MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

О сайте MilitaryRussia.Ru

MilitaryRussia в сети Интернет: LiveJournal   Twitter  Youtube  Blogspot

Интернет-проект MilitaryRussia.ru является независимым научно-популярным исследовательским ресурсом посвященным новейшей истории советской и российской военной техники. Сайт не претендует на 100% достоверность информации и не может обеспечить максимально детальное представление всех возможных типов техники т.к. работа над сайтом ведется в свободное время и бесплатно. Использование информации сайта СМИ и другими ресурсами разрешено с указанием ссылки на источник информации - сайт http://militaryrussia.ru с активным линком. 

Internet site MilitaryRussia.ru is an independent scientific and popular research resources devoted to the recent history of the Soviet and Russian weapon systems. The site does not claim to 100% of the information accuracy and can not ensure maximum detailed representation of all the possible types of systems because I work on the site in my free time and free of charge. Use of site information to Media and other resources is certainly allowed with reference to the source of information - site http://militaryrussia.ru with an active link. 

Корнев Дмитрий / Kornev Dmitry (автор проекта MilitaryRussia.ru)
Телеграм-канал https://t.me/militaryrussiaru
Автор: DIMMI Создан: 03.01.2018 20:47:19 Комментариев: 0 Читать всю статью

Хронология ядерных испытаний в СССР

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Хронология ядерных испытаний в СССР (1945-1990 г.г.)



Взрыв первой отечественной атомной бомбы РДС-1 на Семипалатинском полигоне, 29 августа 1949 г. (фото - Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ, http://rusarchives.ru).

В таблице приводятся сводные данные по ядерным испытаниям в СССР. Данные пополняются - см. выше дату последних изменений файла.

- 1958 г. 31 марта - 30 сентября -  СССР объявляет односторонний мораторий.

- 1958 г. 30 октября - 1961 г. 1 сентября - двухсторонний (СССР и США) мораторий на проведение ядерных испытаний.

- 1961 г. 1 августа - СССР объявляет односторонний выход из двухстороннего моратория на проведение ядерных испытаний.

- 1985 г. 6 августа - 1987 г. 25 февраля - односторонний мораторий СССР на проведение ядерных испытаний.

- 1991 г. 26 октября - Россия объявляет мораторий на проведение ядерных испытаний.
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2014 17:34:53 Комментариев: 13 Читать всю статью

8У-69 / изделие 244Н / РН-24

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
8У-69 / изделие 244Н
РН-24


Тактическая атомная бомба с зарядом разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Главные конструкторы - К.И. Щёлкин, А.Д. Захаренков. Это первая советская атомная бомба для применения на внешней подвеске сверхзвуковых самолетов фронтовой авиации. Бомба предназначена для уничтожения укрепрайонов, командных пунктов, позиций ракет и других важных целей с известными координатами. Разработка бомбы и заряда для нее велась в 1957-1961 г.г. 

Испытания изделия 244  проводились в 1960-1961 г.г. в научно-испытательной части 71-го полигона ВВС (Багерово, Крым) был теоретически обоснован оптимальный метод возможного нанесения ядерного удара с истребителя-бомбардировщика по наземной цели. Это был вертикальный манёвр самолёта (кабрирование под углами порядка 45 градусов) при различных вариантах ухода самолёта после бомбометания. Согласно расчётам разработчиков самолёт имел возможность, находясь на удалении 5 - 6 км от цели, осуществить внезапный манёвр: через 5 - 6 сек. после ввода в кабрирование произвести сброс авиабомбы, а затем за 9 - 10 секунд уйти на безопасное расстояние, избежав или сведя к минимуму воздействие на машину поражающих факторов ядерного взрыва. Отработка указанного метода бомбометания с применением имитационных авиабомб ИАБ-500 проводилась на 71-м полигоне ВВС (Багерово, Крым) в 1961 г. под руководством начальника отдела Липецкого центра боевой подготовки И.Б.Качаровского. 27 августа 1962 г. подполковник Шеин А.И., впервые в мировой практике, произвел бомбометание авиабомбой 244Н в боевом снаряжении с самолета Су-7Б с использованием вертикального маневра (кабрирования). Испытание проводилось на Семипалатинском полигоне (см.хронологию атомных испытаний).

Бомба 8У-69 / изделие 244Н принята на вооружение в 1963 г. в трёх модификациях (244Н-1, 244Н-2, 244Н-3) с зарядами разной мощности. 

Разработка более современного варианта РН-24 начато в НИИ-1011 (ВНИИТФ, главный конструктор - А.Д.Захаренков, источник) в 1962 г. Новая бомба выполнялась в габаритах бомбы 244Н, но с более мощным зарядом с несколько большими габаритами (чем в 244Н) и с более компактным блоком автоматики боеприпаса - с учетом этого конструкция боеприпаса была перекомпонована. С учетом Бомба РН-24 принята на вооружение в 1971 г.

Серийное производство бомбы 8У-69 / изделие 244Н было начато в конце 1961 г. на Приборостроительном заводе в г.Трехгорный. Последние две модификации бомбы (из всего пяти) выпускались также Пензенским приборным заводом (ППЗ, г.Заречный, ныне - НПЦ "Старт") до середины 1970-х годов. Первое серийное специзделие Пензенским приборным заводом выпущено в декабре 1963 г. - это было изделие 244Н (не подтверждено, источник).

В 1984 г. бомба снята с вооружения.


Атомная бомба "изделие 244" (источник)
Автор: DIMMI Создан: 03.09.2022 21:25:49 Комментариев: 6 Читать всю статью

Д-2 / Р-13 / 4К-50 - SS-N-4 SARK

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-2, ракета Р-13 / 4К-50 - SS-N-4 SARK / SNARK
(первоначально)


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка БРПЛ начата ОКБ-1 и продолжена СКБ-385 / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс). Генеральный конструктор - В.П.Макеев, заместитель генерального конструктора - В.Р.Серов (1961 г., Ленинская премия СССР за создание ракеты Р-13), с 1959 г. ведущий конструктор Милославский Л.М. 

Разработка специальной ракетной дизель-электрической ПЛ пр.629 задавалась Постановлением Совмина СССР от 26 января 1954 г. Главное управление кораблестроения ВМФ в мае 1954 года выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку технического проекта подводной лодки пр.629. Изначально ТТЗ предусматривало вооружение лодки ракетами Р-11ФМ. Однако дальность ракет в 150 км была признана недостаточной для нанесения ударов в глубине территории противника при наличии противолодочной обороны. 

25 августа 1955 г. принято решение о разработке новой ракеты для подводных лодок с ядерной боеголовкой и дальностью стрельбы 400—600 км. 11 января 1956 г. вышло изменённое техническое задание на лодку пр.629 и ракетный комплекс Д-2 с новой ракетой надводного старта. Эскизный проект ракеты разрабатывался ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва с конца 1955 до середины 1956 года. Затем все работы были переданы в недавно созданное в Златоусте СКБ-385 где главным конструктором был В. П. Макеев. 21 августа 1956 года вышло Постановление Совмина СССР № 1240-631 о разработке для вооружения подводных лодок пр.629 и пр.658 разработки ЦКБ-16 ракетного комплекса Д-2 с баллистической ракетой Р-13. На обоих типах лодок предусматривалась установка в рубке трёх пусковых установок.

В ходе работ над созданием комплекса Д-2 сложилась кооперация предприятий:
- ОКБ-1 (С.П.Королев) / СКБ-385 (В.П.Макеев) - головное по проекту комплекса и по ракете 4К-50;
- КБХМ (А.М.Исаев) - двигательная установка;
- ОКБ-626 (Н. Семихатов) - система управления ракеты;
- ЦКБ-34 (КБСМ, Е.Г.Рудяк) - пусковая установка;
- НИИ-1011 (ВНИИТФ, К.И. Щелкин) / СКБ-385 - головная часть;
- НИИ-1011 (ВНИИТФ, К.И. Щелкин) - ядерный боеприпас и заряд.

В конце 1956 г. СКБ-385 подготовило конструкторскую документацию проекта ракеты. Испытания двигателей ракеты начаты в декабре 1958 г.

Летные испытания ракеты Р-13 проводились на полигоне Капустин Яр с июня 1959 по март 1960 года. С неподвижного и качающегося стендов было выполнено 19 пусков, из них 15 признано успешными. С ноября 1959 по август 1960 года были проведены корабельные испытания ракет Р-13 на Северном флоте на головной подводной лодке Б-92 пр.629. Было проведено 13 пусков, из них 11 признано успешными.


Монумент с ракетой Р-13 / 4К-50 в Североморске установлен в честь 25-летия города Североморск (https://ru.wikipedia.org/) 
Автор: DIMMI Создан: 06.10.2011 17:53:56 Комментариев: 3 Читать всю статью

Орешник

ДАННЫЕ НА 2024 г. (трубется пополнение)
"Орешник" - SS-Х-31B / SS-X-34


Баллистическая ракета средней дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ). В июле 2023 г. принято решение руководства страны о разработке ракеты в варианте с неядерным оснащением на базе МБР "Рубеж". Вероятно, теоретическая проработка создания подобного комплекса под шифром "Кедр" велась с 2022 г. или раньше. Ракета создается с использованием наработок по другим ракетным комплексам разработки МИТ - "Ярс",  "Булава" и др.

По западным данным кооперация по разработке ракетного комплекса включает в себя:
- Московский институт теплотехники - головной разработчик комплекса и ракеты;
- ФНПЦ "Титан-Баррикады” (г. Волгоград) - автономная пусковая установка и вспомогательные машины комплекса; 
- ЦНИИАГ (г.Москва) - разработка устройств системы управления ракетой
- ФЦДТ "Союз" - разработка двигательной установки
- ОКБ “Прожектор” (г. Москва)
- Концерн “Созвездие” (г.Воронеж);
- НПП “Спецэнергомеханика” (г. Москва);
- НИЦ спецтехники и конверсии “Континент” (г. Москва).

По западным данным испытания ракеты начаты пуском на полигоне Капустин Яр в октябре 2023 г. и продолжены пуском в июне 2024 г. Третий испытательный пуск стал испытательно-боевым - 21.11.2024 г. ракета (или ракеты) применена по боевой цели - ПО "Южмаш" в Днепропетровске. Боевое оснащение нового типа - РГЧ ИН с кассетным наполнением (6 х 6 боевых элементов) либо набор КСП ПРО.

По итогам пуска 21.11.2024 г. Главком РВСН С.Каракаев  предложил принять ПГРК "Орешник" на вооружение.



Западные источники считают БРСД "Орешник" модификацией МБР РС-26 "Рубеж" (реконструкция РС-26 "Рубеж" от MilitaryRussia.Ru, вариант от 21.01.2018 г.)
Автор: DIMMI Создан: 23.11.2024 07:21:01 Комментариев: 6 Читать всю статью

РН202 / изделие 202

ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе)
РН202 / изделие 202
 


Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности / "бомба большой мощности". После успешного испытания термоядерного заряда РДС-37  возникло несколько предложений по созданию зарядов большой мощности. Работы по ним ускорялись в том числе данными об испытаниях 10-мегатонных термоядерных зарядов в США. В 1955 г. по решению Правительства был создан второй ядерный центр - НИИ-1011 (ныне РФЯЦ-ВНИИТФ) в Челябинске-70 (ныне г. Снежинск), куда была переведена треть сотрудников КБ-11. Тематика работ была идентичной. Новый ядерный центр инициативно предложил проект разработки супербомбы мощностью в 30 Мт (такой мощностью обладало первое термоядерное устройство «Майкл» США, испытанное в 1952 г. на атолле Бикини).

16 декабря 1955 г. в докладной записке Васильева, Щелкина, Забабахина и Гречишникова о разработке и испытании изделия большой мощности предлагалось произвести летом 1956 г. испытание изделия разработки НИИ-1011 с использованием самолета-носителя М-4. Предлагалось несколько вариантов изделия - в виде бомбы, а также с виде снаряженного изделием самолета М-4, который перед взрывом будет покидать экипаж. Т.к. системы автопилотирования не обеспечивали необходимой точности, а также не было гарантии успешного приземления экипажа в районе полигона Новая Земля от варианта снаряженного изделием самолета отказались. Предполагалось, что вес опытного изделия составит 24-26 тонн при диаметре 2.1 м. Мощность изделия оценивалась в 15-25 Мт. 

28.12.1955 г. в Президиум ЦК КПСС была направлена записка Завенягина, Жукова, Курчатова и Зернова в которой предлагалось создание заряда большой мощности с использованием принципа атомного обжания (РДС-37) массой 20-26 тонн и мощностью 20-30 Мт. Заряд предлагалось создать к 3-му кварталу 1956 г. и испытать сбросом с самолета М-4 на полигоне на Новой Земле. Для производства заряда предлагалось использовать литий, выпущенный промышленностью для других бомб в течение 1-3 кв. 1956 г. с последующей компенсаций в следующие 3 квартала. Для бомбы предлагалось создать специальный парашют.

Постановлением Совмина СССР №46-31сс "О результатах испытаний изделий РДС-27 и РДС-37, серийном производстве изделия РДС-27, разработке и производстве изделия на принципе атомного обжатия" от 5 января 1956 г. задавалась подготовка в 1956-1960 г.г. выпуска изделий большой мощности, а также подготовка к 3-му кв.1956 г. испытания изделия мощностью 20-30 Мт. Соответствующий самолет-носитель М-4 на массу полезной нагрузки должен был быть подготовлен к этому сроку. Таким образом задавалась разработка будущего изделия 202 в НИИ-1011.


Бомба РДС-202 / РН202 разработки НИИ-1011 (https://ru.wikipedia.org/)

Автор: DIMMI Создан: 27.11.2024 14:27:03 Комментариев: 1 Читать всю статью

Р-12 / Р-12У - SS-4 SANDAL

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-12 / 8А63 / 8К63 - SS-4 SANDAL
Ракета Р-12У "Двина" / 8К63У
- SS-4 SANDAL

Баллистическая ракета средней дальности. Работа по проектированию ракет на высококипяших компонентах (т.е. жидких при температуре эксплуатации) со сроком хранения в заправленном положении до 1 месяца начата в НИИ-88 по теме НИР Н2 по постановлению Совмина СССР от 4 декабря 1950 г. под общим руководством С.П.Королева. По теме Н2 проводились исследования возможности использования для ракет дальнего действия высококипящих компонентов топлива, в частности азотной кислоты и керосина. С использованием наработок НИИ-88 в инициативном порядке в СКБ-586 под руководством В.С.Будника начата проработка проекта ракеты на высококипящих компонентах в конце 1952 г. Проектирование ракеты велось под использование оснастки, с использованием наработок по ракете Р-5М и практически в её габаритах. В основе работ лежало два постулата: ракета должна иметь автономную систему управления без радиокоррекции и должна длительное время находиться полностью боеготовой в заправленном состоянии. ГАУ Министерства обороны СССР поддержало инициативную разработку.

Постановление Совмина СССР №442-212 от 13 февраля 1953 г. поручало создание ракеты 8А63 СКБ-586. Приказ министра вооружений СССР № 134 о начале работ вышел 20 февраля 1953 г. Тактико-технические требования на ракету 8А63 получены в КБ 14 апреля 1953 г. До 25 декабря 1953 г. защищен эскизный проект ракеты и начато изготовление отдельную её узлов, но финансирование работ СКБ-586 по новой ракете в 1953 г. не осуществлялось. Смежниками СКБ-586 стали: по двигателю - ОКБ-456 (Глушко), по системам управления - НИИ-885 (Пилюгин), по гироскопическим приборам - НИИ-10 (Кузнецов), по стартовой позиции - ГСКБ "Спецмаш" (Бармин).

Отдельная благодарность ABL22 (http://militaryrussia.ru/forum) за помощь в работе над материалом.



Подготовка к пуску с пускового стола ракеты Р-12 (фото - Министерство обороны РФ).

Автор: DIMMI Создан: 30.07.2010 02:02:04 Комментариев: 71 Читать всю статью

Индексы ракет РВиА СВ

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Индексы ракетных комплексов РВиА СВ ВС РФ


Индексы ракетных комплексов по состянию на 2020 г.:
Комплекс Ракета Западное обозначение СПУ / АПУ Разработчик ракеты Примечание
9К71 "Темп" 9М71 SS-12 SCALEBOARD / KY-06 9П11 МИТ  
9К72 "Эльбрус" 8К14 SS-1C SCUD-B 9П117 СКБ-385  
9К73 8К114
9П115 СКБ-385 вертолетный
9К74 крылатая ракета 4К-95 SSC-1A SHADDOCK 9П116 ОКБ-52 вертолетный
9К76 "Темп-С" 9М76 SS-12 / SS-22 SCALEBOARD 9П120 МИТ  
9К77 "Рекорд" 9М77 SS-1D SCUD-C / KY-03    СКБ-385  
  крылатая ракета 9М78 SSC-1A SHADDOCK
ОКБ-52  
9К79 "Точка" 9М79 SS-21A SCARAB-A / FROG-9 9П129 КБМ  
9К711 "Уран" 9М711 (?)     МИТ  
9К712 "Эльбрус" 9М712 (?)     МИТ  
9К713 (?) "Агат" 9М713 (?) STERLITE   МИТ  
9К714 "Ока" 9М714 SS-23 SPIDER-A 9П71 КБМ  
9К715 "Искандер" 9М715 (?) / 9М723 SS-X-26 STONE   КБМ  
9К716 "Волга" 9М716 (?)     КБМ  
9К717 / 9К714У "Ока-У" 9М714У / 9М717 / 9М720 SS-23 SPIDER-B / KY-19 9П74 КБМ  
9К718 / 9К79-1 "Точка-У"  9М79-1 / 9М721     КБМ  
9К719 (?) "Волна" 9М719 (?)     КБМ  
9К720 "Искандер-М" 9М723-1 SS-26 STONE-A   КБМ  
9К720 "Искандер-М" 9М728 / Р-500 SS-26 STONE-C   Новатор  
9К722 "Искандер-МКР" (?) 9М729   9П701 Новатор ?  
  9М730     Новатор  
Автор: DIMMI Создан: 14.12.2020 00:26:47 Комментариев: 1 Читать всю статью

Р-7 / 8К71, Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-7 / 8К71 - SS-6 SAPWOOD
Ракета Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / ракета-носитель ИСЗ. Разработка ракеты велась ОКБ-1 под руководством генерального конструктора Сергея Павловича Королева, ведущий конструктор - Д.И.Козлов. 16.12.1949 г. НИИ-88 (С.П.Королев) заказывает в НИИ-4 НИР «Исследование возможности и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа «пакет». НИР выполнялась группой М.К.Тихонравова и была завершена в 1950 г. 4 декабря 1950 г. Постановлением Совмина СССР начата комплексная поисковая НИР «Исследование перспектив создания баллистических ракет дальнего действия (БРДД) различных типов с дальностью 5-10 тыс. км и массой боевой части 1...10 тонн». В НИР участвовали ОКБ-1, ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3, НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (Костров) и НИИ-504 (Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов) и НИИ-49, математический институт им. Стеклова А.Н. В результате выполнения этой НИР была доказана принципиальная возможность создания составных БРДД, работающих на керосине и жидком кислороде, с массой полезной нагрузки 3…5 тонн. В 1951 г. НИИ-4 направило в ОКБ-1 проект экспериментальной ракеты выполненной по пакетной схеме, способной осуществить запуск ИСЗ (ист. - Гудилин).

После испытания в 1953 г. термоядерного заряда РДС-6С, являющегося реализацией идей А.Д.Сахарова (КБ-11), Правительством в 1953-1954 г.г. был поднят вопрос создания заряда такого типа для баллистической ракеты и разработки межконтинентальной ракеты-носителя. Постановлением Совмина СССР от 13 февраля 1953 г. в рамках НИР тема Т-I "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км" ОКБ-1 предписывалось разработать эскизный проект двухступенчатой баллистической ракеты массой 170 тонн с отделяющейся головной частью массой 3000 кг с дальностью действия 8000 км. В октябре 1953 г. проектное задание изменяется - масса боевого заряда увеличивается до 3000 кг (общая масса головной части ракеты - до 5500 кг, расчетная дальность уменьшается до 5500 км) при сохранении дальности полета. В январе 1954 г. состоялось совещание главных конструкторов С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, Б.М. Коноплева, В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина с участием М.И. Борисенко, К.Д. Бушуева, С.С. Крюкова и В.П. Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков, ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось создавать стационарное наземное оборудование с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу (ист. - Гудилин).

20 мая 1954 г. Совмин СССР принял Постановление о разработке, изготовлении и испытаниях двухступенчатой МБР 8К71, выполненной по пакетной схеме с дальностью действия 8000 км (ист. - Кудряшов). 28 июня 1954 г. принято Постановление Совмина СССР «О плане НИР по специальным изделиям», в котором уточнены содержание, порядок и сроки работ по ракете Р-7. 6 июля 1954 г. был издан Приказ Министра оборонной промышленности СССР о начале работ по проекту создания ракеты. На КБ-11 (ВнИИЭФ) возлагалась задача создать термоядерный заряд мощностью не менее 1,5–2 Мт тротилового эквивалента.

24 июля 1954 г. ОКБ-1 завершена разработка эскизного проекта МБР 8К71, который был одобрен в конце июля 1954 г. межведомственной комиссией во главе с М.В.Келдышем и 20 ноября 1954 г. одобрен Совмином СССР (ист. - Гудилин). В августе 1954 г. ОКБ-1 выдает смежникам техническое задание на разработку систем и агрегатов ракеты 8К71 (ист.). Теоретический чертеж ракеты Р-7 С.П. Королев утвердил 11 марта 1955 г., а 25 июля 1956 г. были подписаны материалы уточненного эскизного проекта. Разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 г. (ист.).

Технический проект ракеты Р-7 должен быть представлен в 1-м квартале 1956 г., полигон для испытаний ракеты должен быть подготовлен не позднее апреля 1956 г. , плановый срок начала пристрелочных и зачетных испытаний назначался на 2-й квартал 1957 г. Первый пуск ракеты Р-7 планировалось провести в конце 1956 г. (докладная записка в Президиум ЦК КПСС от 03.02.1956 г. источник).


Ракета Р-7 / 8К71 на стартовом столе на полигоне Байконур, 1957 г. (http://www.energia.ru,обработано).
Автор: DIMMI Создан: 24.06.2013 09:55:39 Комментариев: 16 Читать всю статью

РДС-37

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
РДС-37


Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием. Разработка бомбы велась КБ-11, главный конструктор и научный руководитель работ - Ю.Б.Харитон, руководитель проекта - А.Д.Сахаров.

В начале 1954 г. на совещании в Министерстве среднего машиностроения рассмотрены 8 вариантов конструкции "СД" - бомбы высокой мощности, более высокой, чем испытанная ранее РДС-6с (СД - "слойка доработанная"). Все рассмотренные варианты зарядов не давали мощности более 1.5Мт, что считалось недостаточным. При этом стоимость изделия СД оценивалась в 20 раз дороже стоимости РДС-2. Так же в начале 1954 г. новый принцип ядерного обжатия был предложен Сахаровым и Зельдовичем на базе идей В.А.Давиденко. Неофициально принцип ядерного обжатия был назван "сахаризация" - первичный заряяд располагался рядом со вторичным и оба заряда окружались тяжелым корпусом отражающим рентгеновские лучи. Таким образом достигалось круговое воздействие рентгеновских лучей на вторичный узел. 

24 декабря 1954 г. состоялся научно-технический совет КБ-11 под председательством И.В.Курчатова. В работе совета приняли участие министр среднего машиностроения В.А.Малышев, руководство КБ-11, ученые и конструкторы-разработчики атомных зарядов. На заседании обсуждалась проблема создания водородной бомбы большой мощности основанной на новом принципе. Ю.Б.Харитон выступил с предложением о проведении в 1955 г. модельного опыта натурной конструкции новой бомбы. В итоге обсуждения совет принял согласованное:
- руководству КБ-11 представить план работ по проблеме создания новой бомбы с пояснительной запиской в Министерство среднего машиностроения.
- разрешить до утверждения плана работ по этой проблеме разработку бомбы - устройства и проведение его испытания на полигоне № 2 в 1955 году (ист. - Том 1)

Разработка нового типа термоядерного заряда велась как для оснащения им авиационной бомбы так и для межконтинентальной ракеты Р-7 - в случае с ракетой мощность заряда должна была нивелировать невысокую точность будущей ракеты.

В течение первого полугодия 1955 г. велась разработка опытного образца бомбы-устройства для проверки нового принципа. Техническое задание на изготовление водородной бомбы новой конструкции было выдано 1 февраля 1955 г. Для проверки хода работ по плану разработки новой физической схемы заряда в КБ-11 прибыли А.П.Завенягин, руководители Главного управления П.М.Зернов, Н.И.Павлов. На состоявшемся 27 мая 1955 г. совещании был рассмотрен вопрос о состоянии работ по разработке бомбы - устройства РДС-37. Сообщение по этому вопросу сделал Я.Б.Зельдович. Он изложил материал о протекании в устройстве РДС-37 термоядерной реакции. Последовал вопрос Завенягина: "Имеются ли еще какие-либо сомнения?" - "Если говорить о мощности с точностью лишь ±40%, то сомнений нет", - ответил Зельдович. По результатам совещания Зернов, Павлов, Харитон, Негин. Духов, Бессарабенко подготовили решение, которое было утверждено Завенягиным 31 мая 1955 г. и в котором было записано: "Одобрить представленную КБ-11 схему экспериментального устройства РДС-37" (ист. - Том 1).

Экспериментальные работы (газодинамические опыты) по отработке элементов бомбы и соответствующие конструктивные изменения проводились вплоть до конца сентября 1955 года (ист. - Том 1). 


Бомба с зарядом РДС-37, 22.11.1955 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2014 01:58:39 Комментариев: 8 Читать всю статью

Р-36 / 8К67 - SS-9 SCARP

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 8П767, ракета Р-36 / 8К67 - SS-9 mod.1 / mod.2 SCARP
Комплекс 8П767П, ракета Р-36П / 8К67П - SS-9 mod.4 SCARP


Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) второго поколения. Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель). После появления в США тяжелой МБР "Титан-2" ОКБ-586 в первой половине 1961 года вышло с инициативой создания новой тяжелой МБР на базе МБР Р-16 с превосходящими "Титан-2" характеристиками. Разработка ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16.04.1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. В качестве МБР с двумя типами специальных зарядов Р-36 должна была иметь дальность 12000 км с тяжелой БЧ и 16000 км с легкой БЧ. Планировалось начать летные испытания МБР Р-36 в 4-м кв. 1963 года, а испытания орбитального варианта ракеты начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. Ведущим конструктором ракеты назначен заместитель генерального конструктора КБ "Южное" М.И.Галась. 

При создании МБР Р-36 создавалась следующая кооперация предприятий:
ОКБ-586 - комплекс 8П767 вцелом, ракета и рулевые двигатели маршевых ступеней
- завод №586 - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии
- ОКБ-456 - маршевые двигателеи обоих ступеней
- НИИ-692 ("Хартрон") - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура
- НИИ-885 - система радиокоррекции
- НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - командные гироприборы
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - специальные заряды и автоматика головных частей
- ОКБ-586 - комплекс средств преодоления ПРО
- ЦКБ-34 - шахтная пусковая установка и командный пункт ракетного комплекса
- КБТХМ - система заправки ракетного комплекса
- НИИАП - система боевого управления

Основные особенности тяжелой МБР Р-36 / 8К67:
- два типа моноблочных ГЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО);
- автономная система управления позволяющая выполнить удаленное управление пуском ракет из ШПУ  с доворотом ракет на нужный азимут после выхода из ШПУ, что обеспечивает прицеливание ракет по любому азимуту;
- использование в качестве окислителя азотного тертоксида;
- плотная компоновка топливного отсека 2-й ступени - единый топливный отсек с разделением окислителя и горючего промежуточным днищем;
- применение прессованных химфрезетованных панелей и пустотелых шпангоутов в конструкции топливных баков обеспечило экономию массы;
- выполнен горячий наддут топливных баков из газогенераторов, работающих на компонентах основного топлива;
- для исключения невесомости запуск маршевого двигателя 2-й ступени производится при заранее запущенном рулевом двигателе ступени;
- за счет ампулизации топливной системы обеспечен большой срок хранения и высокая боеготовность ракеты;
- повышена выживаемость ракетного комплекса при первом ударе за счет рассредоточения ШПУ типа ОС.

Постановлениями задавалось создание тяжелой МБР с комбинированной системой управления - автомномной инерциальной с радиокоррекцией. Ракета предназначалась для поражения особо важных целей мощными термоядерными зарядами, применяемыми в сочетании с комплексом средств преодоления ПРО противника. До 1965 г. МБР создавалась в конкуренции с тяжелой МБР УР-200 ОКБ-52 Челомея. При проектировании ракеты использовался ряд конструктивных решений, отработанных и проверенных на тяжелых ракетах первого поколения Р-16 и Р-16У, а также на ракете Р-26. Предполагалось применять ракеты из групповых ШПУ - в 1963 году такой вариант развертывания был отвергнут и на полигоне Байконур началось строительство одиночных ШПУ типа ОС.


Один из первых пусков ракеты Р-36 комплекса 8К67 / SS-9 SCARP с легкой ГЧ с наземного стартового стола
(обработка MilitaryRussia.ru)
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2021 18:48:10 Комментариев: 0 Читать всю статью

Р-36М2 / РС-20В Воевода - SS-18 mod.5-6 SATAN

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / моно ГЧ 15Ф175 - SS-18 mod.5 SATAN / TT-09
Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / РГЧ ИН 15Ф173 - SS-18 mod.6 SATAN

Автор первоначальной статьи: Максим Пашнев (г.Обнинск), 2012 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета четвертого поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина) под руководством академика АН СССР В.Ф.Уткина в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны СССР и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 769-248 от 09.08.1983 г. Главные конструкторы - С.И.Ус и В.Л.Катаев. В.Л.Катаева после перевода в аппарат ЦК КПСС заменил В.В.Кошик. Комплекс "Воевода" создан в результате реализации проекта многостороннего совершенствования комплекса стратегического назначения тяжелого класса Р-36М УТТХ / 15П018 с МБР тяжелого класса 15А18 и предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в т.ч. при многократном ядерном воздействии по позиционному району (гарантированный ответный удар, ист. - Стратегические ракетные). 

В июне 1979 г. в КБ "Южное" было разработано техническое предложение по ракетному комплексу "Воевода" с тяжелой жидкостной МБР четвертого поколения под индексом 15А17. Эскизный проект ракетного комплекса с МБР Р-36М2 "Воевода" (индекс МБР был изменен на 15А18М с целью обеспечения выполнения требований договора ОСВ-2) разработан в июне 1982 года. Одновременно, а июне 1982 г. выпущен и эскизный проект системы управления комплекса МБР.


Пуск штатной ракеты Р-36М2. Вероятно, один из пусков на продление гарантийного срока хранения, 2000-е годы, Яснево (https://missilery.info/, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 02.10.2011 21:17:16 Комментариев: 163 Читать всю статью

Д-8 / УР-100М

ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе)
Комплекс Д-8 "Скат", ракета УР-100М


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка велась ОКБ-52 под общим руководством В.Н.Челомея. В феврале 1962 г. на заседании Совета обороны СССР в Пицунде В.Н.Челомей выступил с предложением о создания универсальной МБР УР-100 ("универсальная ракета") с дальностью полета 11000 км. Предлагалось одной ракетой решить три задачи:
1. Массовое развертывание универсальной МБР наземного базирования УР-100 в качестве ответа на развертывание в США МБР «Минитмен»;
2. Использование ракеты УР-100 в стратегической системе ПРО "Таран" в качестве дальнего эшелона системы ПРО;
3. Использование МБР УР-100М ("морской") для размещения на подводных лодках.

Морской ракетный комплекс Д-8 с баллистической ракетой УР-100 прорабатывался ОКБ-52 совместно с главным конструктором ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») П.П.Пустынцевым, который отвечал за разработку подводной лодки-носителя ракетного комплекса "Скат". С учетом дальности действия ракеты УР-100 (11000 км) возникло предложение о размещении районов базирования будущих ПЛ-носителей во внутренних водах СССР, а так же об упрощении требований к ПЛ-носителям - предлагалось размещать ракеты на неатомных лодках-носителях с надводным стартом. Лодки-носители могли выполняться менее сложными и дорогостоящими с упрощенными тактико-техническими характеристиками по глубине погружения и скорости хода. Предполагалось, что водоизмещение такой лодки-носителя составит 5000 т (по первоначальному проекту), лодка будет иметь небольшой экипаж. Также предполагалось , что новая ПЛ будет иметь более высокий коэффициент боевого напряжения, чем традиционные ПЛРБ.

Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №389-140 о создании ракетного комплекса УР-100 с упрощенным шахтным стартом с ампулизированной универсальной ракетой УР-100 вышло 30 марта 1963 г. 3 июля 1963 г. принято Решение №134 ВПК при Совмине СССР о разработке предэскизного проекта морской версии МБР УР-100. Проект комплекса Д-8 был конкурентом проекта комплекса Д-9 с межконтинентальной БРПЛ КБ машиностроения (г.Миасс).

Разработка ракетного комплекса велась следуюшей кооперацией предприятий:
- комплекс Д-8 и морская МБР УР-100М - ОКБ-52
- маршевые двигателеи первой ступени - ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга и А.Д. Конопатова
- маршевый и рулевой двигатели второй ступени - ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне ГУНПП «Завод им. В.Я. Климова)
- система управления комплекса - НИИ-885 (НИИ АП) под руководством Н.А. Пилюгина
- командные приборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова)
- термоядерные боевые части - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ)
- транспортно-пусковой контейнер (ТПК) - филиал № 2 ОКБ-52
- подводные лодки-носители - ЦКБ-18 (ЦКБ МТ "Рубин"), главный конструктор П.П.Пустынцев.

Ракета УР-100 создавалась как легкая ампулизированная МБР с двигателями на высококипящих долгохранимых компонентах топлива. В начале 1964 г. в ЦКБ-18 велись  работы по проработке проектов носителей БРПЛ УР-100М.

К концу 1964 г. результате рассмотрения предложений по комплексам Д-8 и Д-9 на Совете Обороны СССР, предпочтение было отдано ракетному комплексу Д–9 и все работы по проектам связанным с морской ракетой УР-100 были свернуты.


Морская баллистическая ракета УР-100М (ист. - Карпенко А.В.)
Автор: DIMMI Создан: 19.01.2019 23:28:03 Комментариев: 16 Читать всю статью

Р-21 / 4К-55 - SS-N-5 SERB

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-4, ракета Р-21 / 4К-55 - SS-N-5 SERB
Комплекс Д-4, ракета Р-21М / 4К-55М - SS-N-5 SERB


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка новой БРПЛ с подподным стартом была начата по Постановлению Совмина СССР от 20 марта 1958 г. Разработка ракеты велась ОКБ-586 (ныне - КБ "Южное") под руководством М.К.Янгеля. Одновременно в этом же КБ велась разработка ракеты с надводным стартом Р-15. Кроме того, в СКБ-385 велись работы по ракете с подводным стартом Р-13М. После рассмотрения в НИИ-88 и институтах ВМФ результатов этих разработок было принято решение о завершении работ по этим ракетам. 3 декабря 1958 г. вышло Постановление Совмина СССР о прекращении в ОКБ-586 работ по ракете Р-15 и начале работ по разработке ракеты с подводным стартом Р-21. Эскизный проект ракеты Р-21 разрабатывался во взаимодействии с КБ, которые работали над подводными лодками-носителями - ПЛРБ пр.629 ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н. Исанин) и ПЛАРБ пр.658 (ЦКБ-18, главный конструктор С.Н. Ковалев), а также пусковыми установками (КБ-1 ЦКБ-34, главный конструктор Е. Г. Рудяк).

В 1959 г. руководство страны потребовало максимального ускорения работ по созданию новых ракет и Постановлением 
Совмина от 13 мая 1959 г. за ОКБ-586 были оставлены ракеты наземного базирования Р-14 и Р-16, а работы по созданию ракет для подводных лодок были сосредоточены в СКБ-385 В.П.Макеева. В процессе разработки сложилась следующая кооперация предприятий:

- ракета и комплекс вцелом, боевой блок - СКБ-385 / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс)
- пусковые установки - ЦКБ-34 КБ-1 (главный конструктор Е. Г. Рудяк)
- маршевый ЖРД ракеты - ОКБ-2 (главный конструктор - А.М. Исаев)
- термоядерный боеприпас - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ)

Испытания ракеты Р-21 начаты в 1961 г. и были разделены на три этапа: бросковые испытанияя макетов ракеты со стенда и с опытовой подводной лодки, далее - летные испытания ракет.

Для бросковых испытаний создан макет К1.1, который являлся фактически прототипов ракеты с уменьшенными объемами баков топлива. Испытания первого этапа проводились пусками макета К1.1 с неподвижного плавающего стенда ПСД-4 с глубины 40-50 метров. В период с 15 мая по 22 июля 1961 г. выполнено 5 пусков макетов К1.1.

Испытания пусками макетов с подводной лодки выполнялись с переоборудованной в опытовую ПЛРБ лодки С-229 проекта 613-Д4. За ограждением выдвижных устройств была установлена ракетная шахта, которая выступала из корпуса лодки вниз на 2 метра и вверх на 6,8 метра. Для размещения ШПУ были демонтированы часть жилых помещений лодки и одна группа аккумуляторных батарей. В период с 29 августа по 11 сентября 1961 г. выполнено три пуска макетов К1.1 с глубины 40-50 метров при скорости лодки 2,6-3,5 узла.


Ракета Р-21 / 4К-55 в Музее вооруженных сил СССР в Москве (https://missilery.info/)
Автор: DIMMI Создан: 06.10.2011 18:03:57 Комментариев: 2 Читать всю статью

РТ-2 / РТ-2П / 8К98 - SS-13 SAVAGE

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П098, ракета РТ-2 / РС-12 / 8К98 - SS-13 mod.1 SAVAGE
Комплекс 15П098П, ракета РТ-2П / РС-12 / 8К98П - SS-13 mod.2 SAVAGE


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР).  Разработка велась ОКБ-1 (позже переименовано в ЦКБЭМ и НПО "Энергия") под общим управлением генерального конструктора С.П.Королева (c 1966 г. - В.П.Мишина), который был назначен председателем совета главных конструкторов программы разработки ракетного комплекса 15П098. Впервые необходимость разработки твердотопливной МБР РТ-2 обозначена в Постановлении Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2", которым предусматривалось проведение НИР РТ-2 по определению возможности создания и разработке эскизного проекта ракеты на твердом топливе с дальностью действия 10-12 тыс. км и массой БЧ до 500 кг в течение 1959 - первой половине 1961 г.г.

Непосредственная разработка МБР РТ-2 начата по Постановлению Совмина СССР от 4 апреля 1961 года, ведущий конструктор ракеты - заместитель главного конструктора ОКБ-1 И.Н.Садовский, ведущие конструкторы в разное время - С.Е. Барденштейн и Ф.А. Титов.

Разработка различных компонентов ракеты и ракетного комплекса велась следующей кооперацией предприятий:
- ОКБ-1 - комплекс вцелом и ракета;
- Ленинградский Государственный Институт Прикладной Химии (Владимир Шпак) - работы по твердому топливу на связующем полиуретане;
- Пермское НИИ-130 (НИИ полимерных материалов, Леонид Козлов) - заряд двигателя третьей ступени, топливо на основе полифурита;
- Люберецкое НИИ-125 / НПО "Союз" (Жуков) - топливо на основе низкомолекулярного полибутадиена;
- Алтайское НИИ ХТ (химической технологии) - заряды двигателей первой и второй ступеней, топливо на основе бутилкаучука;
- Пермское КБ машиностроения - двигатели первой и третьей ступеней;
- ЦКБ-7 (Ленинград) - двигатель второй ступени;
- ЦКБ-34 (КБ Специального машиностроения, г. Ленинград, под руководством В.В.Чернецкого и Е.Г.Рудяка) - шахтная пусковая установка одиночного старта (ШПУ «ОС») и командный пункт;
- НИИ АП (под руководством Николая Пилюгина) - автономная инерциальная система управления;
- ОКБ «Импульс» (под руководством Тараса Соколова) - система дистанционного управления и контроля пуска (СДУК, в т.ч. система прицеливания). 

Применение ракет РТ-2 предполагалось из двух типов шахтных стартовых комплексов - группового  и одиночного, а также со стартового комплекса   железнодорожного базирования. В процессе разработки МБР остался только вариант с ШПУ типа “одиночный старт” (“ОС”).

Постановлением Совмина СССР от 29 мюня 1962 г. уточняются требования к ракете и сроки работ по её созданию. Появляется требование разработки двух вариантов боевых частей и ужесточаются требования по точности ракеты и возможности дистанционного управления пуском. Эти требования закрепляются Постановлением Совмина от 16 июля 1963 г. На совещании 22.08.1963 г. запланировано начало испытаний РТ-2  в 4-м кв. 1964 г. 

В 1963 г. выпущен эскизный проект ракеты РТ-2 
и в этом же году на базе ракеты РТ-1 для отработки решений для МБР РТ-2 была разработана экспериментальная ракета РТ-1-63 на которой отрабатывались 3-я и 2-я ступени МБР РТ-2. Всего построено три ракеты. Испытательные пуски ракет РТ-1-63 велись с наземной пусковой установки 8У258 на полигоне Капустин Яр осенью 1965 г. Из трех пусков лишь один был успешным. Ранее, 23 июля 1965 г. состоялось совещание аварийной комиссии по огневым испытаниям ракетных блоков РТ-2.

Впервые макет ракеты РТ-2 с упрощенной имитацией ГЧ и без приборного отсека показан на Параде на Красной площади в Москве 9 мая 1965 г.



Макет ракты РТ-2 / 8К98 / SS-13 SAVAGE при подготовке к параду в Москве 09.05.1965 г. Макет ракеты без приборного отсека и с упрощенной головной частью. На заднем плане ракета 8К66 (фото ТАСС, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 04.09.2016 20:05:37 Комментариев: 66 Читать всю статью

Р-36-О / 8К69 - SS-9 mod.3 SCARP FOBS

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 8П769, ракета Р-36-О / 8К69 - SS-9 mod.3 SCARP FOBS


Глобальная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель), главный конструктор - М.И.Галась. Разработка орбитального ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16 апреля 1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. Испытания орбитального варианта ракеты планировалось начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. 


Глобальная МБР на Западе получила наименование FOBS - Fractional Orbital Bombardment System - "частично орбитальная бомбардировочная (ударная) система". Основные преимущества такого типа ракеты перед обычной МБР:
- неограниченная дальность действия;
- возможность поражения цели разными ракетами, но одновременно с разных направлений (например, через Северный и Южный полюса);
- меньшее время полета до цели по кратчайшему направлению, чем у обычной МБР;
- невозможность прогнозирования района падения боеголовки пока она находится на орбитальном участке полета;
- удовлетворительная точность при максимальных дальностях.

Создание ракеты и орбитальной ступени вело ОКБ-586, двигательная установка для орбитального блока создавалась ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко, система управления - НИИ-692 ("Хартрон") главного конструктора В.Г.Сергеева, командные приборы - НИИ-944 главного конструктора В.И.Кузнецова, боевой стартовый комплекс - ЦКБ-34 главного конструктора Е.Г.Рудяка. Эскизный проект Р-36-О разработан в декабре 1962 г. 

Первоначально ампулизация ракеты не предусматривалась, но 12 января 1965 года вышел приказ ГКОТ "О развертывании работ по ампулизации ракет Р-36 и Р-36-О", которым задавались работы по доработке МБР для долговременного нахождения в заправленном ампулизированном состоянии на боевом дежурстве - первоначальный гарантированный срок хранения заправленной ракеты составлял 5 лет. Позже этот срок был увеличен до 7,5 лет.

Подготовка к пуску ракеты Р-36-О / 8К69 со стартового стола на полигоне Байконур, 1965-1966 г.г. Антенны телеметрического оборудования на головной части позже были убраны (Стратегические ракетные компелксы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.)
Автор: DIMMI Создан: 20.03.2022 10:38:23 Комментариев: 1 Читать всю статью

ГР-1 / 8К713 - SS-X-10 SCRAG (ошибочно)

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
ГР-1 / 8К713 - SS-X-10 SCRAG (ошибочно)



Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / глобальная ракета. Разработка ракеты велась специальным отделом №3 (руководитель - Крюков Сергей Сергеевич)  ОКБ-1 генерального конструктора С.П.Королева с 1961 г. Письмо от ОКБ-1 от 07.09.1961 г. «О возможности создания ГР на базе Р-9А и Р-7А» в адрес: Смирнова Л.В., Калмыкова В.Д., Москаленко К.С. Далее - докладная записка на имя Н.С. Хрущева от 22.02.1961 г. «О новой схеме межконтинентальных ракет ГР» за подписью С.П.Королева, Мишина, Рязанского, Пилюгина, Кузнецова. Далее - предложения по разработкам ОКБ-1 в т.ч. и ГР-1 от 05.03.1962 г. на имя Устинова, Малиновского, Смирнова, Москаленко, Семенова и Сербина.

Проектирование глобальной ракеты велось с расчетом на использование на первой и второй ступенях двигательных установок варианта ракеты Р-9М - 8К77, а на третьей ступени двигательной установки С1.5400. В результате разработки ракеты выпущена конструкторская и эксплуатационная документация. Эксплуатация ракеты предполагалась с теми же ограничениями и особенностями как и эксплуатация ракеты Р-9. В конце 1961 г. принято предложение ОКБ-1 о разработке ракеты с двигателями НК-9 главного конструктора Н.Д.Кузнецова и двигателем 11Д726 ОКБ-1 (ист. - Мишин).

Эскизный проект ГР-1 с двигателями НК-9 на 1-й и 2-й маршевых ступенях и ЖРД 8Д726 на 3-й ступени завершен в апреле 1962 г. (ист. - Мишин). Официально разработка ракеты была начата по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1021-436 от 12 мая 1962 г., Постановлению №1021-438 от 24.09.1962 г. и по Приказу Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) №640/06 от 13 октября 1962 г.

18 декабря 1962 г. на коллегии ГКОТ по ГР-1 приняты следующие планы работ:
1. 3-й кв. 1963 г. - начать испытания на площадке №51 полигона Байконур. Министерство обороны СССР в августе 1963 г. должно переоборудовать пл.51 под МБР ГР-1.
2. 1-й кв. 1963 г. - представить предложения о трассах и режимах посадки (МО с ГКОТ и ГКРЭ)
3. 1-й кв. 1963 г. - комплексное проектное задание на боевую стартовую станцию] (БСС) ракеты ГР-1. 

Тактико-технические требования к ракете ГР-1 начаты прорабатываться 02.01.1963 г. и согласованы с заказчиком 15.02.1963 г. 23 марта 1963 г. в ОКБ-1 прошла защита эскизного проекта ГР-1. 

В 1962 г. начата подготовка серии ракет для летных испытаний. Всего выпущено по разным данным 3-4 экземпляра ракет. Минимум две ракеты этой серии позже принимали участие в парадах в Москве. Производство ракет велось на Заводе Экспериментального Машиностроения ОКБ-1 в г.Калининград Московской области, а так же на заводе "Прогресс" (г.Куйбышев).

6 декабря 1963 г. приказом командира в/ч 44275 на космодроме Байконур была создана нештатная технологическая группа по испытаниям ракеты 8К713 на площадке №51. В 1964 г. к работам подключилась испытательная группа №3 той же в/ч ранее работавших по испытаниям МБР 8К75 / Р-9 (численность - 169 чел).

06.02.1964 г. на совещании у С.П.Королева впервые прозвучали доводы о нецелесообразности доводки ГР-1, а также о возможности разработки легкой космической ракеты-носителя на её базе и большой противоракеты. 14.02.1964 г. представлены предложения по ПРО на базе ГР-1. 03.05.1964 г. при стендовых испытаниях блока Б ГР-1 (2-я ступень) произошел взрыв и пожар (на 23-й секунде работы блока). 14.05.1964 г. принято решение о прекращении разработки ГР-1. Официально разработка ракеты ГР-1 и её модификаций прекращена в июле 1964 г. "в связи с исполнением СССР обязательств по неиспользованию космического пространства в военных целях".

17.08.1965 г. руководству Министерства обороны СССР ушло письмо С.П. Королева с предложением об использовании ГР-1 для перехвата спутников (возможно, индекс ракеты - 8М111).

Отдельная благодарность за подготовку подборки источников по ракете пользователю "С-300" нашего сайта и форума.


Ракеты ГР-1 на Красной площади, парад 7 ноября 1965 г. (РГАНТД, http://www.rusarchives.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 29.03.2014 23:16:27 Комментариев: 10 Читать всю статью

РТ-1 / 8К95

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ракета РТ-1 / 8К95
Ракета РТ-1-63 / 8К95-63

Экспериментальная твердотопливная баллистическая ракета средней дальности. Постановлением Совета министров СССР от 27 июня 1958 г. на базе ЦНИИ-58 В.Г.Грабина был создан филиал ОКБ-1, который занялся разработкой твердотопливных ракет. Создание ракеты начато по Постановлению Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2". Постановлением определен перечень разработчиков ракеты:
- ОКБ-1 ГКОТ (главный конструктор С.П.Королев, заместитель главного конструктора по ракетам на твердом топливе И.Н.Садовский) - по ракете и комплексу в целом; 
- КБ-11 Минсредмаша (главные конструкторы Негин, Кочарянц) - по специальному заряду с автоматикой, системой инициирования, электропитанием, контактным и неконтактным датчиками, контрольно-измерительной аппаратурой и технологическому оборудованию для сборки и проверки специального заряда на технической и стартовой позициях; 
- НИИ-125 ГКОТ (главный конструктор -  Б. Жуков, заместители главного конструктора - Смирнов и Победоносцев) - по созданию твердого топлива - продукта «Нейлон-Б», промышленной технологии его производства, зарядов и двигателей. Разработка и испытания двигателей должны были осуществляться совместно с ОКБ-1; 
- НИИ-885 ГКРЭ (главные конструкторы - Рязанский, Пилюгин) - по системе управления в целом; 
- НИИ-944 ГК по судостроению (главный конструктор - Кузнецов) - по гироскопическим приборам; 
- НИИ-627 и ВНИИТ ГК по автоматизации и машиностроению (главные конструкторы - Иосифьян и Лидоренко) - по бортовому электрооборудованию и источникам тока; 
- ГСКБ Спецмаш ГКОТ (главный конструктор - Бармин) - по комплексу наземного пускового, стыковочного, подъемно-транспортного, компрессорного, вспомогательного оборудования и разработке боевых стартовых станций; 
- ОКБ-686 Московского совнархоза (главный конструктор - Гольцман) - по комплексу наземного электросилового оборудования.

Согласно Постановлению, в мае 1960 г. разработчики должны были представить эскизный проект ракеты РТ-1 и варианты боевых стартовых станций (комплекса наземного оборудования). Разработку двигателей вело НИИ-125 при участии бригады конструкторов ОКБ-1. Эскизный проект изделия 8К95 выпущен в августе 1960 г. Испытания ракет РТ-1 с комбинированной системой управления планировалось начать в 4-м квартале 1960 г., а с автономной системой управления - в 4 квартале 1961 г. Место испытаний - Государственный Центральный Полигон Капустин Яр.


Старт ракеты РТ-1 / 8К95 (http://www.energia.ru, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 27.01.2013 00:35:58 Комментариев: 22 Читать всю статью

Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN
Ракета Р-9Б / 8К76


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). После разработки новых типов ядерных зарядов уменьшенной массы, а так же новых более эффективных типов ЖРД в апреле 1958 г. совет главных конструкторов ОКБ-1 обратился к Правительству СССР с предложением о создании МБР Р-9 на топливе кислород-керосин со стартовой массой около 100 т. Первоначально рассматривалось два проекта ракеты - Р-9А (8К75) с использованием топлива кислород-керосин и Р-9Б (8К76) с топливом керосин-азотная кислота. К окончательной разработке ОКБ-1 был принят вариант ракеты Р-9А - основными причинами были высокие энергетические возможности и низкая токсичность компонентов топлива.

Разработка ракеты начата ОКБ-1 (генеральный конструктор - С.П.Королев) по Постановлению Совмина СССР от 13 мая 1959 г. Планируемый срок сдачи ракеты на вооружение - 1961 г. При эскизном проектировании рассматривалось пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции. Эскизный проект ракеты был завершен в октябре 1959 г. К этому времени были выданы и согласованы задания всем смежным организациям, выпущен комплект рабочих чертежей, изготовлена технологическая оснастка и начато изготовление отдельных агрегатов ракеты. В эскизном проекте было также предусмотрено дальнейшее совершенствование характеристик ракеты Р-9.

Согласно днейвников соратника Королева - В.П.Мишина - задержка испытаний МБР вызвана неготовностью двигателей маршевых ступеней разработки В.П.Глушко. Летно-конструкторские испытания ракеты начаты на полигоне Байконур пуском 9 апреля 1961 г. - аварийный, взрыв первой ступени. Первый успешный и второй вообще пуск состоялся 21 августа 1961 г. (25 июля 1961 г. по данным Андреева). На первом этапе испытания ракеты велись первым испытательным управлением полигона Байконур, позже испытания были перенесены на площадку №70 полигона.


Установка ракеты Р-9А / 8К75 на стартовый стол. Стартовый комплекс "Десна-Н", Байконур, 1961-1963 г.г. (http://www.energia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 02.06.2013 22:35:22 Комментариев: 47 Читать всю статью

Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН (МБР и БРСД)


Моноблочные головные части:
Название Тип Ракета-носитель Комплекс Хронология Описание
46А / РДС-46А
ГЧ Р-7 / 8К74   1959 г. Серийная ГЧ с термоядерным зарядом РДС-46А
8Ф12 / 8Ф12Н ГЧ 8К63     Головная часть (источник). Вероятно, "изделие 49". Легкий боевой блок массой 1364 кг. С этой БЧ ракета принята на вооружение в 1959 г.
8К15 ГЧ 8К65     Легкая термоядерная головная часть (источник). Мощность - 2,3 Мт, масса - 1546 кг
8Ф17 ГЧ УР-500 / 8К82 "Протон" К8К82 проект Тяжелая термоядерная БЧ мощностью 150 Мт
8Ф61 ГЧ 8К64     (источник)
8Ф112 ГЧ 8К66     (источник)
8Ф114 ГЧ УР-200 / 8К81     (источник)
8Ф115 ГЧ 8К64, 8К65     Легкая ГЧ (источник). Облегченная ГЧ с парашютной системой (?).
8Ф116 ГЧ 8К64, 8К65     Тяжелая ГЧ, масса - 2175 кг, мощность 5 Мт.
8Ф117 ГЧ 8К64, 8К65, УР-500 / 8К82
    Тяжелая ГЧ (источник). Масса - 2200 кг, мощность 6 / 10 / 15 Мт (по разным данным). По др.данным масса более 12 т.
8Ф121 ГЧ 8К84 УР-100 / 8К84 19.04.1965 (первый пуск) Моноблочная легкая ГЧ (источник). Термоядерная БЧ РА50 мощностью 1 Мт  разработки НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне ВНИИТФ)
8Ф125 ГЧ 8К84     (источник)
8Ф126 / АА48-2
ГЧ 8К63     Тяжелый термоядерный ББ, мощность - 2.3 Мт, масса - 1680 кг. (источник). Доработанный вариантАА48-2 с улучшенной безопасностью боевого блока (источник)
8Ф128 ГЧ 8К63У     Вероятно, вариант ББ 8Ф126 (источник)
8Ф671 ГЧ 8К67 (Р-36)
    Тяжелая ГЧ (источник)
8Ф672 ГЧ 8К67 (Р-36)     Легкая ГЧ (источник)
8Ф74 / 8Ф674 ГЧ 8К67 (Р-36)     Легкая ГЧ (источник). ГЧ испытывалась начиная с первого пуска носителя 28.09.1963 г. Заряд - Р-354-Г (источник)
8Ф675 / 8Ф675-6000 / 8Ф675-7000 / 8Ф675У
ГЧ 8К67 (Р-36)     Тяжелая ГЧ (источник). Заряд А-604-Г (источник)
  ГЧ "Гном"     Моноблочная ядерная БЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО, разработка НИИ-108)
15Ф842 ГЧ,15Ф842П1 "Свинец" / 15Ф842П3, 15Ф843 ББ ГЧ 8К84, 8К84М УР-100 / 8К84
УР-100УТТХ / 8К84М
0.09.1967 г. (первый пуск) Легкая ГЧ (источник). Длина - 1,45 м, Диаметр - 1,25 м, Масса - 760 / 800 кг. Заряд мощностью 500 кт разработки КБ-11
15Ф992У ГЧ 8К84У     (источник)
15Ф1 ГЧ 8К98     Корпус ГЧ (источник)
15Ф981 ГЧ 8К98     Корпус ГЧ
15Ф982 ГЧ 8К98П     Корпус ГЧ
15Ф993 ГЧ 8К99     Корпус легкой ГЧ (источник)
15Ф141 / 15Ф141-500
ГЧ 8К67МА (Р-36) / 15А14 (Р-36М)
    Моноблочная тяжелая ГЧ с зарядом мощностью 20 Мт, корпус 15Б85 (источник)
15Ф142 / 15Ф142-500 ГЧ 15А14 (Р-36М)     Моноблочная легкая ГЧ с зарядом мощностью 8 Мт, корпус 15Б86 (источник)
15Ф156 ГЧ 15А15     Легкая моноблочная ГЧ. Серийно не производилась (источник)
15Ф171 / 15Ф172 ГЧ 15А18М (Р-36М2)     Тяжелая моноблочная ГЧ, платформа 15Ф171 (источник), заряд ВНИИЭФ
15Ф175 / 15Ф175-2 / 15Ф176 ГЧ 15А18М (Р-36М2)     Легкая моноблочная ГЧ. 15Ф175 - платформа, 15Ф176 - боевой блок (источник), заряд ВНИИЭФ
15Ф202 ГЧ УР-100К / 15А20     Корпус моноблочной ГЧ (источник). Заряд РА64 (ВНИИТФ)
15Ф421 ГЧ РС-14 / 15Ж42 "Темп-2С" 15П642
Термоядерная БЧ с комплексом ложных целей, мощность 650-1450 кт, масса БЧ - не менее 650 кг
15Ф483 ГЧ 15Ж48     (источник)
15Ф581 / АА88
ГЧ 15Ж58 "Тополь"     Моноблочная ГЧ МБР "Тополь", заряд АА88 (источник)
Автор: DIMMI Создан: 14.09.2016 23:58:17 Комментариев: 37 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

.
Rishat 2024-08-29 14:04
.
Rishat 2024-08-29 13:32
.
Rishat 2024-08-29 13:31
.
Rishat 2024-08-14 22:16
.
Rishat 2024-07-21 18:29
.
Rishat 2024-07-21 18:27
.
Rishat 2024-07-21 15:24
Хай-рез
mpashnev 2020-05-22 18:19
Что-то тихо в этой ветке. Непорядок....Ан-22 перевозит детали для будущего "Руслана". Хай-рез.
mpashnev 2020-05-14 13:32