MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН (МБР и БРСД)


Моноблочные головные части:
Название Тип Ракета-носитель Комплекс Хронология Описание
46А / РДС-46А
ГЧ Р-7 / 8К74   1959 г. Серийная ГЧ с термоядерным зарядом РДС-46А
8Ф12 / 8Ф12Н ГЧ 8К63     Головная часть (источник). Вероятно, "изделие 49". Легкий боевой блок массой 1364 кг. С этой БЧ ракета принята на вооружение в 1959 г.
8К15 ГЧ 8К65     Легкая термоядерная головная часть (источник). Мощность - 2,3 Мт, масса - 1546 кг
8Ф17 ГЧ УР-500 / 8К82 "Протон" К8К82 проект Тяжелая термоядерная БЧ мощностью 150 Мт
8Ф61 ГЧ 8К64     (источник)
8Ф112 ГЧ 8К66     (источник)
8Ф114 ГЧ УР-200 / 8К81     (источник)
8Ф115 ГЧ 8К64, 8К65     Легкая ГЧ (источник). Облегченная ГЧ с парашютной системой (?).
8Ф116 ГЧ 8К64, 8К65     Тяжелая ГЧ, масса - 2175 кг, мощность 5 Мт.
8Ф117 ГЧ 8К64, 8К65, УР-500 / 8К82
    Тяжелая ГЧ (источник). Масса - 2200 кг, мощность 6 / 10 / 15 Мт (по разным данным). По др.данным масса более 12 т.
8Ф121 ГЧ 8К84 УР-100 / 8К84 19.04.1965 (первый пуск) Моноблочная легкая ГЧ (источник). Термоядерная БЧ РА50 мощностью 1 Мт  разработки НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне ВНИИТФ)
8Ф125 ГЧ 8К84     (источник)
8Ф126 / АА48-2
ГЧ 8К63     Тяжелый термоядерный ББ, мощность - 2.3 Мт, масса - 1680 кг. (источник). Доработанный вариантАА48-2 с улучшенной безопасностью боевого блока (источник)
8Ф128 ГЧ 8К63У     Вероятно, вариант ББ 8Ф126 (источник)
8Ф671 ГЧ 8К67 (Р-36)
    Тяжелая ГЧ (источник)
8Ф672 ГЧ 8К67 (Р-36)     Легкая ГЧ (источник)
8Ф74 / 8Ф674 ГЧ 8К67 (Р-36)     Легкая ГЧ (источник). ГЧ испытывалась начиная с первого пуска носителя 28.09.1963 г. Заряд - Р-354-Г (источник)
8Ф675 / 8Ф675-6000 / 8Ф675-7000 / 8Ф675У
ГЧ 8К67 (Р-36)     Тяжелая ГЧ (источник). Заряд А-604-Г (источник)
  ГЧ "Гном"     Моноблочная ядерная БЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО, разработка НИИ-108)
15Ф842 ГЧ,15Ф842П1 "Свинец" / 15Ф842П3, 15Ф843 ББ ГЧ 8К84, 8К84М УР-100 / 8К84
УР-100УТТХ / 8К84М
0.09.1967 г. (первый пуск) Легкая ГЧ (источник). Длина - 1,45 м, Диаметр - 1,25 м, Масса - 760 / 800 кг. Заряд мощностью 500 кт разработки КБ-11
15Ф992У ГЧ 8К84У     (источник)
15Ф1 ГЧ 8К98     Корпус ГЧ (источник)
15Ф981 ГЧ 8К98     Корпус ГЧ
15Ф982 ГЧ 8К98П     Корпус ГЧ
15Ф993 ГЧ 8К99     Корпус легкой ГЧ (источник)
15Ф141 / 15Ф141-500
ГЧ 8К67МА (Р-36) / 15А14 (Р-36М)
    Моноблочная тяжелая ГЧ с зарядом мощностью 20 Мт, корпус 15Б85 (источник)
15Ф142 / 15Ф142-500 ГЧ 15А14 (Р-36М)     Моноблочная легкая ГЧ с зарядом мощностью 8 Мт, корпус 15Б86 (источник)
15Ф156 ГЧ 15А15     Легкая моноблочная ГЧ. Серийно не производилась (источник)
15Ф171 / 15Ф172 ГЧ 15А18М (Р-36М2)     Тяжелая моноблочная ГЧ, платформа 15Ф171 (источник), заряд ВНИИЭФ
15Ф175 / 15Ф175-2 / 15Ф176 ГЧ 15А18М (Р-36М2)     Легкая моноблочная ГЧ. 15Ф175 - платформа, 15Ф176 - боевой блок (источник), заряд ВНИИЭФ
15Ф202 ГЧ УР-100К / 15А20     Корпус моноблочной ГЧ (источник). Заряд РА64 (ВНИИТФ)
15Ф421 ГЧ РС-14 / 15Ж42 "Темп-2С" 15П642
Термоядерная БЧ с комплексом ложных целей, мощность 650-1450 кт, масса БЧ - не менее 650 кг
15Ф483 ГЧ 15Ж48     (источник)
15Ф581 / АА88
ГЧ 15Ж58     Моноблочная ГЧ МБР "Тополь", заряд АА88 (источник)
Автор: DIMMI Создан: 14.09.2016 23:58:17 Комментариев: 37 Читать всю статью

9К79 Точка - SS-21 SCARAB

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К79 "Точка", ракета 9М79 / ОТР-21 / 9М79М - SS-21A SCARAB-A / FROG-9
Комплекс "Точка-Р", ракета "Точка-Р" 9М79Р / 9М79ФР
Комплекс 9К79-1 "Точка-У", ракета 9М79-1 / 9М791 - SS-21B SCARAB-B
Комплекс 9К79М (?) "Точка-М" - SS-21C SCARAB-C
 
Дивизионный (тактический) ракетный комплекс. Разработка комплекса в КБ Машиностроения (г. Коломна) начата в 1967 г.  после передачи в КБМ документации предварительного проекта комплекса "Точка" с ракетой В-614  МКБ "Факел". В отличие от "Точки" МКБ "Факел" у "Точки" КБМ были изменены крылья и аэродинамические рули, был убран дестабилизатор, изменены другие системы ракеты. Главный конструктор - С.П.Непобедимый. 

Полномасштабная разработка задана Постановлением Совмина СССР №148-56 от 4 марта 1968 г. В разработке и производстве ракетного комплекса было задействовано 120 предприятий. Сложилась следующая кооперация предприятий:
- КБ машиностроения (г.Коломна, С.П.Непобедимый) - комплекс и ракета;
- ЦНИИАГ (главные конструкторы - Б.С.Колесов и А.С.Липкин) - система управления комплекса и ракеты;
- НПО "Электромеханика" (г.Миасс) - командно-гироскопический прибор;
- ПО завод "Арсенал" (г.Киев) - система прицеливания; 
- ВНИИ "Сигнал" (г.Ковров) - система топопривязки и навигации;
- НПО "Союз" (руководитель - академик Б.П.Жуков) - заряды РДТТ
- КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград, главный конструктор - Г.И.Сергеев) - самоходная пусковая установка и транспортно-заряжающая машина
- Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) - шасси для СПУ и ТЗМ;
- НПО "Энергия" (г.Воронеж) - бортовой турбогенераторный источник энергии СПУ;
- НИМИ (г.Москва) - фугасная боевая часть;
- КБ-11 (ВНИИЭФ, г.Арзамас-16) - ядерные боевые части для ракет комплекса.

Производство средств комплекса планировалось:
- КБМ - опытные образцы ракет;
- Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ) - сборка и производство ракет, производство АКИМ комплекса;
- Воткинский машиностроительный завод - производство компонентов ракет 9М79.
- Завод "Баррикады" (г.Волгоград) - производство СПУ и ТЗМ комплекса.

Для решения вопросов старта ракеты в КБМ разработа­ли специальный испытательный ракетный сна­ряд (ИРС) с двигательной установкой, рассчитанной на небольшое время работы, то есть га­баритно-весовую копию ракеты и макетную пусковую установку. Результаты пусков ИРСов лег­ли в основу решений ряда вопросов по ракете и пусковой установке. До 1973 г. опытные образы ракет изготавливались КБМ.

Заводские испытания ракеты начаты в 1971 г. (два первых пуска) на полигоне Капустин Яр (пуски с полигонной ПУ разработки  КБМ, подготовка к испытаниям начата на полигоне в январе 1970 г.). Производство опытных образцов СПУ и ТЗМ комплекса велось заводом "Баррикады" (г.Волгоград) на шасси выпущенных Брянским автомобильным заводом. В 1973 г. начато серийное производство ракет "Точка" (позже - "Точка-У") на Воткинском машиностроительном заводе (ВМЗ, отливки корпусов, приборного и хвостового отсеков) и на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (ПЗТМ, ме­ханическая обработка корпусов, изготовление двигателей и газогенераторов бортовых источни­ков питания — на ВМЗ их снаряжали, так как у ПТЗМ поначалу не было базы для работы с твердым топливом).

Государственные испытания комплекса проводились в 1973-1974 г.г. (Капустин Яр, Забайкалье, Туркестанский военный округ, Закавказский военный округ). 
 
Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru/) за помощь в подготовке материалов.
 

Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com).

Автор: DIMMI Создан: 06.04.2009 23:39:23 Комментариев: 252 Читать всю статью

Комплекс 9К720 Искандер - SS-26 STONE

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение, v.2)
Комплекс 9К715 "Искандер", ракета 9М723 - SS-X-26 STONE
Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М723-1 - SS-26 STONE-A
Комплекс 9К720Э "Искандер-Э", ракета 9М723Э - SS-26 STONE-B
Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М728 / Р-500 ("Искандер-К") - SS-26 STONE-С


Оперативно-тактический ракетный комплекс / многоцелевая модульная ракетная система сухопутных войск. Разработка комплекса велась с использованием наработок по комплексам "Точка", "Ока", "Ока-У" и "Волга". Так же, вероятно, комплекс создавался с учетом НИР "Волна" по исследованию концепции многофункционального ракетного комплекса сухопутных войск модульного типа. Истоки разработки комплекса относятся к НИР "Искандер", проводившейся с 1978 г. По теме НИР велась проработка возможности размещения двух ОТР класса ОТР 9М79 "Точка" на СПУ подобной СПУ комплекса 9К714 "Ока". Основная цель - создание ОТР с дальностью до 400 км для замены комплекса 9К72 с ракетой 8К14 с увеличенной боевой производительностью, а так же с целью обеспечения гарантированного поражения особо важных целей двумя ракетами. По неподтвержденным данным, НИР "Искандер" была прекращена в первой половине 1980-х годов на стадии отработки системы прицеливания и систем управления ракет.

Разработка комплекса "Искандер" в первоначальном виде начата в КБ Машиностроения (г.Коломна, далее - КБМ) в инициативном порядке по распоряжению главного конструктора С.П.Непобедимого и под его руководством в 1987 г. Конкурентом КБМ по разработке ОТР нового поколения было Тульское КБ Приборостроения под руководством А.Г.Шипунова предложившее свой проект. Постановление Совмина СССР о финансировании работ по проектированию комплекса вышло в 1988 г. При создании комплекса ставилась задача обеспечения взаимодействия в составе РУК "Равенство" с самолетом целеуказания М-55 (разработка РУК - НИИЭМИ). В первоначальном проекте, возможно, планировалось использование СПУ 9П76 с одной ракетой. КШМ средств РУК "Равенство" проектировалась на шасси МАЗ-543 (КШМ аналогичная КШМ "Поляна").
 
Особая благодарность ветеранам-ракетчикам "Пенсионеру" (http://russianarms.ru), "Любителю" (http://paralay.iboards.ru) и другим за помощь в подготовке материалов и пользователю "Случайный" с форума http://militaryrussia.ru за уникальные фотоматериалы.
 


Самоходная пусковая установка 9П78-1 ракетного комплекса 9К720 "Искандер-М" с ракетой ракетой типа 9М723 на учениях ракетной бригады в Приморье, 14-18 ноября 2016 г. (http://smitsmitty.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 20.09.2014 19:47:10 Комментариев: 0 Читать всю статью

Гном (проект)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
"Гном"


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Работы по мобильным твердотопливным ракетам стратегического назначения были инициированы Д.Ф.Устиновым. К проектированию комплексов на конкурной основе были привлечены НИИ-1 (МИТ) и ОКБ-586 (КБ "Южное", г.Днепропетровск) совместно с СКБ (КБМ, г.Коломна). СКБ (КБМ) отвечало за разработку твердотопливного двигателя ракеты. После выбора в качестве двигателя 1-й ступени ПВРД ОКБ-586 отказалось от участия в работе по проекту по причине нестандартности такого решения для ракеты дальнего действия. Далее НИР по созданию МБР с ПВРД на первой ступени велась СКБ машиностроения (г.Коломна) самостоятельно с 1964 г. Генеральный конструктор - Борис Иванович Шавырин (позже - С.П.Непобедимый).

Для опытного производства по теме "Гном" КБМ был выделен завод №92 в г.Горький. До октября 1965 г. на полигоне ЦИАМ  в Тураево велись огневые испытания (более 10) уменьшенного прототипа ПВРД ракеты (1/3 размера). На стенде для нагнетания воздуха было смонтировано специальное оборудование. Всего проведено более 10 огневых испытаний двигателя.

Завод №92 вел выпуск отсеков двигателя и КБ готовилось к сборке первого полноразмерного макета ракеты. К октябрю 1965 г. был разработан эскизный проект комплекса и ракеты. 16 октября 1965 г. состоялось первое огневое испытание прототипа ПВРД на стенде ЦИАМ  в Тураево. После октября 1965 г. под руководством С.П.Непобедимого была проведена перекомпоновка ракеты и была начата ОКР по созданию МБР. Эскизный проект был успешно защищен, начался выпуск рабочих чертежей ракеты.

По одним данным разработка ракеты и комплекса прекращены в конце 1965 г. до выхода изделия на летные испытания. По информации в мемуарах КБ в 1967 году на заседа­нии Военно-Промышленной Комиссии при Совмине СССР было при­нято решение закрыть тему «Гном».


Самоходная пусковая установка типа СМ-СП21 для МБР "Гном" (http://www.razlib.ru/, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 12.04.2014 00:22:18 Комментариев: 8 Читать всю статью

100-мм пушка Т-12 / МТ-12 Рапира

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Т-12 / 2А19 - М1955
МТ-12 / 2А29 "Рапира"
МТ-12Р / 2А29Р "Рапира"



100-мм противотанковая пушка. Пушка разработана КБ Юргинского машиностроительного завода №75 (г.Юрга) под руководством В.Я.Афанасьева и Л.В.Корнеева. Первый серийный вариант - Т-12 - принят на вооружение в 1953 году, серийно производится с 1955 г.  и в 1955 г. идентифицирован западными наблюдателями как М1955. 

Позже, после внесения изменений в конструкцию лафета в 1971 г. на вооружение принят модернизированный вариант пушки МТ-12 "Рапира". Серийное производство пушки МТ-12 начато в 1970 г. Пушка массово состояла на вооружении армий стран Варшавского договора.


Пушка МТ-12 "Рапира" Екатеринбургской отдельной мотострелковой бригады Центрального военного округа участвует в ликвидации пожара на скважине № Р23 U1 под Новым Уренгоем, публикация 26.08.2013 г. (http://function.mil.ru).
Автор: DIMMI Создан: 19.06.2012 22:07:55 Комментариев: 8 Читать всю статью

122-мм гаубица Д-30 / 2А18

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Д-30 / 2А18
Д-30А / 2А18М
Д-30А-1 / 2А18М-1


122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне - ОАО "Завод №9").  Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.


Гаубица Д-30А / 2А18М с выставки RAE-2013, г.Нижний Тагил, 25-28 сентября 2013 г. (фото - Илья Крамник, http://legatus-minor.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 25.03.2011 00:28:52 Комментариев: 3 Читать всю статью

Система А-135 Амур, ракета 5Я26 / ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3 GAZELLE (2)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение, v.2)
Система ПРО А-135, комплекс 5Ж60П "Амур-П", ракета 5Я26 / ПРС-1 - ABM-X-3A / SH-08
Система ПРО А-135 / РТЦ-181, комплекс 5Ж60 "Амур", ракета ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3A GAZELLE / SH-08М
Система ПРО А-235 / РТЦ-181М, ракета ПРС-1М / 53Т6М


Атмосферная высокоскоростная противоракета ближнего эшелона системы ПРО А-135. Разработка ракеты велась ОКБ-8 / ОКБ "Новатор" под  руководством Льва Вениаминовича Люльева (позже главный конструктор Павел Камнев) начиная с 1967 г. для системы объектовой ПРО С-225. После заключения Договора по ПРО в 1972 г. аванпроект системы ПРО А-135 перепроектирован НТЦ ЦНПО "Вымпел" (главный конструктор А.Г.Басистов). В состав системы ПРО вместо комплекса ПРО С-225 введен  ближний эшелон с ракетами 5Я26 системы С-225. Соответственно, ракета 5Я26 введена в состав стрельбового комплекса "Амур" системы А-135. В конце 1973 г. проект системы ПРО А-135 с ракетами ПРС-1 / 53Т6 (новый индекс ракеты 5Я26) утвержден заказчиком - Министерством обороны СССР.

В период 1973 -1978 г.г. ракета 5Я26 проходила испытания в составе опытного комплекса ПРО С-225. Первый бросковый пуск ракеты в рамках испытаний для комплекса "Азов" системы С-225 проведен на площадке №35  ("Этилен", в/ч 03145) 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган 27 ноября 1973 г. Заводские испытания ракеты на средствах комплекса "Азов"  системы С-225 начаты в 1978 г. Испытания завершены успешным поражением 28 апреля 1984 г. баллистической цели - ракеты 8К65 - промах составил 50 м на дальности 40 км. Это был последний пуск ПРС-1 средствами комплекса С-225.

В июле 1979 г. на 35-й площадке средствами комплекса "Амур-П" системы А-135 произведен первый бросковый пуск противоракеты ближнего перехвата ПРС-1 / 53Т6 (SH-08). Первый пуск ракеты 53Т6 в замкнутом контуре управления выполнен в июле 1981 г. 18 июня 1982 г. две противоракеты системы 5Ж60П "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган совершили перехват баллистических ракет РСД-10 / SS-20 (запущена с полигона Капустин Яр) и БРПЛ Р-29 (запущена с ПЛАРБ Северного Флота).

Заводские полигонные испытания комплекса А-135 с аппаратурой первого этапа начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено в т.ч. 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч.4 в замкнутом контуре управления). В 1984 г. противоракета ПРС-1 / 53Т6 официально включена в состав системы ПРО А-135. С середины 1980-х годов (по западным данным) ракеты 53Т6 начали заменять ABM-1 системы ПРО Москвы. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987 г. (в т.ч. проведено 5 пусков 53Т6). После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца - январь-июль 1988 г. (в т.ч. выполнено 3 пуска 53Т6).


Ракета 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE в украинском музее ракетной техники, 2019 г. (http://www.russianarms.ru/)
Автор: DIMMI Создан: 03.01.2017 14:49:31 Комментариев: 0 Читать всю статью

Особенности траектории новых ракет 9М723 Искандер-М

При пусках баллистических (аэробаллистических) ракет типа 9М723 комплекса "Искандер-М" можно наблюдать разные виды траекторий полета. Чаще всего это обычные классические траектории, но начиная с августа 2020 г. стали появляться свидетельства того, что траектории пусков ракет "Искандер-М", например, типа "модель 9М723 образца 2016 г." могут быть несколько необычными. 


Ракета типа 9М723 вариант 2016 г. (кадры видеозаписи из сети Youtube).

Вполне вероятно, что на последних модификациях ракет типа 9М723 используются более совершенные системы управления ракетой, которые могут обеспечить широкий набор вариантов траекторий для разных сценариев применения ракет - от классических баллистических (№1 на рисунке ниже) до настильных (№3) и высоких крутых траекторий для стрельбы на малую дальность (№2). Данная небольшая заметка является попуткой объяснить применение того или иного варианта траекторий.


Траектория пуска ракет типа 9М723 комплекса "Искандер-М", видео МО РФ, 05.08.2020 г. 
Автор: DIMMI Создан: 27.03.2023 22:25:24 Комментариев: 0 Читать всю статью

Р-16 / 8К64 - SS-7 SADDLER

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета
Р-16 / 8К64 - SS-7 mod.1 SADDLER
Ракета Р-16У / 8К64У - SS-7 mod.2 SADDLER


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка первой (для КБ) двухступенчатой ракеты велась ОКБ-586 (КБ "Южное") под общим руководством академика М.К. Янгеля по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.12.1956 г. о разработке межконтинентальной ракеты на высококипящих компонентах топлива. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Грачев. Ракета разрабатывалась в связи с низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой МБР Р-7 С.П.Королева. Для ускоренного создания новой МБР было предложено широко использовать конструктивные решения ранее созданных КБ ракет Р-12 / 8К63 и Р-14 / 8К65. Запуск МБР 8К64 предполагался только с наземных пусковых установок.

Постановлением от 17.12.1956 г. Правительство поручило ОКБ-586 проработать проект МБР на топливе длительного хранения. В феврале 1957 г. ОКБ-586 предложен предэскизный проект новой МБР. Проект предполагал создание 2-х ступенчатой ракеты со ступенями конической формы с двигателями разработки ОКБ-3 НИИ-88. Эскизный проект ноября 1957 г. предполагал создание уже ракеты массой 150 тонн со ступенями цилиндрической формы с двумя базовыми диаметрами ступеней - 3 м 1-я ступень и 2,4 м 2-я ступень. Ожидаемо предполагалось использование высококипящего топлива А
К-27И и НДМГ. При заводе № 586 был создан филиал ОКБ-3 НИИ-88. В середине 1958 г. эскизный проект был рассмотрен созданной правительством экспертной комиссией, возглавляемой президентом Академии наук СССР М. В. Келдышем. Комиссия подтвердила возможность создания ракеты с заявленными характеристиками. Позицию ОКБ-586 укрепило его предложение по замене не имевших производственной базы двигателей ОКБ-3 НИИ-88 на двигатели ОКБ-456 В.П Глушко, в основу которых был положен разработанный для ракеты Р-14 двухкамерный двигатель. На первой ступени используется связка из трех таких двигателей, на второй — один двигатель с удлиненными (высотными) соплами. Для управления полетом в состав каждой ступени вводится свой четырехкамерный рулевой двигатель. Применение рулевых двигателей позволило снизить конечный вес ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы. Разработка рулевых двигателей была возложена на специализированное двигательное КБ-4 в структуре ОКБ-586, преобразованное из филиала ОКБ-3 НИИ-88 по приказу председателя ГКОТ при Совмине №КС-269 от 22.06.1958 г. Главлым конструктором КБ-4 становится И.И.Иванов, заместителем - М.Д.Назаров.

В августе 1958 г. Совмин поручил ОКБ-586 развернуть работы и в кратчайшие сроки создать МБР Р-16 с индексом 8К64, были выданы уточненные тактико-технические требования. Ввиду обострения международной обстановки Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 обязывают ускорить разработку ракет Р-14 и Р-16 и выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г.

Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692 (позже НПО "Хартрон"). Для отработки камер сгорания и газогенераторов рулевых двигателей и систем питания маршевых двигателей на испытательной базе ОКБ-586 был построен комплекс стендов и монтажно-испытательный корпус. Для двигательного КБ ОКБ-586 был сооружен лабораторно-испытательный корпус со стендами для отработки турбонасосных агрегатов. На территории 5 НИИП в Байконуре для ОКБ-586 были выделены площадки, на которых началось строительство стартовой позиции ракеты 8К64, монтажно-испытательного корпуса и жилой зоны. Разработка стартового оборудования была возложена на Новокраматорский машиностроительный завод. 

Таким образом сложилась кооперация:
- ОКБ-586 (КБ "Южное") - головное по комплексу, ракете, рулевым ЖРД (отдельное КБ в ОКБ-586), головные части МБР;
- ОКБ-456 - по маршевым ЖРД;
ОКБ-692 (НПО "Хартрон") - система управления;
- Новокраматорский машиностроительный завод - стартовое оборудование наземного комплекса "Шексна-Н";
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерные заряды головных частей.

С целью объединения производственных мощностей и ускорения перехода на серийное изготовление ракет ОКБ-586 и завод №586 приняли решение передать экспериментальное производство ОКБ заводу. В августе 1960 г. начались огневые стендовые испытания ступеней ракеты в НИИ-229. При первом испытании 1-й ступени от мощной струи разрушился отбойный лоток стенда, тем не менее пуск был успешным. Ввиду отсутствия времени на ремонт комиссия решила ограничить испытания единственным пуском и, не ремонтируя лоток, приступила к огневым испытаниям на стенде 2-й ступени. После трех испытаний 2-й ступени ракета была допущена к летным испытаниям.

Серийное изготовление ракет 8К64 началось в намеченный правительством срок - в 1961 г. Кроме завода №586 в Днепропетровске ракеты с 1961 г. изготавливал так же завод №166 в Омске (ПО "Полет"). Всего ПО "Полет" было выпущено 330 МБР Р-16 и Р-16У.


Пуск МБР Р-16У с легкой ГЧ из шахтной пусковой установки (фото - КБ "Южное")

 

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2013 09:56:59 Комментариев: 22 Читать всю статью

Р-14 / Р-14У - SS-5 SKEAN

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-14 / 8К65 - SS-5 SKEAN
Комплекс 8П764 "Чусовая", ракета Р-14У / 8К65У - SS-5 SKEAN



Баллистическая ракета средней дальности. Создана в СКБ-586 генерального конструктора М.К.Янгеля по Постановлению СМ СССР от 02 июля 1958 г. Ракета проектировалась с использованием опыта создания БРСД Р-12 с увеличенной до 3600 км дальностью действия и с улучшенными эксплуатационными возможностями.

В первом квартале 1960 г. выполнены первые горячие проливки ракеты Р-14. С 28 марта по май 1960 г. в Загорском НИИ-229 было проведено четыре стендовых испытания двигателей, прошедшие без особых замечаний. Во втором квартале 1960 экспериментальная отработка Р-14 завершена и начата подготовка к летно-конструкторским испытаниям. Для проведения испытаний на площадке №20 полигона построена техническая позиция, включающая монтажно-испытательный корпус, на площадке №21 оборудована стартовая позиция на два старта. Мишенное поле оборудовано в районе г.Братска. Председателем Госкомиссии назначен генерал-майор А.Г.Мрыкин, техническим руководителем испытаний - заместитель Янгеля В.С.Будник.

Испытания ракеты начаты на Государственном Центральном Полигоне №4 Капустин Яр успешным пуском 6 июня 1960 г. По результатам первого пуска была выявлена ненормальная работа системы перелива окислителя, а в ходе проведения первого этапа летных испытаний обнаружено явление кавитации, приводившее к разрушению ракет на активном участке полета. Проведены доработки конструкции ракеты и 15 февраля 1961 г. успешно завершены летно-конструкторские испытания. Всего в ходе летно-конструкторских испытаний произведен 21 пуск (22 пуска по др. данным).


Ракета Р-14 / 8К65 на испытаниях (http://rbase.new-factoria.ru).


Ракеты Р-14У / 8К65У на параде на Красной Площади в Москве, 07.11.1967 г. (http://en.wikipedia.org).
Автор: DIMMI Создан: 30.07.2010 23:32:48 Комментариев: 92 Читать всю статью

Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN
Ракета Р-9Б / 8К76


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). После разработки новых типов ядерных зарядов уменьшенной массы, а так же новых более эффективных типов ЖРД в апреле 1958 г. совет главных конструкторов ОКБ-1 обратился к Правительству СССР с предложением о создании МБР Р-9 на топливе кислород-керосин со стартовой массой около 100 т. Первоначально рассматривалось два проекта ракеты - Р-9А (8К75) с использованием топлива кислород-керосин и Р-9Б (8К76) с топливом керосин-азотная кислота. К окончательной разработке ОКБ-1 был принят вариант ракеты Р-9А - основными причинами были высокие энергетические возможности и низкая токсичность компонентов топлива.

Разработка ракеты начата ОКБ-1 (генеральный конструктор - С.П.Королев) по Постановлению Совмина СССР от 13 мая 1959 г. Планируемый срок сдачи ракеты на вооружение - 1961 г. При эскизном проектировании рассматривалось пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции. Эскизный проект ракеты был завершен в октябре 1959 г. К этому времени были выданы и согласованы задания всем смежным организациям, выпущен комплект рабочих чертежей, изготовлена технологическая оснастка и начато изготовление отдельных агрегатов ракеты. В эскизном проекте было также предусмотрено дальнейшее совершенствование характеристик ракеты Р-9.

Летно-конструкторские испытания ракеты начаты на полигоне Байконур пуском 9 апреля 1961 г. - аварийный, взрыв первой ступени. Первый успешный и второй вообще пуск состоялся 21 августа 1961 г. (25 июля 1961 г. по данным Андреева). На первом этапе испытания ракеты велись первым испытательным управлением полигона Байконур, позже испытания были перенесены на площадку №70 полигона.

Серийное производство ракеты велось в г.Куйбышев на авиазаводе №1 (позже - завод "Прогресс") начиная с 1963 г. (ист. - Гудилин). 14 и 15 декабря 1964 г. начата постановка на боевое дежурство первых четырех ракетных полков с ракетами Р-9А с наземным стартом (по два полка в Козельске и Плесецке). 26 декабря 1964 г. поставлен на боевое дежурство первый полк с ракетами в ШПУ (Козельск). 21 июля 1965 г. МБР Р-9А / 8К75 по результатам третьего этапа летно-конструкторских испытаний (источник) принята на вооружение. Всего за все время на вооружении состояло максимум 29 пусковых установок с МБР Р-9А. Последний комплекс с ракетой Р-9А снят с вооружения в 1976 г.


Установка ракеты Р-9А / 8К75 на стартовый стол. Стартовый комплекс "Десна-Н", Байконур, 1961-1963 г.г. (http://www.energia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 02.06.2013 22:35:22 Комментариев: 47 Читать всю статью

МИОМ 15М69 / 15М69М

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Агрегат 15М69 МИОМ
Агрегат 15М69М МИОМ-М



Машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) инженерных частей РВСН. Агрегат разработан и производится ЦКБ "Титан" (г.Волгоград). Выполняет свои задачи в составе ПГРК "Ярс" или "Тополь-М", а так же самостоятельно. МИОМ 15М69 принята на вооружение и с 2009 г. поступает в РВСН. К июлю 2012 г. инженерные подразделения Тейковского ракетного соединения полностью укомплектовано подобными агрегатами. В дальнейшем МИОМы поступят в Иркутское и Новосибирское ракетные соединения РВСН.

Согласно сообщению на сайте Минобороны России в декабре 2012 г. на базе 1-го государственного испытательного полигона Министерства обороны Российской Федерации (космодром «Плесецк») прошли успешные Государственные испытания модернизированной машины МИОМ-М. Модернизация МИОМ проведена по нескольким направлениям — как узлов самого агрегата (коробки передач, электроустановки), так и применяемых средств имитации – на машине будут использоваться надувные макеты различного назначения. Первые образцы машин МИОМ-М поставлены в январе-феврале 2013 г. в Тейковское ракетое соединение.


Одно из первых фото в СМИ МИОМ 15М69, опубликовано в апреле 2011 г. (http://pressa-rvsn.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 08.10.2012 13:34:38 Комментариев: 3 Читать всю статью

АСБУ Сигнал (I-е поколение АСБУ)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
АСБУ "Сигнал" (I-е поколение АСБУ)


Система боевого управления РВСН 1-го поколения. Головной разработчик системы - НИИ-101 ГКРЭ при Совете Министров СССР, главный конструктор - В.Я. Кравец (с мая 1963 г. - В.С.Семенихин)В связи с повышенными требованиями к АСУ «Сигнал» разработка ее аппаратуры была задана на конкурсных началах так же ОКБ Ленинградского Политехнического Института (ЛПИ, позже - НПО "Импульс", главный конструктор Т.Н. Соколов).

Историческая справка:
Управление первыми ракетными частями осуществлялось командующим и Штабом артиллерии Советской Армии (1946-1955 г.г.). С усилением роли ракетной техники в 1955 году создается Штаб реактивных частей, который подчинялся заместителю министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике. К 1959 году Штаб реактивных частей накопил  опыт управления частями ракетной техники и с формированием в 1960 г. ракетных войск стратегического назначения (РВСН) сложились предпосылки создания системы управления в которую включались органы и пункты управления в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях, автоматизированные системы управления и системы связи. Основным органом управления РВСН стал Главный штаб РВСН. 

Для передачи команд управления использовались типичные для того времени технологии - телефон, телеграф, телетайп. В августе 1960 года под руководством начальника Главного штаба Ракетных войск генерал-полковника М.А. Никольского проведено учение с одной из ракетных дивизий, которое показало необходимость срочной разработки и внедрения средств автоматизации управления, особенно в звене центральный командный пункт ракетных войск – полк. 
15 января 1960 г. в Оперативном управлении ГШ РВСН создается 6-й отдел (автоматизации управления войсками) в составе 5 офицеров и 2 служащих. Начальником отдела назначается полковник М.З. Кузьмин.

Постановка задачи разработки АСУ:
В 1961 году Оперативным управлением ГШ РВ совместно с НИИ-4 МО разработаны принципы построения системы автоматизированной передачи приказов постоянной боевой готовности и сбора докладов с наглядным их отображением. В начале 1962 года НИИ-4 МО были изготовлены экспериментальные образцы основных звеньев управления, которые прошли испытания в войсках. В этом же году были разработаны и выданы промышленности первые тактико-технические требования на разработку системы «Сигнал», утвержденные главнокомандующим Ракетными войсками Маршалом Советского Союза С.С. Бирюзовым. В этой работе активная роль принадлежала начальнику 6-го отдела автоматизации полковнику М.З. Кузьмину и офицеру отдела капитану А.С. Дубовицкому. На основе испытаний экспериментальных образцов аппаратуры 29 сентября 1962 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление о разработке автоматизированной системы управления РВСН (шифр «Сигнал»). Головным разработчиком аппаратуры системы был определен НИИ-101 ГКРЭ при Совете Министров СССР, главным конструктором системы назначен В.Я. Кравец (с мая 1963 г. - В.С.Семенихин, НИИ-101). НИИ-4 МО стал головным исполнителем по разработке системы связи для АСУ «Сигнал» и документов по ее боевому применению. Для контроля за разработкой и изготовлением аппаратуры системы в составе ГУРВО был создан отдел автоматизированных систем управления (начальник отдела инженер-полковник А.Н. Сапожников). Соисполнителем по разработке информационно-логических устройств (ИЛУ) для звеньев управления АСУ на конкурсной основе стало ОКБ ЛПИ (главный конструктор ИЛУ и заместитель главного конструктора АСБУ - Т.Н.Соколов).


Пульты системы боевого управления РВСН "Сигнал-А" (источник)

 

Автор: DIMMI Создан: 22.12.2022 13:02:58 Комментариев: 1 Читать всю статью

Система А-135 ракета А-925 / 51Т6 - ABM-4 GORGON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON / SH-11
Система ПРО А-135 / РТЦ-181 / "Амур" / 5Ж60, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON


Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района / Москвы - развитие комплекса ПРО А-35. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы А-35М велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько до его отстранения в 1975 г. Параллельно с Кисунько работы по предварительному обоснованию создания новой системы ПРО второго поколения начаты группой Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова по указанию министра В.Д.Калмыкова в конце 1968 г. К концу 1969 г. концепция двухэшелонной системы ПРО в общих чертах согласована с Министерством Обороны СССР. Предполагалось применение противоракет с ядерными БЧ. В 1970 г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970 г. образовано специализированное ЦНПО "Вымпел" (ПРО, системы предупреждения  о ракетном нападении и контроля космического пространства), руководитель научно-технического центра ЦНПО "Вымпел" - А.Г.Басистов. Проработка системы в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".

Постановление СМ СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971 г. Проект системы А-135 разработан ЦНПО "Вымпел" в 1971 г. под руководством А.Г.Басистова. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800 км от Москвы и трех комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с ядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971 г. завершен аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения - НИИРП - Минрадиопрома СССР), аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов). Разработка противоракеты А-925 / 51Т6 поручена МКБ "Факел", главный конструктор  - П.Д.Грушин. Заместителем главного конструктора системы ПРО А-135 по системе наведения противоракет был Голубев О.В.


Памятник с электро-весовым макетом ракеты А-925 / 51Т6 пос.Софрино-1 под Москвой, 28.12.2011 г. (Дмитрий, http://d-a-ck9.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 16:15:48 Комментариев: 164 Читать всю статью

Система С-225 Азов, ракета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система С-225, комплекс "Азов", р
акета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B


Противоракета заатмосферного перехвата в составе комплекса объектовой противоракетной обороны "Азов" системы ПРО С-225. Постановлением Совмина СССР №660-270 от 29 июня 1962 г. и Постановлением №499-174 от 4 мая 1963 г. создание системы зенитного управляемого оружия С-225 поручено КБ-1 Минрадиопрома и ОКБ-2 Минавиапрома СССР. Разработка обновленного проекта системы ПРО начата КБ-1 в июне 1962 г. под руководством Т.Р.Брахмана и К.К.Капустяна.

Комплекс С-225 был предложен в качестве альтернативы разработкам ОКБ-30 (А-35 - ABM-1 GALOSH). Ракету с твердотопливным ПВРД было решено заменить более скоростной двухступенчатой твердотопливной ракетой В-758. Проектирование ракеты В-758 в 1964 г. начато ОКБ-2 (МКБ "Факел"), генеральный конструктор П.Д.Грушин.

В 1965 г. СБ-32 КБ-1 выпущен новый эскизный проект системы С-225 с двумя эшелонами перехвата и новыми ракетами - средним эшелоном с ракетой В-825 и ближним эшелоном с ракетой В-758.  В этом проекте впервые предусматривалось использование ракеты средней дальности перехвата с ЖРД на второй ступени - В-825, разработка которой велась ОКБ-2 П.Д.Грушина, 
ведущий конструктор - В.А.Федулов (с 04 марта 1969 г. - В.Е.Слобода).

Согласно эскизного проекта 1965 г., система С-225 предназначалась для обороны приграничных и приморских объектов от ограниченного удара баллистических ракет. Считалось целесообразным построение системы из группы одноканальных огневых комплексов, объединенных общим управлениям и получающих внешнее целеуказание. Относительно малые дальности перехвата баллистических ракет позволяли использовать РЛС с относительно умеренным потенциалом и ракеты с ограниченной массой. Всё это позволяло создать систему С-225 в виде комплекса перевозимых средств. Возможность перехвата баллистичекой цели в атмосфере позволяла решить задачу селекции боеголовки среди ложных целей (ист. - Система зенитного..).

Проектирование ракеты 5Я27 (индекс заказчика) / В-825 (конструкторский индекс) начато в 1964 г. Эскизный проект ракеты завершен к июлю 1964 г. В ноябре 1965 г. под новый эскизный проект системы С-225 с двумя эшелонами перехвата - средним (ракета 5Я27) и ближним (5Я26) - эскизный проект противоракеты откорректирован. Система С-225 стала именоваться противоракетно-противосамолетной, а ракетами 5Я27 / В-825 предполагалось поражать как аэродинамические так и баллистические цели.

Проект ракеты был существенно изменен. После этого была начата разработка технической документации. Производство первых образцов ракет для испытаний велось опытным производством МКБ "Факел". Освоение серийного производство ракеты начато на Долгопрудненском машиностроительном заводе в 1969 г. Серийное производство продолжалось до 1973 г., выпущено около 20 ракет.

Особая благодарность "vuv" (http://militaryrussia.ru/forum/) и другим ветеранам испытаний С-225 за помощь в работе над материалом.

Противоракета 5Я27 МКБ "Факел" комплекса С-225 (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)

 

Автор: DIMMI Создан: 05.03.2023 21:38:00 Комментариев: 1 Читать всю статью

9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D - статус, экспорт, источники

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
 

Ракета Hwasong-5 на СПУ типа 9П117М SCUD-B на параде в Пхеньяне, 15 апреля 2012 г. (фото из архива Boaz Guttman, http://www.flickr.com
Автор: DIMMI Создан: 20.04.2009 19:43:08 Комментариев: 55 Читать всю статью

УР-200 / 8К81, УР-200А / 8К83 - SS-X-10 SCRAG

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-200 / УР-200 / 8К81 - SS-X-10 SCRAG
Ракета УР-200А / 8К83


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / универсальная ракета - вторая серия. Разработка ракеты начата ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея в 1960 г. Разработка ракеты велась в Филиале № 1 ОКБ-52 (ныне КБ "Салют" ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), образованном 3 октября 1960 г. на базе закрытого ОКБ-23 авиаконструктора В.Мясищева (руководитель филиала - В.Бугайский). Официальный старт разработке дан в Постановлении Совмина СССР №258-110 от 16 марта 1961 г. и в Постановлении №689-288 от 01.08.1961 г. (вероятно, о создании системы с противоспутниковым КА "ИС"). Изначально ракета носила название Р-200 (источник) и разрабатывалась в качестве МБР и ракеты-носителя космических аппаратов (в частности противоспутноковой системы "ИС"). В мае 1961 г. готов предэскизный проект ракеты. В октябре 1961 года были разработаны рабочие чертежи на ракету-носитель 8К81 (источник). Эскизный проект ракеты выпущен в мае 1962 г.

Позже, Постановлением Совмина СССР №243-117 от 02.03.1962 г., задана разработка варианта УР-200 - глобальной орбитальной ракеты УР-200А с двумя типами головных частей - неманеврирующей баллистической и маневрирующей в двух плоскостях аэробаллистической. Постановлением Совмина СССР от 16.04.1962 г. №346-160 «О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей космических объектов» было принято решение о сосредоточении сил и ресурсов КБ, НИИ и промышленности на создании в числе других образцов ракетной техники «универсальной ракеты УР-200 в варианте межконтинентальной ракеты с баллистической траекторией для транспортировки спецзаряда ... и глобальном варианте для доставки к цели спецзаряда … с началом летных испытаний – IV квартал 1963 г.».

В соответствии с указанными Постановлениями ракета УР-200 создавалась в следующих вариантах:
- УР-200 - ракета-носитель и межконтинентальная баллистическая ракета;
- УР-200А - орбитальная межконтинентальная (глобальная) ракета с неманеврирующей или маневрирующей в атмосфере головными частями.
В разработке, как перспектива развития ракеты УР-200, также находились:
- УР-200Б – универсальная ракета с повышенной по сравнению с УР-200 энергетикой;
- УР-200В – вариант УР-200 для размещения в шахтной пусковой установке (ШПУ);
- УР-200УВ – вариант УР-200 для размещения в ШПУ повышенной защищенности. 

В качестве ракеты-носителя УР-200 предполагалось использовать для выведения на орбиту средств противокосмической обороны (КА «ИС» со стартовой массой до 1600 кг на орбиту 250-300 км) и спутников глобальной морской разведки (КА «УС» со стартовой массой до 2500 кг на эллиптическую орбиту с апогеем 264 км). В качестве МБР требовалось обеспечить доставку баллистических неуправляемых боевых блоков на дальность в 12000 (масса ББ до 2500 кг) и в 14000 км (масса ББ до 2000 кг) с точностью не хуже ±4 км по дальности и ±3 км по боковому отклонению. В качестве глобальной ракеты - обеспечить выведение маневрирующей аэробаллистической боеголовки АБ-200 на опорную орбиту высотой около 150 км.


Пуск МБР УР-200 (http://www.buran.ru, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 29.01.2013 22:59:32 Комментариев: 17 Читать всю статью

9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14, СПУ 2П19 - SS-1B SCUD-A
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14-1 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К73, ракета Р-17В / 8К114 ("вертолетный")
Комплекс 9К72-О, ракета Р-17ВТО / 8К14-1Ф "Аэрофон" (с оптической ГСН) - SS-1E SCUD-D 
Р-300 - экспортное обозначение ракеты комплекса 9К72

 
Оперативно-тактический ракетный комплекс. Разработка велась в СКБ-385 под руководством главного конструктора В.П.Макеева (зам.главного конструктора - В.Р.Серов, ведущий конструктор - Ю.Бобрышев) в рамках модернизации ракеты Р-11М по теме НИР "Урал" (Р-11МУ) с 1957 г. В результате НИР в декабре 1957 г. СКБ вышло с предложением создания ОТР с увеличенной по сравнению с Р-11М в два раза дальностью действия за счет замены двигателя на двигатель с турбонасосным агрегатом и доработки ракеты.

24 февраля 1958 г. подписаны документы ВПК при СМ СССР и Постановление СМ СССР о создании комплекса ОТР снеотделяемой БЧ на базе Р-11М №378-181 вышло 1 апреля 1958 г. Эскизный проект защищен в НИИ-88 в сентябре 1958 г., выпуск конструкторской документации завершен в ноябре 1958 г. Производство опытной серии и прототипов (Р-17 - вариант 1 - двигатель ОКБ-3) велось на заводе СКБ-385 в г.Златоуст в 1958-1959 г.г. В апреле 1959 г. получены тактико-технические требования ГАУ МО СССР на ракету. В мае 1959 г. ТТТ утверждены, получен индекс ракеты ГАУ 8К14. По Постановлению Совмина СССР от 17 июня 1959 г. серийное производство ракет Р-17 / 8К14 (Р-17 - вариант 2 - двигатель ОКБ-5 - с  1962 г.) велось на Воткинском машиностроительном заводе №235  (г.Воткинск, серия с 1959 по 1985 г.г.). В конце июля 1959 г. начата сборка первых двух ракет для огневых испытаний. Сборка ракет для летных испытаний начата в августе 1959 г.

Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.
 
Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)
Автор: DIMMI Создан: 23.03.2009 22:44:16 Комментариев: 113 Читать всю статью

Система А-35М - ABM-1B GALOSH

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система А-35М, ракета А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1А GALOSH
Система А-35М, ракета А-350Р / 5В61Р / УР-96М - ABM-1 mod.2 / ABM-1B / SH-04 GALOSH



Система ПРО - многоканальный комплекс ПРО Москвы с заатмосферной противоракетой - модернизация системы ПРО А-35 с применением обновленных алгоритмов, оборудования, средств наведения, c новой ракетой А-350Р. Разработка модернизированной системы ПРО велась с 1970 г. под руководством Г.В.Кисунько (с 1975 г. - И.Д.Омельченко). Заместителем главного конструктора системы ПРО А-35М по системе наведения противоракет был Голубев О.В. Пути дальнейшего развития системы ПРО А-35 прорабатывались начиная с 1968 г. В ноябре (5-го и 14-го ноября 1968 г.) на научно-техническом совете Минрадиопрома СССР рассматривалось два пути модернизации системы:

1) Г.В.Кисунько - усиление системы А-35 стрельбовыми комплексами ближнего действия С-225 (будущие ракеты 53Т6) с повышением потенциала и канальности РЛС и КП;

2) Басистов А.Г. - разработка новой системы ПРО аналогичной системе «Сейфгард» (США).

В некоторых источниках система классифицирована как ABM-2 по терминологии НАТО (например, в классификации принятой Федерацией Американский Ученых, http://fas.org), что считается нами ошибочной идентификацией.


Позиционный район системы А-35М со стрельбовыми комплексами "Тобол", ПУ противоракеты А-350Ж рядом с РЛС РКИ-35 системы А-35М (http://vpk-news.ru).
Автор: DIMMI Создан: 29.03.2010 01:38:50 Комментариев: 65 Читать всю статью

15П011 / 15А11 Периметр

ДАННЫЕ НА 2022 г. (в работе)
Комплекс 15П011, ракета 15А11


Командная ракета системы 15Э601 "Периметр". Комплекс и ракета служат для доведения приказа командования стратегических сил до частей и соединений на применение сил и средств в период ракетно-ядерного нападения, когда доведение приказов обычными способами становится затруднено или невозможно. Разработка специальной командной ракеты соответствующего командного комплекса "Периметр" была задана КБ "Южное" Постановлением Совмина СССР №695-227 от 30 августа 1974 г. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Кошик. Базовой ракетой первоначально предполагалось использовать МБР МР-УР100 / 15А15, но в дальнейшем была использована более совершенная ракета МР-УР100УТТХ / 15А16.

Эскизный проект разработан в декабре 1975 г. Новой частью МБР стала специальная головная часть 15Б99, которая содержала радиотехническую систему разработки ОКБ ЛПИ. Для выполнения своих функций головная часть в процессе полета должна была иметь постоянную ориентацию в пространстве. Соответственно, была разработана система стабилизации положения ГЧ в пространстве с использованием в качестве рабочего органа двигательной установки на сжатом воздухе. Был использован опыт работ по управляемой головной части 15Ф678 "Маяк", которая разрабатывалась для МБР Р-36М. Это заметно сократило стоимость и сроки создания командной головной части. Производство специальных ГЧ 15Б99 было организовано на НПО "Стрела" в г.Оренбурге, откуда СГЧ поставлялись непосредственно на полигон и позже в части РВСН.

В разработке комплекса с командной ракетой принимали участие следующие предприятия:
- КБ "Южное" - головное по ракете и по СГЧ 15В99
- НПО "Импульс" (бывшее ОКБ ЛПИ, В.И. Мельник) - аппаратура специальной головной части 15Б99
- НПО АП (Н.А.Пилюгин) - система управления ракеты
- КБСМ (А.Ф.Уткин) - стартовое оборудование
- ЦКБТМ (Б.Р.Аксютин) - арсенальное оборудование
- МНИИРС (А.П.Биленко)
- ВНИИС (Б.Я.Осипов)
- ЦКБ "Геофизика" (Г.Ф.Игнатьев)
- НИИ-4 МО (Е.Б.Волков)


МБР МР-УР-100 / 15А15 в ТПК, полигон Байконур, 2015 г. (https://myauu.livejournal.com/)
Автор: DIMMI Создан: 21.12.2022 09:44:54 Комментариев: 1 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

а какая мощность электродвигателя? какие аккумуляторы?
Rishat 2022-09-13 13:02
УСЭТ-80Дима, купи тв - Физик в 333 выпуске Военной приемки.... :beer:
Sierra 2022-09-11 22:55
Хай-рез
mpashnev 2020-08-13 16:28
хай-рез
mpashnev 2020-08-13 16:26
Давненько тут ничего не было. Исправляем хай-резом.
mpashnev 2020-05-18 17:51
Масса "изделия" составляет 100 тонн.Если поставить торпеду вертикально то она поднимется...
oldstaryi 2019-02-03 22:09
Наши построили "Статус-6", он же "Посейдон"...https://www.youtube.com/watch?time_cont ... _7hWSv689Q
oldstaryi 2018-07-26 18:31
В память о РРР
DIMMI 2018-04-22 20:02
arma37@tank7 Wrote:Из какой книги? t-95да из той же... в соседних темах название писал Сьерра
DIMMI 2016-10-07 12:49
Из какой книги? t-95
arma37@tank7 2016-10-06 21:36