РС-28 / ОКР Сармат, ракета 15А28 - SS-X-30 (проект) | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

РС-28 / ОКР Сармат, ракета 15А28 - SS-X-30 (проект)

Автор: DIMMI
Создана: 17.12.2010 18:48:26
Изменена: 13.05.2016 12:21:04
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Межконтинентальные баллистические ракеты / РС-28 / ОКР Сармат / 15А28 - SS-X-30 /

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-28 / ОКР "Сармат", ракета 15А28 - SS-X-30


Перспективная тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета. Разработка МБР задана не позже июня 2009 г. (согласно интервью  командующего РСВН Н.Соловцова, 10.06.2009 г.) и планируется создать ракету к концу 2016 г. (источник - командующий РВСН А.Швайченко, 16.12.2009 г.). Цель создания новой тяжелой ракеты - замена в составе РВСН МБР РС-20 / Р-36 / SS-18 SATAN. Разработка МБР ведется ГРЦ им.Макеева (г. Миасс, головной разработчик) при участии НПО Машиностроения (г.Реутов, ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру), а так же возможно при участии КБ "Южное" (г.Днепропетровск, Украина, наша гипотеза). Главный конструктор темы "Сармат" - М.Г.Агафонов (2016 г., первый заместитель генерального конструктора ГРЦ им.Макеева, ист. - Конструктор. №4 / 2016 г.). Возможно, ранние проработки варианта МБР велись ГРЦ им.Макеева до 2005 г. (источник). Согласно сообщению РИА "Новости" от 08 мая 2012 г. создание МБР ведется НПО Машиностроения и будет завершено не ранее 2022 г.

Проектирование. Согласно отрывочным сведениям в конце 2010 - начале 2011 г.г. планировалось рассмотреть эскизный (?) проект комплекса и принять решание о дальнейшей разработке МБР. Техническое задание на разработку МБР утверждено в 2011 г.  (ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру). Разработка технического задания на ОКР "Сармат" по перспективному ракетному комплексу с жидкостной МБР велась при участии ЦНИИ №4 Министерства обороны России (источник). В 2011 г. ОАО "Авангард" приступило к разработке директивной технологии и технико-экономическому обоснованию изготовления корпуса ТПК ракеты (источник) - эти работы планируется завершить в 2012 г. Разработка материалов для эскизного проекта бортовой аппаратуры по ОКР "Сармат" в части макетирования узлов измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа и изготовление шести макетных образцов ВТГ планировалось НПЦ автоматики и приборостроения на январь-апрель 2012 г. (источник). Согласно сообщению источника 22 сентября 2012 г. "завершился большой (научно-технический) совет по новой тяжелой ракете". На совете были представлены все разработчики, до 2-3 уровня. 19 октября 2012 г. ИА "Интерфакс" сообщило, что "в начале октября министерство обороны в целом одобрило эскизный проект новой тяжелой МБР, но с учетом целого ряда замечаний и пожеланий, которые разработчики должны иметь в виду в ходе дальнейшего проектирования, которое уже началось".  31 мая 2014 г. заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что работы по созданию тяжелой МБР идут по плану и что новая ракета "может летать через Северный и через Южный полюс" (источник).

Испытания. В заявлении СМИ от 21.07.2015 г. сказано, что сейчас выполняется третий этап ОКР по созданию комплекса и что ракеты выйдет на летные испытания в конце 2016-2017 г.г. Первая МБР для бросковых испытаний готова в ноябре 2015 г. и 16.12.2015 г. объявлено, что до конца 2015 г. на космодроме Плесецк пройдет первый испытательный пуск этой ракеты. Позже назывался в качестве срока бросковых испытаний март 2016 г. Однако 20 февраля 2016 г. сообщается, что несмотря на готовность прототипа ракеты испытания сдвигаются на второй квартал 2016 г из-за неготовности ШПУ на полигоне Плесецк.

11 мая 2016 г. СМИ сообщили, что испытания броскового прототипа МБР "Сармат" перенесены на вторую половину 2016 г. по причине неготовности ракеты. Подготовка пусковой установки к испытаниям на полигоне Плесецк завершена в апреле 2016 г. Соответственно, примерно на год могут сдвинуться и все графики испытаний и принятия ракеты на боевое дежурство РВСН.

Наименование "SS-X-30" - условное. Источник индекса 15А28 - например.


Гипотетическое изображение раннего варианта проекта МБР разработки ГРЦ им.Макеева,
который мог лечь в основу ОКР "Сармат", опубликовано в 2005 г. (источник).


Производство МБР планируется кооперацией предприятий сформированной ГРЦ им.В.Макеева - т.е. Красноярским машиностроительным и др.заводами (В.Есин, в т.ч. 2012 г.). Головное предприятие по выпуску опытных образцов МБР "Сармат" - Красноярский машиностроительный завод. Контракт с заводом на выпуск опытных образцов заключен предположительно в 2011 г. со сдачей образцов заказчику вероятно в 2018 г. (источник). 18 июня 2013 г. РИА "Новости" сообщают, что строительство натурного образца ракеты начнется в 2014 г. 29 января 2015 г. (источник) сообщается о планах на проведение в 2015 г. бросковых испытаний, видимо, макета ракеты с последующим началом в 2016-2017 г.г. летных испытаний ракеты. 21 февраля 2015 г. сообщается, что на Красноярском машиностроительном заводе уже изготовлены первые элементы конструкции новой ракеты. В первой половине 2015 г. сообщалось, что прототип разкеты для проведения бросковых испытаний будет произведен в мае-июне 2015 г., но 26.06.2015 г. сообщается, что завершение подготовки прототипа планируется в сентябре-октябре - крайний срок - конец октября 2015 г. По данным источника изготовлено уже около 60% конструкций ракеты (источник). Вероятно, на этом же заводе будет вестись и серийное производство РС-28.


На вооружение. По сообщению китайского информационного агентства "Синьхуа" (от 05.05.2011 г.) со ссылкой на "Интерфакс" и бывшего начальника Главного штаба РВСН генерал-полковника Виктора Есина (по состоянию на 2012 г. - консультант главкома РВСН) планируется постановка новой МБР на боевое дежурство начиная с 2018 г., а основным разработчиком МБР является ГРЦ им.Макеева (г.Миасс). 3 сентября 2012 г. в СМИ появилось заявление командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева о том, что новая тяжелая МБР 100-тонного класса будет создана к 2018 г.  17.12.2013 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев вновь заявил СМИ, что новый ракетный комплекс поступит в РВСН в 2018-2020 г.г. (источник). Размещение ракетных комплексов "Сармат" планируется в Ужуре (Красноярский край) и в Домбаровском (Оренбургская область) вместо ракет РС-20 / Р-36 / SS-18 SATAN (заявлено 25.12.2014 г.).

К 2007 г. НПО машиностроения и ГРЦ им В.Макеева завершена совместная НИР "Аргументация" в которой предложено создание МБР наземного базирования с сочетанием технологий создания отечественных жидкостных МБР и БРПЛ.
Масса забрасываемая - 4350 кг
Дальность действия - 10000 км
Результаты НИР показали, что создание такого рода ракеты возможно в течение 7-8 лет. Предполагалось так же использование ЖРД от ракеты Р-29РМУ2, двигателя ступени разведения боевых блоков БРПЛ Р-39УТТХ. Снижение стоимости разработки предполагалось за счет широкой унификации узлов ракеты с другими серийными ракетами. Предположительная стоимость разработки - 8.5 млрд. руб.

Хронология пусков ракеты РС-28 "Сармат":
№пп Ракета Тип Производство Дата пуска Полигон Боевая нагрузка Описание
0 РС-28 прототип для бросковых испытаний   КМЗ план - июнь-июль 2015 г. (сообщения начала 2015 г.)

план - сентябрь-октябрь 2015 г. (26.06.2015 г.)

план - 17-31 декабря 2015 г. (16.12.2015 г.)

план - март 2016 г. (январь 2016 г.)

план - апрель-июнь 2016 г. (20.02.2016 г.)

план - второе полугодие 2016 г. (11.05.2016 г.)
Плесецк - Бросковый пуск для отработки стартового ПАД и наземного пускового оборудования (ШПУ, источник)
1 РС-28 - ракета для ЛКИ   КМЗ первая половина 2016 г. (план, источник)

план - вторая половина 2016 г. (20.02.2016 г.)

прогноз - 2017-2018 г.г. (12.05.2016 г.)
Плесецк
РГЧ ИН (прогноз) Летно-конструкторские испытания (источник)


Пусковая установка - вероятно, предполагается использование ШПУ аналогичных ШПУ ракет Р-36М / Р-36М2. Например, согласно источнику, ШПУ комплекса 15П718 на площадке 106/109 полигона Байконур по состоянию на 2009 г. планируется техническое перевооружение, заказчик - НПО машиностроения (ист. - Площадки 106 и 109...).

Хранение, транспортировка и пуск ракеты предполагаются из ТПК разработки и производства ОАО "Авангард". В 2011 году ОАО «Авангард» приступило к разработке директивной технологии и технико-экономическому обоснованию изготовления корпуса ТПК «Сармат» (источник).

Система управления и наведение - система управления инерциальная. Как минимум узлы измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гороскопа (ВТГ) разрабатываются НПЦ автоматики и приборостроения им. акад. Н.А.Пилюгина. Разработка материалов для эскизного проекта бортовой аппаратуры по ОКР "Сармат" в части макетирования узлов измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа и изготовление шести макетных образцов ВТГ планировалось НЦП автоматики и приборостроения на январь-апрель 2012 г. (источник).

В качестве соисиполнителя по ОКР "Сармат" в 2011 г. привлекался производитель измерительных приборов ОАО "НИИ "Гермес" (г.Златоуст, источник).

Для обеспечения телеметрических измерений по теме «Сармат» отделом 121 ГРЦ им.Макеева разработана модернизированная бортовая телеметрическая система «Барракуда-М». Система является продуктом глубокой модернизации системы телеметрических измерений (СТИ) «Барракуда», имеет расширенный состав в соответствии с рядом новых специфических задач измерений. В составе МБРТС «Барракуда-М» имеются 18 приборов различного назначения, в том числе радиопередающие устройства собственной разработки. Для программирования и конфигурирования устройств данной системы под конкретную программу измерений
в отделе 121 разработана специальная программа «Паутина». Помимо прочих уникальных возможностей, которыми обладает МБРТС «Барракуда-М», здесь реализована
возможность структурно-алгоритмического преобразования телеметрической информации (САП ТМИ) с целью повышения помехоустойчивости передачи информации. Важным направлением в отделе является развитие производственной базы для комплектации макетов и изделий темы «Сармат». Требуется ежегодно изготавливать
сотни приборов МБРТС «Барракуда-М». Для выполнения этой задачи в отделе 121 при содействии лаборатории 124 разработана технологическая документации по изготовлению всей номенклатуры приборов. Закуплено современное оборудование, позволившее создать технологические основы для производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции. Организованы и аттестованы шесть производственных участков: входного контроля и упаковки, механический, электромонтажный, электропроверок и макетирования, сборки и проверки герметичности корпусов приборов, изготовления и нанесения клеев и лаков на микроэлектронные сборки (ист. - Фомин В.).

Конструкция ракеты - 2 ступени (вероятно) и блок разведения боевых блоков. ЖРД обоих ступеней "утоплены" в бак с горючим, топливные баки - несущие с совмещенными разделительными днищами. Разделение ступеней производится посредством пирошпангоутов (источник).

Блок разведения боевых блоков и компоновка головной части ракеты выполнены предположительно по классической для ГРЦ им.Макеева схеме - боевыми блоками назад по полету.

В 2013 г. ОАО "Авангард" (г.Сафроново) в рамках ОКР «Сармат» будет начата СЧ ОКР по разработке материала для изготовления эластичной оболочки мембраны переходника. Ориентировочная стоимость СЧ ОКР – 8,0 млн. руб. (источник).

Двигатели:
- 1 ступень - согласно Годовому отчету «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко» за 2012 г. НПО занимается адаптацией двигателя 15Д285 для использования на первой ступени МБР, создаваемой по ОКР "Сармат". Так как двигательная установка 15Д285 (РД-274) включает в свой состав четыре ЖРД 15Д286 (РД-273), то есть предположеие, что в новой двигательной установке с учетом массового класса ракеты будут использованы два ЖРД 15Д286 с общей тягой у Земли 234,4 тонны.

Описание ЖРД 15Д285 из статьи по МБР Р-36М2 "Воевода":
В состав ДУ 15Д285 (РД-274) блока первой ступени 15С171 ракеты входят четыре автономных однокамерных ЖРД 15Д286 (РД-273), имеющие турбонасосную систему подачи топлива, выполненные по замкнутой схеме с дожиганием окислительного газогенераторного газа и шарнирно закрепленные на раме хвостового отсека первой ступени. Отклонение двигателей по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты. Разработчик двигателя - КБЭМ (Главный конструктор В.П.Радовский). Предложение модернизировать двигатели для Р-36М2, обеспечив форсирование тяги и повышенную стойкость к ПФЯВ, поступило в КБ "Энергомаш" в 1980 году. Техническое предложение по разработке двигателя РД-263Ф вышло в декабре 1980 года. В марте 1982 года выпущен эскизный проект на разработку модернизированного двигателя первой ступени РД-274 (4 двигательных блока РД-273). Предполагалось повысить давление газов в камере сгорания до 230 атм, повысить частоту вращения ТНА до 22500 об/мин. В результате доработок тяга одного двигателя возросла до 144 тс, удельный импульс тяги у поверхности Земли увеличился до 296 кгс·с/кг. Доводочные испытания были завершены в мае 1985 года. Серийное производство двигателей было развернуто на ПО "Южмаш". 

- 2-я ступень - ЖРД разработки КБХА - вероятно, для новой МБР будут модернизированы ранее разработанные ЖРД КБХА (источник - Годовой отчет КБХА за 2011 г.).

- ступень разведения боевых блоков - вероятно, ЖРД разработки КБХМ им.Исаева.

Энергосредства пуска. В интересах создания ракеты 15А28 (ОКР "Сармат") в 2015 г. ведутся работы по разработке энергосредств пуска 15Д423 - вероятно, твердотопливных генераторов или двигателей (источник). 21 ноября 2014 г. Красноярский машиностроительный завод разместил заявку на изготовление и поставку опытных образцов изделия 15Д423 и его макетов на сумму 550,8 млн рублей. Заявка размещена для поставки изделий единственным поставщиком - ФЦДТ "Союз", г.Дзержинский (источник). В 2015 г. нанесение покрытия на детялах "Корпус" 15Д423 выполняет Пермский завод "Машиностроитель", г.Пермь (источник).


ТТХ ракеты:
Масса - не менее 100.000 кг
Масса забрасываемая:
- 4300 кг (источник)
- до 5000 кг (ист. - Есин В., лента.ру)
- до 10000 кг (зам.министра обороны Ю.Борисов, данные не считаются нами корректными)

Дальность действия - порядка 10000-11000 км
КВО - 150-200 м (оценочное)


Типы БЧ:
- не менее 8-10 РГЧ ИН с совершенным комплексом средств преодоления ПРО;

- несколько маневрирующих боевых блоков (заявление заместителя министра обороны Юрия Борисова 31.05.2014 г., источник).

Статус: Россия
- 2010 г. - проект в разработке, состояние неизвестно.

- 2012 г. 03 сентября - в СМИ появилось заявление командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева о том, что новая тяжелая МБР 100-тонного класса будет создана к 2018 г.

- 2014 г. 25 декабря - заявлено, что размещение ракетных комплексов "Сармат" планируется в Ужуре (Красноярский край) и в Домбаровском (Оренбургская область) вместо ракет РС-20 / Р-36 / SS-18 SATAN.

Источники:
Гундаров В. У ракет фальстарта нет. // Независимое военное обозрение. 08.06.2007 г.
Лента.ру. 2009-2012 г.г.
Минобороны одобрило проект новой МБР. 2012 г. (источник).
Новости ВПК. Сайт http://vpk.name, 2011 г.
Площадки 106 и 109. 2010 г. (источник).
Птичкин С. Воевода в пятом поколении. // Российская газета. №5 / 2011 г.
Соколов А. "Казнить нельзя помиловать". Сайт http://www.arms-expo.ru, 2011 г.
Фомин В. Десять лет в телеметрии. // Конструктор. №4 / 2016 г.
Dancomm. Сайт http://www.dancomm.ru/, 2012 г.
Russia to Adopt New Liquid Heavy ICBM after 2022. Сайт http://en.rian.ru, 2012 г.

Каталог

Последние комментарии

В 2017 году начнутся испытания новейшей баллистической ракеты «Сармат»Тема: Новые...
oldstaryi 2016-05-10 17:23
Москва. 12 января. INTERFAX.RU - Российские военные и промышленность планируют начать...
oldstaryi 2016-05-10 15:13
На новых межконтинентальных баллистических ракетах «Сармат» будут устанавливаться...
oldstaryi 2016-04-08 17:16
DIMMI Wrote: DIMMI » Сб 26 мар 2016 7:06 amЭтто понятно, но почему бы тогда не говорить...
Anonymous 2016-03-26 12:13
Этто понятно, но почему бы тогда не говорить о массе полезной нагрузки в 200 тонн...
DIMMI 2016-03-26 07:06
DIMMI Wrote: DIMMI » Пт 25 мар 2016 11:13 pmда-да... все упорно пишут про 10 тонн...
Anonymous 2016-03-26 00:58
да-да... все упорно пишут про 10 тонн, что вообще невероятно, но подождем... делов-то...
DIMMI 2016-03-25 23:13
24 марта 2016, 17:57 Двигатель ракеты «Сатана» взят за основу при разработке «Сармата»...
Seerndv 2016-03-24 21:26
DIMMI Wrote:DIMMI » Сб 27 фев 2016 10:08 pmGradient писал(а):а на вторых по-твоему...
Anonymous 2016-02-27 22:57
Gradient Wrote:а на вторых по-твоему окна отсечки тяги ставить на жидкотопливных...
DIMMI 2016-02-27 22:08