Sigimas » Вс 09 ноя 2014 10:19 pm
Ну раз нет других данных вот
А. В. Платонов "АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ БАШНИ ГЛАВНЫХ И ПРОТИВОМИННЫХ КАЛИБРОВ СОВЕТСКИХ КОРАБЛЕЙ"
Проектирование 220-мм башенной установки СМ-6 было поручено КБ-4, а 304,8-мм башенной
установки СМ-31 -КБ-2 МАЦКБ. Разработки качающихся частей для этих установок СМ-33 и СМ-40
выполнялась КБ-1. При проектировании этих качающихся частей учитывался опыт создания орудий
такого калибра, полученный в предвоенные годы и накопленный во время войны. КБ-1 проведен
анализ существующих конструкций отдельных устройств: стволов, затворов, приводов затворов,
противооткатных устройств, проведены необходимые экспериментальные работы, в частности с
копирным приводом затвора. Опыт эксплуатации 406,4-мм орудия Б-37 в годы обороны Ленинграда
давал основание для создания мощных артиллерийских орудий для вновь проектируемых крейсеров
с высокими баллистически¬ми характеристиками. Так, согласно ТТТ для 220-мм орудия, была
задана начальная скорость снаряда 985 м/сек. и дальность стрельбы 49 км при дли¬не ствола
65 калибров, а для 304,8-мм орудия начальная скорость снаряда -950 м/сек при длине ствола
61 калибр и дальности стрельбы — 53 км. Работы по качающейся части СМ-40 и башенной
установке СМ-6 прекращены на стадии разработки рабочих чертежей, ввиду того, что в начале
1954 г. дальнейшие работы по проектированию корабля пр.66 были приостановлены.
Проектирование 3-х орудийных башенных установок СМ-31 в 1948 году было поручено КБ-2 под
руководством главного конструктора Д.Е.Брилля с участием КБ-1 в части разработки качающейся
части СМ-33 (главный конструктор Е.Г.Рудяк). Это была уникальная даже по нынешним временам
артиллерийская установка. Вес основного снаряда составлял 470 кг, наибольший вес заряда
(2-х полузарядов) — 232 кг, начальная скорость дальнобойного (подкалиберного) снаряда -1280
м/сек, предельная дальность 73 км, скорострельность свыше 3 выстрелов в минуту, вес
качающейся ча¬сти составлял 120 т, вращающейся части — 1140 т. Весь цикл стрельбы от подачи
боеприпасов из погребов до отдачи выстрела был полностью механизирован и частично
автоматизирован. Погреба представляли собой сложное инженерное многоярусное сооружение с
платформами для передачи боеприпасов из погреба на устройства подачи и системой подачи
боеприпасов в боевые отделения башен. Они вмещали боезапас в количестве 720 выстрелов (по
80 выстрелов на одно орудие).
В ноябре 1948 года выполнен эскизный проект СМ-31, в октябре 1949 года — технический проект
совместно с качающейся частью СМ-33 и погребами. В связи с тем, что эскизный проект
системы дистанционного управле¬ния не был выполнен его разработчиком ВЭИ МЭП в
установленный срок, его вынуждено было выполнить ЦКБ-34. В ноябре 1951 года был закончен
выпуск рабочих чертежей, объем которых составил 18445 форматов 24. В 1951 году изготовлен
макет, сданы заказчику экспериментальные узлы гидропривода и противопожарных устройств. Со
средины 1951 года по май 1953 года на ЛМЗ велось изготовление опытного образца башенных
установок (качающиеся части СМ-33 изготавливались заводом «Баррикады»). В 1954 г. проведены
полигонные испытания на НИМАПе в г. Ленинграде.
Главный минус проекта 82 корабельные средства обнаружения, а тем более управления огнем
того времени не могли обеспечить стрельбу на дистанциях более 135 кб, а авиационное
вооружение на крейсере пр.82 не предусматривалось*. Кроме того, на дистанциях более 200 кб
естественное рассеивание снарядов очень велико. Так, для попадания одного снаряда в крейсер
на дистанции 210 кб понадобилось бы около 125 снарядов (боекомплект на корабле 720
снарядов), на дистанции 120 кб – порядка 13, в то время как для вывода из строя крейсера
противника требуется около 20 попаданий.
* Можно предположить, что в случае вступления в строй этих кораблей они одними из первых
получили бы на вооружение вертолеты, что могло решить проблему обнаружения и корректировки
огня за видимый горизонт.
Автор А. В. Платонов, докт. воен. наук Журнал «Судостроение» 5’2009
Ну и дополнение к стаье вышеуказаной
Масса снаряда 467 кг начальная скорость снаряда 950 м/с дальность стрельбы 290 кб то бишь — 53 км, а дальнобойный снаряд чертежа 5219 весом 230,5 кг при начальной скорости 1300 м/с имел дальность 127,35 км.
Бронирование башен, мм:
— главный калибр:
— лобовая стенка 240
— боковые стенки 225 — задняя стенка (противовес) 400-762
— крыша 125
— барбет 235-200
Артиллерия ГК:
— число башен х число стволов-калибр 3 х 3 — 304,8 — мм с длиной ствола 61 калибр.
— шифр СМ-31 (боекомплект, ед.) (720)
— тип системы ПУС «Море-82»
— тип КДП СМ-28(база — 8 и 10 м)
— число и тип стрельбовых РЛС 2 «Залп»
— число и тип башенных радиодальномеров 2 «Грот»
Индекс МК-1-180 СМ-6 Б-50 СМ-31 МК-1(Б-37)
Год разработки 1934-36 ~1950 конец 30-х 1947-51 конец 30-х
Калибр(мм) 180 220 304,8 304,8 406,4
Длина ствола(мм/клб) 10 660/- -/65 16 810/55,1 18 960/62,2 20 720/-
Вес кач-ся части(кг) 26 500 53 500 107 000 ~101 580 197 670
Вес вр. башни без брони(кг)~125 000 ~422 500* 1024 000** 1370 000*** ~1300 000
Расчет (чел) 35-36 50 80 60 100
Скорострельность
практическая/расчтн.(в/мин) 4/6 -/5* -/3,24 -/3,26 2-2,6
Живучесть ствола(выстрелов) 55 600(расчтн) - 300 -
Эта АУ с качающимися частями СМ-33 была спроектирована ЦКБ-34 для тяжелых крейсеров типа
"Сталинград" пр. 82. Качающаяся часть СМ-33 была также детищем того же КБ.
Ствол состоял из трубы, лейнера, кожуха и казенника. Затвор поршневой, открывался вверх. В
1951 г. при стрельбе из опытного ствола СМ-33, изготовленного на заводе "Баррикады", были
получены хорошие результаты по кучности и другим параметрам. В 1951-53 гг. завод
"Баррикады" изготовил 12 качающихся частей СМ-33. СМ-31 должна была иметь ПУС "Море-82".
Изготовление АУ было поручено ЛМЗ. КБ завода готовило рабочую документацию, начато было
изготовление опытного образца башни. Но в 1953 г. в связи с прекращением строительства
крейсеров пр. 82 работы над СМ-31 были прекращены.