| ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) Комплекс М-1 "Волна", ракета 4К90 / В-600 - SA-N-1A GOA Комплекс М-1М "Волна-М", ракета 4К91 / В-601 - SA-N-1B GOA Морское исполнение ЗРК С-125 (SA-3). Разработка комплекса начата по постановлению СМ СССР №1149-592 от 17 августа 1956 г. (о начале работ над кораблями проектов 61 и 63) и №1190-610 от 25 августа 1956 г. (о начале работ над кораблями проектов 58 и 61). По другим данным работа над ЗРК ВМФ на базе С-125 началась в 1955-марте1956 г.г. в инициативном порядке. Ракета В-600 разработана в ОКБ-2 "Факел" при заводе №293 (г.Химки, Московской области) под руководством П.Д.Грушина, комплекс разрабатывался в НИИ-10 Госкомитета по радиоэлектронике под руководством И.Игнатьева (позже переименовано в НИИ "Альтаир"). Испытания полигонного опытного стенда ЗИФ-ИР-92 (завод №7) - март-сентябрь 1959 г. (бросковые пуски ракет В-600 без контура управления). Ракета 4К91 / В-601 комплекса М-1М "Волна-М" / SA-N-1B GOA в музее МКБ "Факел" (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Корнет-Д" / "Корнет-ЭМ" Ракеты 9М133ФМ-3 / 9М133ФМ / 9М133М-2   Противотанковый ракетный комплекс / многоцелевой ракетный комплекс. Разработан КБ Приборостроения (далее - КБП, г.Тула), главный конструктор направления - Лев Захаров. Испытания комплекса проведены в 2011 г. На официальном сайте КБП комплекс носит наименование "Корнет-ЭМ", в СМИ - "Корнет-Д". По неподтвержденной официально информации наименование для комплекса в ВС России - "Корнет-Д", экспортный вариант - "Корнет-ЭМ". По умолчанию приведены данные комплекса с ракетой 9М133ФМ-3.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) пр.952 / ОКР "Жемчуг" / НИР "Глубина" |  | Проект глубоководной атомной подводной лодки с корпусом из стеклопластика / глубоководное техническое средство 2-го поколения. Разработчик - работы начаты группой конструкторов ЛПМБ "Рубин". Главный конструктор И.Б.Михайлов, заместители главного конструктора - В.Г.Марков, Н.И.Антонов, Р.М.Клапцов. Приказом министра Минсудпрома СССР Б.Е.Бутомы от 1 июля 1970 г. проектирование глубоководных аппаратов передано из ЛПМБ "Рубин" в ЦПБ "Волна". До конца 1970 г. переведены главный конструктор И.Б.Михайлов и его заместители и документация по проекту. В 1971 г. велись работы по предэскизному проекту подводного аппарата. Эскизный проект разработан в декабре 1973 г. На этой стадии работы по проекту прекращены.
Приказом по Минсудпрому СССР от 23 февраля 1974 г. в СПМБМ "Малахит" объединены ЦПБ "Волна" и СПМБМ, в новок КБ перешли работы по глубоководной тематике. | | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) АК-630М1-2 "Рой" (установка) АК-630М1-2 "Ласка" (комплекс с СУО "Ласка") АК-630М-2 "Дуэт" (установка)
   Двухавтоматная артиллерийская установка с автоматами типа АК-630 6 х 30 мм каждый. Разработка установки начата по решению ВПК при СМ СССР №197 от 8 июня 1983 г. по ТТЗ утвержденному заместителем Главкома ВМФ СССР 9 декабря 1983 г. Проектирование велось в ЦКИБ СОО, главный конструктор В.И.Бакалев. Установка АК-630М1-2 оснащена двумя вертикально расположенными автоматами ГШ-6-30К / АО-18 повышенной надежности (разработаны по тому же по решению ВПК, успешно прошли заводские испытания в 1986 г.). предполагалось после разработки системы АК-630М1-2 заменить ею установки АК-630 на кораблях ВМФ. Заводские испытания опытного образца установки производства завода №535 (Тульский машиностроительный завод) прошли с 19 марта по 30 ноября 1984 г. Корабельные испытания опытного образца велись на ракетном катере Р-44 пр.2066 (заводской №242) летом 1989 г. на Черном море. Оснащение катера опытной установкой проведено по месту базирования катера, работы начаты в 1987 г. Поражались мишени Ла-17К и ПТУР "Фаланга-2" (имитировала ПКР "Гарпун", сбивались на высоте ок.10 м очередями в 200 снар.). В серийное производство установка не пошла и на вооружение не принята. Предлагается на экспорт с 1993 г.  АК-630М1-2 в музее "Тульского машиностроительного завода", 2003 г. (фото - Саид Аминов, http://pvo.guns.ru).
 Установка АК-630М-2 "Дуэт" на морском салоне МВМС-2009 в Санкт-Петербурге (фото - ABL22, http://militaryrussia.ru/forum/). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 1997 г. (требуется пополнение) ТРС-190 / ТАРС-190 / С-19
  Неуправляемая ракета / ТРС - турбореактивный ракетный старяд. Турбореактивный - вращающийся в полете вокруг продольной оси под влиянием отклоненных сопел РДТТ раскрутки. С 1955 г. ТРС-190 применялется на МиГ-15бис / бисШ, МиГ-17Ф и на МиГ-19.   МиГ-17 / СИ-19 борт №104 оборудованный пусковыми установками ОРО-190 со снарядами ТРС-190 ( http://www.airwar.ru). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2001 г. (требуется пополнение)
| С-5 (АРС-57) С-5М (АРС-57М, С-5М1) С-5К (КАРС-57, С-5К1) С-5КИ | С-5КО С-5КП С-5КПБ С-5МО | С-5О (С-5О1) С-5ОИ С-5ОМ С-5П (С-5П1) | С-5ПИ С-5С С-5СБ
| Неуправляемая ракета. Разработана в ОКБ-16 под руководством А.Нудельмана. Принята на вооружение в 1951 г. (С-5). Ракеты типа С-5 и С-5М применялись в т.ч. в режиме "воздух-воздух". Впервые испытаны на опытном истребителе МиГ-15бис(Д-57). Блок ОРО-57К по подвеске МиГ-15бис(ИШ) (K.-H. Eyermann, MiG-flugzeuge. 1986 г., Берлин, ГДР) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 1997 г. (требуется пополнение, в работе) МиГ-15 / "С" - FAGOT-A (ранее - FALCON) МиГ-15бис - FAGOT-B МиГ-15УТИ - MIDGET
  
Фронтовой истребитель. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича. Разработка самолета начата в 1946 г. Первый полет прототипа И-310 (самолет С-01) состоялся 30 декабря 1947 г. (пилот - В.Н.Юганов). Серийное производство И-310 под наименованием МиГ-15 начато в марте 1948 г. В 1949 г. истребители начали поступать в части ВВС. МиГ-15 и МиГ-15бис приняли участие в войне в Корее в 1950-1953 г.г. Один из самых крупносерийных самолетов, производился на восьми заводах СССР. Так же велись работы по дублирующему варианту проекта с прямым крылом - И-320 (ФН), прекращены.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (в работе) НИР Глубоководная Атомная ПЛ |  | Проект научно-исследовательской глубоководной атомной подводной лодки. Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ "Рубин" в течение 1966 г. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожникову.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Объект 483

Опытный огнеметный средний танк. Разработан Харьковским КБТМ в 1959 г. на базе корпуса и ходовой части Т-54Б. Главный конструктор Ф.А.Мостовой. Произведен ХЗТМ им.Малышева. Работы прекращены в 1962 г.
| | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) "объект 640" / "Черный орел"
   Опытный перспективный основной танк. Разработка проекта перспективного танка велась в 1990-е годы КБ Омского завода траспортного машиностроения (ОЗТМ, г.Омск) в качестве глубокой модернизации основного танка Т-80У. Макет прототипа "объект 640" впервые представлен публике в 1997 г. на выставке военной техники в Омске. В 1999 г. на такой же выставке продемонстрирован реальный прототип "объект 640" и модель-макет танка. Предполагалось, что танк будет принят на вооружение в начале 2000-х годов, но этого не произошло. Вероятно, в 2008-2009 г.г. работы по проекту свернуты по причинам нетехнического характера.  Опытный танк "объект 640" "Черный орел" (1999 г., http://t80leningrad.narod.ru).   Опытный танк "объект 640" "Черный орел", вероятно 2010 г. (http://www.militaryphotos.net). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (в работе) Проект ЭГПЛ / ОКР "Поиск"  |  | Проект экспериментальной глубоководной подводной лодки. Разработка предэскизного проекта по заданию НТС Госкомитета по судостроению при СМ СССР начата в проектном отделе ЦКБ-16 (начальник отдела - А.С.Хейфиц, КБ позже переименовано в ЦПБ "Волна", еще позже - СПМБМ "Малахит") в середине 1964 г. Задача создания предэскизного проекта - определение ожидаемых характеристик дизель-электрической подводной лодки для работ на материковом склоне на глубинах до 2000 м. Ведущие разработчики - Ю.М.Коновалов и Шахинин Е.Н. Предэскизный проект ЭГПЛ подтвердил принципиальную возможность создания ПЛ с глубиной погружения 2000 м. В конце 1964 г. проект с заключениями различных НИИ Минсудпрома представлены в Госкомитет по судостроению и Главное управление кораблестроения ВМФ СССР. В начале 1965 г. по инициативе начальника аварийно-спасательной службы ВМФ СССР контр-адмирала Н.К.Чикера и начальника гидрографической службы А.И.Рассохо ЦКБ-16 получено задание на проведение ОКР "Поиск" по созданию обитаемых автономных исследовательнских глубоководных (до 2000 м) технических средств. Техзадание передано главному конструктору З.А.Дерибину, руководителем по теме "Поиск" назначен Е.Н.Шахинин. При проработке ОКР "Поиск" применен комплексный подход - впервые в мире выдвинута и технически подтверждена идея использования подлодки-носителя глубоководного обитаемого аппарата. Разработаны три варианта глубововодных плавучих средств: - глубоководный аппарат водоизмещением около 50 куб.м "Поиск-50" с базированием на надводном корабле; - малая дизель-электрическая глубоководная подводная лодка водоизмещением около 300 куб.м "Поиск-300" с базированием на береговой базе; - глубоководный аппарат водоизмещением около 20 куб.м "Поиск-20" с базированием на ПЛ "Поиск-300"; Работы по теме ОКР "Поиск" завершены в июне 1965 г. В сентябре 1965 г. вышло Постановление СМ СССР о поисковых проработках глубоководных ПЛ с атомной энергетикой. | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) РМ-2 РМ-2Г   Придонная якорная реактивно-всплывающая мина. Разрабатывалась в НИИ-400 с 1960 г. Главный конструктор А.Д.Ботов. Принята на вооружение в 1963 г. Серийно производилась на машиностроительном заводе им.В.В.Куйбышева.
| | | | | | | Лямин Борис Константинович (родился 07.08.1913 г.) Главный конструктор первой в мире реактивно-всплывающей мины
 Лямин Б.К. (1960-е годы) Создатель отечественной реактивно-всплывающой мины "Камбала" (изделие 335) | | | | | | | | | Идентификация СПУ на шасси МАЗ (в работе)
В данной статье мы попытаемся обобщить сведения по различным СПУ ракет класса "земля-земля" большой дальности на многоосных шасси разработки КБ МАЗ. Материалы статьи будут использованы в статьях сайта по ракетам класса "земля-земля". Статья только только начта наполнением...
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) СЭТ-72 / МГТ-3 / изделие 270
  
Универсальная самонаводящаяся электрическая торпеда. Торпеда разработана в ЦНИИ "Гидроприбор" под руководством В.И.Сендерихина (позже - А.И.Эфендиев) с учетом итогов конкурса торпед УСТ, объявленного ВМФ в 1964 г. По итогам конкурса, выбрана электрическая торпеда с водно-химическим источником тока (ВХИТ) - аналогичная ЭУ выбрана и для универсальной торпеды СЭТ-72. Торпеда принята на вооружение в 1972 г. и предназначалась для замены торпед МГТ-1 и СЭТ-40. Фактически эксплуатация торпеды в ВМФ СССР начата в 1975 г. За время эксплуатации в составе ВМФ СССР произведено около 20 выстрелов торпедами в боевой комплектации - ни в одном из выстрелов скорость 40 уз не достигнута. Торпеда неоднократно модернизировалась в 1970-1980-е годы.
| | | | | | | | | | Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) ВМФ. НИОКР ЗРАК "Кортик" начаты в конце 1970-х годов в КБ Приборостроения под руководством А.Г.Шипунова. Прототип "Кортика" установлен на МРК пр.1241.7 "Молния" (борт. № 952) в 1983 г. Испытывался на Черном море. Принят на вооружение в 1989 г. Первое упоминание в западной прессе относится к 1990-91 г.г. Производство велось на Тульском машиностроительном заводе №535. Основная задача - защита от низколетящих КР, УАБ и других воздушных целей кораблей с водоизмещением от 400-500 тонн. В состав комплекса входит модуль управления (РЛС обнаружения и цифровая система управления) и от одного до шести боевых модуля 3С87. В состав боевого модуля входят 2 шестиствольных 30 мм автоматических пушки (тип автомата АО-18 / 6К30ГШ / ГШ-6-30К повышенной надежности, патрон - АО-18) и 2 х 4 пакеты ЗУР 9М311 в ТПК. По ЗУР аналог наземного комплекса "Тунгуска" и/или "Панцирь". ЗРАК "Каштан" по сообщениям СМИ является экспортным вариантом ЗРАК "Кортик". По умолчанию данные ЗРАК "Кортик".  Боевой модуль 3С87 ЗРАК 3М87 "Кортик" (Kashtan - air defence gun/missile system (буклет). Рособоронэкспорт. 2000-е годы).  Боевой модуль 3С87-1 (?) ЗРАК 3М87-1 "Кортик-М" на СКР "Стерегущий" пр. 20380, г.Санкт-Петербург, День ВМФ, 23.07.2009 г. (фото - Дмитрий Шипуля, http://military.tomsk.ru/forum).  Пара боевых модулей 3С87 ЗРАК 3М87 "Кортик" на ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435, фото вероятно 2010 г. ( http://china-defense.blogspot.com). | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии
|