| ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-16 / 8К64 - SS-7 mod.1 SADDLER Ракета Р-16У / 8К64У - SS-7 mod.2 SADDLER
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка первой (для КБ) двухступенчатой ракеты велась ОКБ-586 (КБ "Южное") под общим руководством академика М.К. Янгеля по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.12.1956 г. о разработке межконтинентальной ракеты на высококипящих компонентах топлива. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Грачев. Ракета разрабатывалась в связи с низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой МБР Р-7 С.П.Королева. Для ускоренного создания новой МБР было предложено широко использовать конструктивные решения ранее созданных КБ ракет Р-12 / 8К63 и Р-14 / 8К65. Запуск МБР 8К64 предполагался только с наземных пусковых установок.
Постановлением от 17.12.1956 г. Правительство поручило ОКБ-586 проработать проект МБР на топливе длительного хранения. В феврале 1957 г. ОКБ-586 предложен предэскизный проект новой МБР. Проект предполагал создание 2-х ступенчатой ракеты со ступенями конической формы с двигателями разработки ОКБ-3 НИИ-88. Эскизный проект ноября 1957 г. предполагал создание уже ракеты массой 150 тонн со ступенями цилиндрической формы с двумя базовыми диаметрами ступеней - 3 м 1-я ступень и 2,4 м 2-я ступень. Ожидаемо предполагалось использование высококипящего топлива АК-27И и НДМГ. При заводе № 586 был создан филиал ОКБ-3 НИИ-88. В середине 1958 г. эскизный проект был рассмотрен созданной правительством экспертной комиссией, возглавляемой президентом Академии наук СССР М. В. Келдышем. Комиссия подтвердила возможность создания ракеты с заявленными характеристиками. Позицию ОКБ-586 укрепило его предложение по замене не имевших производственной базы двигателей ОКБ-3 НИИ-88 на двигатели ОКБ-456 В.П Глушко, в основу которых был положен разработанный для ракеты Р-14 двухкамерный двигатель. На первой ступени используется связка из трех таких двигателей, на второй — один двигатель с удлиненными (высотными) соплами. Для управления полетом в состав каждой ступени вводится свой четырехкамерный рулевой двигатель. Применение рулевых двигателей позволило снизить конечный вес ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы. Разработка рулевых двигателей была возложена на специализированное двигательное КБ-4 в структуре ОКБ-586, преобразованное из филиала ОКБ-3 НИИ-88 по приказу председателя ГКОТ при Совмине №КС-269 от 22.06.1958 г. Главлым конструктором КБ-4 становится И.И.Иванов, заместителем - М.Д.Назаров.
В августе 1958 г. Совмин поручил ОКБ-586 развернуть работы и в кратчайшие сроки создать МБР Р-16 с индексом 8К64, были выданы уточненные тактико-технические требования. Ввиду обострения международной обстановки Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 обязывают ускорить разработку ракет Р-14 и Р-16 и выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г. Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692 (позже НПО "Хартрон"). Для отработки камер сгорания и газогенераторов рулевых двигателей и систем питания маршевых двигателей на испытательной базе ОКБ-586 был построен комплекс стендов и монтажно-испытательный корпус. Для двигательного КБ ОКБ-586 был сооружен лабораторно-испытательный корпус со стендами для отработки турбонасосных агрегатов. На территории 5 НИИП в Байконуре для ОКБ-586 были выделены площадки, на которых началось строительство стартовой позиции ракеты 8К64, монтажно-испытательного корпуса и жилой зоны. Разработка стартового оборудования была возложена на Новокраматорский машиностроительный завод.
Таким образом сложилась кооперация: - ОКБ-586 (КБ "Южное") - головное по комплексу, ракете, рулевым ЖРД (отдельное КБ в ОКБ-586), головные части МБР; - ОКБ-456 - по маршевым ЖРД; - ОКБ-692 (НПО "Хартрон") - система управления; - Новокраматорский машиностроительный завод - стартовое оборудование наземного комплекса "Шексна-Н"; - КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерные заряды головных частей.
С целью объединения производственных мощностей и ускорения перехода на серийное изготовление ракет ОКБ-586 и завод №586 приняли решение передать экспериментальное производство ОКБ заводу. В августе 1960 г. начались огневые стендовые испытания ступеней ракеты в НИИ-229. При первом испытании 1-й ступени от мощной струи разрушился отбойный лоток стенда, тем не менее пуск был успешным. Ввиду отсутствия времени на ремонт комиссия решила ограничить испытания единственным пуском и, не ремонтируя лоток, приступила к огневым испытаниям на стенде 2-й ступени. После трех испытаний 2-й ступени ракета была допущена к летным испытаниям.
Серийное изготовление ракет 8К64 началось в намеченный правительством срок - в 1961 г. Кроме завода №586 в Днепропетровске ракеты с 1961 г. изготавливал так же завод №166 в Омске (ПО "Полет"). Всего ПО "Полет" было выпущено 330 МБР Р-16 и Р-16У. Пуск МБР Р-16У с легкой ГЧ из шахтной пусковой установки (фото - КБ "Южное") | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-14 / 8К65 - SS-5 SKEAN Комплекс 8П764 "Чусовая", ракета Р-14У / 8К65У - SS-5 SKEAN Баллистическая ракета средней дальности. Создана в СКБ-586 генерального конструктора М.К.Янгеля по Постановлению СМ СССР от 02 июля 1958 г. Ракета проектировалась с использованием опыта создания БРСД Р-12 с увеличенной до 3600 км дальностью действия и с улучшенными эксплуатационными возможностями. В первом квартале 1960 г. выполнены первые горячие проливки ракеты Р-14. С 28 марта по май 1960 г. в Загорском НИИ-229 было проведено четыре стендовых испытания двигателей, прошедшие без особых замечаний. Во втором квартале 1960 экспериментальная отработка Р-14 завершена и начата подготовка к летно-конструкторским испытаниям. Для проведения испытаний на площадке №20 полигона построена техническая позиция, включающая монтажно-испытательный корпус, на площадке №21 оборудована стартовая позиция на два старта. Мишенное поле оборудовано в районе г.Братска. Председателем Госкомиссии назначен генерал-майор А.Г.Мрыкин, техническим руководителем испытаний - заместитель Янгеля В.С.Будник. Испытания ракеты начаты на Государственном Центральном Полигоне №4 Капустин Яр успешным пуском 6 июня 1960 г. По результатам первого пуска была выявлена ненормальная работа системы перелива окислителя, а в ходе проведения первого этапа летных испытаний обнаружено явление кавитации, приводившее к разрушению ракет на активном участке полета. Проведены доработки конструкции ракеты и 15 февраля 1961 г. успешно завершены летно-конструкторские испытания. Всего в ходе летно-конструкторских испытаний произведен 21 пуск (22 пуска по др. данным). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение, v.2) | | | | | Боевое оснащение МБР 15А28 "Сармат"
Гипотетически вариантов боевого оснащения МБР 15А28 несколько:
1. Классическое боевое оснащение МБР с РГЧ ИН - обычные неуправляемые баллистические боевые блоки. Вероятно, разработанные при участии ВНИИЭФ - там ведутся работы по программе "Сармат-П" (2018 г.). Таких боевых блоков может быть не менее 10-14 шт. С комплексом средств преодоления ПРО.
2. Аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение (АГБО) - оценочно от 3 до 5 управляемых боевых блоков типа объект 4202 / 15Ю71 (это прогноз).
Здесь хотелось бы рассмотреть факторы, которые могут влиять на выбор мощности обычных боевых блоков т.к. возможны варианты - блоки малой мощности (150 кт), блоки средней мощности (300-500 кт) и блоки повышенной мощности (0.8-1 Мт). Рассуждения на эту тему носят, конечно, характер "капитанства" и совершено очевидны, но, видимо, это как раз и есть то, что называется в столицах "аналитика".
Выбор мощности боевых блоков для МБР "Сармат" может зависеть от целого ряда факторов: 1. Стратегическая доктрина и вопросы ядерного сдерживания, вероятно, являются основополагающими факторами выбора мощности боевого оснащения. Количество и мощность ядерного арсенала страны должно коррелировать со стратегической доктриной, которая может приоритизировать массовое сдерживание или точечные удары. В случае с Российской Федерацией речь идет скорее о массовом сдерживании, а следовательно это довод в пользу повышения мощности боевых блоков. Cюда же можно добавить и психологический эффект от наличия в арсенале МБР боеголовок мегатонного класса, которое, кстати, не запрещает развертывания ракетс боеголовками меньшего класса мощности.
2. Задачи, цели и точность наведения ББ. Конечно, это также один из определяющих факторов выбора мощности боевых блоков. В условиях снижения требований или невозможности достижения требуемых показателей по точности наведения ББ возможна компенсация повышением мощности боевых блоков для нивелирования возможных отклонений. Опять же, если целями ударов МБР "Сармат" являются точечные цели - ШПУ МБР потенциального противника, то при недостаточной точности МБР также необходимо повышение мощности ББ. Хотя, при использовании МБР в качестве средства ядерного сдерживания основными целями ракет будут скорее объекты стратегической инфраструктуры, военные базы, городские агломерации, где боеприпасы мегатонного класса также выглядят предпочтительнее с точки зрения сдерживающего фактора потенциально возможного ущерба. Ступень разведения боевых блоков и головная часть МБР 15А18М в учебном центре РВСН, 2022 г. (российское ТВ). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Комплекс 2К1 "Марс", ракета 3Р1 "Сова" - FROG-2
Тактический ракетный комплекс. Комплекс и ракета разрабатывались НИИ-1 (с 1967 г. - Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. НИР по ракете начаты в 1948-1951 г.г. Техническое задание на проектирование по теме "тактические ракеты с дальностью стрельбы до 50 км" выдано в 1953 г. По Постановлению Совмина СССР №3-2 от 2 января 1956 г. СКБ-3 ЦНИИ-58 (главный конструктор В.Г.Грабин) велось проектирование пусковых установок комплекса. Проект установок принят комиссией ГАУ 5 апреля 1956 г. под требования №007100. Испытания ракет и комплекса начаты в марте 1957 г. на полигоне Капустин Яр (всего произведены пуски 30 ракет). Второй этап испытаний проводился в июне-августе 1957 г. - проводились испытания ракет и артиллерийской части пусковых установок на соответствие требованиям ТТТ ГАУ. Полигонные испытания ракеты 3Р1 - последний этап - июнь-июль 1958 г. (полигон Капустин Яр, площадка №8, установка С-121, 15 пусков). Сентябрь-декабрь 1958 г. произведена сборка первых образцов комплексов 2К1 на заводе "Баррикады" с выходом комплекса на заводские испытания. В период с 30 января по 28 февраля 1959 г. проведены испытания комплексов "Марс" и " Луна" в условиях низких температур на Агинском полигоне (Забайкальский ВО, испытывались головные образцы установок 2П2 и 2П3, проведено 2 пуска ракет 3Р1). Комплекс 2К1 "Марс" принят на вооружение постановлением Совмина СССР №328-199 от 20 марта 1958 г. Серийное производство комплекса - 1959-1960 г.г. (завод "Баррикады", 25 СПУ и 25 ТЗМ). Комплекс 2К1 "Марс" снят с вооружения в 1970 г. и к 1975 г. выведен из строевых частей (по западным данным). СПУ 2П2 комплекса "Марс" (Zaloga Steven J., The SCUD and other Russian Ballistic Missile Vehicles.Concord Publication.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Индексы ракетных комплексов РВиА СВ ВС РФ
Индексы ракетных комплексов по состянию на 2020 г.: | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-3 / 8А67 Ракета Р-3А Проект баллистической ракеты большой дальности. Разработка проекта ракеты с дальностью действия 3000 км начата по Постановлению Совмина СССР от 14 апреля 1947 г. в НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева. Для работ по проекту был образован Совет Главных конструкторов: - ракета - С.П.Королев (НИИ-88); - командные приборы - В.И.Кузнецов (созданный в 1947 г. НИИ-944); - ЖРД - В.П.Глушко (ОКБ-456); - наземное оборудование стартового комплекса - В.П.Бармин; - автономная система управления - Н.А.Пилюгин; - система радиокоррекции - М.А.Рязанский.
Эскизный проект ракеты состоял из трех разделов - по ракете Р-3 (отдел №3 С.П.Королева НИИ-88, ведущие конструкторы компоновки - К.Д.Бушуев и С.С.Крюков), по двигательной установке (ОКБ-456 В.П.Глушко на конкурсных началах с НИИ-1 МАП под руководством А.И.Полярного) и по системам управления и контроля (главные конструкторы Н.А.Пилюгин и М.С.Рязанский). В проработке было несколько вариантов ракет: БН - баллистическая нормальная (одноступенчатая), БС - баллистическая составная, КН - крылатая нормальная (одноступенчатая), КС - крылатая составная.
Эскизный проект варианта ракеты Р-3БН завершен в июне 1949 г. В ноябре-декабре 1949 г. состоялось обсуждение проекта на специализированных секциях научно-технического совета НИИ-88 и 7 декабря 1949 г. эскизный проект утвержден НТС НИИ-88. НТС было рекомендовано создание экспериментальной уменьшенной ракеты-модели Р-3А для проверки технических решений проекта Р-3. Было начато проектирование экспериментальной ракеты Р-3А на базе технических решений ракеты Р-2, летные испытания были назначены на октябрь 1951 г.
Изменения конструкции ракеты Р-3А позволяли рассчитывать на дальность полёта до 935 км при стартовой массе 23400 кг, тяге двигателя 40 т и массе сухой конструкции ракеты около 4 т. Проектные проработки показали, что, несколько усложнив задачу, можно получить качественно новый результат и, минуя экспериментальную стадию, сразу создать проект новой боевой ракеты - такой ракетой стала ракета 8А62 / Р-5 проектирование которой начато в 1950-1951 г.г.
Для работ по проекту Р-3 и другим проектам ракет дальнего действия 24 апреля 1950 г. вышло Постановление Совмина СССР о создании ОКБ-1 и назначении его начальником и главным конструктором С.П.Королева. В октябре 1951 г. Королев обратился к министру воороужений Д.Ф.Устинову с просьбой одобрить в принципе перевод проекта экспериментальной ракеты Р-3А в проект боевой ракеты с дальностью полета вдвое большей, чем у ракеты Р-2, присвоить ей индекс Р-5 и перенести начало ее летных испытаний на 1952 г. При этом был представлен эскизный проект ракеты с новой головной частью.
Ракеты НИИ-88 С.П.Королева - Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5М | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе) БЖРК, ракета 15Ж43 / РТ-22 Комплекс 15П044 / РС-22, ракета 15Ж44 / РТ-23 - SS-24 SCALPEL Комплекс 15П952 / РС-22А, ракета 15Ж52 / РТ-23 - SS-24 mod.1 SCALPEL Межконтинентальная баллистическая ракета c двигателями на твердом топливе в разных вариантах базирования. Разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск) под руководством генерального конструкторв В.Ф.Уткина.
В течение 1966-1974 г.г. в КБ "Южное" было выпущено 7 аванпроектов, эскизных проектов и проработок проектов твердотопливных ракет включая НИР "Гарантия" и работы по ракетам РТ-21 (15Ж41) и РТ-22 (15Ж43).
В 1966-1967 г.г. в ОКБ-586 (КБ "Южное") проведены проектные изыскания по разработке боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой Р-12. Проект предусматривал создание специального состава из 20 вагонов, шесть из которых являлись одновременно транспортным средством и ПУ для ракет. Предполагалось, что БРЖК обеспечит возможность скрытого маневрирования ракетного соединения, находящегося на боевом дежурстве. Но работы тогда не вышли из проектной стадии. По мере развития ракетостроения рассматривалась возможность создания БЖРК применительно к твердотопливным ракетам РТ-40, РТ-2, РТ-20. Проект ракетного комплекса с твердотопливной трехступенчатой МБР шахтного и железнодорожного базирования РТ-21 (15Ж41) разрабатывался в первой половине 60-х годов в КБ «Южное». Проект как и предыдущие не был реализован. Во второй половине 1960-х годов на его основе разрабатывался проект БРЖК с ракетой РТ-22, который также не был завершен. В конце 1960-х годов появилась информация о разработке в США проекта железнодорожного состава для запуска МБР типа «Минитмен»., что дало старт работам по БЖРК с ракетой РТ-23.
Приказ министра общего машиностроения СССР "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" был подписан 13 января 1969 г. после прекращения разработки в КБ "Южное" ракетного комплекса с ракетой РТ-20П. КБ "Южное" стало головным разработчиком комплекса и ракеты для него. БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и мог с большой вероятностью уцелеть после нанесения противником первого удара. Этот способ базирования позволял обеспечить высокую мобильность ракетному комплексу. Считалось, что будет сложно выследить БЖРК непрерывно курсирующий по разветвленным, и забитым обычными составами железнодорожным магистралям страны. Разработанный эскизный проект вызвал массу возражений со стороны военных из-за возможной уязвимости комплекса от диверсионных действий и сложностей в организации железнодорожного движения. Тем не менее в октябре 1975 г. на Павлоградском механическом заводе началось строительство корпуса сборки твердотопливных двигателей для МБР РТ-23. В отдельной статье: Комплекс 15П960 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж60 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL Комплекс 15П961 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж61 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL Комплекс "Целина", ракета 15Ж62 / РТ-23УТТХ Пуск МБР 15Ж52 из пускового вагона БЖРК на полигоне Плесецк (https://nevskii-bastion.ru/, обработано) | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П030, ракета УР-100Н / 15А30 / РС-18А - SS-19 mod.1 / mod.2 STILETTO Комплекс 15П030П, ракета УР-100Н / 15А30 Комплекс 15П035 / 15П135, ракета УР-100Н УТТХ / 15А35 / РС-18Б - SS-19 mod.3 STILETTO
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) с разделяющейся головной частью с шестью боевыми блоками с индивидуальным наведением (РГЧ ИН). Разработана в Филиале № 1 (главный конструктор - В.Н. Бугайский, ведущий конструктор - Юрий Дьяченко) ЦКБМ / ОКБ-52 (с 2007 г. НПО машиностроения) под общим руководством В. Н. Челомея. В августе 1969 г. состоялось заседание Совета Обороны СССР под председательством Л.И. Брежнева, на котором обсуждались перспективы развития РВСН СССР и были одобрены предложения КБ "Южное" в части модернизации уже стоявших на вооружении ракетных комплексов Р-36М и УР-100. Также было поддержано предложенная ЦКБМ схема модернизации комплекса УР-100 - создание нового ракетного комплекса УР-100Н. Разработка МБР начата 2 сентября 1969 г., а 19 августа 1970 г. вышло Постановление Совмина СССР № 682-218 о разработке ракетного комплекса УР-100Н / 15А30 с "самой тяжелой ракетой из легких МБР" (принятый в договорах термин). На конкурсной основе с комплексом УР-100Н в КБ "Южное" создавалась МБР МР-УР-100. Комплексы УР-100Н и МР-УР-100 предлагались для замены семейства МБР легкого класса УР-100 / 8К84, принятого на вооружение РВСН в 1967 г. и развернутого в массовом количестве - максимальное количество МБР УР-100 1030 ед. достигнуто в 1974 году.
По распоряжению В.Н.Челомея в ЦКБМ работы по ракете були распределены: - маршевые ступени, стендовые изделия, сопряжение ракеты с ТПК и ШПУ, выдача чертежей заводу им.Хруничева в декабре 1970 г. - Филиал №1 ЦКБМ (начальник - В.Н. Бугайский); - автономный блок с разделяющейся головной частью и система управления ракетой с выдачей работчей документации заводу в декабре 1970 г. - ЦКБМ (заместителю генерального конструктора А.И. Эйдис); - транспортно-пусковой контейнер, увязка с комплексом наземного оборудования и пусковой установкой с выдачей документации Омскому авиационному заводу в декабре 1970 г. - ЦКБМ (заместитель генерального конструктора В.М. Барышев); - увязка работ по созданию позиционного района ракетного комплекса УР-100Н - Филиал №1 ЦКБМ.
Для обеспечения технического руководства и координации работ в ЦКБМ приказом Генерального конструктора от 20.10.1970г. главным ведущим конструктором по головной части ракеты УР-100Н был назначен Б.М. Денисов, а 30.10.1970 г. в его группу включены ведущими конструкторами В.Ю. Гасюнас - по корпусу, технической документации и производству, В.Г. Биденко – по бортовым агрегатам, наземному оборудованию и испытаниям.
В процессе разработки была сформирована следующая кооперация предприятий: - ОКБ-52 (В.Н.Челомей) - головное КБ по комплексу и ракете; - НПО "Электроприбор" (В.Г.Сергеев, НПО "Хартрон", г.Харьков) - система управления; - КБХМ (А.Д.Конопатов, г.Воронеж) - основные и рулевые ЖРД маршевых ступеней ракеты; - ЦКБ машиностроения (В.М.Барышев, г.Москва) - ШПУ высокой защищенности; - ВНИИП (О.Н.Тиханэ) - разработка боевого блока с термоядерным зарядом.
ШПУ 15П735 с МБР УР-100Н УТТХ / 15А35, 2000-е годы (фото - Сергей Казак, РИА Новости) | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П018, ракета Р-36М1 / Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN Межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина), ведущий конструктор - С.И. Ус. Разработка комплекса 15П018 задана Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 августа 1976 г. в рамках совершенствования ранее разработанного комплекса 15П014 с тяжелой жидкостной МБР Р-36М / 15А14 за счет использования новой боевой ступени и нового боевого оснащения. Новая МБР предназначалась для поражения 10 боеголовками одной ракеты важных высокопрочных малоразмерных целей расположенных на площади до 300 000 кв.км в условиях современной противоракетной обороны. Пусковой комплекс 15П018 для новой МБР был выполнен КБСМ с усиленной защищенностью от ПФЯВ. Эскизный проект комплекса представлен к защите в декабре 1976 г.
Повышение эффективности ракетного комплекса 15П018 по сравнению с комплексом 15П014 обеспечивалось: - повышением точности стрельбы в 2-3 раза - увеличением мощности зарядов боевых блоков (ББ) - увеличением района разведения ББ - применением ШПУ и КП высокой защищенности - повышением надежности доведения команд на пуск до ШПУ. При разработке комплекса сложилась следующая кооперация предприятий: КБ "Южное" (г. Днепропетровск) - головное КБ по ракете и комплексу; ПО Южный Машиностроительный Завод (г. Днепропетровск) - производство ракет; ПО "Авангард" - изготовитление транспортно-пускового контейнера; КБ Электроприборостроения ("Хартрон") - разработка системы управления ракеты; НПО "Ротор" - разработка комплекса командных приборов; КБ завода "Арсенал" - разработка системы прицеливания; КБ "Энергомаш" - разработка двигателя первой ступени ракеты; КБ Химавтоматики (ОКБ-154) - разработка двигателя второй ступени ракеты; КБСМ - разработка боевого стартового комплекса; ЦКБТМ - разработка командного пункта; ГОКБ "Прожектор" - разработка системы электроснабжения; НПО "Импульс" - разработка системы дистанционного управления и контроля; КБТХМ - разработка системы заправки
Серийное производство ракет 15А18 было начато ПО "Южный машиностроительный завод" в г. Днепропетровске (Украина) в 1977 г.
Летно-конструкторские испытания ракеты 15А18 начаты пуском 31 октября 1977 года из ШПУ на полигоне Байконур и закончились 27 ноября 1979 года. В ходе летных испытаний 5 НИИП в Байконуре выполнено 19 пусков (в т.ч. 17 успешных). Причинами двух отказов явились потеря устойчивости первой ступени из-за выхода из строя рулевой машины и потеря устойчивости боевой ступени из-за неполного ее отделения от второй ступени (наличие механической связи после команды отделения). Причины недостатков были устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего в процессе испытаний и эксплуатации МБР проведено 62 пуска, из них 56 - успешных. Фактическая полетная надежность ракеты с учетом доработок на этапе летных испытаний и с учетом обеспечения качества изготовления составляет 0,965.
Шахтная пусковая установка комплекса 15П018 с МБР 15А18 / Р-36М УТТХ (http://kbsm.su/) | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П159 "Курьер", ракета 15Ж59 - SS-X-26
Мобильная малогабаритная межконтинентальная ракета / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Разработка комплекса и ракеты велась Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе, с 1987 г. главный конструктор - Б.Н.Лагутин. Разработка комплекса начата по инициативе командующего РВСН В.Ф.Толубко в ответ на разработку в США МБР MGM-134 "Midgetman" по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Эскизный проект МБР (название на ранней стадии проектирования - "Темп-СМ") завершен в 1984 г. Разработка эскизного проекта по теме "Темп-СМ" велась 11-м отделением МИТа, начальник - Н.В.Карягин. На стадии ОКР за комплекс отвечало отделение №6 МИТа (А.К.Виноградов, позже - Л.С.Соломонов), за ракету - отделение №1 МИТ (В.И.Гоголев, позже - Ю.В.Соломонов). Производство ракет опытной партии для испытаний велось на Воткинском машиностроительном заводе. Там же планировалось развернуть и серийное производство ракеты. Пробная пусковая установка 15У160 на шасси МАЗ-7909 проходила испытания с макетными прототипами ракет на полигоне Капустин Яр в 1989-1990 г.г. В период с марта 1989 г. по май 1991 г. на полигоне Плесецк в ходе отработки стартовой автоматики и самоходной ПУ выполнено 4 бросковых пуска макетов ракеты (ИРС - испытательный ракетный снаряд) по упрощенной циклограмме с облегченным двигателем первой ступени.
К 1991 г. разработан окончательный 5-осный вариант СПУ 15У160М комплекса, начато изготовление опытных образцов СПУ на закоде "Баррикады" (г.Волгоград). К летным испытаниям ракеты планировалось приступить летом 1992 г., но в связи с прекращением в США разработки МБР "Миджитмен" 5 октября 1991 г. М.С.Горбачев заявил о прекращении разработки комплекса "Курьер".
Самоходная пусковая установка 15У160М ракетного комплекса 15П159 "Курьер" в музейной экспозиции полигона Капустин Яр, 2021 г. (фото - пользователь "Случайный" форума http://militaryrussia.ru/) | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) НИР "Универсал", комплекс 15П065, ракета РТ-2ПМ2, 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B
Проект универсальной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР для шахтного и мобильного базирования) разработки КБ "Южное" (Днепропетровск, генеральный конструктор - В.Ф.Уткин) и Московского Института Теплотехники (МИТ, главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов, в разные годы, источник). Разработка шахтного варианта МБР начата в 1984 г. (ист. - Морозов).
Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).
Для соответствия требованиям договора СНВ-1 и в качестве условной модернизации МБР РТ-2ПМ по НИР "Универсал" в КБ "Южное" разрабатывалась твердотопливная МБР с моноблочным боевым оснащением в вариантах ПГРК и ШПУ. В то же время в МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).
Совместная полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 по теме НИР "Универсал" была начата МИТ и КБ "Южное" по решению ВПК при Совмине СССР №323 от 09.09.1989 г. и по приказу Министра общего машиностроения СССР №222 от 22.09.1989 г. Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах: 1) ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК) 2) ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным ракетным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065 с ракетой 8Ж65 / 15Ж65). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).
Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ н монотопливе и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель для 1-й ступени так же разрабатывался КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). 29 декабря 1989 г. успешно защищен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса (ист. - Уткин). Начата разработка конструкторской документации. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).
Ракета 15Ж65 "Универсал" и ТПК с ракетой в шахтной пусковой установке (Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". г.Днепропетровск, ГКБ "Южное", 2000 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П014, ракета Р-36М / 15А14 / РС-20А - SS-18 mod.1-3 SATAN Комплекс 15П014П
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана КБ "Южное" (г. Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель, с 01.10.1970 г. - В.Ф.Уткин). Решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. в Ялте одобрены предложения КБ по созданию модернизированных ракет с минометным стартом - тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67 и легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84, а также боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР.
В разработку проекта были положены следующие основные принципы: – разработка автономной инерциальной системы управления на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) и комплекса командных приборов (ККП) повышенной точности; – создание разделяющейся головной части (РГЧ) с индивидуальным наведением боевых блоков в точки прицеливания; – создание боевых блоков с улучшенными габаритно-массовыми и баллистическими характеристиками, стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва (ПФЯВ); – разработка комплекса средств преодоления противоракетной обороны (ПРО) противника, включающего в себя ложные цели, работоспособные на всех участках траектории; – эксплуатация ракеты на всех этапах в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), размещение на ТПК всего оборудования и аппаратуры, необходимых при боевом дежурстве и пуске ракеты; – минометный старт ракеты из ТПК, размещаемого в шахтной пусковой установке с запуском двигателей первой ступени ракеты после выхода ее из ТПК.
2 сентября 1969 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина № 712-247 «О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15A14) с выходом на ЛКИ в 1971 г.». Разработку комплекса с МБР вела следующая кооперация предприятий: - КБ "Южное" - ракета и комплекс вцелом; - КБЭМ и КБХА - ДУ ЖРД маршевых ступеней; - ХКБЭлектроприборостроения и НИИПМ - система управления; - НПО "Алтай" и ЦНИРТИ - КСП ПРО; - КБСМ и ЦКБТМ - стартовый комплекс и ШПУ; - ЛНПО "Союз" - ПАД; - ЦКБТМ - КП; - ВНИИЭФ - заряды ББ.
На первом этапе проектирования ракеты 15А14 предполагалось использование на маршевых ступенях такого же подхода как на ранее созданных ракетах семейства Р-36 - т.е. в качестве маршевого двигателя 2-й ступени предполагалось использовангие высотной модификации двигателя 1-й ступени. В результате проектной проработки подобной схемы (6-камерная ДУ на 1-й ступени и 2-х камерная ДУ на 2-й ступени) было принято решение об использовании на 2-й ступени комбинированной двигательной установки разработки КБХА с маршевым и рулевым ЖРД (ист. - Рачук). В декабре 1969 г. подготовлен эскизный проект МБР 15А14 с 4-мя видами боевого оснащения: легкая и тяжелая моноблочные ГЧ, РГЧ ИН и маневрирующая ГЧ. В марте 1970 г. эскизный проект МБР 15А14 был принят (ист. - Задонцев). В августе 1970 г. одобрено предложение о разработке ракетного комплекса с ШПУ повышенной защищенности. В январе 1971 г. начаты экспериментальные бросковые пуски из ТПК на полигоне под Павлоградом (см.ниже).
Пуск МБР 15А14 с тяжелой моно ГЧ, обработка MilitaryRussia | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе) Комплекс 15П015, ракета МР УР-100 / 15А15 / РС-16А - SS-17 mod.1/2 SPANKER Комплекс 15П016, ракета МР УР-100УТТХ / 15А16 / РС-16Б - SS-17 mod.3 SPANKER
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) третьего поколения. Ракета разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск). Старт разработке дан решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. которым задавалось создание в КБ комплекса я тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67, комплекса с легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84 и боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. Решение о начале работ принято в ходе визита в КБ "Южное" председателя ВПК при Совмине СССР Л.В.Смирнова в апреле 1970 г. Постановлением Совмина СССР N 682-218 от 19 августа 1970 г. давался старт полномасштабной разработке легкой МБР. Разработка предлагалась на конкурсной основе двум КБ - КБ "Южное" и КБ Машиностроения. Была поставлена задача разработать проекты модернизации массового ракетного комплекса с МБР УР-100 разработки КБ машиностроения (ОКБ-52). По этому Постановлению новая ракета должна была выйти на испытания в 1973 г.
Эскизный проект МБР МР УР-100 (видимо расшифровывается как "Модернизация Ракеты УР-100") выпущен в сентябре 1970 г. Предполагалось использование ШПУ от МБР УР-100 и, соответственно, это ограничение сказалось на конструкции ракеты. Одновременно с разработкой комплекса с ракетой 15А15 в КБ "Южное" шли работы по модернизированному варианту тяжелой МБР 15А14 (Р-36М), которая несколько опережала по времени новую легкую МБР. Это позволило использовать часть наработок по проекту 15А14 в ракете 15А15 - у обоих ракет реализовывались минометный старт, применение РГЧ ИН, единый унифицированный боевой блок, близкие схемы РДТТ ступени разведения боевых блоков, а также новая система управления с применением БЦВМ.
Разработка велась следующей кооперацией предприятий: - комплекс вцелом и ракета - КБ "Южное" (ведущий конструктор - М.И.Галась, позже - С.И.Ус) - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - НПО "Южмаш" - шахтная пусковая установка - КБ-4 КБСМ (главный конструктор - Б.Г.бочков, с 1970 г. - А.Ф.Уткин) - командный пункт ракетного комплекса - ЦКБТМ МОМ (главный конструктор - Е.Г.Рудяк, с 1970 г. - В.С.Степанов) - автоматизированная система боевого управления и связи - ОКБ Ленинградского политехнического института (главный конструктор - Т.Н.ССоколов) - система внутреннего электроснабжения - ГОКБ Московского завода "Прожектор" (главный конструктор - В.А.Окунев) - агрегаты для транспортировки ракеты - ЦКБТМ МТМ (главный конструктор - Л.Д.Новиков) - средства прицеливания - ЦКБ "Арсенал" (главный конструктор - С.П.Парняков) - маршевые двигателеи обоих ступеней - ОКБ-456 - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-692 ("Хартрон") - система радиокоррекции - НИИ-885 - командные гироприборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - специальные заряды и автоматика головных частей - КБ-11 (ВНИИЭФ) - комплекс средств преодоления ПРО - ОКБ-586 - система заправки ракетного комплекса - КБТХМ - система боевого управления - НИИАП
МБР 15А15 / МР УР-100 - SS-17 mod.1 SPANKER в транспортно-пусковом контейнере. Памятник в Днепропетровске (https://rvsn.ruzhany.info/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10/ РТ-21М - SS-20 SABER mod.1 Комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45 / 15Ж46 (?) / РСД-10 / РТ-21М - SS-20 SABER mod.1 Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, 15Ж54 / РСД-10УТТХ - SS-20 SABER mod.2 Комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56 Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс разработан Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.Д.Надирадзе с использованием опыта создания и на базе ПГРК "Темп-2С" / SS-X-16. Ракета 15Ж45 создана на базе 1-й и 2-й ступеней мобильной МБР "Темп-2С". Тема ОКР по созданию ПГРК носила название "15К645 "Пионер". Работа над комплексом начата в 1971 г.
Комплекс предназначен для поражения стратегически важных стационарных объектов на дальности от 600 до 5000 км.
Разработка комплекса начата по Постановлению Совмина СССР №280-95 вышло 28 апреля 1973 г. о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР "Темп-2С". Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г.
Кооперация разработчиков: - МИТ - головной разработчик комплекса, разработка ракеты - ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - СПУ и машины обеспечения комплекса - КБ Минского автозавода (г.Минск) - шасси СПУ - НПО "Союз" (г.Люберцы) - заряды маршевых РДТТ из смесевого топлива - НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) - система управления комплекса - КБ-1 ВНИИЭФ - головной разработчик боевого оснащения ракет 15Ж45
В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса, который был успешно защищен в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С”.
Термоядерный заряд для боевого блока был разработан ВНИИТФ до стадии опытного производства для МБР УР-100К и его отработка для серийного производства для снаряжения боевого блока БРСД 15Ж45 была завершена в 1976 г. (источник).
СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К52 "Луна-М", ракета 3Р11 / 9М21 / Р-65 - FROG-7A Комплекс 9К52 "Луна-М", ракета 9М21-1 / Р-70 - FROG-7B Комплекс 9К53 "Луна-МВ" (вертолетный), ракета 9М21 Тактический ракетный комплекс. Постановление №247-104 СМ СССР о создании комплекса вышло 16 марта 1961 г. Разработчик - НИИ-1 (с 1967 г. - Московский институт теплотехники, главный конструктор - Н.П. Мазуров) совместно с ОКБ-329 ГКАТ. Первый пуск опытной ракеты 3Р11 / 9М21 с полигонной ПУ состоялся 27 декабря 1961 г. Полигонные испытания комплекса с СПУ 9П113 - 1964 г. (полигон Ржевка).
По результатам испытаний комплекс 9К52 принят на вооружение 6 августа 1964 г., начато серийное производство СПУ на заводе "Баррикады" и комплекс начал поступать в войска. В 1964 г. 3 ЦНИИ Министерства обороны СССР подготовил для комплекса "Луна-М" таблицы стрельбы. В 1968 г. под тем же обозначением 9М21 ракета комплекса была заменена на модернизированный вариант ракеты - Р-70 (9М21Ф1 и др. модели типа 9М21-1).
Комплекс снимается с вооружения начиная с 1986 г. (по западным данным). Пусковая установка 9П113 с ракетой 9М21 комплекса 9К52 "Луна-М" FROG-7 вооруженных сил Сирии, фото вероятно 2012-2013 г.г. ( источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс 2К6" Луна", ракета 3Р5 Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р9 - FROG-3 Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р10 - FROG-5 Геофизический вариант - FROG-4 Установка Бр-226-I (ЯАЗ-214), ракета 3Р11 - FROG-6 Р-30 - экспортное наименование комплекса Тактический ракетный комплекс. Предварительная проработка проекта начата в 1953 г. НИИ-1 (позже переименован в Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. К проектированию комплекса в полном объеме приступили в 1956 г. (ракета в НИИ-1 и СПУ в ЦНИИ-58 под руководством В.Г.Грабина). Постановление СМ СССР о создании опытных образцов и проведении испытаний вышло после защиты эскизного и технического проектов (постановление №558-583 от 16 мая 1957 г.). Прототип ракеты 3Р5 изготавливал завод №75 Кемеровского совнархоза. Опытные СПУ и ТЗМ собраны ЦНИИ-58 в 1958 г. Начало испытаний комплекса - 1958 г. (полигон Капустин Яр). После посещения Н.С.Хрущевым полигона осенью 1958 г. ТЗМ делать запретили ("не эффективно"). В период с 30 января по 28 февраля 1959 г. проведены испытания комплексов " Марс" и "Луна" в условиях низких температур на Агинском полигоне (Забайкальский ВО, проведено 6 пусков ракет 3Р5). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К79 "Точка", ракета 9М79 / ОТР-21 / 9М79М - SS-21A SCARAB-A / FROG-9 Комплекс "Точка-Р", ракета "Точка-Р" 9М79Р / 9М79ФР Комплекс 9К79-1 "Точка-У", ракета 9М79-1 / 9М791 - SS-21B SCARAB-B Комплекс 9К79М (?) "Точка-М" - SS-21C SCARAB-C Дивизионный (тактический) ракетный комплекс. Разработка комплекса в КБ Машиностроения (г. Коломна) начата в 1967 г. после передачи в КБМ документации предварительного проекта комплекса "Точка" с ракетой В-614 МКБ "Факел". В отличие от "Точки" МКБ "Факел" у "Точки" КБМ были изменены крылья и аэродинамические рули, был убран дестабилизатор, изменены другие системы ракеты. Главный конструктор - С.П.Непобедимый. Полномасштабная разработка задана Постановлением Совмина СССР №148-56 от 4 марта 1968 г. В разработке и производстве ракетного комплекса было задействовано 120 предприятий. Сложилась следующая кооперация предприятий: - КБ машиностроения (г.Коломна, С.П.Непобедимый) - комплекс и ракета; - ЦНИИАГ (главные конструкторы - Б.С.Колесов и А.С.Липкин) - система управления комплекса и ракеты; - НПО "Электромеханика" (г.Миасс) - командно-гироскопический прибор; - ПО завод "Арсенал" (г.Киев) - система прицеливания; - ВНИИ "Сигнал" (г.Ковров) - система топопривязки и навигации; - НПО "Союз" (руководитель - академик Б.П.Жуков) - заряды РДТТ - КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград, главный конструктор - Г.И.Сергеев) - самоходная пусковая установка и транспортно-заряжающая машина - Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) - шасси для СПУ и ТЗМ; - НПО "Энергия" (г.Воронеж) - бортовой турбогенераторный источник энергии СПУ; - НИМИ (г.Москва) - фугасная боевая часть; - КБ-11 (ВНИИЭФ, г.Арзамас-16) - ядерные боевые части для ракет комплекса. Производство средств комплекса планировалось: - КБМ - опытные образцы ракет; - Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ) - сборка и производство ракет, производство АКИМ комплекса; - Воткинский машиностроительный завод - производство компонентов ракет 9М79. - Завод "Баррикады" (г.Волгоград) - производство СПУ и ТЗМ комплекса. Для решения вопросов старта ракеты в КБМ разработали специальный испытательный ракетный снаряд (ИРС) с двигательной установкой, рассчитанной на небольшое время работы, то есть габаритно-весовую копию ракеты и макетную пусковую установку. Результаты пусков ИРСов легли в основу решений ряда вопросов по ракете и пусковой установке. До 1973 г. опытные образы ракет изготавливались КБМ.Заводские испытания ракеты начаты в 1971 г. (два первых пуска) на полигоне Капустин Яр (пуски с полигонной ПУ разработки КБМ, подготовка к испытаниям начата на полигоне в январе 1970 г.). Производство опытных образцов СПУ и ТЗМ комплекса велось заводом "Баррикады" (г.Волгоград) на шасси выпущенных Брянским автомобильным заводом. В 1973 г. начато серийное производство ракет "Точка" (позже - "Точка-У") на Воткинском машиностроительном заводе (ВМЗ, отливки корпусов, приборного и хвостового отсеков) и на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (ПЗТМ, механическая обработка корпусов, изготовление двигателей и газогенераторов бортовых источников питания — на ВМЗ их снаряжали, так как у ПТЗМ поначалу не было базы для работы с твердым топливом).
Государственные испытания комплекса проводились в 1973-1974 г.г. (Капустин Яр, Забайкалье, Туркестанский военный округ, Закавказский военный округ). Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение, v.2) Комплекс 9К715 "Искандер", ракета 9М723 - SS-X-26 STONE Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М723-1 - SS-26 STONE-A Комплекс 9К720Э "Искандер-Э", ракета 9М723Э - SS-26 STONE-B Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М728 / Р-500 ("Искандер-К") - SS-26 STONE-С
Оперативно-тактический ракетный комплекс / многоцелевая модульная ракетная система сухопутных войск. Разработка комплекса велась с использованием наработок по комплексам "Точка", "Ока", "Ока-У" и "Волга". Так же, вероятно, комплекс создавался с учетом НИР "Волна" по исследованию концепции многофункционального ракетного комплекса сухопутных войск модульного типа. Истоки разработки комплекса относятся к НИР "Искандер", проводившейся с 1978 г. По теме НИР велась проработка возможности размещения двух ОТР класса ОТР 9М79 "Точка" на СПУ подобной СПУ комплекса 9К714 "Ока". Основная цель - создание ОТР с дальностью до 400 км для замены комплекса 9К72 с ракетой 8К14 с увеличенной боевой производительностью, а так же с целью обеспечения гарантированного поражения особо важных целей двумя ракетами. По неподтвержденным данным, НИР "Искандер" была прекращена в первой половине 1980-х годов на стадии отработки системы прицеливания и систем управления ракет.
Разработка комплекса "Искандер" в первоначальном виде начата в КБ Машиностроения (г.Коломна, далее - КБМ) в инициативном порядке по распоряжению главного конструктора С.П.Непобедимого и под его руководством в 1987 г. Конкурентом КБМ по разработке ОТР нового поколения было Тульское КБ Приборостроения под руководством А.Г.Шипунова предложившее свой проект. Постановление Совмина СССР о финансировании работ по проектированию комплекса вышло в 1988 г. При создании комплекса ставилась задача обеспечения взаимодействия в составе РУК "Равенство" с самолетом целеуказания М-55 (разработка РУК - НИИЭМИ). В первоначальном проекте, возможно, планировалось использование СПУ 9П76 с одной ракетой. КШМ средств РУК "Равенство" проектировалась на шасси МАЗ-543 (КШМ аналогичная КШМ "Поляна"). Самоходная пусковая установка 9П78-1 ракетного комплекса 9К720 "Искандер-М" с ракетой ракетой типа 9М723 на учениях ракетной бригады в Приморье, 14-18 ноября 2016 г. ( http://smitsmitty.livejournal.com/). | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Авионика АО «Навигатор» проходит испытания в составе самолета ТВС-2МС http://www.kr-media.ru... | darksky Wrote:БРЛС AN/APG-77, если верить данным в Википедии, имеет следующие ТТХ:... | БРЛС AN/APG-77, если верить данным в Википедии, имеет следующие ТТХ: Дальность обнаружения... | PPP Wrote:...Ведь и на Дональде Куке систем РТР хватает - гарантированно "писал"... | Высотомер Wrote:...Если причина отсутствия первого известна, то Вуду неплохо было... | PPP Wrote:Макс Wrote:данные о неприменении Хибины ...Есть общие правила противодействия... | Ну и видео-шмидео до кучи https://youtu.be/kOcQ3ru4QUE pak-fa | В принципе, о «Хибинах» было написано уже столько, что благодаря некоторым не совсем... | Еще | Рязанский приборостроительный завод, это так называется предприятие, выпускавшее... |
|