DIMMI, вы так много интересного написали про двигатели, что просто слов нет...
четырехкамерный ЖРД РД-216 / 8Д514
Двигатель РД-216 состоит из двух РД-215, которые объединены только в части системы запуска, в остальном - автономные двигатели; конструктивно РД-215 аналогичен РД-217 (который идет на Р-16), за исключением узлов крепления к раме.
ампулизация компонентов мембранными перегородками в топливных трактах
Какая, к черту, ампулизация! Баки отделены от ТНА пусковыми мембранными клапанами с пироприводом, последовательность срабатывания задается программным токораспределителем, который и определяет последовательность предстартовых операций. После прорыва мембран, происходит заливка ТНА компонентами до соответствующих пусковых клапанов.
корпус образован бронзовой стенкой и стальной рубашкой, соединенными гофрированными проставками
Все камеры семейства 214-215-217-219 СТАЛЬНЫЕ, в отличие от РД-107-108-111 и прочих. Отказ от использования бронз обусловлен, вероятно, двумя факторами: лучшими характеристиками НДМГ в сравнении с керосином и экономией цветных металлов при массовом производстве. Для сравнения: масса КС РД-107 (бронза БрХ08 для огневой стенки) - 173 кг при давлении в камере 60ата и тяге 19,2 т; масса КС РД-218 (сталь 12Х18Н10Т для огневой стенки) - 130 кг при давлении 75 ата и тяге 37 т.
ТНА состоит из двух ... насосов ... и ...двухступенчатой активной турбины, расположенных на двух валах
ТНА одновальный консольной схемы с разрезным валом. Состоит из двух блоков - насоса окислителя и насоса горючего с двухступенчатой турбиной, блоки соединяются по фланцам, валы блоков - торсионной рессорой. Такая схема позволяет упростить сборку и проливку насосов и изменить частотную характеристику крутильных колебаний в сравнении с целиковым валом. На впускном коллекторе турбины закреплен пиростартер. Пиростартер имеет систему прогрева заряда для стабилизации режима раскрутки ТНА. Для повышения кавитационной устойчивости насосов при более низком давлении наддува, введены шнековые преднасосы. Сброс отработанного ГГ газа осуществляется через "штаны". Дополнительная тяга - примерно 450 кгс на блок.
Газ для привода ТНА вырабатывается газогенератором за счет сжигания небольшой части топлива с избытком горючего.
Газогенератор вырабатывает газ за счет сжигания основных компонентов - горючего и окислителя - с избытком горючего ("сладкий газ"), расход компонентов регулируется, что позволяет дросселировать двигатель по давлению до 35 ата. Температура газа на входе в турбину 1100К.
Управление двигателем от электро- и пирокоманд, а также управляющего давления азота, который поступал к редуктору ТНА из бортовых баллонов.
А вот эту фразу, хоть убей, не понял.
Синхронизация опорожнения баков осуществляется регулятором давления окислителя на входе в двигатель.
Дроссель СОБ регулирует расход компонента, а если регулировать давление, то можно так нарулить...
РД-215/217/219 стали первыми двигателями, которые получили полноценную систему управления по командам системы РКС и системы СОБ. Исполнительными органами этих систем являются: дроссель системы СОБ на линии окислителя (болтается под главным клапаном окислителя) и регулятор системы РКС на линии горючего газогенератора совместно со стабилизатором соотношения компонентов ГГ.
Отказ от запуска через предварительную ступень произошел, как минимум, по двум причинам - для исключения высокочастотной неустойчивости на промежуточных давлениях и в связи с требованиями шахтного базирования.
Особенности выключения двигателя обусловлены требованиями повышения разброса импульса последействия и тем самым, повышения точности попадания. Порядок выключения следующий: перевод двигателя на режим оконечной ступени тяги - отсечка ГГ - закрытие главных клапанов О и Г - отсечка камеры и сброс Г из системы. Введение пироклапана отсечки камеры впервые позволило нормировать импульс последействия. Этого не было на РД-111 и Р-9 (со всеми вытекающими).
Большинство агрегатов автоматики двигателя имело дублированный пиротехнический привод.
Дублирование осуществлялось установкой сдвоенных пиропатронов и разводкой электрожгутов по разным бортам - сгорит один, останется второй.
На предмет значения удельного импульса (285.7) - есть сомнения, для 215-го ОКБ-456 заявляло 246 с (по ТЗ - 241 с) у земли, высотный РД-219 имел порядка 290 с пустотного.
Ну, для начала, хватит. Будет и продолжение...