MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Новости и обновления статей (2016 г.)

Наши представительства в LiveJournal и Twitter

10.06.2016 г. - новая статья на MilitaryRussia - ЗРК 2К12 "Куб" - SA-6 GAINFUL (материал дорабатывается).

 

 

 

02.06.2016 г. - обновление информации по созданию двигателей для 1-й ступени МБР РС-28 "Сармат" .


 

17.05.2016 г. - новая статья на Military - войсковой ЗРК 9К31 "Стрела-1" - один из первых ЗРК в которых реализован принцип "выстрелил и забыл".

 

 

 


12.05.2016 г. - первый испытательный пуск МБР РС-28 "Сармат" переносится на вторую половину 2016 г.

 

 

10.05.2016 г. - обсуждаются планы строительства серии из шести ПЛ пр.06363 для Тихоокеанского флота ВМФ России. Есть вероятность того, что строительство серии будет поделено поровну между Амурским ССЗ и ЛАО.

 

 

 



Автор: DIMMI Создан: 02.01.2016 00:17:17 Комментариев: 0 Читать всю статью

Д-30 / Р-30 / 3М30 Булава - SS-N-32 (2)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение v2)
Комплекс Д-30 / 3К30 / Б-30 "Булава-М", ракета Р-30 / 3М30 / РСМ-56 "Булава" / "Булава-30" - SS-NX-32 / SS-N-32


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.П.Сухадольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании новой БРПЛ в МИТ использованы наработки по проекту МБР 15Ж59 "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк" массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава"...). Решение об изменении проекта вызвано прекращением производства топлива на Украине (перепрофилирование на выпуск бытовой химии).

В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины:
- разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН и ВМФ "Булава";
- разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава");
- экономия средств;

В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса"  (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.


Погрузка ракеты 3М30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода, публикация апрель 2016 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2016 21:44:42 Комментариев: 1 Читать всю статью

Система А-235 / РТЦ-181М, комплекс 14Ц033 Нудоль

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Система А-235 / РТЦ-181М, комплекс 14Ц033 / ОКР "Нудоль", ракета 14А042


Многоканальная система ПРО / ПКО, ракетный комплекс дальнего перехвата. Стрельбовой комплекс 14Ц033 с командно-вычислительным пунктом 14П078 и РЛС 14Ц031 разрабатывается по ОКР "Нудоль" в качестве компонента системы ПРО А-235. Головной разработчик комплекса - концерн ПВО "Алмаз-Антей" (ист. - Годовой отчет ГСКБ). Разработка ракеты дальнего перехвата ведется, вероятно, ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург, ист. - ОАО "Авангард").

Разработка модернизированного варианта системы ПРО А-135 задана Постановлением СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135, которое вышло 7 июня 1978 г. Проектирование системы велось НИИРП ЦНПО "Вымпел" с 1986 г., генеральный конструктор - А.Г.Басистов (по 1998 г.), главный конструктор - Б.П.Виноградов. После смерти А.Г.Басистова в 1998 г. генеральным конструктором НИИРП становится Б.П.Виноградов. В соответствии с постановлением СМ СССР от 15.07.1985 г. №661-202 НИИРП, как подразделение ЦНПО "Вымпел", является головным предприятием России по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО. Первый эскизный проект системы ПРО А-235 вероятно защищен в 1985-1986 г.г. Описание системы ПРО А-235 подробно дается в статье по системе ПРО А-235 и ОКР "Самолет-М".

В 2011 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" разработана рабочая конструкторская документация на стрельбовой комплекс 14Ц033, рабочая конструкторская документация 1-й очереди на комплекс РЛС 14Ц031 и проект функционального программного обеспечения (источник).

В 2012 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" проведены автономные предварительные испытания компонентов комплекса 14Ц033 (источник). 18 ноября 2015 г. по западным данным состоялся первый успешный пуск ракеты комплекса "Нудоль" и третий пуск в программе испытаний ракеты комплекса (источник). Западные источники называют ракету "противоспутниковой" основываясь видимо на возможностях по дальности и высоте действия ракеты.

Предположительно местом развертывания комплекса в системе ПРО А-235 будет бывший район базирования системы ПРО А-135 Нудоль под Москвой (источник). Комплекс будет обладать возможностями по перехвату боевых частей баллистических ракет, а так же космических аппаратов.

Все данные по системе носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.


Предположительно пусковая установка ЗРС С-500 типа 77П6-1 на шасси МЗКТ-79291 (Новогодний календарь концерна ПВО "Алмаз-Антей" на 2015 г. via Саид Аминов, http://saidpvo.livejournal.com, обработка http://militaryrussia.ru).

Автор: DIMMI Создан: 10.05.2014 20:04:40 Комментариев: 23 Читать всю статью

2К10 Ладога / ракета 3М2

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К10 "Ладога", ракета 3М2 - 2-х ступенчатая
Комплекс 2К10 "Ладога", ракета 3М3 (?) - 1-ступенчатая
 
Фронтовая управляемая баллистическая ракета. Твердотопливная ракета с подвижным стартом разрабатывалась СКБ-172 (г.Пермь), главный конструктор М.Ю.Цирюльников.

В период с 1956 г. по 1958 г. в СКБ-172 выполнены первые научно-исследовательские работы по разработке различных вариантов конструкции оперативно-тактической ракеты с подвижным стартом с различными двигательными установками (жидкостными, твердотопливными). Впервые в отечественном ракетостроении корпус двигателя ракеты был выполнен из высокопрочной стали толщиной в 1 миллиметр, но с подмоткой из композиционных материалов Практически все последующие разработки в данной области выполнялись с максимальным использованием композиционных материалов (источник).

Разработка ракетного комплекса "Ладога" начата по постановлению Совмина СССР №189-89 от 13 февраля 1958 г. о разработке "реактивного комплекса сухопутных войск с управляемыми ракетами на твердом топливе" "Ладога" и "Онега".  Согласно постановлению Совмина СССР ракету планировалось сдать на зачетные испытания в 3-м квартале 1960 г. Изначально ракета проектировалась как двухступенчатая.

Первый этап летных испытаний проводился в 1960 г. на полигоне Капустин Яр. В ходе первых четырех пусков с работающей системой управления происходило разрушение ракеты перед окончанием работы двигателя второй ступени. В конце 1960 г. было решено отказаться от двухступенчатой схемы в пользу одной ступени. Опытная партия ракет и опытная ПУ изготовлена Петропавловским машиностроительным заводом на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л. Бросковые испытания одноступенчатого варианта начаты в апреле 1961 г. Первые три управляемых пуска проведены в июле-сентябре 1961 г. - во всех трех пусках произошло разрушение ракеты на активном участке траектории из-за потери устойчивости и разрушения сопла двигателя. Доработка двигателя (сопла) - конец 1961 г. Опытная партия в 12 ракет с новым соплом были собаны на заводе №172 в начале 1962 г. Испытания проводились в первой половине 1962 г. - отмечено большое рассеивание, что, вероятно, было следствием неудовлетворительной работы СУ. Работы по ракете прекращены "как по неперспективному изделию" постановлением СМ СССР №231-113 от 3 марта 1962 г.
 


СПУ комплекса "Ладога" на шасси МАЗ-535Б на полигоне Капустин Яр (фото с http://www.russianarms.ru )

Автор: DIMMI Создан: 28.03.2009 23:27:50 Комментариев: 4 Читать всю статью

пр.955 - BOREI / DOLGORUKIY

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
пр.955 "Борей" - BOREI / BOREY / DOLGORUKIY
К-535 "Юрий Долгорукий"
К-550 "Александр Невский"
К-551 "Владимир Мономах"
пр.955А "Борей-А" / пр.955У
"Князь Владимир"
"Князь Олег"
"Генералиссимус Суворов"
"Император Александр III"

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). НИР по разработке ПЛАРБ 4-го поколения c ракетным комплексом Д-11 начаты в 1978 г. Проработка проекта пр.955 "Борей-1" с комплексом БРПЛ Д-31 и пр.935 "Борей-2" с комплексом БРПЛ Д-35 начаты в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора С.Н.Ковалева (с 1990 г. - под руководством главного конструктора В.Н.Здорнова) по Постановлению Совмина СССР в ноябре 1985 г. Главный конструктор проекта "Борей" начиная с марта 2011 г. - Сергей Оттович Суханов (источник). Технические предложения по ПЛАРБ и ракетным комплексам планировалось выработать в течение 1985-1986 г.г. Технические предложения по комплексу Д-35 не были выполнены.

Разработка ПЛАРБ пр.955 с ракетным комплексом Д-19УТТХ "Барк" (12 БРПЛ) вместо комплекса Д-31 начата по Постановлению Совмина СССР от 31 октября 1989 г. (ист. - Завьялов В.С.). При разработке проекта планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ до 2000 г. В июне 1995 г. указом Президента России Б.Н.Ельцина начато перепроектирование пр.955 под комплекс БРПЛ Д-19УТТХ "Барк" ГРЦ им.Макеева. Хотя, по некоторым данным, технический проект ПЛАРБ пр.955 с комплексом "Барк" был завершен в начале 1990-х годов (ист. - Апальков).

Первая лодка пр.955 с ракетным комплексом "Барк" - К-535 "Санкт-Петербург" - внесена в списки кораблей ВМФ 19.08.1995 г. и 01.05.1996 г. переименована в "Юрий Долгорукий". ПЛАРБ торжественно заложена в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 02.11.1996 г. с заводским номером 201. В результате задержки испытаний ракетного комплекса "Барк", а так же в связи с трудостами с контрагентскими поставками материалов и оборудования строительство ПЛАРБ приостановлено в середине 1997 г. Считается, что подготовка задела на первую серийную лодку проекта - зав.№202 "Александр Невский" - была начата так же в 1996 г. (ист. - Апальков).

После отказа от доведения ракетного комплекса "Барк" было принято решение перепроектировать ПЛАРБ под новый ракетный комплекс. Начиная с сентября 1998 г. по середину 1999 г. (согласно планам 1998 года) пр.955 был перепроектирован по пр.09551 под использование задела корпусов лодок пр.971 и новый ракетный комплекс "Булава". В 1990-е годы головную лодку пр.09551 лодку планировалось сдать флоту в 2001-2002 г.г.

Летом 2003 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" произведена перестановка недостроенных корпусов подводных лодок, что позволило освободить место для официальной закладки первой серийной и второй вообще ПЛАРБ пр.955 "Борей". Озвучены планы руководства ВМФ о получении первых трех лодок проекта во Флот до 2010 г. (источник).


ПЛАРБ К-535 "Юрий Долгорукий" пр.955 на ходовых, 2009 г. (фото - ПО "Севмаш", снятие ретуши (с) MilitaryRussia.Ru).
Автор: DIMMI Создан: 14.03.2010 05:45:43 Комментариев: 123 Читать всю статью

пр.13560 / ПД-72

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.13560
ПД-72


Большой плавучий док-эллинг специального назначения. Вероятно, разработан на базе большого крытого плавучего дока пр.1777 (см.Модификации). Построен под заводским №1551 на ХСЗ "Паллада" (г.Херсон). По другой версии док построен по проекту СПМБМ "Малахит" на "Адмиралтейских верфях" (г.Ленинград). Передан ВМФ в 1985 г. В 1986 г. совершил переход на Северный флот и эксплуатируется для обслуживания и текущего ремонта атомных глубоководных станций разных типов  в губе Оленьей с 1986 г. С 1991 г. входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота ВМФ России. Неоднократно проходил восстановление технического состояния и ремонт.


Плавающий док ПД-72, губа Оленья, предположительно 2012-2014 г.г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 09.11.2014 16:50:43 Комментариев: 6 Читать всю статью

пр.19100 / ПД-78

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.19100
ПД-78


Плавучий док специального назначения. Заводской номер 18432 (источник). Используется в составе 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота ВМФ России (губа Оленья) для обслуживания атомных глубоководных станций разных типов. Плавдок ПД-78 передан Флоту в 1986 г.



Плавающий док ПД-78, губа Оленья, предположительно 2010-2014 г.г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 09.11.2014 16:55:30 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.09786 - DELTA-III STRETCH

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.09786 "Грунт-1" - DELTA-III STRETCH
БС-136 "Оренбург"

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / большая научно-исследовательская ПЛА-носитель с дополнительными спасательными функциями "Грунт-1" (ист. - "О генеральном.."). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДР - DELTA-III в ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Главный конструктор - Е.А.Горигледжан (ист. - "О генеральном.."). Предназначение - транспортировака атомных глубоководных станций (АГС) в район выполнения задач, дополнительные функции - выполнение спасательных работ - планировалось реализовать на второй лодке проекта (ист. - "О генеральном.."). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 ("Лошарик") и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса (в части АГС)  представлен и защищен в мае 1992 г. Кроме АГС пр.10831 лодка-носитель пр.09786 может нести АГС АС-35 пр.18511 "Палтус".

Переоборудование ПЛАРБ К-129 (заводской №398) пр.667БДР начато ЦС "Звездочка" в Северодвинске в мае 1994 г. и завершено 23 декабря 2002 г. К марту 2005 г. лодка предположительно принята Флотом в состав 29-й отдельной бригады ПЛ Северного флота, губа Оленья (источник). В период с 2004 по 2007 г.г. проведены заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой атомной глубоководной станции  пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Носителем АГС являлась ПЛАСН пр.09786 БС-136 "Оренбург" (источник).

Возможно, в период 2008-2010 г.г. лодка дорабатывалась по итогам эксплуатации и испытаний АГС пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в 2004-2007 г.г. Такой вывод косвенно подтверждает то, что ходовые испытания лодки состоялись в августе-сентябре 2011 г. (источник). По неподтвержденным данным 6 января 2013 г. на ПЛ спущен Флаг ВМФ и лодка выведена из состава Флота, но при этом в конце июля 2013 г. лодку посетила делегация Оренбургской области (см.ниже). В любом случае в 2013 г. ожидался вывод ПЛ-носителя из состава Флота (источник).


ПЛАСН БС-136 "Оренбург" пр.09786, Североморск, 13 августа 2013 г. (фото - Сергей Киценко, http://vk.com/russian_fleet).
Автор: DIMMI Создан: 06.09.2013 01:20:08 Комментариев: 5 Читать всю статью

пр.949 Гранит - OSCAR-I

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
пр.949 "Гранит" - OSCAR-I

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК) / подводный ракетный крейсер 1 ранга. Исследования облика носителя противокорабельных крылатых ракет нового третьего поколения начаты в 1967 г. В ходе изысканий было установлено, что поражение авианосца в составе перспективного авианосного ордера с помощью сверхзвуковых ПКР возможно при наряде в 20-24 ПКР в залпе. Тактико-техническое задание на создание "тяжелого подводного ракетного крейсера" и нового ракетного комплекса оперативного назначения "Гранит" формировалось 1-м ЦНИИ МО СССР в течение 1969 г. Параллельно, еще до начала эскизного проектирования, в ЦКБ-18 проводились предварительные проработки вариантов подводной лодки с учетом возможностей разработчиков компонентов корабля. В итоге на согласование ТТЗ потребовалось лишь около двух месяцев. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения ПЛАРК:
- число ПКР в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе АУГ;
- число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
- характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание наших противоавианосных сил в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;

При разработке ПЛАРК использованы в том числе наработки по ПЛА пр.661 РАРА. Постановлением Совмина СССР от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию ракетного комплекса срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г. Постановлением Совмина СССР от 16 июля 1970 г. принято решение о проектировании ПЛАРК пр.949 с включением её в планы судостроения на 1971-1980 г.г.  Проект разрабатывался ЦКБ-18 (ЛМПБ "Рубин") под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.).

На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки - вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны (ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький и ССЗ им Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре). Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.  Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта. В процессе разработки лодки была создана буксируемая модель длиной 25 м, которая проходила испытания разного рода на Ладожском обере и в Севастополе.


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I (исходное фото из архива Tor, обработано, http://tsushima.su).
Автор: DIMMI Создан: 24.11.2011 16:52:28 Комментариев: 3 Читать всю статью

Комплекс БраМос / BrahMos, ракета СК310 / PJ-10

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "БраМос" / BrahMos, ракета СК310 / BrahMos PJ-10
ОКР "Альянс"
Ракета BrahMos block I
Ракета BrahMos block II
Ракета BrahMos block III
Ракета СК-310А / BrahMos-A(авиационная)
 
Противокорабельная крылатая ракета / крылатая ракета для стрельбы по наземным целям. Аналог отечественной крылатой ракеты "Яхонт" / "Оникс" разработки НПО "Машиностроение" (ОКБ-52 В.Н.Челомея) выпускаемый и развиваемый для разных платформ совместным российско-индийским предприятием "BrahMos Aerospace Pvt. Ltd." (образовано 12.02.1998 г.). В 1999 г. начаты работы по комплексу в смежных конструкторских бюро (например, НПО "Искра"). Впервые макет ракеты показан на авиасалоне МАКС-2001. Испытания ракет BrahMos начаты не позже 2001 г., а в январе 2004 г. начато их совместное серийное производство. Ракета BrahMos морского базирования в варианте ПКР (для надводных кораблей) принята на вооружение ВМС Индии в 2006 г. Поступление в части береговой обороны Индии ракетных комплексов наземного базирования началось в 2007 г.

Планируется принять на вооружение разные варианты ракет (по базированию) - сухопутного базирования (колесный транспортер с ТПК вертикального пуска, принят на вооружение), авиационный вариант (носители - Су-30МКИ и др.самолеты ВВС Индии), комплекс для кораблей (принят на вооружение) и подводных лодок ВМС Индии. Индийская сторона занимается созданием системы управления комплекса. Часть комплектующих для ракет BrahMos производит НПО "Стрела" (г.Оренбург, производство ракет). Возможности совместного производства по состоянию на 2009 г. оцениваются в 200 ПКР в год (2005-2006 г.г. - 100 шт в год). Комплекс предлагается на экспорт. Многие характеристики идентичны характеристикам ПКР "Яхонт" / "Оникс".


Пуск ракеты BrahMos block III на полигоне Покхаран в Раджастане, 18.11.2013 г. (фото - Министерство обороны Индии via http://ria.ru).
Автор: DIMMI Создан: 05.09.2010 01:54:01 Комментариев: 54 Читать всю статью

4202, изделие 15Ю71, комплекс 15П771

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
ОКР "4202", изделие 15Ю71, комплекс 15П771



Аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение (АГБО, источник) / управляемый гиперзвуковой боевой блок МБР. Разработка аппарата по теме "4202" начата до 2009 г. и успешно ведется "НПО машиностроения" (г.Реутов). С 18 марта 2011 г. главным конструктором и заместителем генерального директора "НПО машиностроения" по теме "4202" назначен Павел Александрович Судюков. Заказчик ОКР "4202" - Федеральное космическое агентство России. В новогоднем поздавлении "НПО машиностроения" от 28.12.2012 г. тема "4202" названа одной из важнейших для корпорации на ближайшие несколько лет (источник).

Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.


Пуск МБР РС-18 с ИСЗ "Кондор-Э" из ШПУ с полигона Байконур, 19.12.2014 г. (http://www.federalspace.ru).
Автор: DIMMI Создан: 14.05.2014 21:18:39 Комментариев: 139 Читать всю статью

К-300 Бастион - SSC-5 STOOGE

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс К-300П "Бастион-П" (подвижный), ракета К-310 / 3М55 - SSC-X-5 / SSC-5 STOOGE
Комплекс К-300С "Бастион-С" (стационарный)
 
Береговой противокорабельный ракетный комплекс со сверхзвуковой унифицированной крылатой ракетой 3М55 "Оникс" / "Яхонт". Разработка комплекса наземного базирования начата в первой половине 1990-х годов НПО Машиностроения (г.Реутов). Проект подвижного комплекса "Бастион" середины 1990-х годов предполагал размещение СПУ с тремя ракетами в ТПК на шасси типа МАЗ-543. Разработка конструкции СПУ первоначально велась очевидно ЦКБ "Титан" (г.Волгоград). В состав батареи комплексов предполагалось включать 4 СПУ, машину боевого управления, аппаратуру управления и опционально вертолетный комплекс целеуказания. В середине 2000-х годов в СМИ фигурировал вариант СПУ на шасси МЗКТ-7930 "Астролог" с тремя транспортно-пусковыми стаканами (ТПК), опирающимися при старте на поддомкраченную платформу. Точно разработчик варианта СПУ неизвестен. К 2008 г. создана боевая машина / СПУ на шасси МЗКТ-7930 "Астролог" с размещением в транспортном модуле двух транспортно-пусковых стаканов, опирающихся при старте ракет на грунт. Разработчик боевой машины (СПУ) - ООО "Техносоюзпроект" (Белоруссия). Общая концепция применения комплекса и инфраструктура были сохранены в первоначальном проектном виде.

Государственные испытания комплекса завершены в районе мыса Железный Рог (Тамань), вероятно, в октябре 2010 г. (источник, источник). Комплекс принят на вооружение ВС России в 2010 г. Серийное производство ракет "Оникс" (для ВС России)  и "Яхонт" (для поставок на экспорт) ведется НПО "Стрела" (г.Оренбург).


СПУ К-340П комплекса К-300П "Бастион-П" в стартовом положении (Годовой отчет за 2014 г. НПО машиностроения, г.Реутов).
Автор: DIMMI Создан: 21.09.2012 04:20:09 Комментариев: 24 Читать всю статью

KN-09 (КНДР)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
KN-09

Тактическая ракета / управляемая ракета РСЗО. Испытания ракет типа KN-09 ведутся, судя по всему, с 2013 г. Вероятно, в середине 2014 г. ракета принята на вооружение армии КНДР после серии испытательных пусков. С большой вероятностью при работе над ракетой использованы и российские и китайские технологии и решения.


Пуск ракеты KN-09 из самоходной пусковой установки. КНДР, 2015-2016 г.г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 10.07.2014 22:48:20 Комментариев: 9 Читать всю статью

Х-35 / 3М24 - SS-N-25 SWITCHBLADE / AS-20 KAYAK

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - SS-N-25 SWITCHBLADE
Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - AS-20 KAYAK / AS-X-20 Harpoonski
 
Противокорабельная крылатая ракета. Предварительная проработка проекта малогабаритной ПКР велась ОКБ "Звезда" начиная с 1977 г. Решение о создании ракеты для корабельного ракетного комплекса "Уран" принято Постановлением ЦК КПСС от 16 марта 1983 г. после изучения опыта применения ПКР "Экзосет" в ходе англо-аргентинского конфликта (май 1982 г.). Разработка выполнялась ОКБ "Звезда" (бывшее ОКБ-455, ныне входит в КТРВ), генеральный конструктор - В.Н.Бугайский (позже - В.Г.Галушко). Главный конструктор комплекса - Георгий Иванович Хохлов. Главный конструктор направления (на 2015 г.) - Николай Анатольевич Васильев (источник). Первый вариант эскизного проекта ракеты рассмотрен в 1983 г. и из-за несоответствия требованиям по характиристикам радиолокационной ГСН отправлен на доработку (источник). По данным источников еще одно Постановление о разработке комплекса принято Совмином СССР 16 апреля 1984 г. (источник).

Испытания. Первый пуск с полигонной наземной пусковой установки планировалось провести 4 ноября 1985 г., но из-за сбоя автоматики (выдавалась неверная информация об открытии крышек ТПК) пуск не состоялся. Первый успешный  пуск проведен (со второй попытки в этот день) 5 ноября 1985 г. на полигоне 31-го испытательного центра Министерства обороны СССР (Феодосия, Крым). По программе пуска предполагалось, что ракета пролетит 40 км. Ракета успешно вышла из ТПК, пролетела около 50 метров и упала в море (источник). Данный пуск считается первым пуском в программе летно-конструкторских испытаний ПКР Х-35.

Первый публичный показ ракеты состоялся на выставке "Мосаэрошоу-1992".

Ракета Х-35 предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.


Ракета Х-35Э без стартового двигателя на одном из военно-морских салонов в Санкт-Петербурге, 2000-е годы (http://army.lv/).
Автор: DIMMI Создан: 02.02.2016 13:28:30 Комментариев: 2 Читать всю статью

Т-50 / И-21 / ПАК ФА

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Т-50 / И-21 / ПАК ФА
 
Перспективный многоцелевой истребитель Т-50 создан в рамках программы "Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации" (ПАК ФА). Разработка самолета начата в ОКБ им.П.О.Сухого в конце 1990-х годов. Объявленный в апреле-мае 2001 г. конкурс проектов по программе ПАК ФА был выигран в 2002 году проектом истребителя Т-50. Главный конструктор самолета - А.Давиденко. Полномасштабное проектирование Т-50 начато после защиты эскизного проекта в 2004 г. Производство серии прототипов Т-50 начато на заводе КнААПО (Комсомольск-на-Амуре) в конце 2006 г. Первый полет прототип Т-50-1 совершил 29 января 2010 г. на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре. Программа первого этапа испытаний ПАК ФА началась 29 апреля 2010 г. на базе ЛИИ в Жуковском (Подмосковье), а принятие самолета на вооружение и поступление в строевые части ВВС планируется на 2013-2017 г.г. (по планам разных лет).

Особая благодарность сайту "Стелс машины" и лично Paralay (http://paralay.com) за огромный вклад в сбор и анализ информации по ПАК ФА, а так же за замечательные графические материалы.


Взлетает Т-50 / ПАК ФА борт №054, Раменское, 22.08.2013 г. (фото - Сергей Копцев, http://russianplanes.net/id117986).

Автор: DIMMI Создан: 24.08.2009 00:39:10 Комментариев: 3087 Читать всю статью

2К12 Куб - SA-6 GAINFUL

ДАННЫЕ НА 2016 г. (в работе)
Комплекс 2К12 "Куб",  ракета 3М9,  3М9М,  3М9М1,  3М9М2, 3М9М3, 3М9М4 - SA-6 GAINFUL
Комплекс "Квадрат" (экспортная мод.), ракета 3М9М


Самоходный зенитный ракетный комплекс ПВО сухопутных войск. Комплекс презназначался для обеспечения ПВО сухопутных войск и в основном танковых дивизий от средств воздушного назадание на малых и средних высотах. Разработка ЗРК начата по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 18 июля 1958 г. Головной разработчик ЗРК - ОКБ-15 ГКАТ (ранее - филиал НИИ-17 ГКАТ - разработка авиационных РЛС, г.Жуковский). Вскоре ОКБ-15 передано в ГКРЭ (Госкомитет по радиоэлектронике) и позже переименовано в НИИ приборостроения Министерства радиотехнической промышленности СССР. Главный констркутор ЗРК на начальном этапе разработки - начальник ОКБ-15 В.В.Тихомиров.

Разработка компонентов комплекса велась следующей кооперацией:
- самоходная установка разведки и наведения (СУРН) - ОКБ-15, главный конструктор - А.А.Растов;
- самоходная пусковая установка (СПУ) - ОКБ-203 Свердловского СНХ (позже - ГосКБ компрессорного машиностроения - ГКБКМ МАП, ныне - НПП "Старт"), главный конструктор - А.И.Яскин;
- гусеничные шасси для средств ЗРК - КБ Мытищинского машиностроительного завода Московского областного СНХ (позже поименовано как ОКБ-40 Министерства транспортного машиностроения, ныне - КБ в составе ПО "Метровагонмаш"), главный конструктор - Н.А.Астров;
- зенитная управляемая ракета (ЗУР) - КБ завода №134 ГКАТ (позже - ГосМКБ "Вымпел"), главный конструктор - И.И.Торопов;
- полуактивная ГСН ракеты - ОКБ-15, главный конструктор - Ю.Н.Вехов (с 1960 г. - И.Г.Акопян);

Согласно Постановлению 1958 г. планировалось начать совместные испытания ЗРК во 2-м квартале 1961 г., но и разработка и испытания комплекса значительно затянулись. Одной из причин затягивания сроков считается новизна технических решений, реализованных в комплексе. В итоге, со своих должностей были сняты главные конструкторы комплекса и ракеты.


Самоходная пусковая установка 2П25 ЗРК 2К12 "Куб-М3" с ракетами 3М9М3 (фото - Bundesgerhard, 2002, источник).
Автор: DIMMI Создан: 05.11.2010 02:51:38 Комментариев: 7 Читать всю статью

РС-28 / ОКР Сармат, ракета 15А28 - SS-X-30 (проект)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-28 / ОКР "Сармат", ракета 15А28 - SS-X-30


Перспективная тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета. Разработка МБР задана не позже июня 2009 г. (согласно интервью  командующего РСВН Н.Соловцова, 10.06.2009 г.) и планируется создать ракету к концу 2016 г. (источник - командующий РВСН А.Швайченко, 16.12.2009 г.). Цель создания новой тяжелой ракеты - замена в составе РВСН МБР РС-20 / Р-36 / SS-18 SATAN. Разработка МБР ведется ГРЦ им.Макеева (г. Миасс, головной разработчик) при участии НПО Машиностроения (г.Реутов, ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру), а так же возможно при участии КБ "Южное" (г.Днепропетровск, Украина, наша гипотеза). Главный конструктор темы "Сармат" - М.Г.Агафонов (2016 г., первый заместитель генерального конструктора ГРЦ им.Макеева, ист. - Конструктор. №4 / 2016 г.). Возможно, ранние проработки варианта МБР велись ГРЦ им.Макеева до 2005 г. (источник). Согласно сообщению РИА "Новости" от 08 мая 2012 г. создание МБР ведется НПО Машиностроения и будет завершено не ранее 2022 г.

Проектирование. Согласно отрывочным сведениям в конце 2010 - начале 2011 г.г. планировалось рассмотреть эскизный (?) проект комплекса и принять решание о дальнейшей разработке МБР. Техническое задание на разработку МБР утверждено в 2011 г.  (ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру). Разработка технического задания на ОКР "Сармат" по перспективному ракетному комплексу с жидкостной МБР велась при участии ЦНИИ №4 Министерства обороны России (источник). В 2011 г. ОАО "Авангард" приступило к разработке директивной технологии и технико-экономическому обоснованию изготовления корпуса ТПК ракеты (источник) - эти работы планируется завершить в 2012 г. Разработка материалов для эскизного проекта бортовой аппаратуры по ОКР "Сармат" в части макетирования узлов измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа и изготовление шести макетных образцов ВТГ планировалось НПЦ автоматики и приборостроения на январь-апрель 2012 г. (источник). Согласно сообщению источника 22 сентября 2012 г. "завершился большой (научно-технический) совет по новой тяжелой ракете". На совете были представлены все разработчики, до 2-3 уровня. 19 октября 2012 г. ИА "Интерфакс" сообщило, что "в начале октября министерство обороны в целом одобрило эскизный проект новой тяжелой МБР, но с учетом целого ряда замечаний и пожеланий, которые разработчики должны иметь в виду в ходе дальнейшего проектирования, которое уже началось".  31 мая 2014 г. заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что работы по созданию тяжелой МБР идут по плану и что новая ракета "может летать через Северный и через Южный полюс" (источник).

Разработка двигателей для ракеты ведется НПО "Энергомаш" (источник). На конкурентных началах для производства жидкостной двигательной установки 1-й ступени ракеты Министерство обороны России выбрало предприятие ПАО "Протон-ПМ" ("Пермские Моторы", г.Пермь). В январе 2013 г. выдано техническое задание на освоение перспективной двигательной установки "изделия 99" и начаты работы по подготовке серийного производства. По планам 2013 г. до конца 2014 г. должно быть проведено первое огневое испытание двигательной установки. В 2014 г. выполнена отгрузка заказчику четырех макетов "изделия 99" (источник 1). В 2014-2015 г.г. работы по освоению серийного производства продолжались, но, по состоянию на март 2016 г., отмечалось, что освоение производства ЖРД "изделие 99" для МБР отстает от намеченных сроков в связи с новизной продукции (источник 2).

Испытания. В заявлении СМИ от 21.07.2015 г. сказано, что сейчас выполняется третий этап ОКР по созданию комплекса и что ракеты выйдет на летные испытания в конце 2016-2017 г.г. Первая МБР для бросковых испытаний готова в ноябре 2015 г. и 16.12.2015 г. объявлено, что до конца 2015 г. на космодроме Плесецк пройдет первый испытательный пуск этой ракеты. Позже назывался в качестве срока бросковых испытаний март 2016 г. Однако 20 февраля 2016 г. сообщается, что несмотря на готовность прототипа ракеты испытания сдвигаются на второй квартал 2016 г из-за неготовности ШПУ на полигоне Плесецк.

11 мая 2016 г. СМИ сообщили, что испытания броскового прототипа МБР "Сармат" перенесены на вторую половину 2016 г. по причине неготовности ракеты. Подготовка пусковой установки к испытаниям на полигоне Плесецк завершена в апреле 2016 г. Соответственно, примерно на год могут сдвинуться и все графики испытаний и принятия ракеты на боевое дежурство РВСН.

Наименование "SS-X-30" - условное. Источник индекса 15А28 - например.


Гипотетическое изображение раннего варианта проекта МБР разработки ГРЦ им.Макеева,
который мог лечь в основу ОКР "Сармат", опубликовано в 2005 г. (источник).

Автор: DIMMI Создан: 17.12.2010 18:48:26 Комментариев: 394 Читать всю статью

9К31 Стрела-1 - SA-9 GASKIN

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К31 "Стрела-1", ракета 9М31 - SA-9 GASKIN
Комплекс 9К31М "Стрела-1М", ракета 9М31М - SA-9 GASKIN


Зенитный ракетный комплекс ПВО сухопутных войск / проект переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК). Разработка комплекса в качестве ПЗРК 9К31 начата  по Постановлению Совмина СССР №946-398 от 25.08.1960 г. в ответ на разработку подобного комплекса в США и одновременно с ПЗРК 9К32 "Стрела-2". Разработчик ПЗРК и ракеты 9М31 - ОКБ-16 ГКОТ (позже переименовано в КБ точного машиностроения - КБТМ, ныне - КБ "Точмаш"), главный конструктор - А.Э.Нудельман. Создание ПЗРК "Стрела-1" велось параллельно с более передовой разработкой - ПЗРК "Стрела-2". когда стало ясно, что разработка ПЗРК с ИК ГСН ("Стрела-2") будет успешной было принято решение наработки по ПЗРК "Стрела-1" использовать для создания мобильного ЗРК с более высокими требованиями по дальности и высоте поражения целей. Таким образом в 1962-1963 г.г. разработка ПЗРК была прекращена и была начата разработка ЗРК ближнего действия сухопутных войск "Стрела-1".

При переходе к проектированию войскового самоходного ЗРК разработчик предложил увеличить дальность действия до 5 км, а высоту поражения целей до 3,5 км. Достижение ТТХ обеспечивалось увеличением массы ракеты с 15 до 25 кг, калибра со 100 до 120 мм, а длины ракеты с 1.25 до 1.8 м. Организационно новый ЗРК предлагалось использовать в подразделениях ПВО  мотострелковых и танковых полков. В качестве шасси пусковой установки предложено использовать БРДМ-2. Новый ЗРК планровалось предъявить на совместные испытания в 3-м квартале 1964 г. Однако разработка из-за трудностей с доводкой ГСН затянулись до начала 1967 г.

Государственные испытания ЗРК "Стрела-1" проводились в 1968 г. на Донгузском полигоне. Комплекс принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 25 апреля 1968 г. Серийное производство боевой машины ЗРК 9А31 велось на Саратовском агрегатном заводе МОП СССР, ракеты 9М31 - на Ковровском механическом заводе МОП СССР.

За разработку и принятие на вооружение ЗРК "Стрела-1" А.Э.Нудельман, В.И.Школиков, Г.С.Терентьев, Б.Г.Паперный в 1970 г. были удостоены Государственной премии СССР.


Боевая машина 9А31 ЗРК 9К31 "Стрела-1" (http://www.kbtochmash.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 05.11.2010 19:10:07 Комментариев: 19 Читать всю статью

РС-24 Ярс / Тополь-МР - SS-X-29 / SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-24 "Ярс" / "Тополь-МР" / "Универсал" - SS-X-29
Комплекс РС-24 "Ярс" / 15П155М, ракета РС-12М2Р / 15Ж55М (АПУ) - SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B
Комплекс РС-24 "Ярс-М" / 15П165М, ракета РС-12М2Р / 15Ж67 (ШПУ) - SS-29 / SS-27 mod.3 SICKLE-С


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ) на базе МБР РТ-2ПМ2 / "Тополь-М", главный конструктор - Ю.Соломонов. Разработка МБР "Тополь-М" / РТ-2ПМ2 с использованием только российских технологий начата в марте 1992 г. Указ Президента России Б.Н.Ельцина о создании ракетного комплекса "Тополь-М" (с вариантами развития) вышел 27 февраля 1993 г. Первый испытательный пуск ракеты 15Ж55М произведен 29 мая 2007 г. с мобильной пусковой установки на полигоне Плесецк. В 2009 г. ЦКБ "Титан" созданы первые экземпляры стартовых агрегатов комплекса "Ярс" (источник). Ракеты комплекса производятся на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск). По сообщениям СМИ (2010 г.) ракеты РС-24 будут заменять на дежурстве МБР РС-18 и РС-20 по мере исчерпания их гарантийных сроков. В январе 2010 г. было заявлено, что государственные испытания комплекса завершатся до конца 2010 г., либо после 4-го и 5-го пусков. С 2012 г. в серийном производстве планируется оставить только МБР РС-24 "Ярс". В 2011 г. планировалось произвести 3 испытательных пуска МБР "Ярс" (сообщения СМИ от декабря 2010 г.).

Развертывание комплексов "Ярс" начато в декабре 2009 г. после принятия комплекса РВСН для "опытно-боевого дежурства" в составе одного ракетного дивизиона полка Тейковской 54-й гвардейской ракетной дивизии 27-й гвардейской ракетной армии РВСН (базирование - Красные Сосенки, 3 комплекса). 30 ноября 2010 г. главкоком РВСН генерал С.Каракаев заявил, что РВСН постепенно будут перевооружаться с мобильных комплексов с моноблочными ракетами "Тополь-М" на мобильные комплексы с ракетами с РГЧ ИН "Ярс". В декабре 2010 г. на вооружение Тейковской ракетной дивизии поступил второй дивизион комплексов "Ярс" (3 СПУ). 4 марта 2011 г. объявлено, что первый ракетный полк с МБР РС-24 "Ярс" заступил на боевое дежурство в РВСН в составе Тейковской дивизии. В состав полка Тейковской ракетной дивизии вошли 2 ракетных дивизиона МБР РС-24, поставленных в РВСН в 2009-2010 г.г. Всего в составе полка 6 комплексов РС-24.

Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается. Индексы ракеты 15Ж55М или 15Ж67 - предположительные.


АПУ 15У175М комплекса РС-24 "Ярс" с МБР 15Ж55М на показе МБР журналистам в Тейковской дивизии 29.11.2011г. (фото - Сергей Пятаков, http://visualrian.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 02.12.2010 12:54:24 Комментариев: 652 Читать всю статью

Р-5 / Р-5М - SS-3 SHISTER

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Р-5 / 8А62 - SS-3 SHISTER
Р-5М / 8К51 - SS-3 SHISTER
 
Баллистическая ракета средней дальности (БРСД). Головной разработчик - ОКБ-1 (с мая 1950 г. подразделение НИИ-88) под руководством  С.П.Королева. В раработке систем ракеты и комплекса участвовали разные КБ - разработка ракеты и комплекса - ОКБ-1, главный конструктор - С.П.Королев, ведущие конструкторы - Д.И.Козлов и И.П.Румянцев; двигатель - ОКБ-456, главный конструктор В.П.Глушко; система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-885,  главный конструктор Н.А.Пилюгин; наземное стартовое и прочее оборудование - ГСКБ "Спецмаш", главный конструктор В.П.Бармин; командные приборы - главный конструктор В.И.Кузнецов. Разработка начата как логическое продолжение работ по проекту ракеты Р-3 в 1951 г. Предложения по созданию новой ракеты представлены в Министерство вооружений СССР С.П.Королевым 20 октября 1951 г. Эскизный проект представлен 30 октября 1951 г. ОКР по созданию ракеты Р-5 задана Постановлением СМ СССР от 13 февраля 1952 г. Изготовление опытных ракет велось опытным производством НИИ-88 - заводом №88. Постановление СМ СССР о проведении летно-конструкторских испытаний ракеты Р-5 в три этапа вышло 13 февраля 1953 г. - первый и второй этапы, пристрелочный третий этап и зачетные испытания. На стенде филиала №2 НИИ-88 в Загорске в 1953 г. до начала пристрелочных испытаний проведено 4 огневых стендовых испытания ракеты Р-5.


Стартовый комплекс с ракетой Р-5М. Полигон Капустин Яр, видимо, 1956-1958 г.г. (из публикации Министерства обороны к 70-летию полигона, источник).

Автор: DIMMI Создан: 08.09.2009 22:15:54 Комментариев: 50 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters