Р-7 / 8К71, Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Р-7 / 8К71, Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD

Автор: DIMMI
Создана: 24.06.2013 10:55:39
Изменена: 17.03.2016 00:37:07
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Межконтинентальные баллистические ракеты / Р-7 / 8К71, Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD /

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-7 / 8К71 - SS-6 SAPWOOD
Ракета Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / ракета-носитель ИСЗ. Разработка ракеты велась ОКБ-1 под руководством генерального конструктора Сергея Павловича Королева, ведущий конструктор - Д.И.Козлов. 16.12.1949 г. НИИ-88 (С.П.Королев) заказывает в НИИ-4 НИР «Исследование возможности и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа «пакет». НИР выполнялась группой М.К.Тихонравова и была завершена в 1950 г. 4 декабря 1950 г. Постановлением Совмина СССР начата комплексная поисковая НИР «Исследование перспектив создания баллистических ракет дальнего действия (БРДД) различных типов с дальностью 5-10 тыс. км и массой боевой части 1...10 тонн». В НИР участвовали ОКБ-1, ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3, НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (Костров) и НИИ-504 (Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов) и НИИ-49, математический институт им. Стеклова А.Н. В результате выполнения этой НИР была доказана принципиальная возможность создания составных БРДД, работающих на керосине и жидком кислороде, с массой полезной нагрузки 3…5 тонн. В 1951 г. НИИ-4 направило в ОКБ-1 проект экспериментальной ракеты выполненной по пакетной схеме, способной осуществить запуск ИСЗ (ист. - Гудилин).

После испытания в 1953 г. термоядерного заряда РДС-6С, являющегося реализацией идей А.Д.Сахарова, Правительством в 1953-1954 г.г. был поднят вопрос создания заряда такого типа для баллистической ракеты и разработки межконтинентальной ракеты-носителя. Постановлением Совмина СССР от 13 февраля 1953 г. в рамках НИР тема Т-I "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км" ОКБ-1 предписывалось разработать эскизный проект двухступенчатой баллистической ракеты массой 170 тонн с отделяющейся головной частью массой 3000 кг с дальностью действия 8000 км. В октябре 1953 г. проектное задание изменяется - масса боевого заряда увеличивается до 3000 кг (общая масса головной части ракеты - до 5500 кг, расчетная дальность уменьшается до 5500 км) при сохранении дальности полета. В январе 1954 г. состоялось совещание главных конструкторов С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, Б.М. Коноплева, В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина с участием М.И. Борисенко, К.Д. Бушуева, С.С. Крюкова и В.П. Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков, ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось создавать стационарное наземное оборудование с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу (ист. - Гудилин).

20 мая 1954 г. Совмин СССР принял Постановление о разработке, изготовлении и испытаниях двухступенчатой МБР 8К71, выполненной по пакетной схеме с дальностью действия 8000 км (ист. - Кудряшов). 28 июня 1954 г. принято Постановление Совмина СССР «О плане НИР по специальным изделиям», в котором уточнены содержание, порядок и сроки работ по ракете Р-7. 6 июля 1954 г. был издан Приказ Министра оборонной промышленности СССР о начале работ по проекту создания ракеты.

24 июля 1954 г. ОКБ-1 завершена разработка эскизного проекта МБР 8К71, который был одобрен в конце июля 1954 г. межведомственной комиссией во главе с М.В.Келдышем и 20 ноября 1954 г. одобрен Совмином СССР (ист. - Гудилин). В августе 1954 г. ОКБ-1 выдает смежникам техническое задание на разработку систем и агрегатов ракеты 8К71 (ист.). Теоретический чертеж ракеты Р-7 С.П. Королев утвердил 11 марта 1955 г., а 25 июля 1956 г. были подписаны материалы уточненного эскизного проекта. Разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 г. (ист.).

Технический проект ракеты Р-7 должен быть представлен в 1-м квартале 1956 г., полигон для испытаний ракеты должен быть подготовлен не позднее апреля 1956 г. , плановый срок начала пристрелочных и зачетных испытаний назначался на 2-й квартал 1957 г. Первый пуск ракеты Р-7 планировалось провести в конце 1956 г. (докладная записка в Президиум ЦК КПСС от 03.02.1956 г. источник).


Ракета Р-7 / 8К71 на стартовом столе на полигоне Байконур, 1957 г. (http://www.energia.ru,обработано).

30 августа 1954 г. на совещании у Председателя ВПК (Рябиков В.М.) С.П.Королёв доложил о возможности использования МБР 8К71 для космических
полётов. Ему поручено продолжать проработку научно-технических вопросов космического полёта (ист.).

20 марта 1956 г. принято Постановление Совмина СССР о мероприятиях по обеспечению испытаний ракеты Р-7. Работы по разработке ракеты Р-7 делились на три этапа (ист.):
1. Доработка проекта по замечаниям экспертной комиссии, изготовление двух партий ракет для стендовых и одной партии для летных испытаний;
2. Испытания серии ракет по полной программе, внесение по их результатам изменений и последующую доработку ракет;
3. Изготовление партии ракет с уточненными характеристиками для проведения летных испытаний.

Производство опытной серии ракет велось на машиностроительном заводе №88 им.М.И.Калинина (опытное производство НИИ-88). Весной 1956 г. в цехе №39 опытного завода №88 была собрана первая макетная ракета Р-7 в составе центрального блока и пристыкованного к нему одного бокового блока. Всего в 1956 г. на заводе №88 было изготовлено по два комплекта блоков А и Б для стендовых испытаний и три макетных ракеты для макетной отработки. В мае 1956 г. начались стендовые испытания боковых блоков первой ступени. 27 декабря 1956 года в филиале №2 НИИ-88 (в последствии НИИ-229) в г. Загорске были проведены первые испытания центрального блока МБР Р-7. В феврале 1957 г. были проведены огневые испытания двух собранных в «пакет» 2С ракет Р-7, второе огневое испытание «пакета» 4СЛ было выполнено 30 марта 1957 г., где на стенде была установлена первая летная ракета.

Первая ракета Р-7 для натурных испытаний была собрана на заводе №88 к концу 1956 г. Во второй половине 1956 г. принимается решение о подключении к серийному производству ракет Р-7 куйбышевского авиационного завода №1 «Прогресс». Первые ракеты на заводе «Прогресс» собирались из деталей и узлов производства завода №88 (см.ниже - Серийное производство).

Испытания на Байконуре. 17 марта 1954 г. Совмин СССР принял Постановление о выборе места размещения нового полигона для проведения испытаний МБР 8К71, а так же для других целей (ист.). Строительство полигона для испытаний МБР Р-7 было задано Постановлением Совмина СССР от 12 февраля 1955 г. №292-181 и началось 2 июня 1955 г. в районе железнодорожной станции Тюра-Там (Казахстан). По программе подготовки полигона к началу летных испытаний должны были быть построены следующие основные объекты: стартовая позиция; МИК со всеми коммуникациями; железнодорожные пути; бетонные автодороги; водопровод и система порожных резервуаров; линии электропередач; центральный пункт связи и службы единого времени, передающий и приемный центры; монтажно-сборочный корпус головных частей; три пункта радиоуправления (РУП, два базовых, удаленных от стартовой позиции на расстояние 250 км, и хвостовой, удаленный на расстояние 500 км); 9 измерительных пунктов в районе падения первых ступеней, ретрансляционный пункт в Иркутске; 6 измерительных пунктов на объекте «Кама» (Камчатка) с ПДРЦ, ПРП, аэродромами. На всех пунктах предусматривалось оборудование взлетно-посадочных площадок. К окончанию строительства в 1957 году были построены комплексы: стартовый из двух ПУ и технический для сборки поступающих с завода-изготовителя ракет. Новый полигон получил наименование НИИП-5. Для проведения пусков на нем была сформирована 39-я отдельная инженерно-испытательная часть (ОИИЧ).

В процессе подготовки к летным испытаниям ракеты Р-7 была проведена комплексная программа предварительных испытаний (ист.):
1. Испытания системы радиоуправления ракеты Р-7 в реальных условиях на опытовой ракете Р-5Р, на коорой вместо ГЧ устанавливался контейнер с аппаратурой системы радиоуправления. С 31 мая по 15 июня 1956 г. проведены три успешных пуска ракеты Р-5Р;

2. Испытания в реальных условиях полета систем регулирования ракеты Р-7: системы одновременного опорожнения баков центрального блока, системы регулирования кажущейся скорости, системы нормальной и боковой стабилизации, телеметрической системы "Трал" и системы контроля "Факел". В период с 16 февраля по 18 августа 1956 г. проведено 10 пусков ракеты Р-5РД - два этапа по пять пусков на каждом - первый этап с 16 февраля по 23 марта 1956 г., второй - с 20 июля по 18 августа 1956 г. Результаты испытаний были положительные;

3. Отработка безударного выхода ракеты из стартовой системы на Ленинградском Металлическом заводе (ЛМЗ). Испытания проводились с макетно-технологическим образцом ракеты Р-7СН, который позволял заправлять баки водой с антикоррозийной присадкой. На Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ) также были отработаны технология сборки ракеты из транспортабельных блоков в "пакет", методика и технология установки ракеты на пусковую установку, передачи её массы на опорные фермы, вертикализация и разворот ракеты на заданный угол. Испытания проводились с июня по сентябрь 1956 г., после чего пусковая установка и ракета Р-7СН были разобраны для отправки их на полигон для монтажа и отладки технического и стартового комплексов. В начале декабря 1956 г. ракета Р-7СН прибыла на полигон.

4. Проведение огневых испытаний ракетных блоков и ракеты в целом на стендовой базе филиала №2 НИИ-88 с июля 1956 г. по март 1957 г. Было проведено пять огневых испытаний трёх боковых блоков (15 августа, 1 и 24 сентября, 11 октября и 3 декабря 1956 г.), три испытания центрального блока (27 декабря 1956 г. блок 2ЦС, 10 и 26 января 1957 г. блок 1ЦС) и огневые испытания двух собранных в "пакет" ракет (20 февраля "пакет" 2С, 30 марта 1957 г. "пакет" 4СЛ - лётный вариант).

5. Отработка кабины обслуживания пусковой установки и проверка ее сопряжения с хвостовыми отсеками блоков ракеты. Работы проводились в филиале №2 НИИ-88;

6. Отработка системы отделения боковых блоков ракеты от центрального на специальной установке в филиале №2 НИИ-88;

7. Отработка технологии подготовки ракеты к пуску и взаимодействия служб полигона.

В декабре 1956 г. на полигон прибыла первая ракета Р-7-СН для примерочных и отладочных работ. Программа этих работ как часть общей программы отработки ракеты Р-7 предусматривала проведение:
- на технической позиции - полного объёма всех механосборочных работ с ракетой, проверку герметичности всех магистралей ракеты, проверку удобства обслуживания систем ракеты с агрегатов наземного оборудования и отработку технической документации на подготовку ракеты и обучения расчётов;
- на стартовой позиции - транспортирование ракеты, её подъём в вертикальное положение и установку на пусковое устройство, вертикализацию и прицеливание, подключение к ракете всех пневмо- и гидро-коммуникаций, заправку ракеты компонентами топлива, газами и проведение всех предстартовых операций (опускание ферм обслуживания, отвод кабины обслуживания в нишу), отстрел пневмо- и гидроколодок от ракеты, слив компонентов топлива и эвакуацию ракеты со стартовой позиции, отработку технической документации и обучение боевых расчётов.
При этих работах контролировались готовность к работе и отладка всех служб полигона. Испытания проводились в декабре 1956 г. - феврале 1957 г. В декабре 1956 г. были произведены самолётные облёты всех пунктов полигонного измерительного комплекса, расположенных вдоль трассы полёта и в районе падения головной части (ист.).

В марте 1957 г. на техническую позицию прибыла первая ракета Р-7 №М1-5 для проведения летно-конструкторских испытаний (ЛКИ, источник).


Ракета Р-7 / 8К71 на сборке в монтажно-испытательном корпусе полигона Байконур (http://www.energia.ru).

10 апреля 1957 года состоялось первое заседание Государственной комиссии по проведению летных испытаний под председательством В.М. Рябикова (председатель ВПК), на которой С.П. Королев (технический руководитель) доложил о результатах экспериментальной отработки и подготовки ракеты Р-7 к началу летных испытаний. Для проведения летно-конструкторских испытаний планировлось использование 12 ракет Р-7 производства опытного завода №88.


Транспортировка на стартовую позицию ракеты Р-7 / 8К71 первых выпусков (http://www.federalspace.ru/).

Летные испытания ракеты Р-7 были начаты на полигоне Байконур (НИИП-5), начальник полигона А.И.Нестернко, в мае 1957 г.. За их проведение отвечал НИИ-4 Министерства обороны СССР. Первая летная ракета с заводским номером М1-5 прибыла на техническую позицию 3 марта 1957 г. 5 мая 1957 г. ракета была вывезена на стартовую позицию. Предстартовые испытания начались 6 мая и продолжались110 часов. Первый пуск состоялся 15 мая (пуск неудачный, загорелся блок Д первой ступени, управляемый полет продолжался до 98 секунды, ракета стала разваливаться и упала в 300 км от старта) с площадки №1. Все четыре блока первой ступени были обнаружены и взорваны, осколки были доставлены на полигон. Второй пуск состоялся в июне 1957 г. - из-за неисправности пуск был отложен (ракета М1-6, отказала система управления). Третий пуск состоялся 12 июля 1957 г. (ракета М1-7 сгорела на старте). Первый удачный пуск состоядся 21 августа 1957 года (четвертый пуск) ракета Р-7 заводской номер М1-8 достигла полигона в районе Камчатки, пролетев 5600 км. 27 августа 1957 г. вышло заявление ТАСС с информацией о создании в СССР межконтинентальной ракеты.


Пуск ракеты Р-7 / 8К71. Полигон Байконур (http://www.energia.ru).


Предположительно подготовка к пуску ракеты Р-7 / 8К71 образец  М1-8 / 8Л, площадка №1 полигона Байконур, 20-21 августа 1957 г. (http://mil.ru/).

Первый пуск ракеты Р-7 в качестве ракеты-носителя ИСЗ осуществлен с Байконура 4 октября 1957 г. - запущен ИСЗ "Спутник-1".

На ракете М1-11 была установлена головная часть новой формы и телеметрическая система «Трал-Г2» со штыревыми антеннами под теплозащитной обмазкой. Она стартовала 30 января 1958 года и была первой, у которой головная часть дошла до Земли (блок 2 ступени не отделился), перелет составил 80 км. Первая информация с помощью бортовой системы радиотелеметрии и автономных регистраторов получена при пуске 29 марта 1958 года. При пуске 4 апреля 1958 года ракеты М1-12 перелет составил 68 км и отклонение вправо – 18,2 км. При старте 24 мая 1958 года ракеты Б1-3 недолет составил 45 км, следующая ракета Б1-4 была снята со старта.

Для совместных испытаний (третий этап ЛКИ) было изготовлено 16 ракет Р-7 (8 на опытном заводе ОКБ-1 и 8 на заводе №1 Куйбышевского совнархоза). Из них 4 достигли Камчатки с большими отклонениями, 8 прошли нормально с КВО, не превышающим 6 км. Первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, изготовленной в Куйбышеве, состоялся 17 февраля 1959 года.

30 июля 1959 г. был выполнен экспериментальный пуск ракеты Р-7 с ядерной боевой частью. При пуске 27 ноября 1959 года перелет составил 1,75 км и боковое отклонение 0,77 км. Параллельно с испытаниями боевых вариантов ракеты проводились запуски первых спутников ракетами серии М1-1СП и др. 15 мая 1958 года ракетой Б1-1 был выведен на орбиту третий ИСЗ, весом 1327 кг. Между ЛКИ и совместными испытаниями ракеты Р-7 «вклинились» три пуска трехступенчатой лунной ракеты 8К72, созданной на базе ракеты 8К71

Серийное производство. Во второй половине 1956 г. принимается решение о подключении к серийному производству ракет Р-7 куйбышевского авиационного завода №1 «Прогресс». Первые ракеты на заводе «Прогресс» собирались из деталей и узлов производства завода №88. Первые две серийные ракеты были собраны на Куйбышевском заводе «Прогресс» в 1958 г. Для совместных испытаний, которые были начаты в 1959 г., было изготовлено 16 ракет Р-7 (8 на опытном заводе ОКБ-1 и 8 на заводе №1 Куйбышевского совнархоза).

Развертывание и принятие на вооружение. Строительство боевой стартовой позиции (объекта) «Ангара» (полигон Плесецк) было задано Постановлением Совмина СССР №61-39 от 11 ноября 1957 г. В районе развертывания стартовых комплексов планировалось разместить первую в СССР ракетную дивизию с межконтинентальными ракетами в составе нескольких ракетных полков. Строительство первой стартовой позиции (пусковой установки) с шифром «Лесобаза» велось на площадке №41  полигона начиная с апреля 1957 г. Строительство ПУ было завершено в декабре 1959 г.

В январе 1960 г. первый ракетный комплекс Р-7 с пусковой установкой №1 был поставлен на боевое дежурство, к июню 1961 г. были приняты на вооружение аналогичные комплексы с ПУ №№2, 3, 4 (15 июля 1961 года к боевому дежурству приступила 70-я боевая стартовая площадка со стартами №3 и №4).

МБР Р-7 принята на вооружение 20 января 1960 г. (Р-7А - в сентябре 1960 г., http://mil.ru/) и снята с вооружения в середине 1960-х годов. Боевые ракеты бызировались на полигоне Плесецк. Максимальное количество одновременно готовых к пуску ракет - 4 (Плесецк, середина 1961 г.) и 2 (Байконур). Последний ракетный комплекс с ракетой Р-7А снят с вооружения в 1968 г. (http://mil.ru/).

По умолчанию данные ракеты Р-7 / 8К71.


Пусковое и наземное оборудование:
Пусковая установка - стационарный стартовый комплекс. В августе 1954 г. ОКБ-1 выдает смежникам техническое задание на разработку систем и агрегатов ракеты 8К71 и уже в октябре 1954 г. В.П.Бармин (КБ-59 завода "Компрессор", позже - ГСКБ "Спецмаш") предлагает схему стартового устройства с подвешенной ракетой, которое в дальнейшем и было реализовано. В ноябре 1954 г. ОКБ-1 предложена горизонтальная сборка ракеты в МИКе. Эскизный проект комплекса наземного оборудования завершен в феврале 1955 г. В начале 1956 г. закончена разработка рабочих чертежей и ведется изготовление оборудования. К этой работе привлечено до 35 заводов, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро министерства машиностроения и приборостроения, министерства тяжелого машиностроения и других министерств. В связи с большой сложностью и трудоемкостью изготовления и монтажа наземного оборудования Советом Министров СССР утверждено предложение Специального комитета и министерств о монтаже всего оборудования и проведении в феврале 1956 года заводских отладочных испытаний с макетом ракеты Р-7 (докладная записка в Президиум ЦК КПСС от 03.02.1956 г. источник).

Экспериментальный полигонный комплекс наземного оборудования создан и испытан в 1957 г. (ист.). Производство стартового комплекса - ЛМЗ..

Боевой комплекс наземного стартового оборудования 8У215 "Тюльпан" для ракеты Р-7А создан и принят на вооружение Вооруженных Сил СССР в 1957-1960 г.г. (источник). Комплекс состоял из стационарных наземных сооружений и включал в себя: техническую и стартовую позиции, специальную позицию проверок и подготовки головных частей, два пункта радиоуправления, места хранения топлива и вспомогательные сооружения. Предстартовая подготовка ракеты Р-7 и ее пуск осуществлялись при помощи комплекта агрегатов наземного оборудования: подъем-но-транспортного оборудования, комплекта приборов прицеливания, проверочно-пускового, стартового, заправочного, вспомогательного оборудования.

Под руководством В.П. Бармина были выполнены: системное проектирование с обоснованием облика стартового комплекса в целом и увязкой его основных агрегатов и систем в единый технологический наземный комплекс; разработка отдельных основных агрегатов и систем; техническое руководство смежными КБ, НИИ и заводами на всех стадиях разработки, изготовления и испытаний агрегатов и систем. Стартовый комплекс отличают простота конструкции, высокая надежность и удобство эксплуатации. Значительные массо-габаритные характеристики ракеты Р-7 создали большие проблемы по созданию для нее пускового устройства. Было просчитано, что из-за большой парусности ракету могло свалить с установки. Был вариант стартового комплекса, предложенный В.П.Барминым, с окружающей его защитной стенкой. Специалисты ОКБ-1 создали на ракете силовой пояс, за который и стала удерживаться ракете на стартовой установке, а задний срез ракеты опустили на 6,3 метра ниже нулевого уровня стартового сооружения. При проектировании впервые в практике ракетостроения вместо установки ракеты торцовой частью на опоры стартового устройства была примене¬на принципиально новая схема – подвеска ракеты за опорные части, расположенные около ее центра тяжести, что дало возможность отказаться от усиления торцовой части ракеты при соединении боковых и центрального ее блоков в «пакет».

Для отвода газов двигателей при старте в стартовой установке был подготовлен газоотводящий лоток глубиной 41 метр. Для сооружения стартовой позиции на 2-ой площадке полигона Байконур потребовалось вырыть котлован глубиной 45 метров, длиной 250 метров и шириной более 100 метров, было вынуто грунта около 1 млн. куб. метров, было построено два бетонных завода на площадках №№2 и 10. Все строительные материалы, оборудование и вода на 2-ю площадку с площадки №10 (станции выгрузки) перевозились автотранспортом по грунту. Принципиально новые задачи были решены разработчиками заправочных средств ракеты – обеспечение скоростной заправки ракеты компонентами топлива газами при дистанционно-автоматическом управлении процессом. Сложные научно-технические задачи были решены при выборе и обосновании газодинамической схемы старта.

Была проведена всесторонняя экспериментальная отработка совместного функционирования стартового комплекса и ракеты. При обслуживании ракетного комплекса с МБР типа Р-7 в расчете на одну стартовую установку приходилось более полутора тысяч человек личного состава Все операции производились дистанционно с двух подземных командных пунктов, размещенных на расстоянии 200 и 350 м от стартового сооружения. К разработке наземного оборудования для ракеты Р-7 было привлечено ЦКБТМ, которое создало: установщик (ведущий конструктор М.А.Леперсон), ферму обслуживания (ведущий конструктор И.И.Борисенко), кабину обслуживания (ведущий конструктор А.С.Неволин) и др. Фермы обслуживания, снабженные площадками обслуживания после подъема в вертикальное (рабочее) положение смыкаются вокруг стоящей на стартовой системе ракеты и обеспечивают круговой доступ обслуживающему персоналу по всем предусмотренным зонам и местам. Каждая ферма обслуживания состояла из следующих основных узлов: несущей конструкции; нижней площадки; средней площадки; верхней площадки; опорного узла; гидросистемы подъема фермы в вертикальное положение; пульта управления. Несущая конструкция выполнена в виде изогнутых сварных балок ферменного типа, в верхней части переходящих в одну балку того же профиля. Несущая конструкция с помощью опорного узла закреплена на поворотном круге стартовой системы. Кабина обслуживания предназначена для обслуживания заглубленной нижней части ракеты, установленной на стартовую систему, а также для обслуживания горловины заправочного коллектора системы заправки ракеты, расположенной в стартовой системе. Кабина обслуживания состоит из следующих основных узлов: металлоконструкции платформы; круга поворотного; механизма поворота круга; привода механизма передвижения; площадок центральных; площадки кольцевой; гидросистемы; электрооборудования; шторы теплозащитной. По окончании операций по обслуживанию ракеты кабина отводится в предусмотренную на стартовой площадке нишу. Металлоконструкция платформы кабины представляет собой пространственную прямоугольную сварную раму, состоящую из двух продольных и поперечных ферм, к которым примыкают две торцевые, две правые и две левые площадки. В дальнейшем, по мере модернизации ракеты-носителя Р-7, т.е. с появлением третьей ступени и космического корабля в качестве полезной нагрузки, вышеперечисленные агрегаты были значительно доработаны. Фермы обслуживания после целого ряда доработок заменены на новые. Основной особенностью этих ферм является наличие вертикально выставленных в рабочее положение колонн квадратного сечения, внутри которых перемещаются кабины грузопассажирских лифтов. Высота колонн такова, что позволяет проведать обслуживание всех модификаций ракеты Р-7. Ведущий конструктор новых ферм обслуживания – Шандыбин И.М. Кабина обслуживания также подверглась значительным доработкам, после проведения которых все агрегаты и механизмы кабины работают нормально, обеспечивая подготовь к запуску многочисленные модификации ракеты Р-7 с космическими аппаратами различного назначения («Восток», «Восход», «Союз», «Зенит» и др.). (источник).

ТТХ стартового комплекса 8У215 "Тюльпан":
Длина - 50 м
Ширина - 50 м
Высота - 40 м
Диаметр проема - 15 м
Количество ракет на ПУ - 1 ед
Подвеска ракеты - свободная через опорные конуса боковых блоков
Наведение по азимуту - поворотный круг 8У215
Условия применения:
- температура воздуха, - от -40 до +50 град.С
- скорость ветра - до 15 м/с
Время нахождения ракеты в заправленном состоянии - 30 суток
Время подготовки к старту - 12 часов
Техническая готовность к старту - 2 часа

Установщик ракеты 8У213:
Разработчик - ЦКБТМ
Изготовитель - завод «Подъемник»
Принаят на вооружение в 1960 г.
Тип - гидравлический железнодорожный
Масса - 87,5 т

Ферма обслуживания 8Т119:
Разработчик - ЦКБТМ
Изготовитель - завод ПТО им. С.М.Кирова
Длина - 21,6 м
Ширина - 7.9 м
Высота - 20 м
Масса - 56 т
Подъемный механизм - гидравлический
Время установки ракеты - 15 мин
Численность расчета - 7 чел

Кабина обслуживания выдвижная 8У216:
Разработчик - ЦКБТМ
Изготовитель - НКМЗ
Длина - 16,92 м
Ширина - 19,06 м
Высота:
- с опущенными площадками - 7,785 м
- с поднятыми площадками - 11,485 м
Масса с агрегатами с защитной шторой - 144 т

Еще при работе по первой советской МБР Р-7 прорабатывалась возможность ее размещения в защищенных пусковых установках. Тогда была выполнена эскизные проработки подземной стартовой позиции (шахтный вариант) и подземной стартовой позиции (выдвижной горный вариант). Однако из-за громоздкости этих конструкций и сооружений, а так же предпосылок создания МБР меньших массо-габаритных характеристик, дальнейшие работы в этом направлении продолжены не были (источник).



Ракета Р-7:
Конструкция - двухступенчатая ракеты выполнена по пакетной схеме - первая ступень представляет из себя 4 ракетных блока (блоки Б,В, Г и Д), собранных в единый пакет вокруг ракетного блока второй ступени (блок А). По внутренней компоновке как боковые, так и центральный блок были аналогичны одноступенчатым ракетам с передним расположением бака окислителя. Топливные баки всех блоков являлись несущими.


Схема ракеты Р-7 / 8К71 (http://www.energia.ru).


(из архива Александра Хороших, http://militaryrussia.ru/forum/).

- 1 ступень - 4 боковых ракетных блока, после того как ступень отработает происходит синхронное отделение боковых ракетных блоков от блока 2-й ступени. Блоки соединяются со 2-й ступенью с помощью шаровых опор в подпятниках блока второй ступени (верхний пояс связи) и силовыми тягами с пирозамками  между блоками в верхнем сечении хвостовых отсеков (нижний пояс связи). Блоки ступени разводятся с блоком 2-й ступени с помощью пирозамков и боковых сопел на баках окислителя.

- 2 ступень - отделение ГЧ от ступени происходит с помощью пневмотолкателя после срабатывания разрывных пироболтов.

- головная часть - первый вариант - конус с углом полураствора 110 град., длиной 7,2 м и массой 5500 кг. Еще на стадии проекта было установлено, что при вхождении ГЧ в плотные слои атмосферы температура на поверхности ГЧ может составить порядка 10 000 -15 000 град.К. Проведенные в 1955 году теоретические и экспериментальные исследования по защите головной части ракеты от разрушения при такой высокой температуре не дали окончательного решения этого вопроса. В 1956 г. планировалось решить этот вопрос (докладная записка в Президиум ЦК КПСС от 03.02.1956 г. источник), но реально термостойкая ГЧ была испытана только в 1958 г.

Наддув ступеней перед стартом осуществляется газообразным азотом, испарающемся в теплообменниках каждого ракетного блока. Старт ракеты газодинамический на маршевых двигателях первой и второй ступеней. На первых порах решили ограничиться только самыми необходимыми системами, поэтому на центральном блоке установили систему регулирования одновременного опорожнения баков, ибо отсутствие такой системы приводило к большой потере дальности.

Система управления: автономная инерциальная с радиокоррекцией на активном участке траектории. Разработка системы управления начата в 1953 г. в НИИ-885 под руководством Н.А.Пилюгина (ист.). Разработчик гироприборов - СКБ НИИ-10, главный конструктор - В.И.Кузнецов. Аппаратура системы управления размещалась, в основном, в межбаковом отсеке центрального блока в больших (высотой около 1 м) стойках - кассетах.
Система управления включала в свой состав:
- автомат стабилизации ракеты (включает гировертикант, гирогоризонт, рулевые машины с потенциометром обратной связи и т.д.);
- регулятор кажущейся скорости с двумя гироскопическими датчиками, датчиком давления в камерах сгорания и т.д.
- автомат управления дальностью с измерителем маятникового типа и блоков электрических интеграторов.

Согласно эскизному проекту ракета после старта корректировалась системой радиоуправления разработки НИИ-885. Для этого предполагалось использовать три наземных пункта РУП - два пункта (основной и зеркальный) должны были отстоять симметрично справа и слева от старта на расстоянии 150-200 км («радиоусы»); третий пункт («радиохвост») должен был располагаться за стартом на расстоянии 300-500 км (ист.). Для управления ракетой в полёте в 276 км справа и слева от стартового комплекса построили два пункта радиоуправления (ист., стр.188). Система радиоуправления позволяла корректировать пуск МБР Р-7 по азимуту в секторе +300 градусов в сторону зеркального пункта и -100 градусов в сторону основного пункта. Система радиоуправления ракетой работала так же на конечном участке активного полета и управляла в том числе и дальностью полета Р-7. Измерение параметров движения, передача команд и контроль за их исполнением в системе радиоуправления осуществлялись по одной многоканальной импульсной линии связи в сантиметровом диапазоне волн.

Испытания системы радиоуправления полетом ракеты Р-7 были проведены на ракете Р-5Р, которой с 31 мая по 15 июня 1956 г. были проведены три успешных пуска (ист.).

Система прицеливания ракеты Р-7 визуальная оптико-механическая 8Ш15 была разработана КБ-7 ЦКБ-784 под руководством главного конструктора С.П.Парнякова. На стартовой площадке на жестких фундаментах было установлено несколько коллиматоров с подсветкой. На уровне приборного отсека ракеты на съемном кронштейне, крепящемся к корпусу ракеты, находился визуальный угломер. Один канал работал по контрольному элементу ракеты, второй наводился на марки. Коллиматоры были привязаны к геодезической сети. Для космических ракет-носителей на базе МБР Р-7 в КБ-7 и СКО-1 ЦКБ-784 (будущее ЦКБ «Арсенал») были созданы следующие приборы прицеливания:
- в 1959 г. для ракет 8К72 и 8К73 – системы 8Ш19 и 8Ш19М;
- в 1960 г. для ракет 8К78 и 8К78-Е6 – системы 8Ш23 и 8Ш123;
- в 1978 г. была создана единая унифицированная система прицеливания 11Ш115, объединившая в своем составе приборы 8Ш15, 8Ш19 и 8Ш23 для пуска ракет 8К78М, 8К78У, 8А92М и 11А511У (источник).

Телеметрическая аппаратура. На ракету устанавливалась радиотелеметрическая аппаратура "Трал" (главный конструктор - А.Богомолов, источник) и РТС-5. Для ракеты Р-7 в ОКБ МЭИ была разработана радиотелеметрическая аппаратура «Трал» (в нескольких модификациях) с 48 измерительными каналами, а в СКБ-567 в 1956 году – новая телеметрическая система РТС-5 (из-за значительного веса бортовой измерительной аппаратуры дальность ракеты снизилась до 6314 километров).

Состав аппаратуры на ракете (ист. - Кудряшов):
  1-я ступень 2-я ступень 3-я ступень 4-я ступень Головная часть
8К71 "Трал-В" "Трал-Ц"
РТС-5
    "Трал-Г"
РТС-5
АРГ
"Факел"
8К72 "Луна" "Трал-В" "Трал-Ц" "РТС-8Е"
"Факел-С"
  "РТС-12Б"
Вектор скорости
8К74 - "Трал-Ц"     "Рубин-М"
"Алмаз"
8К78 "Молния" "Трал-Ц" "Трал-Ц" "Трал-П1"
"Рубин"
"Трал-П1"
"Рубин-М"
 


Измерительный комплекс. В 1953 г. управление заметителя командующего артиллерией по спецтехнике (генерал-майор Соколов А.И.) заказало НИИ-4 НИР и эскизный проект полигонного измерительного комплекса (ПИК) для обеспечения летно-конструкторских испытаний МБР 8К71 (ист.). В начале июля 1954 г. НИИ-4 завешил разработку эскизного проекта ПИК, проект был включен в состав эскизного проекта ракеты 8К71 (ист.). К началу испытаний для контроля за полётом ракеты построили девять измерительных пунктов полигонного измерительного комплекса, которые располагались вдоль трассы полёта ракеты на расстоянии от 1,5 до 850 км от старта. Для антенн пунктов радиоуправления по проектной документации КБСМ (главный конструктор Б.С.Коробов) на заводе "Большевик" изготовлены опорно-поворотные устройства СМ-61, СМ-61П, СМ-61ПМ. Семь измерительных пунктов полигонного измерительного комплекса оснастили кинотеодолитами КТ-50, а на двух дополнительно установили киносъёмочные телескопы КСТ-80. Для этих средств наблюдения тот же завод изготовил станки (опорно-поворотные устройства) СМ-56 и др. агрегаты спроектированные в КБСМ  под руководством главного конструктора Л.А.Флоренского (ист., стр.188).

В 1954-1956 г.г. на заводах радиотехнической промышленности было развернуто серийное производство бортовой аппаратуры и наземных станций слежения в стационарном и подвижном вариантах. В 1956-1957 годах было выпущено более 50 комплектов наземных установок для полигона Байконур (НИИП-5) и измерительных пунктов. Для измерения параметров падающих головных частей ракеты на Камчатке были созданы наземные измерительные пункты НИП-6 (в районе Елизова) и НИП-7 (в районе Ключей).


Двигатели: разработка двигательных установок велась ОКБ-456 под руководством генерального конструктора В.П.Глушко, главный конструктор - В.А.Витка. Изготовление первой серии двигателей РД-107 и РД-108 велось на Опытном заводе ОКБ-456 (г.Химки). Серийное производство двигателей было развернуто согласно приказу ГКОТ (январь 1958 г.) на Куйбышевском моторостроительном заводе №24, где для сопровождения серии был организован Приволжский филиал ОКБ-456 (главный конструктор - Ю.Д.Соловьев).

Для обеспечения заданной точности стрельбы разброс импульса последействия тяги двигателей должен быть в строго фиксированном диапазоне, однако на стадии эскизного проектирования ОКБ-456 (В.П. Глушко) не сумело решить этот вопрос. Тогда было решено в качестве управляющих органов впервые использовать рулевые камеры, которые обеспечивали бы конечную ступень тяги после выключения основного маршевого двигателя и требуемый импульс последействия. Вследствие отказа В.П. Глушко от разработки рулевых двигателей С.П. Королев поручил эту работу М.В. Мельникову (ОКБ-1). Рулевые двигатели с узлами качания, совмещенными с магистралями подвода компонентов топлива, отбираемых за турбонасосным агрегатом основного двигателя, имели тягу 2,5 тс. На каждом боковом блоке устанавливались по два рулевых двигателя, а на центральном блоке - четыре. Создание рулевого двигателя потребовало решения многих научно-технических проблем и новых конструкций, нашедших применение и дальнейшее развитие в последующих разработках (ист.).


Р-7 / 8К71 и Р-7А / 8К74
Двигатели 1-й ступени
4-х камерный ЖРД РД-107 / 8Д74 с двумя рулевыми ЖРД (4 ракетных блока). Двигатель выполнен по открытой схеме, подача топлива - турбонасосный агрегат (ТНА).
Воспламенение - пиротехническим устройством
Окислитель - жидкий кислород
Горючее - керосин
Тяга:
- на земле - 83 720 кг
- в пустоте - 101 970 кг
Удельный импульс:
- на земле - 261 ед (252-254 ед по данным источник)
- в пустоте -  319 ед (308 ед по данным источник)
Давление в камере сгорания - 60 кг/кв.см (источник)
Давление на срезе сопла - 0,3-0,4 кг/кв.см (источник)
Масса конструкции ЖРД - 1155 кг
Масса залитого ЖРД - 1300 кг
Масса камеры сгорания - 143 кг
Масса рабочего вещества наддува баков (азот) - 280 кг
Высота - 2,865 м
Диаметр (без рулевых камер) - 2,58 м (1.85 м по данным источник)
Время работы - 115 с (104-140 с по данным источник)

Рулевые камеры - 2 х однокамерных качающихся ЖРД С1.1101 / С1.353. Разработчик - ОКБ-1, ведущий конструктор - М.В.Мельников, производство - опытный завод №88.
Тяга:
- на земле - 2,5 т
- в пустоте - 3,1 т
Давление в камере сгорания - 40 кг/кв.см
Двигатели 2-й ступени 4-х камерный ЖРД РД-108 / 8Д75 с четырьмя рулевыми камерами (1 ракетный блок). Двигатель выполнен по открытой схеме, подача топлива - турбонасосный агрегат (ТНА). Двигатель включался одновременно с двигателями первой ступени.
Воспламенение - пиротехническим устройством
Окислитель - жидкий кислород
Горючее - керосин
Тяга:
- на земле - 75 970 кг
- в пустоте - 95 955 кг
Удельный импульс:
- на земле - 246 ед (243 ед по данным источник)
- в пустоте -  321 ед (309 ед по данным источник)
Давление в камере сгорания - 52 кг/кв.см (источник)
Давление на срезе сопла - 0,3 кг/кв.см (источник)
Масса конструкции ЖРД - 1250 кг
Масса залитого ЖРД - 1709 кг
Высота - 2,865 м
Диаметр (без рулевых камер) - 1,95 м
Время работы - 184 с (285-320 с по данным источник)
Масса рабочего вещества наддува баков (азот) - 520 кг

Рулевые камеры - 4 х однокамерных качающихся ЖРД С1.1101 / С1.353. Разработчик - ОКБ-1, ведущий конструктор - М.В.Мельников, производство - опытный завод №88.
Тяга:
- на земле - 2,5 т
- в пустоте - 3,1 т
Давление в камере сгорания - 40 кг/кв.см


ТТХ ракеты:
  8К71 по требованиям
Постановлений СМ СССР 1953 г.
8К71 по требованиям 1954 г. 8К71 по проекту 1956 г. Р-7 / 8К71 Р-7А / 8К74
Длина   34,08 м 34 м 33,6 м
31.07 м (источник)
Длина без ГЧ         28 м (источник)
Длина ГЧ       7,2 м  
Длина блоков 1-й  ступени       19,2 м 19,2 м
Длина блока 2-й ступени       28,05 м  
Размах стабилизаторов       10,3 м 10,3 м
Диаметр 1-й ступени     9,4 м    
Диаметр блока 1-й ступени       2,68 м 2,68 м
Диаметр блока 2-й ступени     2.9 м 2,95 м  
           
Масса стартовая 170 т (по Пост. СМ СССР от 13.02.1953 г.) 279 000 кг 263 000 кг 265 790 кг 276 000 кг (источник)
280 000 кг (источник)
Масса блока 1-й ступени       42 950 кг 42 500 кг (источник)
Масса блока 2-й ступени       88 100 кг  
Масса конструкции       26 890 кг 27 000 кг (источник)
Масса конструкции блока 1-й ступени       3 750 кг  
Масса конструкции блока 2-й ступени       6 000 кг  
Масса топлива     238 000 кг 238 900 кг
253 000 кг (источник)
Масса топлива блока 1-й ступени       39 200 кг  
Масса топлива блока 2-й ступени       82 100 кг  
Масса ГЧ 3000 кг (по Пост. СМ СССР от 13.02.1953 г.)
5500 кг (по Пост. СМ СССР от октября 1953 г.)
5 370 кг   5 370 кг
3700 кг (штатная, вероятно ГЧ второго этапа ЛКИ)
3000 кг (источник)
           
Дальность действия 8000 км (по Пост. СМ СССР
от 13.02.1953 г. и 20.05.1954 г.)

5500 км (расчетная с ГЧ массой 5500 кг)
8000 км   - 6350 км при массе ГЧ 5370 кг с телеметрической аппаратурой "Трал"
- 6314 км с телеметрической аппаратурой РТС-5 / расчетная дальность программы испытаний 1957г.
- 8000 км (максимальная)
9500 км (http://mil.ru/)
8800 км (максимальная)
12000 км с ГЧ массой 3000 кг (источник)
Длина активного участка траектории     ок.1200 км    
Скорость максимальная     6500 м/с 7900 м/с 7900 м/с
Скорость после завершения работы 1-й ступени       2170 м/с  
Скорость после завершения работы 2-й ступени       6385 м/с  
Высота траектории   1130 км 1200 км    
Точность стрельбы / КВО     7000 м по дальности
6000 м по курсу
2500-5000 м (предельное штатное отклоление - 10000 м)  
Время подготовки к пуску         8 часов

Типы БЧ:
- "Объект А" (название условное) / заряд типа РДС-6 - после испытаний в 1953 г. термоядерного заряда РДС-6С, являющегося реализацией идей А.Д.Сахарова, Правительством в 1953-1954 г.г. был поднят вопрос создания заряда такого типа для баллистической ракеты и разработки межконтинентальной ракеты-носителя. В 1954-1955 г.г. одновременно с разработкой термоядерного заряда РДС-37 велись работы по размещению аналога - заряда РДС-6сД - в ракетной боеголовке (источник).
после успешных испытаний заряда 22 ноября 1955 г. работы по заряду "46" для ракеты Р-7 получили приоритетный характер. Разработка заряда велась КБ-11 (г.Арзамас) при участии филиала КБ-25, главный конструктор - С.Г.Кочарянц. На совещании в ОКБ-1, состоявшемся в 1955 г., были обсуждены принципиальные вопросы. В работе совещания участвовали (ист.):
- от ОКБ-1 (ракетчики): С. П. Королев , К. Д. Бушуев , И. С. Прудников , В. Ф. Садовый;
- от КБ-11: Ю. Б. Харитон , А. Д. Сахаров , Д. А. Фишман , С. Н. Воронин , Е. Г. Малыхин;
- от КБ-25: Н. Л. Духов , В. А. Зуевский , С. Г. Перерушев , Е. А. Софронов;
- от 5-го ГУ Минсредмаша: Н. И. Павлов , С. Н. Шишкин , Н. И. Бахчевников.
В 1956 г. КБ-11 приступило к полигонным испытаниям заряда (РДС-37, испытания 30.08.1956 г. и 17.11.1956 г., см. Хронология испытаний). Велись работы по снижению массы заряда для размещения на МБР.
Мощность заряда - 1.5 Мт (источник)
Длина ГЧ - 7.27 м
Диаметр ГЧ максимальный - 2.59 м
Масса заряда с автоматикой - 3400-3800 кг (источник)
Масса БЧ - 5400-5500 кг (источник)


первоначальная головная часть с ядерным зарядом разработки ВНИИЭФ (http://www.vniief.ru/).

- "Объект А1" (название условное) / заряд типа РДС-27 -  в разработке была идея сделать более дешёвый вариант заряда, имеющий такие же габариты и массу, но значительно меньшую мощность, на основе изделия РДС-27. В феврале 1955 г. впервые были озвучены планы использования заряда РДС-27 в БЧ ракеты Р-7. Предполагалось использование заряда с двойным инициированием - НЗ и ИНИ (источник).

- "Объект Б" (название условное) / изделие "46" - после испытания термоядерного заряда разработки НИИ-1011 / ВНИИТФ (10.04.1957 г., см. Хронология испытаний) было решено использоать некоторые технические решения этого типа заряда при разработке заряда для МБР. В итоге, в испытаниях доработанного заряда в 1957 г. мощность взрыва значительно возросла и 06.10.1957 г. превысила ожидаемую на 20% (ист.) и составила 2900 кт. Разработчик заряда - КБ-11, термоядерного узла (от изделия 245) - НИИ-1011.
Мощность заряда - 2 Мт / 3 Мт (по разным данным)
Длина ГЧ - 5.05 м
Диаметр ГЧ максимальный - 2.38 м
Масса заряда с автоматикой - 2900 кг
Масса ГЧ - 5370 кг

- "изделие 46А", ракета Р-7А / 8К74 - термоядерный заряд разработки КБ-25 / ВНИИА и ВНИИЭФ. Принят на вооружение в 1959 г. (ист).
Мощность - 5 Мт (http://mil.ru/)
Масса ГЧ - 3700 кг (http://mil.ru/)


Головная часть с зарядом разработки КБ-25 / ВНИИА принятая на вооружение в 1959 г. (ист).

По состоянию на 1957 г. в разработке находилось, вероятно, несколько типов полезной нагрузки для ракеты Р-7:
- объект А - термоядерная БЧ;
- объект Б - термоядерная БЧ;
- объект В - возможно, простейший спутник ПС-1;
- объект Г. - возможно, "Спутник-2";
- объект Д - "Спутник-3"

Модификации:
- Р-7 / 8К71 - первый вариант ракеты, МБР с ГЧ массой 5300 кг.

- Р-7 / 8К71(мод.) - второй вариант ракеты, МБР с ГЧ массой 3000 кг. ГЧ новой формы с повышеной теплостойкостью и  с телеметрической системой "Трал-Г2". Ракета участвовала во втором этапе ЛКИ.

- Р-7 / 8К71(серийная) - ракета третьего этапа ЛКИ. Серийное производство велось на заводе "Прогресс" (8 ракет) и на заводе №88 (8 ракет). На ракетах третьего этапа был ликвидирован межбаковый приборный отсек на центральном блоке (приборы разместили в едином блоке в верхней части центрального блока), введены рулевые двигатели повышенной тяги и улучшенной схемы их питания и ряд других усовершенствований (источник).

- Р-7 / 8К71ПС - ракета-носитель простейших спутников, первый пуск - 4 октября 1957 г.

- Р-7 / 8А91 - ракета-носитель "Спутника-3" (объект Д). Первый пуск - 15.05.1958 г.


Слева-направо: первая летная модификация МБР Р-7 / 8К71, серийная ракета Р-7 / 8К71, ракета Р-7А / 8К74 (рисунок А.Шлядинского, источник).

- Р-7А / 8К74 - второй, модернизированный вариант ракеты, МБР. 1 января 1957 г. Правительство СССР утвердило программу летных испытаний ракеты Р-7А. 20 января 1960 г. принята на вооружение. Приказом по ОКБ-1 № 48 от 25 июня 1964 г. за Куйбышевским филиалом № 3 ОКБ-1 закреплен весь объем работ по проектному сопровождению изделия Р-7А. Модификация ракеты отличалась скоростной системой заправки топливом и газами при дистанционно-автоматическом управлении процессом, новой улучшенной системой радиоуправления (по другим данным - без системы радиоуправления), более легкой и совершенной головной частью.

- противоспутниковый вариант Р-7 - по инициативе С.П.Королева велась проработка противоспутникового ракетного комплекса на базе ракеты Р-7 с истребителем спутников разработки ОКБ-155 А.И.Микояна в качестве последней ступени. Для наведения комплекса предполагалось использовать радиолокационные средства противоракетной системы «А» разработки Г.В.Кисунько.

На базе МБР Р-7 разработано семейство космических ракет-носителей "Луна", "Восток", "Молния", "Союз" и т.п.


Статус: СССР - МБР состояла на вооружении.

- 1955 г. 19 июля - принимается Постановление Совмина СССР №1313-749 «О выборе районов для старта изделий Р-7» (источник), согласно которому по предложению Минобороны СССР было принято решение выбрать район Воркуты и Архангельска для строительства 2-3 боевых станций изделий Р-7. Министерство обороны СССР обязалось совместно с Министерством среднего машиностроения, Министерством оборонной промышленности, Министерством радиотехнической промышленности, Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР:
- провести до 1 июля 1956 года подробные рекогносцировочные и изыскательские работы в районах Воркуты и Архангельска с целью выбора места расположения боевых стартовых станций и подготовки их строительства;
- представить в Совет Министров СССР к 1 августа 1956 года предложения по строительству и охране объектов боевых стартовых станций и подъездных путей к ним в районах Воркуты и Архангельска.
Так же было приняты решения:
- Обязать Министерство обороны СССР, министерство среднего машиностроения и Министерство внутренних дел СССР обеспечить скрытность рекогносцировочных и изыскательских работ, проводимых в районах Воркуты и Архангельска, с целью подготовки строительства боевых стартовых станций.
- Поручить Министерству обороны СССР изучить в течение 1955-56 гг. район Колымы с целью определения возможности строительства в нем боевых стартовых станций изделий Р-7.
- Обязать Министерство цветной металлургии СССР (т. Ломако), министерство геологии и охраны недр (т. Антропова) предоставить Министерству обороны СССР по его заявке все имеющиеся в их распоряжении материалы по физической географии, геологии и экономике района Колымы.


Количество развернутых боевых ПУ ракет Р-7:
Год Количество ПУ Район базирования Примечание
1960 г. 1 Плесецк, "Лесобаза" с января 1960 г.
1961 г. 4 Плесецк, площадка №70 с июля 1961 г.
       
1968 г. 1 Плесецк, площадка №70 снят с вооружения


Хронология пусков ракет Р-7 / 8К71 / 8К74:
№пп Ракета Тип Производство Пуск (выпуск заводом)
Полигон Боевая нагрузка Описание
  макет 1 8К71 завод №88 (весна 1956 г.)     Первый макетный образец ракеты - состоит из блока А и одного бокового блока.
  макет 2 8К71 завод №88 (1956 г.)     Макетный образец ракеты.
  макет 3 8К71 завод №88 (1956 г.)     Макетный образец ракеты.
  пакет 2С 8К71 завод №88 февраль 1957 г.     Первые огневые испытания ракеты в пакете (блоки А и Б)
  пакет 2С 8К71 завод №88 февраль 1957 г.     Первые огневые испытания ракеты в пакете (блоки А и Б)
  пакет 4СЛ / М1-4 ? 8К71 завод №88 30 марта 1957 г.     Огневые испытания пакета 4СЛ с летной ракетой (блоки А, Б, В, Г и Д).
1
М1-5 / 5Л 8К71 завод №88 15.05.1957
(19-01 мск. времени)
площадка №1 НИИП-5
макет БЧ Цель - Кура. Пуск аварийный. На 60 с полета загорелся блок Д первой ступени, управляемый полет продолжался до 98 секунды, ракета стала разваливаться и упала в 300 км от старта. Причина аварии - негерметичность топливной магистрали горючего.
2 М1-6 / 6Л 8К71 завод №88 план - 11.06.1957
площадка №1 НИИП-5 макет БЧ
Пуск не удался, несмотря на три попытки: при первых двух попытках из-за примерзания тарели главного кислородного клапана блока В происходил сброс схемы запуска, при третьей попытке произошло аварийное выключение двигательной установки на режиме предварительной ступени тяги из-за ошибки, допущенной при установке клапана азотной продувки магистрали окислителя центрального блока. Ракета снята с пускового устройства и возвращена на техническую позицию (источник). Ракета была разобрана и её компоненты были использованы на других ракетах (источник).
3 М1-7 / 7Л 8К71 завод №88 12.07.1957
(15-53 мск времени)
площадка №1 НИИП-5 макет БЧ Цель - Кура. Пуск аварийный. Ракета пролетела 7 км. Отказ системы управления - на 33-й секунде полета нарушилось управление по каналам вращения и тангажа. Причиной аварии оказалось замыкание на корпус цепей управляющего сигнала интегрирующего прибора по каналу вращения (ист.)
4 М1-8 / 8Л 8К71 завод №88 21.08.1957
(15-25 мск времени)
площадка №1 НИИП-5 макет БЧ Первый успешный пуск, БЧ достигла полигона Кура на Камчатке. Головная часть сгорела при входе в атмосферу полностью. Дальность пуска - 5600 км.
5 М1-9 / 9Л 8К71 завод №88 07.09.1957
площадка №1 НИИП-5 макет БЧ Второй успешный пуск. Головная часть сгорела при входе в атмосферу полностью.
6
М1-ПС "Союз" 8К71ПС завод №88 04.10.1957
(22-28 мск времени)
площадка №1 НИИП-5 ИСЗ ПС-1
Первый запуск искусственного спутника Земли.
7 М2-ПС "Союз" 8К71ПС завод №88 03.11.1957 площадка №1 НИИП-5 ИСЗ "Спутник-2" Успешный запуск "Спутника-2"
8 М1-11 8К71 мод.
завод №88 30.01.1958 площадка №1 НИИП-5 БЧ нового типа
Начало второго этапа ЛКИ. Цель - Кура. ГЧ не отделилась от ракетного блока 2-й ступени, но долетела до полигона Кура с перелетом 80 км. ГЧ новой формы с повышеной теплостойкостью и с телеметрической системой "Трал-Г2".
9   8К71 мод. завод №88 29.03.1958 площадка №1 НИИП-5 БЧ нового типа Цель - Кура. Получена первая телеметрия с бортовой системы и автономных регистраторов. Впервые ГЧ достигла цели без разрушения в полете.
10 М1-12 8К71 мод. завод №88 04.04.1958 площадка №1 НИИП-5 БЧ нового типа Успешный пуск по полигону Кура. Перелет 68 км, отклонение вправо 18,2 км.
11   8А91 завод №88 27.04.1958 площадка №1 НИИП-5 ИСЗ объект Д Аварийный запуск из-за колебаний давления в магистрали окислителя на 120 секунде полета.
12 Б1-1 8А91 завод №88 15.05.1958 площадка №1 НИИП-5 ИСЗ "Спутник-3" / объект Д Успешный запуск третьего ИСЗ.
13 Б1-3 8К71 мод. завод №88 24.05.1958 площадка №1 НИИП-5 БЧ нового типа Цель - Кура. Недолет 45 км. БЧ не отделилась (источник).
14   8К71 мод. завод №88 10.07.1958 площадка №1 НИИП-5 БЧ нового типа Цель - Кура. Последний пуск второго этапа ЛКИ. Пуск аварийный (источник).
15 (1)
  8К71 мод.   24.12.1958
площадка №1 НИИП-5
Начало третьего этапа ЛКИ (16 пусков, 8 ракет выпуска завода №88 и 8 ракет завода "Прогресс"). На ракетах третьего этапа был ликвидирован межбаковый приборный отсек на центральном блоке (приборы разместили в едином блоке в верхней части центрального блока), введены рулевые двигатели повышенной тяги и улучшенной схемы их питания и ряд других усовершенствований (источник).

Цель - Кура. Пуск аварийный (источник).
16 (2)
  8К71 серийная завод "Прогресс" 17.02.1959 площадка №1 НИИП-5
Совместные испытания. Первый пуск ракеты Р-7 производства куйбышевского завода №1. Цель - Кура. Перелет 24 км, отклонение вправо - 6 км (источник).
(02)   8К71 серийная   25.03.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Перелет 12 км, отклонение вправо - 5,7 км (источник).
(04)   8К71 серийная   31.03.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Пуск аварийный (источник).
(05)   8К71 серийная   09.05.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(06)   8К71 серийная   31.05.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Перелет 2000 км (источник).
(07)   8К71 серийная   09.06.1959 (источник) площадка №1 НИИП-5
Цель - Кура. Перелет 2175 км (источник).
(  )   8К71 серийная завод "Прогресс" ?
30.06.1959
(30.07.1959 г. источник)
площадка №1 НИИП-5 боевая БЧ Совместные испытания. Экспериментальный пуск с боевой ядерной БЧ (?). Пуск не указан в некоторых хронологиях пусков.

По данным источника  - первый пуск проведенный личным составом 42-й боевой стартовой станции (БСС), которая готовилась для точки базирования "Ангара" (Плесецк). По данным этого же источника пуск проводился в присутствии Главного Маршала артиллерии М.Неделина и командира ракетного соединения генерала-майора артиллерии М. Григорьева. Это был первый пуск ракеты Р-7 серийного производства.
(08)   8К71 серийная   10.07.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Пуск аварийный (источник).
(09)   8К71 серийная   18.07.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Пуск аварийный (источник).
(10)   8К71 серийная   14.08.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Пуск аварийный (источник).
(11)   8К71 серийная   18.09.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(12)   8К71 серийная   22.10.1959 площадка №1 НИИП-5
Цель - полигон Акватория (Тихий океан). Пуск на максимальную дальность. Успешный пуск (источник).
(13)   8К71 серийная   25.10.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - полигон Акватория (Тихий океан). Пуск на максимальную дальность. Успешный пуск (источник).
(14)   8К71 серийная   02.11.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(15)   8К71 серийная   21.11.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск, недолет 28.7 км (источник).

Пуск проведен личным составом 48-й боевой стартовой станции (БСС) в качестве зачетного после прохождения программы обучения перед заступлением на боевое дежурство на объекте "Ангара" в Плесецке (источник).
(16)
  8К71 серийная завод "Прогресс" 27.11.1959 площадка №1 НИИП-5
Завершение третьего этапа ЛКИ. Совместные испытания. Успешный пуск. Перелет составил 1,75 км и боковое отклонение 0,77 км.
(1)
  8К74   23.12.1959 площадка №1 НИИП-5
Первый пуск программы ЛКИ ракеты 8К74 / Р-7А (8 ракет, 7 пусков прошли успешно). Ракеты были без системы радиоуправления и с головной частью новой конструкции.

Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(2)   8К74   23.12.1959 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(3)   8К74   20.01.1960 площадка №1 НИИП-5   Цель - полигон Акватория (Тихий океан). Пуск на максимальную дальность. Успешный пуск (источник).
(4)   8К74   24.01.1960 площадка №1 НИИП-5   Цель - полигон Акватория (Тихий океан). Пуск на максимальную дальность. Аварийный пуск (источник).
(5)   8К74   31.01.1960 площадка №1 НИИП-5   Цель - полигон Акватория (Тихий океан). Пуск на максимальную дальность. Успешный пуск (источник).
(6)   8К74   18.03.1960 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(7)   8К74   24.03.1960 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(8)   8К74   04.06.1960 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).

Пуск проведен личным составом первой стартовой группы 70-й боевой стартовой станции (БСС) в качестве зачетного после прохождения программы обучения перед заступлением на боевое дежурство на объекте "Ангара" в Плесецке (источник).
(9)   8К74   29.06.1960 площадка №1 НИИП-5   Цель - полигон Акватория (Тихий океан). Пуск на максимальную дальность. Успешный пуск (источник).
(10)   8К74   05.07.1960 площадка №1 НИИП-5   Цель - полигон Акватория (Тихий океан). Пуск на максимальную дальность. Успешный пуск (источник).
(11)   8К74   07.07.1960 площадка №1 НИИП-5   Цель - полигон Акватория (Тихий океан). Пуск на максимальную дальность. Успешный пуск (источник).
(12)   8К74   14.01.1961 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(13)   8К74   13.02.1961 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Частично успешный пуск (источник).
    8К71   27.02.1961 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Частично успешный пуск (источник).

Пуск проведен личным составом второй стартовой группы 70-й боевой стартовой станции (БСС) в качестве зачетного после прохождения программы обучения перед заступлением на боевое дежурство на объекте "Ангара" в Плесецке (источник).
(14)   8К74   14.04.1961 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Аварийный пуск (источник).
(15)   8К74   15.06.1961 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(16)   8К74   04.07.1961 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(17)   8К74   04.07.1961 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск. Выполнен через 16 часов после предыдущего пуска (источник).
(18)   8К74   21.09.1961 площадка №1 НИИП-5   Цель - полигон Акватория (Тихий океан). Пуск на максимальную дальность. Успешный пуск (источник).
(19)   8К74   29.11.1961 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск. Показательный пуск для Министра обороны СССР маршала Р.Я.Малиновского (источник).
(20)   8К74Т (?)   21.06.1962 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(21)   8К74   22.04.1963 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(22)   8К74   18.05.1963 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
(23)   8К74   15.10.1963 площадка №1 НИИП-5   Цель - Кура. Успешный пуск (источник).
 

Источники:
В начале большого путии. К юбилею Всероссийского НИИ автоматики им. Н.Л.Духова – М.: Издательский дом «Кодекс», 2014 г.
Гудилин В.Е., Слабкий Л.И. Ракетно-космические системы. М., 1996 г.
Кудряшов В.А. Измерительному комплексу космодрома Байконур - 50 лет. // С.-Пб., 2011г.
Кудряшов В.А. Космодром Байконур. Хроника основных событий ("Байконурская летопись"). // С.-Пб., 2015г.
Обуховский завод. 150 лет во славу Отечества. 1863-2013 гг. // Санкт-Петербург, ООО «Береста», 2013 г.
Ракета Р-7. 2015 г. (источник).
Щелкин Ф.А. Апостолы атомного века. М., ДеДи принт. 2004 г.

Каталог

Последние комментарии

Нашел кое-чего вполне кликабельного по "семерке". Что-то уже тут было, но тут больше размер.
mpashnev 2017-08-16 17:49
Вот такой вот кликабельный снимок 8К71.
mpashnev 2017-08-11 16:24
Подними себе веки и отруби руки - инет зло russians А вот по ПРО в Пудоже это весьма интересно.
Sierra 2015-04-18 17:48
Есть такая книга. Рук не хватат...
DIMMI 2015-04-18 17:41
Я имел ввиду книгу И.А. Липкин История создания отечественных систем радиоуправления...
Sierra 2015-04-18 16:51
Есть эти схемы. Потом дам ссылку.Дима, по поводу радиокоррекции надо дополнять статью...
Sierra 2015-04-18 15:46
кстати... где-то есть эти схемы в хорошем качестве ... перерисованные
DIMMI 2014-05-31 09:17
...
DIMMI 2014-04-20 20:50