Х-35 / 3М24 - SS-N-25 SWITCHBLADE / AS-20 KAYAK | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Х-35 / 3М24 - SS-N-25 SWITCHBLADE / AS-20 KAYAK

Автор: DIMMI
Создана: 02.02.2016 14:28:30
Изменена: 11.06.2016 21:55:16
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Крылатые ракеты земля-земля ВМФ / Х-35 / 3М-24 - SS-N-25 SWITCHBLADE / AS-20 KAYAK /

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - SS-N-25 SWITCHBLADE
Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - AS-20 KAYAK / AS-X-20 Harpoonski
 
Противокорабельная крылатая ракета. Предварительная проработка проекта малогабаритной ПКР велась ОКБ "Звезда" начиная с 1977 г. Решение о создании ракеты для корабельного ракетного комплекса "Уран" принято Постановлением ЦК КПСС от 16 марта 1983 г. после изучения опыта применения ПКР "Экзосет" в ходе англо-аргентинского конфликта (май 1982 г.). Разработка выполнялась ОКБ "Звезда" (бывшее ОКБ-455, ныне входит в КТРВ), генеральный конструктор - В.Н.Бугайский (позже - В.Г.Галушко). Главный конструктор комплекса - Георгий Иванович Хохлов. Главный конструктор направления (на 2015 г.) - Николай Анатольевич Васильев (источник). Первый вариант эскизного проекта ракеты рассмотрен в 1983 г. и из-за несоответствия требованиям по характиристикам радиолокационной ГСН отправлен на доработку (источник). По данным источников еще одно Постановление о разработке комплекса принято Совмином СССР 16 апреля 1984 г. (источник).

Испытания. Первый пуск с полигонной наземной пусковой установки планировалось провести 4 ноября 1985 г., но из-за сбоя автоматики (выдавалась неверная информация об открытии крышек ТПК) пуск не состоялся. Первый успешный  пуск проведен (со второй попытки в этот день) 5 ноября 1985 г. на полигоне 31-го испытательного центра Министерства обороны СССР (Феодосия, Крым). По программе пуска предполагалось, что ракета пролетит 40 км. Ракета успешно вышла из ТПК, пролетела около 50 метров и упала в море (источник). Данный пуск считается первым пуском в программе летно-конструкторских испытаний ПКР Х-35.

Первый публичный показ ракеты состоялся на выставке "Мосаэрошоу-1992".

Ракета Х-35 предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.


Ракета Х-35Э без стартового двигателя на одном из военно-морских салонов в Санкт-Петербурге, 2000-е годы (http://army.lv/).



Сборка ракет Х-35 на производственном предприятии КТРВ, публикация 2014 г. (http://ktrv.ru/).

Пусковое оборудование:
- наземная полигонная пусковая установка - обеспечивался наклонный пуск из ТПК.

- корабельная пусковая установка 3С-24 с наклонным размещением пакета из 4 ТПК.


Модуль пусковой установки 3С-24 комплекса "Уран" на одном из  кораблей (http://forums.airbase.ru).


Пусковые установки 3С-24 комплекса "Уран" на СКР "Сметливый" Черноморского флота ВМФ России, 24.10.2008 г. (фото - А.Бричевский, http://forums.airbase.ru).

- авиационная АПУ-58 / ПУ-58 разработки МКБ "Вымпел" (источник).
Длина АПУ - 3810 мм
Ширина АПУ - 130 мм
Высота АПУ - 220 мм
Масса АПУ - 185 кг


Ракета Х-35 / 3М24:
Конструкция - Ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с двигателем расположенным в хвостовой части ракеты с подфюзеляжным воздухозаборником. Крылья выполнялись складными - с раскрывом после выхода из ТПК на морском варианте ракетного комплекса. Для авиационного применения крыло выполнялось цельным для облегчения конструкции. Для снижения веса конструкции корпус выполнен сварным из алюминиевых сплавов и не имеет эксплуатационных разъемов.


Проекции ракет Х-35 и Х-35Э морского и, вероятно, вертолетного вариантов компоновки (http://www.airwar.ru/).


Устройство ракеты Х-35. Цифрами на схеме обозначены: 1 - головка самонаведения АГРС-35, 2 - проникающая боевая часть, 3 - инерциальная система управления; 4 - топливный бак, 5 - маршевый ТРДД, 6 - аэродинамические рули, 7 - стартовый РДТТ, 8 - стабилизаторы стартового РДТТ, 9 - рулевые машинки, 10 - механизм подачи топлива, 11 - воздухозаборник (источник).


Система управления и наведение: бортовая система управления - инерциальная с использованием ЭВМ, радиовысотомера и автопилота - одна из первых цифровых СУ в СССР. Отработка цифровой СУ велась на стендах ГосНИИАС (источник). Головка самонаведения - активная радиолокационная АРГС-35 разработки ОАО НПП "Радар-ММС".  Головной обтекатель выполнен из стектотекстолита ЭДТ-10кв (источник).
Длина - 700 мм
Диаметр - 420 мм
Масса АРГС - 47.5 кг
Зона обзора АРГС:
- по азимуту - сектор 90 град.
- по углу места - от -20 град до +10 град
Дальность захвата цели - 20 км


Головна самонаведения АРГС-35 (http://rbase.new-factoria.ru/).

Корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) ракетного комплекса разработана ОКБ "ТемпАвиа", главный конструктор - А.Г.Чумаков (источник). Ввод полетного задания, подготовка к пуску и осуществление пуска автоматизированы.

Пуск Х-35 может осуществляться в направлении расчетного места атакуемого корабля, профиль полета программируется и включает в себя доворот на цель, поисковый режим (маневр "змейка" для обнаружения и захвата корабля РГСН), снижение для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности, подскок и атаку с пикирования, особенно эффективную для поражения маневрирующей цели (источник).

Ракета Х-35У - инерциальная система управления с блоком спутниковой навигации и активно-пассивной РГСН.
Дальность захвата цели - 50 км

По данным на середину 1990-х годов разрабатывался вариант ракеты с тепловизионной  ГСН (источник).


Двигательная установка:
- стартовый РДТТ - применяется на всех вариантах ракеты кроме авиационного для пуска с самолетов. На вертолетном варианта РДТТ уменьшен суммарный импульс двигателя.

- маршевый - ТРДД, запуск двигателя после старта производится с помощью пиростартера.


ТТХ ракеты:
  Х-35 / Х-35Э (источник) Х-35У / Х-35УЭ (источник)
Длина - корабельный вариант 4400 мм 4400 мм
Длина - самолетный вариант 3850 мм 3850 мм
Размах крыла 1150 мм 1330 мм
Диаметр корпуса 420 мм 420 мм
Масса стартовая корабельного варианта 600 кг 670 кг
Масса стартовая вертолетного варианта 610 кг 650 кг
Масса стартовая самолетного варианта 520 кг 550 кг
Масса БЧ 145 кг (источник) 145 кг
Дальность пуска 5-130 км 7 - 260 км (280 км по данным КТРВ, 2015 г.)
Скорость максимальная  0.8 М
240-270 м/с (источник)
0.8-0.85 М
Высота полета на марше 10-15 м 10-15 м
Высота полета на конечном этапе 4 м 4 м
Условия пуска самолетного варианта   высота полета носителя - 0,2-10 км
скорость полета носителя - 0,35-0,9 М
Условия пуска вертолетного варианта   высота полета носителя - 0,1-3,5 км
скорость полета носителя - 0-0,25 М
Максимальный угол послестартового разворота ракеты по азимуту   сектор 260 град.
Время подготовки к пуску из холодного состояния 60 с  
Метеоусловия пуска - осадки - до 4 мм/с
- волнение моря - до 5-6 баллов
- температура воздуха - от -50 до +50 град.С
корабельный вариант - волнение моря до 6 баллов
Скорость выхода из ТПК - 25 м/с (источник)

Боевое оснащение: осколочно-фугасная БЧ в проникающем кожухе (источник).

Вспомогательное и арсенальное оборудование:
Комплект наземного оборудования (КНО) 3Ф-24М / 3Ф-24МЭ - в 2010 г. оформлен паспорт на экспортный вариант ракетного комплекса "Уран-Э" с подобным КНО (ист. - Годовой отчет).

Модификации:
- Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - SS-N-25 SWITCHBLADE - корабельный ракетный комплекс с противокорабельной ракетой.

- Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - AS-20 KAYAK - авиационный вариант ракетного комплекса. При пуске с самолетов ракета не оснащается стартовым РДТТ.

- Комплекс 3К60 "Бал", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - SSC-6 SENNIGHT - ракетный комплекс береговой обороны (см. отдельную статью).

- ракета Х-35У / Х-35УЭ - модернизированный "усовершенствованный" вариант ракеты, в 2010 г. оформляется паспорт экспортного облика ракеты Х-35УЭ (ист. - Годовой отчет). В 2015 г. сообщается, что авиационная версия ракеты успешно прошла летные испытания (ист. - Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.). В 2015 г. начаты работы по адаптации ракеты к применению в корабельном комплексе "Уран" и в береговом "Бал" (ист. - Вестник КТРВ. №7 / 2015 г.).


Испытания ракеты Х-35У с носителя МиГ-29КУБ (вестник КТРВ. №8 / 2015 г.).

- ИЦ-35 - ракета-имитатор цели на базе Х-35 (ист. - Годовой отчет).

- Комплекс Club-K - контейнерный вариант комплекса - разработан концерном "Моринформсистема-Агат" и позиционируется как наземный или корабельный вариант комплекса. Пусковая платформа и весь комплекса оборудования размещаются внутри стандартного морского контейнера.

Носители:
Корабельный вариант:

Вертолетный вариант:
- Ка-27 / Ка-29 / Ка-31 - могут быть носителями варианта ракеты.

Самолетный вариант:
- МиГ-29К / МиГ-29СМТ
- Су-30МК / Су-35
- Су-25ТМ
- Су-24М
- Ту-142М - до 8 ракет под крылом.

Стоимость:
- 2010 г. - стоимость ракеты 15 млн. руб.

Статус: СССР / Россия

Экспорт:
Алжир:
- 2010 г. - прорабатывалось заключение контракта на поставку корабельного комплекса "Уран-Э" (ист. - Годовой отчет).

Азербайджан:
- 2010 г. - прорабатывалось заключение контракта на поставку корабельного комплекса "Уран-Э" (ист. - Годовой отчет).
- 2010 г. - КТРВ заключила контракт на поставку корабельных ракетных комплексов "Уран-Э" на сумму 75 млн USD (источник).
- 2013 г. 16 октября - сообщается. что с 2014 г. КТРВ начнет поставку заказанных корабельных ракетных комплексов "Уран-Э" по контракту на сумму 75 млн USD, который был подписан в 2010 г. (источник).

Вьетнам:
- 2010 г. - поставлены изделия 3М-24Э на сумму 23,4 млн USD (ист. - Годовой отчет).

Индия:
- 2010 г. - поставлены изделия 3М-24Э на сумму 3,6 млн USD. В течение года прорабатывалось переоборудование ракет 3М-34Э в ракету-имитатор цели ИЦ-35 (ист. - Годовой отчет).

КНДР:
- 2015 г. - появилось видеозапись пуска ракеты аналогичной по виду ракете Х-35 с ракетного катера ВМС КНДР.


ТПК с противокорабельными ракетами на катере КНДР, 2015-2016 г.г. (источник).


Ракета, аналогичная ракете Х-35, в полете после пуска с ракетного катера КНДР, 2015-2016 г.г. (источник).

Ливия:
- 2010 г. - прорабатывалось заключение контракта на поставку корабельного комплекса "Уран-Э" (ист. - Годовой отчет).

Туркменистан:
- 2008 г. 07 мая - с ФГУП «Рособоронэкспорт» за № Р/879512140608  подписан контракт на поставку ракет Х-35Э и их модификаций  (ист. - Годовой отчет).


Пуск ракеты Х-35Э с иностранного ракетного катера (источник).

Источники:
Буслова Т. Х-35Э: трудное начало. // Вестник корпорации "Тактическое ракетное вооружение". №11 / 2015 г.
Годовой отчет ОАО "КТРВ" за 2010 г. 2011 г.
Старых Г. "Уран-Э": рождение конструкторского замысла. // Независимое военное обозрение. 20.01.2012 г.
Х-35. 2016 г. (источник)

Каталог

Последние комментарии

Тема весьма интересна, хотя вроде анонсирована Белая серия по ПКР..... Подождем...
Sierra 2016-02-02 16:55