Х-90 / ГЭЛА - AS-X-21 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Х-90 / ГЭЛА - AS-X-21

Автор: DIMMI
Создана: 02.10.2012 15:49:09
Изменена: 07.01.2015 01:44:49
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Ракеты воздух-земля / Х-90 / ГЭЛА - AS-X-21 /

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Ракета Х-90 / Б-239 - AS-X-21
Ракета ГЭЛА


Гиперзвуковая крылатая ракета большой дальности (проект) / гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). Разработка ракеты Х-90 велась в МКБ "Радуга" (г.Дубна) совместно с ЦАГИ в 1980-е годы для замены на вооружении Дальней Авиации КРБД Х-55. Генеральный конструктор - И.С.Селезнев. Разработка явилась продолжением работ по созданию гиперзвуковой ракеты, начатых в МКБ "Радуга" в начале 1970-х годов созданием гиперзвуковых прототипов "Модель1" (испытания 1973-1978 г.г.) и "Модель 2" (1980-1985 г.г.).  Подготовка производства и производство ракет по теме Б-239 МКБ "Радуга" начаты в 1986 г. на Тушинском машиностроительном заводе. Кроме нескольких технологических и конструкторских экземпляров по теме Б-239 было построено и три летных экземпляра ракет. Информации об успешных летных испытаниях Х-90 у нас нет.

На базе проекта ракеты Х-90 в конце 1980-х - начале 1990-х годов был создан и якобы испытан (источник) экспериментальный гиперзвуковой аппарат - ГЭЛА. Согласно неподтвержденным данным из ТВ-программ первые летные испытания или прототипа Х-90 или ГЭЛА состоялись на авиабазе Энгельс в начале декабря 1987 г. Стендовые испытания СПВРД для ГЭЛА, рассчитанный на маршевую скорость 4.5М, успешно завершены в октябре 1988 г. Работы по проекту Х-90 прекращены в 1992 г. Впервые на публике аппарат ГЭЛА был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-1995 в Раменском.

При описании ракеты Х-90 / ГЭЛА в различных СМИ и прочих источниках (в т.ч. вполне заслуженных) часто возникает путаница с КРБД "Метеорит" -  AS-X-19 KOALA. Соответственно, ракете Х-90 порой ошибочно приписаны некоторые неверные ТТХ, хронология и т.п. информация. Одна из причин путаницы - одинаковые аэродинамические схемы двух ракет и хронологическая близость работ по ним.


Гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат ГЭЛА на экспозиции авиасалона МАКС-1995 (http://vnfawing.com/, обработано).


Гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат ГЭЛА на экспозиции авиасалона МАКС-1995 (http://testpilot.ru).


Гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат ГЭЛА на экспозиции авиасалона МАКС-1995 (http://testpilot.ru).




Ракета ГЭЛА на демонстрационной площадке МКБ "Радуга", г.Дубна, день музея КБ "Радуга" (источник).


Ракета Х-90 / ГЭЛА:
Конструкция - аэродинамическая схема "утка". Корпус цельносварной. Крыло треугольное, раскладное.


Макет ракеты Х-90 или ГЭЛА на демонстрационной площадке МКБ "Радуга", г.Дубна, 11.05.2012 г. (фрагмент, фото - Олег Фаличев, http://vpk-news.ru).


Макет ракеты Х-90 или ГЭЛА на демонстрационной площадке МКБ "Радуга", г.Дубна, 11.05.2012 г. (фото - Сергей Мамонтов, http://www.visualrian.ru).


Носовая часть ракеты ГЭЛА на демонстрационной площадке МКБ "Радуга", г.Дубна, 11.05.2012 г. (http://missiles2go.ru/).


Проекции летательного аппарата ГЭЛА (автор - С. Ганин, 1998 г., http://testpilot.ru).

Система управления и наведение - система управления инерциальная срадиокоррекцией согласно большинству источников. На крылатой ракете в окончательном виде, вероятно, предполагалась корректировка по данным системы экстремальной навигации по радиолокационным картам эталонных  участков маршрута.

Двигатели:
- разгонный РДТТ

- маршевый СПВРД с каналом догорания РДТТ-ускорителя разработки и производства ТМКБ "Союз", главный конструктор - Д.Д.Гилевич. Стендовые испытания ПВРД для ГЭЛА успешно завершены в октябре 1988 г.


Сверхзвуковой ПВРД для ГЭЛА МКБ "Радуга" (http://tmkb-soyuz.ru).

ТТХ ракеты:
Длина - ок. 11 м
Размах крыла - ок.7 м
Высота - ок.1.8 м

Масса - ок.15000 кг

Дальность действия - 3000 км
Скорость максимальная:
- 4.5М (источник - ТМКБ "Союз")
- до 6М (вероятно, проектные пожелания)

Тип БЧ: согласно источника, предполагалось использование 2-х боевых частей индивидуального наведения, способных поразить цели удаленные на 100 км друг от друга.

Модификации:
- Модель 1 - опытно-экспериментальный прототип гиперзвукового летательного аппарата разработки МКБ "Радуга". Проходил испытания в 1973-1978 г.г.

- Модель 2 - опытно-экспериментальный прототип гиперзвукового летательного аппарата разработки МКБ "Радуга". Проходил испытания в 1980-1985 г.г.


Проекции летательного аппарата "Модель 2" разработки МКБ "Радуга" (http://testpilot.ru).

- Х-90 / тема ОКР Б-239 - проект гиперзвуковой крылатой ракеты большой дальности.

- ГЭЛА - гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат, создан на базе проекта КРБД Х-90 для исследований полета на гиперзвуковых скоростях. Согласно исторической справки ТМКБ "Союз" испытания ПВРД для ГЭЛА успешно завершены в октябре 1988 г.

Носители:
- Ту-95 - вероятно, использовался в качестве носителя экспериментальных и/или макетных образцов Х-90 и ГЭЛА.

- Ту-160 / Ту-160М - в некоторых СМИ назывался в качестве возможного носителя КРБД Х-90 в случае принятия ракеты на вооружение. Предположительно Ту-160 мог нести 2 ракеты Х-90 внутри фюзеляжа.

Статус: СССР / Россия - доподлинно не известно проходил ли объект испытания или нет.

- 1992 г. - работы по проекту прекращены.

- 2004 г. - в части СМИ упоминается успешный запуск "гиперзвуковой крылатой ракеты Х-90 с Ту-160М" (например). Данное событие является случайной мистификацией либо намеренным искажением т.к. никогда не происходило и не могло произойти.

Источники:
Боровиков А.Д., Кочетков Ю.М. Первые чтения по гиперзвуку памяти Д.Д.Гилевича. // Двигатель. №6 / 2009 г.
Изобретатель и рационализатор (интервью с И.С.Селезневым). №1 / 2012 г.
Кочетков Ю.М. Турбулентность. Гиперзвук. Гилевич. // Двигатель. №1 / 2009 г.
Лебедев В.В. Развитие отечественных авиационно-космических систем. 1999 г. (источник).
ОАО ТМКБ "Союз". Сайт http://tmkb-soyuz.ru, 2012 г.
"Радуга", 2012 г. (источник).
ТМЗ: история, технология, люди. 2006 г. (источник).
Х-90. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2012 г.
Andreas Parsch and Aleksey V. Martynov. Designations of Soviet and Russian Military Aircraft and Missiles © 2005-2008.
GlobalSecurity.org (http://GlobalSecurity.org)

Каталог

Последние комментарии

А о двигателе что нибуть известно?
Anonymous 2016-02-08 21:13
про двигатель есть схема и фото?
Anonymous 2016-01-30 20:46
да... Алексей Рамм уже тыкнул в меня статьёй... но руки никак не дойдут(((
DIMMI 2015-09-23 22:02
Здесь: http://vpk-news.ru/articles/26406 Г.И. Джанджгава говорит о двух успешных...
diletant2010 2015-09-22 18:08
все, что есть - в статье... увы более нет ничего у меня
DIMMI 2014-04-23 19:55
DIMMI а про ПВРД Х - 90 есть фото или инфо? благодарю заранее
Anonymous 2014-04-23 19:47
С - 300 а про ПВРД Х - 90 есть фото или инфо? благодарю заранее
Anonymous 2014-04-23 19:44
увы... но конкретики пока нет... и что имелось ввиду журналистами пока не совсем ясно
DIMMI 2013-01-14 21:40
Россия испытает гиперзвуковую ракету в 2013 годуМинистерство обороны России определилось...
zames 2013-01-14 21:14
В результате раскопок статья основательно дополнена...
DIMMI 2012-10-19 08:47