| ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе)
Е-4 / Е-5 / МиГ-21 - FISHBED-A Е-6 - FISHBED-B МиГ-21Ф - FISHBED-C
![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) Фронтовой истребитель. Разработан ОКБ-155 (КБ А.И.Микояна и М.И.Гуревича). Работы над истребителем начаты в 1952 г. Летом 1953 г. вышло Постановление Совмина СССР, которым предписывалось начать разработку самолетов, рассчитанных на большую сверхзвуковую скорость. В ОКБ А.И.Микояна начались работы по проекту истребителя Е-1 со стреловидным крылом и двигателем АМ-11 разработки А.А.Микулина. В связи с задержкой разработки двигателя проект самолета был изменен под установку двигателя АМ-9Б с тягой 3250 кг от МиГ-19. Новый истребитель получил шифр Е-2, он отличался от Е-1 аэродинамическими гребнями под хвостовой частью фюзеляжа и разрезными предкрылками. Одновременно начались работы над вариантом истребителя Е-5 с треугольным крылом и тем же двигателем AM-11. По тем же причинам проект был изменен на Е-4 с двигателем АМ-9Б с тягой 3250 кг. Первый прототип со стреловидными крыльями Е-2 (позже назван МиГ-23 - первый с таким названием) совершил первый полет 14 февраля 1955 г. (летчик-испытатель Г.К.Мосолов). Первый прототип с треугольным крылом Е-4 построен в 1955 г. и совершил первый полет 16 июня 1955 г. (летчик-испытатель Г.А.Седов). При испытаниях Е-4 показал максимальную скорость 1296 км/ч в то время как С-1 ОКБ П.О.Сухого на испытаниях превысил 2000 км/ч. В процессе доработки самолету Е-4 заменили крыло - вместо одного большого аэродинамического гребня, расположенного под крылом, установили три небольших над крылом, законцовки крыла срезали. Двигатель РД-9Б заменили на РД-9И. Модифицированный Е-4 совершил первый полет 5 сентября 1956 г. (летчик-испытатель Г.А.Седов). Строительство второго опытного Е-4 на базе проекта Е-5 было начато в 1955 г. На самолет сразу устанавливалось доработанное крыло с верхним расположением аэродинамических гребней и стреловидностью 57 град. Самолет создавался под двигатель РД-11 (АМ-11). Прототип Е-5 совершил первый полет 9 января 1956 г. (летчик-испытатель В.А.Нефедов). В процессе испытаний самолет получил официальное название МиГ-21. В конце 1957 г. была прекращена разработка самолетов Е-2 / МиГ-23 со стреловидным крылом. Испытания Е-5 полностью завершились в мае 1958 г. Всего на самолетах Е-4 и Е-5 провели более 100 и 98 полетов, соответственно (на всех экземплярах Е-2 и Е-2А совершено 250 полетов). ![](http://militaryrussia.ru/i/284/168/UHzVh.jpg) Истребитель МиГ-21Ф-13 борт №84 "красный" эскадрильи "Агрессор" ВВС США. Самолет ранее состоял в ВВС Индонезии. Аэродром Тонопа, 1986 г. ( http://airwar.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (требуется пополнение) Программа Д-20 / ИСВ-48
![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif)
Программа проведения НИР и ОКР в интересах ПРО. Постановлением Совмина СССР от 15 июля 1985 г. были одобрены две программы проведения исследований в интересах ПРО - наземного базирования (программа Д-20) и космического (программа СК-1000). Головным министерством, ответственным за реализацию программы Д-20, было Министерство радиопромышленности СССР. В основе программы Д-20 было продолжение работ по созданию системы А-135, разработка систем ПРО А-235 и А-1035, а также продолжение работ по системе С-550 (ист. - Противоракетная).
После начала в США работ по программе СОИ в ЦНИИ №45 был создан НИЦ ПРО (научно-исследовательский центр ПРО) задачей которого было обоснование стратегической и оперативно-тактической многоэшелонной системы ПРО и формирование планов создания перспективных систем и средств , а так же программ их экспериментальной отработки в полигонных условиях. В результате НИЦ ПРО 45-го ЦНИИ совместно с научным управлением Минобороны, НИИ и КБ оборонной промышленности была разработана программа ИСВ-48 / Д-20 (источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Система С-550
![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif)
Проект объектовой системы ПРО / мобильной системы ПРО ближнего перехвата. Разработка системы ПРО с использоваием опыта создания ограниченно мобильной системы ПРО С-225 "Азов", но на новой элементной базе, начата по Постановлению Совмина СССР №635-188 от 5 июля 1981 г. Разработка велась ЦКБ "Алмаз" совместно с ОКБ "Новатор" (ракета ближнего перехвата). Главные конструкторы - Б.В.Бункин и А.А.Леманский.
К концу 1981 г. выпущены технические предложения и эскизный проект системы. в 1985 г. по мере выпуска технической документации на системы ПРО заводы приступили к изготовлению средств системы ПРО. К 1988 г. изготовлены компоненты стрельбового комплекса - аппаратная часть радиолокационной системы наведения, командный пункт, вычислительные средства, на 50% был завершен антенный пост - по антенному посту были изготовлены поворотное основание, металлические конструкции и антенные элементы ФАР.
Постановлением Совмина СССР от 15 июля 1985 г. были одобрены две программы проведения исследований в интересах ПРО - наземного базирования (программа Д-20) и космического (программа СК-1000). Головным министерством, ответственным за реализацию программы Д-20, было Министерство радиопромышленности СССР. В основе программы Д-20 было продолжение работ по созданию системы А-135, разработка систем ПРО А-235 и А-1035, а также продолжение работ по системе С-550 (ист. - Противоракетная).
Испытания С-550 планировалось начать в 1990 г. в варианте стационарного комплекса, чтобы не выходить за рамки Договора по ПРО, который запрещал создание мобильных систем противоракетной обороны. Развертывание системы было бы невозможно без нарушения положений Договора по ПРО (ист. - Противоракетная). Была начата подготовка к сборке стрельбового комплекса, но в 1988 г. работы по системе ПРО С-550 были прекращены (ист. - История). Оборудование опытного образца было демонтировано после 1992 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (требуется пополнение) Система А-1035 (проект)
![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif)
Проект территориальной системы ПРО. Разработка задана Постановлением Совмина СССР №585-119 о строительстве системы А-135 от 7 июня 1978 г. Позже Постановлением Совмина СССР от 15 июля 1985 г. были одобрены две программы проведения исследований в интересах ПРО - наземного базирования (программа Д-20) и космического (программа СК-1000). Головным министерством, ответственным за реализацию программы Д-20, было Министерство радиопромышленности СССР. В основе программы Д-20 было продолжение работ по созданию системы А-135, разработка систем ПРО А-235 и А-1035, а также продолжение работ по системе С-550 (ист. - Противоракетная). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (требуется пополнение) Установка СМ-6 Установка СМ-31 Артиллерийские установки непостроенных послевоенных кораблей - крейсеров пр.66 и пр.82 "Сталинград". Разработка - ЦКБ-34 (г.Ленинград). Приказом Министра вооружений СССР Д.Ф.Устинова №51 от 28.01.1950 г. директорам заводов № 221, 710 и ЦНИИ-173 предписывалось принять к руководству и исполнению, что Совмин СССР обязал Министра вооружения обеспечить в 1950 г. подготовку и запуск 3-х орудийной артиллерийской башни СМ-31, обеспечив поставку ее для головного корабля в 1 квартале 1951 г.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Ка-52 / Ка-52А "Аллигатор" / изделие 806 / ОКР "Авангард-1" - HOKUM-B Ка-52К - HOKUM-B mod.
![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif)
Всепогодный круглосуточный боевой вертолет / командирский вертолет армейской авиации. Разработан для ВВС России ОАО "Камов" (г.Люберцы) по теме ОКР "Авангард-1", генеральный конструктор - Сергей Михеев. Серийное производство ведется ОАО ААК "Прогресс" (г.Арсеньев Приморского края). Предложения о создании специализированного вертолетного комплекса разведки, целеуказания и координирования действий групп ударных вертолетов в рамках проекта В-60 выдвинуты ОКБ "Камов" в 1984 г. В составе комплекса предполагалось применение РЛС и ОЛС. В начале 1990-х годов принято решение использовать наработки по данному комплексу на двухместной модификации вертолета Ка-50. Разработка вертолета Ка-52 на базе ударного Ка-50 начата в 1994 г. и уже в сентябре 1994 г. представлен макет нового вертолета, который впервые был показан на авиасалоне МАКС-1995.
Изготовление прототипа Ка-52 начато на опытном производстве ОКБ "Камов" в 1996 г. Прототип Ка-52 создан путем переделки серийного Ка-50 серийный №01-02 (ранее борт №021). Изготовление прототипа завершено в ноябре 1996 г. 19.11.1996 г. прототип - борт №061 - показан журналистам. Первый полет прототипа Ка-52 состоялся 25 июня 1997 г., летчик - А.Смирнов. Первый вертолет опытной заводской партии совершил первый полет в г.Арсеньев 27 июня 2008 г. Всего в 2008 г. построено два опытных вертолета Ка-52. Таким образом на государственные совместные испытания предъявлены три опытных вертолета. В 2008 г. в ходе государственных совместных испытаний получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов Ка-52.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе, стандартное пополнение) пр.1914 "Зодиак" / пр.19141 / пр.19142 - MARSHAL NEDELIN "Маршал Неделин" "Маршал Крылов" "Маршал Бирюзов" |
| Корабль измерительного комплекса / измерительно-поисковый корабль (закладная доска) / большой поисково-измерительный корабль (по аванпроекту). Проект разработан ЦКБ "Балтсудопроект" (г.Ленинград) по заказу Главного управления космических средств (ГУКОС). Главный конструктор проекта - Дмитрий Георгиевич Соколов.
Сборка первых двух секций головного корабля пр.1914 велась на Балтийском заводе в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №577-195 от 16.07.1974 г. и приказом Минобороны СССР №00493 от 19.08.1974 г. Позже Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР № 744-244 от 24.08.1977 г. и приказом Минобороны СССР №00489 от 13.09.1977 г. строительство корабля передано на Ленинградское Адмиралтейское Объединение, где головной корабль был официально заложен 19.11.1977 г., спущен на воду 30.10.1981 г. и передан Флоту 30.12.1983 г. Третий корабль проекта не закладывался, а задел был разобран на стапеле. Головной корабль "Маршал Неделин" в 1998 г. выведен из состава Флота и разобран на металл.
Корабли измерительного комплекса использовались в интересах РВСН при испытаниях МБР по точкам в Тихом океане, а так же для сопровождения космических объектов.
![](http://militaryrussia.ru/i/284/835/AneAX.jpg) Корабль измерительного комплекса пр.19141 "Маршал Крылов" у берегов Камчатки, 2000-е годы (Адмиралтеец №3 / 2015 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе) Особая благодарность пользователю "Аркан" сайта http://aviaforum.ru/ за вклад в сбор информации по самолетам Ту-22 - именно эти материалы легли в основу данной статьи. | | | | | Базовый тральщик. Разработка проекта начата в 2002 г. ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург), главный конструктор - О.К.Коробков. Предназначен для защиты акватории морских баз. Головной корабль заводской №521 заложен на Средне-Невском ССЗ 22.09.2011 г. Спуск корабля на воду планировался в 2012 г., но в итоге состоялся лишь 27 июня 2014 г.
Ввод корабля в строй планировался на 2013 г., По состоянию на январь 2014 г. согласно информации СМИ и испытания и сдача корабля Флоту произойдут в 2015 г. 18 февраля 2015 г. сообщается, что тральщик приступил к швартовным испытаниям.
![](http://militaryrussia.ru/i/284/778/Jw6sj.jpg) Спуск на воду базового тральщика "Александр Обухов" пр.12700 (зав.№521). ОАО "Средне-Невский судостроительный завод", г. Санкт-Петербург, 27.06.2014 г. (кадр видео, http://itar-tass.com). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе) Средний бомбардировщик. Работа над самолетом (НИОКР) началась после Постановления Совмина СССР от 10 августа 1954 г. Главный конструктор - Д.Марков. Предварительно велись работы по проектам 98 (Ту-98), 105 (прототип Ту-22, эскизный проект закончен осенью 1954 г.) и 108 (межконтинентальный сверхзвуковой носитель с треугольным крылом, НИОКР - 1956 г.). На прототипе 105 (Ту-105) шасси убирались в фюзеляж. В конце 1954 г. начались продувки моделей Ту-105 в ЦАГИ. Проектирование в полном объеме началось в 1955 г. Построен в декабре 1957 г. Первый полет прототипа Ту-105 (изделие 105, самолет "Ю") - 21 июня 1958 г. (пилот Ю.Алашеев, штурман-оператор И.Е.Гавриленко, стрелок-радист К.А.Щербаков). Апрель 1958 г. - начало работ по проекту 105А в двух вариантах (с двигателями ВД-7М и НК-6). Начало серийного производства на Казанском авиазаводе - август 1959 г. Первый полет 105А (Ту-22) - 7 сентября 1959 г. (пилот - Ю.Алашеев, штурман - И.Гавриленко, оператор - К.Щербаков). После катастрофы 21 декабря 1959 г. на серийном заводе отказались от рулей высоты в пользу цельноповоротного стабилизатора. Первый полет серийного Ту-22Б №201 - 2 сентября 1960 г. (пилот В.Р.Ковалев, штурман-оператор В.С.Паспортников, стрелок-радист К.А.Щербаков). Принятие на вооружение - 1960-62 г.г. (Ту-22Б - первая серийная модификация, всего построено 10 шт. - на вооружении не состоял). В строевые части ВВС поступает с 1962 г. В декабре 1969 году производство Ту-22 прекращено, всего серийно произведено более 311 экземпляров Ту-22. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) пр.20385 - GREMYASHCHY "Гремящий" "Проворный" | |
| ![](http://militaryrussia.ru/i/284/359/JE1ne.gif)
| Cторожевой корабль 2-го ранга ближней морской зоны (СКР) / корвет. Проект корабля разработан на базе СРК пр.20380 ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург). Главный конструктор проекта - Игорь Николаевич Иванов.
Контракт на строительство головного корабля №253/05/2/К/0546-06 подписан Министерством обороны России 27.03.2006 г. (на поставку корвета пр.20385 зав. №1005). Головной корабль проекта зав.№1005 "Гремящий" заложен на ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) 01.02.2012 г., спуск на воду планируется в 2014 г. Первый серийный корвет - "Проворный" - заложен 25.07.2013 г. В марте 2011 г. сообщалось, что заключен контракт на строительство 9-11 кораблей проекта. Всего (по состоянию на июль 2013 г.) планируется постройка 10 корветов проекта до 2020 г.
В некоторых западных источниках считается отдельным типом кораблей (GREMYASHCHY class).
![](http://militaryrussia.ru/i/284/755/7PH3U.jpg) Модель одного из вариантов компоновки корвета пр.20385, салон МВМС-2011, стенд концерна "Гранит-Электрон" (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Комплекс 2К5 "Коршун", ракета 3Р7![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) Тактическая ракета. Проектирование жидкостной тактической ракеты для залповой стрельбы начато в 1952 г. ОКБ-3 НИИ-88 (Подлипки, Московская область), главный конструктор Д.Д Севрук. В 1953 г. работы по теме получили официальный статус – 19 сентября вышло Постановление Совмина СССР № 2469-1022 о разработке реактивной системы «Коршун». Комплекс 2К5 «Коршун» с жидкостными неуправляемыми ракетами 3Р7 предназначался, в первую очередь, для создания коридоров в обороне противника для наступающих танков. Предполагалось вести огонь с подвижных автомобильных установок одновременно 2-мя, 3-мя дивизионами на дальность до 55 км. Испытания ракет проводились начиная с июля 1954 г. с пускового стенда. Подготовка к серийному производству на заводе "Ижмаш" (г.Ижевск) начата в 1956 г. Серийное производство комплекса начато в 1957 г. Комплекс находился в опытной эксплуатации в ВС СССР. Ракета имела низкую точность и высокую аварийность при отрицательных температурах воздуха (взрывалась, Гринберг В.Н.). Машины комплекса неоднократно участвовали в Парадах на Красной площади в Москве с 1957 г. Производство прекращено после изготовления небольшой партии комплексов по Постановлениям Совмина СССР № 2399-рс от 26.08.1959 г. и № 135-48 от 05.02.1960г. Отдельная благодарность за помощь в обобщении данных по ракетам "Коршун" пользователю форума Militaryrussia.ru "dimon-13". ![](http://militaryrussia.ru/i/284/194/3LCYl.jpg) Пусковые установки комплекса 2К5 "Коршун" на параде на Красной площади в Москве, 1 мая 1960 г. (фото из архива Доктора, http://russianarms.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Проект стратегического бомбардировщика. Разработка концепции многоцелевого высотного дозвукового самолета (МВДС) начата в инициативном порядке КБ ЭМЗ им. В,М,Мясищева в 1979 г. Главный конструктор - М.А.Гурьянов (с 1994 г. по 1997 г., до того руководитель темы НИР), заместитель - Б.М.Морковкин. 26 февраля 1986 г. выходит указание министра авиационной промышленности И.С.Силаева о проведении НИОКР по МВДС. В мае 1985 г. на ЭМЗ начинается тема "Теоретические, проектные и экспериментальные исследования по созданию широкофюзеляжного самолета" (шифр "60"). В начале 1986 г. оформлено и представлено в МАП СССР техническое предложение на создание МВДС двойного назначения. 11 мая 1986 г. выходит приказ МАП СССР №1114 о проведении НИР по теме "60". В конце 1989 г. заключается договор между ЭМЗ и МАП СССР на разработку аванпроекта МВДС двойного назначения. 15 мая 1991 г. материалы аванпроекта по гражданскому варианту самолета рассмотрены руководством МАП СССР, которое приняло решение о подготовке ТЗ на разработку самолета. В июле 1991 г. материалы аванпроекта представлены комиссии военного Заказчика, которая одобрела представленные материалы и рекомендовала разработать эскизный проект самолета. В октябре 1991 г. подписан договор на разработку эскизного проекта М-60. По состоянию на ноябрь 1998 г. ЭМЗ им.В.М.Мясищева с проектом самолета М-60Б принимает участие в конкурсе ВВС России на разработку самолета стратегической авиации ( источник). Планировалось, что победитель будет объявлен в 1999 г., но в итоге были только сформулированы требования к Перспективному Авиационному Комплексу Дальней Авиации (ПАК ДА). Кроме М-60Б в конкурсе участвовали проекты ОКБ Туполева и Сухого. Разработка проекта бомбардировщика прекращена в 2001 г. ![](http://militaryrussia.ru/i/284/833/3qhDZ.jpg) Модель самолета М-60Б в музее ЛИИ им.Громова, февраль 2012 г. (фото - Евгений Ерохин, http://missiles2go.ru/). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)РПК-5 "Ливень" К89Р, установка РБУ-10000 / КТ-129, ракета 89P![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/273/sf66s.gif) Ракетный противолодочный комплекс. Количество направляющих ПУ - 6. РПК "Ливень" разработан Московским институтом теплотехники, главный конструктор Н.П.Мазуров (группа разработчиков удостоена Государственной премии СССР за его создание) по решению ВПК при СМ СССР от 2 июля 1969 г. и по решению ВПК при СМ СССР №241 от 12.09.1972 г. Комплекс предназначен для поражения подводных лодок и торпед. Эскизный проект комплекса принят в 3-м квартале 1971 г. Бросковые испытания ракет с макетами гравитационных снарядов РПК по ПЛ-мишени пр.690 проводились с 23 апреля по 9 июня 1975 г. Пуски ракет по ПЛ-мишени пр.690 производились так же в ходе командно-тактических учений Черноморского флота в 1980 г. Испытания комплекса проводились с опытового малого противолодочного корабля МПК-5 пр.1124А (заводской №702). В 1982 г. комплекс принят на вооружение. Серийное производство реактивных снарядов комплекса велось Петропавловским заводом тяжелого машиностроения (г.Петропавловск, источник). Предполагалось вооружить комплексом СКР пр.11540 "Ястреб" и другие корабли, но разработка комплекса была прекращена. ![](http://militaryrussia.ru/i/284/130/i66sO.jpg) Пуск ракеты 89Р комплекса РПК-5 "Ливень" (Ракетный противолодочный комплекс РПК-5 "Ливень" (К89Р). // Обозрение Армии и Флота, №1 / 2007 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Самолет-топливозаправщик. 06.01.2015 г. пресс-служба Министерства обороны России сообщила, что между Минобороны и ОАК заключен контракт на поставку двух самолетов Ил-96-400ТЗ для ВВС России. Разработка самолета предложена Министерству обороны России, вероятно, летом 2013 г. на базе транспортного самолета Ил-96-400Т. Поставка самолетов будет осуществлена, вероятно, в 2017-2019 г.г.
| | | | | Погосян Михаил Асланович (родился 18.04.1956 г.) Генеральный директор ОАО "ОКБ Сухого", президент ОАК, генеральный директор ОАО РСК "МиГ"
Главный конструктор самолетов: - С-37 ("Су-47") Как конструктор участвовал в создании самолетов: - Су-27 - Су-30 - Су-33 - Су-35 - FLANKER-E | | | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Хай-рез | ну и ладно... а почему нет? | Не знаю особенностей торпедных аппаратов Пакета, но мне кажется это было бы правильным... перезарядка | Отработаны все пополнения. Спасибо большое!!! | Чуть добавлю, авось пригодится | Фото торпеды комплекса МПТК с МВМС2007-2009mptk.rar |
|