| ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Экспериментальная твердотопливная баллистическая ракета средней дальности. Постановлением Совета министров СССР от 27 июня 1958 г. на базе ЦНИИ-58 В.Г.Грабина был создан филиал ОКБ-1, который занялся разработкой твердотопливных ракет. Создание ракеты начато по Постановлению Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2". Постановлением определен перечень разработчиков ракеты: - ОКБ-1 ГКОТ (главный конструктор С.П.Королев, заместитель главного конструктора по ракетам на твердом топливе И.Н.Садовский) - по ракете и комплексу в целом; - КБ-11 Минсредмаша (главные конструкторы Негин, Кочарянц) - по специальному заряду с автоматикой, системой инициирования, электропитанием, контактным и неконтактным датчиками, контрольно-измерительной аппаратурой и технологическому оборудованию для сборки и проверки специального заряда на технической и стартовой позициях; - НИИ-125 ГКОТ (главный конструктор - Б. Жуков, заместители главного конструктора - Смирнов и Победоносцев) - по созданию твердого топлива - продукта «Нейлон-Б», промышленной технологии его производства, зарядов и двигателей. Разработка и испытания двигателей должны были осуществляться совместно с ОКБ-1; - НИИ-885 ГКРЭ (главные конструкторы - Рязанский, Пилюгин) - по системе управления в целом; - НИИ-944 ГК по судостроению (главный конструктор - Кузнецов) - по гироскопическим приборам; - НИИ-627 и ВНИИТ ГК по автоматизации и машиностроению (главные конструкторы - Иосифьян и Лидоренко) - по бортовому электрооборудованию и источникам тока; - ГСКБ Спецмаш ГКОТ (главный конструктор - Бармин) - по комплексу наземного пускового, стыковочного, подъемно-транспортного, компрессорного, вспомогательного оборудования и разработке боевых стартовых станций; - ОКБ-686 Московского совнархоза (главный конструктор - Гольцман) - по комплексу наземного электросилового оборудования. Согласно Постановлению, в мае 1960 г. разработчики должны были представить эскизный проект ракеты РТ-1 и варианты боевых стартовых станций (комплекса наземного оборудования). Разработку двигателей вело НИИ-125 при участии бригады конструкторов ОКБ-1. Эскизный проект изделия 8К95 выпущен в августе 1960 г. Испытания ракет РТ-1 с комбинированной системой управления планировалось начать в 4-м квартале 1960 г., а с автономной системой управления - в 4 квартале 1961 г. Место испытаний - Государственный Центральный Полигон Капустин Яр.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) "Искандер-1000" (условно) - SS-Х-33
  
Баллистическая ракета средней дальности универсального модульного ракетного комплекса на базе технических решений ОТРК 9К720 "Искандер-М" разрабатывается по состоянию на 2024 год в КБ машиностроения (г. Коломна).
28 июня 2024 года В.В. Путин заявил о возможности начала производства и развертывания ракет средней и меньшей дальности в ответ на аналогичные действия США за пределами их национальной территории. Ранее, 17 декабря 2023 года, Главком РВСН России отметил, что российский ВПК может в кратчайшие сроки начать производство серийных образцов ракетных комплексов с ракетами средней и меньшей дальности. 6 мая 2024 года МИД России объявил о начале производства ракетных комплексов средней и меньшей дальности.
Одним из вариантов такого комплекса с дальностью до 1000 км может стать доработанная баллистическая ракета 9К720 "Искандер-М" с обновленным двигателем, системой управления и улучшенной боевой частью.
Новая ракета для "Искандер-М" была впервые продемонстрирована в видеоролике к 78-летию полигона Капустин Яр 15 мая 2024 года.
Наименование "Искандер-1000" является условным и неофициальным.  Полигонная пусковая установка с ракетой нового типа на полигоне Капустин Яр (первая публикация 15.05.2024 г., источник) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) 2А3 / СМ-54 "Конденсатор" / "Конденсатор-2П" 406,4-мм самоходная пушка. Изучение тематики создания артиллерийского атомного боеприпаса начато в 1952 г. 15 апреля 1952 г. на имя И. В. Сталина поступает справка Генерального Штаба ВС СССР «О разработке в США атомного оружия для решения оперативно-тактических задач». В справке указывалось, что, по сообщению нашего источника, в США разработаны образцы «тактических» атомных бомб и снарядов. В том числе для 280-мм пушки М-65. Ядерный боеприпас Т-124 с ядерным зарядом W-9 мощностью 15 кт был создан в 1952 г. Дальность стрельбы составляла 24 км.
Специальными решениями Правительства СССР в 1953 г. были регламентированы порядок и сроки разработки артиллерийских ядерных систем в СССР, а также определены руководители этих разработок: 1) 406,4-мм самоходное артиллерийское орудие СМ-54 «объект 271» со спецвыстрелом «Конденсатор». Разработчик СКБ завода «Баррикады». Испытания пушки провести в 1957 г.; 2) 420-мм миномет 2Б2 «Ока» – «объект 272». Со спецвыстрелом «Трансформатор». СКБ МОП г. Коломна, конструктор Б. И. Шавырин. Испытание минометной установки провести в 1957 г.; 3) 406-мм (калибр в ходе разработок был увеличен до 420-мм) динамореактивное орудие С-103. Со спецвыстрелом «Трансформатор». Разработчик НИИ-88 В. Г. Грабин. Стрельбовые испытания провести в 1957 г.; 4) К спецвыстрелам артиллерийских установок разработать ядерный боеприпас, оснащенный атомным зарядом РДС-41. Разработку ядерного боеприпаса поручить НИИ-24, главный конструктор Самоходное 406-мм орудие СМ-54, разработчик СКБ завода «Баррикады» И.П. Дзюба.
Разработку атомного заряда предписывалось поручить КБ-11 (ВНИИЭФ), главный конструктор Ю. Б. Харитон. Технический проект на атомный заряд к ядерному боеприпасу был представлен КБ-11 руководству отрасли в 1955 г. Полигонные испытания атомного заряда РДС-41 были успешно проведены 16 марта 1956 г.
Разработка установки СМ-54 "Конденсатор" начата СКБ завода "Баррикады" (г.Волгоград) в 1954 г. Разработка артиллерийской части и прицельных приборов орудия СМ-54 велась ЦКБ-34 под руководством И.И. Иванова по Постановлению Совета Министров №764-457 от 18 апреля 1955 года.
Основное предназначение орудия - уничтожение обычными и ядерными зарядами военных и промышленных объектов противника на удалении более 25 км. В целях секретности проект получил название "Конденсатор-2П". Позже был получен индекс ГРАУ 2А3. Опытный образец установки на шасси "объект 271" создавался Кировским заводом на базе танка Т-10М.
В 1955 году завод №221 ("Баррикады") изготовил 406-мм экспериментальный баллистический ствол СМ-Э124, на котором выполнялась отработка выстрелов к пушке СМ-54. Монтаж опытной пушки СМ-54 на шасси "объекта 271" был завершен на Кировском заводе 26 декабря 1956 года. Испытания пушки опытной пушки СМ-54 велись в 1957-1959 годах на Центральном артиллерийском полигоне под Ленинградом ("Ржевский полигон") вместе с 420-мм самоходным минометом 2Б1. Испытания выявили много конструктивных недостатков артсистемы: сильный откат установки (на несколько метров), повреждение опор-ленивцев при ведении огня имитаторами ядерных снарядов, разрушение оборудования и срыв с креплений коробки передач. После каждого выстрела выполнялся осмотр материальной части орудия с целью выявления недостатков конструкции и их устранения.
К 1957 г для проведения испытаний были построены еще 4 серийных установки 2А3, которые были показаны 7 ноября 1957 г. на Параде на Красной площади в Москве.
В 1958 г. результаты работ по созданию ядерных артиллерийских систем были рассмотрены на научно-техническом совете МСМ, на котором было признано несвоевременным проведение указанных работ на фоне успешной разработки ракетных комплексов Сухопутных войск различного назначения. В дальнейшем. работы по разработке ядерных боеприпасов для крупнокалиберной артиллерии велись НИИ-1011 (ВНИИТФ). Один из сохранившихся экземпляров самоходной пушки демонстрируется в Музее вооруженных сил России в Москве.
 Самоходные пушки 2А3 "Конденсатор" в день Парада на Красной площади 7 ноября 1957 г. в Москве (фото из архива Михаила Михина, http://onepamop.livejournal.com). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение, v.2) НИР "Универсал" / ОКР "Тополь-М", ракета 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" / 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" / 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов (в разные годы, источник).
Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).
Работы в КБ "Южное" велись по НИР "Универсал" - разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).
Полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 / 15Ж65 была начата совместно МИТ и КБ "Южное" по решению ВПК СССР №323 от 09.02.1989 г. по теме НИР "Универсал". Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах - ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).
Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель 1-й ступени, головной обтекатель и второй вариант платформы разведения с двигателем на монотопливе разрабатывало КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). В конце 1989 г. выпущен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).
Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ "Южное" был собран и подготовлен к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты с завода на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1991 г. МИТ начал формирование скорректированной кооперации разработчиков с упором на российские предприятия (ист. - Стратегические ракетные). В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ "Южное" С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ "Южное" в разработке ракеты (ист. - Ракеты и космические аппараты...). В 1992 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту МБР "Тополь-М" учитывающее изменения по кооперации разработчиков - двигатель 1-й ступени ракеты разрабатывался теперь НПО "Искра" (г.Пермь). За основной вариант базирования шахтного варианта был принят вариант с использованием стартовой позиции и ШПУ комплексов УР-100НУТХХ с ракетами 15А35 после модернизации стартового оборудования (разработчик ОКБ "Вымпел" , г.Москва). Так же дополнением к эскизному проекту предусматривалось использование ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 в случае полного сокращения этих ракет по договоре СНВ-2, которое могло произойти (ист. - Стратегические ракетные).
Постановлением Правительства России №7-2 от 06.01.1993 г. и Указом Президента России Бориса Ельцина №275 от 22 февраля 1993 года "О создании РК "Тополь-М" и серийном производстве РК "Тополь-М" головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ "Южное" в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г. (ист. - Ракеты и космические аппараты...).
 Старт ракеты 15Ж55 комплекса "Тополь-М" (2008 г. или ранее) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) 77Я6 "Воронеж-М" 77Я6-ДМ "Воронеж-ДМ" 77Я6-ВП "Воронеж-ВП"
   
РЛС дальнего обнаружения системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроля космического пространства высокой заводской готовности (ВЗГ). Исследования возможности построения РЛС СПРН высокой заводской готовности начаты НИИДАР в конце 1970-х годов. В ходе этих работ НИИДАР на базе разработок Миннефтегаза СССР разработал, испытал и передал в серийное производство унифицированный контейнер-аппаратурный бокс, удовлетворявший требованиям заказчика и имевший ряд модификаций. Впервые создание РЛС с использованием технологии высокой заводской готовности предложено НИИДАР при разработке РЛС дальнего обнаружения "Селенга" в 1986 г.
Первая модель - РЛС метрового диапазона 77Я6 «Воронеж-М» - разработана и производится ОАО РТИ им.акад.А.Л.Минца (г.Москва), главный конструктор - В.И.Карасев, по состоянию на 2010 г. главный конструктор РЛС ВЗГ-М - В.И.Шустов, заместитель главного конструктора В.П.Савченко. Первая станция "Воронеж-М" в п.Лехтуси (Ленинградская область) начала возводиться НПП "Пирамида" (г.Санкт-Петербург) в мае 2005 г. и заступила на опытно-боевое дежурство в декабре 2006 г. РЛС СПРН полностью принята на вооружение и заступила на штатное боевое дежурство в 2009 г.
Вторая модель - станция 77Я6-ДМ «Воронеж-ДМ» разработана ОАО «НПК НИИДАР» (бывшее НИИ ДАльней Радиосвязи, г.Москва) при участии ОАО РТИ им.акад.А.Л.Минца, главный конструктор - С.Д.Сапрыкин. Головная станция дециметрового диапазона 77Я6-ДМ "Воронеж-ДМ" в Армавире запущена в работу в 2008 г. и поставлена на штатное боевое дежурство 26.02.2009 г. Успешное испытание ОАО «НПК НИИДАР» в рамках темы ОКР «Республика-П» головного изделия 77Я6-ДМ в Армавире позволило перейти к серийному производству РЛС 77Я6-ДМ. Эксплуатант - космические войска ВС России, с 1 декабря 2011 г. войска Воздушно-Космической Обороны. По состоянию на 2011-2012 г.г. серийное производство РЛС ведет Саранский телевизионный завод (http://www.mil.ru). Третья модель - 77Я6-ВП «Воронеж-ВП» - так же разработана РТИ им.акад.А.Л.Минца и является развитием РЛС 77Я6 "Воронеж-М".  РЛС СПРН 77Я6 "Воронеж-М", объект 4524, п.Лехтуси, Ленинградская область, 08.08.2009 г. (фото из архива RussianArms.Ru, http://fotki.yandex.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение, v.2) | | | | | Боевое оснащение МБР 15А28 "Сармат"
Гипотетически вариантов боевого оснащения МБР 15А28 несколько:
1. Классическое боевое оснащение МБР с РГЧ ИН - обычные неуправляемые баллистические боевые блоки. Вероятно, разработанные при участии ВНИИЭФ - там ведутся работы по программе "Сармат-П" (2018 г.). Таких боевых блоков может быть не менее 10-14 шт. С комплексом средств преодоления ПРО.
2. Аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение (АГБО) - оценочно от 3 до 5 управляемых боевых блоков типа объект 4202 / 15Ю71 (это прогноз).
Здесь хотелось бы рассмотреть факторы, которые могут влиять на выбор мощности обычных боевых блоков т.к. возможны варианты - блоки малой мощности (150 кт), блоки средней мощности (300-500 кт) и блоки повышенной мощности (0.8-1 Мт). Рассуждения на эту тему носят, конечно, характер "капитанства" и совершено очевидны, но, видимо, это как раз и есть то, что называется в столицах "аналитика".
Выбор мощности боевых блоков для МБР "Сармат" может зависеть от целого ряда факторов: 1. Стратегическая доктрина и вопросы ядерного сдерживания, вероятно, являются основополагающими факторами выбора мощности боевого оснащения. Количество и мощность ядерного арсенала страны должно коррелировать со стратегической доктриной, которая может приоритизировать массовое сдерживание или точечные удары. В случае с Российской Федерацией речь идет скорее о массовом сдерживании, а следовательно это довод в пользу повышения мощности боевых блоков. Cюда же можно добавить и психологический эффект от наличия в арсенале МБР боеголовок мегатонного класса, которое, кстати, не запрещает развертывания ракетс боеголовками меньшего класса мощности.
2. Задачи, цели и точность наведения ББ. Конечно, это также один из определяющих факторов выбора мощности боевых блоков. В условиях снижения требований или невозможности достижения требуемых показателей по точности наведения ББ возможна компенсация повышением мощности боевых блоков для нивелирования возможных отклонений. Опять же, если целями ударов МБР "Сармат" являются точечные цели - ШПУ МБР потенциального противника, то при недостаточной точности МБР также необходимо повышение мощности ББ. Хотя, при использовании МБР в качестве средства ядерного сдерживания основными целями ракет будут скорее объекты стратегической инфраструктуры, военные базы, городские агломерации, где боеприпасы мегатонного класса также выглядят предпочтительнее с точки зрения сдерживающего фактора потенциально возможного ущерба. Ступень разведения боевых блоков и головная часть МБР 15А18М в учебном центре РВСН, 2022 г. (российское ТВ). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Система "А", ракета В-1000 - GAFFER
   
Опытная многоканальная универсальная полигонная система ПРО. Головной разработчик - СКБ-30 (подразделение КБ-1 по вопросам ПРО, позже - НИИ радиоприборостроения - НИИРП, ныне входит в ГСКБ "Алмаз-Антей"), главный конструктор - Г.В.Кисунько. НИР по созданию опытного комплекса "А" велись с 1953-1954 г.г. Разработка прототипа РЛС слежения за баллистическими ракетами (станция РЭ в шарообразном обтекателе) начата в 1956 г. По результатам исследований 3 февраля 1956 г. Г.В.Кисунько сделал доклад по возможности создания системы ПРО в Президиуме ЦК КПСС. Эскизный проект системы ПРО "А" был готов в марте 1956 г.
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №1160-596 о создании экспериментальной системы ПРО "А" и полигона для её испытаний в пустыне Бетпак-Дала (полигон Сары-Шаган) вышло 17 августа 1956 г. Постановлением предусматривалась разработка экспериментальной системы ПРО в следующей кооперации: - главный конструктор системы "А" и экспериментальной РЛС РЭ назначен Г.В.Кисунько (СКБ-30 / НИИРП); - разработка противоракеты В-1000 - главный конструктор П.Д.Грушин (ОКБ-2); - разработка проектов РЛС дальнего обнаружения поручена А.Л.Минцу и А.И.Бергу (по другим данным А.Л.Минцу и В.П.Сосульникову); - разработка РЛС вывеода противоракет - С.П.Рабинович; - разработка центральной вычислительной станции - С.А.Лебедев; - разработка системы передачи данных - Ф.П.Липсман; - разработка пусковой установки противоракеты - И.И.Иванов; Заместителем главного конструктора системы "А" по системе наведения противоракет с 1955 г. был О.В.Голубев.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) Комплекс РК-55 / 3К-12 / 9А2413 "Рельеф", ракета КС-122 / 9Б2413 - SSC-X-4 SLINGSHOT / TOMAHAWKSKI  
Крылатая ракета большой дальности / подвижный ракетный комплекс с КРБД / оперативно-стратегический ракетный комплекс. Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР о создании крылатых ракет морского, наземного и воздушного базирования от 9 декабря 1976 г. В связи с тем, что комплекс с ракетой наземного базирования создавался по заказу ВВС СССР первоначально планировалась адаптация КР воздушного базирования разработки МКБ "Радуга". После вмешательства Д.Ф.Устинова проект был отдан ОКБ "Новатор". Основанием такого решения было то, что морская КР могла использоваться в наземном комплексе с минимальными доработками. Кроме того, часть пусков морской ракеты "Гранат" 3М-10 уже проводилась с нашемной пусковой установки.
Разработка наземного комплекса "Рельеф" с ракетой КС-122 поручена ОКБ "Новатор" (г.Свердловск) в 1983 г. с использованием опыта создания и на базе морского комплекса "Гранат" с КРБД 3М-10. Главный конструктор - Л.В.Люльев, ответственный руководитель работ по направлению от ОКБ "Новатор" и первый заместитель главного конструктора - А.Ф.Усольцев. От МАП СССР разработку курировал заместитель министра М.А.Ильин. Комплекс создавался в противовес американскому наземному комплексу с КРБД GLCM / BGM-109G Tomahawk. Решением МАП СССР устанавливался срок создания комплекса в 2 года.
Оперативно-стратегический ракетный комплекс "Рельеф" предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.
Разработка автономной самоходной пусковой установки (АСПУ), транспортно-заряжающей машины, машины боевого управления (МБУ) и комплекса наземного оборудования велась НПП "Старт" (КБ компрессорного машиностроения, г.Свердловск), руководитель работ - заместитель главного конструктора И.И.Воронин. Транспортная машина 9Е2413 и заряжающая машина 9Ж2413 для ракетного комплекса разработаны КБ Новокраматорского машиностроительного завода (г.Краматорск, Украина, источник). Аппаратура предстартового контроля ракет, бортовое оборудование и систему подготовки и ввода полетных заданий разрабатывало НИИ-25 / НИИ приборостроения (г.Москва, директор - Алексей Сергеевич Абрамов), ответственный руководитель по направлению - заместитель главного конструктора / директора А.Ф.Касаткин.
Внутреннее название ракеты в КБ "Новатор" - КС-122.
 Самоходная пусковая установка 9В2413 комплекса РК-55 "Рельеф" - SSC-X-4 SLINGSHOT (Soviet Military Power, 1989 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-3 / 8А67 Ракета Р-3А Проект баллистической ракеты большой дальности. Разработка проекта ракеты с дальностью действия 3000 км начата по Постановлению Совмина СССР от 14 апреля 1947 г. в НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева. Для работ по проекту был образован Совет Главных конструкторов: - ракета - С.П.Королев (НИИ-88); - командные приборы - В.И.Кузнецов (созданный в 1947 г. НИИ-944); - ЖРД - В.П.Глушко (ОКБ-456); - наземное оборудование стартового комплекса - В.П.Бармин; - автономная система управления - Н.А.Пилюгин; - система радиокоррекции - М.А.Рязанский.
Эскизный проект ракеты состоял из трех разделов - по ракете Р-3 (отдел №3 С.П.Королева НИИ-88, ведущие конструкторы компоновки - К.Д.Бушуев и С.С.Крюков), по двигательной установке (ОКБ-456 В.П.Глушко на конкурсных началах с НИИ-1 МАП под руководством А.И.Полярного) и по системам управления и контроля (главные конструкторы Н.А.Пилюгин и М.С.Рязанский). В проработке было несколько вариантов ракет: БН - баллистическая нормальная (одноступенчатая), БС - баллистическая составная, КН - крылатая нормальная (одноступенчатая), КС - крылатая составная.
Эскизный проект варианта ракеты Р-3БН завершен в июне 1949 г. В ноябре-декабре 1949 г. состоялось обсуждение проекта на специализированных секциях научно-технического совета НИИ-88 и 7 декабря 1949 г. эскизный проект утвержден НТС НИИ-88. НТС было рекомендовано создание экспериментальной уменьшенной ракеты-модели Р-3А для проверки технических решений проекта Р-3. Было начато проектирование экспериментальной ракеты Р-3А на базе технических решений ракеты Р-2, летные испытания были назначены на октябрь 1951 г.
Изменения конструкции ракеты Р-3А позволяли рассчитывать на дальность полёта до 935 км при стартовой массе 23400 кг, тяге двигателя 40 т и массе сухой конструкции ракеты около 4 т. Проектные проработки показали, что, несколько усложнив задачу, можно получить качественно новый результат и, минуя экспериментальную стадию, сразу создать проект новой боевой ракеты - такой ракетой стала ракета 8А62 / Р-5 проектирование которой начато в 1950-1951 г.г.
Для работ по проекту Р-3 и другим проектам ракет дальнего действия 24 апреля 1950 г. вышло Постановление Совмина СССР о создании ОКБ-1 и назначении его начальником и главным конструктором С.П.Королева. В октябре 1951 г. Королев обратился к министру воороужений Д.Ф.Устинову с просьбой одобрить в принципе перевод проекта экспериментальной ракеты Р-3А в проект боевой ракеты с дальностью полета вдвое большей, чем у ракеты Р-2, присвоить ей индекс Р-5 и перенести начало ее летных испытаний на 1952 г. При этом был представлен эскизный проект ракеты с новой головной частью.
 Ракеты НИИ-88 С.П.Королева - Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5М | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе) БЖРК, ракета 15Ж43 / РТ-22 Комплекс 15П044 / РС-22, ракета 15Ж44 / РТ-23 - SS-24 SCALPEL Комплекс 15П952 / РС-22А, ракета 15Ж52 / РТ-23 - SS-24 mod.1 SCALPEL
  Межконтинентальная баллистическая ракета c двигателями на твердом топливе в разных вариантах базирования. Разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск) под руководством генерального конструкторв В.Ф.Уткина.
В течение 1966-1974 г.г. в КБ "Южное" было выпущено 7 аванпроектов, эскизных проектов и проработок проектов твердотопливных ракет включая НИР "Гарантия" и работы по ракетам РТ-21 (15Ж41) и РТ-22 (15Ж43).
В 1966-1967 г.г. в ОКБ-586 (КБ "Южное") проведены проектные изыскания по разработке боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой Р-12. Проект предусматривал создание специального состава из 20 вагонов, шесть из которых являлись одновременно транспортным средством и ПУ для ракет. Предполагалось, что БРЖК обеспечит возможность скрытого маневрирования ракетного соединения, находящегося на боевом дежурстве. Но работы тогда не вышли из проектной стадии. По мере развития ракетостроения рассматривалась возможность создания БЖРК применительно к твердотопливным ракетам РТ-40, РТ-2, РТ-20. Проект ракетного комплекса с твердотопливной трехступенчатой МБР шахтного и железнодорожного базирования РТ-21 (15Ж41) разрабатывался в первой половине 60-х годов в КБ «Южное». Проект как и предыдущие не был реализован. Во второй половине 1960-х годов на его основе разрабатывался проект БРЖК с ракетой РТ-22, который также не был завершен. В конце 1960-х годов появилась информация о разработке в США проекта железнодорожного состава для запуска МБР типа «Минитмен»., что дало старт работам по БЖРК с ракетой РТ-23.
Приказ министра общего машиностроения СССР "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" был подписан 13 января 1969 г. после прекращения разработки в КБ "Южное" ракетного комплекса с ракетой РТ-20П. КБ "Южное" стало головным разработчиком комплекса и ракеты для него. БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и мог с большой вероятностью уцелеть после нанесения противником первого удара. Этот способ базирования позволял обеспечить высокую мобильность ракетному комплексу. Считалось, что будет сложно выследить БЖРК непрерывно курсирующий по разветвленным, и забитым обычными составами железнодорожным магистралям страны. Разработанный эскизный проект вызвал массу возражений со стороны военных из-за возможной уязвимости комплекса от диверсионных действий и сложностей в организации железнодорожного движения. Тем не менее в октябре 1975 г. на Павлоградском механическом заводе началось строительство корпуса сборки твердотопливных двигателей для МБР РТ-23. В отдельной статье: Комплекс 15П960 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж60 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL Комплекс 15П961 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж61 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL Комплекс "Целина", ракета 15Ж62 / РТ-23УТТХ  Пуск МБР 15Ж52 из пускового вагона БЖРК на полигоне Плесецк (https://nevskii-bastion.ru/, обработано) | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс П-750 / 3К25 "Метеорит-М", ракета 3М25 "Гром" - SS-NX-24 SCORPION Комплекс "Метеорит-А", ракета 3М25А "Гром" / Х-80 / изделие 255 - AS-X-19 KOALA Комплекс "Метеорит-Н", ракета 3М25Н "Гром"- SSC-X-5 SCORPION   
Крылатая ракета большой дальности. Разрабатывалась в ОКБ-52 (НПО "Машиностроения", г.Реутов) генерального конструктора В.Н.Челомея. Предварительная проработка облика универсальной по носителям сверхзуковой крылатой ракеты проводилась в рамках НИР "Метеорит" с 1973 г. (источник). Постановление Совмина СССР о создании крылатых ракет морского, воздушного и наземного базирования (в т.ч. универсальной стратегической крылатой ракеты "Метеорит") вышло 9 декабря 1976 г. Ракета проектировалась в трех вариантах базирования - морском (для ПЛАРК пр.949М), воздушном (для Ту-95 и, возможно, Ту-160) и наземном (вероятно, с самоходной ПУ). Эскизный проект комплекса морского базирования защищен в декабре 1978 г., авиационного базирования - в январе 1979 г. Разработка жидкостных двигателей стартово-разгонной ступени велась КБ Химавтоматики (КБХА) с 1977 г. по 1988 г. Производство ракет велось на заводе им.Хруничева. Предварительные испытания ракеты на раскрыв крыльев и запуск маршевого двигателя проходили в НПО машиностроения в Реутово.
Первый пуск морского варианта КР "Метеорит" с наземного стенда на полигоне Капустин Яр состоялся 20 мая 1980 г. Ракета не вышла из контейнера ПУ и частично его разрушила. Последующие 3 пуска были также неудачными. В пятом пуске 16 декабря 1981 г. ракета успешно стартовала и пролетела около 50 км. По неподтвержденным данным, кроме пусков с наземного стенда, велись испытания так же пусками с погружающегося стенда ПСК на Черном море (вероятно, полигон в Балаклаве). Всего со стендов в 1982-1987 г.г. проведено более 30 пусков ракет 3М25. Летные испытания ракеты с подводной лодки К-420 пр.667М состояли из трех пусков - 27.12.1983 г., и по одному пуску в 1984 г. (06.11.1984 г.) и 1986 годах.
В ходе испытаний наибольшие проблемы вызвала доводка систем коррекции по радиоконтрастному РЛ-изображению местности, отказы системы плазмообразования комплекса защиты КР от РЛ-обнаружения и, собственно, сам процесс старта КР - т.к. не удалось реализовать сверхзвуковой запуск маршевого двигателя ракеты, как предполагалось ТЗ на создание ракеты.
После прекращения программы разработки ракеты (1993 г.) на заводе им.Хруничева осталось около 15 готовых экземпляров ракет 3М25.
Особая благодарность пользователю "Случайный" с форума http://militaryrussia.ru за помощь в работе над материалом.
 Авиационная ракета 3М25А "Метеорит-А" в стартовой конфигурации (http://testpilot.ru) | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 14Ц033 / ОКР "Нудоль", ракета 14А042 - PL-19
  
Комплекс противокосмической обороны / ракетный комплекс дальнего перехвата с ракетой космического назначения. Стрельбовой комплекс 14Ц033 с командно-вычислительным пунктом 14П078 и РЛС 14Ц031 разрабатывается по ОКР "Нудоль" в качестве мобильного комплекса противокосмической обороны в том числе для использования во взаимодействии с системой ПРО А-235. Головной разработчик комплекса - концерн ПВО-ВКО "Алмаз-Антей" (ист. - Годовой отчет ГСКБ). Разработка ракеты космического назначения 14А042 для дальнего перехвата ведется ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург, генеральный конструктор Ф.Х.Абдрахманов, ист. - ОАО "Авангард", источник), разработка пусковой установки 14П222 на шасси МЗКТ - КБ специального машиностроения (КБСМ), .
В 2010 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" разработаны эскизно-технический проект (ЭТП) комплекса 14Ц033, подготовлены исходные данные для проведения строительных работ и разработан эскизно-технический проект РЛС 14Ц031 (источник). В 2011 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" разработана рабочая конструкторская документация на стрельбовой комплекс 14Ц033, рабочая конструкторская документация 1-й очереди на комплекс РЛС 14Ц031 и проект функционального программного обеспечения (источник). ГСКБ "Алмаз-Антей" в 2011 г. разработана начальная версия программно-алгоритмического обеспечения (ПАО) командно-вычислительного пункта (КВП) (изделие 14П078) комплекса 14Ц033; разработаны рабочая конструкторская документация на составные части КВП 14П078 в части кузова контейнера и аппаратного контейнера, программа и методика полигонных испытаний КВП 14П078 (источник). В 2013 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей"завершена разработка рабочей конструкторской документациии изготовлены установочные партии основных функционально законченных узлов РЛС 14Ц031 с цифровой адаптивной ФАР (ист. - Годовой отчет за 2013 г.).
В 2013 г. КБ специального машиностроения (КБСМ) изготовлено и отгружено шасси МЗКТ для пусковой установки 14П222 (П222) стрельбового комплекса, обеспечено изготовление оборудования пусковой установки в согласованном объеме, а так же разработаны инженерная записка и РКД для изготовления опытного образца системы гидропитания (источник).
Все данные по системе носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается. Обозначение PL-19 означает "не идентифицированный объект обнаруженный на полигоне Плесецк №19" (истоник).  Новое 12 х 12 шасси МЗКТ, которое предположительно может использоваться как шасси пусковой установки П222 комплекса ПКО 14Ц033 "Нудоль", 2018 г. ( источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2010 г. (в работе) Комплекс СА-75 "Двина", ракеты В-750 (1Д) и В-750В (13Д) - SA-2 GUIDELINE mod.1 Комплекс С-75 "Десна", ракеты В-750ВН (13Д) - SA-2 GUIDELINE mod.2 Комплекс С-75М "Волхов", ракеты В-755 (20 Д / 20 ДП) - SA-2 GUIDELINE mod.3 Комплекс С-75М2, ракеты 20Д - SA-2 GUIDELINE mod.4 Комплекс С-75М3, ракеты 5Я23 - SA-2 GUIDELINE mod.4 Комплекс "Волга" (экспортное исполнение)
 
Зенитный ракетный комплекс Создан с использованием задела по С-25 в СКБ-31 (подразделение КБ-1 по вопросам ПВО) под руководством А.А.Расплетина и Б.В.Бункина по постановлению правительства СССР №2838-1201 от 20 ноября 1953 г. о разработке и строительстве подвижной системы зенитного ракетного оружия. Ракета разработана ОКБ-2 (ныне - МКБ "Факел"), главный конструктор - П.Д.Грушин. Испытания комплекса начаты в 1955 г. на опытном полигонном экземпляре ЗРК. В середине 1956 г. начаты испытания экспериментального образца передвижной станции наведения ракет. Комплекс СА-75 "Двина" принят на вооружение войск ПВО в 1957 г. (первое место базирования под г.Брест).  Полигонная ПУ с ракетой 1Д комплекса СА-75 / SA-2 GUIDELINE (фото МКБ "Факел", http://pvo.guns.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета 9М730 "Буревестник" - SSC-X-9 SKYFALL / KY-30
   Стратегическая крылатая ракета с ядерной энергетической установкой / крылатая ракета с неограниченной дальностью действия. Головным разработчиком комплекса с ракетой предположительно является концерн "Росатом". Разработка ракеты предположительно ведется одним из ракетных КБ: ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург), НПО машиностроения (г.Реутов) или МКБ "Радуга" (г.Дубна).
"В конце 2017 г. на Центральном полигоне Российской федерации состоялся успешный пуск ракеты с ЯЭУ. В ходе полета ЭУ вышла за данную мощность и обеспечила необходимый уровень тяги. Проведенные летные испытания вкупе с наземными испытаниями позволяют перейти к созданию стратегического комплекса ЯО с ракетой с ЯЭУ" (ист. - В.В.Путин, 01.03.2018 г.). Известно, что обеспечение испытаний осуществлялось самолетами наблюдения ЛИИ им.Громова (источник).
22 марта 2018 года крылатая ракета получила наименование «Буревестник» по результатам открытого голосования на сайте Министерства обороны России.
Все сведения указанные в настоящей статье носят предположительный и гипотетический характер и основаны на выводах автора, если не указан источник информации. Индекс "9М730" взят из СМИ (источник). Тем не менее, вплоне вероятно, что индекс "9М730" не имеет отношения к данному изделию, а относится к семейству крылатых ракет для комплекса "Искандер-М" - т.к. в 2015 году в годовом отчете ГосНИИП (Государственный научно-исследовательский институт приборостроения) за 2014 г. говорилось о «завершении государственных испытаний ракет 9М728, 9М729 и их усовершенствованного варианта», которым может оказаться изделие 9М730.
 Пуск крылатой ракеты 9М730 с ЯЭУ из полигонной пусковой установки. Полигон в Паньково, Новая земля, конец 2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П030, ракета УР-100Н / 15А30 / РС-18А - SS-19 mod.1 / mod.2 STILETTO Комплекс 15П030П, ракета УР-100Н / 15А30 Комплекс 15П035 / 15П135, ракета УР-100Н УТТХ / 15А35 / РС-18Б - SS-19 mod.3 STILETTO
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) с разделяющейся головной частью с шестью боевыми блоками с индивидуальным наведением (РГЧ ИН). Разработана в Филиале № 1 (главный конструктор - В.Н. Бугайский, ведущий конструктор - Юрий Дьяченко) ЦКБМ / ОКБ-52 (с 2007 г. НПО машиностроения) под общим руководством В. Н. Челомея. В августе 1969 г. состоялось заседание Совета Обороны СССР под председательством Л.И. Брежнева, на котором обсуждались перспективы развития РВСН СССР и были одобрены предложения КБ "Южное" в части модернизации уже стоявших на вооружении ракетных комплексов Р-36М и УР-100. Также было поддержано предложенная ЦКБМ схема модернизации комплекса УР-100 - создание нового ракетного комплекса УР-100Н. Разработка МБР начата 2 сентября 1969 г., а 19 августа 1970 г. вышло Постановление Совмина СССР № 682-218 о разработке ракетного комплекса УР-100Н / 15А30 с "самой тяжелой ракетой из легких МБР" (принятый в договорах термин). На конкурсной основе с комплексом УР-100Н в КБ "Южное" создавалась МБР МР-УР-100. Комплексы УР-100Н и МР-УР-100 предлагались для замены семейства МБР легкого класса УР-100 / 8К84, принятого на вооружение РВСН в 1967 г. и развернутого в массовом количестве - максимальное количество МБР УР-100 1030 ед. достигнуто в 1974 году.
По распоряжению В.Н.Челомея в ЦКБМ работы по ракете були распределены: - маршевые ступени, стендовые изделия, сопряжение ракеты с ТПК и ШПУ, выдача чертежей заводу им.Хруничева в декабре 1970 г. - Филиал №1 ЦКБМ (начальник - В.Н. Бугайский); - автономный блок с разделяющейся головной частью и система управления ракетой с выдачей работчей документации заводу в декабре 1970 г. - ЦКБМ (заместителю генерального конструктора А.И. Эйдис); - транспортно-пусковой контейнер, увязка с комплексом наземного оборудования и пусковой установкой с выдачей документации Омскому авиационному заводу в декабре 1970 г. - ЦКБМ (заместитель генерального конструктора В.М. Барышев); - увязка работ по созданию позиционного района ракетного комплекса УР-100Н - Филиал №1 ЦКБМ.
Для обеспечения технического руководства и координации работ в ЦКБМ приказом Генерального конструктора от 20.10.1970г. главным ведущим конструктором по головной части ракеты УР-100Н был назначен Б.М. Денисов, а 30.10.1970 г. в его группу включены ведущими конструкторами В.Ю. Гасюнас - по корпусу, технической документации и производству, В.Г. Биденко – по бортовым агрегатам, наземному оборудованию и испытаниям.
В процессе разработки была сформирована следующая кооперация предприятий: - ОКБ-52 (В.Н.Челомей) - головное КБ по комплексу и ракете; - НПО "Электроприбор" (В.Г.Сергеев, НПО "Хартрон", г.Харьков) - система управления; - КБХМ (А.Д.Конопатов, г.Воронеж) - основные и рулевые ЖРД маршевых ступеней ракеты; - ЦКБ машиностроения (В.М.Барышев, г.Москва) - ШПУ высокой защищенности; - ВНИИП (О.Н.Тиханэ) - разработка боевого блока с термоядерным зарядом.
 ШПУ 15П735 с МБР УР-100Н УТТХ / 15А35, 2000-е годы (фото - Сергей Казак, РИА Новости) | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П159 "Курьер", ракета 15Ж59 - SS-X-26
   
Мобильная малогабаритная межконтинентальная ракета / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Разработка комплекса и ракеты велась Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе, с 1987 г. главный конструктор - Б.Н.Лагутин. Разработка комплекса начата по инициативе командующего РВСН В.Ф.Толубко в ответ на разработку в США МБР MGM-134 "Midgetman" по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Эскизный проект МБР (название на ранней стадии проектирования - "Темп-СМ") завершен в 1984 г. Разработка эскизного проекта по теме "Темп-СМ" велась 11-м отделением МИТа, начальник - Н.В.Карягин. На стадии ОКР за комплекс отвечало отделение №6 МИТа (А.К.Виноградов, позже - Л.С.Соломонов), за ракету - отделение №1 МИТ (В.И.Гоголев, позже - Ю.В.Соломонов). Производство ракет опытной партии для испытаний велось на Воткинском машиностроительном заводе. Там же планировалось развернуть и серийное производство ракеты. Пробная пусковая установка 15У160 на шасси МАЗ-7909 проходила испытания с макетными прототипами ракет на полигоне Капустин Яр в 1989-1990 г.г. В период с марта 1989 г. по май 1991 г. на полигоне Плесецк в ходе отработки стартовой автоматики и самоходной ПУ выполнено 4 бросковых пуска макетов ракеты (ИРС - испытательный ракетный снаряд) по упрощенной циклограмме с облегченным двигателем первой ступени.
К 1991 г. разработан окончательный 5-осный вариант СПУ 15У160М комплекса, начато изготовление опытных образцов СПУ на закоде "Баррикады" (г.Волгоград). К летным испытаниям ракеты планировалось приступить летом 1992 г., но в связи с прекращением в США разработки МБР "Миджитмен" 5 октября 1991 г. М.С.Горбачев заявил о прекращении разработки комплекса "Курьер". 
 Самоходная пусковая установка 15У160М ракетного комплекса 15П159 "Курьер" в музейной экспозиции полигона Капустин Яр, 2021 г. (фото - пользователь "Случайный" форума http://militaryrussia.ru/) | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) НИР "Универсал", комплекс 15П065, ракета РТ-2ПМ2, 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B
  
Проект универсальной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР для шахтного и мобильного базирования) разработки КБ "Южное" (Днепропетровск, генеральный конструктор - В.Ф.Уткин) и Московского Института Теплотехники (МИТ, главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов, в разные годы, источник). Разработка шахтного варианта МБР начата в 1984 г. (ист. - Морозов).
Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).
Для соответствия требованиям договора СНВ-1 и в качестве условной модернизации МБР РТ-2ПМ по НИР "Универсал" в КБ "Южное" разрабатывалась твердотопливная МБР с моноблочным боевым оснащением в вариантах ПГРК и ШПУ. В то же время в МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).
Совместная полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 по теме НИР "Универсал" была начата МИТ и КБ "Южное" по решению ВПК при Совмине СССР №323 от 09.09.1989 г. и по приказу Министра общего машиностроения СССР №222 от 22.09.1989 г. Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах: 1) ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК) 2) ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным ракетным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065 с ракетой 8Ж65 / 15Ж65). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).
Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ н монотопливе и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель для 1-й ступени так же разрабатывался КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). 29 декабря 1989 г. успешно защищен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса (ист. - Уткин). Начата разработка конструкторской документации. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).
Ракета 15Ж65 "Универсал" и ТПК с ракетой в шахтной пусковой установке (Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". г.Днепропетровск, ГКБ "Южное", 2000 г.) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П014, ракета Р-36М / 15А14 / РС-20А - SS-18 mod.1-3 SATAN Комплекс 15П014П
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана КБ "Южное" (г. Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель, с 01.10.1970 г. - В.Ф.Уткин). Решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. в Ялте одобрены предложения КБ по созданию модернизированных ракет с минометным стартом - тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67 и легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84, а также боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР.
В разработку проекта были положены следующие основные принципы: – разработка автономной инерциальной системы управления на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) и комплекса командных приборов (ККП) повышенной точности; – создание разделяющейся головной части (РГЧ) с индивидуальным наведением боевых блоков в точки прицеливания; – создание боевых блоков с улучшенными габаритно-массовыми и баллистическими характеристиками, стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва (ПФЯВ); – разработка комплекса средств преодоления противоракетной обороны (ПРО) противника, включающего в себя ложные цели, работоспособные на всех участках траектории; – эксплуатация ракеты на всех этапах в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), размещение на ТПК всего оборудования и аппаратуры, необходимых при боевом дежурстве и пуске ракеты; – минометный старт ракеты из ТПК, размещаемого в шахтной пусковой установке с запуском двигателей первой ступени ракеты после выхода ее из ТПК.
2 сентября 1969 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина № 712-247 «О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15A14) с выходом на ЛКИ в 1971 г.». Разработку комплекса с МБР вела следующая кооперация предприятий: - КБ "Южное" - ракета и комплекс вцелом; - КБЭМ и КБХА - ДУ ЖРД маршевых ступеней; - ХКБЭлектроприборостроения и НИИПМ - система управления; - НПО "Алтай" и ЦНИРТИ - КСП ПРО; - КБСМ и ЦКБТМ - стартовый комплекс и ШПУ; - ЛНПО "Союз" - ПАД; - ЦКБТМ - КП; - ВНИИЭФ - заряды ББ.
На первом этапе проектирования ракеты 15А14 предполагалось использование на маршевых ступенях такого же подхода как на ранее созданных ракетах семейства Р-36 - т.е. в качестве маршевого двигателя 2-й ступени предполагалось использовангие высотной модификации двигателя 1-й ступени. В результате проектной проработки подобной схемы (6-камерная ДУ на 1-й ступени и 2-х камерная ДУ на 2-й ступени) было принято решение об использовании на 2-й ступени комбинированной двигательной установки разработки КБХА с маршевым и рулевым ЖРД (ист. - Рачук). В декабре 1969 г. подготовлен эскизный проект МБР 15А14 с 4-мя видами боевого оснащения: легкая и тяжелая моноблочные ГЧ, РГЧ ИН и маневрирующая ГЧ. В марте 1970 г. эскизный проект МБР 15А14 был принят (ист. - Задонцев). В августе 1970 г. одобрено предложение о разработке ракетного комплекса с ШПУ повышенной защищенности. В январе 1971 г. начаты экспериментальные бросковые пуски из ТПК на полигоне под Павлоградом (см.ниже).
 Пуск МБР 15А14 с тяжелой моно ГЧ, обработка MilitaryRussia | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Развитие ракеты Х-32...https://www.youtube.com/watch?v=kSd-ZLRiuM8 | DIMMI как Вы думаете на Х-32 можно установить заряд мощностью несколько мегатонн? | Сайт http://nuclearweaponarchive.org/Usa/Tests/Dominic.htmlНа сайте опубликованы... | Да не... "советские газеты" просто читаете... а они работать не умеют по определению | Скорее всего мероприятия по ПД ИТР проводят. А то Темнейший наговорил недавно, вот... | фото 2013 г. и с 2013 г. в статье по ракете))))... Олдастарый, однако что-то не так с источниками))) | [ img ][ img ]http://www.arms-expo.ru/analytics/armed ... yandex.com | У меня тишина... |
|