| ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-60 / Р-60 / изделие 62 - AA-8A APHID-A Ракета малой дальности. Разработана ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне - НПО "Молния"). Изучение концепции ракеты ближнего боя начато в конце 1960-х годов НИИ-2 Минавиапрома СССР (ГосНИИАС) под руководством Р.Д.Кузьминского и В.Ф.Левитина. Предложено создание ракеты К-60 на базе ЗУР 9М31 комплекса ПВО " Стрела-1"разработки КБТМ главного конструктора А.Э.Нудельмана - в той же размерности, с такой же, относительно легкой, боевой частью. Разработка новой ракеты начата ОКБ-4 в 1968 г., руководили разработкой главный конструктор М.Р.Бисноват и его первый заместитель В.И.Елагин, ведущие конструкторы - А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. Официально разработка ракеты поручена ОКБ-4 Постановлением Совмина СССР от 21 января 1970 г. В 1969 г. подготовлена техническая документация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В 1971 г. начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории. В том же 1971 г.начаты пуски ракет - на первом этапе пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной вышке (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), затем велись испытания с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт №117 (4 автономных пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням). так же в 1971 г. к испытаниям подключили два МиГ-23М (борты №№602 и 605), а с 1972 г. добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап испытаний главного конструктора завершился в августе 1972 г. Всего в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 г. и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В 1973 г. в ходе Государственных испытаний выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231). 18 декабря 1973 г. ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 г. по 1991 г. на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в некоторые годы темпы производства доходили до 6000 шт в год. Так же до 1991 г. производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г.Ижевск) и московским заводом "Коммунар" (ныне - "Дукс").. Первое упоминание в западной специализированной прессе - 1976 г. - западными наблюдателями впервые ракета замечена на подвеске МиГ-23. По умолчанию данные ракеты Р-60. | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) Амур-1650ВНЭУ - AMUR (проект) | | Большая неатомная подводная лодка ("Б") с воздухо-независимой энергетической установкой. Разработка семейства экспортных подводных лодок на базе неатомной ПЛ пр.677 ведется ЦКБ МТ "Рубин" (главный конструктор по состоянию на 2010 г. - Ю.Н.Кормилицын). Разработка базового проекта (пр.677) начата в 1987 г. - лодка предназначачась для ВМФ СССР. После распада СССР в середине 1990-х годов начата разработка семейства экспортных ПЛ "Амур". Согласно письма Государственного таможенного комитета России №01-15/2317 от 04.02.1998 г. семейство подводных лодок "Амур" водоизмещением от 200 до 2400 тонн включено в список продукции военного назначения разрешенной к поставкам на экспорт. Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" (вариант "Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В конце 2011 г. в СМИ появилась информация о том, что в России ведутся испытания модуля воздухо-независимой энергетической установки (ВНЭУ), которые планируется завершить в 2012 г. По состоянию на осень 2012 г. разработка ВНЭУ ведется ЦКБ МТ "Рубин" - разработчику выделено финансирование для создания установки. Предположительно, после завершения испытаний модуля ВНЭУ с его использованием может быть достроена ПЛ пр.677Э "Амур-1650" или третья лодка пр.677 - "Севастополь".
Опытный образец воздухо-независимой энергетической установки разработки ЦКБ МТ "Рубин" до конца 2012 г. начнет испытываться на ПЛ Б-90 "Саров" (сообщение СМИ от 30.10.2012 г.). Данная установка является прототипом ВНЭУ для ПЛ проекта "Амур-1650ВНЭУ" и, возможно, пр.677. ВНЭУ работает на водородных топливных элементах (источник). 18 мая 2013 г. в СМИ Главком ВМФ России заявил, что завершение работ по первой ГЭУ для неатомной ПЛ пр.677 ожидается в 2015-2016 г.г., а первую лодку с подобной ГЭУ Флот получит в 2016-2017 г.г. (источник). 23 сентября 2013 г. заявлено, что срок готовности опытного образца ВНЭУ - 2016 г. (источник).
28 августа 2014 г. СМИ со ссылкой на руководство ВМФ России сообщили, что с 2017 г. Флот начнет эксплуатировать подводные лодки с анаэробными ЭУ (источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К31 "Стрела-1" (проект), ракета 9М31
Проект переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК). Первый ЗРК с таким названием. Разработка комплекса начата по Постановлению Совмина СССР №946-398 от 25.08.1960 г. в ответ на разработку подобного комплекса в США и одновременно с ПЗРК 9К32 "Стрела-2". Разработчик ПЗРК и ракеты 9М31 - ОКБ-16 ГКОТ (позже переименовано в КБ точного машиностроения - КБТМ, ныне - КБ "Точмаш"), главный конструктор - А.Э.Нудельман.
Согласно Постановлению в третьем квартале 1962 г. разработчиком должны были быть представлены предложения по проведению дальнейших работ с учетом результатов стрельбовых испытаний экспериментальной партии образцов ракет. первый баллистические пуски ракет проведены в 1961 г. В середине 1962 г. проведены программные и телеметрические пуски ракет. Подтверждена возможность создания комплекса отвечающего требованиям ГРАУ Министерства обороны СССР.
Создание ПЗРК "Стрела-1" велось параллельно с более передовой разработкой - ПЗРК "Стрела-2". когда стало ясно, что разработка ПЗРК с ИК ГСН ("Стрела-2") будет успешной было принято решение наработки по ПЗРК "Стрела-1" использовать для создания мобильного ЗРК с более высокими требованиями по дальности и высоте поражения целей. Таким образом в 1962-1963 г.г. разработка ПЗРК "Стрела-1" была прекращена и была начата разработка ЗРК ближнего действия сухопутных войск "Стрела-1".
ТТХ ПЗРК приводятся из Постановления Совмина СССР №946-398 от 25.08.1960 г.
Ракета 9М31М ЗРК 9К31М "Стрела1М" без аэродинамических рулей и роллеронов, а так же разрезной макет ракеты 9М31М в контейнере 9Я23М в экспозиции Музея Артиллерии, г.Санкт-Петербург, 24.05.2012 г. (фото - Oleg Bebnev, источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) Станция 1Л29 / СПР-2 "Ртуть-Б" Станция 1Л262 / СПР-2М "Ртуть-БМ" / РБ-321Б
Станция РЭБ / станция помех радиовзрывателям (СПР). Разработана в 1980-е годы ВНИИ "Градиент", главный конструктор - В.Г.Лопатин. Серийное производство начато Брянским электромеханическим заводом до 1991 г.
25 мая 2011 г. между Министерством обороны России и ВНИИ "Градиент" заключен Госконтракт №249/7/С/11-12 на поставку 5 станций 1Л262 на сумму 718,4 млн. руб. Поставки изделий предполагались двумя партиями – до 25.10.2011 г. и до 25.09.2012 г. (источник). Сборка станций с 2011 г. осуществляется Казанским оптико-механическим заводом (КОМЗ). 27 июня 2011 г. между КОМЗ и ОАО "Муромтепловоз" заключен контракт на поставку 11 МТ-ЛБу с доработкой под монтаж оборудования станций 1Л262 (источник). Производитель оборудования станций 1Л29 и 1Л262 - НПО "Квант" (г.Великий Новгород). На начало 2013 г. контракт на поставку 5 станций не был выполнен, шасси не были приняты военной приемкой и решением суда были возвращены заводу-изготовителю (источник).
Второй контракт на поставку станций 1Л262 заключен между Министерством обороны России и КРЭТ 23 апреля 2012 г. за №227/ЗА/2012/ДРГЗ (по другим данным – 249/7/С/12-6). далее, между КРЭТ и КОМЗ 113.06.2012 г. подписан контракт на изготовление, регулировку и настройку блоков и узлов изделий 1Л262 на сумму 734,2 млн. руб. Срок сдачи определен октябрем 2013 года (источник). Видимо, речь здесь идет о 6 станциях (итого, 5+6 = 11 ед.).
Третий контракт заключен 7 февраля 2014 г. между Минобороны и КРЭТ за №14-4-51/46/ЗА на поставку станций помех 1Л262 (РБ-321Б) в количестве 21 ед. 12 февраля 2014 г. подписан соисполнительский договор с НПО «Квант» на изготовление и поставку изделий. Стоимость работ по нему оценена в 1,395 млн. руб., то есть по 66,4 млн. руб за одно изделие. До октября 2015 г. должно быть сдано 7 станций, годом позже – оставшиеся 14. При монтаже аппаратуры изделий 1Л262 будут использоваться ремонтопригодные гусеничные шасси МТ-ЛБу, высвобождающиеся из-под комплектов 1В12(М), передаваемые Министерством обороны России. При этом в данную цену не включено значительное число давальческого имущества, самостоятельно приобретаемого Концерном у контрагентов и затем передаваемое на КОМЗ для использования в процессе изготовления модулей. В его число входят: радиостанция Р-168, пульт управления Р-168ПУ2, блок фильтров Р-168БАФ, антенна Р-168БШДА, кондиционер КТС-1, аппаратура АВСК-Б, операционная система, приборный комплекс ПКУЗ-1А, телефонный аппарат ТА-88, аппаратура передачи данных и синхронизации, устройство зарядное малогабаритное (все по одной единице на каждую станцию), ТЭН-45,5А и радиостанция Р-168-01 – по два изделия (источник).
Модель машины станции 1Л262 / СПР-2М "Ртуть-БМ" на авиасалоне МАКС-2013, август 2013 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.ru/, обработано). | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) Перспективный ударный вертолет
Проект перспективного ударного вертолета / "вертолет пятого поколения". В 2008 г. в заявлении главкома ВВС России А.Зелина впервые заявлено о работах по разработке вертолета нового поколения. Разработка концептуальной модели боевого вертолета нового поколения ведется входящими в холдинг "Вертолеты России" конструкторскими бюро "Миль" и "Камов". 7 июня 2010 г. генеральный конструктор ОКБ "Миль" Алексей Самусенко заявил, что НИР по созданию боевого вертолета нового поколения планируется начать в 2011 г. В работе над концепцией примут участие оба вертолетных конструкторских бюро. Введение поколений в хронологии создания боевых вертолетов вызывает определенные вопросы. Но если исходить из истории отечественной техники, то логично было бы считать первым поколением боевых вертолетов - поколение Ми-4 - т.е. создание боевых машин на базе вертолетов вообще, вторым - Ми-24 - создание специализированных боевых вертолетов, третьим - Ми-28 и Ка-50 - совершенные специализированные противотанковые вертолеты 1980-х. В таком случае к четвертому поколению относятся Ми-28Н и Ка-52 - многоцелевые всепогодные вертолеты с современной авионикой. | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Онега", ракета 3М1 / Д-200
Корпусная управляемая баллистическая ракета / подвижная полевая управляемая реактивная система. Разработка начата по Постановлению СМ СССР №189-89 от 13 февраля 1958 г. в качестве "реактивного комплекса сухопутных войск с управляемыми ракетами на твердом топливе " Ладога" и "Онега". Ракета разработана в 1958 г. в ОКБ завода №9 (г.Свердловск), главный конструктор Федор Федорович Петров. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр в 1959-1961 г.г. - в т.ч. с использованием на ракете телеметрической системы контроля параметров полета "Трал-М". В декабре 1959 г. велись бросковые испытания ракет (16 пусков). На самоходных СПУ испытания велись на площадке №8 в Капустином Яру с весны 1960 г. (гусеничный и колесный варианты, транспортировка СПУ на 900 и 1500 км). Работы по ракете прекращены по инициативе главного конструктора Ф.Ф.Петрова ( источник) Постановлением Совмина СССР №138-48 от 5 февраля 1960 г., но в 1961 г. проводились испытательные пуски трех ракет с применением "однокоординатного" метода управления дальностью и с целью изучения возможности создания ракет с РДТТ с управлением дальностью без отсечки двигателя. Эти пуски оказались не очень удачными, но полученный опыт был использован в проектировании ракет по темам "Запад" и Д-90 ( источник). Проекции ракеты 3М1 "Онега" (Рябец А.Ф. Первые отечественные передвижные средства для хранения и стыковки СБЧ. // техника и вооружение. №11 / 2009 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) "Шмель" РПО-А / РПО-Д / РПО-З
Реактивный пехотный огнемет одноразового действия. Разработан КБ Приборостроения (КБП, г.Тула). Разработка начата в 1984 г. (в 1976 г. по др.данным). Войсковые испытания РПО-А проходил в Афганистане в 1983-1984 г.г. ( ист - Монетчиков). Принят на вооружение войск химической защиты СА СССР в 1988 г. (позже стал общевойсковым типом оружия). Выстрел (капсула) стабилизируется в полете придающим вращение раскрывающимся стабилизатором. После использования ТПК огнемета перезаряжанию не подлежит и выбрасывается. По умолчанию данные огнемета РПО-А. | | | | | Комплекс 9К33 "Оса", ракета 9М33 - SA-8A GECKO mod.1 Комплекс 9К33М2 "Оса-АК", ракета 9М33М2 - SA-8B GECKO mod.2 Комплекс 9К33М3 "Оса-АКМ", ракета 9М33М3 - SA-8B GECKO mod.2 Самоходный автономный ЗРК боевых порядков мотострелковых дивизий. Головной разработчик ЗРК "Эллипсоид" (наименование ЗРК на стадии НИОКР) - НИИ-20 ГКРЭ, гл.конструктор Косичкин М.М. (с 1964 г. переименован в НИЭМИ МРП, гл.конструктор В.П.Ефремов, зам - И.М.Дризе, позже переименован в НПО "Антей"). НИОКР начаты по постановлению СМ СССР от 27.10.1960 г. КБ завода №82 Мосгорсовнархоза (Тушинский Машиностроительный завод, руководитель Потопалов А.В.). Постановлением СМ от 07,09,1964 г. разработка ракеты передана в ОКБ-2 ГКАТ гл.конструктор Грушин (позже - МКБ "Факел"). Комплекс производился Ижевским электромеханическим заводом с 1966 по 1988 г.г. Ракеты производились на Кировском машиностроительном заводе им.ХХ партсъезда МАП. Заводские испытания на полигоне в Эмбе - март-июнь 1970 г. Госиспытания (глава комиссии - М.М.Савельев) - июль 1970 г. - февраль 1971 г. ЗРК "Оса" принят на вооружение постановлением СМ СССР от 04.10.1071 г. Появление в войсках (по западным данным) - 1973 г. Одновременно и на базе ЗРК "Оса" разрабатывался и был принят на вооружение морской вариант " Оса-М". Пуски ЗРК 9К33М3 "Оса-АКМ" вооруженных сил Сирии, фото вероятно 2012-2013 г.г. (источник). Боевая машина ЗРК 9К33 "Оса" (Информационная система "Ракетная техника") | | | | | ДАННЫЕ НА 1997 г. (в работе)
Комплекс 5ЯГГ, ракета В-758 / ГГД
Опытная экспериментальная ракета. Разработана в 1964-65 г.г. в ОКБ-2 МАП (нане - МКБ "Факел") под руководством П.Д.Грушина. Главной особенностью ракеты является 2-я ступень состоящая из пакета 4-х СПВРД РД-046 (5Д27) разработанных в ОКБ-670 (рабочий проект - декабрь 1965 г.). Ракета проходила испытания в 1965-1966 г.г. (5 пусков). Дальнейшая разработка прекращена. | | | | | ДАННЫЕ НА 1997 г. (в работе)
Ракета В-757 / 17Д
Опытная ракета для ЗРК С-75. Разрабатывалась под названием В-757 по постановлению СМ СССР (июнь 1958 г.) в КБ-1 (ныне - НПО "Алмаз") на базе серийной ракеты В-755. С целью создания новой ракеты в ОКБ-2 (МКБ "Факел") была разработана и испытана опытная ракета 17Д. Первые макетные образцы построены в конце 1959 г. Первый пуск - 23.01.1960 г. Конец испытаний ракеты 17Д - лето 1962 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 1997 г. (в работе) Комплекс 2К11 "Круг", ракета 3М8, 3М8М, 3М8М1, 3М8М2 - SA-4 GANEF
Зенитный ракетный комплекс ПВО сухопутных войск. Создан по постановлению СМ СССР №188-88 от 13.02.1958 г. в ОКБ-8 ГКАТ (гл.конструктор Л.В.Люльев) под руководством П.Д.Грушина, В.Ефремова и И.Дризе в НПО "Антей". На вооружении с 1964 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 1997 г. (в работе) Комплекс С-125 "Нева", ракета 5В27 (5В24) - SA-3A GOA Комплекс С-125М "Печора" - SA-3B GOA Комплекс С-125М1А - SA-3C GOA
Зенитный ракетный комплекс ПВО. Разработан в МКБ "Факел". Боевая часть разработана в НИИ-6 (ныне - ЦНИИ химического машиностроения) под руководством Ю.Лазарева. НИОКР с марта 1956 г. Испытания - 1960 г. Государственные испытания и принятие на вооружение - март 1961 г. Поступление в строевые части ПВО - с 1964 г. (ракета 5В24, например). | | | | | ДАННЫЕ НА 1997 г. (требуется корректировка!) Комплекс "Даль", ракета "400" - SA-5 GRIFFON
Многоканальный универсальный ЗРК с возможностями ПРО. Ракета создавалась в ОКБ-301 С.А.Лавочкина для системы ПВО г.Ленинграда. НИОКР комплекса с 1955 г. В апреле 1957 г. выпущен эскизный проект ракеты. К августу 1957 г. проектирование завершено. Начало испытаний - конец 1958-1959 г.г. Полномасштабные испытания комплекса в полном составе начались в январе 1962 г. (в ходе пусков не сбили ни одну мишень Ил-28 из-за сбоев в работе аппаратуры). Испытания проходили на полигоне Сары-Шаган. Все работы прекращены в декабре 1962 г. в связи с расформированием ОКБ-301 и в связи с успешными испытаниями ракет В-1000. 7 ноября 1963 г. ракета впервые показана на Параде на Красной площади в г.Москва. | | | | | ДАННЫЕ НА 1997 г. (в работе) Комплекс С-50
Многаканальный ЗРК (проект). Создавался в КБ-1 с марта 1955 г. на базе С-25 "Беркут" как часть системы ПВО г.Ленинграда. НИОКР свернуты в 1957 г. до начала испытаний по причине "увлечения" руководства страны многофункциональной (ПВО - ПРО) системой "Даль" (ОКБ-301 С.А.Лавочкина, не доведена).
| | | | | ДАННЫЕ НА 1997 г. (в работе) Ракета 32Б
Опытная ЗУР ОКБ Д.Л.Томашевича. Проходила испытания в 1953-1954 г.г. Первая ЗУР с наклонным стартом и РДТТ-ускорителем в качестве 1-й ступени. Предназначалась для проектируемого мобильного ЗРК. На вооружении не состояла. Других данных нет.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)
Система РЗС-115 "Ворон", ракета "Стриж"
Опытная реактивная зенитная система с оперенным неуправляемым ракетным снарядом. Система разрабатывалась ГСНИИ-642 (до 1952 г. - КБ-2) под руководством А.Д.Надиразде по Постановлению СМ СССР №4811-2092 от 01 декабря 1950 г. Ракета являлась аналогом ракеты "Тайфун Р". Батарея системы РЗС-115 (12 ПУ) выпускала до 1440 ракет за 5-7 секунд. Заводские испытания ракеты и пусковой установки успешно завершены в феврале 1954 г. После доработок в ноябре 1955 г. начаты полигонные испытания 2 установок и 2500 ракет. Полигонные испытания завершены в/ч 15644 в марте 1956 г. с положительными результатами. Отстреляны баллистические таблицы. Комплексные полигонные испытания трех ПУ С-81, ПУС, РЛС и счетно-решающего прибора проводились на полигоне НИАП с декабря 1956 г. по июнь 1957 г. По результатам комплексных испытаний из-за низкой эффективности по низколетящим целям и большого расхода боеприпасов признано,что принятие системы на вооружение нецелесообразно.
РЛС системы "Ворон" - станция орудийной наводки СОН-30, Музей Войск ПВО, пос.Заря, Подмосковье (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net). | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (в работе) пр.949АМ - OSCAR-III К-132 "Иркутск" К-266 "Орел" | | Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработка проекта начата ЦКБ МТ "Рубин" не позже 2011 г. Технический проект создан в рамках ОКР «Проект 949АМ» и утвержден решением Министерства обороны от 13.02.2012 г., дополнения в технический проект внесены 05.04.2013 г. (источник).
Для проведения среднего ремонта ПЛАРК пр.949А с модернизацией по проекту 949АМ в 2012 г. начато техническое перевооружение ДВЗ "Звезда" (г.Большой Камень).
05 апреля 2013 г. между Министерством обороны России и ДВЗ "Звезда" заключен Госконтракт на модернизацию первой ПЛАРК пр.949А (зав.№619). В мае 2013 г. СРЗ "Звезда" заключил договор с ЦКБ МТ "Рубин" на разработку рабочей конструкторской документации на модернизацию головной ПЛАРК и обеспечение создания и привязки изделий вооружения и военной техники для модернизации ПЛ по пр.949АМ. Сумма договора - 12,012 млрд. руб. Срок действия договора – до конца ноября 2017 г., при этом разработка и поставка рабочей конструкторской документации должна быть завершена к январю 2016 г. (источник).
Наименование OSCAR-III - условное.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) Ракета К-73 / Р-73 / "изделие 72" / "Р-72" - AA-11 ARCHER Ракета Р-73 / Р-73РМД1 - AA-11 ARCHER Ракета Р-73М / Р-73РМД-2 / РВВ-МД - AA-11 ARCHER-M Ракета К-73Э / Р-73Э (экспортная) Ракета К-74МЭ (экспортная модель на базе Р-73М) Ракета К-74М2 / РВВ-МД - AA-11 ARCHER-M
Ракета "воздух-воздух" малой дальности. Разработка высокоманевренной ракеты ближнего воздушного боя К-73 - как развития ракеты К-60 - начата ОКБ "Молния" (ОКБ-4 М.Р.Биновата) по Постановлению Совмина СССР от 26 июля 1974 г. Главный конструктор - М.Р.Бисноват. По первоначальному проекту ракета создавалась без учета всеракурсности ГСН и только с газодинамическим управлением. Вероятно, планировалось использование доработанной ГСН ракеты К-60. После выбора всеракурсной ГСН "Маяк" разработки ПО "Арсенал" на совещании под руководством заместителя главного конструктора ракеты Г.П.Дементьева была принята современная аэродинамическая схема с изменением габаритов ракеты. Вероятно, эта корректировка проекта прошла в 1976 г. В 1977 г. после смерти М.Р.Бисновата главным конструктором ракеты стал Г.И.Хохлов. Отработка ГСН с октября 1978 г. велась на самолете-летающей лаборатории на базе Ту-124 - ЛЛ-124. Испытания упрощенных прототипов ракет К-73 с наземных пусковых установок начаты в 1979 г. Отрабатывалась работа газодинамических рулей. В том же 1979 г. в рамках заводских испытаний выполнено 8 полетов МиГ-23МЛ (борт №123) и три пуска ракет К-73. В 1980 г. с борта этого МиГ-23МЛ впервые сбита летающая мишень МиГ-17. В 1981 г. к испытаниям присоединился третий серийный МиГ-29 (№9-19) - с него сбита мишень МиГ-21М. Учебно-действующий образец ракеты Р-73Л с оптическим взрывателем. Выставка техники в Раменском, 100-летие ВВС России, 12.08.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com). | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) Самолет-снаряд / крылатая ракета (с 1959 г.) большой дальности морского базирования. Разрабатывалась в ОКБ-240 генерального конструкора С.В.Ильюшина. Разработка самолета-снаряда морского базирования начата по Постановлению Совмина СССР №551-328 от 19 апреля 1956 г. Постановлением предписывалось в 1959 г. начать испытания самолета-снаряда с подводной лодки пр.П-627А. В августе 1956 г. Совмин СССР утвердил семилетний план строительства Флота в котором фигурировала постройка опытовой ПЛАРК пр.П-627А с самолетом-снарядом П-20. Следом за опытовой ПЛАРК планировалась закладка серии лодок пр.653 уже с двумя ракетами каждая.
Постановлением Совмина СССР от 20 августа 1957 г. задавались более высокие характеристики самолета-снаряда - максимальная скорость была увеличена до 2750—3000 км/ч при высоте полета 22—24 км, дальность — до 2500-3000 км. В 1957 г. начата проработка и варианта самолета-снаряда наземного базирования.
Разработка самолета-снаряда такого типа вызвала необходимость проведения большого объемы изыскательских работ. В частности, из артиллерийских орудий с использованием отделяемых металлических поддонов выстреливались модели самолета-снаряда, заключенные в деревянные оболочки. После выхода из ствола оболочки разделялись на половины и отбрасывались, поддон отделялся, а модель продолжала полет наподобие подкалиберного снаряда. Мишенями служили несколько последовательно расставленных деревянных рам с натянутой на них бумагой, снабженной проводными датчиками. За щитами находилась песочная насыпь, улавливающая модели. В ходе опытов удавалось определить устойчивость полета, углы атаки, а по падению скорости — величину продольных и поперечных аэродинамических сил. Далее перешли к сбросу с самолетов более крупных изделий весом до 200 кг. После отделения от носителя на высоте 11 км включался установленный на модели твердотопливный двигатель, за 3 с разгонявший ее до скорости, втрое превышавшей звуковую.
Далее были начаты бросовые испытания полноразмерного макета П-20 с натурными твердотопливными ускорителями на подмосковном полигоне Фаустово. Было проведено два пуска - в декабре 1959 г. и в начале 1960 г.
Постановлением Совмина СССР от 5 февраля 1960 г. разработка крылатой ракеты была прекращена при готовности первого летного экземпляра 90%. Причина - отказ заказчика от ракеты такого типа в связи с завершением испытаний других моделей крылатых ракет.
Бросковые испытания самолета-снаряда П-20 с наземной пусковой установки ( источник). | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии План закупок по ГОЗ МО РФ на 2013 год НИР Платформа-БММП – Иследования по созданию... |
|