- 1990 г. октябрь - на вооружении находятся следующие мо-
дификации МиГ-21 - бис, М, МФ, ПФ, ПФМ, Р, РФ, С,
СМ, СМТ, УМ, УС;
- 1993 г. - почти полностью снят с вооружения;
- 1994 г. - завод "Сокол" в Нижнем Новгороде ведет сборку
партии МиГ-21И (новый МиГ-21бис);
МиГ-21 в 70-х годах считался, в общем-то, освоенным типом самолета-истребителя. Лучшими модификациями считались МиГ-21см и МиГ-21бис и мы в истребительном авиационном полку, который базировался на аэродроме Дамгартен (ГСВГ) скептически отнеслись к тому, что наш полк переучивается на МиГ-21смт.
Хотя по своим маневренным характеристикам он не уступал указанным выше типам, но установленный сверху вдоль фюзеляжа дополнительный накладной топливный бак делал внешний вид самолета на земле как бы горбатым (в воздухе это практически было незаметно). Прозвали его летчики "чебурашкой".
Один, но значительный недостаток истребителя МиГ-21 заключался в его малом запасе топлива по сравнению с его "западными" противниками (F-104G, F-4C). И этот недостаток летчики-истребители ФРГ, американцы и шведы конечно знали.
Поэтому, когда мы выполняли задачу по постоянному прикрытию наших боевых кораблей в море в зоне Балтийских проливов, они открыто, с насмешкой, переходя на нашу радиочастоту, после 20-30 мин. барражирования напоминали нам: " ... Иван, посмотри на остаток, пора домой!" Они подстраивались на наш канал связи и на нем выдавали подобные реплики.
Командование, по докладам летчиков, выполнявших эту задачу, было информировано об этом. Естественно пришла мысль как бы поставить их на место. В нейтральных водах мы сопровождали свои корабли, а наши "коллеги" из НАТО как бы сопровождали нас. Висели над кораблями наша и их пары.
При этом вели себя спокойно летчики немцы и шведы, а американцы (особенно негры) вели себя в воздухе нагло. Ну как нагло? То сближались вплотную с нами, показывая непристойные жесты, картинки, то проносились через наш боевой порядок, иногда на ломаном русском языке даже сквернословили. В общем "веселили" нас и постоянно напоминали об остатке топлива.
В один прекрасный день, парой с ведомым взлетели с аэродрома Дамгартет и ушли в заданный район, нас там уже ждала "их" пара. Но мы были не на МиГ-21пфм, а на МиГ-21смт да еще с двумя подвесными топливными баками (2х490 л). Висим на высоте около 6000 м, они тоже. Проходит 30 минут, подошла другая их пара F-104 и тут напоминают, что и нам домой пора, но мы молча висим.
Барражируем уже больше часа, реплики в эфире продолжаются: "... мол, что решили до полной выработки летать, что ли?". Смотрим, подошла 3-я пара F-4, о чем-то меж собой поговорили, вторая пара ушла.
Прошло уже полтора часа, нас "поджимает" остаток (но аэродром Дамгартен ведь рядом и при посадке с рубежа нам вполне можно было отваливать с остатком, ну где-то 600-800 литров. Им то лететь значительно дольше чем нам, все происходило у наших берегов, а не у ихних.
Тогда американцы опять стали нас доставать: "...рус, а рус чем вас заправили?" Молчу. Прошло еще минут 12, американцы подошли вплотную, я им с улыбкой сказал: "Ну хорошо, мы уходим, погода портится... так вас растак!".
Помахал им рукой, врубили форсаж и левым боевым ушли в сторону своего аэродрома. Правда развернувшись градусов на 120, форсаж тут же выключили, обороты прибрали на "малый газ" и плавненько стали снижаться в расчетную точку. Так в этот день сопровождение наших моряков выполнили все вылетавшие летчики.
Через неделю разведка донесла, что "за бугром" переполох. Русские заправляются новым топливом. Вот тебе и СМТ, ну и "чебурашка".
Надо сказать прямо, я как летчик на этой модификации 21-го всегда чувствовал себя уверенно, не страшна любая погода и любое задание, свойственное истребителю. Кому помешает лишняя тонна керосина?
Вернуться в МиГ-21 / МиГ-21Ф - FISHBED
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0
123456