Сармат! Как много в этом звуке | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Сармат! Как много в этом звуке

Автор: DIMMI
Создана: 29.11.2022 17:23:28
Изменена: 18.12.2022 00:17:24
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Межконтинентальные баллистические ракеты / РС-28 / 15А28 Сармат - SS-X-30 SARMAT /

"Сармат"! Как много в этом звуке.

Неформальный взгляд на программу создания тяжелой жидкостной межконтинентальной ракеты 15А28 / РС-28 "Сармат" и одновременно несколько мыслей о потенциале новой МБР. 

Итак, на день РВСН (17.12.2022 г.) по программе создания новой межконтинентальной жидкостной ракеты 15А28 "Сармат" мы имеем следующие итоги:
- первый и пока единственный пуск МБР в раках ЛКИ (летно-конструкторских испытаний) успешно выполнен 20.04.2022 г.;
- в СМИ при этом и в конце ноября и под День РВСН появились высказывания о том, что ЛКИ "Сармата" проходят успешно;
- на позиции первого полка в районе Ужура ведутся работы по подготовке инфраструктуры, но их вид на спутниковых снимках говорит о том, что строительные работы вряд ли завершатся раньше 2023 г., хотя ШПУ возможно будут готовы принять ракеты ради приемки ракет и в декабре 2022 г. (не знаю какой в этом смысл, если нет остальной инфраструктуры).

При этом с большой вероятностью для ЛКИ выпущено 3-4 ракеты - даже если вспомнить сколько ТПК мы видели в цехах Красмаша в различных новостных сюжетах. Ну и хотя бы три пуска были бы, вероятно, близки к тому что можно называть "первый этап ЛКИ".

В общем, думаю, что реальное развертывание новой МБР начнется, видимо, в 2024-2025 г.г. А сейчас будут идти игры вокруг ЛКИ, рапортов и сохранения голов и чинов.


Первый пуск летно-конструкторских испытаний тяжелой жидкостной МБР 15А28 "Сармат", 20.04.2022 г., полигон Плесецк.


Что же по самой ракете? Попросили прокомментировать противоракетные возможности "Сармата" в сравнении с 15А18М "Воевода" в свете заявлений руководства о том, что "Сармат" системам ПРО не по зубам и "лутьше всехъ!".

Во-первых, думаю, некорерктно считать "Сармат" копией "Воеводы" воссозданной по конструкторской документации "Воеводы" и с учетом опыта специалистов "Южмаша", которые перешли в российские предприятия. Хотя, если вспомнить про Ту-160М2, то "откапывание стюардесс" возможно, но мне кажется, что в случае с "Сарматом" есть всё же изменения.

Во-вторых, сооответственно, должен быть некоторый выигрыш на массе конструкции маршевых ступеней за счет применения более совершенных материалов и технологий их обработки. Плюс некоторый выигрыш на массе системы управления - у "Воеводы" она имела весьма внушительные размеры и в т.ч. за счет защиты, но в основном из-за несовершенства элементной базы. Сейчас вычислительные мощности уровня "Воеводы" можно было бы уложить в ноутбук, думаю, с огромным запасом. Итого, выигрыш вполне мог составить те самые 1300-1500 кг разницы забрасываемой массы "Воеводы" и официального "Сармата" (если считать официальные "более 10 тонн").


В-третьих, двигатели те же, но может быть их как-то форсировали? Всё же годы прошли - наверное что-то могли бы и улучшить. Плюс теперь мы понимаем настильные траектории - т.е. любим считать подъемную силу корпуса ракеты при пологом её полете. Может быть и раньше умели, а может и не очень. В первом летном испытании 20.04.2022 г. "Сармат" весьма бодро пошел и достаточно сильно склонился почти сразу. Само по себе это дает еще и возможность маневра сразу после старта - т.е. стартуем как бы в одну сторону (спутник ПРО нас вычисляет, определяет траекторию), а мы такие раз и поменяли азимут (и спутник либо перевычисляет либо уже улетел).

В-третьих часть 2, короткий АУТ (активный участок траектории) вообще полезен тем, что и вычислить могут не успеть куда летит кавалерия (сложная баллистическая цель - боевой порядок боевых блоков) и если вдруг надумают поразить одним ударов всё боевое оснащение, но АУТ для этого самое выгодное время в жизни ракеты - одно попадание и всё.


В-четвертых, у нас в 2000-е годы свершилась некоторая революция в конструкции боевых блоков - они стали более компактными (больше мощности при меньших размерах) и все стали высокоскоростными - т.е. могут успешно применяться по настильным траекториям по границе атмосферы. При таких траекториях, обнаружение боевого порядка боевых блоков на финальном участке полета произойдет позже, чем хотелось бы системам ПРО. 


В-пятых, собственно и КСП ПРО развиваются (комплекс средств преодоления ПРО). Думаю, что там есть какие-то сюрпризы - должны быть. Если уж для 9М7232 "Искандер-М" сделали, вероятно, эффективные ложные цели, то для "Сармата" поди еще и не один тип.


Итого, если всё это  суммировать, то с обычным баллистическим боевым оснащением вполне вероятно лидерство "Сармата" над любыми родственными системами. А если уж говорить про АГБО - аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение - то вполне вероятен выход на совершенно иной уровень бытия.

Но ЛКИв любом случае надо провести! Без ЛКИ это всё слова.

Статьи по тяжелым жидкостным МБР на сайте MilitaryRussia.Ru:
Р-36О - SS-9 SCARP / FOBS - http://militaryrussia.ru/blog/topic-937.html
Р-36М / 15А14 - SS-18 SATAN - http://militaryrussia.ru/blog/topic-942.html
Р-36М УТТХ / 15А18 - SS-18 m.4 SATAN - http://militaryrussia.ru/blog/topic-947.html
Р-36М2 / 15А18М "Воевода" - SS-18 m.5-6 SATAN - http://militaryrussia.ru/blog/topic-579.html
Р-36М3 "Икар" - http://militaryrussia.ru/blog/topic-851.html

Статья по МБР 15А28 "Сармат" временно закрыта

Каталог