Система К-30, ракеты Х-30 / Х-33 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Система К-30, ракеты Х-30 / Х-33

Автор: DIMMI
Создана: 19.02.2009 01:11:20
Изменена: 16.12.2013 02:59:20
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Ракеты воздух-земля / К-30, ракета Х-30 / Х-33 /

ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе)
Система К-30, ракеты Х-30 / Х-31 / ХБ-32 / Х-33


Проект ударной авиационно-ракетной системы с ракетами разных типов и самолетом-носителем Т-4 (самолет "100") ОКБ П.О.Сухого. В состав системы К-30 входили следующие типы ракет (в разное время):

- Х-30 - противокорабельная крылатая ракета (первый вариант проекта системы, 1962 г.);
- Х-31 - крылатая ракета большой дальности (первый вариант проекта системы, 1962 г.);
- ХБ-32 - авиационная баллистическая ракета (первый вариант проекта системы, 1962 г.);
- Х-33 - аэробаллистическая крылатая ракета большой дальности (вариант проекта системы 1963 г.);

В январе 1962 г. проект самолета Т-4 с ударной ракетной системой К-30 был одобрен ГКАТ (в конкурсе так же принимали участие проекты ОКБ А.Н.Туполева - самолет "135" - и А.С.Яковлева - самолет "33"). 27 января 1962 г. в письме Д.Ф.Устинову глава МАП П.В.Дементьев предлагает проект Постановления о начале полномасштабной разработки самолета Т-4 в трех вариантах: Т-4А – разведчик, Т-4Б – постановщик помех и Т-4 – носитель ударной системы К-30, в состав которой должны были входить ракеты Х-30 и Х-31. Разработку ракеты Х-30 и системы К-30 вцелом планировалось поручить ОКБ-51 П.О.Сухого со сроками выхода ракеты на летные испытания в 1-м квартале 1965 г. и с началом испытаний системы в 4-м квартале 1965 г. Одновременно предлагалось по техусловиям системы К-30 (ОКБ-51) начать разработку ракет Х-31 (крылатая) и ХБ-32 (авиационная баллистическая) силами КБ завода им.Лавочкина (генеральный конструктор М.М.Пашинин). Начало летных испытаний ракеты Х-31 предполагалось в 1-м квартале 1965 г., а по аэробаллистической ракете планировалось к январю 1965 г. завершить эскизный проект.

Проектирование ракеты Х-30 начато в начале 1962 г. под руководством Н.С.Чернякова в ОКБ П.О.Сухого в качестве основного вооружения самолета Т-4 (самолет "100") ОКБ П.О.Сухого. Велась разработка двух вариантов ракет с разным оперением. Была выполнена модель в масштабе 1:12,5, кото­рая продувалась в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-113. В 1963 г. разработка ракеты Х-30 была прекращена. Задел по ракете Х-30 был использован при разработке ракеты Х-33, которая была начата в том же 1963 г. Разработка ракеты Х-33 велась в ОКБ-51 конструктора­ми И.О. Мельцем, В.П. Сопиным, Ю.В. Троельниковым, В.В. Писковым и Э.В. Литаревым во главе с Н.С. Черняковым.


Макеты ракеты Х-30 или Х-33 под крылом макета самолета Т-4 ОКБ П.О.Сухого, 1966 г. (http://forums.airbase.ru, обработано).


Проекции вариантов ракеты Х-30 (http://militaryrussia.ru на основании рисунка Николая Гордюкова).

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 3 декабря 1963 г. №119-4440 была задана разработка комплекса вооружения с самолетом-носителем Т-4 с установлением срока начала летных испытаний в 1968 г. Согласно этому Постановлению разработчиком крылатой раке­ты Х-33 становился филиал ОКБ-155 (Дубнинское машино­строительное конструкторское бюро, ныне ОАО "МКБ "Радуга", г. Дубна), а материалы по ракете Х-33 передавались для дальнейшей разработки из ОКБ-51 в ОКБ-155. передача документации прошла в середине 1964 г. Ракета разрабатывалась в трех вариантах компоновки, модели ракет продувались в аэродинамической трубе Т-108 ЦАГИ.

Пусковая установка - предполагалось применение ракеты как с расположением ракет как во внутренних отсеках самолета-носителя (в том числе в полуутопленном положении) так и на внешней подвеске. Вероятно, планировалось использование катапультной пусковой установки.

Конструкция ракет:
- ракета Х-30 - ракета нормальной аэродинамической схемы, на первом этапе проектирования прорабатывалось два варианта ракет с разным оперением.

- ракета Х-33 - разрабатывалась в трех ва­риантах компоновки: "бесхвостка", "утка" и "нор­мальная аэродинамическая компоновка".

Система управления и наведение: по первоначальному проекту планировалось использовать автономную инерциальную систему управления с радиокомандной коррекцией траектории полета. Предполагалось, что такое решение обеспечит поражение специальной БЧ крупной площадной цели или эскадры кораблей.

- Х-30 - автономная инерциальная система управления с ГСН на конечном этапе для самостоятельного выбора -корабля-цели.

- Х-33 - предполагалось использование автономной инерциальной системы управления с бортовой РЛС и цифровой вычислительной машиной для определения главной цели в атакуемом ордере целей (эскадре). РЛС ГСН ракеты "Гарпун" (главный конструктор - С.П.Попов) входила в состав радиолокационной системы "Вихрь" комплекса с носителем, разработчик - НИИ-131. Сис­тема навигационно-автоматического управления (СНАУ) "Централь" на ракете разработки МИЭЛ (главный конструктор - С.П. Попов).

В системе "Вихрь" комплексирование системы навигации и автономного управления "Централь" с РЛГС "Гарпун" осуществлялось бортовой ЦВМ СНАУ и обеспечивало два режима наведения ра­кеты: площадное наведение с автономной навига­цией на точку прицеливания до конца полета; ав­тономная навигация на точку прицеливания на первом этапе полета, затем автоматический по­иск радиолокационно-контрастной цели в окрест­ностях точки прицеливания, захват цели на авто­сопровождение РЛГС и самонаведение ракеты на сопровождаемую цель. В процессе предпусковой подготовки должна производиться выставка гироинерциальной платформы СНАУ и ввод необходимых начальных дан­ных для пуска, осуществляемые в диалоге БЦВМ самолета-носителя и СНАУ "Централь" ракеты.

Ракеты Х-30 и Х-33 предполагалось применять с рикошетирующей траекторией полета.

Двигатели:
Ракета Х-33 - РДТТ

ТТХ ракет:
  Х-30 Х-31 ХБ-32 Х-33
Дальность действия 400-500 км 1500-2500 км    
Скорость полета около 3000 км/ч >1 М >1 М 6.5-7 М
Высота полета       более 30 км
КВО        

Типы БЧ:
- ядерная - на первом этапе проектирования рассматривался только такой вариант.


Модификации:
- система К-30, ракета Х-30 - противокорабельная ракета изначального проекта ударного комплекса с самолетом-носителем Т-4. Разработка прекращена в 1963 г.

- система К-30, ракета Х-31 - крылатая ракета большой дальности изначального проекта ударного комплекса с самолетом-носителем Т-4.

- система К-30, ракета ХБ-32 - авиационная баллистичекая ракета изначального проекта ударного комплекса с самолетом-носителем Т-4.

- ракета Х-33 - проект аэробаллистической ракеты ударного комплекса с самолетом-носителем Т-4 1963 г. и позже.

- Х-45 - ракета для Т-4 (самолет "100") ОКБ П.О.Сухого - дальнейшее развитие проекта Х-33 разработки МКБ "Радуга".

Носители:
- Т-4 / самолет "100" - ударный ракетоносец ОКБ П.О.Сухого вооруженный по проекту ракетами Х-30 / Х-33. По аванпроекту от 07.05.1963 г. при нормальной нагрузке предполагалось нести 1 ракету Х-30 или Х-31, при максимальной нагрузке предполагалось нести 4 ракеты Х-30 или Х-31.

Статус: СССР - проектирование велось, создание ракетной системы продолжено при работе над ракетой Х-45 МКБ "Радуга".

Источники:
Бедретдинов Ильдар. Ударно-разведывательный самолет Т-4. М.: ООО  «Издательская группа «Бедретдинов и Ко», 2005 г.
Х-45 Молния. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.

Каталог

Последние комментарии

да-да... до вашей подборки я добрался уже, но еще не прошел по ней (огромное спасибо...
DIMMI 2013-12-17 10:09
"Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 3 декабря 1963 г. №119-4440 была задана...
Anonymous 2013-12-16 16:30
вполне может быть.... не вникал особо
DIMMI 2011-02-20 01:10
А разве это была не жидкостная Х-45 с ЖРД Исаева?http://www.testpilot.ru/russia...
Salo 2011-02-19 05:21