| | MilitaryRussia в сети Интернет: LiveJournal Twitter Youtube Blogspot
Интернет-проект MilitaryRussia.ru является независимым научно-популярным исследовательским ресурсом посвященным новейшей истории советской и российской военной техники. Сайт не претендует на 100% достоверность информации и не может обеспечить максимально детальное представление всех возможных типов техники т.к. работа над сайтом ведется в свободное время и бесплатно. Использование информации сайта СМИ и другими ресурсами разрешено с указанием ссылки на источник информации - сайт http://militaryrussia.ru с активным линком.
Internet site MilitaryRussia.ru is an independent scientific and popular research resources devoted to the recent history of the Soviet and Russian weapon systems. The site does not claim to 100% of the information accuracy and can not ensure maximum detailed representation of all the possible types of systems because I work on the site in my free time and free of charge. Use of site information to Media and other resources is certainly allowed with reference to the source of information - site http://militaryrussia.ru with an active link.
Корнев Дмитрий / Kornev Dmitry (автор проекта MilitaryRussia.ru) Телеграм-канал https://t.me/militaryrussiaru | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Су-57 / Т-50 / И-21 / ПАК ФА
    Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения создавался в рамках программы И-21 (наименование программы) как истребитель Т-50 (наименование опытного самолета). Назначение - многофункциональный многоцелевой истребитель. Разработка самолета начата ОКБ им.П.О.Сухого в конце 1990-х годов. В апреле-мае 2001 г. по программе И-21 / ПАК ФА был объявлен тендер в котором приняли участие ОКБ Сухого, ОКБ МиГ с взаимодействием обоих КБ с ОКБ Яковлева по проработке варианта проекта с вертикальным взлетом. Решение государственной комиссии по итогам конкурса принято в начале 2002 г. - выиграл проект самолета Т-50 ОКБ Сухого (главный конструктор - А.Давиденко), как наименее рискованный в реализации и полностью удовлетворяющий тактико-техническим требованиям. В июне 2002 г. решением правительства утверждено решение комиссии, поручено подготовить целевую комплексную программу и приступить к эскизному проектированию. Тактико-техническое задание выдано МО России в июле 2002 г. Эскизный проект Т-50 завершен в ОКБ в ноябре 2004 г. и утвержден МО России в декабре 2004 г. Начаты эксперименты на самолетах-лабораториях. Электронный макет Т-50 (вероятно, компьютерная модель компоновки самолета) продемонстрирована Главкому ВВС России В.Михайлову не позже января 2005 г. К 2005 г. обнародованы наименования Т-50 и И-21 и объявлено о возможной защите технического проекта самолета в 2006 г. К началу 2006 г. макет планера самолета прошел продувки в аэродинамической трубе. Производство конструктивно-подобных образцов Т-50-0 (Т-50-КПО) начато на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) в ноябре 2006 г. В апреле 2007 г. руководством ВВС утвержден макет Т-50, ведется выпуск конструкторской документации. В августе 2008 г. разработка комплекта конструкторской документации завершена, чертежи переданы на КнААПО для изготовления опытной серии Т-50. Сборка опытной партии летных прототипов (Т-50-КНС и Т-50-1) начата в декабре 2007 г. и продолжена в 2008 г. По состоянию на 1 июня 2009 г. завершается сборка Т-50-0 предназначенного для статических испытаний, ведется сборка самолетов летно-испытательной серии (Т-50-КНС и Т-50-1). По состоянию на 20 августа 2009 г. созданы два или три технических образца Т-50 (1-2 Т-50-КПО и 1 Т-50-КНС) для наземных испытаний и ведется сборка первого летного прототипа Т-50-1. Испытания: 24 декабря 2009 г. на аэродроме Дземги (г.Комсомольск-на-Амуре) первую пробежку совершил один из двух прототипов первой серии И-21 - Т-50-КНС. 16 января 2010 г. самолет-летающая лаборатория Т-10М-10 борт №710 с 14-28 по 14-54 московского времени на аэродроме ЛИИ в Жуковском совершил первую скоростную рулежку с прототипом двигателя Т-50 - "изделие 117", а 21 января самолет-летающая лаборатория Т-10М-10 совершил первый полет с двигателем "изделие 117". 22 января Т-50-1 совершил пробежку по ВПП аэродрома КнААПО Дземги с поднятием передней стойки шасси в воздух и выпуском тормозного парашюта. И, наконец, 29 января 2010 г. в 11-19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полет на Т-50-1 продолжительностью 47 минут ( подробная хронология - см. ниже). Второй полет Т-50-1 в камуфляжной окраске ВВС России состоялся 12.02.2010 г. в Комсомольске-на-Амуре. Кроме первого полета изначально предполагалось в Комсомольске-на-Амуре совершить еще 2-7 полетов (по разным данным) после чего первый прототип должен поступить на аэродром Гордый (база ЛИИ ВВС в Жуковском). Особая благодарность сайту "Стелс машины" и лично Paralay (http://paralay.com) за огромный вклад в сбор и анализ информации по ПАК ФА, а так же за замечательные графические материалы.
| | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (трубется пополнение) "Орешник" - SS-Х-31B / SS-X-34
  
Баллистическая ракета средней дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ). В июле 2023 г. принято решение руководства страны о разработке ракеты в варианте с неядерным оснащением на базе МБР "Рубеж". Вероятно, теоретическая проработка создания подобного комплекса под шифром "Кедр" велась с 2022 г. или раньше. Ракета создается с использованием наработок по другим ракетным комплексам разработки МИТ - "Ярс", "Булава" и др.
По западным данным кооперация по разработке ракетного комплекса включает в себя: - Московский институт теплотехники - головной разработчик комплекса и ракеты; - ФНПЦ "Титан-Баррикады” (г. Волгоград) - автономная пусковая установка и вспомогательные машины комплекса; - ЦНИИАГ (г.Москва) - разработка устройств системы управления ракетой - ФЦДТ "Союз" - разработка двигательной установки - ОКБ “Прожектор” (г. Москва) - Концерн “Созвездие” (г.Воронеж); - НПП “Спецэнергомеханика” (г. Москва); - НИЦ спецтехники и конверсии “Континент” (г. Москва). По западным данным испытания ракеты начаты пуском на полигоне Капустин Яр в октябре 2023 г. и продолжены пуском в июне 2024 г. Третий испытательный пуск стал испытательно-боевым - 21.11.2024 г. ракета (или ракеты) применена по боевой цели - ПО "Южмаш" в Днепропетровске. Боевое оснащение нового типа - РГЧ ИН с кассетным наполнением (6 х 6 боевых элементов) либо набор КСП ПРО.
По итогам пуска 21.11.2024 г. Главком РВСН С.Каракаев предложил принять ПГРК "Орешник" на вооружение.  Образ БРСД "Орешник" с пусковой установкой и с блоками индивидуального разведения - как модификации МБР РС-26 "Рубеж" (реконструкция РС-26 "Рубеж" от MilitaryRussia.Ru) | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) "Искандер-1000" (условно) / ракета 9М723-2 - SS-Х-33
  
Баллистическая ракета средней дальности универсального модульного ракетного комплекса на базе технических решений ОТРК 9К720 "Искандер-М" разрабатывается по состоянию на 2024 год в КБ машиностроения (г. Коломна).
28 июня 2024 года В.В. Путин заявил о возможности начала производства и развертывания ракет средней и меньшей дальности в ответ на аналогичные действия США за пределами их национальной территории. Ранее, 17 декабря 2023 года, Главком РВСН России отметил, что российский ВПК может в кратчайшие сроки начать производство серийных образцов ракетных комплексов с ракетами средней и меньшей дальности. 6 мая 2024 года МИД России объявил о начале производства ракетных комплексов средней и меньшей дальности.
Одним из вариантов такого комплекса с дальностью до 1000 км может стать доработанная баллистическая ракета 9К720 "Искандер-М" с обновленным двигателем, системой управления и улучшенной боевой частью.
Новая ракета для "Искандер-М" была впервые продемонстрирована в видеоролике к 78-летию полигона Капустин Яр 15 мая 2024 года.
Наименование "Искандер-1000" является условным и неофициальным.  Полигонная пусковая установка с ракетой нового типа на полигоне Капустин Яр (первая публикация 15.05.2024 г., источник) | | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ил-476 / изделие 476 / Ил-76МД-90А    Транспортный самолет. Глубокая модернизация транспортного самолета Ил-76МД - Ил-76МД-90А - разработана КБ им С.В.Ильюшина совместно с КБ авиационного завода "Авиастар" (г.Ульяновск). По неподтвержденным данным предварительная проработка проекта модернизации велась еще в конце 1980-начале 1990-х годов. Решение о переводе производства Ил-76 из ташкента (Узбекистан) в Россию на авиазавод "Авиастар" в Ульяновск принято в 2006 г. (источник). Разработка самолета Ил-76МД-90А вцелом завершена к весне 2009 г. В течение 2009 г. планировалось заключить контракт на производство серии в 6 самолетов Ил-476 для Индии. В течение 2010 г. предполагалось построить образец самолета для ресурсных испытаний в ЦАГИ, а в 2011 г. начать серийное производство Ил-476.
Строительство первого летного экземпляра "01-02" начато во второй половине 2009 г. В ноябре 2009 г. заключен контракт между ОАО "ОАК-ТС" и Министерством промышленности России на "выполнение работ по модернизированной версии изделия 476". Испытания самолета планировалось начать в 2012 г. В первой половине 2010 г. СМИ сообщали о планах по завершению строительства опытного образца самолета к июлю 2011 г., а экземпляра для статиспытаний - в октябре 2011 г. По состоянию на апрель 2011 г. все силы были брошены на строительство летного образца "01-02" - первый полет самолета был перенесен на начало 2012 г., но неофициальные источники на авиазаводе "Авиастар" называли более реалистичный срок - октябрь-ноябрь 2012 г.
В 2011 г., как и планировалось ранее, было завершено строительство самолета "01-01" для ресурсных статических испытаний и самолет был передан в ЦАГИ в начале октября 2011 г. Испытания образца для статических испытаний были перенесены на 2012 г. и их завершение планировалось на весну 2012 г.
Строительство первого летного самолета "01-02" завершено в декабре 2011 г. - выкатка состоялась 15.12.2011 г. Первый полет самолета 01-02 ожидался в апреле 2012 г. 5 июля 2012 г. состоялась повторная выкатка Ил-476 (№01-02) - самолет переведен на летно-испытательную станцию завода. Теперь первый полет самолета ждали в августе-сентябре 2012 г. По состоянию на 1 августа 2012 г. самолет вновь находится в сборочном цехе завода. К 23 августа 2012 г. была завершена отладка систем самолета, самолет был вновь перемещен на летно-испытательную станцию завода "Авиастар".
Наименование "Ил-476" не является официальным.
 Ил-76МД-90А в окраске ВВС прилетел в Раменское, 30.01.2013 г. (фото - Алексей Михеев, http://www.take-off.ru). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) пр.677 / 06770 "Лада" - LADA Б-585 "Санкт-Петербург" Б-586 "Кронштадт" Б-587 "Великие Луки" ("Севастополь") Б- "Вологда" Б- "Ярославль" пр.677Э "Амур-1650" "Амур-1650"
|     |  |
Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. НИОКР начаты в 1987 г. и изначально планировалось строительство большой серии подводных лодок на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш" (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре).
Технический проект ПЛ пр.677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ "Океанприбор", но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр.677. Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО "Волна" (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО "Электроприбор" (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.). Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" ("Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название "Санкт-Петербург". В течение 1998-2001 г.г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр.677 "Адмиралтейскими верфями" было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось (источник).
Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ "Санкт-Петербург" совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г.г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка "Санкт-Петербург" до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 "Санкт-Петербург", лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" поднят флаг ВМФ России.
 ПЛ Б-586 "Кронштадт" пр.677Д на Неве в Санкт-Петербурге во время морского парада в День ВМФ, 2019 г. (фото - Саид Аминов, https://t.me/vestnikpvo). | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (обновление 2025 г.) Комплекс "Гром" (проект) Комплекс 1КР1 "Сапсан" (проект) / "Гром-2" (проект)
   Многофункциональный ракетный комплекс / модульная ракетная система. Разработка национального ракетного комплекса "Сапсан" ведется КБ "Южное" (г.Днепропетровск) совместно с Национальным космическим агентством Украины начиная с 2007 г. Главный конструктор комплекса по состоянию на 2012 г. - Александр Павлович Кушнарев (источник).
Решение о создании национального оперативно-тактического комплекса принят Совет Безопасности Украины в 1997 г. При создании комплекса, вероятно, использованы наработки по первому национальному проекту ОТР "Борисфен" (КБ "Южное", 1994 г., дальность действия до 500 км, разработка прекращена в 2003 г.). Так же скорее всего при разработке проекта использован проект комплекса ОТР "Гром", предлагавшийся КБ "Южное" для поставок на экспорт в 1990-е годы. Техническое задание на создание комплекса "Сапсан" выдано Министерством обороны Украины к концу 2006 г. По первоначальным планам разработку комплекса "Сапсан" планировалось завершить в 2011 г., но до 2010 г. на разработку затрачено 7 млн. USD после чего финансирование проекта было прекращено. Согласно СМИ в проекте комплекса 2010-2011 г.г. предполагается объединение в единой системе и на единой СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса и РСЗО тактической дальности действия. Кроме того в 2007-2009 г.г. в СМИ обсуждалась конфигурация комплекса с крылатой ПКР и с зенитными ракетыми.
 Пусковая установка ракетного комплекса 1КР1 "Сапсан", фото лета 2021 г. или ранее (https://www.unian.net/) | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 8П767, ракета Р-36 / 8К67 - SS-9 mod.1 / mod.2 SCARP Комплекс 8П767П, ракета Р-36П / 8К67П - SS-9 mod.4 SCARP
   
Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) второго поколения. Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель). После появления в США тяжелой МБР "Титан-2" ОКБ-586 в первой половине 1961 года вышло с инициативой создания новой тяжелой МБР на базе МБР Р-16 с превосходящими "Титан-2" характеристиками. Разработка ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16.04.1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. В качестве МБР с двумя типами специальных зарядов Р-36 должна была иметь дальность 12000 км с тяжелой БЧ и 16000 км с легкой БЧ. Планировалось начать летные испытания МБР Р-36 в 4-м кв. 1963 года, а испытания орбитального варианта ракеты начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. Ведущим конструктором ракеты назначен заместитель генерального конструктора КБ "Южное" М.И.Галась.
При создании МБР Р-36 создавалась следующая кооперация предприятий: - ОКБ-586 - комплекс 8П767 вцелом, ракета и рулевые двигатели маршевых ступеней - завод №586 - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - ОКБ-456 - маршевые двигателеи обоих ступеней - НИИ-692 ("Хартрон") - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-885 - система радиокоррекции - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - командные гироприборы - КБ-11 (ВНИИЭФ) - специальные заряды и автоматика головных частей - ОКБ-586 - комплекс средств преодоления ПРО - ЦКБ-34 - шахтная пусковая установка и командный пункт ракетного комплекса - КБТХМ - система заправки ракетного комплекса - НИИАП - система боевого управления
Основные особенности тяжелой МБР Р-36 / 8К67: - два типа моноблочных ГЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО); - автономная система управления позволяющая выполнить удаленное управление пуском ракет из ШПУ с доворотом ракет на нужный азимут после выхода из ШПУ, что обеспечивает прицеливание ракет по любому азимуту; - использование в качестве окислителя азотного тертоксида; - плотная компоновка топливного отсека 2-й ступени - единый топливный отсек с разделением окислителя и горючего промежуточным днищем; - применение прессованных химфрезетованных панелей и пустотелых шпангоутов в конструкции топливных баков обеспечило экономию массы; - выполнен горячий наддут топливных баков из газогенераторов, работающих на компонентах основного топлива; - для исключения невесомости запуск маршевого двигателя 2-й ступени производится при заранее запущенном рулевом двигателе ступени; - за счет ампулизации топливной системы обеспечен большой срок хранения и высокая боеготовность ракеты; - повышена выживаемость ракетного комплекса при первом ударе за счет рассредоточения ШПУ типа ОС.
Постановлениями задавалось создание тяжелой МБР с комбинированной системой управления - автомномной инерциальной с радиокоррекцией. Ракета предназначалась для поражения особо важных целей мощными термоядерными зарядами, применяемыми в сочетании с комплексом средств преодоления ПРО противника. До 1965 г. МБР создавалась в конкуренции с тяжелой МБР УР-200 ОКБ-52 Челомея. При проектировании ракеты использовался ряд конструктивных решений, отработанных и проверенных на тяжелых ракетах первого поколения Р-16 и Р-16У, а также на ракете Р-26. Предполагалось применять ракеты из групповых ШПУ - в 1963 году такой вариант развертывания был отвергнут и на полигоне Байконур началось строительство одиночных ШПУ типа ОС.  Один из первых пусков ракеты Р-36 комплекса 8К67 / SS-9 SCARP с легкой ГЧ с наземного стартового стола (обработка MilitaryRussia.ru) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Т-5 / Т-V / изделие 233
   
Первая прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом. Разработка торпеды с ядерным боезарядом Т-5 велась НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор", генеральный конструктор - А.М.Борушко) начиная с октября 1953 г. Главный конструктор (по данным ЦНИИ "Гидроприбор" и Колядина) - В.А.Калитаев и, позже, Г.И.Портнов.
Разработка ядерного заряда для торпеды калибром 533 мм РДС-9 велась в КБ-11 Минсредмаша СССР (ныне - ВНИИЭФ) под общим руководством Ю.Б.Харитона начиная с 1953 года. Боевая часть 19Т / "изделие 19" заряда РДС-9 и автоматика боевой части разрабатывались московским филиалом №1 КБ-11 (позже - КБ-25, ныне - ВНИИА), главный конструктор - Н.Л.Духов. Теоретическая проработка заряда велась Е.И.Забабахиным. М.Н.Нечаевым, разработчик заряда - Б.Д.Бондаренко. Конструкторская проработка - отдел №43 В.Ф.Гречишникова, позже - отделы Д.А.Фишмана и Л.А.Есина. Газодинамическая отработка велась под руководством В.К.Боболева. До проведения испытаний заряд и боевая часть 19Т / "изделие 19" прошли цикл газодинамических испытаний. В 1955 г. разработка боеприпаса передана вновь образованному КБ-25 (ныне - ВНИИА) под руководством Н.Л.Духова. Ведущий конструктор боевой части 19Т - К.Е.Бавыкин.
29 апреля 1954 г. письмом министра среднего машиностроения СССР В.Малышева на имя министра обороны СССР предлагался план испытаний торпед Т-5 с зарядом РДС-9. Постановлением Совмина СССР от 12 апреля 1955 г. предлагалось в сентябре-октябре 1955 г. выполнить на полигоне на Новой Земле два подрыва торпеды в стационарном положении - на малой глубине (8-12 метров) и на большой глубине (40-60 м) с мощностью около 5 кт. В первом взрыве предлагалось проверить воздействие на корабли и портовые сооружения, а во втором - на корабли. В 1956 г. предлагалось запустить торпеду Т-5 для уничтожения противолодочных заграждений перед пуском торпеды Т-15, дальность хода торпеды задавалась в 12 км (источник).
В течение 1955-1956 г.г. велись ходовые испытания торпед Т-5. Первая часть испытаниё включая проверку автоматики проходила на оз.Иссык-Куль. Вторая часть испытаний проходила на Ладожском озере. При проведении ходовых испытаний на Ладожском озере в инертном снаряжении в 4 выстрелах из 15 при прохождении примерно половины пути торпеда делала "мешок", преждевременно срабатывал гидростатический замыкатель, что равноценно выдаче команды на подрыв. Так же проблемой было обеспечить температурный режим специальной боевой части - от +5 до +25 град.С. в необогреваемых торпедных аппаратах.
 Торпеда Т-5 / 53-58 в музее ВНИИЭФ в г.Саров - бывшем Арзамасе-16 (http://www.atrinaflot.narod.ru). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA АС-23 пр.18511 "Палтус" - PALTUS АС-21 АС-35
    |   | Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Приказом Минсудпрома СССР от 1 июля 1970 т. ЦПБ «Волна» (впоследствии с 23.02.1974 г. - СПМБМ «Малахит») было определено головным КБ по проектированию глубоководных обитаемых технических средств освоения океана и в это бюро до конца года были переданы все работы по проектированию этих средств из других конструкторских бюро Минсудпрома. В 1972 г. в ЦПБ «Волна» под руководством главного конструктора Е.С.Корсукова были выполнены эскизные проекты глубоководных комплексов проектов 1910 и 1851, утвержденные постановлением Правительства СССР, которым определялись их основные тактико-технические элементы (ТТЭ), сроки создания и кооперация соисполнителей по проектам 1910 и 1851. В том же 1972 г. приказом министра Минсудпрома СССР главным конструктором проекта 1851 назначают С.М.Бавилина, а группа главного конструктора Е.С.Корсукова была сконцентрирована на создании проекта 1910. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".
Атомная глубоководная станция могла эксплуатироваться самостоятельно, но штатно её планировалось использовать с подводной лодкой-носителем. Лодка-носитель с АГС прибывала в район проведения работ, АГС расстыковывалась с лодкой-носителем и выполняла работы на дне самостоятельно. После чего пристыковывалась обратно к носителю для пополнения запасов либо в связи с прекращением работ.
В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение разработки и строительства АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.
В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г.
В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851.
 АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS (MilitaryRussia.Ru, ретушь фото ОСК). | | | | | | | | | Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Разработка проекта начата по тактико-техническому заданию утвержденному ВМФ СССР в 1974 г. Проектирование велось ЦКБ" Рубин" (ЦКБ-18) совместно с НИИ им. академика Крылова, главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын. Технический проект лодки утвержден Главкомом ВМФ СССР 20 декабря 1976 г. Подготовка к производству головной лодки проекта на судостроительном заводе №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре) начата в 1979 г. Закладка головной лодки Б-248 состоялась 16 марта 1980 г. Лодка спущена на воду 12 сентября 1980 г. и сдана ВМФ СССР 31 декабря 1980 г.  ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO, Черное море, 20 января 2007 г. (фото - Виталий Костриченко, http://forums.airbase.ru). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (в работе) | Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ)
ВМФ России Тяжелый атомный ракетный крейсер пр.09851 | пп | Наименование | Проект | Зав.№ | Понят флаг ВМФ | Примечание | | 01 | К- "Хабаровск" | 09851 - KHABAROVSK | 148 | прогноз - 2026-2027 г.г. | 2025 г. 1 ноября - вывод из эллинга | Обновление: 04.11.2025 г.
ПЛАРБ пр.955 / пр.955А (детальный реестр в статьях по проекту) | пп | Наименование | Проект | Зав.№ | Понят флаг ВМФ | Примечание | | 01 | К-535 "Юрий Долгорукий" | 09551 BOREI | 201 | 10.01.2013 г. | 2013 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2024 г. - в ремонте "Звездочка" (Северодвинск) | | 02 | К-550 "Александр Невский" | 09551 BOREI | 202 | 23.12.2013 г. | 2013 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2015 г. - ТОФ, 25-я ДиПЛ 2025 г. сентябрь - прибыл в ремонт на ДВЗ "Звезда" | | 03 | К-551 "Владимир Мономах" | 09551 BOREI | 203 | 19.12.2014 г. | 2014 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2016 г. - ТОФ, 25-я ДиПЛ | | 04 | К-549 "Князь Владимир" | 09552 BOREI | 204 | 12.06.2020 г. | 2020 г. - СФ, 31-я ДиПЛ | | 05 | К-552 "Князь Олег" | 09552 BOREI | 205 | 21.12.2021 г. | 2022 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2022 г. - ТОФ, 25-я ДиПЛ | | 06 | К-553 "Генералиссимус Суворов" | 09552 BOREI | 206 | 29.12.2022 г. | 2023 г. - ТОФ, 25-я ДиПЛ | | 07 | К-554 "Император Александр III" | 09552 BOREI | 207 | 11.12.2023 г. | 2024 г. - ТОФ, 25-я ДиПЛ | | 08 | К-555 "Князь Пожарский" | 09552 BOREI | 208 | 24.07.2025 г. | 2025 г. - СФ, 31-я ДиПЛ | | 09 | К- "Дмитрий Донской" | 09552 BOREI | 209 ? | план - декабрь 2027 г. | Строится с 23.08.2021 г. | | 10 | К- "Князь Потемкин" | 09552 BOREI | 210 ? | план - декабрь 2028 г. | Строится с 23.08.2021 г. | | 11 | К- | 09552 BOREI | 211 ? | прогноз - 2029 г. | Прогноз закладки - 2025 г. (2025 г.) | | 12 | К- | 09552 BOREI | 212 ? | прогноз - 2030 г. | Прогноз закладки - 2026 г. (2025 г.) | Обновление: 04.11.2025 г.
ПЛАРБ пр.667БДРМ (детальный реестр в статьях по проекту) | пп | Наименование | Проект | Зав.№ | Понят флаг ВМФ | Примечание | | 01 | К-51 "Верхотурье" | 667БДРМ DELTA-IV | 379 | 29.12.1984 г. | 2013 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2025 г. - в отстое в пункте базирования, планируется списание | | 02 | К-84 "Екатеринбург" | 667БДРМ DELTA-IV | 380 | 30.12.1985 г. | 2021 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2024 г. - в отстое в пункте базирования, планируется списание | | 03 | К-64 "Подмосковье" | 667БДРМ DELTA-IV | 381 | 23.12.1986 г. | 1999 г. - выведена в резерв и прибыла на "Звездочку" 2008 г. - контракт на переоборудование в ПЛАСН пр.09787 | | 04 | К-114 "Тула" | 667БДРМ DELTA-IV | 382 | 30.10.1987 г. | 2017 г. - СФ, 31-я ДиПЛ | | 05 | К-117 "Брянск" | 667БДРМ DELTA-IV | 383 | 30.09.1988 г. | 2025 г. - СФ, 31-я ДиПЛ
| | 06 | К-18 "Карелия" | 667БДРМ DELTA-IV | 384 | 10.10.1989 г. | 2011 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2024 г. - ремонт ЦС "Звездочка" | | 07 | К-407 "Новомосковск" | 667БДРМ DELTA-IV | 385 | 27.11.1990 г. | 2012 г. - СФ, 31-я ДиПЛ | Обновление: 03.11.2025 г.
| | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) ОКР Буревестник, комплекс 14К168, ракета 14А045 / изделие 293
   
Противоспутниковый ракетный комплекс авиационного базирования. Вероятно, что головным разработчиком противоспутниковой системы, как части единой системы контроля космического пространства и противодействия ИСЗ потенциального противника, является МАК "Вымпел" в годовом отчете которого в 2010 г. заявлено, что одной из задач компании является "создание системы противокосмической обороны (противоспутниковой борьбы) первого этапа развития на основе существующего научно-технического задела и вновь создаваемых комплексов ПКО наземного и воздушного базирования для огневого поражения и функционального подавления низкоорбитальных иностранных космических аппаратов военного назначения" (источник).
Разработка противоспутниковой системы ведется кооперацией предприятий: - система управления воздушно-космической противоспутниковой системы объединяющей наземные средства контроля космического пространства и ударный комплекс перехвата ИСЗ с самолетом-носителем на базе перехватчика МиГ-31 и твердотопливной противоспутниковой ракетой с ИСЗ-перехватчиком космических целей - ФГУП НИИ ТП холдинга "Российские Космические Системы" (в 2008 г. между Министерством обороны России и ФГУП НИИ ТП заключен контракт на выполнение ОКР "Буревестник", источник); - космический комплекс 14К168 для поражения ИСЗ на низких орбитах - ФГУП ЦНИИХМ (источник); - спутник-перехватчик "Буревестник-М" / "Буревестник-КА-М" - с 2015 г. разработка ФГУП ЦНИИХМ (по контракту от 01.12.2015 г., источник) - ракета космического назначения 14А045 / изделие 293 космического комплекса - с 2012 г. разработка КБ машинострения (г.Коломна, ОКР "293", источник, источник, индекс ракеты - источник); - маршевые двигатели двух степеней ракеты и ракетного блока довыведения по ОКР "Буревестник-КА-П" - с 2015 г. разработка НПО "Искра" (главный конструктор Бондаренко С.А.) (источник) - самолет-носитель МиГ-31 - с 2012 г. разработка РСК МиГ (изделие 08, источник)
Одно из первых заявлений о ведущихся работах по созданию авиационного противоспутникового комплекса на базе самолета-носителя МиГ-31 сделано главкомом ВВС России Александром Зелиным 11 августа 2009 года: "во времена СССР для задач противокосмической обороны создавался вариант самолета МиГ-31... эта система реанимируется для решения тех же задач" (источник). В 2012 г. по контракту между КБМ и РСК МиГ начаты работы по созданию самолета-носителя ракеты комплекса - специально оборудованного МиГ-31 (изделие 08, источник).
В 2017 г. самолет-носитель МиГ-31 (изделие 08) совершил первый полет (летчик - Андрей Шишов, ОАК). В 2018 г. Андрей Шишов в качестве командира экипажа выполнил первый полет МиГ-31 (изделие 08) "Буревестник" с новым изделием (источник). Самолет-носитель МиГ-31 борт №81 с макетом ракеты на подвеске впервые появился на споттерских ресурсах после испытательных полетов в Раменском в сентябре 2018 г. при этом отмечается, что испытания самолета с макетом ракеты велись с февраля 2018 г., а сам самолет без ракеты отмечался споттерами в Раменском с 2016 года (источник). В 2018 г. планировалось проведение работ по расчетно-экспериментальной оценке безопасности эксплуатации МиГ-31 (объект 08) с изделием "293" в условиях воздействия электромагнитных полей (ЭМП) естественного и искусственного происхождения - шифр «08ЭМП» (источник). В рамках указанных работ предполагались испытания на стойкость к воздействию ЭМП как самолета-носителя с габаритно-массовым макетом (ГММ) ракеты, так и непосредственно с ракетой.
 Самолет-носитель МиГ-31 (объект 08, борт №81 синий) с массо-габаритным макетом ракеты 14А045 / изделие 293 противоспутникового комплекса 14К168 "Буревестник" на испытаниях в Раменском, 14.09.2018 г. (фото - ShipSash, http://jetphotos.com). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (в работе) пр.949АМ - OSCAR-III К-132 "Иркутск" К-442 "Челябинск" К-456 "Тверь"    |  | Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработка проекта начата ЦКБ МТ "Рубин" не позже 2011 г. Технический проект создан в рамках ОКР «Проект 949АМ» и утвержден решением Министерства обороны от 13.02.2012 г., дополнения в технический проект внесены 05.04.2013 г. (источник).
Для проведения среднего ремонта ПЛАРК пр.949А с модернизацией по проекту 949АМ в 2012 г. начато техническое перевооружение ДВЗ "Звезда" (г.Большой Камень).
05 апреля 2013 г. между Министерством обороны России и ДВЗ "Звезда" заключен Госконтракт №1319187301331030105002428/Р/1 /2/0117/ГК-13-ДГОЗ (источник) на модернизацию первой ПЛАРК пр.949А (зав.№619). В мае 2013 г. ДВЗ "Звезда" заключил договор с ЦКБ МТ "Рубин" на разработку рабочей конструкторской документации на модернизацию головной ПЛАРК и обеспечение создания и привязки изделий вооружения и военной техники для модернизации ПЛ по пр.949АМ. Сумма договора - 12,012 млрд. руб. Срок действия договора – до конца ноября 2017 г., при этом разработка и поставка рабочей конструкторской документации должна быть завершена к январю 2016 г. (источник).
5 июня 2013 г. ДВЗ "Звезда" и Министерство обороны Росси подписывают контракт на ремонт с модернизацией еще двух ПЛАРК №Р/1/2/0317/ГК-13-ДГОЗ (источник). По этому контракту модернизации подлежат ПЛАРК К-442 "Челябинск" и К-456 "Тверь" (источник).
Наименование OSCAR-III - условное.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) пр.949А "Антей" - OSCAR-II К-148 "Краснодар" К-173 "Красноярск" К-132 "Иркутск" К-119 "Воронеж" К-410 "Смоленск"
| | К-442 "Челябинск" К-456 "Тверь" К-266 "Орел" К-186 "Омск" К-141 "Курск"
| | К-150 "Томск" К-139 "Белгород" К-135 "Волгоград" К-160 "Барнаул"
| пр.949У "Атлант" - OSCAR-II+ пр.949АМ (I) пр.949АМ (II)   |   | Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК). Проект разрабатывался ЛМПБ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.). Проект 949А явился развитием проекта 949 с дополнительным отсеком прочного корпуса и обновленной компоновкой. Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта 949 - с учетом двух построенных ПЛАРК пр.949, вероятно, велось строительство серии в 18 ПЛАРК пр.949.
30 декабря 1980 г. головная ПЛАРК пр.949 К-525 принята в состав ВМФ СССР, а ракетный комплекс "Гранит" принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР от 12 марта 1983 г. Головная ПЛАРК нового пр.949А - К-148 - заложена в цеху №55 ПО "Севмаш" 22 июля 1982 г. Лодка выведена из цеха и спущена на воду 3 марта 1985 г. и вошла в состав Флота 30 сентября 1986 г.
Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название "Батон" - за форму корпуса и внушительность размеров. | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) пр.667БДР "Кальмар" - DELTA-III К-424 К-441 К-449 К-455 К-490
|
| К-487 К-44 К-496 К-506 К-211
| | К-223 К-180 К-433 К-129
|    |    | Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград) на базе ПЛАРБ прп.667БД, главный конструктор - С.Н.Ковалев. Работы над проектом межконтинентального ракетного комплекса морского базирования с разделяющейся головной частью Д-9Р с ПЛАРБ-носителем прп.667БДР были начаты по инициативе командования ВМФ СССР в январе 1973 г.
Строительство серии лодок велось в Северодвинске ПО "Севмаш". Головная лодка К-424 (зав.№355) заложена 30 января 1974 г. по пр.667БД, в процессе постройки принято решение о достройке по пр.667БДР с сохранением оборудования, но с ракетным комплексом Д-9Р. ПЛАРБ спущена на воду 11 февраля 1976 г. и принята Флотом 30 декабря 1976 г.
ПЛАРБ К-496 "Борисоглебск" пр.667БДР (1990-2000-е годы) | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии
|