| ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К79 "Точка", ракета 9М79 / ОТР-21 / 9М79М - SS-21A SCARAB-A / FROG-9 Комплекс "Точка-Р", ракета "Точка-Р" 9М79Р / 9М79ФР Комплекс 9К79-1 "Точка-У", ракета 9М79-1 / 9М791 - SS-21B SCARAB-B Комплекс 9К79М (?) "Точка-М" - SS-21C SCARAB-C      Дивизионный (тактический) ракетный комплекс. Разработка комплекса в КБ Машиностроения (г. Коломна) начата в 1967 г. после передачи в КБМ документации предварительного проекта комплекса "Точка" с ракетой В-614 МКБ "Факел". В отличие от "Точки" МКБ "Факел" у "Точки" КБМ были изменены крылья и аэродинамические рули, был убран дестабилизатор, изменены другие системы ракеты. Главный конструктор - С.П.Непобедимый. Полномасштабная разработка задана Постановлением Совмина СССР №148-56 от 4 марта 1968 г. В разработке и производстве ракетного комплекса было задействовано 120 предприятий. Сложилась следующая кооперация предприятий: - КБ машиностроения (г.Коломна, С.П.Непобедимый) - комплекс и ракета; - ЦНИИАГ (главные конструкторы - Б.С.Колесов и А.С.Липкин) - система управления комплекса и ракеты; - НПО "Электромеханика" (г.Миасс) - командно-гироскопический прибор; - ПО завод "Арсенал" (г.Киев) - система прицеливания; - ВНИИ "Сигнал" (г.Ковров) - система топопривязки и навигации; - НПО "Союз" (руководитель - академик Б.П.Жуков) - заряды РДТТ - КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград, главный конструктор - Г.И.Сергеев) - самоходная пусковая установка и транспортно-заряжающая машина - Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) - шасси для СПУ и ТЗМ; - НПО "Энергия" (г.Воронеж) - бортовой турбогенераторный источник энергии СПУ; - НИМИ (г.Москва) - фугасная боевая часть; - КБ-11 (ВНИИЭФ, г.Арзамас-16) - ядерные боевые части для ракет комплекса. Производство средств комплекса планировалось: - КБМ - опытные образцы ракет; - Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ) - сборка и производство ракет, производство АКИМ комплекса; - Воткинский машиностроительный завод - производство компонентов ракет 9М79. - Завод "Баррикады" (г.Волгоград) - производство СПУ и ТЗМ комплекса. Для решения вопросов старта ракеты в КБМ разработали специальный испытательный ракетный снаряд (ИРС) с двигательной установкой, рассчитанной на небольшое время работы, то есть габаритно-весовую копию ракеты и макетную пусковую установку. Результаты пусков ИРСов легли в основу решений ряда вопросов по ракете и пусковой установке. До 1973 г. опытные образы ракет изготавливались КБМ.Заводские испытания ракеты начаты в 1971 г. (два первых пуска) на полигоне Капустин Яр (пуски с полигонной ПУ разработки КБМ, подготовка к испытаниям начата на полигоне в январе 1970 г.). Производство опытных образцов СПУ и ТЗМ комплекса велось заводом "Баррикады" (г.Волгоград) на шасси выпущенных Брянским автомобильным заводом. В 1973 г. начато серийное производство ракет "Точка" (позже - "Точка-У") на Воткинском машиностроительном заводе (ВМЗ, отливки корпусов, приборного и хвостового отсеков) и на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (ПЗТМ, механическая обработка корпусов, изготовление двигателей и газогенераторов бортовых источников питания — на ВМЗ их снаряжали, так как у ПТЗМ поначалу не было базы для работы с твердым топливом).
Государственные испытания комплекса проводились в 1973-1974 г.г. (Капустин Яр, Забайкалье, Туркестанский военный округ, Закавказский военный округ). Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com). | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-16 / 8К64 - SS-7 mod.1 SADDLER Ракета Р-16У / 8К64У - SS-7 mod.2 SADDLER
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка первой (для КБ) двухступенчатой ракеты велась ОКБ-586 (КБ "Южное") под общим руководством академика М.К. Янгеля по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.12.1956 г. о разработке межконтинентальной ракеты на высококипящих компонентах топлива. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Грачев. Ракета разрабатывалась в связи с низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой МБР Р-7 С.П.Королева. Для ускоренного создания новой МБР было предложено широко использовать конструктивные решения ранее созданных КБ ракет Р-12 / 8К63 и Р-14 / 8К65. Запуск МБР 8К64 предполагался только с наземных пусковых установок.
Постановлением от 17.12.1956 г. Правительство поручило ОКБ-586 проработать проект МБР на топливе длительного хранения. В феврале 1957 г. ОКБ-586 предложен предэскизный проект новой МБР. Проект предполагал создание 2-х ступенчатой ракеты со ступенями конической формы с двигателями разработки ОКБ-3 НИИ-88. Эскизный проект ноября 1957 г. предполагал создание уже ракеты массой 150 тонн со ступенями цилиндрической формы с двумя базовыми диаметрами ступеней - 3 м 1-я ступень и 2,4 м 2-я ступень. Ожидаемо предполагалось использование высококипящего топлива АК-27И и НДМГ. При заводе № 586 был создан филиал ОКБ-3 НИИ-88. В середине 1958 г. эскизный проект был рассмотрен созданной правительством экспертной комиссией, возглавляемой президентом Академии наук СССР М. В. Келдышем. Комиссия подтвердила возможность создания ракеты с заявленными характеристиками. Позицию ОКБ-586 укрепило его предложение по замене не имевших производственной базы двигателей ОКБ-3 НИИ-88 на двигатели ОКБ-456 В.П Глушко, в основу которых был положен разработанный для ракеты Р-14 двухкамерный двигатель. На первой ступени используется связка из трех таких двигателей, на второй — один двигатель с удлиненными (высотными) соплами. Для управления полетом в состав каждой ступени вводится свой четырехкамерный рулевой двигатель. Применение рулевых двигателей позволило снизить конечный вес ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы. Разработка рулевых двигателей была возложена на специализированное двигательное КБ-4 в структуре ОКБ-586, преобразованное из филиала ОКБ-3 НИИ-88 по приказу председателя ГКОТ при Совмине №КС-269 от 22.06.1958 г. Главлым конструктором КБ-4 становится И.И.Иванов, заместителем - М.Д.Назаров.
В августе 1958 г. Совмин поручил ОКБ-586 развернуть работы и в кратчайшие сроки создать МБР Р-16 с индексом 8К64, были выданы уточненные тактико-технические требования. Ввиду обострения международной обстановки Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 обязывают ускорить разработку ракет Р-14 и Р-16 и выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г. Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692 (позже НПО "Хартрон"). Для отработки камер сгорания и газогенераторов рулевых двигателей и систем питания маршевых двигателей на испытательной базе ОКБ-586 был построен комплекс стендов и монтажно-испытательный корпус. Для двигательного КБ ОКБ-586 был сооружен лабораторно-испытательный корпус со стендами для отработки турбонасосных агрегатов. На территории 5 НИИП в Байконуре для ОКБ-586 были выделены площадки, на которых началось строительство стартовой позиции ракеты 8К64, монтажно-испытательного корпуса и жилой зоны. Разработка стартового оборудования была возложена на Новокраматорский машиностроительный завод.
Таким образом сложилась кооперация: - ОКБ-586 (КБ "Южное") - головное по комплексу, ракете, рулевым ЖРД (отдельное КБ в ОКБ-586), головные части МБР; - ОКБ-456 - по маршевым ЖРД; - ОКБ-692 (НПО "Хартрон") - система управления; - Новокраматорский машиностроительный завод - стартовое оборудование наземного комплекса "Шексна-Н"; - КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерные заряды головных частей.  Пуск МБР типа Р-16У из ШПУ, 16.02.1968 г. (фото - А.Сергеев, РИА Новости) | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-14 / 8К65 - SS-5 SKEAN Комплекс 8П764 "Чусовая", ракета Р-14У / 8К65У - SS-5 SKEAN   Баллистическая ракета средней дальности. Создана в СКБ-586 генерального конструктора М.К.Янгеля по Постановлению СМ СССР от 02 июля 1958 г. Ракета проектировалась с использованием опыта создания БРСД Р-12 с увеличенной до 3600 км дальностью действия и с улучшенными эксплуатационными возможностями. В первом квартале 1960 г. выполнены первые горячие проливки ракеты Р-14. С 28 марта по май 1960 г. в Загорском НИИ-229 было проведено четыре стендовых испытания двигателей, прошедшие без особых замечаний. Во втором квартале 1960 экспериментальная отработка Р-14 завершена и начата подготовка к летно-конструкторским испытаниям. Для проведения испытаний на площадке №20 полигона построена техническая позиция, включающая монтажно-испытательный корпус, на площадке №21 оборудована стартовая позиция на два старта. Мишенное поле оборудовано в районе г.Братска. Председателем Госкомиссии назначен генерал-майор А.Г.Мрыкин, техническим руководителем испытаний - заместитель Янгеля В.С.Будник. Испытания ракеты начаты на Государственном Центральном Полигоне №4 Капустин Яр успешным пуском 6 июня 1960 г. По результатам первого пуска была выявлена ненормальная работа системы перелива окислителя, а в ходе проведения первого этапа летных испытаний обнаружено явление кавитации, приводившее к разрушению ракет на активном участке полета. Проведены доработки конструкции ракеты и 15 февраля 1961 г. успешно завершены летно-конструкторские испытания. Всего в ходе летно-конструкторских испытаний произведен 21 пуск (22 пуска по др. данным). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П098, ракета РТ-2 / РС-12 / 8К98 - SS-13 mod.1 SAVAGE Комплекс 15П098П, ракета РТ-2П / РС-12 / 8К98П - SS-13 mod.2 SAVAGE
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка велась ОКБ-1 (позже переименовано в ЦКБЭМ и НПО "Энергия") под общим управлением генерального конструктора С.П.Королева (c 1966 г. - В.П.Мишина), который был назначен председателем совета главных конструкторов программы разработки ракетного комплекса 15П098. Впервые необходимость разработки твердотопливной МБР РТ-2 обозначена в Постановлении Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2", которым предусматривалось проведение НИР РТ-2 по определению возможности создания и разработке эскизного проекта ракеты на твердом топливе с дальностью действия 10-12 тыс. км и массой БЧ до 500 кг в течение 1959 - первой половине 1961 г.г.
Непосредственная разработка МБР РТ-2 начата по Постановлению Совмина СССР №316-137 от 4 апреля 1961 года, ведущий конструктор ракеты - заместитель главного конструктора ОКБ-1 И.Н.Садовский, ведущие конструкторы в разное время - С.Е. Барденштейн и Ф.А. Титов. Этим же Постановлением дан старт работам по мобильному комплексу с БРСД РТ-15. Разработка различных компонентов ракеты и ракетного комплекса велась следующей кооперацией предприятий: - ОКБ-1 - комплекс вцелом и ракета; - Ленинградский Государственный Институт Прикладной Химии (Владимир Шпак) - работы по твердому топливу на связующем полиуретане; - Пермское НИИ-130 (НИИ полимерных материалов, Леонид Козлов) - заряд двигателя третьей ступени, топливо на основе полифурита; - Люберецкое НИИ-125 / НПО "Союз" (Б.П.Жуков) - топливо на основе низкомолекулярного полибутадиена для 3-й ступени; - Алтайское НИИ ХТ (химической технологии) - заряды двигателей первой и второй ступеней, топливо на основе бутилкаучука; - СКБ-172 - Пермское КБ машиностроения (гла. конструктор - М.Ю.Цирульников) - двигатели первой и третьей ступеней; - ЦКБ-7 (Ленинград, гл.конструктор - П.А.Тюрин) - двигатель второй ступени; - ЦКБ-34 (КБ Специального машиностроения, г. Ленинград, под руководством В.В.Чернецкого и Е.Г.Рудяка) - шахтная пусковая установка одиночного старта (ШПУ «ОС») и командный пункт; - НИИ АП (под руководством Николая Пилюгина) - автономная инерциальная система управления; - ОКБ «Импульс» (под руководством Тараса Соколова) - система дистанционного управления и контроля пуска (СДУК, в т.ч. система прицеливания).
Применение ракет РТ-2 предполагалось из двух типов шахтных стартовых комплексов - группового и одиночного, а также со стартового комплекса железнодорожного базирования. В процессе разработки МБР остался только вариант с ШПУ типа “одиночный старт” (“ОС”). Постановлением Совмина СССР от 29 мюня 1962 г. уточняются требования к ракете и сроки работ по её созданию. Появляется требование разработки двух вариантов боевых частей и ужесточаются требования по точности ракеты и возможности дистанционного управления пуском. Эти требования закрепляются Постановлением Совмина от 16 июля 1963 г. На совещании 22.08.1963 г. запланировано начало испытаний РТ-2 в 4-м кв. 1964 г.
В 1963 г. выпущен эскизный проект ракеты РТ-2 и в этом же году на базе ракеты РТ-1 для отработки решений для МБР РТ-2 была разработана экспериментальная ракета РТ-1-63 на которой отрабатывались 3-я и 2-я ступени МБР РТ-2. Всего построено три ракеты. Испытательные пуски ракет РТ-1-63 велись с наземной пусковой установки 8У258 на полигоне Капустин Яр осенью 1965 г. Из трех пусков лишь один был успешным.
Огневые испытания блоков А, Б и В ракеты РТ-2 были начаты летом 1965 г. 15 июля 1965 г. состоялось совещание с В.П.Мишиным по испытаниям блоков Б и В изделия 8К98. 16 июля 1965 г. рассмотрен отчет аварийной комиссии, а 23 июля 1965 г. проведено совещание по результатам аварийной комиссии по огневым испытаниям ракетных блоков РТ-2.
Впервые макет ракеты РТ-2 с упрощенной имитацией ГЧ и без приборного отсека показан на Параде на Красной площади в Москве 9 мая 1965 г.  Макет ракты РТ-2 / 8К98 / SS-13 SAVAGE при подготовке к параду в Москве 09.05.1965 г. Макет ракеты без приборного отсека и с упрощенной головной частью. На заднем плане ракета 8К66 (фото ТАСС, обработано). | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П018, ракета Р-36М1 / Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN    Межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина), ведущий конструктор - С.И. Ус. Разработка комплекса 15П018 задана Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 августа 1976 г. в рамках совершенствования ранее разработанного комплекса 15П014 с тяжелой жидкостной МБР Р-36М / 15А14 за счет использования новой боевой ступени и нового боевого оснащения. Новая МБР предназначалась для поражения 10 боеголовками одной ракеты важных высокопрочных малоразмерных целей расположенных на площади до 300 000 кв.км в условиях современной противоракетной обороны. Пусковой комплекс 15П018 для новой МБР был выполнен КБСМ с усиленной защищенностью от ПФЯВ. Эскизный проект комплекса представлен к защите в декабре 1976 г.
Повышение эффективности ракетного комплекса 15П018 по сравнению с комплексом 15П014 обеспечивалось: - повышением точности стрельбы в 2-3 раза - увеличением мощности зарядов боевых блоков (ББ) - увеличением района разведения ББ - применением ШПУ и КП высокой защищенности - повышением надежности доведения команд на пуск до ШПУ. При разработке комплекса сложилась следующая кооперация предприятий: КБ "Южное" (г. Днепропетровск) - головное КБ по ракете и комплексу; ПО Южный Машиностроительный Завод (г. Днепропетровск) - производство ракет; ПО "Авангард" - изготовитление транспортно-пускового контейнера; КБ Электроприборостроения ("Хартрон") - разработка системы управления ракеты; НПО "Ротор" - разработка комплекса командных приборов; КБ завода "Арсенал" - разработка системы прицеливания; КБ "Энергомаш" - разработка двигателя первой ступени ракеты; КБ Химавтоматики (ОКБ-154) - разработка двигателя второй ступени ракеты; КБСМ - разработка боевого стартового комплекса; ЦКБТМ - разработка командного пункта; ГОКБ "Прожектор" - разработка системы электроснабжения; НПО "Импульс" - разработка системы дистанционного управления и контроля; КБТХМ - разработка системы заправки
Серийное производство ракет 15А18 было начато ПО "Южный машиностроительный завод" в г. Днепропетровске (Украина) в 1977 г.
Летно-конструкторские испытания ракеты 15А18 начаты пуском 31 октября 1977 года из ШПУ на полигоне Байконур и закончились 27 ноября 1979 года. В ходе летных испытаний 5 НИИП в Байконуре выполнено 19 пусков (в т.ч. 17 успешных). Причинами двух отказов явились потеря устойчивости первой ступени из-за выхода из строя рулевой машины и потеря устойчивости боевой ступени из-за неполного ее отделения от второй ступени (наличие механической связи после команды отделения). Причины недостатков были устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего в процессе испытаний и эксплуатации МБР проведено 62 пуска, из них 56 - успешных. Фактическая полетная надежность ракеты с учетом доработок на этапе летных испытаний и с учетом обеспечения качества изготовления составляет 0,965.
 Пуск ракеты-носителя "Днепр" на базе МБР 15А18 / Р-36М УТТХ, отстрел опорно-ведущих поясов (фото ТАСС) | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 2К1 "Марс", ракета 3Р1 "Сова" - FROG-2
    Тактический ракетный комплекс / тяжелая реактивная система. Комплекс и ракета разрабатывались НИИ-1 (с 1967 г. - Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. НИР по дальнобойной пороховой ракете велись в 1948-1951 г.г. Техническое задание на проектирование по теме "тактические ракеты с дальностью стрельбы до 50 км" выдано в 1953 г. Постановлением Совмина СССР № 1745-793 от 26 августа 1954 г. НИИ-1 было поручено на базе двигательной установки дальнобойного реактивного снаряда разработать ракету, способную доставить атомный заряд типа РДС-4 на дальность до 20 км. При этом характеристики точности должны были находиться в пределах 1/100 отклонение по дальности и 1/90 бокового отклонения (в долях от дальности действия).
Уже отработанный пороховой двигатель позвол НИИ-1 (с 1954 г. в подчинении 6 ГУ МОП) приступить к ОКР по созданию ракеты с надкалиберной боевой частью диаметром 600 мм под ядерный заряд. Это позволило создать задел для работы над снарядом 3Р1 для комплекса «Марс». В период с 21 августа по 10 октября 1954 г. на полигоне Капустин Яр были проведены первые испытания 10 неуправляемых ракет в инертном снаряжении, которые показали возможность достижения требуемых характеристик.
Предварительные расчеты по использованию заряда РДС-4М в ракете ЗР1 показали, что атомный заряд слишком тяжелый. В результате работы по ракете ЗР1 «Марс» были приостановлены и атомный заряд РДС-4М конструкции Ю.Б. Харитона, Н.Л. Духова, Е.А. Негина был адаптирован под тяжелую пороховую ракету ПР-850 калибра 650 мм. Для оснащения ракеты 3Р1 «Марс» было предложено использовать менее габаритный ядерный заряд имплозивного типа РДС-9 разработанный в КБ-11 для торпеды Т-5 калибра 533 мм под руководством Ю.Б. Харитона, Н.Л. Духова, Е.А. Негина и Е.И. Забабахина. По Постановлению Совмина СССР №3-2 от 2 января 1956 г. начаты работы по созданию тяжелой реактивной системы 2П1 "Марс". Постановлением были заданы тактико-технические требования №007100 к ракетному комплексу. СКБ-3 ЦНИИ-58 (главный конструктор В.Г.Грабин) начато проектирование пусковых установок комплекса. Проект установок принят комиссией ГАУ 5 апреля 1956 г. под требования №007100. В июне 1956 г. разработаный технический проект комплекса рассмотрен и принят артиллерийским комитетом ГАУ.  Пусковая установка 2П2 комплекса "Марс" с ракетой 3Р1 с ядерной боевой частью в музее артиллерии в Санкт-Петербурге | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 8П769, ракета Р-36-О / 8К69 - SS-9 mod.3 SCARP FOBS
   
Глобальная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель), главный конструктор - М.И.Галась. Разработка орбитального ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16 апреля 1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. Испытания орбитального варианта ракеты планировалось начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г., которым задавалась разработка орбитальных ракет сразу в трех КБ - 8К69 ОКБ-586, ГР-1 / 8К713 ОКБ-1 и 8К83 / УР-200 ОКБ-52. Глобальная МБР на Западе получила наименование FOBS - Fractional Orbital Bombardment System - "частично орбитальная бомбардировочная (ударная) система". Основные преимущества такого типа ракеты перед обычной МБР: - неограниченная дальность действия; - возможность поражения цели разными ракетами, но одновременно с разных направлений (например, через Северный и Южный полюса); - меньшее время полета до цели по кратчайшему направлению, чем у обычной МБР; - невозможность прогнозирования района падения боеголовки пока она находится на орбитальном участке полета; - удовлетворительная точность при максимальных дальностях.
Создание ракеты и орбитальной ступени вело ОКБ-586, двигательная установка для орбитального блока создавалась ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко, система управления - НИИ-692 ("Хартрон") главного конструктора В.Г.Сергеева, командные приборы - НИИ-944 главного конструктора В.И.Кузнецова, боевой стартовый комплекс - ЦКБ-34 главного конструктора Е.Г.Рудяка. Эскизный проект Р-36-О разработан в декабре 1962 г.
В начале 1965 г. было принято решение о разработке в качестве орбитальной ракеты только ракеты 9К69 ОКБ-586. КБ С.П.Королева прекратило разработку ГР-1 / 8К713. Ракеты КБ В.Н.Челомея УР-200 (8К81) и УР-200А (8К83) были сняты с производства.
Первоначально ампулизация ракеты не предусматривалась, но 12 января 1965 года вышел приказ ГКОТ "О развертывании работ по ампулизации ракет Р-36 и Р-36-О", которым задавались работы по доработке МБР для долговременного нахождения в заправленном ампулизированном состоянии на боевом дежурстве - первоначальный гарантированный срок хранения заправленной ракеты составлял 5 лет. Позже этот срок был увеличен до 7,5 лет. Подготовка к пуску ракеты Р-36-О / 8К69 со стартового стола на полигоне Байконур, 1965-1966 г.г. Антенны телеметрического оборудования на головной части позже были убраны (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П015, ракета МР УР-100 / 15А15 / РС-16А - SS-17 mod.1/2 SPANKER Комплекс 15П016, ракета МР УР-100УТТХ / 15А16 / РС-16Б - SS-17 mod.3 SPANKER
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) третьего поколения. Ракета разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск). Старт разработке дан решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. которым задавалось создание в КБ комплекса я тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67, комплекса с легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84 и боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. Решение о начале работ принято в ходе визита в КБ "Южное" председателя ВПК при Совмине СССР Л.В.Смирнова в апреле 1970 г. Постановлением Совмина СССР N 682-218 от 19 августа 1970 г. давался старт полномасштабной разработке легкой МБР. Разработка предлагалась на конкурсной основе двум КБ - КБ "Южное" и КБ Машиностроения. Была поставлена задача разработать проекты модернизации массового ракетного комплекса с МБР УР-100 разработки КБ машиностроения (ОКБ-52). По этому Постановлению новая ракета должна была выйти на испытания в 1973 г.
Эскизный проект МБР МР УР-100 (видимо расшифровывается как "Модернизация Ракеты УР-100") выпущен в сентябре 1970 г. Предполагалось использование ШПУ от МБР УР-100 и, соответственно, это ограничение сказалось на конструкции ракеты. Одновременно с разработкой комплекса с ракетой 15А15 в КБ "Южное" шли работы по модернизированному варианту тяжелой МБР 15А14 (Р-36М), которая несколько опережала по времени новую легкую МБР. Это позволило использовать часть наработок по проекту 15А14 в ракете 15А15 - у обоих ракет реализовывались минометный старт, применение РГЧ ИН, единый унифицированный боевой блок, близкие схемы РДТТ ступени разведения боевых блоков, а также новая система управления с применением БЦВМ.
Разработка велась следующей кооперацией предприятий: - комплекс вцелом и ракета - КБ "Южное" (ведущий конструктор - М.И.Галась, позже - С.И.Ус) - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - НПО "Южмаш" - шахтная пусковая установка - КБ-4 КБСМ (главный конструктор - Б.Г.бочков, с 1970 г. - А.Ф.Уткин) - командный пункт ракетного комплекса - ЦКБТМ МОМ (главный конструктор - Е.Г.Рудяк, с 1970 г. - В.С.Степанов) - автоматизированная система боевого управления и связи - ОКБ Ленинградского политехнического института (главный конструктор - Т.Н.ССоколов) - система внутреннего электроснабжения - ГОКБ Московского завода "Прожектор" (главный конструктор - В.А.Окунев) - агрегаты для транспортировки ракеты - ЦКБТМ МТМ (главный конструктор - Л.Д.Новиков) - средства прицеливания - ЦКБ "Арсенал" (главный конструктор - С.П.Парняков) - маршевые двигателеи обоих ступеней - ОКБ-456 - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-692 ("Хартрон") - система радиокоррекции - НИИ-885 - командные гироприборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - специальные заряды и автоматика головных частей - КБ-11 (ВНИИЭФ) - комплекс средств преодоления ПРО - ОКБ-586 - система заправки ракетного комплекса - КБТХМ - система боевого управления - НИИАП
 МБР 15А15 / МР УР-100 - SS-17 mod.1 SPANKER в транспортно-пусковом контейнере. Памятник в Днепропетровске (https://rvsn.ruzhany.info/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10/ РТ-21М - SS-20 SABER mod.1 Комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45 / 15Ж46 (?) / РСД-10 / РТ-21М - SS-20 SABER mod.1 Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, 15Ж54 / РСД-10УТТХ - SS-20 SABER mod.2 Комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56 Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс разработан Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.Д.Надирадзе с использованием опыта создания и на базе ПГРК "Темп-2С" / SS-X-16. Ракета 15Ж45 создана на базе 1-й и 2-й ступеней мобильной МБР "Темп-2С". Тема ОКР по созданию ПГРК носила название "15К645 "Пионер". Работа над комплексом начата в 1971 г.
Комплекс предназначен для поражения стратегически важных стационарных объектов на дальности от 600 до 5000 км.
Разработка комплекса начата по Постановлению Совмина СССР №280-95 вышло 28 апреля 1973 г. о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР "Темп-2С". Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г.
Кооперация разработчиков: - МИТ - головной разработчик комплекса, разработка ракеты - ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - СПУ и машины обеспечения комплекса - КБ Минского автозавода (г.Минск) - шасси СПУ - НПО "Союз" (г.Люберцы) - заряды маршевых РДТТ из смесевого топлива - НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) - система управления комплекса - КБ-1 ВНИИЭФ - головной разработчик боевого оснащения ракет 15Ж45
В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса, который был успешно защищен в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С”.
Термоядерный заряд для боевого блока был разработан ВНИИТФ до стадии опытного производства для МБР УР-100К и его отработка для серийного производства для снаряжения боевого блока БРСД 15Ж45 была завершена в 1976 г. (источник).
 СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Система "Гудрон"
  
Система усиления ядерного заряда. Комплекс средств и технических решений по увеличению (усилению) мощности ядерных зарядов разработки конца 1950-х годов. Использовался в ядерных зарядах ракетных комплексов РВСН в 1960-1970 г.г.
В декабре 1957 г. в КБ-11 под руководством С.Б. Кормера был получен уникальный результат увеличения мощности ядерного заряда, который был назван "Гудрон". 28.12.1957 г. на Семипалатинском полигоне испытан заряд РДС-9 с газовым бустингом - в некоторых источниках названный "изделие 19" (РДС-19) - плутониевый заряд был усилен газовой смесью ДТ (дейтерий + тритий). Именно газовым усилением КПД ядерного заряда и занимался С.Б.Кормер. В одном из отчетов говорилось, что задача не имеет решения т.к. полость изделия заполняется продуктами взрыва преждевременно (1954 г.). В итоге в декабре 1957 г. изделие было подготовлено к испытаниям и успешно испытано. С.Б. Кормер стал лауреатом Ленинской премии СССР в 1959 г. К сроку окончания одностороннего моратория на ядерные испытания (сентябрь 1958 г.) были подготовлены ядерные заряды в которых сочеталось увеличение мощности, с одновременным повышением боеготовности и безопасности обслуживания заряда, снижением стоимости. Разработчики пошли по пути использования более мощного взрывного вещества, а также применили оригинальную схему усиления мощности при взрыве атомного детонатора (система "Гудрон", источник). Первое испытание заряда разработки КБ-11 нового типа (вероятно, с усилителем заряда) было успешно проведено на Новоземельском полигоне 15.10.1958 г. (испытание №72, мощность 1500 кт, источник). По воспоминаниям испытателей-ядерщиков узлы нового заряда, изготавливавшиеся поштучно, оказались далеко не герметичными в эксплуатации, поэтому доставлялись на полигоны самолетами, упакованными в две специальные оболочки: контейнер и суперконтейнер, находящиеся под избыточным давлением. Руководил испытаниями от КБ-11 в качестве технического руководителя заместитель главного конструктора (впоследствии главный конструктор и директор института, академик) Евгений Аркадьевич Негин. Председателем Государственной комиссии и руководителем испытаний являлся начальник Главного управления опытных конструкций (ГУОК) Министерства среднего машиностроения генерал-лейтенант Николай Иванович Павлов. Работа с "реакторами" (усилителями) выполнялась в противогазах и была сопряжена с риском облучения и заражения.
Есть гипотеза о том, что в разные годы усилитель "Гудрон" использовал разные принципы усиления мощности ядерного заряда. На первом этапе это было усиление за счет дополнительного заряда урана-235 или плутония (см.выше). В дальнейшем, возможно, это было газовое усиление реакции с применением газообразного трития или подобной технологии.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (трубется пополнение) "Орешник" - SS-Х-31B / SS-X-34
  
Баллистическая ракета средней дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ). В июле 2023 г. принято решение руководства страны о разработке ракеты в варианте с неядерным оснащением на базе МБР "Рубеж". Вероятно, теоретическая проработка создания подобного комплекса под шифром "Кедр" велась с 2022 г. или раньше. Ракета создается с использованием наработок по другим ракетным комплексам разработки МИТ - "Ярс", "Булава" и др.
По западным данным кооперация по разработке ракетного комплекса включает в себя: - Московский институт теплотехники - головной разработчик комплекса и ракеты; - ФНПЦ "Титан-Баррикады” (г. Волгоград) - автономная пусковая установка и вспомогательные машины комплекса; - ЦНИИАГ (г.Москва) - разработка устройств системы управления ракетой - ФЦДТ "Союз" - разработка двигательной установки - ОКБ “Прожектор” (г. Москва) - Концерн “Созвездие” (г.Воронеж); - НПП “Спецэнергомеханика” (г. Москва); - НИЦ спецтехники и конверсии “Континент” (г. Москва). По западным данным испытания ракеты начаты пуском на полигоне Капустин Яр в октябре 2023 г. и продолжены пуском в июне 2024 г. Третий испытательный пуск стал испытательно-боевым - 21.11.2024 г. ракета (или ракеты) применена по боевой цели - ПО "Южмаш" в Днепропетровске. Боевое оснащение нового типа - РГЧ ИН с кассетным наполнением (6 х 6 боевых элементов) либо набор КСП ПРО.
По итогам пуска 21.11.2024 г. Главком РВСН С.Каракаев предложил принять ПГРК "Орешник" на вооружение.  Западные источники считают БРСД "Орешник" модификацией МБР РС-26 "Рубеж" (реконструкция РС-26 "Рубеж" от MilitaryRussia.Ru, вариант от 21.01.2018 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Индексы ракетных комплексов РВиА СВ ВС РФ
  
Индексы ракетных комплексов по состянию на 2020 г.: | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / моно ГЧ 15Ф175 - SS-18 mod.5 SATAN / TT-09 Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / РГЧ ИН 15Ф173 - SS-18 mod.6 SATAN    Автор первоначальной статьи: Максим Пашнев (г.Обнинск), 2012 г.
Межконтинентальная баллистическая ракета четвертого поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина) под руководством академика АН СССР В.Ф.Уткина в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны СССР и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 769-248 от 09.08.1983 г. Главные конструкторы - С.И.Ус и В.Л.Катаев. В.Л.Катаева после перевода в аппарат ЦК КПСС заменил В.В.Кошик. Комплекс "Воевода" создан в результате реализации проекта многостороннего совершенствования комплекса стратегического назначения тяжелого класса Р-36М УТТХ / 15П018 с МБР тяжелого класса 15А18 и предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в т.ч. при многократном ядерном воздействии по позиционному району (гарантированный ответный удар, ист. - Стратегические ракетные).
В июне 1979 г. в КБ "Южное" было разработано техническое предложение по ракетному комплексу "Воевода" с тяжелой жидкостной МБР четвертого поколения под индексом 15А17. Эскизный проект ракетного комплекса с МБР Р-36М2 "Воевода" (индекс МБР был изменен на 15А18М с целью обеспечения выполнения требований договора ОСВ-2) разработан в июне 1982 года. Одновременно, а июне 1982 г. выпущен и эскизный проект системы управления комплекса МБР.
 Пуск штатной ракеты Р-36М2. Вероятно, один из пусков на продление гарантийного срока хранения, 2000-е годы, Яснево (https://missilery.info/, обработано). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) ГР-1 / 8К713 - SS-X-10 SCRAG (ошибочно)
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / глобальная ракета. Разработка ракеты велась специальным отделом №3 (руководитель - Крюков Сергей Сергеевич) ОКБ-1 генерального конструктора С.П.Королева с 1961 г. Письмо от ОКБ-1 от 07.09.1961 г. «О возможности создания ГР на базе Р-9А и Р-7А» в адрес: Смирнова Л.В., Калмыкова В.Д., Москаленко К.С. Далее - докладная записка на имя Н.С. Хрущева от 22.02.1961 г. «О новой схеме межконтинентальных ракет ГР» за подписью С.П.Королева, Мишина, Рязанского, Пилюгина, Кузнецова. Далее - предложения по разработкам ОКБ-1 в т.ч. и ГР-1 от 05.03.1962 г. на имя Устинова, Малиновского, Смирнова, Москаленко, Семенова и Сербина.
Проектирование глобальной ракеты велось с расчетом на использование на первой и второй ступенях двигательных установок варианта ракеты Р-9М - 8К77, а на третьей ступени двигательной установки С1.5400. В результате разработки ракеты выпущена конструкторская и эксплуатационная документация. Эксплуатация ракеты предполагалась с теми же ограничениями и особенностями как и эксплуатация ракеты Р-9. В конце 1961 г. принято предложение ОКБ-1 о разработке ракеты с двигателями НК-9 главного конструктора Н.Д.Кузнецова и двигателем 11Д726 ОКБ-1 (ист. - Мишин).
Эскизный проект ГР-1 с двигателями НК-9 на 1-й и 2-й маршевых ступенях и ЖРД 8Д726 на 3-й ступени завершен в апреле 1962 г. (ист. - Мишин). Официально разработка ракеты была начата по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1021-436 от 12 мая 1962 г., Постановлению №1021-438 от 24.09.1962 г. и по Приказу Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) №640/06 от 13 октября 1962 г.
18 декабря 1962 г. на коллегии ГКОТ по ГР-1 приняты следующие планы работ: 1. 3-й кв. 1963 г. - начать испытания на площадке №51 полигона Байконур. Министерство обороны СССР в августе 1963 г. должно переоборудовать пл.51 под МБР ГР-1. 2. 1-й кв. 1963 г. - представить предложения о трассах и режимах посадки (МО с ГКОТ и ГКРЭ) 3. 1-й кв. 1963 г. - комплексное проектное задание на боевую стартовую станцию] (БСС) ракеты ГР-1.
Тактико-технические требования к ракете ГР-1 начаты прорабатываться 02.01.1963 г. и согласованы с заказчиком 15.02.1963 г. 23 марта 1963 г. в ОКБ-1 прошла защита эскизного проекта ГР-1.
В 1962 г. начата подготовка серии ракет для летных испытаний. Всего выпущено по разным данным 3-4 экземпляра ракет. Минимум две ракеты этой серии позже принимали участие в парадах в Москве. Производство ракет велось на Заводе Экспериментального Машиностроения ОКБ-1 в г.Калининград Московской области, а так же на заводе "Прогресс" (г.Куйбышев).
6 декабря 1963 г. приказом командира в/ч 44275 на космодроме Байконур была создана нештатная технологическая группа по испытаниям ракеты 8К713 на площадке №51. В 1964 г. к работам подключилась испытательная группа №3 той же в/ч ранее работавших по испытаниям МБР 8К75 / Р-9 (численность - 169 чел).
06.02.1964 г. на совещании у С.П.Королева впервые прозвучали доводы о нецелесообразности доводки ГР-1, а также о возможности разработки легкой космической ракеты-носителя на её базе и большой противоракеты. 14.02.1964 г. представлены предложения по ПРО на базе ГР-1. 03.05.1964 г. при стендовых испытаниях блока Б ГР-1 (2-я ступень) произошел взрыв и пожар (на 23-й секунде работы блока). 14.05.1964 г. принято решение о прекращении разработки ГР-1. Официально разработка ракеты ГР-1 и её модификаций прекращена в июле 1964 г. "в связи с исполнением СССР обязательств по неиспользованию космического пространства в военных целях".
17.08.1965 г. руководству Министерства обороны СССР ушло письмо С.П. Королева с предложением об использовании ГР-1 для перехвата спутников (возможно, индекс ракеты - 8М111).
Отдельная благодарность за подготовку подборки источников по ракете пользователю "С-300" нашего сайта и форума.
 Ракеты ГР-1 на Красной площади, парад 7 ноября 1965 г. (РГАНТД, http://www.rusarchives.ru/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Экспериментальная твердотопливная баллистическая ракета средней дальности. Постановлением Совета министров СССР от 27 июня 1958 г. на базе ЦНИИ-58 В.Г.Грабина был создан филиал ОКБ-1, который занялся разработкой твердотопливных ракет. Создание ракеты начато по Постановлению Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2". Постановлением определен перечень разработчиков ракеты: - ОКБ-1 ГКОТ (главный конструктор С.П.Королев, заместитель главного конструктора по ракетам на твердом топливе И.Н.Садовский) - по ракете и комплексу в целом; - КБ-11 Минсредмаша (главные конструкторы Негин, Кочарянц) - по специальному заряду с автоматикой, системой инициирования, электропитанием, контактным и неконтактным датчиками, контрольно-измерительной аппаратурой и технологическому оборудованию для сборки и проверки специального заряда на технической и стартовой позициях; - НИИ-125 ГКОТ (главный конструктор - Б. Жуков, заместители главного конструктора - Смирнов и Победоносцев) - по созданию твердого топлива - продукта «Нейлон-Б», промышленной технологии его производства, зарядов и двигателей. Разработка и испытания двигателей должны были осуществляться совместно с ОКБ-1; - НИИ-885 ГКРЭ (главные конструкторы - Рязанский, Пилюгин) - по системе управления в целом; - НИИ-944 ГК по судостроению (главный конструктор - Кузнецов) - по гироскопическим приборам; - НИИ-627 и ВНИИТ ГК по автоматизации и машиностроению (главные конструкторы - Иосифьян и Лидоренко) - по бортовому электрооборудованию и источникам тока; - ГСКБ Спецмаш ГКОТ (главный конструктор - Бармин) - по комплексу наземного пускового, стыковочного, подъемно-транспортного, компрессорного, вспомогательного оборудования и разработке боевых стартовых станций; - ОКБ-686 Московского совнархоза (главный конструктор - Гольцман) - по комплексу наземного электросилового оборудования. Согласно Постановлению, в мае 1960 г. разработчики должны были представить эскизный проект ракеты РТ-1 и варианты боевых стартовых станций (комплекса наземного оборудования). Разработку двигателей вело НИИ-125 при участии бригады конструкторов ОКБ-1. Эскизный проект изделия 8К95 выпущен в августе 1960 г. Испытания ракет РТ-1 с комбинированной системой управления планировалось начать в 4-м квартале 1960 г., а с автономной системой управления - в 4 квартале 1961 г. Место испытаний - Государственный Центральный Полигон Капустин Яр.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) "Искандер-1000" (условно) - SS-Х-33
  
Баллистическая ракета средней дальности универсального модульного ракетного комплекса на базе технических решений ОТРК 9К720 "Искандер-М" разрабатывается по состоянию на 2024 год в КБ машиностроения (г. Коломна).
28 июня 2024 года В.В. Путин заявил о возможности начала производства и развертывания ракет средней и меньшей дальности в ответ на аналогичные действия США за пределами их национальной территории. Ранее, 17 декабря 2023 года, Главком РВСН России отметил, что российский ВПК может в кратчайшие сроки начать производство серийных образцов ракетных комплексов с ракетами средней и меньшей дальности. 6 мая 2024 года МИД России объявил о начале производства ракетных комплексов средней и меньшей дальности.
Одним из вариантов такого комплекса с дальностью до 1000 км может стать доработанная баллистическая ракета 9К720 "Искандер-М" с обновленным двигателем, системой управления и улучшенной боевой частью.
Новая ракета для "Искандер-М" была впервые продемонстрирована в видеоролике к 78-летию полигона Капустин Яр 15 мая 2024 года.
Наименование "Искандер-1000" является условным и неофициальным.  Полигонная пусковая установка с ракетой нового типа на полигоне Капустин Яр (первая публикация 15.05.2024 г., источник) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение, v.2) НИР "Универсал" / ОКР "Тополь-М", ракета 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" / 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" / 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов (в разные годы, источник).
Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).
Работы в КБ "Южное" велись по НИР "Универсал" - разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).
Полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 / 15Ж65 была начата совместно МИТ и КБ "Южное" по решению ВПК СССР №323 от 09.02.1989 г. по теме НИР "Универсал". Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах - ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).
Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель 1-й ступени, головной обтекатель и второй вариант платформы разведения с двигателем на монотопливе разрабатывало КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). В конце 1989 г. выпущен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).
Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ "Южное" был собран и подготовлен к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты с завода на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1991 г. МИТ начал формирование скорректированной кооперации разработчиков с упором на российские предприятия (ист. - Стратегические ракетные). В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ "Южное" С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ "Южное" в разработке ракеты (ист. - Ракеты и космические аппараты...). В 1992 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту МБР "Тополь-М" учитывающее изменения по кооперации разработчиков - двигатель 1-й ступени ракеты разрабатывался теперь НПО "Искра" (г.Пермь). За основной вариант базирования шахтного варианта был принят вариант с использованием стартовой позиции и ШПУ комплексов УР-100НУТХХ с ракетами 15А35 после модернизации стартового оборудования (разработчик ОКБ "Вымпел" , г.Москва). Так же дополнением к эскизному проекту предусматривалось использование ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 в случае полного сокращения этих ракет по договоре СНВ-2, которое могло произойти (ист. - Стратегические ракетные).
Постановлением Правительства России №7-2 от 06.01.1993 г. и Указом Президента России Бориса Ельцина №275 от 22 февраля 1993 года "О создании РК "Тополь-М" и серийном производстве РК "Тополь-М" головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ "Южное" в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г. (ист. - Ракеты и космические аппараты...).
 Старт ракеты 15Ж55 комплекса "Тополь-М" (2008 г. или ранее) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение, v.2) | | | | | Боевое оснащение МБР 15А28 "Сармат"
Гипотетически вариантов боевого оснащения МБР 15А28 несколько:
1. Классическое боевое оснащение МБР с РГЧ ИН - обычные неуправляемые баллистические боевые блоки. Вероятно, разработанные при участии ВНИИЭФ - там ведутся работы по программе "Сармат-П" (2018 г.). Таких боевых блоков может быть не менее 10-14 шт. С комплексом средств преодоления ПРО.
2. Аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение (АГБО) - оценочно от 3 до 5 управляемых боевых блоков типа объект 4202 / 15Ю71 (это прогноз).
Здесь хотелось бы рассмотреть факторы, которые могут влиять на выбор мощности обычных боевых блоков т.к. возможны варианты - блоки малой мощности (150 кт), блоки средней мощности (300-500 кт) и блоки повышенной мощности (0.8-1 Мт). Рассуждения на эту тему носят, конечно, характер "капитанства" и совершено очевидны, но, видимо, это как раз и есть то, что называется в столицах "аналитика".
Выбор мощности боевых блоков для МБР "Сармат" может зависеть от целого ряда факторов: 1. Стратегическая доктрина и вопросы ядерного сдерживания, вероятно, являются основополагающими факторами выбора мощности боевого оснащения. Количество и мощность ядерного арсенала страны должно коррелировать со стратегической доктриной, которая может приоритизировать массовое сдерживание или точечные удары. В случае с Российской Федерацией речь идет скорее о массовом сдерживании, а следовательно это довод в пользу повышения мощности боевых блоков. Cюда же можно добавить и психологический эффект от наличия в арсенале МБР боеголовок мегатонного класса, которое, кстати, не запрещает развертывания ракетс боеголовками меньшего класса мощности.
2. Задачи, цели и точность наведения ББ. Конечно, это также один из определяющих факторов выбора мощности боевых блоков. В условиях снижения требований или невозможности достижения требуемых показателей по точности наведения ББ возможна компенсация повышением мощности боевых блоков для нивелирования возможных отклонений. Опять же, если целями ударов МБР "Сармат" являются точечные цели - ШПУ МБР потенциального противника, то при недостаточной точности МБР также необходимо повышение мощности ББ. Хотя, при использовании МБР в качестве средства ядерного сдерживания основными целями ракет будут скорее объекты стратегической инфраструктуры, военные базы, городские агломерации, где боеприпасы мегатонного класса также выглядят предпочтительнее с точки зрения сдерживающего фактора потенциально возможного ущерба. Ступень разведения боевых блоков и головная часть МБР 15А18М в учебном центре РВСН, 2022 г. (российское ТВ). | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии F-4 Phantom из VF-102 перехватывает Ту-16 египетских ВВС над Средиземным морем 12 января 1971 года. | Новый перевод посвящённый вооружению китайского(глубокая модернизация советского... | Ту-16 в хай-рез | Китайского в хай-рез | Хай-рез | Небольшое, но интересное дополнение. Внимательный человек на одном из хай-резов... | Ту-104 в хай-рез | Ту-16 и Ту-104 в хай-рез | Египетский Ту-16 | Хороший хай-рез Ту-104. В принципе, почти в тему)) |
|