ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Тактическая ударная аэробаллистическая управляемая ракета. Разработка ракеты, аналогичной по принципиальному устройству и назначению ракете SRAM (США), велась МКБ "Радуга" с 1974 г. ( источник) под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева. В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась. Так же доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами - только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП. Ракета принята на вооружение в 1988 г. Впервые публично ракета показана в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия). Назначение базовой модели ракеты Х-15 - поражение стационарных площадных целей - военно-промышленных объектов, баз ВВС и ПВО, РЛС, командных пунктов и т.п.  Конструкция - ракета имеет несущий корпус цилиндрической формы и три аэродинамических руля. Грузовой и приборный отсеки ракеты выполнены в виде цельносварной конструкции из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть - из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию. Рули полностью поворотные, изготовлены из титанового сплава ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов - из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении (источник).
При освоении ракеты в производстве в 1978 г. был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования. Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой - из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки. Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе. Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП - крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам (5(С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20. В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ "Радуга" С. Н. Озеров, Б. И. Маков, А. А. Осоченко, В. С. Солдатенков, М. А. Харченко, С. А. Куманькова. Очень важная работа была проведена с институтом им. Патона по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). Но, к большому сожалению, эту работу закончить не удалось ввиду конверсии (источник).
Компоновка и боковая проекция ракеты Х-15 (рисунок И.Приходченко, из статьи Марковский В., Перов К., Система управления - автономная инерциальная Некоторые варианты ракет оснащены ГСН: 1) ПКР - активная РЛ ГСН миллиметрового диапазона; 2) Анти-РЛС - пассивная РЛ ГСН
Предполагалось применение ракеты по разным типовым траекториям от полета на малой высоте до баллистического высотного полета на максимальной скорости.
Бортовая система управения ракетным оружием самолета-носителя СУРО (например, Ту--22М3) обеспечивала целеуказание, подготовку к стрельбе и управление пусковыми установками. Обнаружение целей и ввод их координат мог осуществляться как заранее так и по время полета носителя с использованием бортовых средств обнаружения целей. Используя навигационные данные от навигационного комплекса самолета-носителя СУРО производила подготовку и ввод полетного задания в инерциальные системы управления ракет. Двигатель - двухсекционный двухразового включения РДТТ "160" / 9А2001 разработки Моторостроительного Проектного Бюро (с 1986 г. ОКБ "Союз", источник). Двигатель включал в себя две секции - стартовую и маршевую, разделенные перегородками и оснащенные каждая своей системой зажигания. Топливо - смесевое, с отливкой непосредственно в корпус двигателя с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения. На стратосферном участке траектории ракета управлялась двигательной установкой реактивной стабилизациии (ДУРС) "161" / "160.10" / 9Ж2001, сопла которой (на схеме обозначены как пиросвечи ДУРС, см.выше) были установлены параллельно аэродинамическим рулям и качались вместе с ними. ДУРС представлял из себя своего рода треугольник, образованный тремя газовыми колонками, соединёнными коллектором. Снизу к колонкам присоединялись газогенераторы, также соединённые треугольником с помощью специальных кронштейнов. Газогенераторы запускались с помощью пиросвечей ПС-410, заимствованных с макеевских ракет. Сопла крепились по три в ряд параллельно плоскости аэродинамических рулей на трубках-газоводах, свёрнутых в спиральную пружину и припаянных к колонкам. Сопла наворачивались на резьбовые втулки, которые крепились на общей колодке, в которую впаивались трубки ( источник). ТТХ ракеты: Длина - 4780 мм Размах крыла - 920 мм Диаметр корпуса - 455 мм | ТТТ пороекта Х-15 | Х-15 | Х-15С (ТТХ с Мосаэрошоу-1995)
| Длина | | 4780 мм | 4780 мм | Размах крыла | | 800 мм | 920 мм | Диаметр корпуса | | 455 мм | 455 мм | Масса | до 1100 кг | 1100 кг (?)
| 1200 кг | Масса БЧ | |
| 150 кг | | | | | Дальность действия | до 300 км | 60-150 км (на первых публичных показах) 60-300 км | 60-150 км (на первых публичных показах) | Скорость полета | | 600-700 м/с до 5 М | 600-700 м/с до 5 М | Высота пуска - 300-22000 м Высота полета - до 40 км КВО - 5-8 м Время полета на дальность 200 км - 180-200 сек Типы БЧ: - базовый вариант ракеты Х-15 - термоядерная БЧ; учебные ракеты оснащались имитатором специальной БЧ и фугасным зарядом для контроля попадания.
- вариант Х-15С - проникающая фугасная БЧ.
Модификации: Х-15 - ядерная ударная;
Х-15С - противокорабельная;  Ракета Х-15С (Ракеты типа Х-15. // Авиация и космонавтика. №9 / 2005 г.). Х-15П - противорадиолокационная;
Х-15А - ? Носители: - Ту-160 BLACKJACK - до 24 ракет на 4-х многопозиционных катапультных установках МКУ-6-1 в двух бомбоотсеках фюзеляжа. Катапультирование ракеты в МКУ-6-1 осуществлялось гидропневмоакумулятором с пневматическим толкателем, уборка катапульты осуществлялась гидравликой. - Ту-22М3 BACKFIRE - ракеты могут размещаться на многопозиционной катапультной установке МКУ-6-1 (6 ракет в бомбоотсеке фюзеляжа) и до 4-х ракет могут размещаться на авиационных катапультных устройствах АКУ-1 под крылом. Комбинированный вариант подвески - 6 ракет на МКУ-6-1 в фюзеляже и 2 ракеты Х-22 или бомбы на наружной подвеске.  (Ракеты типа Х-15. // Авиация и космонавтика. №9 / 2005 г.). Ракеты Х-15 на барабанной подвеске МКУ-6-1 в фюзеляже Ту-22М3 и 2 ракеты Х-22 на наружной подвеске (Ракеты типа Х-15. // Авиация и космонавтика. №9 / 2005 г.). - опытные Ту-95МС-6/МС-16 - по 6 и по 16 ракет с подвеской на штатных местах КРБД Х-55 - информация не подтверждена. Были так же сомнительные данные о возможном применении на Су-34. Статус: Россия - 1992 г. - ракета впервые публично показана в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).
- 1993 г. - ракета впервые представлена на выставке вооружений в Нижнем Новгороде, в том же году разрешены поставки ракеты на экспорт.
- 1998-2000 г.г. - есть на вооружении (все данные по состоянию на 2000 г.). Источники: Авиационная аэробаллистическая ракета Х-15. 2004 г. ( источник). ДМЗ им.Н.П.Федорова, официальный сайт, 2013 г. ( источник). Ильин В., Левин М., Практически единственный стратег (Ту-160). // Крылья родины. N 1 / 1994. Мороз С., Сделано в СССР. // Авио. № 5 / 1996. Ракеты типа Х-15. // Авиация и космонавтика. №9 / 2005 г. Сойко Н., Созвездие главного конструктора. // Независимое военное обозрение. № 24 / 1997. |