MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

РС-24 Ярс / Тополь-МР - SS-X-29 / SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-24 "Ярс" / "Тополь-МР" / "Универсал" - SS-X-29
Комплекс РС-24 "Ярс" / 15П155М, ракета РС-12М2Р / 15Ж55М (АПУ) - SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B
Комплекс РС-24 "Ярс" / 15П165М, ракета РС-12М2Р / 15Ж65М (ШПУ) - SS-29 / SS-27 mod.3 SICKLE-С
Комплекс РС-24 "Ярс-С"
Комплекс РС-24 "Ярс-М"



Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ) на базе МБР РТ-2ПМ2 / "Тополь-М", главный конструктор - Ю.Соломонов. Разработка МБР "Тополь-М" / РТ-2ПМ2 с использованием только российских технологий начата в марте 1992 г. Указ Президента России Б.Н.Ельцина о создании ракетного комплекса "Тополь-М" (с вариантами развития) вышел 27 февраля 1993 г.

Первый испытательный пуск ракеты "Ярс" 15Ж55М произведен 29 мая 2007 г. с мобильной пусковой установки на полигоне Плесецк. В 2009 г. ЦКБ "Титан" созданы первые экземпляры стартовых агрегатов комплекса "Ярс" (источник). Ракеты комплекса производятся на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск). По сообщениям СМИ (2010 г.) ракеты РС-24 будут заменять на дежурстве МБР РС-18 и РС-20 по мере исчерпания их гарантийных сроков. В январе 2010 г. было заявлено, что государственные испытания комплекса завершатся до конца 2010 г., либо после 4-го и 5-го пусков. С 2012 г. в серийном производстве планируется оставить только МБР РС-24 "Ярс". В 2011 г. планировалось произвести 3 испытательных пуска МБР "Ярс" (сообщения СМИ от декабря 2010 г.).

Развертывание комплексов "Ярс" начато в декабре 2009 г. после принятия комплекса РВСН для "опытно-боевого дежурства" в составе одного ракетного дивизиона полка Тейковской 54-й гвардейской ракетной дивизии 27-й гвардейской ракетной армии РВСН (базирование - Красные Сосенки, 3 комплекса). 30 ноября 2010 г. главкоком РВСН генерал С.Каракаев заявил, что РВСН постепенно будут перевооружаться с мобильных комплексов с моноблочными ракетами "Тополь-М" на мобильные комплексы с ракетами с РГЧ ИН "Ярс". В декабре 2010 г. на вооружение Тейковской ракетной дивизии поступил второй дивизион комплексов "Ярс" (3 СПУ). 4 марта 2011 г. объявлено, что первый ракетный полк с МБР РС-24 "Ярс" заступил на боевое дежурство в РВСН в составе Тейковской дивизии. В состав полка Тейковской ракетной дивизии вошли 2 ракетных дивизиона МБР РС-24, поставленных в РВСН в 2009-2010 г.г. Всего в составе полка 6 комплексов РС-24.

Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.


Пуск МБР РС-24 / 15Ж55М "Ярс" из ПГРК в ходе учений стратегических сил "Гром-2022", полигон Плесецк, 26.10.2022 г. (кадр видео Министерства обороны России)
Автор: DIMMI Создан: 02.12.2010 12:54:24 Комментариев: 754 Читать всю статью

РТ-2ПМ2, РС-12М1 / РС-12М2 Тополь-М - SS-27 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение, v.2)
НИР "Универсал" / ОКР "Тополь-М", ракета 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B
Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" / 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B
Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" / 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов (в разные годы, источник). 

Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники  работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).

Работы в КБ "Южное" велись по НИР "Универсал" - разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).

Полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 / 15Ж65 была начата совместно МИТ и КБ "Южное" по решению  ВПК СССР №323 от 09.02.1989 г. по теме НИР "Универсал". Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах - ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).

Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель 1-й ступени, головной обтекатель и второй вариант платформы разведения с двигателем на монотопливе разрабатывало КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). В конце 1989 г. выпущен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).

Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ "Южное" был собран и подготовлен к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты с завода на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1991 г. МИТ начал формирование скорректированной кооперации разработчиков с упором на российские предприятия (ист. - Стратегические ракетные). В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ "Южное" С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ "Южное"  в разработке ракеты (ист. - Ракеты и космические аппараты...). В 1992 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту МБР "Тополь-М" учитывающее изменения по кооперации разработчиков - двигатель 1-й ступени ракеты разрабатывался теперь НПО "Искра" (г.Пермь). За основной вариант базирования шахтного варианта был принят вариант с использованием стартовой позиции и ШПУ комплексов УР-100НУТХХ с ракетами 15А35 после модернизации стартового оборудования (разработчик ОКБ "Вымпел" , г.Москва). Так же дополнением к эскизному проекту предусматривалось использование ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 в случае полного сокращения этих ракет по договоре СНВ-2, которое могло произойти (ист. - Стратегические ракетные). 

Постановлением Правительства России №7-2 от 06.01.1993 г. и Указом Президента России Бориса Ельцина №275 от 22 февраля 1993 года "О создании РК "Тополь-М" и серийном производстве РК "Тополь-М" головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ "Южное" в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г. (ист. - Ракеты и космические аппараты...).



Старт ракеты 15Ж55 комплекса "Тополь-М" (2008 г. или ранее)
Автор: DIMMI Создан: 07.01.2018 19:05:17 Комментариев: 45 Читать всю статью

Р-16 / 8К64 - SS-7 SADDLER

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета
Р-16 / 8К64 - SS-7 mod.1 SADDLER
Ракета Р-16У / 8К64У - SS-7 mod.2 SADDLER


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка первой (для КБ) двухступенчатой ракеты велась ОКБ-586 (КБ "Южное") под общим руководством академика М.К. Янгеля по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.12.1956 г. о разработке межконтинентальной ракеты на высококипящих компонентах топлива. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Грачев. Ракета разрабатывалась в связи с низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой МБР Р-7 С.П.Королева. Для ускоренного создания новой МБР было предложено широко использовать конструктивные решения ранее созданных КБ ракет Р-12 / 8К63 и Р-14 / 8К65. Запуск МБР 8К64 предполагался только с наземных пусковых установок.

Постановлением от 17.12.1956 г. Правительство поручило ОКБ-586 проработать проект МБР на топливе длительного хранения. В феврале 1957 г. ОКБ-586 предложен предэскизный проект новой МБР. Проект предполагал создание 2-х ступенчатой ракеты со ступенями конической формы с двигателями разработки ОКБ-3 НИИ-88. Эскизный проект ноября 1957 г. предполагал создание уже ракеты массой 150 тонн со ступенями цилиндрической формы с двумя базовыми диаметрами ступеней - 3 м 1-я ступень и 2,4 м 2-я ступень. Ожидаемо предполагалось использование высококипящего топлива А
К-27И и НДМГ. При заводе № 586 был создан филиал ОКБ-3 НИИ-88. В середине 1958 г. эскизный проект был рассмотрен созданной правительством экспертной комиссией, возглавляемой президентом Академии наук СССР М. В. Келдышем. Комиссия подтвердила возможность создания ракеты с заявленными характеристиками. Позицию ОКБ-586 укрепило его предложение по замене не имевших производственной базы двигателей ОКБ-3 НИИ-88 на двигатели ОКБ-456 В.П Глушко, в основу которых был положен разработанный для ракеты Р-14 двухкамерный двигатель. На первой ступени используется связка из трех таких двигателей, на второй — один двигатель с удлиненными (высотными) соплами. Для управления полетом в состав каждой ступени вводится свой четырехкамерный рулевой двигатель. Применение рулевых двигателей позволило снизить конечный вес ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы. Разработка рулевых двигателей была возложена на специализированное двигательное КБ-4 в структуре ОКБ-586, преобразованное из филиала ОКБ-3 НИИ-88 по приказу председателя ГКОТ при Совмине №КС-269 от 22.06.1958 г. Главлым конструктором КБ-4 становится И.И.Иванов, заместителем - М.Д.Назаров.

В августе 1958 г. Совмин поручил ОКБ-586 развернуть работы и в кратчайшие сроки создать МБР Р-16 с индексом 8К64, были выданы уточненные тактико-технические требования. Ввиду обострения международной обстановки Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 обязывают ускорить разработку ракет Р-14 и Р-16 и выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г.

Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692 (позже НПО "Хартрон"). Для отработки камер сгорания и газогенераторов рулевых двигателей и систем питания маршевых двигателей на испытательной базе ОКБ-586 был построен комплекс стендов и монтажно-испытательный корпус. Для двигательного КБ ОКБ-586 был сооружен лабораторно-испытательный корпус со стендами для отработки турбонасосных агрегатов. На территории 5 НИИП в Байконуре для ОКБ-586 были выделены площадки, на которых началось строительство стартовой позиции ракеты 8К64, монтажно-испытательного корпуса и жилой зоны. Разработка стартового оборудования была возложена на Новокраматорский машиностроительный завод. 

Таким образом сложилась кооперация:
- ОКБ-586 (КБ "Южное") - головное по комплексу, ракете, рулевым ЖРД (отдельное КБ в ОКБ-586), головные части МБР;
- ОКБ-456 - по маршевым ЖРД;
ОКБ-692 (НПО "Хартрон") - система управления;
- Новокраматорский машиностроительный завод - стартовое оборудование наземного комплекса "Шексна-Н";
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерные заряды головных частей.

С целью объединения производственных мощностей и ускорения перехода на серийное изготовление ракет ОКБ-586 и завод №586 приняли решение передать экспериментальное производство ОКБ заводу. В августе 1960 г. начались огневые стендовые испытания ступеней ракеты в НИИ-229. При первом испытании 1-й ступени от мощной струи разрушился отбойный лоток стенда, тем не менее пуск был успешным. Ввиду отсутствия времени на ремонт комиссия решила ограничить испытания единственным пуском и, не ремонтируя лоток, приступила к огневым испытаниям на стенде 2-й ступени. После трех испытаний 2-й ступени ракета была допущена к летным испытаниям.

Серийное изготовление ракет 8К64 началось в намеченный правительством срок - в 1961 г. Кроме завода №586 в Днепропетровске ракеты с 1961 г. изготавливал так же завод №166 в Омске (ПО "Полет"). Всего ПО "Полет" было выпущено 330 МБР Р-16 и Р-16У.


Пуск МБР Р-16У с легкой ГЧ из шахтной пусковой установки (фото - КБ "Южное")

 

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2013 09:56:59 Комментариев: 22 Читать всю статью

Р-14 / Р-14У - SS-5 SKEAN

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-14 / 8К65 - SS-5 SKEAN
Комплекс 8П764 "Чусовая", ракета Р-14У / 8К65У - SS-5 SKEAN



Баллистическая ракета средней дальности. Создана в СКБ-586 генерального конструктора М.К.Янгеля по Постановлению СМ СССР от 02 июля 1958 г. Ракета проектировалась с использованием опыта создания БРСД Р-12 с увеличенной до 3600 км дальностью действия и с улучшенными эксплуатационными возможностями.

В первом квартале 1960 г. выполнены первые горячие проливки ракеты Р-14. С 28 марта по май 1960 г. в Загорском НИИ-229 было проведено четыре стендовых испытания двигателей, прошедшие без особых замечаний. Во втором квартале 1960 экспериментальная отработка Р-14 завершена и начата подготовка к летно-конструкторским испытаниям. Для проведения испытаний на площадке №20 полигона построена техническая позиция, включающая монтажно-испытательный корпус, на площадке №21 оборудована стартовая позиция на два старта. Мишенное поле оборудовано в районе г.Братска. Председателем Госкомиссии назначен генерал-майор А.Г.Мрыкин, техническим руководителем испытаний - заместитель Янгеля В.С.Будник.

Испытания ракеты начаты на Государственном Центральном Полигоне №4 Капустин Яр успешным пуском 6 июня 1960 г. По результатам первого пуска была выявлена ненормальная работа системы перелива окислителя, а в ходе проведения первого этапа летных испытаний обнаружено явление кавитации, приводившее к разрушению ракет на активном участке полета. Проведены доработки конструкции ракеты и 15 февраля 1961 г. успешно завершены летно-конструкторские испытания. Всего в ходе летно-конструкторских испытаний произведен 21 пуск (22 пуска по др. данным).


Ракета Р-14 / 8К65 на испытаниях (http://rbase.new-factoria.ru).
Автор: DIMMI Создан: 30.07.2010 23:32:48 Комментариев: 92 Читать всю статью

Комплекс 9К720 Искандер - SS-26 STONE - Структура комплекса и хронология

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение, v.2)
Комплекс 9К720 "Искандер-М" - SS-26 STONE-A


Структура комплекса, развертывание и хронология.


СПУ 9П78-1 с крылатыми ракетами Р-500 ракетного комплекса 9К720 "Искандер-М" первого серийного бригадного комплекта в день передачи техники 107-й РБР. Капустин Яр, 28.06.2013 г. (http://i-korotchenko.livejournal.com).

Автор: DIMMI Создан: 10.01.2015 20:45:52 Комментариев: 23 Читать всю статью

Р-11 / 8А61, Р-11М / 8К11 - SS-1B SCUD-A

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-11 / 8А61 "Земля"- SS-1B SCUD-A
Ракета Р-11М / 8К11 / 8К11М - SS-1B SCUD-A / KY-01
Ракета Р-11МУ / 8К12 (проект)
Ракета Р-150 / Р-170 - экспортное исполнение

Оперативно-тактическая ракета / ракетный комплекс с оперативно-тактической ракетой. Разработка в НИИ-88 одноступенчатой ракеты 8А61 на высококипящих компонентах топлива со сроком хранения в заправленном положении до 1 месяца начата по теме НИР Н2 «Исследования вариантов ракет дальнего действия с применением топлив на основе высококипящих окислителей» по Постановлению Совмина СССР №4811-2092 от 4 декабря 1950 г. «О плане опытных работ по наземному реактивному вооружению на IV квартал 1950 года и 1951 год». Разработка велась в ОКБ-1 НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева (права главного конструктора - М.К.Янгель, ведущий конструктор в 1950-1953 г.г. Синильщиков Евгений Васильевич, с весны 1953 г. - В.П.Макеев). Планировалось, что к концу 1-го кв. 1952 г. будет выполнен подбор оптимальных рецептур топлива на основе высококипящих окислителей и будут проведены их физико-химические исследования, а также будут проанализированы различные варианты ракет и будет обоснован наиболее оптимальный вариант с использованием узлов и агрегатов ракет Р-1 и Р-2, будет подготовлено тактико-техническое задание на ЖРД, эскизный проект ЖРД в соответствии с тактико-техническим заданием, будет разработан эскизный проект ракеты (ист. - Постников).

В основе НИР Н2 по ракете на высококипящих компонентах топлива были итоги работ по исследованиям топлив в НИИ-4 Академии артиллерийских наук СССР, которые велись начиная с 1947 г. сотрудниками института А.З. Красновым, В.Н. Кулагиным, И.И. Поляковым, Л.М. Эдмином. В качестве топлива использовался керосин, а в качестве окислителя составы: смесь азотной кислоты с четырёхокисью азота и смесь тетранитрометана с четырёхокисью азота. Испытания показали, что в энергетическом отношении оба окислителя равноценны. Но т.к. тетранитрометан по ряду характеристик (температура замерзания, токсичность и взрывоопасность) уступал азотной кислоте, а его производство в начале 1950-х годов не было обеспечено сырьевой базой, для создания жидкостных баллистических ракет было рекомендовано использовать окислитель на основе азотной кислоты (ист. - Постников).

Ракета создавалась с использованием опыта работ и результатов испытаний, а так же на базе элементов конструкции отечественных аналогов германских ракет V-2 и Wasserfal. Эскизный проект ракеты Р-11 был готов в НИИ-88 30 ноября 1951 г. Разработка проекта ракеты Р-11 и подготовка к серийному производству на заводе СКБ-385 в г.Златоусте Челябинской области в полном объеме начаты по Постановлению Совмина СССР №442-212сс от 13 февраля 1953 г. «О плане опытно-конструкторских работ по ракетам дальнего действия на 1953—1954 гг.». Постановлением установлено техническое задание для проектирования новой баллистической ракеты и определены сроки создания опытной партии ракет в количестве 10 единиц. В качестве головных исполнителей были утверждены НИИ-88 во главе с М.К. Янгелем и СКБ-385, возглавлявшееся Е.М. Ушаковым. Главным конструктором был назначен С.П. Королёв, его заместителями  - В.П. Мишин и М.И. Дуплищев. Разработкой основных агрегатов баллистической ракеты занимались коллективы под руководством: А.М. Исаева (двигательная установка); Н.А. Пилюгина (система управления и пусковое электрооборудование); В.П. Бармина (специальное техническое оборудование). Работы над ракетой Р-11 Королев возложил полностью на В.П. Макеева,  его заместителем был назначен И.В. Попков. Заместителем по двигательной установке - Е.В. Синильщиков.

Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) и другим ветеранам-ракетчикам за помощь в подготовке материалов.


СПУ 8У218 с ракетой Р-11М / 8К11 на ноябрьском параде на Красной площади в Москве, конец 1950-начало 1960-х годов (http://www.haaretz.co.il/).

Автор: DIMMI Создан: 23.03.2009 00:51:36 Комментариев: 95 Читать всю статью

Р-5 / 8А62, Р-5М / 8К51 - SS-3 SHISTER

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Р-5 / 8А62 - SS-3 SHISTER
Р-5М / 8К51 - SS-3 SHISTER
 
Баллистическая ракета средней дальности (БРСД). Головной разработчик - ОКБ-1 (с мая 1950 г. подразделение НИИ-88) под руководством  С.П.Королева. В раработке систем ракеты и комплекса участвовали разные КБ - разработка ракеты и комплекса - ОКБ-1, главный конструктор - С.П.Королев, ведущие конструкторы - Д.И.Козлов и И.П.Румянцев; двигатель - ОКБ-456, главный конструктор В.П.Глушко; система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-885,  главный конструктор Н.А.Пилюгин; наземное стартовое и прочее оборудование - ГСКБ "Спецмаш", главный конструктор В.П.Бармин; командные приборы - главный конструктор В.И.Кузнецов. Разработка начата как логическое продолжение работ по проекту ракеты Р-3 в 1951 г. Предложения по созданию новой ракеты представлены в Министерство вооружений СССР С.П.Королевым 20 октября 1951 г. Эскизный проект представлен 30 октября 1951 г. ОКР по созданию ракеты Р-5 задана Постановлением СМ СССР от 13 февраля 1952 г. Изготовление опытных ракет велось опытным производством НИИ-88 - заводом №88. Постановление СМ СССР о проведении летно-конструкторских испытаний ракеты Р-5 в три этапа вышло 13 февраля 1953 г. - первый и второй этапы, пристрелочный третий этап и зачетные испытания. На стенде филиала №2 НИИ-88 в Загорске в 1953 г. до начала пристрелочных испытаний проведено 4 огневых стендовых испытания ракеты Р-5.


Стартовый комплекс с ракетой Р-5М. Полигон Капустин Яр, видимо, 1956-1958 г.г. (из публикации Министерства обороны к 70-летию полигона, источник).

Автор: DIMMI Создан: 08.09.2009 22:15:54 Комментариев: 49 Читать всю статью

Комплекс 9К76 Темп-С, ракета 9М76 - SS-12 / SS-22 SCALEBOARD

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76 / "ТР-1" - SS-12A SCALEBOARD-A / KY-11
Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76Б / "ТР-1" - SS-12A SCALEBOARD-A
Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76Б1 / "ТР-1М" / "мод.9М76Б" / 9М76М (?) - SS-12B / SS-12M / SS-22 SCALEBOARD-B
 
Ракетный комплекс фронтового уровня / оперативно-тактический увеличенной дальности ракетный комплекс. Комплекс создан в НИИ-1 (Московский Институт Теплотехники с 1967 г.) под руководством А.Д.Надирадзе. 

После разработки рецептуры смесевого твердого топлива в НИИ-125 (позже переименовано в НИХТИ, а позже - в НПО "Союз", г.Люберцы) под руководством будущего академика Б.П.Жукова в 1961 г. в НИИ-1 под руководством А.Д.Надирадзе проведены  проектные оценки создания новой баллистической ракеты с РДТТ на этом новом типе топливе. Полномасштабная разработка комплекса "Темп-С" начата по Постановлению Совмина СССР №934-405 от 5 сентября 1962 г. следующей кооперацией предприятий:
- НИИ-1 (с 1967 г. МИТ) - головной исполнитель по комплексу и ракете
- НИИ-592 - система управления ракеты
- НИИ-125 (НПО "Союз") - твердотопливный заряд двигателя
- КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград) - самоходная пусковая установка и другое наземное оборудование)
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерная боеголовка

Ракета и комплекс создавались с использованием наработок по теме "Темп". Аванпроект комплекса защищен 13 декабря 1962 г. Согласно аванпроекту на ракете планировалось использовать термоядерный заряд изменяемой мощности  «906В», но согласно Постановлению Совмина №517-180 от 8 мая 1963 г. он был заменен на специальный заряд «910» (оба - разработка КБ-11 / ВНИИЭФ). 

В 1962 г. по Постановлению Совмина СССР начата подготовка производства ракет 9М76 на Воткинском машиностроительном заводе №235 (г.Воткинск). 

Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.
 

Комплекс 9К76 "Темп-С" - СПУ 9П120 и машина испытаний и пуска 
("60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946-2006 г.г., ГЦМП "Капустин Яр", 2006 г.).
Автор: DIMMI Создан: 14.04.2009 22:32:47 Комментариев: 177 Читать всю статью

Боевое оснащение МБР 15А28 Сармат

Боевое оснащение МБР 15А28 "Сармат"

Гипотетически вариантов боевого оснащения МБР 15А28 несколько:

1. Классическое боевое оснащение МБР с РГЧ ИН - обычные неуправляемые баллистические боевые блоки. Вероятно, разработанные при участии ВНИИЭФ - там ведутся работы по программе "Сармат-П" (2018 г.
). Таких боевых блоков может быть не менее 10-14 шт. С комплексом средств преодоления ПРО.

2. Аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение (АГБО) - оценочно от 3 до 5 управляемых боевых блоков типа объект 4202 / 15Ю71 (это прогноз).

Здесь хотелось бы рассмотреть факторы, которые могут влиять на выбор мощности обычных боевых блоков т.к. возможны варианты - блоки малой мощности (150 кт), блоки средней мощности (300-500 кт) и блоки повышенной мощности (0.8-1 Мт). Рассуждения на эту тему носят, конечно, характер "капитанства" и совершено очевидны, но, видимо, это как раз и есть то, что называется в столицах "аналитика". 

Выбор мощности боевых блоков для МБР "Сармат" может зависеть от целого ряда факторов: 

1. Стратегическая доктрина и вопросы ядерного сдерживания, вероятно, являются основополагающими факторами выбора мощности боевого оснащения. Количество и мощность ядерного арсенала страны должно коррелировать со стратегической доктриной, которая может приоритизировать массовое сдерживание или точечные удары. В случае с Российской Федерацией речь идет скорее о массовом сдерживании, а следовательно это довод в пользу повышения мощности боевых блоков. Cюда же можно добавить и психологический эффект от наличия в арсенале МБР боеголовок мегатонного класса, которое, кстати, не запрещает развертывания ракетс боеголовками меньшего класса мощности. 

2. Задачи, цели и точность наведения ББ. Конечно, это также один из определяющих факторов выбора мощности боевых блоков. В условиях снижения требований или невозможности достижения требуемых показателей по точности наведения ББ возможна компенсация повышением мощности боевых блоков для нивелирования возможных отклонений. Опять же, если целями ударов МБР "Сармат" являются точечные цели - ШПУ МБР потенциального противника, то при недостаточной точности МБР также необходимо повышение мощности ББ. Хотя, при использовании МБР в качестве средства ядерного сдерживания основными целями ракет будут скорее объекты стратегической инфраструктуры, военные базы, городские агломерации, где боеприпасы мегатонного класса также выглядят предпочтительнее с точки зрения сдерживающего фактора потенциально возможного ущерба.


Ступень разведения боевых блоков и головная часть МБР 15А18М в учебном центре РВСН, 2022 г. (российское ТВ).
Автор: DIMMI Создан: 23.04.2024 08:45:29 Комментариев: 0 Читать всю статью

РС-12М Тополь, ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-12М / 15П158.1 / 15П158 "Тополь", ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE / PL-5


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Предварительная проработка проекта комплекса велась с 1975 г. Московским Институтом Теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе на базе МБР "Темп-2С" - SS-16 SINNER и БРСД "Пионер" - SS-20 SABER. Главный конструктор с 1987 г. - Борис Лагутин (по 1993 г.). Разработка МБР "Тополь" для применения в составе ПГРК начата по Постановлению Совмина СССР №544-166 от 20.07.1975 г. Следующее Постановление Совмина СССР о разработке комплекса "Тополь" с МБР на твердом топливе №668-212 вышло 19 июля 1976 г. Постановлениями предусматривалась следующая кооперация предприятий по созданию комплекса:
- МИТ - головной по комплексу и по ракете
- НИИАП - система управления МБР
- ЦКБ "Титан" завода "Баррикады" (г.Волгоград) - разработка самоходной пусковой установки ПГРК
- КБ "Мотор" - специальные машины ПГРК
- Минский автозавод - шасси ПГРК и вспомогательных машин комплекса
- КБ завода "Арсенал" (г.Киев) - прицельное оборудование
- ВНИИЭФ - термоядерный боевой блок

В 1979 г. начата отработка изготовления зарядов для двигателей второй и третьей ступеней ракеты на Павлоградском химическом заводе (источник).

Первый пуск МБР из специально оборудованной ШПУ выполнялся на полигоне Капустин Яр 27 октября 1982 г. Вероятно, одной из задач пуска была проверка работы стартовых систем и выхода ракеты из ТПК с последующим запуском основного двигателя первой ступени. Пуск оказался неудачным. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) МБР 15Ж58 начались пуском из переоборудованной ШПУ на полигоне Плесецк 08 февраля 1983 г. Пуск был полностью успешным. Всего в 1983-1984 г.г. состоялось 12 пусков по программе ЛКИ. Все пуски выполнялись на полигоне Плесецк. Зачетный пуск программы ЛКИ состоялся 20 ноября 1984 г.

Серийное производство ракетного комплекса "Тополь" начато по Постановлению Совмина СССР №1275-3400 от 28.12.1984 г. (ист. - Стратегические ракетные), хотя освоение серийного производства МБР велось Воткинским заводом с конца 1970-х годов. Ракета серийно производилась Воткинским машиностроительным заводом с 1985 г. Самоходные пусковые установки комплекса производились заводом "Баррикады" (г.Волгоград). В 1984 г. началось строительство сооружений стационарного базирование и оборудование маршрутов боевого патрулирования ПГРК. Объекты размещались в тех дивизиях РВСН, где снимались с боевого дежурства МБР РТ-2П, МР-УР-100 и УР-100Н. Одновременно ПГРК комплекс разворачивались в позиционных районах БРСД "Пионер" (ист. - Стратегические ракетные).

На боевое дежурство первый дивизион ПГРК 15П158.1 "Тополь" заступил 23 июля 1985 г. в составе полка РВСН в Йошкар-Оле Марийской АО СССР (источник). До конца 1985 г. на боевое дежурство заступил еще один пол ПГРК (ист. - Стратегические ракетные). Первый полк РВСН с ракетами РС-12М, укомплектованный мобильным полковым командным пунктом "Барьер" (источник), был поставлен на боевое дежурство 28 апреля 1987 г. в районе г. Нижний Тагил и 27 мая 1988 г. на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк с модернизированным мобильным полковым командным пунктом "Гранит" (источник), базирование - г. Иркутск (источник). Комплекс МБР "Тополь" был принят на вооружение РВСН СССР 1 декабря 1988 г. (источник).

С 1997 г. идет постепенная замена МБР РС-12М на МБР РС-12М2 "Тополь-М" и РС-24 "Ярс".


АПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь" на учениях выпускников Серпуховской военной академии РВСН, публикация 12.12.2013 г. (фото - Константин Семенов, http://tvzvezda.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 03.11.2011 17:27:39 Комментариев: 282 Читать всю статью

2К1 Марс - FROG-2

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К1 "Марс", ракета 3Р1 "Сова" - FROG-2
 
Тактический ракетный комплекс. Комплекс и ракета разрабатывались НИИ-1 (с 1967 г. - Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. НИР по ракете начаты в 1948-1951 г.г. Техническое задание на проектирование по теме "тактические ракеты с дальностью стрельбы до 50 км" выдано в 1953 г. По Постановлению Совмина СССР №3-2 от 2 января 1956 г. СКБ-3 ЦНИИ-58 (главный конструктор В.Г.Грабин) велось проектирование пусковых установок комплекса. Проект установок принят комиссией ГАУ 5 апреля 1956 г. под требования №007100.

Испытания ракет и комплекса начаты в марте 1957 г. на полигоне Капустин Яр (всего произведены пуски 30 ракет). Второй этап испытаний проводился в июне-августе 1957 г. - проводились испытания ракет и артиллерийской части пусковых установок на соответствие требованиям ТТТ ГАУ. Полигонные испытания ракеты 3Р1 - последний этап - июнь-июль 1958 г. (полигон Капустин Яр, площадка №8, установка С-121, 15 пусков). Сентябрь-декабрь 1958 г. произведена сборка первых образцов комплексов 2К1 на заводе "Баррикады" с выходом комплекса на заводские испытания. В период с 30 января по 28 февраля 1959 г. проведены испытания комплексов "Марс" и "Луна" в условиях низких температур на Агинском полигоне (Забайкальский ВО, испытывались головные образцы установок 2П2 и 2П3, проведено 2 пуска ракет 3Р1).

Комплекс 2К1 "Марс" принят на вооружение постановлением Совмина СССР №328-199 от 20 марта 1958 г. Серийное производство комплекса - 1959-1960 г.г. (завод "Баррикады", 25 СПУ и 25 ТЗМ).

Комплекс 2К1 "Марс" снят с вооружения в 1970 г. и к 1975 г. выведен из строевых частей (по западным данным).
 
СПУ 2П2 комплекса "Марс" (Zaloga Steven J., The SCUD and other Russian Ballistic Missile Vehicles.Concord Publication.)
Автор: DIMMI Создан: 04.04.2009 09:29:44 Комментариев: 8 Читать всю статью

Индексы ракет РВиА СВ

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Индексы ракетных комплексов РВиА СВ ВС РФ


Индексы ракетных комплексов по состянию на 2020 г.:
Комплекс Ракета Западное обозначение СПУ / АПУ Разработчик ракеты Примечание
9К71 "Темп" 9М71 SS-12 SCALEBOARD / KY-06 9П11 МИТ  
9К72 "Эльбрус" 8К14 SS-1C SCUD-B 9П117 СКБ-385  
9К73 8К114
9П115 СКБ-385 вертолетный
9К74 крылатая ракета 4К95   9П116   вертолетный
9К76 "Темп-С" 9М76 SS-12 / SS-22 SCALEBOARD 9П120 МИТ  
9К77 "Рекорд" 9М77 SS-1D SCUD-C / KY-03    СКБ-385  
9К79 "Точка" 9М79 SS-21A SCARAB-A / FROG-9 9П129 КБМ  
9К711 "Уран" 9М711 (?)     МИТ  
9К712 "Эльбрус" 9М712 (?)     МИТ  
9К713 (?) "Агат" 9М713 (?) STERLITE   МИТ  
9К714 "Ока" 9М714 SS-23 SPIDER-A 9П71 КБМ  
9К715 "Искандер" 9М715 (?) / 9М723 SS-X-26 STONE   КБМ  
9К716 "Волга" 9М716 (?)     КБМ  
9К717 / 9К714У "Ока-У" 9М714У / 9М717 / 9М720 SS-23 SPIDER-B / KY-19 9П74 КБМ  
9К718 / 9К79-1 "Точка-У"  9М79-1 / 9М721     КБМ  
9К719 (?) "Волна" 9М719 (?)     КБМ  
9К720 "Искандер-М" 9М723-1 SS-26 STONE-A   КБМ  
9К720 "Искандер-М" 9М728 / Р-500 SS-26 STONE-C   Новатор  
9К722 "Искандер-МКР" (?) 9М729   9П701 Новатор ?  
  9М730     Новатор  
Автор: DIMMI Создан: 14.12.2020 00:26:47 Комментариев: 1 Читать всю статью

Р-3 / Р-3А (проект)

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-3 / 8А67
Ракета Р-3А
 
Проект баллистической ракеты большой дальности. Разработка проекта ракеты с дальностью действия 3000 км начата по Постановлению Совмина СССР от 14 апреля 1947 г. в НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева. Для работ по проекту был образован Совет Главных конструкторов:
- ракета - С.П.Королев (НИИ-88);
- командные приборы - В.И.Кузнецов (созданный в 1947 г. НИИ-944);
- ЖРД - В.П.Глушко (ОКБ-456);
- наземное оборудование стартового комплекса - В.П.Бармин;
- автономная система управления - Н.А.Пилюгин;
- система радиокоррекции - М.А.Рязанский.

Эскизный проект ракеты состоял из трех разделов - по ракете Р-3 (отдел №3 С.П.Королева НИИ-88, ведущие конструкторы компоновки - К.Д.Бушуев и С.С.Крюков), по двигательной установке (ОКБ-456 В.П.Глушко на конкурсных началах с НИИ-1 МАП под руководством А.И.Полярного) и по системам управления и контроля (главные конструкторы Н.А.Пилюгин и М.С.Рязанский). В проработке было несколько вариантов ракет: БН - баллистическая нормальная (одноступенчатая), БС - баллистическая составная, КН - крылатая нормальная (одноступенчатая), КС - крылатая составная.

Эскизный проект варианта ракеты Р-3БН завершен в июне 1949 г. В ноябре-декабре 1949 г. состоялось обсуждение проекта на специализированных секциях научно-технического совета НИИ-88 и 7 декабря 1949 г. эскизный проект утвержден НТС НИИ-88. НТС было рекомендовано создание экспериментальной уменьшенной ракеты-модели Р-3А для проверки технических решений проекта Р-3. Было начато проектирование экспериментальной ракеты Р-3А на базе технических решений ракеты Р-2, летные испытания были назначены на октябрь 1951 г.

Изменения конструкции ракеты Р-3А позволяли рассчитывать на дальность полёта до 935 км при стартовой массе 23400 кг, тяге двигателя 40 т и массе сухой конструкции ракеты около 4 т. Проектные проработки показали, что, несколько усложнив задачу, можно получить качественно новый результат и, минуя экспериментальную стадию, сразу создать проект новой боевой ракеты - такой ракетой стала ракета 8А62 / Р-5 проектирование которой начато в 1950-1951 г.г.

Для работ по проекту Р-3 и другим проектам ракет дальнего действия 24 апреля 1950 г. вышло Постановление Совмина СССР о создании ОКБ-1 и назначении его начальником и главным конструктором С.П.Королева. В октябре 1951 г. Королев обратился к министру воороужений Д.Ф.Устинову с просьбой одобрить в принципе перевод проекта экспериментальной ракеты Р-3А в проект боевой ракеты с дальностью полета вдвое большей, чем у ракеты Р-2, присвоить ей индекс Р-5 и перенести начало ее летных испытаний на 1952 г. При этом был представлен эскизный проект ракеты с новой головной частью.


Ракеты НИИ-88 С.П.Королева - Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5М
Автор: DIMMI Создан: 15.08.2010 23:28:05 Комментариев: 27 Читать всю статью

Р-7 / 8К71, Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-7 / 8К71 - SS-6 SAPWOOD
Ракета Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / ракета-носитель ИСЗ. Разработка ракеты велась ОКБ-1 под руководством генерального конструктора Сергея Павловича Королева, ведущий конструктор - Д.И.Козлов. 16.12.1949 г. НИИ-88 (С.П.Королев) заказывает в НИИ-4 НИР «Исследование возможности и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа «пакет». НИР выполнялась группой М.К.Тихонравова и была завершена в 1950 г. 4 декабря 1950 г. Постановлением Совмина СССР начата комплексная поисковая НИР «Исследование перспектив создания баллистических ракет дальнего действия (БРДД) различных типов с дальностью 5-10 тыс. км и массой боевой части 1...10 тонн». В НИР участвовали ОКБ-1, ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3, НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (Костров) и НИИ-504 (Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов) и НИИ-49, математический институт им. Стеклова А.Н. В результате выполнения этой НИР была доказана принципиальная возможность создания составных БРДД, работающих на керосине и жидком кислороде, с массой полезной нагрузки 3…5 тонн. В 1951 г. НИИ-4 направило в ОКБ-1 проект экспериментальной ракеты выполненной по пакетной схеме, способной осуществить запуск ИСЗ (ист. - Гудилин).

После испытания в 1953 г. термоядерного заряда РДС-6С, являющегося реализацией идей А.Д.Сахарова (КБ-11), Правительством в 1953-1954 г.г. был поднят вопрос создания заряда такого типа для баллистической ракеты и разработки межконтинентальной ракеты-носителя. Постановлением Совмина СССР от 13 февраля 1953 г. в рамках НИР тема Т-I "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км" ОКБ-1 предписывалось разработать эскизный проект двухступенчатой баллистической ракеты массой 170 тонн с отделяющейся головной частью массой 3000 кг с дальностью действия 8000 км. В октябре 1953 г. проектное задание изменяется - масса боевого заряда увеличивается до 3000 кг (общая масса головной части ракеты - до 5500 кг, расчетная дальность уменьшается до 5500 км) при сохранении дальности полета. В январе 1954 г. состоялось совещание главных конструкторов С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, Б.М. Коноплева, В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина с участием М.И. Борисенко, К.Д. Бушуева, С.С. Крюкова и В.П. Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков, ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось создавать стационарное наземное оборудование с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу (ист. - Гудилин).

20 мая 1954 г. Совмин СССР принял Постановление о разработке, изготовлении и испытаниях двухступенчатой МБР 8К71, выполненной по пакетной схеме с дальностью действия 8000 км (ист. - Кудряшов). 28 июня 1954 г. принято Постановление Совмина СССР «О плане НИР по специальным изделиям», в котором уточнены содержание, порядок и сроки работ по ракете Р-7. 6 июля 1954 г. был издан Приказ Министра оборонной промышленности СССР о начале работ по проекту создания ракеты.

24 июля 1954 г. ОКБ-1 завершена разработка эскизного проекта МБР 8К71, который был одобрен в конце июля 1954 г. межведомственной комиссией во главе с М.В.Келдышем и 20 ноября 1954 г. одобрен Совмином СССР (ист. - Гудилин). В августе 1954 г. ОКБ-1 выдает смежникам техническое задание на разработку систем и агрегатов ракеты 8К71 (ист.). Теоретический чертеж ракеты Р-7 С.П. Королев утвердил 11 марта 1955 г., а 25 июля 1956 г. были подписаны материалы уточненного эскизного проекта. Разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 г. (ист.).

Технический проект ракеты Р-7 должен быть представлен в 1-м квартале 1956 г., полигон для испытаний ракеты должен быть подготовлен не позднее апреля 1956 г. , плановый срок начала пристрелочных и зачетных испытаний назначался на 2-й квартал 1957 г. Первый пуск ракеты Р-7 планировалось провести в конце 1956 г. (докладная записка в Президиум ЦК КПСС от 03.02.1956 г. источник).


Ракета Р-7 / 8К71 на стартовом столе на полигоне Байконур, 1957 г. (http://www.energia.ru,обработано).
Автор: DIMMI Создан: 24.06.2013 09:55:39 Комментариев: 16 Читать всю статью

Р-12 / Р-12У - SS-4 SANDAL

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-12 / 8А63 / 8К63 - SS-4 SANDAL
Ракета Р-12У "Двина" / 8К63У
- SS-4 SANDAL

Баллистическая ракета средней дальности. Работа по проектированию ракет на высококипяших компонентах (т.е. жидких при температуре эксплуатации) со сроком хранения в заправленном положении до 1 месяца начата в НИИ-88 по теме НИР Н2 по постановлению Совмина СССР от 4 декабря 1950 г. под общим руководством С.П.Королева. По теме Н2 проводились исследования возможности использования для ракет дальнего действия высококипящих компонентов топлива, в частности азотной кислоты и керосина. С использованием наработок НИИ-88 в инициативном порядке в СКБ-586 под руководством В.С.Будника начата проработка проекта ракеты на высококипящих компонентах в конце 1952 г. Проектирование ракеты велось под использование оснастки, с использованием наработок по ракете Р-5М и практически в её габаритах. В основе работ лежало два постулата: ракета должна иметь автономную систему управления без радиокоррекции и должна длительное время находиться полностью боеготовой в заправленном состоянии. ГАУ Министерства обороны СССР поддержало инициативную разработку.

Постановление Совмина СССР №442-212 от 13 февраля 1953 г. поручало создание ракеты 8А63 СКБ-586. Приказ министра вооружений СССР № 134 о начале работ вышел 20 февраля 1953 г. Тактико-технические требования на ракету 8А63 получены в КБ 14 апреля 1953 г. До 25 декабря 1953 г. защищен эскизный проект ракеты и начато изготовление отдельную её узлов, но финансирование работ СКБ-586 по новой ракете в 1953 г. не осуществлялось. Смежниками СКБ-586 стали: по двигателю - ОКБ-456 (Глушко), по системам управления - НИИ-885 (Пилюгин), по гироскопическим приборам - НИИ-10 (Кузнецов), по стартовой позиции - ГСКБ "Спецмаш" (Бармин).

Отдельная благодарность ABL22 (http://militaryrussia.ru/forum) за помощь в работе над материалом.



Подготовка к пуску с пускового стола ракеты Р-12 (фото - Министерство обороны РФ).

Автор: DIMMI Создан: 30.07.2010 02:02:04 Комментариев: 71 Читать всю статью

РС-22 / РТ-23 - SS-24 SCALPEL

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
БЖРК, ракета 15Ж43 / РТ-22
Комплекс 15П044 / РС-22, ракета 15Ж44 / РТ-23 - SS-24 SCALPEL
Комплекс 15П952 / РС-22А, ракета 15Ж52 / РТ-23 - SS-24 mod.1 SCALPEL

 
Межконтинентальная баллистическая ракета c двигателями на твердом топливе в разных вариантах базирования. Разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск) под руководством генерального конструкторв В.Ф.Уткина. 

В течение 1966-1974 г.г. в КБ "Южное" было выпущено 7 аванпроектов, эскизных проектов и проработок проектов твердотопливных ракет включая НИР "Гарантия" и работы по ракетам РТ-21 (15Ж41) и РТ-22 (15Ж43).

В 1966-1967 г.г. в ОКБ-586 (КБ "Южное") проведены проектные изыскания по разработке боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой Р-12. Проект предусматривал создание  специального состава из 20 вагонов, шесть из которых являлись одновременно транспортным средством и ПУ для ракет. Предполагалось, что БРЖК обеспечит возможность скрытого маневрирования ракетного соединения, находящегося  на боевом дежурстве.  Но работы  тогда не  вышли из проектной стадии.  По мере развития ракетостроения рассматривалась возможность создания БЖРК применительно к твердотопливным ракетам РТ-40, РТ-2, РТ-20. Проект ракетного комплекса с твердотопливной трехступенчатой МБР шахтного и железнодорожного базирования РТ-21 (15Ж41) разрабатывался в первой половине 60-х годов в КБ «Южное».  Проект как и предыдущие не был реализован. Во второй половине 1960-х годов на его основе разрабатывался проект БРЖК с ракетой РТ-22, который  также не был  завершен. В конце 1960-х годов появилась информация о разработке в США проекта  железнодорожного  состава для запуска МБР типа «Минитмен»., что дало старт работам по БЖРК с ракетой РТ-23.

Приказ министра общего машиностроения СССР "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" был подписан 13 января 1969 г. после прекращения разработки в КБ "Южное" ракетного комплекса с ракетой РТ-20П. КБ "Южное" стало головным разработчиком комплекса и ракеты для него. БЖРК должен  был составлять  основу  группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной  живучестью и мог с большой вероятностью уцелеть  после нанесения  противником первого удара.  Этот способ  базирования позволял обеспечить высокую мобильность ракетному комплексу. Считалось, что будет сложно выследить БЖРК непрерывно курсирующий по  разветвленным, и забитым обычными составами  железнодорожным магистралям страны. Разработанный эскизный проект вызвал массу возражений со стороны военных из-за возможной уязвимости комплекса от диверсионных действий  и  сложностей  в организации  железнодорожного движения.  Тем не менее в октябре 1975 г. на Павлоградском механическом заводе началось строительство
корпуса сборки твердотопливных двигателей для МБР РТ-23. 

В отдельной статье:
Комплекс 15П960 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж60 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL
Комплекс 15П961 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж61 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL
Комплекс "Целина", ракета 15Ж62 / РТ-23УТТХ 


Пуск МБР 15Ж52 из пускового вагона БЖРК на полигоне Плесецк (https://nevskii-bastion.ru/, обработано)
Автор: DIMMI Создан: 02.10.2011 21:19:32 Комментариев: 408 Читать всю статью

УР-100Н / 15А30, УР-100Н УТТХ / 15А35 - SS-19 STILETTO

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П030, ракета УР-100Н / 15А30 / РС-18А - SS-19 mod.1 / mod.2 STILETTO
Комплекс 15П030П, ракета УР-100Н / 15А30
Комплекс 15П035 / 15П135, ракета УР-100Н УТТХ / 15А35 / РС-18Б - SS-19 mod.3 STILETTO


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) с разделяющейся головной частью с шестью боевыми блоками с индивидуальным наведением (РГЧ ИН). Разработана в Филиале № 1 (главный конструктор - В.Н. Бугайский, ведущий конструктор - Юрий Дьяченко) ЦКБМ / ОКБ-52 (с 2007 г.  НПО машиностроения) под общим руководством В. Н. Челомея. В августе 1969 г. состоялось заседание Совета Обороны СССР под председательством Л.И. Брежнева, на котором обсуждались перспективы развития РВСН СССР и были одобрены предложения КБ "Южное" в части модернизации уже стоявших на вооружении ракетных комплексов Р-36М и УР-100. Также было поддержано предложенная ЦКБМ схема модернизации комплекса УР-100 - создание нового ракетного комплекса УР-100Н. Разработка МБР начата 2 сентября 1969 г., а 19 августа 1970 г. вышло Постановление Совмина СССР № 682-218 о разработке ракетного комплекса УР-100Н / 15А30 с "самой тяжелой ракетой из легких МБР" (принятый в договорах термин). На конкурсной основе с комплексом УР-100Н в КБ "Южное" создавалась МБР МР-УР-100. Комплексы УР-100Н и МР-УР-100 предлагались для замены семейства МБР легкого класса УР-100 / 8К84, принятого на вооружение РВСН в 1967 г. и развернутого в массовом количестве - максимальное количество МБР УР-100 1030 ед. достигнуто в 1974 году. 

По распоряжению В.Н.Челомея в ЦКБМ работы по ракете були распределены:
- маршевые ступени, стендовые изделия, сопряжение ракеты с ТПК и ШПУ, выдача чертежей заводу им.Хруничева в декабре 1970 г. - Филиал №1 ЦКБМ (начальник - В.Н. Бугайский);
- автономный блок с разделяющейся головной частью и система управления ракетой с выдачей работчей документации заводу в декабре 1970 г. - ЦКБМ (заместителю генерального конструктора А.И. Эйдис);
- транспортно-пусковой контейнер, увязка с комплексом наземного оборудования и пусковой установкой с выдачей документации Омскому авиационному заводу в декабре 1970 г. - ЦКБМ (з
аместитель генерального конструктора В.М. Барышев);
-
увязка работ по созданию позиционного района ракетного комплекса УР-100Н - Филиал №1 ЦКБМ.

Для обеспечения технического руководства и координации работ в ЦКБМ приказом Генерального конструктора от 20.10.1970г. главным ведущим конструктором по головной части ракеты УР-100Н был назначен Б.М. Денисов, а 30.10.1970 г. в его группу включены ведущими конструкторами В.Ю. Гасюнас - по корпусу, технической документации и производству, В.Г. Биденко – по бортовым агрегатам, наземному оборудованию и испытаниям.

В процессе разработки была сформирована следующая кооперация предприятий:
- ОКБ-52 (В.Н.Челомей) - головное КБ по комплексу и ракете;
- НПО "Электроприбор" (В.Г.Сергеев, НПО "Хартрон", г.Харьков) - система управления;
- КБХМ (А.Д.Конопатов, г.Воронеж) - основные и рулевые ЖРД маршевых ступеней ракеты;
- ЦКБ машиностроения (В.М.Барышев, г.Москва) - ШПУ высокой защищенности;
- ВНИИП (О.Н.Тиханэ) - разработка боевого блока с термоядерным зарядом.


ШПУ 15П735 с МБР УР-100Н УТТХ / 15А35, 2000-е годы (фото - Сергей Казак, РИА Новости)

 

Автор: DIMMI Создан: 15.03.2023 21:41:16 Комментариев: 1 Читать всю статью

Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П018, ракета Р-36М1 / Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN

Межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина), ведущий конструктор - С.И. Ус. Разработка комплекса 15П018 задана Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 августа 1976 г. в рамках совершенствования ранее разработанного комплекса 15П014 с тяжелой жидкостной МБР Р-36М / 15А14 за счет использования новой боевой ступени и нового боевого оснащения. Новая МБР предназначалась для поражения 10 боеголовками одной ракеты важных высокопрочных малоразмерных целей расположенных на площади до 300 000 кв.км в условиях современной противоракетной обороны. Пусковой комплекс 15П018 для новой МБР был выполнен КБСМ с усиленной защищенностью от ПФЯВ. Эскизный проект комплекса представлен к защите в декабре 1976 г. 

Повышение эффективности ракетного комплекса 15П018 по сравнению с комплексом 15П014 обеспечивалось:
- повышением точности стрельбы в 2-3 раза
- увеличением мощности зарядов боевых блоков (ББ)
- увеличением района разведения ББ
- применением ШПУ и КП высокой защищенности
- повышением надежности доведения команд на пуск до ШПУ.

При разработке комплекса сложилась следующая кооперация предприятий:
КБ "Южное" (г. Днепропетровск) - головное КБ по ракете и комплексу; 
ПО Южный Машиностроительный Завод (г. Днепропетровск) - производство ракет;

ПО "Авангард" - изготовитление транспортно-пускового контейнера;
КБ Электроприборостроения ("Хартрон") - разработка системы управления ракеты;
НПО "Ротор" - разработка комплекса командных приборов;
КБ завода "Арсенал" - разработка системы прицеливания;
КБ "Энергомаш" - разработка двигателя первой ступени ракеты;
КБ Химавтоматики (ОКБ-154) - разработка двигателя второй ступени ракеты;
КБСМ - разработка боевого стартового комплекса;
ЦКБТМ - разработка командного пункта;
ГОКБ "Прожектор" - разработка системы электроснабжения;
НПО "Импульс" - разработка системы дистанционного управления и контроля;
КБТХМ - разработка системы заправки

Серийное производство ракет 15А18 было начато ПО "Южный машиностроительный завод" в г. Днепропетровске (Украина) в 1977 г.

Летно-конструкторские испытания ракеты 15А18 начаты пуском 31 октября 1977 года из ШПУ на полигоне Байконур и закончились 27 ноября 1979 года. В ходе летных испытаний 5 НИИП в Байконуре выполнено 19 пусков (в т.ч. 17 успешных). Причинами двух отказов явились потеря устойчивости первой ступени из-за выхода из строя рулевой машины и потеря устойчивости боевой ступени из-за неполного ее отделения от второй ступени (наличие механической связи после команды отделения). Причины недостатков были устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего в процессе испытаний и эксплуатации МБР проведено 62 пуска, из них 56 - успешных. Фактическая полетная надежность ракеты с учетом доработок на этапе летных испытаний и с учетом обеспечения качества изготовления составляет 0,965.


Шахтная пусковая установка комплекса 15П018 с МБР 15А18 / Р-36М УТТХ (http://kbsm.su/)
Автор: DIMMI Создан: 21.11.2022 22:01:48 Комментариев: 1 Читать всю статью

Комплекс 15П159 Курьер, ракета 15Ж59 - SS-X-26

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П159 "Курьер", ракета 15Ж59 - SS-X-26


Мобильная малогабаритная межконтинентальная ракета / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Разработка комплекса и ракеты велась Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе, с 1987 г. главный конструктор - Б.Н.Лагутин. Разработка комплекса начата по инициативе командующего РВСН В.Ф.Толубко в ответ на разработку в США МБР MGM-134 "Midgetman" по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Эскизный проект МБР (название на ранней стадии проектирования - "Темп-СМ") завершен в 1984 г. Разработка эскизного проекта по теме "Темп-СМ" велась 11-м отделением МИТа, начальник - Н.В.Карягин. На стадии ОКР за комплекс отвечало отделение №6 МИТа (А.К.Виноградов, позже - Л.С.Соломонов), за ракету - отделение №1 МИТ (В.И.Гоголев, позже - Ю.В.Соломонов).

Производство ракет опытной партии для испытаний велось на Воткинском машиностроительном заводе. Там же планировалось развернуть и серийное производство ракеты.

Пробная пусковая установка 15У160 на шасси МАЗ-7909 проходила испытания с макетными прототипами ракет на полигоне Капустин Яр в 1989-1990 г.г. В период с марта 1989 г. по май 1991 г. на полигоне Плесецк в ходе отработки стартовой автоматики и самоходной ПУ выполнено 4 бросковых пуска макетов ракеты (ИРС - испытательный ракетный снаряд) по упрощенной циклограмме с облегченным двигателем первой ступени.

К 1991 г. разработан окончательный 5-осный вариант СПУ 15У160М комплекса, начато изготовление опытных образцов СПУ на закоде "Баррикады" (г.Волгоград). К летным испытаниям ракеты планировалось приступить летом 1992 г., но в связи с прекращением в США разработки МБР "Миджитмен" 5 октября 1991 г. М.С.Горбачев заявил о прекращении разработки комплекса "Курьер".




Самоходная пусковая установка 15У160М ракетного комплекса 15П159 "Курьер"  в музейной экспозиции полигона Капустин Яр, 2021 г. (фото - пользователь "Случайный" форума http://militaryrussia.ru/)

Автор: DIMMI Создан: 18.01.2011 23:30:09 Комментариев: 221 Читать всю статью

РТ-2 / РТ-2П / 8К98 - SS-13 SAVAGE

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П098, ракета РТ-2 / РС-12 / 8К98 - SS-13 mod.1 SAVAGE
Комплекс 15П098П, ракета РТ-2П / РС-12 / 8К98П - SS-13 mod.2 SAVAGE


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР).  Разработка велась ОКБ-1 (позже переименовано в ЦКБЭМ и НПО "Энергия") под общим управлением генерального конструктора С.П.Королева (c 1966 г. - В.П.Мишина), который был назначен председателем совета главных конструкторов программы разработки ракетного комплекса 15П098. Впервые необходимость разработки твердотопливной МБР РТ-2 обозначена в Постановлении Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2", которым предусматривалось проведение НИР РТ-2 по определению возможности создания и разработке эскизного проекта ракеты на твердом топливе с дальностью действия 10-12 тыс. км и массой БЧ до 500 кг в течение 1959 - первой половине 1961 г.г.

Непосредственная разработка МБР РТ-2 начата по Постановлению Совмина СССР от 4 апреля 1961 года, ведущий конструктор ракеты - заместитель главного конструктора ОКБ-1 И.Н.Садовский, ведущие конструкторы в разное время - С.Е. Барденштейн и Ф.А. Титов.

Разработка различных компонентов ракеты и ракетного комплекса велась следующей кооперацией предприятий:
- ОКБ-1 - комплекс вцелом и ракета;
- Ленинградский Государственный Институт Прикладной Химии (Владимир Шпак) - работы по твердому топливу на связующем полиуретане;
- Пермское НИИ-130 (НИИ полимерных материалов, Леонид Козлов) - заряд двигателя третьей ступени, топливо на основе полифурита;
- Люберецкое НИИ-125 / НПО "Союз" (Жуков) - топливо на основе низкомолекулярного полибутадиена;
- Алтайское НИИ ХТ (химической технологии) - заряды двигателей первой и второй ступеней, топливо на основе бутилкаучука;
- Пермское КБ машиностроения - двигатели первой и третьей ступеней;
- ЦКБ-7 (Ленинград) - двигатель второй ступени;
- ЦКБ-34 (КБ Специального машиностроения, г. Ленинград, под руководством В.В.Чернецкого и Е.Г.Рудяка) - шахтная пусковая установка одиночного старта (ШПУ «ОС») и командный пункт;
- НИИ АП (под руководством Николая Пилюгина) - автономная инерциальная система управления;
- ОКБ «Импульс» (под руководством Тараса Соколова) - система дистанционного управления и контроля пуска (СДУК, в т.ч. система прицеливания). 

Применение ракет РТ-2 предполагалось из двух типов шахтных стартовых комплексов - группового  и одиночного, а также со стартового комплекса   железнодорожного базирования. В процессе разработки МБР остался только вариант с ШПУ типа “одиночный старт” (“ОС”).

Постановлением Совмина СССР от 29 мюня 1962 г. уточняются требования к ракете и сроки работ по её созданию. Появляется требование разработки двух вариантов боевых частей и ужесточаются требования по точности ракеты и возможности дистанционного управления пуском. Эти требования закрепляются Постановлением Совмина от 16 июля 1963 г. В 1963 г. выпущен эскизный проект ракеты РТ-2 и в этом же году на базе ракеты РТ-1 для отработки решений для МБР РТ-2 была разработана экспериментальная ракета РТ-1-63 на которой отрабатывались 3-я и 2-я ступени МБР РТ-2. Всего построено три ракеты. Испытательные пуски ракет РТ-1-63 велись с наземной пусковой установки 8У258 на полигоне Капустин Яр. Из трех пусков лишь один был успешным.

Впервые макет ракеты РТ-2 с упрощенной имитацией ГЧ и без приборного отсека показан на Параде на Красной площади в Москве 9 мая 1965 г.



Макет ракты РТ-2 / 8К98 / SS-13 SAVAGE при подготовке к параду в Москве 09.05.1965 г. Макет ракеты без приборного отсека и с упрощенной головной частью. На заднем плане ракета 8К66 (фото ТАСС, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 04.09.2016 20:05:37 Комментариев: 66 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Но мы забываем, что этот пуск этапа госиспытаниц. Таких было много.Дим, а я разве...
Sierra 2015-06-26 16:25
4202 = НПО машиностроения
DIMMI 2015-06-25 23:03
Сегодня испытали. Индекс 4202.
Sierra 2015-06-25 22:46
Эксперты: научные роты займутся беспилотниками, гиперзвуком и горючим12:3510.07...
DIMMI 2013-07-10 16:59
В России ведутся работы по созданию гиперзвукового оружия09:4823.04.2013392Целевая...
DIMMI 2013-04-23 13:12
Надо понимать, что указанные цифры очевидно являются окладами из тарифной сетки...
binladin 2012-04-30 14:24
Это про "Циркон"?
Lans 2012-04-29 02:18
Если нет школы конструирования.То зарплаты хоть по миллиону сделайте--ничего не...
гело 2012-04-28 21:09
ну с одной стороны да... но с другой - однако по отрасли-то всреднем может и не так уж и плохо?
DIMMI 2012-04-28 21:00