Х-15 / РКВ-15 - AS-16 KICKBACK

Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение DIMMI » Пт 13 фев 2009 12:54 am

Х-15 (РКВ-15), изделие 115 - AS-16 KICKBACK


Х-15С


 


Тактическая ударная аэробаллистическая управляемая ракета (аналогична ракете SRAM). Создана в МКБ "Радуга". Принята на вооружение в 1988 г. Впервые представлена на выставке вооружений в Нижнем Новгороде в 1993 г., в том же году разрешены поставки на экспорт. 


 






Ракета Х-15С




Статья на сайте
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14519
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение osankin » Ср 11 апр 2012 12:55 am

Пара статей для затравки темы и схема изделия:
х15 (2).JPG
схема.JPG
Х-15 АиВ.rar
(1.21 Мб) Скачиваний: 911
Х-15 М_Хобби.rar
(1.68 Мб) Скачиваний: 865

А это Карпенко:
Бастион Карпенко АРБД обложка.jpg
Бастион Карпенко АРБД Х-15 35.jpg
Бастион Карпенко АРБД Х-15 36.jpg
Бастион Карпенко АРБД Х-15 37.jpg
Бастион Карпенко АРБД Х-15_Х-45 38.jpg
Последний раз редактировалось osankin Пн 28 ноя 2016 7:39 pm, всего редактировалось 3 раз(а).
Пессимист - это хорошо информированный оптимист (один мудрый человек).
osankin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 4090
Зарегистрирован: Вс 02 окт 2011 6:14 am

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение diletant2010 » Пн 19 ноя 2012 12:22 am

Уважаемый osankin, думаю Вам будет интересно: http://dubna1.ru/kaodart_108.html
С уважением
Вложения
artphoto_108.jpg
artphoto_108.jpg (52.97 Кб) Просмотров: 28677
diletant2010
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: Пн 05 ноя 2012 5:04 pm

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение binladin » Пн 19 ноя 2012 11:20 pm

А могут спецы объяснить термин "аэробаллистическая", каково его место в классификации ? Или на Википедии правы, считая таковыми просто баллистические ракеты авиабазирования. Если есть источники, вообще замечательно. Спасибо.
binladin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: Пн 13 июн 2011 6:17 pm

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение DIMMI » Пн 19 ноя 2012 11:22 pm

можно посмотреть SRAM... он был первее кажется... (или нет?)
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14519
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение PPP » Пн 19 ноя 2012 11:45 pm

Вроде как аэробаллистичекими называют траектории КА с многократными "нырками" в атмосферу.... Но к описываемым ракетам это не относится...
Jeder für sich und Gott gegen alle.
Аватара пользователя
PPP
Ветеран Military
Ветеран Military
 
Сообщения: 7186
Зарегистрирован: Пт 28 май 2010 1:42 am

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение DIMMI » Пн 19 ноя 2012 11:48 pm

не знаю... может быть и так, но не слышал такого толкования
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14519
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение binladin » Вт 20 ноя 2012 1:53 am

PPP писал(а):Вроде как аэробаллистичекими называют траектории КА с многократными "нырками" в атмосферу.... Но к описываемым ракетам это не относится...

Я такое слышал, но в статье Марковского-Перова я нашёл, что по отношению к Х-15 имеется в виду под "аэробаллистикой" - один из 10 режимов полёта, когда прорыв к цели идёт по маловысотному профилю (h=200 м), а на подходе к ней ракета поднимается на 40 км и вертикально пикирует на цель.

Меня интересует, есть ли буквари в которых термин "аэробаллистическая ракета (траектория)" разъясняется не журналистами, а специалистами в предметной области. На Вики нужны АИ - авторитетные источники.
binladin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: Пн 13 июн 2011 6:17 pm

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение PPP » Вт 20 ноя 2012 2:54 am

Честно говоря с подобной терминологией полный бардак. Вот например -
Agafonov_aksen.pdf
(559.33 Кб) Скачиваний: 2282
Jeder für sich und Gott gegen alle.
Аватара пользователя
PPP
Ветеран Military
Ветеран Military
 
Сообщения: 7186
Зарегистрирован: Пт 28 май 2010 1:42 am

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение Slaanesh » Вт 20 ноя 2012 12:12 pm

Если доберусь сегодня до книжки Лысенко (наведение и навигация БР), там встречалось упоминание с расшифровкой, интересна его трактовка.
Если не ошибаюсь, он к аэробаллистическим относит тела, движущиеся изначально по баллистической траектории, но способные изменять параметры своего движения за счет аэродинамических сил (и соответствующих органов управления).
Многократные нырки в атмосферу-это как частный случай (планер Зенгера)
Slaanesh
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: Чт 16 дек 2010 1:28 pm

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение Slaanesh » Ср 21 ноя 2012 12:57 am

PPP писал(а):Вроде как аэробаллистичекими называют траектории КА с многократными "нырками" в атмосферу.... Но к описываемым ракетам это не относится...

Сверился, в контексте описания МГЧ МБР, все так,как Вы описывали:
Вложения
Аэробаллистическая МГЧ.jpg
Slaanesh
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: Чт 16 дек 2010 1:28 pm

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение osankin » Вс 02 дек 2012 7:43 pm

Немного информации о подвесных устройствах для Х-15 и Х-55 от моего товарища Скивыча, взятые с различных форумов:

http://warfaregame.ru/forum/showpost.ph ... count=4943

Цитата: Сообщение от ssb
Скивыч ая-я-яй. Второй барабан убран согласно договора по СНВ-1. Так сказать по многочисленным просьбам невероятных друзей.

ssb, тут такой момент... МКУ создавались два различных:
- МКУ-6-5У, предназначенное для применения Х-55 и Х-55СМ;
- МКУ-6-1 (на Ту-160 не ставились), для ракет Х-15.

Эти МКУ, хоть и имеют похожие индексы, существенно различаются не только габаритами, но и даже марками гидравлических жидкостей, используемых для привода вращения барабана и работы пневмогидротолкателя рычагов. В один отсек Ту-160 уверенно помещаются две МКУ-6-1, но чуть-чуть (однако столь же уверенно ) НЕ помещаются ДВЕ МКУ-6-5У. Договор ту ни при чём.
А с маслами всё просто (это со слов разработчиков) - обе МКУ используют для привода те жидкости, которые используются в гидросистеме носителя. ТУ-22М3 и Ту-160 используют разные, работа МКУ-6-1 с маслом из г/с Ту-160 не предусмотрена.

Цитата: Сообщение от ssb
По заверениям Sibura (он у нас единственный военный ВВС-стратег на форуме, по крайне мере других я не знаю), второй барабан ставиться за часы, максимум день, не месяцы.

Полагаю, он говорил об МКУ-6-5У для Ту-95МС. Слышал, что там действительно возможна установка двух штук.



http://forums.airbase.ru/2010/02/t53933 ... .7457.html

Вот тоже интересная темка, в которой Саша (Скивыч) тоже принял участие:

http://forums.airbase.ru/2008/05/t61757 ... opros.html

True-Скивыч #29.05.2008 20:22 @Конструктор#29.05.2008 11:55

Конструктор> Иногда (в МКУ-1/5)...

Это что за зверь такой (и на чём стояло/стоит)?

P.S.
И, всё таки, если не секрет, какое АКУ имеет ход несколько метров? И, главное, зачем ?



Конструктор #30.05.2008 10:13 @True-Скивыч#29.05.2008 20:22


True-Скивыч> Это что за зверь такой (и на чём стояло/стоит)?

"многопозиционное катапультное устройство"
Стояло/стоит внутри отсеков Ту-92Мс, Ту-22М3, Ту-160
МКУ-6-1- для ракет Х-15, МКУ-6-5 для семейства Х-55/Х-555/Х-65/Х-101


True-Скивыч> И, всё таки, если не секрет, какое АКУ имеет ход несколько метров? И, главное, зачем ?

А иначе вы просто не вытолкнете ракету- ее же надо из ВНУТРЕНННЕГО отсека выталкивать.
Да и надо отвести от больших самолетов на значительное расстояние.


Там же приводятся схемы бугелей подвески:

Изображение

Крайний слева и сзади бугель похож на тот, который применялся на РДТТ "160"
Пессимист - это хорошо информированный оптимист (один мудрый человек).
osankin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 4090
Зарегистрирован: Вс 02 окт 2011 6:14 am

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение osankin » Вс 02 дек 2012 8:28 pm

Это отсюда:Изображение
Вложения
ВВС и НТП Х-15 (1).jpg
ВВС и НТП Х-15 (2).jpg
Пессимист - это хорошо информированный оптимист (один мудрый человек).
osankin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 4090
Зарегистрирован: Вс 02 окт 2011 6:14 am

Re: Х-15 (AS-16 KICKBACK)

Сообщение osankin » Ср 05 дек 2012 2:01 am

Slaanesh писал(а):Если доберусь сегодня до книжки Лысенко (наведение и навигация БР), там встречалось упоминание с расшифровкой, интересна его трактовка.
Если не ошибаюсь, он к аэробаллистическим относит тела, движущиеся изначально по баллистической траектории, но способные изменять параметры своего движения за счет аэродинамических сил (и соответствующих органов управления).
Многократные нырки в атмосферу-это как частный случай (планер Зенгера)


Так оно и есть.
Сколько помню ТЗ на "160"(9А2001), основной РДТТ Х-15, то носитель выходит на расчётную высоту, там осуществляется сброс ракеты, потом запускается РДТТ, сначала первая камера, потом сразу вторая (или через паузу - циклограмму не помню). Далее по баллистической траектории машина выходит в стратосферу, там работа аэродинамических рулей, которые теряют эффективность, дублируется работой моего любимого ДУРСа (двигательной установки реактивной стабилизации, "161", 160.10, 9Ж2001). Там, ЕМНИС, циклограмма работы ДУРС следующая:
Вариант 1. Отклонение оси руля на угол 45 градусов и качание в этой позиции в диапазоне плюс-минус двадцать градусов
Вариант 2. Отклонение оси руля на угол 30 градусов и качание в этой позиции в диапазоне плюс-минус десять градусов.
Далее ракета входит в атмосферу и круто пикирует на цель. Возможно, именно в этот момент работает камера второго включения.
Вообще, кто бы что бы не писал, на момент разработки Х-15 это был ЕДИНСТВЕННЫЙ режим её боевого применения. Аппаратура огибания рельефа местности в те годы только разрабатывалась, в первую очередь, для истребителей-бомбардировщиков и ракетоносного варианта Ту-22М. Маловысотный вариант Х-15 появился только в первой половине 80-х, сколько я знаю.
Ещё имеет смысл добавить, что заряд РДТТ ракеты SRAM, имея более эффективное твёрдое топливо, чем то, которое наша промышленность могла создать в те годы, горел исключительно по торцу и этого было достаточно, чтобы обеспечить необходимый закон горения. Нам же для его обеспечения пришлось разработать весьма замысловато профилированные заряды, горевшие по внутреннему каналу и обоим торцам. В силу этих причин долго мучились с конструкцией среднего днища, разделявшего камеры первого и второго включений. Там, где у американцев была простая пластиковая перегородка, мы были вынуждены лепить конструкцию из титана и жаростойких нержавеющих сплавов. Для надёжного раскрытия днища были разработаны десятки вариантов конструкций клапанов. Сначала был один - центральный, потом его дополнили несколькими более мелкими, располагавшимися по окружности, потом центральный клапан убрали вообще, заменив целой "сеткой" мелких клапанов, но всё равно их несгоревшие фрагменты периодически повреждали вкладыш критического сечения сопла. К моменту моего прихода на "Союз" была разработана конструкция пластикового среднего днища, намотанного стеклопластиковой лентой на эпоксидном связующем методом негеодезической намотки. Такую я рисовал в своём дипломе. Сколько я знаю, внедрить её в серию уже не успели.

В порядке иллюстрации:

Схема двигательной установки двукратного включения Mk.136 зенитной ракеты РАС-3:
Изображение

Схема ракеты Х-15:
Изображение
К сожалению, по этой схеме невозможно оценить всю сложность профилирования заряда и устройства клапанов раскрытия среднего днища, но понять общий принцип можно.

В порядке дополнения:

Статья из журнала "Двигатель": http://engine.aviaport.ru/issues/33/page37.html Владимир Коровин ТВЕРДОТОПЛИВНЫЕ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ. ГОД 2004 – БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВ
моё сообщение на Протве:
http://sudden-strike.ru/forum//showpost ... count=2693

тут вот ещё немного:
http://warfare.ru/db/lang/rus/catid/369/linkid/1684/ AS-16 Kickback SRAM/ Х-15 /С

Ракета Х-15 и ее модификации имеют аэробаллистическую траекторию полета, то есть ракета совершает небольшой прыжок за пределы стратосферы (до 40 км).
Пессимист - это хорошо информированный оптимист (один мудрый человек).
osankin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 4090
Зарегистрирован: Вс 02 окт 2011 6:14 am

Re: Х-15 / РКВ-15 - AS-16 KICKBACK

Сообщение osankin » Вт 07 янв 2014 10:20 pm

Перенос отсюда: viewtopic.php?f=947&t=2414

DIMMI писал(а): можно еще вопрос - по Х-15 - пишут двигатель "двухкратного включения"... и пишут "двухкамерный" (на сайте ДМЗ)... что это значит?? и как это?


И то и другое верно. Выше приведена схема из "М-Хобби", там это отражено.
Пессимист - это хорошо информированный оптимист (один мудрый человек).
osankin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 4090
Зарегистрирован: Вс 02 окт 2011 6:14 am

Re: Х-15 / РКВ-15 - AS-16 KICKBACK

Сообщение osankin » Пн 20 янв 2014 11:30 pm

http://militaryrussia.ru/blog/topic-125.html
двухсекционный двухразового включения РДТТ "160" / 9Ж2001 разработки ОКБ-16 - Казанское КБ двигателестроения (позже КБ "Союз")


К моменту начала создания РДТТ "160" ОКБ-16 не существовало. Оно прекратило своё существование вместе с уходом в 1954 году Сергея Дмитриевича Колосова с 16-го завода на Южный турбинный завод вместе со своим изделием 15К http://engine.aviaport.ru/issues/32/page34.html. Остатки ОКБ-16 влились в новую организацию п/я 751, созданную для внедрения в производство на 16-м заводе ГТД АМ-3 конструкции Микулина. Эту организацию возглавил заместитель Микулина Прокопий Филппович Зубец. В 1964 году оно разделилось на две части: Казанское проектное бюро моторостроения (КПБМ), которое занялось внедрением на казанском моторном заводе ГТД Кузнецова, а вторая половина, возглавляемая Прокопием Филипповичем, получила наименование Моторостроительное проектное бюро (МПБ) и продолжила работы по противоракетной тематике. Так что на момент начала проектирования Х-15 оно так и называлось. В 1977 году оно было преобразовано в Казанский моторостроительный завод "Союз", а в 1986 году в ОКБ "Союз".

Кроме того, в статью необходимо добавить, что на стратосферном участке траектории ракета управлялась с помощью двигательной установки реактивной стабилизациии (ДУРС), сопла которой (на схеме обозначены как пиросвечи ДУРС) были установлены параллельно аэродинамическим рулям и качались вместе с ними. Циклограмму качания я привёл выше.
ДУРС представлял из себя своего рода треугольник, образованный тремя газовыми колонками, соединёнными коллектором. Снизу к колонкам присоединялись газогенераторы, также соединённые треугольником с помощью специальных кронштейнов. Газогенераторы запускались с помощью пиросвечей ПС-410, заимствованных с макеевских ракет. Сопла крепились по три в ряд параллельно плоскости аэродинамических рулей на трубках-газоводах, свёрнутых в спиральную пружину и припаянных к колонкам. Сопла наворачивались на резьбовые втулки, которые крепились на общей колодке, в которую впаивались трубки.
Последний раз редактировалось osankin Ср 22 янв 2014 4:59 pm, всего редактировалось 3 раз(а).
Пессимист - это хорошо информированный оптимист (один мудрый человек).
osankin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 4090
Зарегистрирован: Вс 02 окт 2011 6:14 am

Re: Х-15 / РКВ-15 - AS-16 KICKBACK

Сообщение PPP » Вт 21 янв 2014 11:23 am

Из статьи -
Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении

:shock: Не просек фишки.... Может кто-нибудь объяснит?
Jeder für sich und Gott gegen alle.
Аватара пользователя
PPP
Ветеран Military
Ветеран Military
 
Сообщения: 7186
Зарегистрирован: Пт 28 май 2010 1:42 am

Re: Х-15 / РКВ-15 - AS-16 KICKBACK

Сообщение DIMMI » Вт 21 янв 2014 9:44 pm

по ОКБ-16 исправлю!... по корпусу - не скажу в чем фишка...
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14519
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: Х-15 / РКВ-15 - AS-16 KICKBACK

Сообщение osankin » Пт 24 янв 2014 6:49 am

К вопросу об РДТТ двойного включения:
Изображение
УЭУТРТ титул.jpg


УЭУТРТ стр.39.jpg


На схеме позиция 4 соответствует нашему РДТТ "160" для Х-15, а позиция 7 - РДТТ SR75-LP-1 ракеты AGM-69A, известной как SRAM.
Хотя позиция 4 и обозначена как однокамерный РДТТ, на самом деле, это две разные камеры, объединённые разделительным узлом.
Пессимист - это хорошо информированный оптимист (один мудрый человек).
osankin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 4090
Зарегистрирован: Вс 02 окт 2011 6:14 am

Re: Х-15 / РКВ-15 - AS-16 KICKBACK

Сообщение DIMMI » Вс 25 май 2014 1:28 am

официальных данных нет
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14519
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

След.

Вернуться в Х-15 - AS-16 KICKBACK

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

123456



Яндекс цитирования Rambler's Top100 АвиаТОП

12345