| ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Т-6 Опытный фронтовой бомбардировщик с укороченным взлетом и посадкой - первый прототип Су-24. Главный конструктор самолета - Е.С.Фельснер. НИОКР Т-6 начаты в 1964 г. Первый полет - 2 июля 1967 года (пилот - В.С.Ильюшин). Всесторонние испытания самолета проводились в 1967-1968 г.г. (пилот - Е.С.Соловьев). Испытания прекращены в 1974 г. Сейчас последний экземпляр Т-6-3 стоит на площадке музея ВВС СССР в Монино. | | | |
| ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Тяжелый бомбардировщик - последний советский серийный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями - копия американского B-29. Разработка дальнего бомбардировщика в КБ А.Н.Туполева по проекту ДВБ-202 велась в 1945-1947 годах. Но в итоге по личному указанию И.В.Сталина КБ разработало точную копию американского бомбардировщика B-29. Прототип Б-4 совершил первый полет 19 июня 1947 г. (пилот - Н.С.Рыбко). Серийное производство начато в июле 1947 г. Государственные испытания закончены в 1948 г. Поступает в части дальней авиации с 1949 г. (185-й дальнебомбардировочный авиаполк в Полтаве и 890-й дбап в г.Казань). Самолет производился на заводе №22 в г.Казань, №18 в Куйбышеве и №23 в Филях под Москвой до 1951 г. Всего выпущено ок.1000 экз. Ту-4.
| | | |
| Штурмовик / противотанковый штурмовик. Решением ВПК при Совмине СССР от 17 июня 1976 г. начаты работы по созданию новой обзорно-прицельной системы штурмовика Су-25, обеспечивающей круглосуточное поражение наземных целей и применение ПТУРС для поражения бронированной техники На начальном этапе проектированием системы руководил В.И.Богданов. В 1976-1979 г.г. в ОКБ параллельно рассматривалась возможность создания двух новых модификаций - противотанкового штурмовика Су-25Т с обзорно-прицельной системой "Шквал" и всепогодного штурмовика Су-25В с прицельно-навигационной системой (ПНС) "Барс". Позже обе разработки были объединены в одну. В 1979 г. был определен состав систем нового самолета и согласованы с заказчиком основные ТТХ. Решение ВПК при Совмине СССР от 19 ноября 1979 г. определяло сроки постройки опытных самолетов Су-25Т / Т-8М. Проектирование самолета начато в 1980 г. В марте 1981 г. главным конструктором Т-8М назначен В.П.Бабак. К февралю 1981 г. согласованы с ВВС тактико-технические требования к самолету Т-8М. Решено использовать доработанную двигательную установку самолета Су-25 со снижением уровня ИК-излучения и увеличением тяги на чрезвычайном режиме. Предполагалась унификация планера самолета с планером Су-25УБ. Одновременно из-за требования заказчика обеспечить круглосуточное применение самолета работы по модернизации были разделены на два этапа - первый - с уже согласованным базовым составом БРЭО ПрНК-56 и второй - с изменением функционала за счет интеграции в комплекс БРЭО новых систем. В ходе реализации второго этапа в августе 1983 г. и в августа 1984 г. ВПК принимаются решения о разработке новых компонентов БРЭО - РЛС "Кинжал" и тепловизионной системы "Ход". В итоге в январе 1986 г. принимается решение ВПК о создании всепогодной круглосуточной модификации Су-25Т - самолета Су-25ТМ / Т-8ТМ с интегрированными в состав БРЭО новыми системами. Эскизный проект завершен к ноябрю 1981 г. Решением ВПК от 14 января 1982 г. утвержден план-график работ по модернизации самолета, установлены директивные сроки выполнения работ. Защита эскизного проекта и макетная комиссия ВВС состоялись в апреле 1982 г. Рабочее проектирование завершено в 1982 г. и в начале 1983 г. на опытном производстве КБ начата постройка прототипа Т-8М-1 - первого экземпляра модификации Су-25Т - путем переделки недостроенного Т-8УБ, который создавался на базе планера Су-25 выпуска Тбилисского авиазавода. Из-за использования при строительстве Су-25Т задела по Су-25УБ строительство последнего было отложено. Сборка завершена в 1984 г. и в июне 1984 г. прототип перевезли в Раменское. Первый полет Т-8М-1 совершил в Раменском 17 августа 1984 г., пилот - А.Н.Исаков. Су-39 борт №83 красный на авиабазе в Липецке, 12 августа 2005 г. (фото - sss, http://russianplanes.net/). Су-25ТМ / Т-8М-10, борт №10 синий (рисунок Keith Fretwell, 1997 г., Мировая авиация. №104 / 2011 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (в работе)
Штурмовик. Предложение о разработке нового штурмовика Ил-40 с ТВД ТВ-2 (ВК-2) выдвинуто ОКБ-240 (ОКБ С.В.Ильюшина) в МАП СССР летом 1949 г. с выходом прототипа на испытания в сентябре 1950 г. Предложение ОКБ-240 первоначально было отклонено. Позже в 1950-1951 г.г. по инициативе и под руководством С.В.Ильюшина проработана компоновка штурмовика с двумя ТРД АМ-5. В конце 1951 г. разработано техническое предложение по созданию штурмовика. В январе 1951 г. предложение представлено в МАП СССР. Постановление СМ СССР о создании самолета было все же принято 1 февраля 1952 г. и, так как работа по проекту велась и до принятия постановления, то уже 23 февраля 1952 г. прошла защита эскизного проекта. Макет самолета представлен комиссии ВВС в мае 1952 г. и одобрен. Первый опытный образец построен в феврале 1953 г. Заводские испытания начаты 7 марта 1953 г. и первый полет самолет совершил 17 марта 1953 г. (пилот - В.К.Коккинаки, инженер - А.П.Виноградов). В конце марта 1953 г. при испытательной стрельбе по наземной цели на полигоне "Фаустово" впервые обнаружено явление остановки двигателей при залповой стрельбе из носовых орудий. Начата программа доработок пушечной установки для снижения воздействия пороховых газов на работу двигателей. Испытания по этой программе начаты 1 апреля 1953 г. По результатам испытаний принято решение заменить 6 пушек НР-23 на 4 пушки АМ-23 / ТКБ-495А такого же калибра, но с более высоким темпом стрельбы и в носовой части фюзеляжа расположить газоотводную камеру. Изменения были реализованы на первом летном прототипе Ил-40. Позже конструкция газоотводной камеры была доработана. В документе об испытаниях, подписанном В.К.Коккинаки 29.12.1953 г., говорится о том, что при непрерывном выпуске 320 снарядов из носовой установки нарушений работы двигателя нет. Гипотетический рисунок ударного самолета BRAWNY появившийся в западной авиационной прессе после показа авиационной техники в Кубинке в 1956 г. (The Royal Air Force Flying Review. June 1958). Первый летный Ил-40 после доработок апреля 1953 г. На нижнем фото - с ПТБ. (Егоров Ю. Бронированный штурмовик Ил-40. // Самолеты мира. №3 / 1998 г.). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Самолет 64, Ту-64 / Ту-10Проект дальнего бомбардировщика. Разработка высотного дальнего бомбардировщика с герметичной кабиной начата ОКБ-156 А.Н.Туполева в сентябре 1943 г. ( Buttler, Gordon). Главный конструктор Д.Г.Марков. Ведется выбор вариантов аэродинамических схем самолета, ведутся продувки моделей в ЦАГИ. Проектирование начато в мае 1944 г. В августе 1944 г. требования ВВС откорректированы в сторону снижения требований к высотности самолета. В сентябре 1944 г. полномасштабный макет самолета завершен. В феврале 1945 г. требования ВВС еще раз скорректированы - в экипаж добавлен оператор бортовой РЛС самолета. Макет утвержден 27 апреля 1945 г. За самолетом было зарезервировано наименование ВВС "Ту-10". В середине 1945 г. опытным производством начата подготовка к выпуску прототипов бомбардировщика, начато изгоотовление оснастки для производства самолета, начат выпуск чертежей технического проекта. Разработка прекращена в связи с созданием копии B-29 Superfortress - бомбардировщика Ту-4. Официальный приказ МАП СССР о прекращении разработки вышел 16 апреля 1947 г. - одновременно с завершением строительства первого Ту-4. Все указанные ТТХ Ту-64 - проектные. Модели компоновок бомбардировщика "64" для продувок в аэродинамических трубах (Buttler Tony, Gordon Yefim. Soviet Secret Projects - Bombers since 1945. Midland Publishing, 2004 г., England). | | | |
| ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Самолет "150" Средний бомбардировщик ОКБ С.М.Алексеева. Главный конструктор самолета - профессор Брунольф Бааде (Германия). НИОКР с начала 1947 г. Испытания начались в мае 1951 г. В 16 полете 9 мая 1952 г. произошла катастрофа приведшая к прекращению финансирования испытаний и закрытию темы. | | | |
| ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Самолет "218" Штурмовик ОКБ С.М.Алексеева. НИОКР велись в 1948 г. Проект не реализован. | | | |
|
ДАННЫЕ НА 2009 г. (ИЛЛЮСТРАЦИИ, стандартное пополнение)
Т-4 (изделие "100")
Самолет 101 типа Т-4 на испытаниях в ЛИИ в Жуковском (1972 г.)
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик ОКБ П.О.Сухого (главный конструктор - Н.С.Черняков). Задание на разработку (конкурс с ОКБ А.Н.Туполева и А.С.Яковлева) - осень 1961 г. НИОКР начаты весной 1962 г. (постановление правительства СССР N 1194-440 от 03.12.1963 г.). В 1962 г. к проектированию самолета подключилось КБ Лавочкина, на опытном производстве КБ Лавочкина изготовлены боковые отсеки фюзеляжа. Декабрь 1962 г. - завод КБ Лавочкина передается В.Н.Челомею, к работам по Т-4 подключается МКБ "Буревестник" и Тушинский машиностроительный завод. В процессе проектирования исследовалось более 20 компоновок самолета. В 1967-1969 г.г. на летающей лаборатории "100Л-1" на базе Су-9 испытаны 8 конфигураций крыла. Определение окончательной конфигурации состоялось к декабрю 1965 г. (33-й вариант). | | | |
|
ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.)
Ил-102
Опытный штурмовик, дальнейшее развитие идеи Ил-40. Начало НИОКР прототипа Ил-42 - 1967 г. Проект готов в 1970 г. Начало разработки Ил-102 - 1973 г. Решение о постройке 2-х опытных самолетов принято в
1980 г. В мае 1982 г. программа решением министра обороны Д.Ф.Устинова закрыта. Первый полет под названием ОЭС-1 ("Опытно-Экспериментальный Самолет - 1") - 25 сентября 1982 г. (пилот - С.Г.Близнюк).
Испытания закончены в 1984 г. после выполнения 250 полетов. Впервые представлен широкой публике на "Мосаэрошоу-92".
| | | |
|
ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.)
Як-28 BREWER-A,B,C,D,E (ранее - BROUSSARD) / FIREBAR / MAESTRO
Легкий фронтовой бомбардировщик. Создан на базе Як-26 в ОКБ-115 и является продолжением семейства Як-25 / Як-27. Проектирование прототипа Як-129 завершено в 1957 г. Первый полет Як-129 - 5 марта 1958г. (пилот - В.М.Волков). Начало серийного производства - 1963 г. (до 1964 г. производились на Саратовском авиазаводе, с 1963 г. производились на Иркутском авиазаводе). Последний самолет снят с вооружения в 1991 г. (Як-28ПП).
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Як-26
Малосерийный сверхзвуковой бомбардировщик ОКБ-115 А.С.Яковлева. Создан на базе Як-25Р для доставки к цели тактической атомный бомбы 8У49 "Наташа" мощностью 30 кТ и массой 1200 кг. Первый полет - 1955 г. Всего произведено 10 шт. на Государственном авиазаводе N 1 "Знамя труда" (г.Москва). Программа прекращена в связи с разработкой Як-28. На пилонах под крылом могли подвешиваться блоки НУР. Самолет оказался крайне неустойчивым на больших углах атаки.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ту-98 BACKFIN
Опытный сверхзвуковой бомбардировщик. На Западе в 1950-1960-е годы был идентифицирован как "Як-42". Разработан в ОКБ-156 А.Н.Туполева как переходная модель. Первый полет совершил в 1956 г.
| | | |
|
ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.)
Ил-54 BLOWLAMP
Средний сверхзвуковой бомбардировщик. В 1950-е годы на Западе был идентифицирован как "Як-140". НИОКР первой схемы (двигатели 2 х ТРД-И, расположенные по типу Ту-16) - конец 1952 г. НИОКР основной схемы - с ноября 1953 г. Первый показ прототипа (Ил-149) на выставке ВВС - 1954 г. Первый полет прототипа - 3 апреля 1955 г. (пилот В.К.Коккинаки). Небольшая серия до 1957 г. На вооружение принят не был.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ту-91 "Тарзан" / "Бычок" BOOT
Опытный штурмовик ОКБ А.Н.Туполева, создан под руководством В.А.Чижевского. НИОКР с 1953 г. Первый полет - 1955 г.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ил-46
Опытный средний бомбардировщик. НИОКР - 1949-51 г.г. Разработка эскизного проекта закончена в октябре 1951 г. (проект Ил-46С - декабрь 1951 г.). Первый полет совершил 3 марта 1952 г. (пилот - В.К.Коккинаки).
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ту-85 BARGE
Тяжелый бомбардировщик, последний военный самолет с поршневыми двигателями. Первый полет прототипа - 9 января 1951 г., испытания и малая серия для испытаний - до 1952 г.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ил-30
Опытный средний бомбардировщик. НИОКР - середина 1948 г. Прототип совершил несколько пробежек (не летал) в сентябре 1949 г. (пилот - В.К.Коккинаки).
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ту-82 BUTCHER
Опытный бомбардировщик. Постановление о создании самолета - июль 1948 г. Первый полет объект "82" совершил 24 марта 1949 г. (пилот А.Д.Перелет). Дальнейшее развитие модели - самолет "83" - не реализован. Предполагалось в серии дать обозначение Ту-22.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ту-80
Дальний бомбардировщик, развитие схемы Ту-4. Первый полет - 1 декабря 1949 г.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ил-20
Опытный тяжелый бронированный штурмовик-бомбардировщик. НИОКР - 1947 г. Первый полет - декабрь 1948 г. (летчик В.К.Коккинаки). На вооружение не принят.
| | | |