| Глобальные против межконтинентальных Есть мнение, что глобальные баллистические ракеты имеют определенные преимущества перед обычными баллистическими ракетами. Хотелось бы понять так это или нет и в каких ситуациях эти преимущества могут действительно оказаться полезными.
Первой летавшей и состоявшей на вооружении глобальной ракетой была советская Р-36-О - та самая, которую на Западе назвали "частично орбитальная бомбардировочная система" (FOBS). С её постановкой на вооружение стали ясны и основные преимущества ракет такого типа: - неограниченная дальность действия;- возможность поражения цели разными ракетами, но одновременно с разных направлений (например, через Северный и Южный полюса);- меньшее время полета до цели по кратчайшему направлению, чем у обычной МБР;- невозможность прогнозирования района падения боеголовки пока она находится на орбитальном участке полета;- удовлетворительная точность при максимальной дальности. | | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) Индексы ракетных комплексов РВСН
  
Индексы ракетных комплексов РВСН с твердотопливными ракетами по состянию на 2021 г.: Официальное название / промышленное название | Тип | Западное обозначение | Комплекс | СПУ / АПУ / ШПУ | Ракета | Название СНВ | Примечание | "Баргузин" | БЖРК | | | | 15Ж83 (источник, источник)
| | | "Периметр-РЦ" / "Сирена" | ПГРК | | 15П175 | | 15Ю75 / 15Ж75 (источник) | | командная ракета на базе ПГРК "Тополь" и ракеты 15Ж58
| РС-26 "Рубеж" | ПГРК | KY-26 / SS-X-31 | | 15У194 (?) | 15Ж67 (источник)
| | 2015 г. проходит испытания
МЗКТ-79291 (?) | РС-24 "Ярс-М" | ОС |
| 15П165М1 (источник) | 15П765М1 (?)
| 15Ж65М / 15Ж65М1 / 15Ж80 (источник) |
| МИТ 2012 г. (15Ж65М1) 2016 г. (15Ж80) | РС-24 "Ярс" | ОС | SS-29 SS-27 mod.3 SICKLE-С / STALIN
| 15П165М | 15П765М | 15Ж65М | РС-12М2Р | МИТ | РС-24 "Ярс-М" (?) | ПГРК | | 15П155М1 (источник) | 15У175М1
| 15Ж55М1 (?) |
| МИТ, 2012 г. | РС-24 "Ярс" / "Тополь-МР" | ПГРК | SS-29 SS-27 mod.2 SICKLE-B / STALIN
| 15П155М | 15У175М | 15Ж55М
| РС-12М2Р | МИТ, МЗКТ-79221 | "Скорость" | ПГРК |
| 15П666 |
| 15Ж66 | РСС-40 | МИТ | "Альбатрос" | ОС | | 15П170 | 15П770 ? | 15Ж70 ? | | НПО машиностроения | РТ-2ПМ1 "Тополь-М" | ПГРК | SS-27 SICKLE-B / STALIN | 15П155 | 15У175 | 15Ж55 | РС-12М1 | МИТ | РТ-2ПМ2 "Тополь-М" | ОС | SS-27 SICKLE-B | STALIN
| 15П065 15П165 | 15П765, 15П765-18, 15П765-18М, 15П765-18Э, 15П765-30, 15П765-30П, 15П765-35 | 15Ж65 | РС-12М2 | изначально - КБ "Южное", разработка РДТТ 1-й ступени 15Д365 поружена КБ в 1988 г. | "Целина" | ПГРК | | 15П962 | 15П162, 15П662 | 15Ж62 |
| МИТ (источник), разрабатывалась параллельно с ракетой 15Ж61 Кб "Южное", разработка была прекращена так как стало ясно, что такой комплекс не сможет обеспечить необходимых характеристик по боевой эффективности (источник) | РТ-23УТТХ "Молодец" | БЖРК | SS-24 SCALPEL mоd.3 | 15П761 | 15П961 | 15Ж61 | РС-22А | КБ "Южное", решение о создании МБР с улучшенными характеристиками принято в 1983 г., РДТТ 1-й и 2-й ступеней 15Д305 и 15Д339 | РТ-23УТТХ | ОС | SS-24 SCALPEL mоd.2 | 15П060, 15П160 | 15П760, 15П960 | 15Ж60 | РС-22Б | КБ "Южное", решение о создании МБР с улучшенными характеристиками принято в 1983 г., РДТТ 1-й и 2-й ступеней 15Д305 и 15Д339 | РСС-40 "Курьер" | ПГРК | SS-X-26 | 15П159 | 15У160 15У160М | 15Ж59 | РСС-40 | МИТ, МАЗ-7909 МАЗ-7929 | РТ-2ПМ "Тополь" | ПГРК | SS-25 SICKLE | 15П158 | 15У168 | 15Ж58 | РС-12М | МИТ, МАЗ-7917 | РТ-2ПМ "Тополь" | ПГРК | SS-25 SICKLE | 15П158.1 / 15П658
| 15У128.1 | 15Ж58 | РС-12М | МИТ, МАЗ-7912 | "Пионер-3" | ПГРК | SS-20 SABER mod.3 SS-X-28 SABER | 15П157 | 15У167 | 15Ж57 | | МИТ, МАЗ-7916 | "Горн" | ПГРК | | 15П656 | | 15Ж56 | | МИТ, командная ракета | "Универсал" / "Тополь-М" РТ-2ПМ1 (источник) | ПГРК | SS-27 SICKLE-B | 15П155 | 15У175 | 15Ж55 | РС-12М1 | МИТ, шасси ПГРК МЗКТ-79221 | "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2" | ПГРК | SS-20 SABER mod.2 | 15П653 | 15У136 | 15Ж54 (ГЧ) 15Ж53 (РГЧ)
| | МАЗ-547В | РТ-23 "Молодец" | БЖРК | SS-24 SCALPEL | 15П952 | СМ-СП-35 | 15Ж52 | РС-22 | КБ "Южное", РДТТ первой ступени – 15Д206 и второй ступени – 15Д207 | | | | | | 15Ж51 | | командная ракета, возможно, РТ-2ПК (?) | "Темп-2СМ2" | ПГРК | | 15П648 | | 15Ж48 | РС-14 | | "Темп-2СМ1" | ПГРК | | 15П647 | | 15Ж47 | РС-14 | | РТ-21М "Пионер-К" / "Пионер-М"
| ПГРК | SS-20 SABER mod.1 | 15П645К
| | 15Ж46 | РСД-10 | МАЗ-547А | РТ-21М "Пионер" | ПГРК | SS-20 SABER mod.1 | 15П645 | 15У106 | 15Ж45 (РГЧ)
| РСД-10 | МАЗ-547А | РТ-23 | ОС | | | | 15Ж44 |
| КБ "Южное", РДТТ первой ступени – 15Д206 и второй ступени – 15Д207 | РТ-22 | БЖРК | | | СМ-СП-35 | 15Ж43 |
| КБ "Южное", разработка начата в 1969 г., двигатель 1-й ступени 15Д122 | "Темп-2С" | ПГРК | SS-X-16 / SS-16 SINNER | 15П642 | 15У67 | 15Ж42 | РС-14 | МАЗ-547А | РТ-21 | ОС | | | СМ-СП-27 | 15Ж41 |
| КБ "Южное" | РТ-2П | ОС | SS-13 mod.2 SAVAGE | 15П098П | 15П798 / ОС-98 | 8К98П | РС-12 | ОКБ-1 / ЦКБ "Арсенал" | РТ-2 | ОС | SS-13 mod.2 SAVAGE | 15П098 | 15П798 / ОС-98 | 8К98 | РС-12 | ОКБ-1 / ЦКБ "Арсенал" | ... | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) Corona-ICBM / Hwasong-16
|  | Межконтинентальная баллистическая ракета, впервые показанная на параде в Пхеньяне 10.10.2020 г. Наименование "Corona-ICBM" условное, наименование Hwasong-16 предположительное.
Двухстепенчатая МБР с жидкостными двигателями 1-й и 2-й ступеней. Транспортный агрегат нового типа с 11 осями (часть осей ведущие) с разнесенными кабинами - для снижения высоты располоожения полезной нагрузки и размещения ракеты большой длинны с оптимальной транспортной высотой. Пуск ракеты осуществляется так же как в случае с предыдущими МБР КНДР со стартового стола. По сути самоходная пусковая установка является транспортером-установщиком ракеты на стартовыя стол, аналогично первым советским мобильным БРСД. Старт горячий на маршевых двигателях 1-й ступени ракеты. Считается, что первая ступень ракеты является аналогом первой ступени перспективной ракеты-носителя Unha-X.
Предположительно на 1-й ступени установлены 4/6 однокамерных ЖРД по типу двигательных установок ракет типа ГР-1 и Р-36. Рулевые двигатели 1-й и 2-й ступеней предпложительно сняты с образцов ракет, показанных на параде. Некоторые оценки указывают на диаметр ракеты в 3 метра, но мне кажется, что диаметр 1-й ступени не превышает 2.7 м, а из-за разной высоты расположения ракет HS-16 и HS-15 на пусковых установках эксперты ошибаются в оценках. На ступени, вероятно, увеличено количество камер ЖРД с 2-х до 4-х. Ступень разведения боевых блоков, вероятно, обеспечивает применение РГЧ ИН. Хотя какие-то конкретные оценки давать пока рано.
| | Intercontinental ballistic missile (ICBM), first shown at the parade in Pyongyang 10 october 2020 The name "Corona-ICBM" is conditional, the name Hwasong-16 is probably.
Two-stage ICBM with 1st and 2nd stage liquid engines. A new type of TEL with 11 axles (some of the axles are leading) with spaced cabins - to reduce the height of the payload and accommodate a long rocket with an optimal high in transport position. The missile launched from launch pad like previous DPRK ICBMs. In fact, a TEL is a carrier-launcher for a missile on a launch pad, similar to the first Soviet mobile MRBMs. Hot start on main rocket engines of the 1st stage. It is believed that the first stage of the rocket is an analogue of the first stage of the promising Unha-X launch vehicle.
Presumably, 4/6 single rocket engines are installed at the 1st stage, similar to the propulsion systems of the soviet GR-1 and R-36 missiles. The steering motors of the 1st and 2nd stages were presumably taken from the samples of missiles shown at the parade. Some estimates point to a rocket diameter of 3 meters, but it seems to me that 1st stages diameter is no more than 2.7 meters and increase in the rocket engine chambers from 2 to 4. Because some experts in their estimates of high of TEl with missiles HS-15 and HS-16 had mistakes. Upper stage had ability to use MIRV warheads. Although it is too early to give some correct estimates. | Конечно, нам показаны лишь макеты, а не реальные образцы ракет. В новейшей истории северокорейского ракетостроения это распространенная практика. Конечно, это не отменяет вероятность испытаний указанной ракеты в ближайшие месяцы. | | Of course, we are shown only mock-ups, not real samples of missiles. In recent history of North Korean rocketry, this is a common practice. Of course, this does not negate the likelihood of testing this missile in the coming months. |  Межконтинентальная ракета Hwasong-16 на параде в Пхеньяне 10.10.2020 г.  Сравнение пусковых установок с ракетами Hwasong-16 (слева) и Hwasong-15 (справа) на параде в Пхеньяне 10.10.2020 г. | | | | | Ошибка идентификации МБР РС-28 "Сармат" Несоклько дней назад в новом non-native англоязычном блоге Missiles Underground появилась сенсационная информация об обнаружении отчета неких ракетных экологов о первом бросковом пуске тяжелой жидкостной МБР РС-28 / 15А28 "Сармат" (статья по ракете на нашем сайте временно закрыта по требованию суда). Блог Missiles Underground выложил фото горящих останков одной из ступеней некой ракеты с указанием того, что это последствия первого броскового пуска МБР "Сармат" в декабре 2017 г. на полигоне Плесецк и БЕЗ указания источника этой информации.
Проведенный анализ и поиск позволил обнаружить первоначальный источник фотографий - это новость компании НПЦ "Экопромсертефика" (ссылка на новость) в которой действительно речь идет об выполнении компанией комплекса работ по экологическому сопровождению бросковых испытаний комплекса "128" на космодроме Плесецк в декабре 2017 г.
Но вот с фотографиями всё несколько иначе:
| | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П098, ракета РТ-2 / РС-12 / 8К98 - SS-13 mod.1 SAVAGE Комплекс 15П098П, ракета РТ-2П / РС-12 / 8К98П - SS-13 mod.2 SAVAGE
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка велась ОКБ-1 (позже переименовано в ЦКБЭМ и НПО "Энергия") под общим управлением генерального конструктора С.П.Королева (c 1966 г. - В.П.Мишина), который был назначен председателем совета главных конструкторов программы разработки ракетного комплекса 15П098. Впервые необходимость разработки твердотопливной МБР РТ-2 обозначена в Постановлении Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2", которым предусматривалось проведение НИР РТ-2 по определению возможности создания и разработке эскизного проекта ракеты на твердом топливе с дальностью действия 10-12 тыс. км и массой БЧ до 500 кг в течение 1959 - первой половине 1961 г.г. Непосредственная разработка МБР РТ-2 начата по Постановлению Совмина СССР от 4 апреля 1961 года, ведущий конструктор ракеты - заместитель главного конструктора ОКБ-1 И.Н.Садовский, ведущие конструкторы в разное время - С.Е. Барденштейн и Ф.А. Титов. Разработка различных компонентов ракеты и ракетного комплекса велась следующей кооперацией предприятий: - пермское КБ машиностроения - двигатели первой и третьей ступеней; - ЦКБ-7 (Ленинград) - двигатель второй ступени; - алтайское НИИ ХТ - заряды двигателей первой и второй ступеней; - пермское НИИ-130 (НИИ полимерных материалов) - заряд двигателя третьей ступени; - ЦКБ-34 (КБ Специального машиностроения, г. Ленинград, под руководством В.В.Чернецкого и Е.Г.Рудяка) - шахтная пусковая установка одиночного старта (ШПУ «ОС») и командный пункт; - НИИ АП (под руководством Николая Пилюгина) - автономная инерциальная система управления; - ОКБ «Импульс» (под руководством Тараса Соколова) - система дистанционного управления и контроля пуска (СДУК, в т.ч. система прицеливания).
Применение ракет РТ-2 предполагалось из двух типов шахтных стартовых комплексов - группового и одиночного, а также со стартового комплекса железнодорожного базирования. В процессе разработки МБР остался только вариант с ШПУ типа “одиночный старт” (“ОС”). Постановлением Совмина СССР от 29 мюня 1962 г. уточняются требования к ракете и сроки работ по её созданию. Появляется требование разработки двух вариантов боевых частей и ужесточаются требования по точности ракеты и возможности дистанционного управления пуском. Эти требования закрепляются Постановлением Совмина от 16 июля 1963 г. В 1963 г. выпущен эскизный проект ракеты РТ-2 и в этом же году на базе ракеты РТ-1 для отработки решений для МБР РТ-2 была разработана экспериментальная ракета РТ-1-63 на которой отрабатывались 3-я и 2-я ступени МБР РТ-2. Всего построено три ракеты. Испытательные пуски ракет РТ-1-63 велись с наземной пусковой установки 8У258 на полигоне Капустин Яр. Из трех пусков лишь один был успешным.
Впервые макет ракеты РТ-2 с упрощенной имитацией ГЧ и без приборного отсека показан на параде в Москве 9 мая 1965 г.
 Макет ракты РТ-2 / 8К98 / SS-13 SAVAGE при подготовке к параду в Москве 09.05.1965 г. Макет ракеты без приборного отсека и с упрощенной головной частью. На заднем плане ракета 8К66 (фото ТАСС, обработано). | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-26 / 8К66 - "SS-8 SASIN" (наименование ошибочно)
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разрабатывалась ОКБ-586 (ныне - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель) по Постановлению Совета министров СССР от 23 мая 1960 г. о разработке ракеты Р-26, которая создавалась для замены МБР Р-16. Постановлением оговаривался выход на летно-конструкторские испытания уже в декабре 1961 г.
Ракета создавалась как замена МБР Р-16, но с меньшими габаритами и с обеспечением возможности нахождения ракеты в заправленном состоянии до одного года, то есть в 12 раз дольше, чем Р-16. Ракета изначально проектировались для шахтного базирования. В марте 1961 г. защищен эскизный проект ракеты. Ведущим конструктором изделия 8К66 назначен М.И.Галась (до начала июня 1962 г.), его помощником - Ю.А.Андрианов.
23 мая 1961 г. принято Постановление Совмина СССР №548-223 уточняющее требования к ракете - ракета Р-26 оснащалась тем же зарядом, что и МБР Р-16 и Р-9А, должна была иметь дальность 11500-12000 км при стартовом весе около 85 тонн. В качестве основного варианта задавалось шахтное базирование, при этом требовалось проработать и незащищенную пусковую установку. Головным разработчиком определялось ОКБ-586, а в качестве соисполнителей привлекалась кооперация предприятий, участвовавших в создании МБР Р-16. Проектирование боевой стартовой позиции поручено ленинградскому ЦКБ-34, которое практически одновременно занималось шахтным стартом для Р-16. Проведение совместных летных испытаний предусматривалось с I квартала до конца 1962 г.
Снижение габаритов ракеты Р-26 по сравнению с Р-16 достигалось следующим: - энергетические возможности Р-16 (как и Р-9А) были несколько избыточны для используемого боевого оснащения, обеспечивался запас по дальности не менее 1000 км. - полезная нагрузка ракеты определяется весом не только головной части, но и аппаратуры системы управления. В связи с этим конструкторы ОКБ-586 добились включения в правительственное постановление контрольной цифры по весу этой аппаратуры - 200 кг на второй ступени, что соответствовало облегчению почти в 1,5 раза по сравнению с Р-16. - в Постановлении оговаривалось снижение массы заряда боеголовки на 15% по сранвению с реальным образцом, испытанным в 1958 г. С марта по июнь 1962 г. в НИИ-229 проведены огневые стендовые испытания обеих ступеней ракеты. При отработке "горячего" разделения ступеней планировался запуск двигателей второй ступени с пристыкованным макетом первой ступени. Ранее, стендовых испытаниях первой ступени МБР Р-16 стенд был разрушен и потому сейчас представители НИИ-88 высказывали опасение, что упавшая при разделении первая ступень ракеты Р-26 нарушит целостность стендового лотка, а струя двигателя второй ступени разрушит стенд. Чтобы избежать разрушения стенда испытатели прикрепили к корпусу макета первой ступени в качестве своеобразного амортизатора обыкновенную шпалу. После успешного проведения испытаний шпала была упакована, опломбирована представителями ОТК и Заказчика и отправлена "на исследование" в НИИ-88.
Особая благодарность "Практику" (http://military.tomsk.ru/forum) за помощь в подготовке материалов.
 Ракеты Р-26 на параде в Москве, 07.11.1964 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П699, ракета РТ-20П / 8К99 - SS-XZ / SS-X-15 SCROOGE Комплекс 15П099, ракета РТ-20П / 8К99 (шахтный)
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс. Разработка комплекса велась ОКБ-586 (ныне - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель), ведущий конструктор комплекса - Б.А.Ковтунов (с 1964 г.). Постановлением СМ СССР №316-137 от 4 апреля 1961 г. ОКБ-586 на конкурсной основе с ОКБ-1 предлагалось в течение 1961-1962 г.г. совместно со смежными организациями выполнить соответствующую НИР с последующим ее переводом в ОКР. В основу НИР положено ТТЗ МО СССР по созданию малогабаритной твердотопливной МБР со стартовой массой 25 тонн.
Для работы над НИР ОКБ-586 привлечена широкая кооперация КБ и предприятий по различным направлениям: - разработка высокоэнергетических смесевых твердых топлив, зарядов и их технологии - НИИ-6, НИИ-130, ГИПХ, завод №55 Днепропетровского совнархоза; - разработка конструкционных, жаростойких и теплозащитных материалов и технологии изготовления корпусов и узлов РДТТ - НИИ-13, НИИ-88, ВИАМ, институты АН УССР, НИИГрафит и ВНИИТС Московского совнархоза, НИТИ-40, УкрНИТИ; - разработка бортовой и наземной аппаратуры системы управления, электрооборудования, источников питания и кабельной сети - ОКБ-692, НИИ-944, ВНИИЭМ, ВНИИТ, НИАИ, ОКБ-686; - разработка боевого снаряжения - КБ-11 Минсредмаша СССР; - комплексная проработка вариантов старта - ЦКБ-34; - проведение теоретических и экспериментальных исследований, составлению методик расчета РДТТ - НИИ-1, ЦАГИ, НИИ-88, НИИ-6, НИИ-130, ГИПХ, МВССО СССР, МВССО РСФСР, ИСМ АН УССР.
Особая благодарность "Практику" (http://military.tomsk.ru/forum) за помощь в подготовке материалов.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) БЖРК ОКР "Баргузин"
 
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). ОКР по созданию БЖРК начата в 2012 г. и ведется Московским Институтом теплотехники (МИТ). До декабря 2014 г. обсуждалось, что создание комплекса возможно или на базе МБР РС-24 "Ярс" или на базе МБР РС-26 "Рубеж" или с использованием наработок по межконтинентальной БРПЛ 3М30 "Булава". Но в декабре 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что комплекс будет включать в свой состав МБР типа "Ярс" или "Ярс-М" (источник).
Маловероятно, что главным конструктором комплекса может быть Ю.С.Соломонов т.к. в своих выступлениях в СМИ он неоднократно выступал против БЖРК как класса ракетных комплексов. До 2020 г. предполагается выполнить ОКР, создать и провести испытания опытных образцов БЖРК (по планам 2012 г.). После 2020 г. комплексы начнут поступать на вооружение РВСН (источник).
23 апреля 2013 г. заместитель Министра оброны России Юрий Борисов заявил, что в настоящее время ведется эскизное проектирование БЖРК, идет работа по техническим проектам (источник). 18 декабря 2013 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что эскизное проектирование завершится в первой половине 2014 г., но окончательное решение по проектированию БЖРК еще не принято (источник). В итоге эскизное проектирование комплекса завершено в конце 2014 г. (источник). В СМИ сообщается, что по состоянию на середину 2015 г. идет первый этап ОКР по созданию комплекса.
В декабре 2014 г. в СМИ заместитель главкома РВСН заявил, что разработка БЖРК вскоре может начаться, а главком РВСН днем позже заявил, что новый комплекс носит название "Баргузин". Разработка конструкторской документации начата в 2015 г. и её планируется завершить в середине 2016 г. (источник). Хотя позже в декабре 2015 г. источник в российском ОПК сообщил СМИ, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию "Баргузина" перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 г. 12 мая 2016 г. в СМИ появилась информация о том, что "конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса, но точных сроков его создания и принятия на вооружение нет", ясность по срокам наступит в 2018 г. (источник).
Начало развертывания нового БЖРК ожидается не ранее 2018 г., а скорее всего в 2019 г. (источник). в конце 2015 г. дата начала развертывания комплекса уточнена - 2020 г. (источник).
02.12.2017 г. в СМИ появилась информация о закрытии программы создания БЖРК (источник). Вероятно, по финснсовым причинам, а так же в связи с нецелесообразностью.
 Иллюстрации к патенту ЦКБ "Титан" на железнодорожную пусковую установку ( http://militaryrussia.ru via http://www.findpatent.ru). Цифрами на схеме обозначены: 1 - ж/д-вагон или платформа, 2 - неподвижная подцапфенная балка, 3 - подъемная стрела, 4 - механизм подъема стрелы, 5 - подвижная рама, закрепленная на стреле с возможностью продольного перемещения, 6 - ТПК с ракетой, 7 - телескопические опоры, 8 - опорные плиты, 9 - поворотные тяги для "прицеливания" опорами на рельсы ж/д-полотна. | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе) ОКР "Авангард" / "Авангард-Р"
Разработка компонентов перспективной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Разработка велась Московским Институтом Теплотехники (МИТ) совместно с 4-м ЦНИИ Министерства обороны России. По состоянию на 2011 г. разработка ОКР "Авангард" (ракетного комплекса "Авангард-Р" = "Рубеж") завершена и находится на этапе подготовки к летным испытаниям (источник). По состоянию на 2015 г. работы по ОКР "Авангард" продолжаются в 4-м ЦНИИ МО России в рамках большой комплексной темы "Шлямбур" (источник).
В связи с тем, что результаты разработки используются в ракетном комплексе РС-26 "Рубеж", а так же в связи с названием составной части ОКР - "Авангард-Р" - ОКР "Авангард" часто ассоциируется с комплексом "Рубеж", а иногда и именуется "ракетным комплексом". | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (в работе) Изделие 15Ю71 / 102 / 102Э
 
Управляемый боевой блок МБР. Разработка аппарата по теме "102" велась "НПО машиностроения" (г.Реутов) совместно с программой разработки управляемых боевых блоков "Альбатрос" или параллельно ей.
Сборка опытных образцов "изделия 102-Э" по состоянию на 2010 г. ведется опытным производством НПО машиностроения (в т.ч. цехом неметаллов - цех №17, источник) и считается на предприятии одной из важнейших задач (источник).
Испытания. Для обеспечения испытаний низколетящих целей по приказу Министра обороны СССР от 20 февраля 1987 г. и приказу главкома РВСН от 20 июня 1988 г. на базе комплекса измерительной аппаратуры "Пурга" был развернут измерительный пункт ИП-10 (в/ч 21252), г.Мирный (Якутия). Часть была в июне-августе 1990 г передислоцирована в г.Мириный для обеспечения испытаний "изделия 102" (источник). Наблюдательный пункт ИП-10 закрыт в связи с закрытием программы испытаний директивой первого заместителя министра обороны России от 4 апреля 1997 г. (источник).
В 2005 году в составе Представительства НПО машиностроения на космодроме Байконур был создан Центр эксплуатации и испытаний ракетных комплексов ЦЭиИ РК, на который возлагалась задача проведения подготовки и пусков МБР РС-18 по темам «Зарядье», «102Э» и «Кондор» (источник). По состоянию на 2010 г. отдел телеметрической обработки информации НПО машиностроения ведет обработку телеметрической информации полученной в ходе испытаний "изделия 102" (источник).
Наименование аппарата 15Ю70 и идентификация его с "изделием 102" взята из западных источников.
Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) НИР "Альбатрос", комплекс 15П170
 
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка комплекса велась НПО машиностроения (г.Реутово) по Постановлению Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. Главный конструктор - Герберт Ефремов. В 1991 г. планировалось начать испытания комплекса, а в 1993 г. предполагалось начать серийное производство МБР (ист. - Казыдуб).
Создание нового ракетного комплекса с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО должно было стать асимметричным ответом на разработку в США системы ПРО по программе СОИ. Боевое оснащение комплекса - маневрирующие планирующие (крылатые) гиперзвуковые боевые блоки первого поколения (источник), обладающие возможностью совершения маневра до 1000 км по азимуту при входе в атмосферу на высоте "линии Кармана" со скоростями порядка 5.8 - 7.5 км/с (17-22 М). В основе проекта «Альбатрос» лежали предложения по управляемому боевому блоку, способному совершать маневр уклонения от противоракеты - УББ должен был фиксировать старт противоракеты и совершать запрограммированный маневр уклонения. Проработки проекта УББ с такими возможностями велись в 1979-1980 г.г. - выполнялось проектирование системы автоматики подобного противоракетного маневра (источник).
Эскизный проект комплекса "Альбатрос" разработан к концу 1987 г. и вызвал критику Министерства обороны. Проектирование комплекса велось до начала 1989 г. Основные причины прекращения разработки: сомнительность сроков реализации проекта в т.ч. из-за проблематичности заложенных в проект технических решений.
В июне 1989 г. на совещении в НПО машиностроения (г.Реутово) генеральный директор НПО Г.А.Ефремов выступил с предложением разработки комплекса "Альбатрос" в качестве универсального комплекса для РВСН - для шахтного и мобильного видов базирования. Это вызвало противодействие со стороны других разработчиков МБР - Московского Института Теплотехники (МИТ) и КБ "Южное" (г.Днепропетровск). 9 сентября 1989 г. в развитие Постановления совмина СССР от 9 февраля 1987 г. вышло Решение ВПК №323, которым предписывалось создание вместо комплекса «Альбатрос» двух новых ракетных комплексов - подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, разработанной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Тема НИР получила название «Универсал» (ракета РТ-2ПМ2 / 8Ж65, позже - "Тополь-М"). Разработка ПГРК с новой ракетой велась МИТом, комплекс с базированием в ШПУ - КБ «Южное» (ист. - Казыдуб) . Активная разработка комплекса "Альбатрос" в интересах РВСН была прекращена после заключения договора СНВ-1 в 1991 г., но испытания опытных образцов УББ были продолжены.
 Рисунок аппаратов СЛА-1 и СЛА-2 системы "Призыв" с рекламного буклета НПО машиностроения, 1990-е годы ( http://forums.airbase.ru/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П159 "Курьер", ракета 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26
  
Мобильная малогабаритная межконтинентальная ракета / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Разработка комплекса и ракеты велась Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе, с 1987 г. главный конструктор - Б.Н.Лагутин. Разработка комплекса начата по инициативе командующего РВСН В.Ф.Толубко в ответ на разработку в США МБР MGM-134 "Midgetman" по Постановлению Соамина СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Эскизный проект МБР (название на ранней стадии проектирования - "Темп-СМ") завершен в 1984 г. Разработка эскизного проекта по теме "Темп-СМ" велась 11-м отделением МИТа, начальник - Н.В.Карягин. На стадии ОКР за комплекс отвечало отделение №6 МИТа (А.К.Виноградов, позже - Л.С.Соломонов), за ракету - отделение №1 МИТ (В.И.Гоголев, позже - Ю.В.Соломонов). Производство ракет для испытаний велось на Воткинском машиностроительном заводе. Там же планировалось развернуть и серийное производство ракеты. В период с марта 1989 г. по май 1990 г. на полигоне Плесецк в ходе отработки стартовой автоматики и самоходной ПУ выполнено 4 бросковых пуска макетов ракеты по упрощенной циклограмме с облегченным двигателем первой ступени. К 1991 г. разработан окончательный 5-осный вариант СПУ комплекса, начато изготовление опытных образцов СПУ на закоде "Баррикады" (г.Волгоград). К летным испытаниям ракеты планировалось приступить летом 1992 г., но в связи с прекращением в США разработки МБР "Миджитмен" 5 октября 1991 г. М.С.Горбачев заявил о прекращении разработки комплекса "Курьер".  Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 и вариантов СПУ комплекса 15П159 "Курьер" (с) http://militaryrussia.ru, оригиналы рисунков шасси взяты на http://ruzhany.narod.ru. Вариант 2. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) KN-08 / NoDong-C / Hwasong-13
|  | Межконтинентальная баллистическая ракета. Некоторое время считалась ракетой промежуточной дальности (IRBM). Испытания двигателей ракеты на полигонах КНДР отмечены западными наблюдателями в конце 2011 г. Комплексы KN-08 впервые публично показаны на параде в Пхеньяне 15 апреля 2012 г. Ракеты были оснащены макетами головных частей. Кроме того, существует мнение, что и сами ракеты были ничем иным как макетами - т.к. есть сомнения в возможности перемещения на транспортерах такого размера жидкостных ракет без контейнера в связи с возможностью механической деформации конструкции корпуса ракеты.
На параде посвященном 70-й годовщени образования КНДР 10 октября 2015 г. на тех же транспортерах показан другой вариант ракеты KN-08, который, тем не менее, имеет общие черты с вариантом 2012 г. Существует предположение, что в 2012 г. были показаны "фейковые" макеты ракет, а в 2015 г. показаны макеты настоящих ракет KN-08.
Наименование комплекса в КНДР - HS-13 / Hwasong-13. Расшифровка названия KN-08 - Korean North, 8-й образец.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Икар", ракета Р-36М3 / 15А18М2 (проект)  Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета пятого поколения. Аванпроект ракеты и комплекса разработан в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина) под руководством академика АН СССР В.Ф.Уткина в 1991 г. Работы по проекту были прекращены в 1991-1992 г.г. В некоторых источниках в качестве причины прекращения разработки называют переговоры ОСВ-2, но скорее всего причин было несколько. Так же нельзя не учитывать и определенной национализации разработки МБР для РВСН России.
В части литературы индекс 15А18М2 ошибочно относят к ракете Р-36М2. Так же к проекту "Икар" иногда ошибочно относят индекс 15А19.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (в работе) "Гном"
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Работы по мобильным твердотопливным стратегического назначения были инициированы Д.Ф.Устиновым. К проектированию комплексов на конкурной основе были привлечены НИИ-1 (МИТ) и СКБ (КБМ, г.Коломна) совместно с ОКБ-586 (КБ "Южное", г.Днепропетровск). НИР по созданию МБР с ПВРД на первой ступени велась СКБ машиностроения (г.Коломна) начиная с 1964 г. Генеральный конструктор - Борис Иванович Шавырин (позже - С.П.Непобедимый).
После выбора в качестве двигателя 1-й ступени ПВРД от участия в работе по проекту отказалось ОКБ-586, причина - нестандартность такого решения как твердотопливный ПВРД на 1-й ступени ракеты. Для опытного производства по теме ОКР "Гном" КБМ был выделен завод №92 в г.Горький. До октября 1965 г. на полигоне ЦИАМ в Тураево велись огневые испытания (более 10) уменьшенного прототипа ПВДР ракеты (1/3 размера). На стенде для нагнетания воздуха было смонтировано специальное оборудование. Всего проведено более 10 огневых испытаний двигателя.
Завод №92 вел выпуск отсеков двигателя и КБ готовилось к сборке первого полноразмерного макета ракеты. К октябрю 1965 г. был разработан эскизный проект комплекса и ракеты. 16 октября 1965 г. состоялось первое огневое испытание прототипа ПВРД на стенде ЦИАМ в Тураево. После октября 1965 г. под руководством С.П.Непобедимого была проведена перекомпоновка ракеты и была начата ОКР по созданию МБР. Эскизный проект был успешно защищен, начался выпуск рабочих чертежей ракеты.
Разработка ракеты и комплекса прекращены в конце 1965 г. до выхода изделия на летные испытания.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) ГР-1 / 8К713 - SS-X-10 SCRAG (ошибочно)
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / глобальная ракета. Разработка ракеты велась специальный отделом №3 (руководитель - Крюков Сергей Сергеевич) ОКБ-1 генерального конструктора С.П.Королева с 1961 г. Проектирование глобальной ракеты велось с расчетом на использование на первой и второй ступенях двигательных установок варианта ракеты Р-9М - 8К77, а на третье ступени двигательной установки С1.5400. В результате разработки ракеты выпущена конструкторская и эксплуатационная документация. Эксплуатация ракеты предполагалась с теми же ограничениями и особенностями как и эксплуатация ракеты Р-9.
Эскизный проект ГР-1 выпущен в мае 1962 г. Официально разработка ракеты была начата по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1021-436 от 12 мая 1962 г. и по приказу Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) №640/06 от 13 октября 1962 г.
В 1962 г. выпущены ракеты для стендовых испытаний испытаний и начата подготовка серии ракет для летных испытаний. Всего выпущено по разным данным 3-4 эксземпляра ракет. Минимум две ракеты этой серии позже принимали участие в парадах в Москве. Производство ракет велось на Заводе Экспериментального Машиностроения ОКБ-1 в г.Калининград Московской области, а так же на заводе "Прогресс" (г.Куйбышев).6 декабря 1963 г. приказом командира в/ч 44275 на космодроме Байконур была создана нештатная технологическая группа по испытаниям ракеты 8К713 на площадке №51. В 1964 г. к работам подключилась испытательная группа №3 той же в/ч ранее работавших по испытаниям МБР 8К75 / Р-9 (численность - 169 чел).
Разработка ракет ГР-1 и её модификаций прекращена в июле 1964 г. официально "в связи с исполнением СССР обязательств по неиспользованию космического пространства в военных целях".
Отдельная благодарность за подготовку подборки источников по ракете пользователю "С-300" нашего сайта и форума.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Темп-С2М" Комплекс 15П642 "Темп-2С", ракета 15Ж42 / РС-14 - SS-X-16 / SS-16 SINNER Комплекс "Темп-2СМ1", ракета 15Ж47 Комплекс "Темп-2СМ2", ракета 15Ж48
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Разработан Московским Институтом теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе. По поручению ГКОТ СССР (с 3 марта 1965 - Миноборонпром СССР) первые проработки облика МБР на РДТТ начаты в НИИ-1 (будущий МИТ) под руководством А.Д.Надирадзе в 1962 г. Разработка второго поколения смесевых твердых топлив в т.ч. применительно к комплексу с твердотопливной МБР начата НИИ-125 в 1964 г. Приказом № 24 от 15 апреля 1965 г. министр оборонной промышленности СССР С.А.Зверев поручает НИИ-1 разработку на базе комплекса "Темп-С" усовершенствованного до межконтинентального комплекса "Темп-С2М". Приказ министра предписывал проведение проектных изысканий, изготовление и наземную отработку полноразмерных двигателей для МБР. Разработка топливных зарядов двух первых ступеней поручена НИИ-125, 3-й ступени - НИИ-6. Разработка собственно ракеты велась отделением №1 МИТ, а разработкой комплекса занималось только что созданное отделение №19 под руководством А.К.Виноградова.
 Реконструкция СПУ 15У67 (автор - Sinner75, http://russianarms.ru).   Модель сочлененной гусеничной СПУ "объект 829" с ракетой 15Ж42, Музей истории и техники ОАО "Кировский завод", 2001 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).  Конверсионный кран КА-80 на шасси МАЗ-547А бывших СПУ комплекса "Темп-2С" ( http://vk.com). | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Спасибо!... Исправлюсь | Дай бог, чтобы наконец до ума довели. | Первый серийный образец усовершенствованной 100-мм автоматической корабельной артиллерийской... | ну у орудия я так понимаю два режима стрельбы очередями... 1 выстр/с и 0.5 выстр/с | Наверно шрапнель с конусным рассеиванием. При достаточной скорострельности орудия... | 100-мм орудием со скорострельностью 1 выстрел в секунду по крылатым ракетам?снаряд какой? | Интересное кстати обсуждение... спасибо! | gleb_kgi Wrote:Там (с А-190) не со скорострельностью проблемы, с какчеством там... | Спасибо за наводку. Прочтем | Такое ощущение, что имеют место быть некие промышленные игры... |
|