РПК-2 Вьюга-65, ракета 81РТ | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

РПК-2 Вьюга-65, ракета 81РТ

Автор: DIMMI
Создана: 18.11.2018 09:41:41
Изменена: 21.11.2018 22:59:52
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Противолодочные ракетные системы / РПК-2 Вьюга-65, ракета 81РТ /

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
РПК-2 "Вьюга-65" / Д-90Т, ракета 81РТ


Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. "О создании новых противолодочных ракетных комплексов". Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор - Федор Федорович Петров, ведущий конструктор - Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С ("спецзаряд"), вариант калибра 650 мм - Д-90Т ("торпедный"). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования - были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник). План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса "Вьюга" (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ - для пуска из 533 мм торпедных аппаратов "Вьюга-53" / 81РА и для 650 мм ТА - "Вьюга-65" / 81РТ. Расшифровка обозначений: "РА" - ракета атомная, "РТ" - ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса "Вьюга-65" как более сложного.

План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже - ОКБ "Новатор"), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.


Ракета 81РТ (внизу) комплекса "Вьюга-65" (рисунок А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.ru)

Испытательные пуски ракет с погружающегося стенда В-1 - разработка СКБ-143, переоборудован на ССЗ №444 в Николаеве из стенда ПСД-4 созданного для испытаний БРПЛ комплекса Д-4. Испытания велись на полигоне у мыса Фиолент в Крыму с октября 1962 г. (см.таблицу ниже). В мае 1964 г. принято решение параллельно с испытаниями с погружающего стенда начать испытания ракет с опытовой подводной лодки. Для продолжения испытаний по пр.613РВ, разработанному СКБ-143, на заводе №444 (г.Николаев) переоборудована опытная ПЛ С-65 пр.613. На лодке в специальной носовой надстройке установлены 2 х 650 мм ТА. Все испытания ракето-торпед "Вьюга-65" и "Вьюга-53" проводились на Черном море:

Дата Пусковая платформа Тип ракет
Количество пусков Описание
июль-август 1962 г. Донгузский полигон 650 мм, макет
9 пусков Третий этап испытаний, сухопутный, отработка отделения торпеды
октябрь-декабрь 1962 г. погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент
650 мм, макет Д-93У
4 пуска Первый этап испытаний экспериментальной твердотопливной маршевой ступени Д-93 / "Вьюга-65", отрабатывался выход из торпедного аппарата и подводный участок траектории
апрель 1963 г. - февраль 1964 г. погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент 650 мм, макет Д-93У 9 пусков Второй этап испытаний "Вьюги-65", отрабатывался подводный участок траектории
1965 г. погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент 650 мм, макет Д-93У 4 пуска "Вьюга-65", полная программа полета, успешным был только 1 пуск
февраль 1965 г. - май 1967 г. опытовая ПЛ пр.613РВ 533 мм, макеты Д-95А с инерциальной системой управления, Д-95Б с телеметрическим оборудованием и ракеты 81РА
21 пуск "Вьюга-53", испытания велись на полигоне около Феодосии (Крым)
с 16 мая по 25 июля 1968 г. опытовая ПЛ пр.613РВ 533 мм, ракеты 81РА
17 пусков "Вьюга-53", Государственные испытания. Планировалось произвести 20 пусков.

В 1965 г. должны были быть проведены испытания специальной ядерной боевой части сбросами макетов ракет с самолетов Ту-16КСР-2. Погружающийся станд В-1 в связи с износом списан в 1966 г.

Комплекс РПК-2 "Вьюга" с ракетой 81Р калибра 533 мм принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением СМ СССР №617-209 от 4 августа 1969 г. Ракета калибра 650 мм не была принята на вооружение.



Пусковая установка - штатные 650-мм торпедные аппараты, выстрел с помощью сжатого воздуха с последующим включением стартово-маршевого двигателя ракеты.
Глубина старта - 50-60 м
Скорость выхода ракеты из ТА - 17 м/с

Ракета 81РТ:
Конструкция -
классическая одноступенчатая твердотопливная ракета с решетчатыми аэродинамическими рулями, совершавшая полет по баллистической траектории  с самонаводящейся торпедой в качестве боевой части.


Компоновка ракеты комплекса «Вьюга-65»: 1 – противолодочная торпеда АТ-2; 2 – тормозные щитки; 3 – устройство стабилизации торпеды; 4 – парашют; 5 – вытяжной парашют; 6 – приборный отсек; 7- узел стыковки; 8- короб кабельной сети; 9 – твердотопливный двигатель; 10- решетчатые рули.


Система управления и наведение - система управления ракет инерциальная разработки НИИ-25 ГКАТ (г.Москва), органы управления аэродиамические решетчатые рули.  Управление ракетой происходит на всех этапах траектории. Ракеты запускаются по целеуказанию от ГАК "Рубин" (и подобных).

На опытовой ПЛ пр.613РВ установлена система управления стрельбой "Вьюга К-613РВ". На атомных ПЛ в состав вооружения которых входил комплекс использовались приборы управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Ладога". ПУТС "Ладога" впервые создан с использованием цифровой БЦВМ. Разработан ЦКБ "Полюс" Минсудпрома СССР, принят на вооружение в 1973 г.


Двигатели:
- стартовый - 4 х РДТТ
Масса топлива - ок.25 кг
Время работы - менее 5 сек
Тип топлива - баллиститные пороха разработки НИИ-130

- маршевый - РДТТ с узлом отсечки тяги для регулировки дальности, вскрываемым по команде бортовой аппаратуры системы управления, что позволяло точно обеспечить требуемое значение конечной скорости.
Масса топлива - ок.1500 кг
Время работы - ок.20 сек
Тип топлива - смесевое топливо разработки НИИ-130



ТТХ ракет:
  81РТ
Калибр 650 мм
Длина 8200 мм
Масса более 2200 кг
Дальность действия до 40 км (по Постановлению Совмина 1960 г.)
Глубина пуска ракеты до 50 м (по Постановлению Совмина 1960 г.)
Глубина поражения ПЛ противника до 600 м


Типы БЧ:
Ракета 81РТ ("торпедная") - оснащалась управляемой торпедой АТ-2 приводнявшейся на парашюте в районе цели.

Постановлением 1960 года о создании ракетного комплекса предполагалось оснащение ракет двумя типами боевых частей: ударостойким специальным зарядом (ядерной БЧ) и самонаводящейся головной частью с обычным зарядом взрывчатого вещества весом 80-100 кг и неконтакным взрывателем. Самонаводящаяся головная часть должна была поражать вражеские подводные лодки, идущие со скоростью до 35-40 узлов на глубинах до 400 м и находящиеся в пределах действия системы самонаведения на удалении до 1 км. При этом скорость самой самонаводящейся головной части должна была составлять 40-45 узлов при запасе хода 8-9 км.

Проработки НИИ-400 показали невозможность создания в то время самонаводящейся головной части с заданными характеристиками для ракеты калибром 533 мм. Достижимый на ближайшие годы уровень совершенства подобного оружия был определен поступавшей на вооружение авиационной противолодочной торпедой АТ-1 и проектировавшейся по тому же октябрьскому 1960 г. постановлению ПЛАТ-2 – будущей торпеды АТ-2. В то же время ПЛАТ-2, предназначавшаяся для самолетов, оказалась более неприхотливой. Однако, будучи фактически укороченным до 5,22 м вариантом 533-мм корабельной ракеты, она по массогабаритным характеристикам не могла использоваться в составе противолодочной ракеты того же калибра. Более чем тонная торпеда в сочетании с приборным отсеком ракеты массой более 300 кг «съели» бы большую часть массы и объемов, необходимых для двигателя противолодочной ракеты, что ограничивало вес топлива несколькими сотнями килограмм, а досягаемость – десятком километров. На такой дальности не могли проявиться ее преимущества над обычной торпедой. Поэтому разработка «Вьюги» в калибре 533 мм велась только применительно к оснащению специальной головной частью.

Носители:
- опытовая ПЛ пр.613РВ (1964 г.) - опытовая ПЛ С-65 для отработки противолодочных ракет разработки СКБ-143. На лодке установлены 2 х 650 мм ТА и 2 х 533 мм ТА. Проводились испытания ракето-торпед "Вьюга-65" и "Вьюга-53". В 1964 г. проведено 10-12 пусков "Вьюга-65", в 1965-1967 г.г. 21 пуск макетов "Вьюга-53", 1967-1968 г.г. 17 пусков "Вьюга-53". ПЛ пр.613РВ в 1972 г. прошла модернизацию.
 
Опытовая ПЛ С-65 пр.613РВ (справа) в Феодосии (Крым), 1974 г. (фото Доктор, http://forums.airbase.ru/)


- подводные лодки пр.705, 705К, 671-В (3 шт), 671РТ, 671РТМ. Боекомплект ракет на ПЛ - 3-4 шт.


Статус: СССР / Россия - ракета 81РА состояла на вооружении подводных лодок.


Источники:
Военный паритет. http://www.militaryparitet.com, 2009 г.
Подлодка целится в подлодку. Сайт http://lonndons.ru, 2011 г.
Труд, равный подвигу. // За инженерные кадры. №5 / 2002 г.
Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
Широкорад А.Б., Чудо-оружие СССР. М., Вече, 2004 г.
Jane's weapon systems 1987-88. USA.

Каталог