25СМ. сумма контракта 4.6 млрд руб. Акты о передаче первых 8 Су-25СМ подписаны 30.11.2011 г. - самолеты получены авиагруппой в/ч 62231-7 авиабаза Черниговка, Приморье (источник).






Су-25СМ на авиабазе в Кубинке, 22.03.2012 г. (фото - Владимир Язынин,  Евгений Волков и Александр Мартынов, http://russianplanes.net).

- Су-25КМ - вариант модернизации Су-25 ВВС Грузии. Модернизация осуществляеся Израилем и включает в себя замену электроники и адаптацию под боеприпасы стран НАТО.

- Су-25УБМ - модернизированный всепогодный учебно-боевой самолет, предназначен для подготовки летчиков Су-25СМ и Су-39. Проектировался на базе Су-25УБ. Комплекс бортового оборудования "Барс-2" с системой обработки и отображения информации, РЛПК "Копье", система ближней навигации, система спутниковой навигации, станция радио-технической разведки. Предположительно самолет может использоваться в качестве воздушного командного пункта группы штурмовиков. Самолет может применяться в варианте самолета палубного базирования. Первый полет совершен 6 декабря 2008 г. на аэродроме Кубинка под Москвой.В декбаре 2009 г. завершен первый этап испытаний самолета. В течение 2010 г. планировался выпуск установочной серии и с 2011 г. планировалось приступить к серийному производству. Государственные испытания успешно завершены к 28.12.2011 г. (подписан Акт), самолет рекомендован к серийному производству. В 2012 г. будут продолжены испытания боевых возможностей прицельно-навигационного комплекса, в состав которого входят системы обработки и отображения информации, ГЛОНАСС, ближней навигации, станция радиотехнической разведки и другие системы в Государственном летном испытательном центре (ГЛИЦ) имени В.П. Чкалова (г. Ахтубинск, Астраханская обл.)
Точность бомбометания - 10-15 м (с высоты горизонтального полета 200-300 м)
Точность определения координат самолета:
- 200 м
- 10-15 м (с использованием системы спутниковой навигации)
Скорость максимальная - 950 км/ч
Радиус действия боевой - 300 км


Возможно прототип Су-25УБМ, аэродром Кубинка, 28.04.2009 г. (http://photo.strizhi.info).


Статус: СССР / Россия - в ходе боевых действия в Афганистане потеряно 23 самолета;
- 1980 г.  март - министром обороны СССР Д.Ф.Устинова принято решение об отправке 2 самолетов (Т-8-1Д и Т-8-3) для испытаний в Афганистан (операция "Ромб", база ВВС Шинданд);

- 1980 г. 16 апреля - начало операции "Ромб", самолеты прибыли на базу Шинданд в Афганистан.

- 1981 г. 4 февраля - начато формирование первой строевой части с  Су-25 - 200-й отдельной штурмовой эскадрильи 80-го отдельный штурмового авиаполка (ОШАП) в Ситал-Чае (65 км от Баку); 

- 1981 г. апрель - 80-й ОШАП получил первые 12 самолетов и 19 июня в Афганистан (аэродром Шинданд) вошла 200-я отдельная штурмовая эскадрилья полка. 

- 1981 г. 18-19 июня - перебазирование в Афганистан 200-й эскадрильи, Су-25 начали принимать принимали участие в боевых действиях в Афганистане.

- 1982 г. - производство на заводе в Тбилиси вышло на плановый уровень.

- 1983 г. - на вооружении как минимум 25 самолетов Су-25;

- 1984 г. 16 января - в Афганистане впервые Су-25 сбит ПЗРК "Стрела-2М" (пилот - подполковник П.В.рубин, в районе селения Ургун).

- 1984 г. - до конца года в Афганистане ПЗРК сбиты 5 Су-25. В течение года количество Су-25 в Афганистане доведено до авиационного полка.

- 1986 г. апрель - первое применение с Су-25 в Афганистане УР Х-25МЛ и Х-29Л.

- 1986 г. ноябрь - в Афганистане после начала применения ПЗРК "Стингер" за две недели сбито 4 Су-25, погибли 2 пилота.

- 1986 г. - к концу года на заводе в Улан-Удэ выпущено 25 Су-25УБ с начала серийного производства (1984 г.).

- 1988 г. 4 августа - Су-25 полковника А.Руцкого сбит пакистанским F-16 ракетой AIM-9L Sidewinder.

- 1989 г. 23 января - в Афганистане потерян последний перед выводом войск Су-25 (не подтверждено). Общее количество Су-25 воинского контингента в Афганистане к моменту вывода - около 50 штук, всего совершено 60000 вылетов, суммарные потери - 23 шт. по один и 34 шт по др.данным (24 в воздухе и 10 на земле).

Потери Су-25 в Афганистане (1981-1989 г.г., данные Марковского и Бедретдинова):
№пп Дата Пилот Обстоятельства
01 14.12.1981 г. капитан М.Дьяков, погиб Столкновение с горой на выходе из атаки
02 14.04.1983 г. катапультировался, пилот жив Разбился на взлете
03 16.01.1984 г. подполковник П.Рубан, катапультировался, погиб Сбит ПЗРК в районе Ургун
04 20.09.1984 г. пилот жив Разбился на посадке во время перегона в Баграм
05 10.12.1984 г. ст.лейтенант В.Заздравнов, погиб Сбит в районе Панджшерского ущелья
06 22.07.1985 г. ст.лейтенант С.Шумихин, погиб Сбит ДШК в Панджшерском ущелье
07 06.04.1986 г. полковник А.Руцкой, катапультировался, жив Сбит ПЗРК и зенитным огнем в районе Хоста
08 23.08.1986 г. катапультировался, пилот жив Сбит ПЗРК в районе иранской границы
09 02.11.1986 г. ст.лейтенант А.Баранов, погиб Сбит в темное время суток
10 18.11.1986 г. катапультировался, пилот жив Сбит ПЗРК
11 20.11.1986 г. лейтенант И.Алешин, погиб Сбит ПЗРК в районе Саланга
12-13 03.12.1986 г. катапультировался, пилот жив Сбит ПЗРК в районе Райан
14 21.01.1987 г. ст.лейтенант К.Павлюков, катапультировался, погиб Сбит ПЗРК на взлете с аэродрома Баграм
15 28.01.1987 г. катапультировался, пилот жив Сбит ПЗРК в районе Хоста
16 05.02.1987 г. капитан М.Бурак, погиб Сбит зенитным огнем во время ночного вылета
в районе Кандагара
17 02.04.1987 г. катапультировался, пилот жив Сбит ПЗРК
18 01.06.1987 г. катапультировался, пилот жив Сбит ПЗРК в районе аэродрома Кандагар
19 20.06.1987 г. ст.лейтенант В.Палтусов, погиб Сбит ДШК или разбился при возвращении
20 13.09.1987 г. ст.лейтенант В.Земляков, погиб Сбит зенитным огнем или ПЗРК в районе Бараки
21 26.12.1987 г. майор А.Плюснин, погиб Сбит ПЗРК во время ночного вылета
22 17.03.1988 г. катапультировался, пилот жив Сбит ПЗРК или потерян во время учебного пуска в районе аэродрома Баграм
23 07.06.1988 г. погиб часовой уничтожен при обстреле аэродрома Кандагар
24-31 23.06.1988 г.   уничтожены при обстреле аэродрома Кабул
32 04.08.1988 г. полковник А.Руцкой, катапультировался, жив Сбит истребителем F-16 ВВС Пакистана
33 27.10.1988 г. пилот жив Самолет поврежден при посадке и позже уничтожен при обстреле аэродрома
34 07.01.1989 г. ст.лейтенант Е.Гордиенко, погиб Сбит над ущельем Джанез


- 1989 г. - в Тбилиси начато производство Су-25БМ, всего выпущено 50 шт.

- 1990 г. - официально  на вооружении ВВС СССР  состоят  Су-25, Су-25Т и Су-25УБ;

- 1991 г. - всего произведено промышленностью за все время около 500 шт.  Су-25 (в т.ч.  ок.250 шт.  на экспорт), 350 шт. Су-25УБ/УТ и 8 из 10 заказанных Су-25Т; серийное производство Су-25 прекращено;

- 1994 г. - на  вооружение принят Су-25Т (завод в Тбилиси передал России партию собранных самолетов), всего на вооружении разных модификаций Су-25 - фронтовых штурмовиков - 192 шт.; штурмовиков авиации ВМФ - 55 шт.

- 1997 г. - Су-39 предлагается на экспорт. Всего выпущено промышленностью СССР и России более 1000 шт. Су-25 (в т.ч. 300 Су-25УБ). По непроверенным отечественным данным на вооружении ВВС 300 шт, разных модификаций и в авиации ВМФ 100 шт.
 
 
Поврежденный Су-25 российских ВВС после боевого вылета
(Август 2008 г., Грузино-осетинский конфликт)

- 2009 г. 8 октября - объявлено о возобновлении закупок для ВВС России самолетов Су-25 (модификация Су-25СМ).

- 2011 г. - по данным СМИ в течение 2011 г. ВВС России (в части штурмовой авиации Восточного военного округа) получили 12 Су-25СМ. В начале 2012 г. ожидается поступление такой же партии Су-25СМ дополнительно.

- 2011 г. 28 декабря - подписан акт об успешном завершении государственных испытаний штурмовика Су-25УБМ.

- 2012 г. 20 февраля -  со ссылкой на представителя пресс-службы Минобороны по ВВС полковника Владимира Дрика ИА "Интерфакс" сообщает, что планируется до 2020 г. провести модернизацию до уровня Су-25СМ 80 штурмовиков Су-25. В настоящее время в частях ВВС около 30 модернизированных по стандарту Су-25СМ самолетов.

- 2013 г. 23 сентября - в 20-17 московского времени во время выполнения планового учебно-тренировочного полета пропала отметка на средствах отображения радиолокационного контроля от самолета Су-25 Южного военного округа. По докладу с места происшествия, пилот отвел машину от ближайшего населенного пункта и пытался посадить ее на грунт. От соприкосновения с землей самолет взорвался. Пилот погиб. Полет выполнялся без боекомплекта с аэродрома «Приморско-Ахтарск» Краснодарского края (источник).

- 2013 г. 03 октября - Министерство обороны сообщает, что до конца года на авиабазы Южного ВО (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область) поступит несколько самолетов Су-25СМ.

Применение Су-25СМ в ходе воздушной операции ВВС России в Сирии (2015 г.):
Дата Информация Министерства обороны России Информация из других источников
30.09.2015 В первый день воздушной операции ВВС России в Сирии всеми самолетами группы выполнено 20 вылетов. Нанесены удары по 8 объектам боевиков. Поражены склады боеприпасов, вооружений, горюче-смазочных материалов, скопления военной техники. Командные пункты управления формированиями боевиков в горной местности полностью уничтожены (источник). В составе авиагруппы 12 штурмовиков Су-25СМ. Самолеты были перебазированы в Латакию (авиабаза Хмеймим, Сирия) параллельно с проведением военных учений "Центр-2015" и предшествующей им внезапной проверки Центрального военного округа, которые проводились с 11 по 20 сентября (источник).
30.09.2015 (ночь) Авиагруппа продолжила нанесение ударов по объектам боевиков. Ночью атакованы 4 объекта. Всего было совершено восемь вылетов фронтовых бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25СМ. Уничтожены штаб террористических формирований и склад боеприпасов в районе города Идлиб, а также трехуровневый укрепленный командный пункт боевиков в районе населенного пункта Хама. Сообщается, что полностью уничтожен завод по изготовлению взрывчатых веществ и боеприпасов севернее города Хомс, на котором начинялись взрывными устройствами автомобили смертников (источник).
01.10.2015
Ударные самолеты продолжали наносить точечные удары по инфраструктуре боевиков. Су-24М и Су-25 совершили восемь вылетов по пяти объектам. Данными объективного контроля, полученными из различных источников, в том числе космической разведки и беспилотных летательных аппаратов, подтверждается полное уничтожение самолетами Су-24М командного пункта боевиков на северной окраине Джиср-Эш-Шугур в провинции Идлиб (источник).

Кроме того, штурмовики Су-25СМ нанесли удар по полевому лагерю боевиков в районе Маарет-Эн-Нууман, провинция Идлиб. Были полностью разрушены бункеры, а также склады оружия и горюче-смазочных материалов (источник).

02.10.2015
Совершено 14 вылетов самолетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ, в ходе которых было нанесено шесть ударов по объектам боевиков. Так, в районе населенного пункта Хан-Шейхун, провинция Идлиб, точечными ударами бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25СМ был разрушен пункт управления вооруженных формирований (источник).
03.10.2015 Совершено 20 вылетов самолетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ. Нанесены удары по 10 объектам. В частности, штурмовиками Су-25СМ атакован лагерь подготовки террористов в районе Кесладжук, провинция Идлиб. В результате удара уничтожены укрытия боевиков и мастерская по изготовлению самодельных взрывных устройств, в том числе "поясов шахидов".

Самолетами Су-24М и Су-25СМ были нанесены три последовательных удара по пункту управления и складу боеприпасов недалеко от города Маарет-эн-Нууман. Все цели уничтожены (источник).
 
04.10.2015 Авиация нанесла точечные удары по девяти объектам в Сирии. Всего было совершено 25 вылетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ. Штурмовиками Су-25СМ нанесен удар по лагерю подготовки в районе Джиср-Эш-Шугур (провинция Идлиб). Уничтожены строения, в которых находился склад с боеприпасами террористов. При проведении воздушной разведки беспилотными летательными аппаратами в районе Джабель Коба (провинция Идлиб), была обнаружена огневая позиция артиллерии боевиков. Ударом штурмовиков Су-25СМ по данной цели уничтожено три артиллерийских орудия и полевой склад с боеприпасами. В лесистой местности в районе города Идлиб была вскрыта замаскированная база террористов, на которой находилось около 30 автомобилей и единиц бронетехники, в том числе захваченные ранее у сирийской армии танки Т-55. По объекту нанесено шесть авиационных ударов, в результате которых техника боевиков была полностью уничтожена (источник).  
05.10.2015 Днем с авиабазы "Хмеймим" совершено 15 боевых вылетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ. На востоке провинции Хомс, недалеко от города Тадмор, боевая пара штурмовиков Су-25СМ, а также бомбардировщик Су-24 нанесли удары по двум районам сосредоточения техники. Всего уничтожено около двадцати единиц средних танков Т-55, захваченных боевиками ранее у сирийской армии. В результате детонации боекомплекта и топлива боевых машин возникли многочисленные очаги возгорания.

Ночью в лесистой местности в районе города Идлиб уничтожено около 30 единиц автомобильной и бронированной техники, в том числе танки. "Несмотря на то, что изображение, которое дает БПЛА (беспилотники) понятно только специалистам, мы имеем неопровержимые данные разведки, в том числе переговоров боевиков в этом районе, об уничтожении и выводе из строя боевых машин террористов".

Там же штурмовиками Су-25СМ нанесен удар по району сосредоточения инженерной техники боевиков. В результате этого уничтожено инженерное вооружение и техника, захваченные ранее у сирийской армии. Так же в окрестностях Тадмора российской бомбардировочной авиацией подверглись удару два склада с боеприпасами террористов, один их которых находился на территории соляного завода. Оба объекта поражены прямыми попаданиями корректируемых авиабомб. Данные объективного контроля подтверждают полное уничтожение складов.

Так же сообщается, что две пары Су-25СМ нанесли удары по пункту управления и узлу связи террористов, расположенным в горном массиве Джебель-Батра, и штабу боевиков в горах Джебель-Мгар провинции Дамаск - "в результате прямых попаданий корректируемых авиабомб объекты были уничтожены" (источник).
 
06.10.2015 Самолеты авиагруппы совершили около 20 боевых вылетов. Су-34, Су-24М и Су-25СМ нанесли удары по 12 объектам тыловой инфраструктуры, пунктам управления, лагерям подготовки и базам боевиков. Штурмовиками Су-25СМ атакован опорный пункт боевиков на высоте Телу-Дакуа (провинция Дамаск).
Так же в провинции Идлиб боевая пара штурмовиков Су-25СМ атаковала полевой лагерь террористов группировки. "В результате воздушного удара отмечены многочисленные разрушения построек и сооружений, использовавшиеся террористами для хранения взрывчатых веществ, материально- технических и продовольственных запасов".

Кроме того, в районе Кафер-Авайд (провинция Идлиб) удару двух российских штурмовиков Су-25 подвергся полевой лагерь. "По данным радиоперехватов, на территории этого лагеря фиксировались переговоры на нескольких иностранных языках, что говорит о том, что на данной базе велась подготовка иностранных боевиков" (источник).
 
07.10.2015 Ночью авиагруппа ВВС России совершила 22 боевых вылета и нанесла удары по 27 объектам. Самолеты атаковали опорные пункты боевиков в провинции Хомс и полностью разрушили фортификационные сооружения. Бомбардировщиками Су-25СМ и Су-34 атаковано восемь опорных пунктов боевиков в провинции Хомс. В результате огневого поражения целей полностью разрушены фортификационные сооружения боевиков.

Су-25СМ и Су-34 нанесли удары по 11 районам расположения лагерей подготовки боевиков в провинциях Хама и Рака. В результате ударов была уничтожена инфраструктура для подготовки террористов. "Точными попаданиями бетонобойных авиационных бомб поражены подземные укрытия боевиков, ранее выявленные средствами космической разведки в районе населенных пунктов Арафит и Сальма",

Воздушная разведка также обнаружила замаскированную в лесном массиве базу, которая впоследствии была уничтожена парой штурмовиков Су-25СМ (источник).
 
08.10.2015 Авиация за сутки совершила 67 боевых вылетов с авиабазы Хмеймим. Су-34М, Су-25СМ нанесли поражение 60 объектам. Целями для ударов выбраны командные пункты и узлы связи боевиков, склады вооружения и горюче-смазочных материалов, а также базы подготовки боевиков в провинциях Ракка, Латакия, Хама, Идлиб и Алеппо. По данным Генштаба, в результате ударов уничтожены шесть пунктов управления и узлов связи, шесть складов боеприпасов и ГСМ, 17 лагерей и баз подготовки террористов, три подземных сооружения боевиков в провинции Латакия. Кроме этого, авиация уничтожила 16 укрепленных районов и оборонительных позиций с вооружением и военной техникой, 11 районов сосредоточения резервов бандформирований, завод по ремонту бронетехники, 17 единиц автомобильной и бронетанковой техники, а также две установки реактивных систем залпового огня.

Прямым попаданием высокоточных бомб КАБ 500-С уничтожен штаб группировки формирования "Лива-аль-Хак". По данным радиоперехвата, в результате удара ликвидированы двое высокопоставленных полевых командиров и около 200 боевиков. В районе Алеппо был нанесен удар по базе боевиков и складу боеприпасов, оборудованным в здании бывшей тюрьмы. "В результате уничтожено около 100 боевиков и склад боеприпасов" (источник).
 
09.10.2015    
10.10.2015 С авиабазы Хмеймим совершено 64 боевых вылета самолетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ по 63 объектам в провинциях Хама, Латакия, Идлиб и Ракка. В районе населенного пункта Серакиб (провинция Идлиб) воздушной разведкой была обнаружена артиллерийская батарея боевиков, которая наносила удары по окружающим населенным пунктам. Ударом российских бомбардировщиков данная цель была уничтожена.

В окрестностях города Ачан, провинции Хама, штурмовиками Су-25СМ нанесен удар по выявленному воздушной разведкой опорному пункту террористов. Точечным ударом инженерные сооружения террористов и склады боеприпасов и материально-технического обеспечения были уничтожены.

В районе населенного пункта Хербет-эль-Арус провинции Идлиб был обнаружен лагерь подготовки боевиков. Штурмовиками Су-25СМ по данному лагерю был нанесен удар фугасными бомбами, в результате база боевиков была полностью уничтожена.

Всего за сутки самолеты российской авиагруппы уничтожили: 53 укрепленных района и оборонительные позиции террористов с вооружением и военной техникой; один полевой командный пункт боевиков; четыре лагеря подготовки террористов; семь складов боеприпасов; артиллерийская и минометная батареи (источник).
 
11.10.2015 Всего за сутки российские истребители и бомбардировщики уничтожили 25 укрепленных районов и оборонительных позиций с вооружением и военной техникой. Уничтожено: опорный пункт террористов в районе населенного пункта Сальма в провинции Латакия, семь командных пунктов боевиков, шесть полевых лагерей подготовки террористов, шесть складов боеприпасов. Также уничтожена одна колонна автомобильной техники, три подземных укрытия в провинции Латакия, одна мобильная минометная группа (источник).

Бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25СМ за сутки уничтожили точечными ударами минометную позицию, автомобильную колонну и пункт управления боевиков в районе населенного пункта Сукейк, севернее Хамы. Штурмовиком Су-25СМ была уничтожена автомобильная колонна подвоза боеприпасов и топлива боевикам, занимающим позиции в данном районе. Было уничтожено три бензовоза, большегрузная машина и два автомобиля высокой проходимости с установленными на них крупнокалиберными пулеметами, осуществлявшими охранное сопровождение груза.

В районе населенного пункта Телль-Сукейк, провинция Хама, штурмовик Су-25СМ нанес удар по обнаруженной беспилотными средствами разведки мобильной минометной позиции боевиков. В результате точечного удара уничтожено три оснащенные минометами автомобиля повышенной проходимости и один грузовик с боеприпасами (источник).
 
12.10.2015 Бомбардировщик Су-34 и штурмовик Су-25СМ точечными ударами разбили бункер со складом боеприпасов и автоколонну военной техники боевиков. "В районе Эль-Латамна (провинция Хама) уничтожен бункер, в котором находился склад боеприпасов. В результате точечного удара бомбардировщика Су-34 данное подземное сооружение полностью разрушено".

Штурмовик Су-25 в провинции Алеппо также атаковал колонну боевиков, перевозившую топливо и вооружение. "Уничтожены бензовоз, три грузовых автомобиля с боеприпасами и две машины сопровождения, оснащенные крупнокалиберными пулеметами" (источник),
 
13.10.2015 В районе населенного пункта Храйтан штурмовик Су-25СМ нанес удар по складу боеприпасов и хранилищу ГСМ. Точными ударами фугасных авиабомб объекты полностью уничтожены. Так же в провинции Идлиб штурмовиками Су-25СМ нанесен удар по центру подготовки террористов в горной местности. Средствами объективного контроля отмечена детонация боеприпасов, хранящихся на объекте. Объект уничтожен (источник).  




Экспорт:
Азербайджан - к 1997 г. есть на вооружении.

Ангола:
- 1988 г. - первые поставки - 12 су-25К и 2 Су-25УБК, самолеты применялись в боевых действиях с повстанцами UNITA в конце 1980-х - 1990-е годы.
- 1993 г. - на вооружении 10 шт.;

Армения - к 1997 г. есть на вооружении.

Афганистан - 1986-1990 г.г. - по неподтвержденным данным было поставлено 60 шт.(? возможно, речь идет о передислокации самолетов ВВС СССР);


Предположительный камуфляж афганских Су-25 (Мировая авиация. №104 / 2011 г.).

Белоруссия:
- к 1997 г. есть на вооружении.
- 2002 г. - поставлено в Кот-д-Ивуар 2 Су-25 и 2 Су-25УБ.
- 2008 г. - точно известно о состоявшейся ранее поставке из белоруссии 11 Су-25 в Судан.

Болгария:
- 1993 г. - на вооружении 39 шт. Су-25К;
- 2012 г. - 10 штурмовиков Су-25К в состоянии "в качестве источника для ремонта" поставлены в Грузию (источник).

Венгрия - 1991 г. - за все время поставлено 50 шт. (?);

Гамбия:
- 2004 г. - на вооружении 1 Су-25 полученный из Грузии, базируется в аэропорту Банжул. Вероятно позже передан Гвинее.

Гвинея:
- 2010 г. - на вооружении 1 Су-25. Вероятно передан из Гамбии.

Грузия:
- 1992 г. - есть  на  вооружении  (в т.ч.  как минимум 12 шт. Су-25Т), возможно ведется серийный  выпуск  Су-25 на Тбилисском авиазаводе;
- 2008 г. - есть на вооружении, принимали участие в Грузино-Осетинском конфликте в августе 2008 г.
- 2012 г. - 10 штурмовиков Су-25К в состоянии "в качестве источника для ремонта" получены из Болгарии (источник).


Ирак:
- 1985 г. - первая поставка - от 30 до 45 Су-25К и Су-25УБК.
- 1985-1987 г.г. - всего за этот период поставлено не более 80 Су-25 (два полка, три эскадрильи); ежедневно самолеты совершали около 1200 боевых вылетов.


Су-25К ВВС Ирака (Мировая авиация. №104 / 2011 г.).

- 1986 г. - самолеты су-25 участвуют в боевых действиях в ирано-иракской войне.
- 1989 г. май - самолеты Су-25 ВВС Ирака впервые показаны на публике.
- 1990 г. - на вооружении 60 шт.;
- 1991 г. февраль - 2  самолета потеряно в ходе операции "Буря в пустыне" (сбиты F-15C при попытке перелететь в Иран), 7 самолетов перелетели в Иран и были интернированы;


Один из Су-25К ВВС Ирака уничтоженный на земле в ходе операции "Буря в пустыне" (Мировая авиация. №104 / 2011 г.).

- 1995 г. - есть на вооружении;
- 2003 г. 01 августа - СМИ сообщили об обнаружении американскими войсками на западе от Багдада в районе Аль-Таккадум нескольких десятков МиГ-25 (в т.ч. МиГ-25РБ) и Су-25 засыпанных песком. 

Иран:
- 1991 г. - 7 самолетов Су-25К перелетели из Ирака во время "Бури в пустыне" и были интернированы.
- 1997 г. - по неподтвержденным данным (Ильин В.Е.) есть на вооружении. Ориентировочно в то же время приобретено 3 Су-25УБК у Грузии.

Казахстан - 1992 г. - есть на вооружении;

КНДР:
- 1988 г. - уже есть на вооружении, всего в 1988-1990 г.г. поставлено вероятно до 40 самолетов;
- 1993 г. - на вооружении 36 шт.;
- 1997 г. - есть на вооружении.

Конго:
- 1999-2000 г.г. - из Грузии поставлено 10 Су-25. Самолеты применялись против повстанцев на севере страны. В основном летали наемные украинские пилоты.

Кот-д-Ивуар:
- 2002 г. - закуплено в Белоруссии 2 Су-25 и 2 Су-25УБ.
- 2004 г. ноябрь - самолеты применялись против французского миротворческого контингента. Два Су-25УБ уничтожены на земле или бомбардировкой или диверсионной группой.

Перу:
- 1996 г. - поставлено из Белоруссии 10 Су-25 и 8 Су-25УБ.
- 2000 г. - есть на вооружении.

Сирия - 1991 г. - за все время поставлено около 60 самолетов (?);

Словакия:
- 1993 г. - есть на вооружении Су-25К, доставшиеся после распада Чехословакии;
- 1996 г. - все Су-25К сведены в состав смешанного 2-го авиаполка ВВС (г.Малацки-Кучина).
- 2003 г. - самолеты Су-25К списаны из ВВС.


Су-25К FROGFOOT 2-го смешанного авиаполка ВВС Словакиина авиашоу в г.Кошице, 1996-2003 г.г. (Мировая авиация. №104 / 2011 г.).

Судан:
- 2008 г. - впервые обнаружены приобретенные в Белоруссии 11 Су-25. Самолеты применялись против повтанцев в провинции Дарфур.

Туркменистан:
- 1997-2012 г.г. - есть на вооружении.
- 2012 г. март - на аэродроме Мары базируются не менее 1 Су-25УБ и 6 Су-25 ВВС Туркменистана.


Су-25 ВВС Туркменистана на аэродроме Мары, 29.03.2012 г. (фото - Ange, http://russianplanes.net).

Узбекистан - 1997 г. - есть на вооружении.

Украина:
- 1992 г. - есть в составе ВВС;
- 2005 г. - возможно поставлены по 2 шт Су-25 и Су-25УБ в Экваториальную Гвинею.
- 2008 г. - поставлено 3 Су-25 (всего заказано 6 шт) в Чад.

Чад:
- 2008 г. - приобретены 3 Су-25 (всего заказано 6 шт) на Украине.
- 2009 г. май - самолеты применяются по целям на территории Судана.

Чехословакия (первая страна-импортер):
- 1982 г. - первые поставки Су-25К;
- 1984-1985 г.г. - 30-й "Остравский" штурмовой авиаполк получил на вооружение Су-25К, базирование - г.Градец-Карлове.
- 1989 г. - Су-25УБК есть на вооружении, всего было поставлено 2 шт Су-25УБК;
- 1991 г. - за все время поставлено 50 шт.;


Су-25К FROGFOOT 30-го "Остравского" штурмового авиаполка ВВС ЧССР, г.Градец-Карлове (Мировая авиация. №104 / 2011 г.).


Один из двух чехословацких Су-25УБК ВВС ЧССР (Мировая авиация. №104 / 2011 г.).

Чехия - 1993 г. - есть на вооружении;

Экваториальная Гвинея:
- 2005 г. - получены по 2 шт Су-25 и Су-25УБ. Вероятно, с Украины.

Эфиопия:
- 1999-2000 г.г. - в этот период поставлены не новые 2 Су-25 и 2 Су-25УБ, самолеты использовались в конфликте с Эритреей.
- 2000 г. - самолеты списаны по неизвестным причинам (согласно сообщениям СМИ).

Южная Корея:
- 1992 г. - обсуждается  возможность  закупки  Су-25 или его модификаций;
- 1997 г. - нет данных о поставке.
 
Источники:
Авиационная выставка в Тушино. Москва. 1989 г.
Авиация и космонавтика. NN 2, 3, 4, 5, 12 / 1989 г.; 2, 6, 7, 9 / 1990 г.
Аэрокосмическая техника. N 2 / 1990 г.
Бедретдинов Ильдар, Штурмовик ОКБ П.О.Сухого СУ-25. М., 1995 г.
Бурдин С., Су-25 Штурмовик. История, конструкция, вооружение, боевое применение. М. АСТ, Минск, Харвест, 2001 г.
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Воевода С.С., архив, 1992 г.
Военные знания. NN 1, 8 / 1989 г.; 4, 8 / 1990 г.; 2-3 / 1992 г.
Гордон Е.,  Ригмант В., "Скрипач" сыграл свою партию. Крылья родины. N 5 / 1992 г.
Известия. NN 8.04.1989 г.; 28.03.1990 г.; 26, 29.08.1990 г.
Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. М., Виктория, АСТ, 1998 г.
Красная звезда. NN 4, 6, 18.05.1989 г.; 8.07.1989 г.; 4.08.1989 г.
Крылья родины.  NN 1,  2,  4,  5,  8, 10 / 1989 г.; 2, 3, 4, 6, 8, 12 / 1990 г.; 1 / 1991; 4 / 1992 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2003 г., 2011-2012 г.г.
Международная жизнь. N 3 / 1989 г.
Министерство обороны России. Сайт http://www.mil.ru, 2012г.
Мировая авиация. №104 / 2011 г.
Моделист-конструктор. NN 7 / 1984 г.; 8 / 1988 г.
Музей Вооруженных сил СССР. Москва. 1989 г.
Народная трибуна. 7.04.1990 г.
Новое время. N 45 / 1988 г.
Пономарев А.Н. Советские авиационные конструкторы. М.: 1990 г.
Правда. NN 7.04.1989 г.; 19.09.1989 г.
Самолеты страны Советов. М.: 1974 г.
Служу Советскому Союзу. ТВ-передача. Август 1988 г.
Собеседник. Сентябрь 1990 г.
Советская Россия. 14.05.1989 г.
Советские вооруженные силы. Томск. 1988 г.
Советский воин. N 22 / 1988 г.
Советский патриот. N 7 / 1990 г.
Советское военное обозрение.  NN 1985 г.;  5 / 1986 г.;  9 / 1987 г.;  1, 9 / 1988 г.; 3 / 1989 г.
Соотношение сил НАТО и ОВД. ?????? (документация к договору)
Стуканов. архив, 1992 г.
Техника и вооружение. NN 3 / 1989 г.; 6 / 1990 г.; 5-6 / 1992 г.
Техника-молодежи . NN 11 / 1984 г.; 11 / 1988 г.
Туполев А.Н. Грани дерзновенного творчества. М.: 1988 г.
Aerotyp. 1968. Berlin. DDR.
ArmeeRundschau. NN 9 / 1986;  1, 5, 7 / 1987; 7, 8, 12 / 1988; 1, 4, 6, 9, 12 / 1989. Berlin. DDR.
Beijing Revue. N 29 / 1988. China.
Congressional Record.  NN 118,  129,  137,  143 / 1988;  38 /  1989. Washington. USA.
Enciclopaedia of modern world aircraft armament.  Christopher Chant. 1988.
Flieger Jahrbuch. 1977-1986. Berlin. DDR.
Flieger Revue.  NN 1 / 1977; 4, 8, 9 / 1980; 5, 7, 10 - 12 / 1981; 5 / 1982;  2,  4,  8, 12 / 1983; 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11 / 1984; 11 / 1985; 9,  12 / 1986;  12 / 1987; 8, 11, 12 / 1988; 1 - 12 / 1989; 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9 / 1990. Berlin. DDR.
Flugzeuge der NVA. 1971 gegenvart. 1989. Berlin. DDR.
Foreign Affairs. N 1 / 1989.
Interavia. NN 1 / 1984; 3, 5, 7, 9, 10 / 1988; 1, 9-11 / 1989.
Jane's weapon systems 1987-88.
Jonic publicstions. 1990-92.
Letectvi + Kosmonautika. NN 8 - 12, 17, 19, 20, 24, 25, 26 / 1989.
Maly modelarz. N 1-2 / 1990.
Newsweek. NN 27 / 1988; 1, 3 / 1989.
Seizing the initiative first. US National Security. 1985. Toronto. Canada.
US News & World Report. NN 33 / 1988; 12 / 1989.
World armament & disarmament 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. Stocholm. 1978. Sweden.
 
Основная подбивка данных - 09.11.1997 г.
Корректировки - 2009 г., 2011 г., 2012 г.

Каталог

Последние комментарии

Хорошее болгарское фото
Sierra 2016-11-19 12:55
Вот еще версия. Трехместная.
Sierra 2016-09-16 14:54
[ img ]Глава о современной модернизации Су-25Марковский Приходченко Су-25.rar
osankin 2016-03-14 06:15
Су-25, посадка и взлёт с АУД:[ img ][ img ][ img ] arrow http://news.tut.by/society/414981.html
10V 2014-09-11 02:35
[ img ][ img ]arrow http://vsr.mil.by/2014/08/16/lyubite-li ... lyu-ego-ya
10V 2014-08-18 05:25
[ img ]Напомним: эти соревнования летчиков проходили в два этапа. В ходе первого...
10V 2014-08-01 02:17
[ img ]http://news.tut.by/society/404106.html
10V 2014-06-24 16:07
[ img ]http://www.combatreform.org/fighterinabox.htm
osankin 2013-08-23 03:58
Беларусь:Су-25.jpg arrow http://vsr.mil.by/2012/10/03/rajon-oborony
10V 2012-10-03 02:57
Да, я не претендую... дадите иные цифры с указанием источников - внесу правки...
DIMMI 2012-04-08 22:47