| ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе)
Разведывательный БПЛА большой продолжительности полета / комплекс воздушной разведки. Разработка БПЛА ведется в рамках ОКР "Иноходец" компанией "Кронштадт" (до 2015 г. называлась "Транзас", входит в АФК "Система"). Контракт на проведение ОКР "Иноходец" заключен Министерством обороны России с компанией "Транзас" в 2011 г.
В 2011-2012 г.г. в ЭМЗ им.В.М.Мясищева планировалось на базе самолета М-17РМ начать создание летающей лаборатории для отработки бортового комплекса управления перспективных беспилотных авиационных комплексов (БАК) «Альтиус», «Иноходец», «Охотник-Б» (источник).
17 июля 2017 г. сообщается, что БПЛА "Орион" будет представлен в закрытой части авиасалона МАКС-2017.
Испытания. На авиасалоне МАКС-2016 в августе 2015 г. руководство компании "Кронштадт" заявило о планируемом до конца 2015 г. начале летных испытания БПЛА "Орион" (источник). О начале испытаний БПЛА "Орион" СМИ сообщили 13 мая 2016 г. (источник). Считается, что испытания БПЛА в 2016 г. велись на аэродроме ЛИИ им.Громова в Раменском.
Полноразмерный образец БПЛА "Орион", МАКС-2017, Раменское, 18.07.2017 г. (фото - Евгений Ерохин, https://missiles2go.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) пр.11356 - Mod. KRIVAK-III "Talwar" "Teg" "Trishul" "Tarkash" "Tabar" "Trikand" | пр.11356Р - Mod. KRIVAK-III "Адмирал Григорович" "Адмирал Эссен" "Адмирал Макаров" "Адмирал Бутаков" "Адмирал Истомин" | | |
| Сторожевой корабль 2-го ранга / фрегат. Разработка экспортного варианта СКР / фрегата начата в середине 1980-х годов Северным ПКБ (г.Ленинград) на базе СКР пр.11351, главный конструктор - Вилор Перевалов. При проектировании на корабле предполагалось размещение ПКР "Уран" и нового типа ЗРК. Первая серия фрегатов пр.11356 (3 шт) для ВМФ Индии построена на Балтийском заводе (г.Санкт-Петербург) в 1999-2004 г.г. Подписание контракта на поставку - 17 ноября 1997 г. Головной фрегат заложен на стапеле в 1999 г. Спуск на воду первых двух кораблей серии - 2000 г. Головной фрегат серии INS Talwar передан индийским ВМС 18 июня 2003 г. В 2007 г. (контракт подписан в 2006 г. на сумму 1.6 млрд. USD) начато строительство второй серии кораблей пр.11356 для ВМС Индии (3 шт). Изменен состав оборудования, на кораблях устанавливается ракетный комплекс ПКР BrahMos. Строительство кораблей пр.11356Р для ВМФ России начато 18.12.2010 г. закладкой первого СКР "Адмирал Григорович" из серии в три корабля проекта. Всего, по состоянию на 2012 г. планируется построить 6 фрегатов. Строительство первых трех ведется по контракту №704/27/2/ОНК/КН/1176-10 от 28.10.2010 г., вторых трех по контракту №3/1/1/0553/ГК-11-ДГОЗ от 13.09.2011 г. ( ист. - Годовой отчет СПКБ, 2011 г.). В рамках первого контракта 29 марта 2011 г. заключены договора ПСЗ "Янрарь" с Северным ПКБ: - на техническое сопровождение и авторский надзор при строительстве зав. №01357 проекта 11356 на 166 млн. руб., - на разработку документации и техническое сопровождение строительства кораблей проекта 11356 - на 710,96 млн. руб. | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) МиГ-41 / ПАК ДП
Дальний скоростной истребитель-перехватчик (проект) / перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП). Разработка истребителя на базе самолета МиГ-31 ведется ОКБ МиГ совместно с КБ авиазавода "Сокол" (г.Нижний Новгород). Разработка начата в первой половине 2013 г., согласно заявлению Главкома ВВС от 11.04.2013 г. (источник). Согласно более поздней информации разработка самолета начата по распоряжению начальника генштаба ВС России (источник). Вероятно, подобная модернизация МиГ-31 прорабатывалась еще в начале 1990-х годоа, но не была реализована. Самолет планируется разработать в рамках программы вооружений до 2020 г. По состоянию на 2013 г. замена парка самолетов МиГ-31 новой машиной планируется до 2028 г.
11 августа 2014 г. главков ВВС России Виктор Бондарев уточнил в СМИ, что сейчас идут НИР, с 2017 г. планируется начать ОКР по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата и до 2025 г. пока ожидается поступление нового самолета в ВВС (источник). 14.06.2017 г. в СМИ генеральный директор МиГ Илья Тарасенко заявил, что в КБ ведутся работы над проектом ПАК ДА "отчасти в инициативном порядке", идет работа над концепцией проекта и его обликом (источник).
Вымышленный образ глубокой модернизации МиГ-31 - самолета "МиГ-33" - вероятного прообраза проекта МиГ-41. Образ сложен по рассказам летчиков МиГ-31 и может не иметь ничего общего с реальностью, 1992 г. ( http://militaryrussia.ru). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) Система "Аврора", комплекс 5Ж19 "Аргунь" / 5Ж19П "Аргунь-П", ракеты А-351 и А-900 - ABM-X-2 Измерительный комплекс 5Ж19И "Аргунь-И" РЛС 5Н25 "Истра" / "Аргунь" РЛС 99Ж6 "Руза" РЛС 5Н16Э / 11П "Неман-П"
Проект территориальной многоканальной системы ПРО / многоканальный стрельбовой комплекс (МКСК) "Аргунь" разработки ОКБ-30 Г.В.Кисунько (НИИРП). В комплексе с РЛС с ФАР и двумя видами противоракет предполагалось решать проблему отражения массированного ракетного удара МБР с РГЧ ИН. Разработка системы ПРО начата в 1964 г. Согласно мемуарам Г.В.Кисунько проект системы ПРО не был реализован по причине недостижимости 100% эффективности распознавания реальных целей на фоне множества ложных при том уровне развития технологий. Концепция системы ПРО "Аврора" предусматривала при массированном ударе баллистическими ракетами с применением ложных целей производить дальний "расчищающий" удар противоракетой А-900 с ядерной боевой частью большой мощности с последующим добиванием выявленных реальных БЧ всевысотной противоракетой А-351 (модификация ракеты А-350 системы ПРО А-35). Главный конструктор системы ПРО - Г.В.Кисунько, с ноября 1965 г. по 1975 г. - Н.К.Остапенко.
5 ноября 1965 г. на Совете Обороны СССР заслушивается доклад Г.В.Кисунько "О преждевременной разработке аванпроекта построения территориальной системы ПРО страны, работоспособной в условиях массированного налета перспективных баллистических ракет, по теме "Аврора" до сдачи А-35 МО СССР". В результате принято Постановление Совмина СССР №297-318 от 05.11.1965 г. о создании эскизного проекта полигонного многоканального стрельбового комплекса "Аргунь" как второй очереди системы ПРО А-35. Многоканальный стрельбовой комплекс "Аргунь" создавался как развитие системы ПРО А-35 по каналам целей и противоракет. Главными задачами полигонных испытаний являлись отработка и проверка принципов построения и основных аппаратурных решений МКСК "Аргунь" и входящих в него средств, а также оценка его характеристик.
По созданию комплекса "Аргунь" 3 мая 1967 г. принято так же Постановление Совмина СССР №387-144. Разработку ракет вело МКБ "Факел". Эскизный проект комплекса "Аргунь" для обеспечения отражения налета МБР с РГЧ ИН был предложен летом 1967 г.
Согласно воспоминаниям первого командующего войсками ПРО и ПКО Ю.В.Вотинцева (ист. - Рубежи) летом 1967 г. комиссией ВПК при Совмине СССР рассмотрены эскизные проекты системы ПРО "Аврора" (Г.В.Кисунько), многофункциональной РЛС "Дон-2Н" (А.Л.Минц) и РЛС "Неман" (Ю.Г.Бурлаков). Согласно проекта в состав системы ПРО "Аврора" должны были войти 4 многоканальных стрельбовых комплексов (МКСК) "Аргунь" с размещением под Москвой и под г.Куйбышев. В состав МКСК входили РЛС обнаружения целей с ФАР, многоканальная РЛС наведения противоракет, противоракеты А-350Р и А-900 большой дальности действия. Проект был подвергнут критике со стороны Заказчика (4 ГУ МО СССР) в плане невозможности селекции целей на внеатмосферном участке при массированном ударе современных МБР. В итоге, работы по проекту территориальной системы ПРО "Аврора" были закрыты в сентябре 1967 г., а работы по МКСК "Аргунь" были продолжены. Главным конструктором комплекса "Аргунь" в 1967 г. назначен Н.К.Остапенко.
Слева РЛС 5Н25 "Истра" / "Аргунь" комплекса "Аргунь". Справа - РЛС "Руза". 38-я площадка полигона Сары-Шаган. Видимо 1990-е - начало 2000-х годов ( http://www.atolkachev.ru/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) пр.641Б "Сом" - TANGO | | Большая (океанская) дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Новый проект большой лодки разработан на базе ПЛ пр.641 ЦКБ МТ "Рубин". Главный конструктор - З.А.Дерибин, позже - Ю.Н.Кормилицын. Строительство серии лодок велось на заводе №112 "Красное Сормово" (г.Горький) в период с 1971 г. (головная ПЛ Б-443 заложена 17 сентября 1971 г., спущена на воду 2 сентября 1972 г., принята ВМФ 30 декабря 1972 г.) по 1982 г. Всего построено 18 ПЛ. Сдача лодок Флоту происходила на доводочной базе завода в г.Севастополь. ПЛ пр.641Б входили в состав Черноморского (Б-380), Северного и Балтийского флотов. | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Ил-112 / Ил-112В / Ил-112Т Военно-транспортный самолет / легкий транспортный самолет. Разработка проекта начата ОКБ им. С.В.Ильюшина в первой половине 1990-х годов (вероятно, в 1993 г.). Самолет предназначен для замены массового транспортного самолета Ан-26. Первый вариант проекта предусматривал создание пассажирского варианта самолета. Для создания Ил-112 было создано АО «Ил-Башкирия» и финансирование программы должно было проводиться на выручку от продажи башкирской нефти. Серийное производство самолета планировалось организовать на Кумертауском АПО с 1994 года (с частичным его перепрофилированием за счёт снижения мощностей, задействованных на производстве вертолётов «Камов»). Эти планы не были реализованы.
Вторая жизнь. В январе 2000 г. начато проектирование Ил-112. Завершение проектирования ожидалось в течение 2000 г., но финансирование не было организовано и работы приостановились. В декабре 2004 г. макет самолета и эскизный проект были предъявлены Министерству обороны России. Самолёт разрабатывался на собственные средства КБ им. С. В. Ильюшина, затем проект был учтен в плане гособоронзаказа (ГОЗ) и программе закупок вооружений до 2015 г. Однако в августе 2010 г. заказчик самолёта - Министерство обороны России - приостановил финансирование и предложил разработчикам (АК им.С.В.Ильюшина) изыскать внебюджетные средства на создание четырёх опытных образцов Ил-112. В мае 2011 г. Министерство обороны России приняло решение отказаться от военно-транспортной версии Ил-112 и приобрести 7 самолётов Ан-140 грузовой модификации. 20 июля 2011 г. сборка первого образца военно-транспортного самолета Ил-112В на ВАСО была остановлена.
Третья жизнь. В 2013 г. Министерство обороны России изменило своё мнение и 20.12.2013 г. было заявлено, что в 2014 г. будет заключен контракт с ОАК на разработку Ил-112В. Сумма контракта 7.9 млрд руб. Объявлено о планах закупить 62 самолета и первые поставки планируются на 2017 г. 14 мая 2015 г. ИА "Интерфакс" сообщает, что принято решение о сокращении первого заказа на военно-транспортный Ил-112В. Позже в 2015 г. появилась информация о заказе 35 самолетов (источник). Заключение контракта ожидалось во втором квартале 2015 г. Поставки планируется начать в конце 2018 - начале 2019 г.г. (скорректировано до 2019 г., источник).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе) ОКР "Авангард" / "Авангард-Р"
Разработка компонентов перспективной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Разработка велась Московским Институтом Теплотехники (МИТ) совместно с 4-м ЦНИИ Министерства обороны России. По состоянию на 2011 г. разработка ОКР "Авангард" (ракетного комплекса "Авангард-Р" = "Рубеж") завершена и находится на этапе подготовки к летным испытаниям (источник). По состоянию на 2015 г. работы по ОКР "Авангард" продолжаются в 4-м ЦНИИ МО России в рамках большой комплексной темы "Шлямбур" (источник).
В связи с тем, что результаты разработки используются в ракетном комплексе РС-26 "Рубеж", а так же в связи с названием составной части ОКР - "Авангард-Р" - ОКР "Авангард" часто ассоциируется с комплексом "Рубеж", а иногда и именуется "ракетным комплексом". | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе) ЗРК средней дальности 5-го поколения (проект)
Зенитный ракетный комплекс средней дальности / ЗРК оперативного (армейского) звена ПВО сухопутных войск. Разработка комплекса ведется НИИ Приборостроения им.В.В.Тихомирова. Разработка ЗРК начата в 2016 г. в инициативном порядке на собственные средства НИИП без технического задания Министерства обороны России в рамках работ по линейке ЗРК типа "Бук". Данное решение одобрено коллегией ВПК при Правительстве России. Завершение создания ЗРК ожидается в 2023-2026 г.г.
Генеральный директор НИИП Юрий Белый 23.01.2017 г. сообщил СМИ: "В новом комплексе планируется дальнейшее повышение помехозащищенности и живучести, автоматизация и роботизация боевых средств, расширение зон обнаружения и поражения, увеличение глубины интеграции в единую систему эшелонированной ПВО, или, другими словами, глубины поддержки сетецентрической системы управления" (источник), | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) пр.20380 "Корвет-1" - STEREGUSHCHY "Стерегущий" "Сообразительный" "Бойкий" "Совершенный"
| "Стойкий" "Громкий" "Ретивый" "Строгий" | "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" "Резкий"
| | |
| Cторожевой корабль 2-го ранга ближней морской зоны (СКР) / корвет. Проект корабля разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург) по конкурсу, который проводился командованием ВМФ России на создание простого и недорогого корабля подобного класса. Главный конструктор проекта - Игорь Николаевич Иванов. Научное сопровождение проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Министерства обороны России. Разработка технического проекта завершена в начале 2001 г.
Головной корабль проекта зав.№1001 "Стерегущий" заложен на ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) 21.12.2001 г., спущен на воду 14.05.2006 г. и принят ВМФ России (Балтийский флот) 27.02.2008 г. (14.11.2007 г. по др.данным). 21 декабря 2011 г. Правительством России принято Постановление №1080-31 о назначении "Северной верфи" единственным поставщиком дополнительной серии в 9 корветов пр.20385 / 20380М. По планам 2011 г. предполагалась вообще постройка серии в 20 корветов проекта. Первый серийный СКР пр.20380 принят ВМФ России 14.10.2011 г. По умолчанию данные СКР пр.20380. На официальном сайте ЦМКБ "Алмаз" проект корвета 20380 носит наименование "Тигр", а на сайте "Северной верфи" указано, что пр.20382 "Тигр" является экспортным вариантов корвета пр.20380.
Всего построено и в строительстве (на середину 2013 г.) 6 кораблей проекта. Далее планируется строительство только корветов пр.20385. Корвет "Стойкий" - третий серийный корвет пр.20380 на испытаниях в Балтийске, 11.04.2014 г. (фото - Виталий Спирин, http://www.nordsy.spb.ru). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) Комплекс С-350 / 50Р6 / 50Р6А "Витязь" / ОКР "Витязь-ПВО"
Зенитный ракетный комплекс ПВО / зенитная ракетная система средней дальности. Разрабатывается ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей", главный конструктор - Илья Исаков (ист. - Новейшую...). Предварительные проработки комплекса на смену ЗРК С-300 начаты НПО "Алмаз" 1991-1993 г.г. Первые упоминания о проекте ЗРК "Витязь" относятся к авиасалону МАКС-1999 на котором были продемонстрированы модели боевых машин комплекса на шасси КАМАЗ. Позже модели показаны и на МАКС-2001. Комплекс предназначен для замены ЗРК С-300П / С-300ПМ.
Разработка ЗРК "Витязь" начата в 2007 г. с планами принятия на вооружение в 2012 г. При создании ЗРК использованы наработки по экспортному проекту ЗРК KM-SAM, спроектированному ГСКБ "Алмаз-Антей" для Южной Кореи. В 2009-2011 г.г. ГСКБ "Алмаз-Антей" проведена ОКР "Витязь-ПВО". В 2010 г. начата разработка конструкторской документации, завершение создания конструкторской документации планировалось на 2011 г. (ист. - Новейшую...). В 2010 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" завершена разработка рабочей конструкторской документации на пункт боевого управления и многофункциональную РЛС, изготовлены опытный образец пункта боевого управления, отдельные законченные устройства пункты боевого управления (ПБУ) и многофункциональной РЛС, проведены стыковка аппаратуры и автономные испытания опытного образца ПБУ (ист. - Годовой отчет ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2009 г.).
В 2011 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" завершена разработка программно-алгоритмического обеспечения многофункциональной РЛС 50Н6А пункта боевого управления 50К6А комплекса 50Р6, завершено оборудование контейнера В-100 из состава антенного поста В-1, оборудовано шасси В-20 из состава РЛС 50Н6А (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2011 г.). В 2012 г. проведены работы по изготовлению опытного образца многофункциональной РЛС, по разработке опытного образца специализированной пусковой установки, а также подготовке средств системы 50Р6А к проведению предварительных и государственных испытаний (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2012 г.).
В 2013 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" изготовлены опытные образцы специализированной пусковой установки и многофункциональной РЛС ЗРС С-350 (концерн ПВО "Алмаз-Антей", Годовой отчет за 2013 г.). Прототип ЗРК "Витязь" 50Р6А в составе самоходной огневой установки 50П6А, машины с многофункциональной РЛС обнаружения воздушных целей 50Н6А и пункта боевого управления 50К6А впервые публично продемонстрирован на Обуховском заводе (г.Санкт-Петербург) 19 июня 2013 г. Серийное производство комплекса будет осуществляться в Северо-Западном региональном центре Концерна ПВО "Алмаз-Антей", в частности на Государственном Обуховском заводе и Заводе радиотехнического оборудования.
Испытания. Полигонные испытания опытного образца ЗРК планировалось начать в 2011 г., но по данным конца 2010 г. изготовление опытного образца планируется уже на 2012 г. и на 2013 г. планируется завершение его испытаний. Развертывание ЗРК планируется начать в 2015 г. (планы 2010 г.). В середине 2013 г. сообщается о выходе на натурные испытания комплекса в 2014 г. (ист. - Новейшую...). Хотя ранее, в июне 2013 г. сообщалось, что испытания ЗРК должны начаться осенью 2013 г. (источник).
В январе 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что до 2020 г. на вооружение войск ПВО России поступит более 30 ЗРК "Витязь", которыми планируется заменить ЗРК С-300П / ПС. Предположительно в ЗРК "Витязь" могут использоваться два типа ракет - малой дальности (предположительно 9М100) и средней дальности (предположительно 9М96). По заявлению главнокомандующего ВВС генерал-полковника Александр Зелина, предполагается, что ЗРК «Витязь» по боевым возможностям в несколько раз превысит возможности ЗРС С-300П. В феврале 2012 г. в СМИ было заявлено, что на вооружение планируется принять 38 дивизионных комплексов ЗРК.
11.09.2013 г. глава ГСКБ "Алмаз-Антей" Виталий Нескродов сообщил СМИ, что по ЗРК С-350 в 2014 г. планируется завершить испытания, начать серийное производство в 2015 г. и в 2016 г. начать поставки ЗРК в части ПВО. Система ПВО "Витязь" должна заменить в российской армии знаменитые С-300ПС и С-300ПМ (ПМУ).
Самоходная огневая установка 50П6Е системы С-350Е "Витязь", слева - РЛС 50Н6Е. Авиасалон МАКС-2013, Раменское, 27.08.2013 г. (фото - Виталий Кузьмин, источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) Комплекс 3К96 "Редут" /3К96-2 "Полимент-Редут", ракеты 9М96, 9М96Д, 9М100 Зенитная ракетная система с пусковыми установками вертикального пуска. Первая информация о новом ЗРК с установками вертикального пуска появилась после закладки в 1997 г. нового СРК " Новик" пр.12441 "Гром" на ССЗ "Янтарь" (г.Калининград). Было предположение, что это "облегченный" вариант ЗРК "Риф-Форт". Технический проект СКР пр.12441 утвержден в 1994 г., исходя из чего можно сделать вывод о том, что по состоянию на 1994 г. разработка ЗРК "Полимент" уже велась как минимум в стадии эскизного проекта. Разработка комплекса ведется ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей". По своим возможностям и частично по составу ЗРК максимально унифицирован с ЗРК ПВО "Витязь". В 2009 г. завершен первый этап комплексных предварительных испытаний изделий в рамках ОКР "Полимент-Редут-Р" (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет за 2009 г.). В 2010 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" продолжаются испытания составных частей ЗРАС "Полимент-Редут", ведутся наземные испытания ракеты 9М96 и изготовление образцов ракет 9М96Д и 9М100 ( ист. - Годовой отчет за 2010 г.). В 2011 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" на первый серийный корвет пр.20380 ("Сообразительный", зав.№1002) поставлен опытный образец ЗРК «Редут», начаты совместные летные испытания корабельной системы управления и ракет 9М96, завершены предварительные испытания основных составных частей ЗРАС «Полимент-Редут», его элементы поставлены на головной фрегат пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков". Изготовлена опытная партия ракет.9М96Д, начаты автономные летные испытания в условиях наземного полигона, изготовлены и проведены предварительные испытания основных составных частей ракеты 9М100 (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2011 г.). В 2012 г. завершена стендовая отработка бортового оборудования ракет 9М96Д и 9М100, проведены первые наземные натурные полигонные испытания ракет ( ист. - Годовой отчет "Алмаз-Антей" 2012 г.). 14.05.2012 г. СМИ сообщили о том, что комплекс выходит на завершающий этап испытаний - пуски со штатного носителя первого серийного корвета пр.20380 в море - и до конца 2012 г. испытаний комплекса планируется завершить. Фактически в 2012 г. были начаты совместные летные испытания ЗРК "Редут" на корвете пр.20380 ( ист. - Годовой отчет "Алмаз-Антей" 2012 г.). На брифинге генерального директора концерна ПВО "Алмаз-Антей" Владислава Меньщикова, который состоялся в ходе авиасалона МАКС-2013, было сообщено, что испытания ЗРК были прерваны в 2012 г. из-за пожара на корвете "Сообразительный" пр.20380. В 2013 г. корабль после ремонта прибыл для возобновления испытаний ЗРК. На головном фрегате пр.22350 "Адмирал Горшков" испытания ЗРК начнутся не ранее 2014 г. по готовности корабля. Комплект ракет 9М96, 9М96Д и 9М100 для испытаний с кораблей готов ( источник). В 2013 г. на головной фрегат пр.22350 "Адмирал Горшков" поставлен опытный образец ЗРК 3К96-2, а так же завершены дополнительные наземные испытания ракеты 9М96 ( ист. - Годовой отчет концерна ПВО "Алмаз-Антей" за 2013 г.). 2 июня 2014 г. СМИ сообщили, что 30 мая 2014 г. корвет "Сообразительный" пр.20380 Балтийского флота успешно отразил атаку крылатой ракеты-мишени, которая была запущена с ракетного катера Р-257 с применением ЗРК "Редут". Цель была уничтожена. Судя по всему, это первое успешное применение ЗРК "Редут" с боевого корабля. Пуск ракеты ЗРК "Редут" во время испытаний 30 мая 2014 г., корвет "Сообразительный" пр.20380 (кадр видео, источник). | | | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) БМД-4 / объект 960 "Бахча-У" БМД-4М / "Садовница"
Боевая машина десанта. БМД-4 "Бахча-У" разработана CКБ ОАО «Волгоградский тракторный завод» совместно с ГУП «КБ приборостроения» (г. Тула) в ходе модернизации и с использованием ходовой части БМД-3 "Бахча". Модуль вооружения "Бахча-У" созан "КБ приборостроения" на базе модуля вооружения БМП-3. БМД-4 принята на вооружение ВДВ России 31 декабря 2004 г. Первая партия БМД-4 поступила на вооружение 137-го гвардейского парашютно-десантного полка 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в августе 2005 г. Серийное производство БМД-4 велось на ОАО «Волгоградский тракторный завод».
В связи с банкротством ОАО «Волгоградский тракторный завод» СКБ "Курганмашзавода" и для дальнейшего производства Курганским машиностроительным заводом в 2007 г. разработана модификация БМД-4М - машина унифицирована по корпусу с БМП-3, но использоует тот же модуль вооружения "Бахча-У", что и БМД-4. Опытный образец БМД-4М впервые продемонстрирован на полигоне Курганмашзавода 21 марта 2008 г. В 2008 г. планировалось провести совместные испытания по результатам которых машину планировали принять на вооружение. Серийное производство планировалось начать в 2009 г., а в течение 2010 г. ВДВ рассчитывали получить первые 10 БМД-4М для войсковых испытаний.
В апреле 2010 г. первый заместитель министра обороны В.А.Поповкин заявил, что что БМД-4М, кроме партии для испытаний в ВДВ не поступали и министерство обороны отказывается от их дальнейших закупок. Позже, осенью 2012 г. после смены руководства Министерства оброны были озвучены планы поступления в 2013 г. 10 машин в ВДВ для проведения Госиспытаний. И 8 декабря 2012 г. в прессе появилось заявление командира 31-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ полковника Геннадия Анашкина, о том, что БМД-4М принята на вооружение. Контракт на поставку первых 10 БМД-4 на сумму 608 млн. руб заключен с "Курганмашзаводом", срок поставки - ноябрь 2013 г., но 23.04.2013 г. в СМИ появилась информация о том. что количество поставляемых БМД-4М будет сокращено до 7 шт в связи с ростом стоимости каждой машины почти на 20 млн.руб - это вызвано переносом производства шасси на "Курганмашзавод" (источник).
В мае 2016 г. в СМИ появилась информация о том, что БМД-4М "Садовница" принята на вооружение ВДВ ВС России. Планировалось поступление в 2016 г. 144 машин (источник).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Комплекс Д-3, ракета Р-15 (проект)
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ, проект). Эскизное проектирование комплекса и ракеты с 1955 г. велось ОКБ-1 под общим руководством С.П. Королева. Постановлением Совмина СССР от 25 августа 1955 г. задано проектирование ПЛА-носителя комплекса Д-3 - ПЛАРБ пр.639. Проектирование лодки водоизмещением 6000 тонн поручалось СКБ-143, главный конструктор В.П.Фуников, заместитель (с 1956 г.) Г.Н.Чернышев.
Постановлением Совмина СССР от 17 августа 1956 г. разработка комплекса Д-3 и ракеты Р-15 были переданы днепропетровскому ОКБ-586 (ныне КБ «Южное»), генеральный конструктор - М.К.Янгель.
Создание ракетного комплекса Д-3 для поражения стационарных береговых целей было задано Постановлением Совмина СССР от 25 августа 1956 г. Теперь предполагалось оснащение ракетным комплексом опытовой дизель-электрической подводной лодки пр.В-629 (ЦКБ «Волна», одна БРПЛ Р-15), штатныйм носителем оставалась ПЛАРБ пр.639 (СКБ-143, ныне СПМБМ «Малахит», три БРПЛ Р-15). Еще одно Постановление Совмина СССР о создании ракетного комплекса Д-3 было принято 20 марта 1958 г..
При разработке проекта Д-3 ОКБ-586 была создана следующая кооперация: - система управления ракеты - СКБ-626 под руководством Н.А.Семихатова - пусковая установка - ЦКБ-34 (главный конструктор Д.Е.Бриль) - двигательная установка ракеты - ОКБ-3 НИИ-88 (главный конструктор Д.Д.Севрук)
К сентябрю 1957 г. ОКБ-586 представлен эскизный проект ракеты Р-15.
Испытания ракетного комплекса Д-3 изначально предполагалось проводить на переоборудованных по пр.33 крейсерах «Ворошилов» пр.26 и «Максим Горький» пр.26бис (в 1957-1958 г.г. после ряда обсуждений проект переоборудования крейсеров в опытовые суда отклонен), а совместные испытания ракетного комплекса и лодки-носителя планировались на 1-й квартал 1961 г. Однако Постановлением Совмина СССР от 4 мая 1957 г. сроки начала испытаний были скорректированы: пуски с наземного стенда планировалось начать в ноябре 1958 г., а с экспериментальной подводной лодки проекта В-629 - с августа 1960 г.
Постановлением Совмина СССР от 3 декабря 1958 г. утверждена кораблестроительная программа на период 1959-1965 г.г. из которой проект ПЛАРБ пр.639 был исключен, что привело и к прекращению разработки ракетного комплекса Д-3. Работы по направлению БРПЛ были переданы ОКБ-586 в СКБ-385 В.Макеева.
Ракета Р-15 комплекса Д-3 с пусковой установкой СМ-73 (24.12.2016 г., http://militaryrussia.ru) | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
А-60 / 1А / ЛЛ1А / ОКР комплекс "Дрейф" 78Т6 А-60 / 1А2 / ЛЛ1А2 / ОКР комплекс "Сокол-Эшелон" 1ЛК222
Летающая лаборатория / специальный авиационный комплекс с лазерной экспериментальной установкой / лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). Разработка проекта комплекса велась ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО ЦКБ "Алмаз" (позже - концерн ПВО "Алмаз-Антей") главный конструктор комплекса - академик Б.В.Бункин. Разработка самолета-летающей лаборатории начата в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1977 г. Главный конструктор самолета-летающей лаборатории 1А2 на базе Ил-76МД - Н.А.Степанов, заместитель главного конструктора - В.Д.Заремба, ведущий конструктор - Ю.А.Бондарев. Главный конструктор комплекса "Сокол-Эшелон" НПО "Алмаз" - Владимир Карачунский (2015 г., ист. - "Сокол" расправляет крылья).
В июне 1965 г. состоялась встреча академиков А.М.Прохорова, М.Д.Миллионщикова и А.А.Расплетина в результате которой к работам по лазерной тематике в интересах ПВО и ПРО подключалось НПО «Алмаз». В августе 1973 года в НПО «Алмаз» на базе существующего подразделения было создано специальное конструкторское бюро по разработке лазерных систем (источник). В середине 1972 г., вероятно, после наземных испытаний прототипа газового лазера возникло предложение о размещении лазерной установки на авиационном носителе. Разработка комплекса была поручена НПО «Алмаз», источник электропитания разрабатывал завод «Дзержинец». Проведение летных испытаний летающей лаборатории было запланировано на 1979–1980 г.г., комплекса – на 1981 г. (источник).
Разработка лазерного комплекса воздушного базирования для борьбы с автоматическими дрейфующими аэростатами 78Т6 "Дрейф" начата в 1975 г. по тактико-техническому заданию, согласованному с ВВС в части комплекса в целом и с Войсками ПВО в части бортового лазерного комплекса. Начальником тематического отдела ЦКБ "Алмаз" по разработке комплекса «Дрейф» в 1978 году был назначен Мансуров Н.А. В Филиале Института атомной энергии им И.В.Курчатова при участии со стороны ЦКБ «Алмаз» Захарьева Л.Н., Поляшева Н.Н., Зуева Г.М., Феофилактова В.А., Морозова В.В. и др. успешно прошла отработка стендового образца полномасштабного лазера. Мансуров Н.А. и Цыганенко Н.В. руководили разработкой конструкторской документации и изготовлением аппаратуры бортового комплекса. В работе принимали участие и ТАНТК им. Г.М.Бериева и Казанский моторостроительный завод «Союз», где совместно с Зарембой В.Д., Бондаревым Ю.А., Богдановым В.А., Степановым Н.А., Фахрутдиновым И., Беляковым Ю. и др. решались производственные вопросы. Одновременно шла подготовка испытательной базы. В разработке методологии испытаний авиационного комплекса принимали участие инженеры-испытатели полигона Дашков Ю.А., Жиган И.П., Криштапович И.И., Майструк Ю.Г., Писаненко Ю.М., Телепанов Н.И. и др. Особое внимание уделялось подготовке будущих операторов бортового лазерного комплекса «Дрейф». С этой целью из числа выпускников Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища были отобраны четверо лучших специалистов по кантовой электронике и направлены на полигон для получения опыта испытаний лазерных средств. В ходе этой стажировки они прошли необходимое летное обучение, включая парашютную подготовку (источник).
Головным разработчиком лазерной установки мегаваттного класса было НПО "Астрофизика" - испытания прототипа установки, предназначенной для размещения на космической станции "Скиф", велись на самолете-лаборатории 1А. Собственно лазер мощностью 1 МВт создан в филиале института Курчатова в Красной Пахре (источник).
Первый полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60 / 1А совершил 19 августа 1981 г. (экипаж Е.А.Лахмостова). В 1983 г. на самолете завершен монтаж лазерного комплекса и начаты его испытания. По западным данным испытания комплекса были начаты в 1984 г. 22 сентября 1982 г. с помощью аналогичного наземного комплекса была поражена воздушная мишень. 27 апреля 1984 г. впервые с использованием ЛКАБ была поражена воздушная мишень, командир экипажа - Е.А.Лахмостов, оператор ЛКАБ - В.В.Карачунский (ист. - Цель на орбите). Известно, что было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели - стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30-40 км. Так же выполнялась стрельба по мишени Ла-17. В части источников указывается на то, что комплекс с самолетом А-60 создавался в качестве авиационного комплекса по программе "Терра-3" (источник). В 1989 г. самолет 1А сгорел на авиабазе Чкаловский (см.ниже). На втором самолете А-60 / 1А2 установлен модернизированный лазерный комплекс. Самолет совершил первый полет 29 августа 1991 г. (экипаж В.П.Демьяновского). В 1993 г. работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены. В 2009 г. испытания самолета 1А2 возобновлены.
В некоторых источниках первую машину А-60 ошибочно называют "1А1" по аналогии с машиной 1А2. На самом деле самолет 1А2 создан, вероятнее всего, с использованием агрегатов и элементов планера самолета 1А и потому так и назван 1А2 - "1А второй" с сохранением и заводского и бортового номеров самолета 1А. Предположительно, так было сделано потому, что задание на работы по машине было оформлено как "восстановление" после пожара первой ЛЛ, то есть было не создание, а "воссоздание", хотя по сути получился почти новый самолёт.
Большую помощь в подготовке материала оказал историк авиации Алексей Коваль.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Гром" (проект) Комплекс "Сапсан" (проект) Комплекс "Гром-2" (проект)
Многофункциональный ракетный комплекс / модульная ракетная система. Разработка национального ракетного комплекса "Сапсан" ведется КБ "Южное" (г.Днепропетровск) совместно с Национальным космическим агентством Украины начиная с 2007 г. Главный конструктор комплекса по состоянию на 2012 г. - Александр Павлович Кушнарев (источник). Решение о создании национального оперативно-тактического комплекса принят Совет Безопасности Украины в 1997 г. При создании комплекса, вероятно, использованы наработки по первому национальному проекту ОТР "Борисфен" (КБ "Южное", 1994 г., дальность действия до 500 км, разработка прекращена в 2003 г.). Так же скорее всего при разработке проекта использован проект комплекса ОТР "Гром", предлагавшийся КБ "Южное" для поставок на экспорт в 1990-е годы. Техническое задание на создание комплекса "Сапсан" выдано Министерством обороны Украины к концу 2006 г. По первоначальным планам разработку комплекса "Сапсан" планировалось завершить в 2011 г., но до 2010 г. на разработку затрачено 7 млн. USD после чего финансирование проекта было прекращено. Согласно СМИ в проекте комплекса 2010-2011 г.г. предполагается объединение в единой системе и на единой СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса и РСЗО тактической дальности действия. Кроме того в 2007-2009 г.г. в СМИ обсуждалась конфигурация комплекса с крылатой ПКР и с зенитными ракетыми.
Современный вариант СПУ ракетного комплекса "Гром-2", 2016 г. (буклет UKRSPETSEXPORT, обработано). | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Экваториальная Гвинея в 2011г получила Ми-26 из Украины. | Беларусь: В 1990-ых годах вертолёты "Ми-26", имевшие высокий уровень остаточной... | Эфиопия: несколько десятков единиц, в боях не использовались, поступили в... | Беларусь: От СССР отошло 196шт в т.ч. Т-80БВеликобритания: 1шт 1992г из РФ ( https:... | Кипр:"Бук М1-2". Контракт 2001г, поставки 2006г (2 ДН).Алжир: Контракт 2013г. Бук... | Министр обороны Фиджи Тимочи Натуву сообщил, что поставки российского вооружения... | АбхазияТрофейныеАвстрия:Согласно отчету в ООН в наличии армии 2шт Т-72МITАзербайджан:поставки... | Афганистан: "В октябре 1991 года СССР планировал поставить 15 Су-24МК в DRAAF... | По Ираку: поставки в соответствии с распоряжением СМ СССР от 13.11.72г: 1973г... | Ангола: Истребители прибыли на аэродром Луанды в разобранном виде и были собраны... |
|