| ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) 92-К
   Универсальная башенная 2 х 85-мм артиллерийская установка. Установка создана как результат модернизации 76.2-мм зенитной установки 39-К с использованием артиллерийской части 85-мм установки 90-К с автоматическим управлением от МПУАЗО "Союз". 85-мм орудия установки 90-К производились с 1942 г. артиллерийским заводом №8 (г.Свердловск), но официально были приняты на вооружение только в июне 1946 г. В 1944 г. на базе орудия установки 90-К в ЦКБ-34 была создана одноствольная артустановка МК-85. Установка спроектирована для применения на речных арткатерах, но также использовалась на и некоторых эсминцах пр.30бис. Эта артустановка была принята на вооружение в 1946 г. и производилась вплодь до середины 1950-х годов. В 1946 году создана двухорудийная модификация артустановки - 92-K, принятая на вооружение в декабре 1946 г. В период 1946-1953 г.г. промышленностью произведено 102 установки 92-К.  Эсминец "Солидный" пр.30бис ( http://spkb.air.spb.ru).  85-мм артиллерийская установка 92-К на открытой площадке корабельной артиллерии в филиале Центрального военно-морского музея "Кронштадтская крепость", Кронштадт, 23.09.2010 г. (фото - FotosegS, http://fotki.yandex.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) УГСТ / "Физик-1" / изделие 2534 УГСТ-М
   
Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда. Разработка торпеды начата по теме ОКР УГСТ "Физик" в 1986 г. в НИИ "Мортеплотехника" (г.Санкт-Петербург), система самонаведения торпеды разработана ГНПП "Регион", альтернативный вариант ССН - ЦНИИ "Гидроприбор". Торпеда предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок (универсальная). Двигатель АПД разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г. Торпеда принята на вооружение ВМФ России в 2002 г. и по состоянию на 2003 г. предлагается на экспорт. Впервые торпеда продемонстрирована в 2003 г. на морском салоне МВМС-2003 в г.Санкт-Петербурге. По умолчанию данные торпеды УГСТ для торпедных аппаратов российского стандарта. Серийное производство торпед УГСТ по состоянию на 2008 г. велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) БРМ-3К "Рысь" Боевая разведывательная машина (командирская, плавающая). Разработана в первой половине 1990-х годов КБ Рубцовского механического завода на базе БМП-3. Принята на вооружение в 1995 г. (ист. - Карпенко).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) БРМ-1 / БМП-Р / объект 773 БРМ-1К "Коршун" / объект 676 - BMP M1976/2 (наименование НАТО) БРМ-1КМ Боевая разведывательная машина (командирская, плавающая). Разработана КБ Челябинского тракторного завода на базе БМП-1. Прототип - объект 773 - разработан в 1972 г. БРМ-1К / объект 676 принята на вооружение в 1972 г. Серийное производство велось на Курганском Машиностроительном Заводе с 1973 г., а с 1974 г. на Рубцовском машиностроительном заводе. По умолчанию данные БРМ-1К.
| | | | | Штурмовик / противотанковый штурмовик. Решением ВПК при Совмине СССР от 17 июня 1976 г. начаты работы по созданию новой обзорно-прицельной системы штурмовика Су-25, обеспечивающей круглосуточное поражение наземных целей и применение ПТУРС для поражения бронированной техники На начальном этапе проектированием системы руководил В.И.Богданов. В 1976-1979 г.г. в ОКБ параллельно рассматривалась возможность создания двух новых модификаций - противотанкового штурмовика Су-25Т с обзорно-прицельной системой "Шквал" и всепогодного штурмовика Су-25В с прицельно-навигационной системой (ПНС) "Барс". Позже обе разработки были объединены в одну. В 1979 г. был определен состав систем нового самолета и согласованы с заказчиком основные ТТХ. Решение ВПК при Совмине СССР от 19 ноября 1979 г. определяло сроки постройки опытных самолетов Су-25Т / Т-8М. Проектирование самолета начато в 1980 г. В марте 1981 г. главным конструктором Т-8М назначен В.П.Бабак. К февралю 1981 г. согласованы с ВВС тактико-технические требования к самолету Т-8М. Решено использовать доработанную двигательную установку самолета Су-25 со снижением уровня ИК-излучения и увеличением тяги на чрезвычайном режиме. Предполагалась унификация планера самолета с планером Су-25УБ. Одновременно из-за требования заказчика обеспечить круглосуточное применение самолета работы по модернизации были разделены на два этапа - первый - с уже согласованным базовым составом БРЭО ПрНК-56 и второй - с изменением функционала за счет интеграции в комплекс БРЭО новых систем. В ходе реализации второго этапа в августе 1983 г. и в августа 1984 г. ВПК принимаются решения о разработке новых компонентов БРЭО - РЛС "Кинжал" и тепловизионной системы "Ход". В итоге в январе 1986 г. принимается решение ВПК о создании всепогодной круглосуточной модификации Су-25Т - самолета Су-25ТМ / Т-8ТМ с интегрированными в состав БРЭО новыми системами. Эскизный проект завершен к ноябрю 1981 г. Решением ВПК от 14 января 1982 г. утвержден план-график работ по модернизации самолета, установлены директивные сроки выполнения работ. Защита эскизного проекта и макетная комиссия ВВС состоялись в апреле 1982 г. Рабочее проектирование завершено в 1982 г. и в начале 1983 г. на опытном производстве КБ начата постройка прототипа Т-8М-1 - первого экземпляра модификации Су-25Т - путем переделки недостроенного Т-8УБ, который создавался на базе планера Су-25 выпуска Тбилисского авиазавода. Из-за использования при строительстве Су-25Т задела по Су-25УБ строительство последнего было отложено. Сборка завершена в 1984 г. и в июне 1984 г. прототип перевезли в Раменское. Первый полет Т-8М-1 совершил в Раменском 17 августа 1984 г., пилот - А.Н.Исаков.  Су-39 борт №83 красный на авиабазе в Липецке, 12 августа 2005 г. (фото - sss, http://russianplanes.net/).  Су-25ТМ / Т-8М-10, борт №10 синий (рисунок Keith Fretwell, 1997 г., Мировая авиация. №104 / 2011 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (требуется пополнение)
"Сбор-1" "Сбор-1М"
 
Мобильный комплекс определения координат наземных радиотехнических средств. Комплекс разработан ОАО «НИИ «Вектор» (г. Санкт-Петербург). По состоянию на 2011 г. комплекс или состоит на вооружение ВС России или проходит испытания.
Комплекс "Сбор-1" предназначен для решения следующих задач: - поиск и обнаружение источников радиоизлучения (ИРИ) в секторе 360 град. во всем частотном диапазоне сигналов; - анализ обнаруженных сигналов; - определение типа ИРИ; - определение местоположения ИРИ; - сопровождение источников радиоизлучения, находящихся в зоне обзора; - формирование, регистрация и передача информации об ИРИ внешнему потребителю.
| | | | | Пресс-тур на 562 авиабазу армейской авиации (часть 2)
6 марта 2012 г. состоялся первый в Сибири пресс-тур на 562-ю авиационную базу армейской авиации в Новосибирске. В первой части нашего отчета мы рассказали о том, что было перед полетами. И вот - полеты!
| | | | | Пресс-тур на 562 авиабазу армейской авиации (Толмачево, Новосибирск, пролог)
Сегодня 6 марта 2012 г. состоялся наверное первый в Сибири пресс-тур представителей сетевых СМИ, блогеров на объект Министерства обороны России - 562-ю авиационную базу армейской авиации. База оснащена вертолетами Ми-8 и Ми-24 и находится недалеко от аэропорта Толмачево под Новосибирском. В ходе пресс-тура мы побывали на предполетном инструктаже, наблюдали подготовку техники к вылету и сопровождали на вертолете Ми-8 пару Ми-24П, совершавших учебные стрельбы на Шиловском полигоне в Новосибирской области. Сегодня мы лишь анонсируем серию фотоотчетов и заметок по итогам первого нашего пресс-тура. Фотографии выложены в бОльшем разрешении, чем обычно.
Пресс-тур на 562 авиабазу армейской авиации (часть 1 - до полетов) Пресс-тур на 562 авиабазу армейской авиации (часть 2 - полеты)
Огромная благодарность пресс-клубу Министерства обороны России, помощнику командира авиабазы майору Д.А.Косицкому и конечно же помощнику командующего 41-й общевойсковой армии по информационному обеспечению подполковнику Сивохину Юрию Михайловичу за организацию и проведение пресс-тура. | | | | | Пресс-тур на 562 авиабазу армейской авиации (часть 1)
Итак, 6 марта 2012 г. состоялся первый в Сибири пресс-тур представителей сетевых СМИ и блогеров на объект Министерства обороны России - 562-ю авиационную базу армейской авиации. База оснащена вертолетами Ми-8 и Ми-24 и находится недалеко от аэропорта Толмачево под Новосибирском. В ходе пресс-тура мы побывали на предполетном инструктаже, наблюдали подготовку техники к вылету и сопровождали на вертолете Ми-8 пару Ми-24П, совершавших учебные стрельбы на Шиловском полигоне в Новосибирской области.
В первой части отчета - всё, что было до полетов...
Отдельная благодарность пресс-клубу Министерства обороны России, помощнику командира авиабазы майору Д.А.Косицкому и конечно же помощнику командующего 41-й общевойсковой армии по информационному обеспечению подполковнику Сивохину Юрию Михайловичу за организацию и проведение пресс-тура. | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) "объект 430" Т-64 / "объект 432" Т-64А / АК / АМ / АКМ Т-64Б / Б1 / БК / БМ / БВ Т-64У / БМ "Булат" (Украина)
   Средний и основной танк. Разработан КБ Харьковского завода транспортного машиностроения (ХЗТМ), главный конструктор А.А.Морозов. Разработка начата в 1958 г. Изготовление и испытания опытных образцов "объект 430" - 1960 г. Разработка усовершенствованных прототипов - "объект 432" и "объект 434" начата в 1962 г. Небольшая серия для войсковых испытаний предсерийного образца Т-64 / "объект 432" выпущена в 1964 г. В этом же году выпущено 20 танков Т-64А / "объект 434" для испытаний. Танк принят на вооружение под наименованием Т-64 ("объект 432") в 1967 г. Серийно производился на заводе №75 (ХЗТМ, г.Харьков). Массовый серийный выпуск основного танка Т-64А начат в 1969 г. После распада СССР (с 1991 г.) работы по модернизации танков Т-64 велись ХКБМ (г.Харьков, Украина). Описание модификаций - в разделе Модификации (см. ниже). Если наименование модификации не указано, то данные относятся ко всем основным модификациям танка.  Т-64БВ в частях Группы Советских Войск в Германии, 1980-е годы (фото из архива Rambo54, http://military.tomsk.ru/forum).  Т-64 в музее боевой техники, г.Гурьевск Калининградской области, Россия (фото Т.Дашиной, http://technic-memorial.narod.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) 1Л13 / П-18М "Небо-СВ" - BOX SPRING 1Л13-3 "Небо-СВ" - BOX SPRING
   
Двухкоординатная РЛС дежурного режима метрового диапазона. Постановлением СМ СССР в начале 1975 г. была задана ОКР "Небо", целью которой была разработка двух унифицированных трехкоординатных РЛС метрового диапазона волн для войск ПВО в транспортабельном исполнении (РЛС 55Ж6) и для Сухопутных войск в мобильном исполнении (1Л13 "Небо-СВ"). В том же 1975 г. вышло еще одно Постановление СМ СССР, в котором ОКР "Небо" была включена в перечень важнейших работ пятилетки. Разработка РЛС 1Л13 велась горьковским НИИРТ Минрадиопрома СССР (г.Горький, ныне - Нижний Новгород, ННИИРТ), главный конструктор - И.Г.Крылов. Серийное производство РЛС велось Горьковским телевизионным заводом (АО "Нител", г.Нижний Новгород). В 1986 г. станция была принята на вооружение войск ПВО СВ, Войск ПВО и ВВС, велось обучение строевых офицеров (ист. - Форум радиотехнических войск).
РЛС является мобильной когерентно-импульсной РЛС кругового обзора. РЛС предназначена для обнаружения, опознавания воздушных целей и выдачи их координат (дальности и азимута) на сопрягаемые с РЛС пункты обработки радиолокационной информации (пункты управления) радиолокационеных рот (постов) ПОРИ-П1 из состава радиотехнических бригад и батальонов и командных пунктов зенитных ракетных бригад войск ПВО Сухопутных Войск. Предполагалось также использовать эту станцию в ВВС и в Войсках ПВО страны. В состав комплекса РЛС 1Л13 входят: - антенно-поворотное устройство на автомобильной платформе (базовый вариант - шасси "Урал"); - антенный пост на автомобильной платформе (базовый вариант - шасси "Урал"); - электростанция ЭД2хЗО-Т230П-ЗРА на автомобильной платформе (автомобиль КамАз); - наземный радиолокационный запросчик на автомобильном прицепе АПУ.
Наименование П-18М соотносится с моделью РЛС 1Л13 и встречается в части источников.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) Д-80 Д-80С Д-80-2
 535-мм самоходная артиллерийская установка / пусковая установка АРСов схемы "закрытая труба". Пректирование самоходной артиллерийской установки с внутренним обозначение КБ "БПД" для стрельбы активно-реактивными снарядами начато ОКБ-9 артиллерийского завода №9 (г.Свердловск) в 1963 г. Главный конструктор - Ф.Ф.Петров. В разработке так же участвовали НИИ-1, НИИ-24, НИИ-125, НИИ-13, НИИ-61 и другие организации. ОКБ-9 изготовлены действующие макеты установок Д-80 в масштабе 1:10 на гусеничном и колесном шасси. Макеты использовались на этапе защиты проекта в ГРАУ и у министра оборонной промышленности СССР С.А.Зверева. При создании рассматривалась возможность миграции системы вооружения на корабли ВМФ. Аванпроект установки ОКБ-9 рассмотрен 10 мая 1965 г. Проект рассматривался в качестве конкурента ОРТ «Луна-М» как ударная система дивизионного звена. В октябре 1968 г. заводу «Баррикады» (г.Волгоград) был дан заказ на изготовление трубы и казенника для Д-80. В конце 1968 г. все работы по Д-80 были прекращены. Строительство реальных образцов установок не велось. Для испытаний на полигоне в п.Красное создан лишь реальный образец шарового затвора орудия. Проект был переработан и получил индекс Д-80С, но так же был отвергнут. В сентябре 1969 года ОКБ-9 предложило проект Д-80-2 с заряжанием с казенной части, по схеме, близкой к 240-мм миномету М-240.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) 2С35 "Коалиция-СВ"
  2 х 152-мм опытная самоходная артиллерийская установка (гаубица). Разработана в рамках ОКР "Коалиция-СВ", головной разработчик - ЦНИИ "Буревестник" (г.Нижний Новгород), совместно с "Уральским Заводом Транспортного Машиностроения" (г.Нижний Тагил), ЦНИИМ и "Уралвагонзаводом". САУ создана с использованием наработок по САУ "Мста-С" и шасси основного танка "объект 195". С конца 1980-х годов велось изучение повышения эффективности САУ по теме НИР "Необитаемость". Так же при создании САУ использованы наработки КБ завода "Уралтрансмаш" по проекту САУ "объект 327". Позже (вероятно в середине 1990-х годов) начаты работы по НИР "Коалиция" в рамках которой была проведена работа по межвидовой унификации вооружений крупного калибра Сухопутных войск и ВМФ ("Коалиция-Ф", предположительно). Макетный образец установки представлен публике в декабре 2006 г. По прогнозам того времени поступление на вооружение считалось возможным в 2015 г., но 8 апреля 2010 г. начальник вооружений ВС России Владимир Поповкин заявил, что ОКР "Коалиция-СВ" по созданию САУ закрыты в связи с моральным устареванием.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) пр.617 WHALE |  | Опытная средняя ПЛ с парогазотурбинной силовой установкой (построен один экземпляр - С-99). При создании энергетической установки ПЛ пр.617 использовался опыт создания аналогичной ДУ на перекиси водорода немецкого конструктора Г.Вальтера (ПЛ XXVI серии) и работы немецких специалистов в интересах ВМФ СССР (начаты в 1946 г.) над ПЛ пр.616. НИОКР ПЛ пр.617 велись ЦКБ-18 (главный конструктор А.А.Антипин), разработка ДУ - СКБ-143. Предэскизный проект завершен в конце 1947 г. В мае 1948 г. работы исходя из специфики и опытного характера проекта переданы в СКБ-143 в полном объеме (главный конструктор А.А.Антипин, помощник - С.Н.Ковалев). Строительство ПЛ велось на заводе "Судомех". Предполагалось, что после окончания испытаний опытной ПЛ, будет построена серия в 100 шт. ПЛ заложена 5 февраля 1951 г., спущена на воду 5 февраля 1952 г. и принята в опытную эксплуатацию и для испытаний в ВМФ 20 марта 1956 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) 67Н6 "Гамма-Д" 67Н6Е "Гамма-ДЕ"
  
Трехкоординатная обзорная РЛС дециметрового диапазона. Разработка блочно-модульной твердотельной РЛС средних и больших высот "Гамма" с активной ФАР начата Всероссийским НИИРТ в виде программы НИР в 1981 г. С целью уменьшения массо-габаритных характеристик РЛС выбран тип антенны - АФАР (активная на передачу и полуактивная на прием) с суммированием мощности многих генераторов (1024) в пространстве, а не внутри станции, как это было сделано у американской РЛС с ФАР AN/TPS-59. РЛС принята на вооружение в 1993 г. По состоянию на 2007 г. РЛС якобы находится в серийном производстве (не подтверждено). Уровень производимой элементной базы, технологии разработок микропроцессоров и спецвычислителей в 1990-е годы не позволил разработчикам ВНИИРТ выйти на уровень ТЗ, заложенных заказчиком. Экспериментальный образец РЛС "Гамма-Д" после испытаний был отправлен на доработки (ист. - Дубов Г.). ТТХ РЛС "Гамма-ДЕ" приводятся из источников 2007 г. и позже.
РЛС предназначена для эффективного обнаружения, опознавания, определения координат и сопровождения широкого класса современных и перспективных средств воздушного нападения в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, а также получения информации с борта самолета оборудованного ответчиком в кодах ИКАО. Предполагалось использование РЛС в автоматизированных и неавтоматизированных системах управления ВВС и ПВО, а также в качестве трассового радиолокационного комплекса центров системы организации воздушного движения. РЛС полностью автоматизирована, обладает высокой степенью адаптивности к помехово-целевой обстановке, оснащена аппаратурой автоматического контроля и дальности, автоматической системой пожарной сигнализации и пожаротушения, другими сервисными устройствами.
| | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Программа "Терра" Комплекс 5Н26 / ЛЭ-1 Комплекс 5Н76 "Терра-3" / Т-3
    Программа исследований высокоэнергетических лазеров в интересах ПРО / научно-экспериментальный комплекс. Идея использования высокоэнергетического лазера для поражения на конечном этапе ГЧ баллистических ракет сформулирована в 1964 г. Н.Г.Басовым и О.Н.Крохиным (ФИАН ми. П.Н.Лебедева). Осенью 1965 г. Н.Г.Басовым, научным руководителем ВНИИЭФ Ю.Б.Харитоном, заместителем директора ГОИ по научной работе Е.Н.Царевским и главным конструктором ОКБ «Вымпел» Г.В.Кисунько в ЦК КПСС была направлена записка, в которой говорилось о принципиальной возможности поражения ГЧ баллистических ракет лазерным излучением и предлагалось развернуть соответствующую экспериментальную программу. Предложение было одобрено ЦК КПСС и программа работ по созданию лазерной стрельбовой установки для задач ПРО, подготовленная совместно ОКБ «Вымпел», ФИАН и ВНИИЭФ, была утверждена решением правительства в 1966 г.
В основе предложений лежало изучение ФИАН высокоэнергетических фотодиссоционных лазеров (ФДЛ) на органических йодидах и предложение ВНИИЭФ о "накачке" ФДЛ "светом сильной ударной волны, создаваемой в инертном газе взрывом". К работам так же присоединился Государственный Оптический Институт (ГОИ). Программа получила название "Терра-3" и предусматривала создание лазеров с энергией более 1 МДж, а так же создание на их основе на Балхашском полигоне научно-экспериментального стрельбового лазерного комплекса (НЭК) 5Н76, на котором идеи лазерной системы для ПРО должны были быть проверены в натурных условиях. Научным руководителем программы "Терра-3" назначен Н.Г.Басов.
В 1969 году из ОКБ «Вымпел» выделился коллектив СКБ, на основе которого возникло ЦКБ «Луч» (впоследствии НПО «Астрофизика»), на которое и было возложено выполнение программы «Терра-3».
 Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 "Терра-3", фото 2008 г. ( http://www.olgino.info).  Останки сооружения для боевого лазера к северу от объекта 41/42В стрельбового комплекса 5Н76 "Терра-3", фото 2008 г. ( http://www.olgino.info).  Научно-экспериментальный комплекс "Терра-3" по американским представлениям. В США считалось, что комплекс предназначен для противоспутниковых целей с переходом в перспективе к ПРО. Рисунок впервые представлен американской делегацией на переговорах в Женеве в 1978 г. Вид с юго-востока.  Телескоп ТГ-1 лазерного локатора ЛЭ-1, полигон Сары-Шаган (Зарубин П.В., Польских С.В. Из истории создания высокоэнергетических лазеров и лазерных систем в СССР. Презентация. 2011 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) пр.10200 "Халзан" пр.10200М |  | Вертолетоносец ПЛО, десантный вертолетоносец (проект). Разработка вертолетоносца ПЛО на базе быстроходного гражданского контейнеровоза-ролкера пр.1609 начата по инициативе замначальника Гненерального штаба ВС СССР адмирала Н.Н.Амелько в 1978 г. после проведения по его же инициативе НИР "Аргус" (изучение комплексной противолодочной системы в т.ч. с возможностью постройки недорогих вертолетоносцев ПЛО на базе гражданских судов, ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, руководитель НИР В.В.Дмитриев). Корабль пр.1609 "Капитан Смирнов" (головной, 1978 г., всего построено 4 шт) с газотурбинной ЭУ 2 х ГГТА М25 с утилизационным контуром и мощностью по 25000 л.с. на каждый из двух валов, дедвейт 20000 т, полное водоизмещение 35000 т, длина 203 м, ширина 30 м, высота борта 21 м, осадка 9,9 м и скоростью хода 26 узлов строилось на Херсонском ССЗ. ТТЗ на создание вертолетоносца пр.10200 подготовлено в 1977 г. Постановление Совмина СССР от 21.04.1977 г. намечало строительство в 1981-1990 г.г. серии из 4 кораблей проекта на стапеле №1 ССЗ в Николаеве в составе серии ролкеров пр.1609 с параллельным строительством на стапеле №0 серии ТАКР пр.1143 с постепенным улучшением проекта.  Вертолетоносец пр.10200 "Халзан" (Бабич В.В., Город Святого Николая и его авианосцы. Николаев, "Атолл", 2007 г.) | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии В базовом варианте статья готова |
|