mpashnev писал(а):Пара неплохих, хотя и небольших, изображений.
Опытный образец Р-16У (8К64У) на полигоне Тюра-Там (Байконур).
8П764 «Шексна-В» - групповой шахтный боевой ракетный комплекс с МБР Р-16У (8К64У).Индекс комплекса УРВ РВСН —
8П764.
Название ракетного комплекса —
«Шексна-В» («Шексна» тип. В).
Индекс ракеты УРВ РВСН —
8К64У («унифицированная» — для ШПУ и наземных ПУ).
Название ракеты —
Р-16У.
Шифр НАТО —
SS-7 Saddler Mod 1&2, буквально «Шорник».
Разработчик — Конструкторское бюро «Южное» (ОКБ-586), г. Днепропетровск.
Главный конструктор М.К.Янгель.
Первая советская двухступенчатая МБР на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления.
История создания ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В».17 декабря 1956 г. вышло специальное постановление правительства «О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (8К64)» на высококипящих компонентах топлива с началом летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) в июне 1961 г. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 С.П.Королёва на компонентах топлива: жидкий кислород (окислитель) и керосин (горючее). Разработка первой МБР на высококипящих компонентах топлива была поручена днепропетровскому ОКБ-586, возглавляемому М.К.Янгелем. Эскизный проект выполнен в ноябре 1957 г. В январе 1958 г. эскизный проект был одобрен правительственной экспертной комиссией во главе с академиком М.В.Келдышем.
Впоследствии ввиду обострения международной обстановки постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 было обязано ускорить разработку комплекса Р-16 (8К64), выйти на ЛКИ в конце 1960 г. и начать серийное изготовление ракет с 1962 г.
Первоначально ракетный комплекс с МБР Р-16 (8К64) задумывался как наземный подвижный, во всяком случае, в понимании этого термина в период создания баллистической ракеты средней дальности (БРСД) Р-12 (8К63). Однако вскоре стало ясно, что перевозка ракет длиной более 31 м и столь же громоздкого наземного оборудования в обстановке, приближенной к боевой, будет нереальна. Поэтому комплексы проектировались и развертывались как наземные перевозимые, а фактически — наземные стационарные.
Путём неимоверных усилий и жертв (при подготовке к первому испытательному пуску 24 октября 1960 г. произошла катастрофа унёсшая жизни людей) первый успешный испытательный пуск проведен на полигоне Тюра-Там (Байконур) 2 февраля 1961 г. Несмотря на то, что до осени 1961 г. испытания шли с переменным успехом, уже 7 апреля 1961 г. ракету Р-16 (8К64) начали готовить к постановке на боевое дежурство.
Первые серийные ракеты для боевых частей были выпущены в сентябре 1961 г. В соответствии с постановлением от 20 октября 1961 г. «О постановке на боевое дежурство ракет Р-16» перед ноябрьскими праздниками в строй вступили первые боевые стартовые позиции (БСП) в ракетных соединениях в Юрье, Нижнем Тагиле и Плесецке.
БСП наземного ракетного комплекса 8П864 с МБР Р-16 (8К64), впоследствии получивший шифр «Шексна-Н», включал в себя жилую зону и боевую зону с двумя стартовыми позициями, общими командным пунктом (КП), хранилищами компонентов ракетного топлива (КРТ), хранилищами для ракет, хранилищами головных частей (ГЧ) ракет и прочими технологическими сооружениями.
Пуск ракеты осуществлялся после ее установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Для МБР Р-16 (8К64) были установлены четыре степени технической готовности, в основном подобные тем, что применялись для комплексов с БРСД Р-12 (8К63) и Р-14 (8К65). Степени технической готовности характеризовались определённым временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда технологических операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности МБР Р-16 (8К64) могла стартовать через 30 минут. Только при этой степени готовности ракета заправлялась компонентами ракетного топлива (МБР Р-16, как и БРСД Р-12 и Р-14, могла находиться в заправленном состоянии не более месяца, т.к. из-за агрессивного воздействия компонентов ракетного топлива в конструкции ракеты происходили необратимые изменения).
Ещё при создании наземного ракетного комплекса 8П864 с МБР Р-16 (8К64) было ясно, что он имеет ряд существенных недостатков. Так, открытая установка ракет высотой более 31 м на пусковых столах была слишком уязвимой в боевой обстановке, а подготовка к пуску занимала большое количество времени, к тому же БСП имела только две пусковые установки. Поэтому в марте 1960 г. в СССР была начата разработка первого отечественного стратегического ракетного комплекса с пусковыми установками шахтного типа. Тогда по распоряжению заместителя председателя Совета Министров СССР Д.Ф.Устинова в ОКБ-586 для согласования плана перспективных совместных работ приехали специалисты ленинградского ЦКБ-34. Для ЦКБ-34 это была первая работа по наземным шахтным пусковым установкам (ШПУ). Но уже в мае 1960 г. был намечен ряд решений по ШПУ в целом, и были сформулированы вопросы по стыковке с ракетой.
На основании опытных работ, проведённых в 1958 -1959 гг., по опытной ракете 63Ш и опытной ШПУ «Маяк» 30 мая 1960 г. вышло постановление Совета Министров СССР, задававшее разработку ШПУ для боевых стратегических ракетных комплексов. Начались работы по разработке шахтных пусковых установок «Двина», «Чусовая», «Шексна» и «Десна» для ракет Р-12, Р-14, Р-16 и Р-9А соответственно. Первые одна-две буквы «словесного» обозначения совпадали с началом произношения цифровой части индекса ракеты, что упрощало запоминание. В данном случае «Шексна» соответствовала «Р-Шестнадцать».
Шахтные стартовые комплексы для ракет Р-12, Р-14 и Р-9А разрабатывались в ГСКБспецмаш под руководством В.П.Бармина, а для Р-16 в ленинградском ЦКБ-34 под руководством Е.Г.Рудяка. Рудяк впервые предложил установить в шахту пусковой стакан. Это давало возможность во время старта ракеты через специальные зазоры между шахтой и пусковым стаканом отводить наружу газовую струю работающих двигателей. Кроме того главный конструктор «Шексны» Е.Г.Рудяк выбрал не свободный старт, а схему с движением ракеты на бугелях по направляющим. Такое решение было обусловлено увеличившимися габаритами ракеты Р-16 по сравнению с Р-12 и Р-14. Так же сказался накопленный в ЦКБ-34 опыт создания пусковых установок для подводных лодок, обеспечивавших надводный старт баллистических ракет в условиях качки носителя. Так или иначе, схема с направляющими позволила заметно сократить диаметр стакана — он составил 4,64 м против 5,1 м у почти вдвое более тонкой Р-12. Правда, по внутреннему диаметру шахты (8,3 м) сооружение для Р-16 почти на 2 м превышало комплекс с Р-12, так как требовался значительный зазор для выхода продуктов сгорания двигателя вчетверо большей тяги. Глубина шахты (45,6 м) определялась большой длиной ракеты (31 м).
Выполненные в ЦКБ-34 проработки схемы без бугелей показали, что в этом варианте диаметр стакана увеличивался до 8,5 м, а шахты — до 11,5 м. При отсутствии стакана требовалась шахта диаметром 20 м, а вес ее защитной крыши достиг бы 1200 т вместо 260 т!
Принятая конструктивная схема устанавливаемых на Р-16 сбрасываемых бугелей включала амортизаторы, несколько повышающие выживаемость ракеты при сейсмическом воздействии ядерного взрыва. Но в целом защищенность шахт была крайне низкой и не обеспечивала защиты, учитывая точностные характеристики зарубежных ракет, достигнутые во второй половине 1960-х гг. Следует отметить и то, что схема старта на бугелях потребовала применения поворотного стола для обеспечения возможности переприцеливания ракеты. Ведь в те годы прицеливание осуществлялось механическим совмещением плоскости стабилизации ракеты с направлением стрельбы по заданной цели.
В процессе проектирования было разработано несколько вариантов ШПУ – проект «Шексны» рассматривался дважды: в марте и в октябре 1960 г. Рабочие чертежи ШПУ были готовы в марте 1961 г. после выхода приказа ГКОТ от 14 июня 1960 г. о создании шахтных пусковых установок для ракет Р-12, Р-14, Р-16 и Р-9А.
Технические предложения ЦКБ-34 привели к необходимости переработки отдельных узлов ракеты Р-16 (8К64), при этом менялась силовая схема при хранении, по-новому должна была проводиться заправка и др.
В результате в соответствии с постановлением от 30 мая 1960 г. в ОКБ-586 под руководством М.К.Янгеля для запуска как с шахтных, так и с наземных установок была создана МБР Р-16У (У – «универсальная»). Ракета Р-16У (8К64У) конструктивно почти не отличалась от Р-16 (8К64). Основные характеристики ракеты Р-16У (8К64У) так же были аналогичны характеристикам ракеты Р-16 (8К64). К числу прочих её отличий от исходного варианта можно отнести систему наддува бака окислителя первой ступени азотом из баллонов высокого давления. Ранее применявшаяся схема с использованием напора атмосферного воздуха в полете была признана неуместной для ракеты, до месяца стоящей в заправленном состоянии в замкнутом объеме шахты. Для обеспечения старта из ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой ступени на стартовом участке. На корпусе ракеты были выполнены площадки под установку бугелей. Универсальная ракета оснащалась несколько модифицированными двигателями, в индексацию которых была также добавлена буква «У».
Советская МБР
Р-16У (8К64У):
БСП ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В» состояла из жилой и боевой зон. В жилой зоне располагались: штаб части, казармы, клуб, баня, котельная и т.п. В боевой зоне располагались 3 ШПУ, общий КП, хранилища компонентов ракетного топлива (КРТ), хранилища ракет, хранилища для ГЧ ракет, сооружения для техники и прочие технологические сооружения. Оголовки ШПУ, заглубленный КП, заглубленные сооружения для хранения КРТ соединялись подземными потернами.
Основным элементом ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В» являлась шахтная пусковая установка (стартовое сооружение) 8У239 со сдвижным защитным устройством (крышкой шахты) 8У16. Для шахтного комплекса «Шексна-В» (наземный ракетный комплекс 8П864 получил шифр «Шексна-Н») были разработаны стационарные средства заправки окислителя и горючего (соответственно 8Г157 и 8Г158), комплект приборов прицеливания 8Ш26, установщик 8У240. Заправка трех ракет проводилась последовательно. Так как продолжительность заправки одной ракеты составляла 10 мин, для последней ракеты эта операция завершалась только через полчаса после начала. Минимальный интервал между пусками ракет составлял 5 мин.
Предстартовая подготовка 3-х ракет составляла 2,5-3 часа. Для ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В» с МБР 8К64У устанавливалось три степени боевой готовности. Время пуска из полной боевой готовности – 10 мин.
Советская МБР
Р-16У (8К64У) в ШПУ. По сторонам в хорошо видны две направляющие для бугелей:
ЛКИ ракеты Р-16У (8К64У) проводились с января 1962 г. с наземной пусковой установки на полигоне Тюра-Там (Байконур). В 1961 г. на площадке № 60 полигона Тюра-Там началось строительство ШПУ (объект 310), а для обслуживания была сформирована 43 отдельная испытательная часть. 13 июня 1962 г. из ШПУ был проведен первый пуск. Испытатели изумились, увидев, как из шахты поднимается не белоснежное изделие, а ракета с чередующимися участками черной и белой раскраски. Белая краска выгорела на сухих отсеках и в передних частях баков. Там где стенки баков изнутри охлаждались топливом, краска сохранилась. Несмотря на то, что в полете отказал рулевой двигатель, испытания сочли успешными, так как старт прошел вполне нормально.
Несколько следующих пусков также были не совсем успешными, в частности из-за горения одетого на рулевые машины чехла прорезиненной ткани, после ее снятия испытания пошли нормально.
Почти одновременно с отработкой Р-16У (8К64У) велись работы по совершенствованию боевого оснащения ракеты. Осенью 1961 г. Советский Союз провел на Новой Земле впечатляющую серию ядерных испытаний. Наряду с уникальным, но не размещаемым ни на одном носителе стомегатонным зарядом прошел отработку и ряд боеприпасов, вполне пригодных для применения на баллистических ракетах. В результате первоначально принятый на вооружение на ракете Р-16 (8К64) заряд головной части 8Ф17 массой 1,45 т был заменен более мощным зарядом практически без утяжеления головной части, получившей условное наименование «легкая». При этом максимальная дальность даже увеличилась с 12000 до 12500 км. Наряду с этой головной частью 8Ф115, весившей около 1,5 т, ракета оснащалась и вдвое большей мощности «тяжелой» головной частью 8Ф116 массой 2,12 т, которая тем не менее могла доставляться на вполне достаточную дальность — 10000 км.
Установка в ШПУ МБР
Р-16У (8К64У):
Столь блестящий результат объяснялся тем, что днепропетровские конструкторы, встретившись при проектировании своего первого межконтинентального детища с яростным сопротивлением крупнейших авторитетов отечественного ракетостроения, заложили в проект более чем достаточные запасы. На стадии летных испытаний нереализованные запасы выявились в виде избытка дальности, что позволило через пару лет оснастить ракету мощной «тяжелой» головой частью. Но определявшаяся уровнем развития советского приборостроения низкая точность ракет Р-16 — порядка 13 км по дальности и 10 км в боковом направлении — не позволяла эффективно поражать хорошо защищенные точечные цели. Вопреки провокационным заявлениям некоторых американских военных, советские ракеты тех лет могли быть только оружием возмездия, а не обезоруживающего и безнаказанного первого удара «коммунистических агрессоров».
К серийному производству ракет Р-16У (8К64У) завод № 586 в Днепропетровске приступил в 1962 г. Испытания ракетного комплекса были завершены в 1963 г. Первые шахтные ракетные комплексы заступили на дежурство 4 февраля 1963 г. под Нижним Тагилом, а в следующем месяце — на полигоне Плесецк. Как ни странно, стоимость шахтного комплекса (в расчете на одну ракету) оказалась близкой к соответствующему показателю для наземных стартовых позиций и многократно меньше, чем у старта «семерки». Стоимость ракеты Р-16У (8К64У) была раза в полтора дешевле Р-7А и на порядок меньше затрат на строительство и оборудование комплекса Р-16. Стоимостные показатели комплексов и ракет Р-16 и Р-9А почти совпадали.
15 июля 1963 г. ракетные комплексы Р-12У, Р-14У и Р-16У были приняты на вооружение.
Ракеты Р-16, Р-16У, их компоновка, схема ШПУ:
Учебные «лёгкая» (8Ф115) и «тяжёлая» (8Ф116) ГЧ ракет Р-16, Р-16У, музей 52 рд, ЗАТО Звёздный, Пермь:
Источник:
«Техника и вооружение», № 5 от 2013 г. Станислав Воскресенский. Янгель работает на нас. История ракеты Р-16.
Призваны временем: Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное». Под ред. С.Н.Конюхова.