| ДАННЫЕ НА 1997 г. (требуется пополнение) Х-66 изделие 66 "Гром" - AS-7 KERRY Х-23 изделие 68 Х-23М изделие 69 Х-23Л
Тактическая управляемая ракета "воздух-земля". Разрабатывались и производились ОКБ завода №455 (ныне ОАО "КТРВ", ранее ГНПО «Звезда-Стрела», г.Королев Московской области). Главный конструктор Ю.Н.Королев. Результатом размещения гособоронзаказа на разработку ракеты Х–66 на заводе № 455 стал выход 12 марта 1966 г. приказа №100 МАП СССР о создании на предприятии опытно-конструкторского бюро.
В начале 1960-х годов после вооружения самолета МиГ-21ПФМ ракетами РС-2УС были проведены опытные стрельбы ракетами по наземным целям. В 1963 г. по результатам испытаний был подписан акто в котором делался вывод о возможности применения ракет РС-2УС по наземным целям с указанием на нецелесообразность такого применения. В 1965 г. было принято решение о разработке тактической ракеты "воздух-земля" с использованием энергетической установки ракеты РС-2УС (ист. - Не юбилей). 21 февраля 1966 г. приказом №36 по заводу №455 балы сформирована комплексная группа для разаботки ракеты Х-66. Главным конструктором разработки был назначен Юрий Николаевич Королёв (ист. - Они были первыми).
Работы по формированию облика тактической ракеты велись КБ завода №455 МАП в инициативном порядке. Проведённые проработки показали, что при массе боевой части 100 кг, обеспечивающей поражение большинства малоразмерных наземных и надводных целей, масса ракеты составит 270 кг. Эта величина была сравнима с массой ракеты Р-8М, серийно выпускавшейся заводом № 455, поэтому двигательная установка была заимствована с неё. Аппаратура наведения была взята с ракеты РС-2УС вместе с её последним отсеком. Приёмная антенна аппаратуры размещалась в хвостовой части ракеты, и от КБ завода № 81 МАП (ныне ОАО «МКБ «Искра» имени И.И. Картукова) потребовалось разработать для двигателя двухсопловый аппарат. Предварительную проработку этой конструкции в КБ КМЗ выполнил В.В. Марченко. Датчики линейных ускорений, ампульная электробатарея и баллоны для пневмоблока использовали те же, что и на ракете РС-2УС. Рулевые блоки ракеты РС-2УС подверглись модернизации с целью увеличения их мощности (ист. - Не юбилей).
Ракета Х-66 принята на вооружение Приказом Министра обороны СССР №0075 от 20 июня 1968 г. Ракета Х-23 к 1975 г. уже есть на вооружении, Х-23М - до 1988 г. Применяются с АПУ-68 (например, на Як-38). Ракета семейства Х-23 / Х-23М - AS-7 KERRY под Су-17М3 ВВС СССР (Flieger Kalender 1985. 1984 г., ГДР). | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-55 / Р-55 / "изделие 67" - AA-1C ALKALIРакета К-55М / Р-55М Управляемая ракета класса "воздух-воздух" малой дальности. Разрабтка варианта ракеты К-51 с тепловой ГСН ракеты К-13 начата в 1958 г. КБ завода №455 (ныне - ГНПЦ «Звезда-Стрела» / ОАО "КТРВ"), главный конструктор - Николай Титович Пикот. Наименование проекта и прототипа - ЦМ-6. Конструкторская документация на ракету К-55 выпущена в 1960 г., проведены стендовые отработки контура управления и наземные испытания новой БЧ разработки ГСКБ-47. В этот период упоминается рабочее название ракеты - "Р-6" - более не встречается. Разработка ракеты К-55 велась в конкуренции с проектом ОКБ-4 К-8М-8 - реализация технических решений ракеты К-8 в ракете меньших габаритов. Ракета К-55 была предпочтительнее с точки зрения организации массового производства. Первые опытные образцы изготовлены и испытаны в 1961 г. начиная с 4 февраля и по 25 марта - проведено 6 пусков "программных" ракет ЦМ-6П (ракеты для автономных испытаний без ГСН) и 1 пуск телеметрической ракеты с ГСН ИГС-59 с высот 10-15 км с носителя Т-43-3. По состоянию на 1961 г. производятся телеметрические ракеты К-55ТГ (отработка ИК ГСН), К-55СВ (отработка взрывателя "Ласточка") и боевая ракета К-55ТС с оптическим взрывателем. В 1962 г. проведено 9 пусков по спускающимся на парашютах светящимся авиабомбам и мишеням, в результате которых проведена доработка ГСН. Так же проведены регламентные работы на носителях, используемых в испытаниях ракет - Т-43-5 и Т-43-12. В 1963 г. заводские испытания ракет продолжены на Т-43-12 и успешно завершены в мае 1964 г. - в зачетной стадии испытаний с Т-43-12 сбиты самолеты-мишени Ил-28 и МиГ-15. С учетом результатов заводских испытаний ВПК при Совмине СССР решением №228 от 9 сентября 1964 г. назначила на 2-й квартал 1965 г. совместные испытания модернизированного комплекса вооружений самолета Су-9 с ракетами К-51 / РС-2УС и К-55. Министерству обороны СССР предписывалось для проведения испытаний предоставить два самолета Су-9, а завод №455 к концу 1964 г. произвел 35 ракет К-55. В 1965 г. в ходе испытаний запущены 6 боевых и 5 телеметрических ракет, сбиты четыре беспилотных МиГ-15, а в 1966 г. проведены пуски 2 боевых и 5 телеметрических ракет. В результате удалось повысить чувствительность ГСН С-59. Серийное производство ракет начато заводом №455 под индексом "изделие 67" в 1967 г., но из-за недопоставок ГСН С-59 в 1967 г. план заводом выполнен лишь вполовину. В 1968 г. по доработанной ракете (ввели ударный взрыватель в предохранительно-исполнительный механизм И-116, усовершенствовали блок автоматики, усилили корпус второго отсека) завод вышел на плановые показатели производства. Так же ракета производилась московским заводом "Коммунар". Официально ракета К-55 под наименованием Р-55 принята на вооружение самолета Су-9 21 января 1969 г. По своим маневренным возможностям ракета Р-55 существенно превосходила ракету К-13А, но должна была уступать разрабатывавшимся ракетам К-13М и К-60. | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Ракета К-5М / РС-2У / "изделие И" / "изделие 1" - AA-1A / AA-1mod2 ALKALI Ракета К-5МС / К-51 / РС-2УС / "изделие ИС" / "изделие 4" - AA-1B / AA-1mod3 ALKALI
Управляемая ракета класса "воздух-воздух" малой дальности. Разработана ОКБ-2 (позже - МКБ "Факел", генеральный конструктор - П.Д.Грушин) на базе ракеты РС-1У ("изделие ШМ"). В течение 1954 г. велся поиск путей модернизации ракеты РС-1У. В эскизном проекте ракеты К-5М / РС-2У, выпущеном в марте 1955 г. реализовано увеличение площади крыльев и топливного заряда двигателя, предусмотрено применение более мощной БЧ. На ракете использован новый тип радиовзрывателя.
Испытания ракеты РС-2У начаты весной 1956 г. во Владимировке. Автономные пуски ракет (без системы наведения) производились с самолета-носителя МиГ-19 / СМ-2М (заводской №59210108) с двумя пусковыми устройствами АПУ-4 и без РЛС. Позже к испытаниям подключились два самолета МиГ-19ПМ / СМ-7М оборудованные РЛС РП-2У и четырьмя АПУ-4. Самолеты были переоборудованы в носители на горьковском авиазаводе №21. В ходе испытательных пусков с высот порядка 10 км обнаружено явление остановки двигателей МиГ-19 от выхлопных газов стартующей ракеты.
В октябре 1957 г. проведены испытания будущего основного носителя ракет РС-2У - МиГ-19ПМ / СМ-7/2М. В 1957 г. на авиазаводе №21 в г.Горьком выпустили 7 экземпляров СМ-7/2М ("тип 65") с радиолокаторами РП-2У. Позже начата массовая постройка этой модификации МиГ-19. Испытания ракет РС-2У на МиГ-19ПМ / СМ-7/2М начались 14 октября 1957 г. и продолжались по 24 октября. В результате испытаний принято решение о принятии на вооружение системы с ракетами К-5М / РС-2У и начале их серийного производства. Так же в июле-августе 1957 г. на МиГ-19 с заводскими №№59210406 и 59210103 проведены заводские летные испытания системы "КС", регулирующей работу двигателя и предотвращающей его остановку при пуске ракет. Постановлением Совмина СССР №134-54 от 28 ноября 1957 г. на вооружение принята система С-2У с ракетами РС-2У. На авиазаводе №21 в г.Горьком начато серийное производство МиГ-19ПМ ("изделие 65"). Всего выпущено 369 самолетов с 1956 по 1960 г.г.
Ракеты К-5М / РС-2У под истребителем МиГ-19ПМ борт №18 красный ( источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Ракета К-33 / Р-33 / "изделие 410" - AA-9 AMOS Ракета К-33С / Р-33С Ракета Р-33Э
Ракета класса "воздух-воздух" большой дальности. До весны 1968 г. велись предварительные проработки проекта комплекса перехвата с перехватчиком Ту-148 с РЛС "Заслон" (дальность обнаружения целей - 110-115 км, дальность пуска ракет - 80-90 км). После гибели Главкома авиации ПВО А.Кадомцева весной 1968 г., руководство ПВО сделало выбор в пользу проекта системы перехвата с самолетом Е-155МП. Постановлением Совмина СССР от 24 мая 1968 г. предусматривалась разработка модернизированного МиГ-25 - перехватчика Е-155МП. Комплекс перехвата включал в себя РЛС "Заслон" и ракеты с дальностью пуска 120 км. Разработка ракет К-33 поручалась ГосМКБ "Вымпел" под руководством заместителя главного конструктора КБ В.В.Журавлева и ведущего конструктора, а позже заместителя главного конструктора КБ и руководителя разработки ракет большой дальности в 1977-2007 г.г. Ю.К.Захарова. Конкурирующим с К-33 проектом был проект ракеты ОКБ М.Р.Бисновата - К-50. Предполагалась разработка пяти вариантов ракет - с радиолокационной ГСН, с тепловой ГСН, с комбинированной радиолокационно-тепловой ГСН, с активной радиолокационной ГСН и вариант ракеты со сменными БЧ. По каждому варианту ракет были подготовлены эскизные проекты (ист. - Захаров Ю.).
Модели вариантов первых двух компоновок ракеты К-33 изготовлены уже в 1968 г. - первоначально ракета имела аэродинамическую схему "утка" и предполагалась её подвеска под крылом по типу ракет Р-40. Позже и аэродинамическая схема и способ подвески были изменены. Эскизный проект ракеты К-33 в современном виде выпущен в 1970 г. В 1972 г. выпущена вторая редакция эскизного проекта - с многофункциональной ГСН МФБУ-410, утолщенным корпусом с крыльями с большой хордой и малым размахом, с размещением ракет в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета.
Постановлением Совмина СССР от 12 мая 1974 г. задавалась разработка комплекса перехвата с самолетом-перехватчиком Е-155МП и ракетой К-33 с квазинепрерывной полуактивной радиолокационной ГСН и с единственной осколочно-фугасной БЧ (ист. - Захаров Ю.).
Для проведения испытаний компонентов комплекса перехвата были созданы самолеты-лаборатории - для испытаний ГСН ракет К-33 - ЛЛ-21 на базе МиГ-21 (зав.№76211524), для испытания РЛС "Заслон" и ракет - самолет-лаборатория ЛЛ-2 / ЛЛ-104-518 на базе Ту-104 (зав. №42324). Переоборудование Ту-104 осуществлялось НТК "Взлет" начиная с 1970 г. На Ту-104 начиная с 1972 г. отрабатывалась работа РЛС "Заслон" и ГСН МФБУ-410, установленных в массо-габаритные макеты ракет ГВМ-410. Для проведения испытаний в течение 1972 г. изготовлены 8 пусковых экземпляров ракет (для неуправляемых пусков), 1 бросковую ракету и 5 программных ракет (без ГСН, но с автопилотом).
Ракета Р-33 самолета МиГ-31ДЗ. Фото сделано во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото - Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Ил-38 - MAY
Противолодочный и морской патрульный самолет. В августе 1957 г., когда пассажирский авиалайнер Ил-18 только создавался Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков предложил на его базе создать дальний противолодочный самолет с противолодочными крылатыми ракетами К-18. Самолет предполагалось использовать для уничтожения лодок противника на удалении 500-1000 км от своего побережья. В том же 1957 г. вышло Постановление СМ СССР о разработке такого самолета на базе авиалайнера Ил-18 (Ил-18ПЛО) или транспортного самолета Ан-12. Проект тактико-технических требований на создание противолодочной модификации самолета Ил-18 отправлен ВВС СССР в ОКБ-240 ГКАТ СССР генерального конструктора С.В.Ильюшина в 1957 г. Самолет предполагалось оснастить радиогидроакустической системой первого поколения "Баку", которая в то время существовала в виде проекта. Повторно откорректированные ТТТ на самолет направлены в ОКБ-240 в 1958 г. Постановлением СМ СССР 11 декабря 1959 г. №1335-594 ССКНИИ-131 Минрадиопрома СССР поручено создание бортового оборудования радиогидроакустической системы поиска и обнаружения ПЛ "Беркут". Создание радиогидроакустических буев поручено НИИ-753 Минсудпрома СССР. Идеологические основы применения самолетов Ил-38 совместно готовили Военно-Морская академия, ряд институтов ВМФ и ВВС.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Су-27М / Т-10М - Super FLANKER Су-35 / Т-10М - FLANKER-E Су-35БМ / "Т-10БМ" / Су-35 / Су-35С - FLANKER-E+
Многоцелевой истребитель. Разработан ОКБ им.П.О.Сухого как развитие Су-27 FLANKER. Общее руководство созданием самолета осуществлял генеральный конструктор ОКБ М.П.Симонов, руководителем темы Су-27М являлся главный конструктор (и руководитель темы Су-27) А.И.Кнышев, а затем - Николай Федорович Никитин, в дальнейшем - главный конструктор. В 1996 г., после перехода Н.Ф.Никитина на работу в АВПК "Сухой", главным конструктором и руководителем темы Су-27М и его модификаций назначен Владимир Сергеевич Конохов.
Разработка многоцелевой модификации Т-10М / Су-27М начата в начале 1980-х годов. Помимо оптимизации для ведения высокоманевренного воздушного боя самолет так же получил возможность поражения наземных целей управляемым ракетным оружием. Формально самолет относится к поколению 4++ реактивной истребительной авиации, но по мнению некоторых экспертов может считаться самолетом 5-го поколения. Самолет Су-35 второго поколения в начале 2000-х годов некоторое время носил наименование Су-35БМ ("Большая Модернизация"), которое позже перестало использоваться. Наименование "Т-10БМ", вероятней всего не является официальным. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Ил-106 / ПАК ТА (проект) Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации / военно-транспортный самолет. Разработка проекта ведется ОКБ им. С.В.Ильюшина с использованием наработок по проекту транспортного самолета Ил-106. В части источников и СМИ самолет называется "Ил-106". НИР по созданию самолета предположительно начата в 2013 г. Так же 08.07.2013 г. ОАО "АК им.С.В.Ильюшина" объявлен конкурс на предоставление банковской гарантии на сумму 354.4 млн руб на выполнение ОАО обязательств по Госконтракту с Министерством обороны России на разработку технического проекта тяжелого дальнего военно-транспортного самолета и макета кабины экипажа (источник, источник).
По состоянию на март 2014 г. еще не сформированы требования к самолету, но уже есть первые возможные варианты конфигураций, полученные в результате первых продувок. В 2014 г. совместно с ОКБ Ильюшина по проекту самолета работают так же ЦАГИ и ОКБ им.Мясищева.
в ноябре 2015 г. генеральный конструктор АК им.Ильюшина Николай Таликов заявил об окончании проектирования самолета к 2022-2023 г.г. (источник).
Предполагаемый предок Ил-90 / ПАК ТА - самолет Ил-106 на стадии аванпроекта 1987 г., фото - ОАО "АК им.С.В.Ильюшина ( источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Су-24 - FENCER-A, B, CСу-24М - FENCER-DСу-24МР - FENCER-E Су-24МП - FENCER-FСу-24М2 - FENCER-GФронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Разработан КБ П.О.Сухого. Главный конструктор самолета - Е.С.Фельснер, ведущий конструктор темы (1993 г.) - Л.А.Логвинов. Разработка прототипа Т-6-2И начата в 1966 г. Первый полет прототип Т-6-2И совершил 17 января 1970 г. (пилот - В.С.Ильюшин). Решение о запуске в серию принято в 1971 г. и в том же году начато производство самолетов на авиазаводе им.Чкалова в Новосибирске. Так же Су-24 выпускался Комсомольским-на-Амуре авиационным ПО. Завершение испытаний и первые поставки в ВВС - 1973 г. Официально принят на вооружение 4 февраля 1975 г. В 1983 г. прекращен выпуск Су-24. Серийное производство Су-24М и его модификаций велось там же в 1979-1993 г.г. Всего за все годы промышленностью выпущено около 1400 Су-24 разных модификаций. В 1974 г. председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал Томас Мурер заявил о появлении в СССР самолета "Су-19" FENCER. Фронтовой бомбардировщик Су-24М2 борт №22 белый, 2009 г. (автор фото - Александр Мишин, http://jetphotos.net). | | | | | Штурмовик. Проработка аванпроекта самолета непосредственной поддержки войск над полем боя СПБ ("Самолет Поля Боя") начата по инициативе преподавателя Военно-Воздушной Академии им.Ю.А.Гагарина И.В.Савченко и сотрудников ОКБ П.О.Сухого О.С.Самойловича, Д.Н.Горбачева, В.М.Лебедева, Ю.В.Ивашечкина и А.Монахова в марте 1968 г. В мае 1968 г. начато проектирование самолета в ОКБ П.О.Сухого под наименованием Т-8. Изучение аэродинамической схемы будущего штурмовика начато в ЦАГИ в 1968 г. Министерство обороны СССР с подачи министра обороны А.А.Гречко в марте 1969 г. объявило конкурс на проект легкого штурмовика в котором участвовали ОКБ Сухого (Т-8), Яковлева (Як-25ЛШ), Микояна и Гуревича (МиГ-21ЛШ) и Ильюшина (Ил-42). К конкурсу были сформулированы требования ВВС (см. в ТТХ). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Су-34 - FULLBACK / FLANKER-C2
Многофункциональный ударный самолет / фронтовой бомбардировщик. Создан на базе Су-27 ОКБ им.П.О.Сухого, генеральный конструктор М.П.Симонов, главный конструктор - Р.Г.Мартиросов. Разработка ударной модификации Т-10В начата по Постановлению Совмина СССР от 19 июня 1986 г. Разработка берет свое начало от проекта Т-10Ш (1980 г.), и, вплоть до 1986 г., проектирование велось на базе Т-10УБ. С 1986 г. для проекта ударного самолета с полностью оригинальной компоновкой принят индекс Т-10В. Эскизный проект самолета защищен в мае 1988 г. - в проекте было предложено два варианта компоновки кабины - традиционный тандемный и с расположением пилотов рядом. Для реализации был выбран второй вариант компоновки. Техническое проектирование самолета велось в 1987-1988 г.г.
Первый прототип Т-10В-1 собран опытным производством ОКБ Сухого (ММЗ им П.О.Сухого, г.Москва) в 1989-1990 г.г. путем совмещения новой бронированной кабины, изготовленной опытным производством ОКБ им.П.О.Сухого (по другим данным - НАПО им.Чкалова, г.Новосибирск), с модернизированным планером серийного Су-27УБ. Певый полет прототипа Су-27ИБ (Т-10В-1, борт №42 "синий") состоялся 13 апреля 1990 г. (пилот - А.А.Иванов) на аэродроме ЛИИ в Жуковском. В 1990-1991 г.г. опытный прототип проходил летно-конструкторские испытания, позже самолет дорабатывался в части оборудования и конструкции. Публично прототип Т-10В-1 впервые показан на выставке военной техники для первых лиц стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия) 13 февраля 1992 года. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Самолет 485 (проект)
Дальний и сверхдальний бомбардировщик. Разработка проекта самолета велась с использованием опыта разработки самолета Ту-4 в ОКБ-156 (ныне - ОАО "Туполев"). Индекс "485" означает, что это был пятый проект самолета проработка которого начата в 1948 г. В плане развития ВВС СССР на 1947 г. были сформулированы требования к дальнему бомбардировщику - замене бомбардировщика Ту-4. Предусматривалось создание двух типов бомбардировщиков - с поршневыми двигателями и с ТРД. Оба варианта самолетов должны были выполняться с герметичными кабинами, мощным оборонительным вооружением и современными средствами навигации и связи. В итоге, в 1947-1948 г.г. в бригаде проектов ОКБ-156 (руководитель - Кондорский Б.М.) были проработаны несколько аванпроектов дальних бомбардировщиков - самолеты 471, 473, 473, 485, 487 (будущий Ту-85) и 489.
Проект самолета 485 прорабатывался летом 1948 г. в двух вариантах - с 4-мя двигателями (дальний вариант) и с 6-ю двигателями (сверхдальний). Работы над проектом прекращены в 1949 г. По умолчанию даются данные шестидвигательного варианта самолета 485. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Ракета BrahMos-II / BrahMos-2
Проект гиперзвуковой ракеты. Разработка ракеты ведется "НПО Машиностроения" (ист. - Годовой отчет, стр.15) совместно с DRDO (Индия). 29 сентября 2008 г. после заседания Российско-Индийской комиссии по военно-техническому сотрудничеству глава СП BrahMos доктор Шиватхану Пиллаи заявил, что на совещении было принято решение о совместной разработке гиперзвуковой ракеты BrahMos-II со скоростью полета 5-7М. Создание ракеты планировалось осуществить в течение 5 лет (в 2013 г.). В 2009 г. DRDO планировало провести испытания гиперзвукового аппарата-демонстратора HSTDV, создававшегося совместно с IAI (Израиль), ЦАГИ и ЦИАМ. Цель испытаний - испытания камеры сгорания гиперзвукового ПВРД.
Существует предположение о том, что в основе совместной разработки лежит система, создающаяся в первую очередь для ВС России в "НПО машиностроения" - ракетный комплекс с ПКР "Циркон". Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к 2010-2011 г.г. По состоянию на начало 2013 г. считается, что идентификация комплекса BrahMos-II как аналога ПКР "Циркон" - это либо мистификация либо просто ошибка. По состоянию на 2011 г., организация серийного производства ракет комплекса "Циркон" (а возможно и BraHmos-II) в ближайшие годы планируется на ПО "Стрела" (г.Оренбург, ист. - Годовой отчет, стр.15).
Перед открытием авиационной выставки Aero India 2013 5 февраля 2013 г. впервые появилось фото модели ракеты BrahMos-II. Позже, в день открытия выставки 6 февраля - появились уже более детальные фотографии модели ракеты.
Данные носят предположительный характер. Источники указаны.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) МиГ-21 - FISHBED. Хронология и экспорт.
В статье содержится информация по хронологии МиГ-21 в производстве и в составе ВВС СССР, а так же данные по экспорту самолетов МиГ-21.
Всего в СССР за все годы МиГ-21 разных модификаций произведено: - завод "Знамя труда" (г.Москва) - 3203 экз. - Горьковском авиазавод "Сокол" - 5278 экз. - Тбилисский авиазавод - 1677 экз.
ИТОГО: 10158 экз. (в СССР).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе)
Е-4 / Е-5 / МиГ-21 - FISHBED-A Е-6 - FISHBED-B МиГ-21Ф - FISHBED-C
Фронтовой истребитель. Разработан ОКБ-155 (КБ А.И.Микояна и М.И.Гуревича). Работы над истребителем начаты в 1952 г. Летом 1953 г. вышло Постановление Совмина СССР, которым предписывалось начать разработку самолетов, рассчитанных на большую сверхзвуковую скорость. В ОКБ А.И.Микояна начались работы по проекту истребителя Е-1 со стреловидным крылом и двигателем АМ-11 разработки А.А.Микулина. В связи с задержкой разработки двигателя проект самолета был изменен под установку двигателя АМ-9Б с тягой 3250 кг от МиГ-19. Новый истребитель получил шифр Е-2, он отличался от Е-1 аэродинамическими гребнями под хвостовой частью фюзеляжа и разрезными предкрылками. Одновременно начались работы над вариантом истребителя Е-5 с треугольным крылом и тем же двигателем AM-11. По тем же причинам проект был изменен на Е-4 с двигателем АМ-9Б с тягой 3250 кг. Первый прототип со стреловидными крыльями Е-2 (позже назван МиГ-23 - первый с таким названием) совершил первый полет 14 февраля 1955 г. (летчик-испытатель Г.К.Мосолов). Первый прототип с треугольным крылом Е-4 построен в 1955 г. и совершил первый полет 16 июня 1955 г. (летчик-испытатель Г.А.Седов). При испытаниях Е-4 показал максимальную скорость 1296 км/ч в то время как С-1 ОКБ П.О.Сухого на испытаниях превысил 2000 км/ч. В процессе доработки самолету Е-4 заменили крыло - вместо одного большого аэродинамического гребня, расположенного под крылом, установили три небольших над крылом, законцовки крыла срезали. Двигатель РД-9Б заменили на РД-9И. Модифицированный Е-4 совершил первый полет 5 сентября 1956 г. (летчик-испытатель Г.А.Седов). Строительство второго опытного Е-4 на базе проекта Е-5 было начато в 1955 г. На самолет сразу устанавливалось доработанное крыло с верхним расположением аэродинамических гребней и стреловидностью 57 град. Самолет создавался под двигатель РД-11 (АМ-11). Прототип Е-5 совершил первый полет 9 января 1956 г. (летчик-испытатель В.А.Нефедов). В процессе испытаний самолет получил официальное название МиГ-21. В конце 1957 г. была прекращена разработка самолетов Е-2 / МиГ-23 со стреловидным крылом. Испытания Е-5 полностью завершились в мае 1958 г. Всего на самолетах Е-4 и Е-5 провели более 100 и 98 полетов, соответственно (на всех экземплярах Е-2 и Е-2А совершено 250 полетов). Истребитель МиГ-21Ф-13 борт №84 "красный" эскадрильи "Агрессор" ВВС США. Самолет ранее состоял в ВВС Индонезии. Аэродром Тонопа, 1986 г. ( http://airwar.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Ка-52 / Ка-52А "Аллигатор" / изделие 806 / ОКР "Авангард-1" - HOKUM-B Ка-52К - HOKUM-B mod.
Всепогодный круглосуточный боевой вертолет / командирский вертолет армейской авиации. Разработан для ВВС России ОАО "Камов" (г.Люберцы) по теме ОКР "Авангард-1", генеральный конструктор - Сергей Михеев. Серийное производство ведется ОАО ААК "Прогресс" (г.Арсеньев Приморского края). Предложения о создании специализированного вертолетного комплекса разведки, целеуказания и координирования действий групп ударных вертолетов в рамках проекта В-60 выдвинуты ОКБ "Камов" в 1984 г. В составе комплекса предполагалось применение РЛС и ОЛС. В начале 1990-х годов принято решение использовать наработки по данному комплексу на двухместной модификации вертолета Ка-50. Разработка вертолета Ка-52 на базе ударного Ка-50 начата в 1994 г. и уже в сентябре 1994 г. представлен макет нового вертолета, который впервые был показан на авиасалоне МАКС-1995.
Изготовление прототипа Ка-52 начато на опытном производстве ОКБ "Камов" в 1996 г. Прототип Ка-52 создан путем переделки серийного Ка-50 серийный №01-02 (ранее борт №021). Изготовление прототипа завершено в ноябре 1996 г. 19.11.1996 г. прототип - борт №061 - показан журналистам. Первый полет прототипа Ка-52 состоялся 25 июня 1997 г., летчик - А.Смирнов. Первый вертолет опытной заводской партии совершил первый полет в г.Арсеньев 27 июня 2008 г. Всего в 2008 г. построено два опытных вертолета Ка-52. Таким образом на государственные совместные испытания предъявлены три опытных вертолета. В 2008 г. в ходе государственных совместных испытаний получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов Ка-52.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе) Особая благодарность пользователю "Аркан" сайта http://aviaforum.ru/ за вклад в сбор информации по самолетам Ту-22 - именно эти материалы легли в основу данной статьи. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе) Средний бомбардировщик. Работа над самолетом (НИОКР) началась после Постановления Совмина СССР от 10 августа 1954 г. Главный конструктор - Д.Марков. Предварительно велись работы по проектам 98 (Ту-98), 105 (прототип Ту-22, эскизный проект закончен осенью 1954 г.) и 108 (межконтинентальный сверхзвуковой носитель с треугольным крылом, НИОКР - 1956 г.). На прототипе 105 (Ту-105) шасси убирались в фюзеляж. В конце 1954 г. начались продувки моделей Ту-105 в ЦАГИ. Проектирование в полном объеме началось в 1955 г. Построен в декабре 1957 г. Первый полет прототипа Ту-105 (изделие 105, самолет "Ю") - 21 июня 1958 г. (пилот Ю.Алашеев, штурман-оператор И.Е.Гавриленко, стрелок-радист К.А.Щербаков). Апрель 1958 г. - начало работ по проекту 105А в двух вариантах (с двигателями ВД-7М и НК-6). Начало серийного производства на Казанском авиазаводе - август 1959 г. Первый полет 105А (Ту-22) - 7 сентября 1959 г. (пилот - Ю.Алашеев, штурман - И.Гавриленко, оператор - К.Щербаков). После катастрофы 21 декабря 1959 г. на серийном заводе отказались от рулей высоты в пользу цельноповоротного стабилизатора. Первый полет серийного Ту-22Б №201 - 2 сентября 1960 г. (пилот В.Р.Ковалев, штурман-оператор В.С.Паспортников, стрелок-радист К.А.Щербаков). Принятие на вооружение - 1960-62 г.г. (Ту-22Б - первая серийная модификация, всего построено 10 шт. - на вооружении не состоял). В строевые части ВВС поступает с 1962 г. В декабре 1969 году производство Ту-22 прекращено, всего серийно произведено более 311 экземпляров Ту-22. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Проект стратегического бомбардировщика. Разработка концепции многоцелевого высотного дозвукового самолета (МВДС) начата в инициативном порядке КБ ЭМЗ им. В,М,Мясищева в 1979 г. Главный конструктор - М.А.Гурьянов (с 1994 г. по 1997 г., до того руководитель темы НИР), заместитель - Б.М.Морковкин. 26 февраля 1986 г. выходит указание министра авиационной промышленности И.С.Силаева о проведении НИОКР по МВДС. В мае 1985 г. на ЭМЗ начинается тема "Теоретические, проектные и экспериментальные исследования по созданию широкофюзеляжного самолета" (шифр "60"). В начале 1986 г. оформлено и представлено в МАП СССР техническое предложение на создание МВДС двойного назначения. 11 мая 1986 г. выходит приказ МАП СССР №1114 о проведении НИР по теме "60". В конце 1989 г. заключается договор между ЭМЗ и МАП СССР на разработку аванпроекта МВДС двойного назначения. 15 мая 1991 г. материалы аванпроекта по гражданскому варианту самолета рассмотрены руководством МАП СССР, которое приняло решение о подготовке ТЗ на разработку самолета. В июле 1991 г. материалы аванпроекта представлены комиссии военного Заказчика, которая одобрела представленные материалы и рекомендовала разработать эскизный проект самолета. В октябре 1991 г. подписан договор на разработку эскизного проекта М-60. По состоянию на ноябрь 1998 г. ЭМЗ им.В.М.Мясищева с проектом самолета М-60Б принимает участие в конкурсе ВВС России на разработку самолета стратегической авиации ( источник). Планировалось, что победитель будет объявлен в 1999 г., но в итоге были только сформулированы требования к Перспективному Авиационному Комплексу Дальней Авиации (ПАК ДА). Кроме М-60Б в конкурсе участвовали проекты ОКБ Туполева и Сухого. Разработка проекта бомбардировщика прекращена в 2001 г. Модель самолета М-60Б в музее ЛИИ им.Громова, февраль 2012 г. (фото - Евгений Ерохин, http://missiles2go.ru/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Самолет-топливозаправщик. 06.01.2015 г. пресс-служба Министерства обороны России сообщила, что между Минобороны и ОАК заключен контракт на поставку двух самолетов Ил-96-400ТЗ для ВВС России. Разработка самолета предложена Министерству обороны России, вероятно, летом 2013 г. на базе транспортного самолета Ил-96-400Т. Поставка самолетов будет осуществлена, вероятно, в 2017-2019 г.г.
| | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Возможно первое применение ракеты комплекса Рубеж : https://t.me/militaryrussiaru... | Pool Deck Resurfacing of Central Florida" formerly known as "Orlando Pool Deck Resurfacing... | а почему нет ракеты Сармат ? Спрашивали ? Отвечаем : https://klasson.livejournal.com/375942.html | Был, да сплыл. Хотя везде всеми титулами подписывается. Вся история на одном фото... | Кто новый директор?28 октября 2024 - был ещё ДектярьГосударственный ракетный центр... | . | Сняли Дегтяря. В ГРЦ новый генеральный. К 100-летию со дня рождения Макеева В. П... | похожа на Скад... | Более крупные фотографии стартовой позиции | Как то тихо и не заметно проскочил день 21 сентября. А именно в этот день 50 лет... |
|