Комплекс М-1 Волна (SA-N-1 GOA) | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Комплекс М-1 Волна (SA-N-1 GOA)

Автор: DIMMI
Создана: 17.01.2009 04:31:54
Изменена: 24.08.2011 18:08:37
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Зенитные ракетные комплексы ВМФ / М-1 Волна - SA-N-1 GOA /

ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)
Комплекс М-1 "Волна", ракета 4К90 / В-600 - SA-N-1A GOA
Комплекс М-1М "Волна-М", ракета 4К91 / В-601 -  SA-N-1B GOA

Морское исполнение ЗРК С-125 (SA-3). Разработка комплекса начата по постановлению СМ СССР №1149-592 от 17 августа 1956 г. (о начале работ над кораблями проектов 61 и 63) и №1190-610 от 25 августа 1956 г. (о начале работ над кораблями проектов 58 и 61). По другим данным работа над ЗРК ВМФ на базе С-125 началась в 1955-марте1956 г.г. в инициативном порядке. Ракета В-600 разработана в ОКБ-2 "Факел" при заводе №293 (г.Химки, Московской области) под руководством П.Д.Грушина, комплекс разрабатывался в НИИ-10 Госкомитета по радиоэлектронике под  руководством И.Игнатьева (позже переименовано в НИИ "Альтаир"). Испытания полигонного опытного стенда ЗИФ-ИР-92 (завод №7) - март-сентябрь 1959 г. (бросковые пуски ракет В-600 без контура управления).


Зенитная ракета В-600 комплекса М-1 "Волна" - SA-N-1A GOA в полете, 26.10.1983 г. (автор фото - PH2 D. Beech, http://www.defenseimagery.mil).

Ракета 4К91 / В-601 комплекса М-1М "Волна-М" / SA-N-1B GOA в музее МКБ "Факел" (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.).
Полигонные испытания полигонной установки ЗИФ-101П - октябрь 1959 г. - июль 1960 г. Корабельные испытания по решению СМ СССР №2110 от 30 июля 1959 г. планировалось вести на ракетном корабле "Бравый" пр.56К (переоборудован из пр.56 установкой 1 ПУ ЗИФ-101). Установка ЗРК на корабль осуществлялась на заводе №445 на корме с 27 мая по 23 августа 1960 г. Корабельные испытания ЗРК проходили с 5 января 1961 г. по 12 марта 1962 г. и с 12 марта по 30 апреля 1962 г. на Черном море в акватории от мыса Меганом до Керченского пролива.  Произведено 13 бросковых пусков, 45 боевых и телеметрических пусков, осуществлен 331 вылет самолетов МиГ-17, МиГ-15М, МиГ-19, Ту-16, Ил-28, Ил-14 и Ли-2, вертолетов Ми-4. в процессе испытаний сбито 6 самолетов-мишеней МиГ-15М на высотах от 600 до 10000 м с промахами от 9 до 48 м. По надводным целям стрельб не проводилось. Сухопутный вариант ЗРК С-125 с ракетами В-600 был принят на вооружение постановлением СМ СССР №561-233 от 21 июня 1961 г. По результатам корабельных испытаний постановлением СМ СССР №889-382 от 24 августа 1962 г. ЗРК принят на вооружение под наименованием М-1 "Волна" с ракетой 4К90 В-600. В ходе освоения ЗРК ВМФ начиная с середины 1960-х годов ракетами В-600 и В-601 научились поражать  надводные цели. По умолчанию данные ракеты В-600.
 
 Первый пуск ракеты 5В27 с полигонной установки ЗИФ-101П, 1959 г.
(Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)
 
Наведение - радиокомандное, РЛСУ "Ятаган" (PEEL GROUP / PEEL GROUP-4) разработана НИИ-10 Госкомитета по радиоэлектронике, приводы антенного поста - ЦНИИ-173; в оборудовании используются лампы (время разогрева из холодного состояния - 5 мин). Антенный пост включает  в себя 5 антенн - 2 малые для грубого наведения ракеты на начальном этапе, 2 больние для сопровождения цели и точного наведения ракеты на конечном этапе, 1 антенна - передатчик команд наведения. Метод наведения - оптимальное спрямление с накрытием цели, по низколетящим целям применялся маневр "горка". При переходе на ракеты В-601 РЛСУ "Ятаган" была несколько доработана. В 1974-1976 г. СУ ЗРК была модернизирована для повышения помехозащищенности каналов управления ракетой с добавлением оптического канала сопровождения цели (телесистема 9Ш33).
Дальность сопровождения цели:
- 42 км (в ходе испытаний, вероятность захвата 50%)
- 36 км (в ходе испытаний, вероятность захвата 80%)
 
Пусковая установка:
- ЗИФ-101,  стабилизированная, по 2 ЗУР на установке (боезапас в погребе с двумя вертикальными барабанами - 2 х 8 ЗУР); ПУ разработана в ЦКБ-7 (ПО "Арсенал"), электромашинный силовой привод системы наведения ЭСП-101 разработаны в ЦНИИ-173. Механизм заряжания - цепной толкающего типа. Производство ПУ ЗИФ-101 велось заводом "Баррикады" в г.Волгоград. При переходе на ракеты В-601 ПУ была доработана в части походного крепления ракет.
Углы наведения по вертикали - от -10 до + 95 град
Углы наведения по горизонтали - +-330 град
Скорость наведения по вертикали - 30 град/с
Скорость наведения по горизонтали - 40 град/с
Скорость стабилизации установки - 15 град/с
Угол заряжания - 90 град.
Расстояние между осями ПУ - 3500 мм
Длина пути бугеля ЗУР по направляющим при старте - 1000 мм
Высота линии огня при угле 0 град от основания ПУ - 2300 мм
Высота ПУ при 0 град без стабилизации от основания ПУ - 3380 мм
Высота ПУ при 0 град со стабилизацией от основания ПУ - 4060 мм
Высота ПУ при 83 град без стабилизации от основания ПУ - 4760 мм
Высота ПУ при 83 град со стабилизацией от основания ПУ - 5390 мм
Радиус обметания по передней части без ЗУР - 3800 мм
Радиус обметания по передней части с ЗУР - 5670 мм
Радиус обметания по задней части без ЗУР - 2050 мм
Радиус обметания по задней части с ЗУР - 2820 мм
Расстояние от оси вращения ПУ до линии заряжания - 1300 мм
Скорость вращения барабаны боезапаса - 6 град/с
Пусть вертикальной подачи ЗУР - 8010 мм
Скорость подачи ЗУР - 1.4 м/с
Длина погреба - 10500 мм
Ширина погреба - 5200 мм
Высота погреба - 7000 мм
 
 
ПУ ЗИФ-101 на корабле пр.58 (Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота.
1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.)
 
- ЗИФ-102, стабилизированная, по 2 ЗУР на установке (боезапас в погребе, подача ракет конвейерного типа, 32 ЗУР). Разработана КБ завода №7 (ЦКБ-7). Устанавливалась на некоторые типы кораблей при строительстве.
 
Двигатели - 1 и 2 ступени - РДТТ, заряды разработаны в НИИ-125.
Двигатель 1 ступени - ПРД-36 (14 одноканальных шашек из пороха НМФ-3К, масса 280 кг)
Двигатель 2 ступени - 1 одноканальная шашка из пороха НМ-4Ш, масса 125 кг. На ракете В-601 шашка из пороха "301" массой 150 кг.
 
Длина ракеты:
- 5885 мм (В-600)
- 5890 мм (В-600, данные КБ)
- 5948 мм (В-601)
- 6093 мм (В-601, данные КБ)
Диаметр 1 ст. - 552 мм (В-601)
Диаметр 2 ст. - 379 мм (В-601)
Размах крыла - 1,6 м
Размах стабилизаторов стартового двигателя - 2.2 м (В-600 / В-601)
Масса ракеты:
- 923 кг (В-600)
- 912 кг (В-600, данные КБ)
- 980 кг (В-601)
- 953 кг (В-601, данные КБ)
Масса БЧ:
- 60 кг (В-600)
- 72 кг (В-601)
Масса ВВ - 32-33 кг
Масса поражающих элементов БЧ - 22 кг

Стабилизаторы первой ступени раскрывались после старта.

Дальность действия:
- 4-15 км (В-600)
- 3.5-15 км (В-600, данные КБ)
- 4-22 км (В-601)
- 3.5-24 км (В-600, данные КБ)
- 3,5-31,5 км (по западным данным)
Высота поражения:
- 10000 м (максимальная, В-600)
- 200-250 м (минимальная, В-600, скорость цели - 400-600 м/с, дальность 15 км)
- 100-150 м (минимальная, В-600, скорость цели - 100-300 м/с, дальность 15 км)
- 100 м (минимальная, В-600, скорость цели - 100-600 м/с, дальность 6-8 км)
- 100-14000 м (В-601)
- 100-18000 м (В-601, данные КБ)
- 3-5 м (минимальная, В-601М)
Скорость ракеты
- ок. 600 м/с (В-600)
- 730 м/с (В-601)
Скорость целей:
- до 2160 км/ч (В-600, до 600 м/с) - 1500 км/ч данные КБ
- до 2520 км/ч (В-601, до 700 м/с) - 2000 км/ч данные КБ
Максимальная перегрузка цели - 3-4G на высотах до 4000 м и 2-3G на высотах до 10000 м
Скорость хода корабля при пусках ЗУР - до 36 узлов
Скорострельность (ЗИФ-101) - 1 залп за 50 сек
Время самоликвидации - 26 сек
 
Боевая эффективность ЗРК - 12 %
Вероятность поражения цели при промахе 20 м - 0,9 (В-600)
Вероятность поражения цели при промахе 40 м - 0,4-0,6 (В-600)
Вероятность поражения цели при промахе 20 м - 0,75-0,9 (В-601)
Вероятность поражения цели при промахе 25-47 м - 0,6 (В-601)
 
Боевая часть:
Ракета В-600 - 4Г90 - осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами, разработана в НИИ-6 (ныне - ЦНИИ химического машиностроения) под руководством Ю.Лазарева. Дистанционные радиовзрыватели 5Е15 "Пролив-М" разработаны НИИ-504 (радиус срабатывания - до 58 м). Испытания БЧ велись начиная с 1961 г.
Взрывчатое вещество - сплав тротила с гексогеном.
Количество осколков - 3560-3570 шт
Средний вес осколков - 5,1 грамма
 
Ракета В-601 - 5Б18 - осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами (4500 осколков массой 4.72-4.79 грамм - данные испытаний) разработана НИИ-6.
 
 
Модификации:
Ракета 5В27 - опытная ракета комплекса "Волна".
 
Комплекс М-1 "Волна", ракета В-600 (4К90) - SA-N-1A GOA - серийный вариант принятый на вооружение в 1962 г.
 
Комплекс М-1М "Волна-М", ракета В-601 (4К91) -  SA-N-1 B GOA - модернизация ЗРК и ракеты, работы начаты по постановлению СМ СССР № 561-233 от 21 июня 1961 г. для повышения высотности ракеты В-600 для сухопутного ЗРК С-125. Ракета была принята на вооружение ВС СССР постановлением СМ СССР №479-199 от 29 мая 1964 г. В 1964 г. было принято решение переоснастить ракетой В-601 и морские ЗРК М-1. Ракета отличалась от В-600 конструкцией маршевой  ступени, боевой частью и тормозными щитками на стартовой ступени (для уменьшения дистанции падения стартовой ступени). Поставки в ВМФ (первые 7 кораблей) - 1967 г.
 
Ракета В-601 (Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.)
 
Тормозные щитки на стартовой ступени ракеты 4К91
(Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)
 
Комплекс М-1П "Волна-П" - модернизация системы управления комплекса (1974-1976 г.г.), повышение помехозащищенности, введение оптических каналов сопровождения цели (телесистема 9Ш33).
 
Комплекс "Волна-Н", ракета В-601М - модернизация ЗРК для повышения возможностей поражения низколетящих ПКР (после 1976 г.).
 
Проекции модификаций ракеты В-600 (4К90) комплексов М-1 / SA-N-1 (с использованием рисунков из Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)
Носители:
Атомный крейсер пр.63 (4 ПУ ЗИФ-101,  64 ЗУР, 2 РЛС "Ятаган") - согласно плану строительства ВМФ на 1956-1965 г.г. планировалось построить 7 крейсеров в 1961-1964 г.г.;
 
Ракетные крейсера  типа "Грозный" пр.58 KYNDA (4 шт.) - 1 ПУ ЗИФ-101, боезапас 30 ЗУР (введены в строй в 1961-1963 г.г.);
 
Ракетные крейсера типа "Адмирал Зозуля" пр.1134 KRESTA-I (4 шт.) - по 2 ПУ ЗИФ-102;
 
Корабль ПВО пр.64 (4 ПУ ЗИФ-101, 64 ЗУР, 4 РЛС "Ятаган") - в 1950-е годы планировалось остастить ЗРУ, не построен.
 
СКР (позже - БПК) пр.61, пр.61М, пр.61МП KASHIN и его модификации (кроме пр.61Э, 20 шт.) - по 2 ПУ ЗИФ-101, головной корабль СКР-25 (заводской №1701) 9 октября 1962 г. переименован в "Комсомолец Украины";
Эсминцы пр.61МЭ mod.KASHIN - по 2 ПУ ЗИФ-101, 5 кораблей построено для Индии.
 
Ракетный корабль (эсминец) "Бравый" пр.56К - корабельные испытания ЗРК, корабль пр.56 вошел в строй в январе 1956 г., решением СМ СССР №2110 от 30 июля 1959 г. переоборудован из пр.56 установкой 1 ПУ ЗИФ-101 по пр.56К. Установка ЗРК осуществлялась на заводе №445 на корме с 27 мая по 23 августа 1960 г. Испытания ЗРК проходили с 5 января 1961 г. по 12 марта 1962 г. и с 12 марта по 30 апреля 1962 г. на Черном море в акватории от мыса Меганом до Керченского пролива.  Произведено 13 бросковых пусков, 45 боевых и телеметрических пусков.
 
Эсминцы пр.56А в ходе модернизации (mod.KOTLIN, 1 ЗРК с ПУ ЗИФ-101 на корме) - модернизация - 1967 г., 8 кораблей, 1 корабль ("Справедливый") в июне 1970 г. передан Польше, где получил название "Варшава".
 
Эсминцы пр.56У типа mod.KANIN или mod.KILDIN  (?) - три корабля в ходе модернизации (1968-1979 г.г.)получили по 1 ПУ ЗИФ-102.
 
Эсминцы пр.57А типа mod.KANIN или mod.KILDIN ? (8 шт.,  переоборудованы в 1968-1978 г.г.) - по 1 ПУ ЗИФ-102 на кормовой надстройке;
 
 
Пуски ракеты 4К91 с корабля. На первом снимке хорошо видно процесс раскрытия стабилизаторов стартовой ступени (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)
 
ЗУР В-601 ЗРК М-1 (Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота.
1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.)
 
Проекции ПУ ЗИФ-101 ЗРК М-1 (Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота.
1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.)
 
Статус:
СССР (Россия)
- 1974 г. 30 августа - в результате взрыва затонул БПК "Отважный" (пр.61 ?), в 10 ч 01 мин сработал маршевый двигатель ракеты В-601 в погребе кормовой установки ЗИФ-101. В погребе находилось 15 боевых ракет и одна учебная болванка. Через 15-20 сек заработал стартовый двигатель, что вызвало взрыв других ракет боезапаса. Вокруг "Отважного" находилось 28 других кораблей, до берега Крыма было 19 миль, буксировку организовали плохо и в 15 час 57 минут корабль затонул. Уникальный случай в ПВО и в ВМФ. Причины не установлены. Наиболее вероятных варианта два - наведение индукционных токов от РЛС соседних кораблей (нигде и никогда не повторялось) или диверсия. 
- 1978 г. - в ВМФ 66 ПУ (?)
- 1991 г. - в производстве нет, на вооружении еще есть.
- 2009 г. - ? вероятно еще есть на вооружении.
 
Экспорт:
Индия - построено и передано 5 эсминцев пр.61МЭ mod.KASHIN - по 2 ПУ ЗИФ-101.
Китай - к 1979 г. в производстве аналог CSA-X.
Польша:
- 1970 г. июнь - получен эсминец пр.56А "Справедливый", получил название "Варшава" типа mod.KOTLIN - на корабле установлен 1 ЗРК с ПУ ЗИФ-101 на корме.
 - 1979 г. - еще есть на вооружении.
 
 
Источники:
Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.
Никольский В.,  Большие противолодочные корабли проекта 61. // Морской сборник. N 1 / 1993 г.
Нилсен Т., Бемер Н., Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях. Версия 1, 1994 г. Oslo. Норвегия.
Противолодочные крейсера  проекта  1123.  // Морской сборник.  N 2 / 1994 г.
Резник Б.,  Зачем российским адмиралам  корабли  ?...  //  Известия. 01.07.1997 г.
Советские вооруженные силы 1988. Томск. 1988 г.
Широкорад А.Б., Как были уничтожены первые советские атомные крейсеры. // Техника и оружие. N 1 / 1995 г.
Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
Шляхтенко А., По всем азимутам... // Военный парад. N 3 / 1997 г.
Jane's weapon systems 1987-88. США.
Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США.
World Armament  &  disarmament.  SIPRI  yearbook 1976,  1977,  1979. Stokholm. Швеция.

Каталог