MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

О сайте MilitaryRussia.Ru

MilitaryRussia в сети Интернет: LiveJournal   Twitter  Youtube  Blogspot

Интернет-проект MilitaryRussia.ru является независимым научно-популярным исследовательским ресурсом посвященным новейшей истории советской и российской военной техники. Сайт не претендует на 100% достоверность информации и не может обеспечить максимально детальное представление всех возможных типов техники т.к. работа над сайтом ведется в свободное время и бесплатно. Тем не менее, мне кажется, что некоторые разделы сайта являются одними из наиболее информативных в числе открытых и не секретных источников информации об отечественной военной технике. Использование информации сайта СМИ и другими ресурсами безусловно разрешено с указанием ссылки на источник информации - сайт http://militaryrussia.ru с активным линком. На форуме сайта в соответствующих разделах можно задать вопросы и пообщаться с другими читателями.

Internet site MilitaryRussia.ru is an independent scientific and popular research resources devoted to the recent history of the Soviet and Russian weapon systems. The site does not claim to 100% of the information accuracy and can not ensure maximum detailed representation of all the possible types of systems because I work on the site in my free time and free of charge. Nevertheless, it seems to me that some sections of the site are among the most informative among the open and not secret sources of information about soviet and russian weapon. Use of site information to Media and other resources is certainly allowed with reference to the source of information - site http://militaryrussia.ru with an active link. On the site forum in the relevant sections you can ask questions and chat with other readers.

Корнев Дмитрий / Kornev Dmitry (автор проекта MilitaryRussia.ru)
Автор: DIMMI Создан: 03.01.2018 20:47:19 Комментариев: 0 Читать всю статью

Комплекс РС-26 Рубеж / Авангард - KY-26 / SS-X-31

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-26 "Рубеж" / "Авангард" / "Авангард-Р" / "Авангард-Рубеж", ракета 15Ж67 - KY-26 / SS-X-31


Стратегический ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой повышенной точности стрельбы / с малогабаритной МБР. Разработка комплекса ведется Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор, вероятно, Ю.С.Соломонов. Разработка комплекса в рамках программы "Авангард" по ОКР "Рубеж" начата не позже 2006 г. В период с 2006 г. по 2009 г. проводились исследования по теме "Рубеж" национальными исследовательскими ВУЗами. В 2008 г. в МИТ Минским Заводом Колесных Тягачей была осуществлена поставка комплекта документации (технический проект) на шасси МЗКТ-79291 в современном исполнении для АПУ перспективного ПГРК, и МИТ вел сопутствующие НИР с МЗКТ (источник). Согласно интервью Ю.С.Соломонова от 17.03.2011 г. разработка комплекса будет завершена к 2013 г.

Первый испытательный пуск комплекса ожидался в 2011 г. и вероятней всего завершился аварией 27.09.2011 г. Есть так же гипотеза о том, что первый пуск был бросковым с целью испытания автономной пусковой установки нового типа и на самом деле был вполне успешным. Второй вообще и первый баллистический пуск состоялся с полигона Плесецк с мобильной пусковой установки 23 мая 2012 г. Учебный боевой блок прибыл  в заданный район полигона Кура на Камчатке. Третий пуск успешно произведен с полигона Капустин Яр 24 октября 2012 г. по полигону Сары-Шаган и, вероятно, в ходе этого пуска оценивались противоракетные возможности боевого оснащения новой ракеты. Второй подобный и четвертый вообще пуск проведен 06.06.2013 г. В части СМИ сообщается об испытаниях боевого оснащения типа РГЧ ИН - возможно и ошибочно.

Согласно СМИ, до конца 2013 г. комплекс планируется принять на вооружение. Развертывание первого ракетного полка планируется на 2014 г. Так же с 2014 г. ракета нового комплекса серийно будет производится Воткинским машиностроительным заводом. 14 декабря 2012 г. главком РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил СМИ, что в перспективе новая ракета заменит МБР "Тополь-М" и "Ярс".

Название комплекса (или ракеты) "Авангард" впервые упомянуто в интервью министра обороны России А.Сердюкова 01 июля 2011 г. в конткесте увеличения в три раза поставок ракет страгегического назначения в РВСН течение 2011-2015 г.г. Комплекс отличается от предыдущих поколений комплексов существенно повышенными возможностями средств боевого управления и связи (интервью Ю.С.Соломонова от 17.03.2011 г., возможно сказанное относится к комплексу "Ярс-М"), а так же, вероятно, использованием в ступенях ракеты нового типа топлива, ускоряющего прохождение активного участка траектории (источник).

В заявлении СМИ консультанта командующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Виктора Есина от 21.07.2015 г. ракетный комплекс с МБР РС-26 известный так же как "Рубеж" был назван "Ярс-М".

Данные частично носят предположительных характер, выводы основаны на информации из указанных открытых источников. По одной из версий наименование "Авангард" относится к ракете комплекса.


Вариант предположительного облика АПУ ракетного комплекса РС-26 "Рубеж" с предположительным видом ракеты - на базе ракеты комплекса РС-24 "Ярс" (MilitaryRussia.Ru, вариант от 21.01.2018 г.)
Автор: DIMMI Создан: 05.07.2011 22:03:35 Комментариев: 1279 Читать всю статью

Р-36М / 15А14 / РС-20А - SS-18 mod.1-3 SATAN

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П014, ракета Р-36М / 15А14 / РС-20А - SS-18 mod.1-3 SATAN
Комплекс 15П014П


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана КБ "Южное" (г. Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель, с 01.10.1970 г. - В.Ф.Уткин). Решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. в Ялте одобрены предложения КБ по созданию модернизированных ракет с минометным стартом - тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67 и легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84, а также боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. 

В разработку проекта были положены следующие основные принципы:
– разработка автономной инерциальной системы управления на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) и комплекса командных приборов (ККП) повышенной точности;
– создание разделяющейся головной части (РГЧ) с индивидуальным наведением боевых блоков в точки прицеливания;
– создание боевых блоков с улучшенными габаритно-массовыми и баллистическими характеристиками, стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва (ПФЯВ);
– разработка комплекса средств преодоления противоракетной обороны (ПРО) противника, включающего в себя ложные цели, работоспособные на всех участках траектории;
– эксплуатация ракеты на всех этапах в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), размещение на ТПК всего оборудования и аппаратуры, необходимых при боевом дежурстве и пуске ракеты;
– минометный старт ракеты из ТПК, размещаемого в шахтной пусковой установке с запуском двигателей первой ступени ракеты после выхода ее из ТПК.

2 сентября 1969 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина № 712-247 «О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15A14) с выходом на ЛКИ в 1971 г.». Разработку комплекса с МБР вела следующая кооперация предприятий:
- КБ "Южное" - ракета и комплекс вцелом;
- КБЭМ и КБХА - ДУ ЖРД маршевых ступеней;
- ХКБЭлектроприборостроения и НИИПМ - система управления;
- НПО "Алтай" и ЦНИРТИ - КСП ПРО;
- КБСМ и ЦКБТМ - стартовый комплекс и ШПУ;
- ЛНПО "Союз" - ПАД;
- ЦКБТМ - КП;
- ВНИИЭФ - заряды ББ.

На первом этапе проектирования ракеты 15А14 предполагалось использование на маршевых ступенях такого же подхода как на ранее созданных ракетах семейства Р-36 - т.е. в качестве маршевого двигателя 2-й ступени предполагалось использовангие высотной модификации двигателя 1-й ступени. В результате проектной проработки подобной схемы (6-камерная ДУ на 1-й ступени и 2-х камерная ДУ на 2-й ступени) было принято решение об использовании на 2-й ступени комбинированной двигательной установки разработки КБХА с маршевым и рулевым ЖРД (ист. - Рачук).

В декабре 1969 г. подготовлен эскизный проект МБР 15А14 с 4-мя видами боевого оснащения: легкая и тяжелая моноблочные ГЧ, РГЧ ИН и маневрирующая ГЧ. В марте 1970 г. эскизный проект МБР 15А14 был принят (ист. - Задонцев). В августе 1970 г. одобрено предложение о разработке ракетного комплекса с ШПУ повышенной защищенности. В январе 1971 г. начаты экспериментальные бросковые пуски из ТПК на полигоне под Павлоградом (см.ниже).



Пуск МБР 15А14 с тяжелой моно ГЧ, обработка MilitaryRussia

 

Автор: DIMMI Создан: 06.09.2022 22:34:25 Комментариев: 3 Читать всю статью

РС-24 Ярс / Тополь-МР - SS-X-29 / SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-24 "Ярс" / "Тополь-МР" / "Универсал" - SS-X-29
Комплекс РС-24 "Ярс" / 15П155М, ракета РС-12М2Р / 15Ж55М (АПУ) - SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B
Комплекс РС-24 "Ярс" / 15П165М, ракета РС-12М2Р / 15Ж65М (ШПУ) - SS-29 / SS-27 mod.3 SICKLE-С
Комплекс РС-24 "Ярс-С"
Комплекс РС-24 "Ярс-М"



Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ) на базе МБР РТ-2ПМ2 / "Тополь-М", главный конструктор - Ю.Соломонов. Разработка МБР "Тополь-М" / РТ-2ПМ2 с использованием только российских технологий начата в марте 1992 г. Указ Президента России Б.Н.Ельцина о создании ракетного комплекса "Тополь-М" (с вариантами развития) вышел 27 февраля 1993 г.

Первый испытательный пуск ракеты "Ярс" 15Ж55М произведен 29 мая 2007 г. с мобильной пусковой установки на полигоне Плесецк. В 2009 г. ЦКБ "Титан" созданы первые экземпляры стартовых агрегатов комплекса "Ярс" (источник). Ракеты комплекса производятся на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск). По сообщениям СМИ (2010 г.) ракеты РС-24 будут заменять на дежурстве МБР РС-18 и РС-20 по мере исчерпания их гарантийных сроков. В январе 2010 г. было заявлено, что государственные испытания комплекса завершатся до конца 2010 г., либо после 4-го и 5-го пусков. С 2012 г. в серийном производстве планируется оставить только МБР РС-24 "Ярс". В 2011 г. планировалось произвести 3 испытательных пуска МБР "Ярс" (сообщения СМИ от декабря 2010 г.).

Развертывание комплексов "Ярс" начато в декабре 2009 г. после принятия комплекса РВСН для "опытно-боевого дежурства" в составе одного ракетного дивизиона полка Тейковской 54-й гвардейской ракетной дивизии 27-й гвардейской ракетной армии РВСН (базирование - Красные Сосенки, 3 комплекса). 30 ноября 2010 г. главкоком РВСН генерал С.Каракаев заявил, что РВСН постепенно будут перевооружаться с мобильных комплексов с моноблочными ракетами "Тополь-М" на мобильные комплексы с ракетами с РГЧ ИН "Ярс". В декабре 2010 г. на вооружение Тейковской ракетной дивизии поступил второй дивизион комплексов "Ярс" (3 СПУ). 4 марта 2011 г. объявлено, что первый ракетный полк с МБР РС-24 "Ярс" заступил на боевое дежурство в РВСН в составе Тейковской дивизии. В состав полка Тейковской ракетной дивизии вошли 2 ракетных дивизиона МБР РС-24, поставленных в РВСН в 2009-2010 г.г. Всего в составе полка 6 комплексов РС-24.

Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.


Пуск МБР РС-24 / 15Ж55М "Ярс" из ПГРК в ходе учений стратегических сил "Гром-2022", полигон Плесецк, 26.10.2022 г. (кадр видео Министерства обороны России)
Автор: DIMMI Создан: 02.12.2010 12:54:24 Комментариев: 754 Читать всю статью

Система А-135 Амур, ракета 53Т6 - ABM-3 GAZELLE (2)

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение, v.2)
Система ПРО А-135, комплекс 5Ж60П "Амур-П", ракета 5Я26 / ПРС-1 - ABM-X-3A / SH-08
Система ПРО А-135 / РТЦ-181, комплекс 5Ж60 "Амур", ракета ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3A GAZELLE / SH-08М
Система ПРО А-235 / РТЦ-181М, ракета ПРС-1М / 53Т6М


Атмосферная высокоскоростная противоракета ближнего эшелона системы ПРО А-135. Разработка ракеты велась ОКБ "Новатор" под  руководством Льва Люльева (позже главный конструктор Павел Камнев) начиная с 1967 г. для системы объектовой ПРО С-225. После заключения Договора по ПРО в 1972 г. аванпроект системы ПРО А-135 перепроектирован НТЦ ЦНПО "Вымпел" (главный конструктор А.Г.Басистов). В состав системы ПРО вместо комплекса ПРО С-225 введен  ближний эшелон с ракетами 5Я26 системы С-225. Соответственно, ракета 5Я26 введена в состав стрельбового комплекса "Амур" системы А-135. В конце 1973 г. проект системы ПРО А-135 с ракетами ПРС-1 / 53Т6 (новый индекс ракеты 5Я26) утвержден заказчиком - Министерством обороны СССР.

В период 1973 -1978 г.г. ракета 5Я26 проходила испытания в составе опытного комплекса ПРО С-225. Первый бросковый пуск ракеты в рамках испытаний для комплекса "Азов" системы С-225 проведен на площадке №35  ("Этилен", в/ч 03145) 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган 27 ноября 1973 г. Заводские испытания ракеты на средствах комплекса "Азов"  системы С-225 начаты в 1978 г. Испытания завершены успешным поражением 28 апреля 1984 г. баллистической цели - ракеты 8К65 - промах составил 50 м на дальности 40 км. Это был последний пуск ПРС-1 средствами комплекса С-225.

В июле 1979 г. на 35-й площадке средствами комплекса "Амур-П" системы А-135 произведен первый бросковый пуск противоракеты ближнего перехвата ПРС-1 / 53Т6 (SH-08). Первый пуск ракеты 53Т6 в замкнутом контуре управления выполнен в июле 1981 г. 18 июня 1982 г. две противоракеты системы 5Ж60П "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган совершили перехват баллистических ракет РСД-10 / SS-20 (запущена с полигона Капустин Яр) и БРПЛ Р-29 (запущена с ПЛАРБ Северного Флота).

Заводские полигонные испытания комплекса А-135 с аппаратурой первого этапа начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено в т.ч. 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч.4 в замкнутом контуре управления). В 1984 г. противоракета ПРС-1 / 53Т6 официально включена в состав системы ПРО А-135. С середины 1980-х годов (по западным данным) ракеты 53Т6 начали заменять ABM-1 системы ПРО Москвы. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987 г. (в т.ч. проведено 5 пусков 53Т6). После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца - январь-июль 1988 г. (в т.ч. выполнено 3 пуска 53Т6).


Ракета 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE в украинском музее ракетной техники, 2019 г. (http://www.russianarms.ru/)
Автор: DIMMI Создан: 03.01.2017 14:49:31 Комментариев: 0 Читать всю статью

Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN

ДАННЫЕ НА 2022 г. (в работе)
Комплекс 15П018, ракета Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN

Межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина). Разработка комплекса 15П018 задана Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 августа 1976 г. в рамках совершенствования ранее разработанного комплекса 15П014 с тяжелой жидкостной МБР Р-36М / 15А14. Новая МБР предназначалась для поражения 10 боеголовками одной ракеты важных высокопрочных малоразмерных целей расположенных на площади до 300 000 кв.км в условиях современной противоракетной обороны. Пусковой комплекс 15П018 для новой МБР был выполнен КБСМ с усиленной защищенностью от ПФЯВ.
Повышение эффективности ракетного комплекса 15П018 по сравнению с комплексом 15П014 обеспечивалось:
- повышением точности стрельбы в 2-3 раза
- увеличением мощности зарядов боевых блоков (ББ)
- увеличением района разведения ББ
- применением ШПУ и КП высокой защищенности
- повышением надежности доведения команд на пуск до ШПУ.

При разработке комплекса сложилась следующая кооперация предприятий:
КБ "Южное" (г. Днепропетровск) - головное КБ по ракете и комплексу; 
ПО Южный Машиностроительный Завод (г. Днепропетровск) - производство ракет;

ПО "Авангард" - изготовитление транспортно-пускового контейнера;
КБ Электроприборостроения ("Хартрон") - разработка системы управления ракеты;
НПО "Ротор" - разработка комплекса командных приборов;
КБ завода "Арсенал" - разработка системы прицеливания;
КБ "Энергомаш" - разработка двигателя первой ступени ракеты;
КБ Химавтоматики (ОКБ-154) - разработка двигателя второй ступени ракеты;
КБСМ - разработка боевого стартового комплекса;
ЦКБТМ - разработка командного пункта;
ГОКБ "Прожектор" - разработка системы электроснабжения;
НПО "Импульс" - разработка системы дистанционного управления и контроля;
КБТХМ - разработка системы заправки

Серийное производство ракет 15А18 было начато ПО "Южный машиностроительный завод" в г. Днепропетровске (Украина) в 1977 г.

Летно-конструкторские испытания ракеты 15А18 начаты пуском 31 октября 1977 года из ШПУ на полигоне Байконур и закончились 27 ноября 1979 года. В ходе летных испытаний 5 НИИП в Байконуре выполнено 19 пусков (в т.ч. 17 успешных). Причинами двух отказов явились потеря устойчивости первой ступени из-за выхода из строя рулевой машины и потеря устойчивости боевой ступени из-за неполного ее отделения от второй ступени (наличие механической связи после команды отделения). Причины недостатков были устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего в процессе испытаний и эксплуатации МБР проведено 62 пуска, из них 56 - успешных. Фактическая полетная надежность ракеты с учетом доработок на этапе летных испытаний и с учетом обеспечения качества изготовления составляет 0,965.


Шахтная пусковая установка комплекса 15П018 с МБР 15А18 / Р-36М УТТХ (http://kbsm.su/)
Автор: DIMMI Создан: 21.11.2022 22:01:48 Комментариев: 1 Читать всю статью

Р-36М2 / РС-20В Воевода - SS-18 mod.5-6 SATAN

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / моно ГЧ 15Ф175 - SS-18 mod.5 SATAN / TT-09
Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / РГЧ ИН 15Ф173 - SS-18 mod.6 SATAN

Автор первоначальной статьи: Максим Пашнев (г.Обнинск), 2012 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета четвертого поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина) под руководством академика АН СССР В.Ф.Уткина в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны СССР и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 769-248 от 09.08.1983 г. Главные конструкторы - С.И.Ус и В.Л.Катаев. В.Л.Катаева после перевода в аппарат ЦК КПСС заменил В.В.Кошик. Комплекс "Воевода" создан в результате реализации проекта многостороннего совершенствования комплекса стратегического назначения тяжелого класса Р-36М УТТХ / 15П018 с МБР тяжелого класса 15А18 и предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в т.ч. при многократном ядерном воздействии по позиционному району (гарантированный ответный удар, ист. - Стратегические ракетные). 

В июне 1979 г. в КБ "Южное" было разработано техническое предложение по ракетному комплексу "Воевода" с тяжелой жидкостной МБР четвертого поколения под индексом 15А17. Эскизный проект ракетного комплекса с МБР Р-36М2 "Воевода" (индекс МБР был изменен на 15А18М с целью обеспечения выполнения требований договора ОСВ-2) разработан в июне 1982 года. Одновременно, а июне 1982 г. выпущен и эскизный проект системы управления комплекса МБР.


Пуск штатной ракеты Р-36М2. Вероятно, один из пусков на продление гарантийного срока хранения, 2000-е годы, Яснево (https://missilery.info/, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 02.10.2011 21:17:16 Комментариев: 160 Читать всю статью

ПАК ДА / изделие 80 (проект)

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
ПАК ДА / изделие 80 (проект)
 
Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации - проект стратегического бомбардировщика и носителя ракет. Программа ПАК ДА (условное наименование) ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160Ту-95МС (по версии лета 2009 г. и ранее) и Ту-22М3 (согласно заявлениям сделанным в декабре 2009 г.). Предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г. Подготовка к участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.).

Вероятно, в конкурсе на разработку ПАК ДА приняли участие ОКБ им.А.Н.Туполева, ОКБ им.П.О.Сухого, ОКБ им. С.В.Ильюшина и ОКБ им. В.М.Мясищева. Проект ПАК ДА ОКБ им.А.Н.Туполева по сообщениям СМИ создается на основе конструкции Ту-160. ОКБ им.П.О.Сухого с большой долей вероятности либо дорабатывает под требования конкурса ПАК ДА "объект 54С" либо разрабатывает проект с использованием наработок по теме Т-4МС (1970-е годы).

Согласно сообщению генерального директора ОАО "Туполев" И.Шевчука на выставке МАКС-2009 контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ им. А.Н.Туполева и в 2009 г. Министерство обороны России заключило контракт с ОАО "Туполев" на проведение НИР бомбардировщика на основе конструкции Ту-160 (при этом госфинансирование НИОКР начато в 2008 г.). 23.12.2009 г. президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к ОКР, которые завершатся в 2017 г. В 2011 г. ВНИИРА к аванпроекту ПАК ДА разработан аванпроект интеграционного комплекса БРЭО.

Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев (источник). Заводское наименование самолета - "изделие 80" (неоднократно упоминается в открытой печати).

Данные носят предположительный характер и во многом отражают наш субъективный взгляд на проект самолета.

Гипотетическое изображение возможного варианта дозвукового ПАК ДА (образ август 2013 г., http://militaryrussia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 15.09.2009 20:47:56 Комментариев: 197 Читать всю статью

Р-36 / 8К67 - SS-9 SCARP

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 8П767, ракета Р-36 / 8К67 - SS-9 mod.1 / mod.2 SCARP
Комплекс 8П767П, ракета Р-36П / 8К67П - SS-9 mod.4 SCARP


Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) второго поколения. Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель). После появления в США тяжелой МБР "Титан-2" ОКБ-586 в первой половине 1961 года вышло с инициативой создания новой тяжелой МБР на базе МБР Р-16 с превосходящими "Титан-2" характеристиками. Разработка ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16.04.1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. В качестве МБР с двумя типами специальных зарядов Р-36 должна была иметь дальность 12000 км с тяжелой БЧ и 16000 км с легкой БЧ. Планировалось начать летные испытания МБР Р-36 в 4-м кв. 1963 года, а испытания орбитального варианта ракеты начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. Ведущим конструктором ракеты назначен заместитель генерального конструктора КБ "Южное" М.И.Галась. 

При создании МБР Р-36 создавалась следующая кооперация предприятий  (ист. - Горбулин):
- комплекс 8П767 вцелом, ракета и рулевые двигатели маршевых ступеней - ОКБ-586
- изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - завод №586
- маршевые двигателеи обоих ступеней - ОКБ-456
- система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-692 ("Хартрон")
- система радиокоррекции - НИИ-885
- командные гироприборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова)
- специальные заряды и автоматика головных частей - КБ-11 (ВНИИЭФ) 
- комплекс средств преодоления ПРО - ОКБ-586
- шахтная пусковая установка и командный пункт ракетного комплекса - ЦКБ-34
- система заправки ракетного комплекса - КБТХМ
- система боевого управления - НИИАП


Основные особенности тяжелой МБР Р-36 / 8К67:
- два типа моноблочных ГЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО);
- автономная система управления позволяющая выполнить удаленное управление пуском ракет из ШПУ  с доворотом ракет на нужный азимут после выхода из ШПУ, что обеспечивает прицеливание ракет по любому азимуту;
- использование в качестве окислителя азотного тертоксида;
- плотная компоновка топливного отсека 2-й ступени - единый топливный отсек с разделением окислителя и горючего промежуточным днищем;
- применение прессованных химфрезетованных панелей и пустотелых шпангоутов в конструкции топливных баков обеспечило экономию массы;
- выполнен горячий наддут топливных баков из газогенераторов, работающих на компонентах основного топлива;
- для исключения невесомости запуск маршевого двигателя 2-й ступени производится при заранее запущенном рулевом двигателе ступени;
- за счет ампулизации топливной системы обеспечен большой срок хранения и высокая боеготовность ракеты;
- повышена выживаемость ракетного комплекса при первом ударе за счет рассредоточения ШПУ типа ОС.

Постановлениями задавалось создание тяжелой МБР с комбинированной системой управления - автомномной инерциальной с радиокоррекцией. Ракета предназначалась для поражения особо важных целей мощными термоядерными зарядами, применяемыми в сочетании с комплексом средств преодоления ПРО противника. До 1965 г. МБР создавалась в конкуренции с тяжелой МБР УР-200 ОКБ-52 Челомея. При проектировании ракеты использовался ряд конструктивных решений, отработанных и проверенных на тяжелых ракетах первого поколения Р-16 и Р-16У, а также на ракете Р-26. Предполагалось применять ракеты из групповых ШПУ - в 1963 году такой вариант развертывания был отвергнут и на полигоне Байконур началось строительство одиночных ШПУ типа ОС.


Один из первых пусков ракеты Р-36 комплекса 8К67 / SS-9 SCARP с легкой ГЧ с наземного стартового стола
(обработка MilitaryRussia.ru)
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2021 18:48:10 Комментариев: 0 Читать всю статью

РС-12М Тополь, ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-12М / 15П158.1 / 15П158 "Тополь", ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE / PL-5


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Предварительная проработка проекта комплекса велась с 1975 г. Московским Институтом Теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе на базе МБР "Темп-2С" - SS-16 SINNER и БРСД "Пионер" - SS-20 SABER. Главный конструктор с 1987 г. - Борис Лагутин (по 1993 г.). Разработка МБР "Тополь" для применения в составе ПГРК начата по Постановлению Совмина СССР №544-166 от 20.07.1975 г. Следующее Постановление Совмина СССР о разработке комплекса "Тополь" с МБР на твердом топливе №668-212 вышло 19 июля 1976 г. Постановлениями предусматривалась следующая кооперация предприятий по созданию комплекса:
- МИТ - головной по комплексу и по ракете
- НИИАП - система управления МБР
- ЦКБ "Титан" завода "Баррикады" (г.Волгоград) - разработка самоходной пусковой установки ПГРК
- КБ "Мотор" - специальные машины ПГРК
- Минский автозавод - шасси ПГРК и вспомогательных машин комплекса
- КБ завода "Арсенал" (г.Киев) - прицельное оборудование
- ВНИИЭФ - термоядерный боевой блок

В 1979 г. начата отработка изготовления зарядов для двигателей второй и третьей ступеней ракеты на Павлоградском химическом заводе (источник).

Первый пуск МБР из специально оборудованной ШПУ выполнялся на полигоне Капустин Яр 27 октября 1982 г. Вероятно, одной из задач пуска была проверка работы стартовых систем и выхода ракеты из ТПК с последующим запуском основного двигателя первой ступени. Пуск оказался неудачным. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) МБР 15Ж58 начались пуском из переоборудованной ШПУ на полигоне Плесецк 08 февраля 1983 г. Пуск был полностью успешным. Всего в 1983-1984 г.г. состоялось 12 пусков по программе ЛКИ. Все пуски выполнялись на полигоне Плесецк. Зачетный пуск программы ЛКИ состоялся 20 ноября 1984 г.

Серийное производство ракетного комплекса "Тополь" начато по Постановлению Совмина СССР №1275-3400 от 28.12.1984 г. (ист. - Стратегические ракетные), хотя освоение серийного производства МБР велось Воткинским заводом с конца 1970-х годов. Ракета серийно производилась Воткинским машиностроительным заводом с 1985 г. Самоходные пусковые установки комплекса производились заводом "Баррикады" (г.Волгоград). В 1984 г. началось строительство сооружений стационарного базирование и оборудование маршрутов боевого патрулирования ПГРК. Объекты размещались в тех дивизиях РВСН, где снимались с боевого дежурства МБР РТ-2П, МР-УР-100 и УР-100Н. Одновременно ПГРК комплекс разворачивались в позиционных районах БРСД "Пионер" (ист. - Стратегические ракетные).

На боевое дежурство первый дивизион ПГРК 15П158.1 "Тополь" заступил 23 июля 1985 г. в составе полка РВСН в Йошкар-Оле Марийской АО СССР (источник). До конца 1985 г. на боевое дежурство заступил еще один пол ПГРК (ист. - Стратегические ракетные). Первый полк РВСН с ракетами РС-12М, укомплектованный мобильным полковым командным пунктом "Барьер" (источник), был поставлен на боевое дежурство 28 апреля 1987 г. в районе г. Нижний Тагил и 27 мая 1988 г. на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк с модернизированным мобильным полковым командным пунктом "Гранит" (источник), базирование - г. Иркутск (источник). Комплекс МБР "Тополь" был принят на вооружение РВСН СССР 1 декабря 1988 г. (источник).

С 1997 г. идет постепенная замена МБР РС-12М на МБР РС-12М2 "Тополь-М" и РС-24 "Ярс".


АПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь" на учениях выпускников Серпуховской военной академии РВСН, публикация 12.12.2013 г. (фото - Константин Семенов, http://tvzvezda.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 03.11.2011 17:27:39 Комментариев: 282 Читать всю статью

Р-7 / 8К71, Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-7 / 8К71 - SS-6 SAPWOOD
Ракета Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / ракета-носитель ИСЗ. Разработка ракеты велась ОКБ-1 под руководством генерального конструктора Сергея Павловича Королева, ведущий конструктор - Д.И.Козлов. 16.12.1949 г. НИИ-88 (С.П.Королев) заказывает в НИИ-4 НИР «Исследование возможности и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа «пакет». НИР выполнялась группой М.К.Тихонравова и была завершена в 1950 г. 4 декабря 1950 г. Постановлением Совмина СССР начата комплексная поисковая НИР «Исследование перспектив создания баллистических ракет дальнего действия (БРДД) различных типов с дальностью 5-10 тыс. км и массой боевой части 1...10 тонн». В НИР участвовали ОКБ-1, ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3, НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (Костров) и НИИ-504 (Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов) и НИИ-49, математический институт им. Стеклова А.Н. В результате выполнения этой НИР была доказана принципиальная возможность создания составных БРДД, работающих на керосине и жидком кислороде, с массой полезной нагрузки 3…5 тонн. В 1951 г. НИИ-4 направило в ОКБ-1 проект экспериментальной ракеты выполненной по пакетной схеме, способной осуществить запуск ИСЗ (ист. - Гудилин).

После испытания в 1953 г. термоядерного заряда РДС-6С, являющегося реализацией идей А.Д.Сахарова (КБ-11), Правительством в 1953-1954 г.г. был поднят вопрос создания заряда такого типа для баллистической ракеты и разработки межконтинентальной ракеты-носителя. Постановлением Совмина СССР от 13 февраля 1953 г. в рамках НИР тема Т-I "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км" ОКБ-1 предписывалось разработать эскизный проект двухступенчатой баллистической ракеты массой 170 тонн с отделяющейся головной частью массой 3000 кг с дальностью действия 8000 км. В октябре 1953 г. проектное задание изменяется - масса боевого заряда увеличивается до 3000 кг (общая масса головной части ракеты - до 5500 кг, расчетная дальность уменьшается до 5500 км) при сохранении дальности полета. В январе 1954 г. состоялось совещание главных конструкторов С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, Б.М. Коноплева, В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина с участием М.И. Борисенко, К.Д. Бушуева, С.С. Крюкова и В.П. Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков, ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось создавать стационарное наземное оборудование с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу (ист. - Гудилин).

20 мая 1954 г. Совмин СССР принял Постановление о разработке, изготовлении и испытаниях двухступенчатой МБР 8К71, выполненной по пакетной схеме с дальностью действия 8000 км (ист. - Кудряшов). 28 июня 1954 г. принято Постановление Совмина СССР «О плане НИР по специальным изделиям», в котором уточнены содержание, порядок и сроки работ по ракете Р-7. 6 июля 1954 г. был издан Приказ Министра оборонной промышленности СССР о начале работ по проекту создания ракеты.

24 июля 1954 г. ОКБ-1 завершена разработка эскизного проекта МБР 8К71, который был одобрен в конце июля 1954 г. межведомственной комиссией во главе с М.В.Келдышем и 20 ноября 1954 г. одобрен Совмином СССР (ист. - Гудилин). В августе 1954 г. ОКБ-1 выдает смежникам техническое задание на разработку систем и агрегатов ракеты 8К71 (ист.). Теоретический чертеж ракеты Р-7 С.П. Королев утвердил 11 марта 1955 г., а 25 июля 1956 г. были подписаны материалы уточненного эскизного проекта. Разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 г. (ист.).

Технический проект ракеты Р-7 должен быть представлен в 1-м квартале 1956 г., полигон для испытаний ракеты должен быть подготовлен не позднее апреля 1956 г. , плановый срок начала пристрелочных и зачетных испытаний назначался на 2-й квартал 1957 г. Первый пуск ракеты Р-7 планировалось провести в конце 1956 г. (докладная записка в Президиум ЦК КПСС от 03.02.1956 г. источник).


Ракета Р-7 / 8К71 на стартовом столе на полигоне Байконур, 1957 г. (http://www.energia.ru,обработано).
Автор: DIMMI Создан: 24.06.2013 09:55:39 Комментариев: 16 Читать всю статью

Р-1 Победа - SS-1 SCUNNER

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Р-1 "Победа" 8А11 - SS-1 SCUNNER
Изделие "Н" (V-2)
Изделие "Т"
(V-2)

Первая отечественная баллистическая ракета дальнего действия. По современной системе классификации относится к оперативно-тактическим ракетам. Разработана на базе ракеты А-4 / V-2 (Германия)  в  НИИ-88 под руководством С.П.Королева и по сути представляет из себя её полный аналог германской и отечественной сборки. Постановлением Государственного комитета обороны СССР №9475 от 8 июля 1945 г. была создана комиссия по изучению и освоению немецкой реактивной техники. В 1945-1946 гг. под руководством советских специалистов развернуто несколько советско-германских институтов и заводов для восстановления документации и образцов ракетной техники. В июле 1945 г. в Германии в г.Бляйхероде организован институт Rabe (руководитель - Черток Б.Е.) для изучения системы рудиоуправления и других систем ракеты V-2.

В феврале 1946 г. в Германию прибыла Правительственная комиссия в составе начальника ГАУ Яковлева Н.Д. (председатель), Министра вооружений Устинова Д.Ф., начальника 7ГУ Минвооружения Ветошкина С.И., директора Обуховского завода Гонора Л.Р., заведующего отделом оборонной промышленности Госплана СССР Пашкова Г.Н. и др. После ознакомления с работой наших специалистов, комиссия организовала совещание, на котором Устинов объявил о предстоящих организационных мероприятиях и назначениях:
- Минвооружения – головное по ракетам с ЖРД;
- Королёв С.П. – Главный конструктор баллистических ракет дальнего действия;
- Глушко В.П. (ОКБ-456) – Главный конструктор ЖРД;
- Рязанский М.С. (НИИ-885) – Главный конструктор систем управления ракет;
- Пилюгин Н.А. (НИИ-885) – Зам. Главного конструктора СУ;
- Гонор Л.Р. – директор головного НИИ;
Принято решение начинать работы по баллистическим ракетам с изготовления немецких ракет.

В марте 1946 г. в Пенемюнде создан институт "Нордхаузен" для изучения германского ракетного опыта. Начало работ по созданию ракеты Р-1 и ракет других типов положило Постановление Совмина СССР №1017-419 "Вопросы реактивного вооружения" от 13 мая 1946 г.
 

Подготовка ракеты Р-1 к одному из первых пусков, полигон Капустин Яр (http://www.energia.ru)
Автор: DIMMI Создан: 07.09.2009 23:39:35 Комментариев: 50 Читать всю статью

Устройство ядерных боеприпасов

Устройство ядерных боеприпасов

Небольшая не слишком научная статья об устройстве ядерных боеприпасов. Здесь не планируется раскрывать какие-то ужасные тайны - просто небольшой экскурс для неофитов ядерного вооружения. Итак, начнем...

Ядерная боеголовка, атомная бомба, ракета с ядерной боевой частью (БЧ) несут в себе ядерный боеприпас - т.е. устройство, которое содержит атомный или термоядерный заряд и способно взорваться в нужный момент времени. В связи с тем, что ядерные боеприпасы являются оружием массового поражения их применение считается крайней мерой. Например, согласно ядерной доктрине России применение ядерного оружия возможно только при угрозе существования Российской Федерации, а также при угрозе поражения стратегических сил ядерного сдерживания Российской Федерации. 

Конечно, ядерные боеприпасы можно структурировать по типу заряда - на атомные (менее мощные) и термоядерные (более мощные).
И, конечно, по типам носителей:
- баллистические ракеты стратегических сил и войсковых ракетных войск
- крылатые ракеты "воздух-земля", "земля-земля" разных дальностей
- бомбы
- торпеды
- артиллерийские снаряды
- специальные системы вооружений
- ракеты "воздух-воздух" и "земля-воздух"
- противоракетные комплексы


Схематичное устройство ядерного боеприпаса (ист. - ВНИИА)

Автор: DIMMI Создан: 12.11.2022 15:59:29 Комментариев: 1 Читать всю статью

9К52 Луна-М - FROG-7

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К52 "Луна-М", ракета 3Р11 / 9М21 / Р-65 - FROG-7A
Комплекс 9К52 "Луна-М", ракета 9М21-1 / Р-70 - FROG-7B
Комплекс 9К53 "Луна-МВ" (вертолетный), ракета 9М21
Комплекс 9К52М "Луна-3"
 
Тактический ракетный комплекс. Постановление №247-104 СМ СССР о создании комплекса вышло 16 марта 1961 г. Разработчик - НИИ-1 (с 1967 г. - Московский институт теплотехники, главный конструктор - Н.П. Мазуров) совместно с ОКБ-329 ГКАТ. Первый пуск опытной ракеты 3Р11 / 9М21 с полигонной ПУ состоялся 27 декабря 1961 г. Полигонные испытания комплекса с СПУ 9П113 - 1964 г. (полигон Ржевка).

По результатам испытаний комплекс 9К52 принят на вооружение 6 августа 1964 г., начато серийное производство СПУ на заводе "Баррикады" и комплекс начал поступать в войска. В 1964 г. 3 ЦНИИ Министерства обороны СССР подготовил для комплекса "Луна-М" таблицы стрельбы. В 1968 г. под тем же обозначением 9М21 ракета комплекса была заменена на модернизированный вариант ракеты - Р-70 (9М21Ф1 и др. модели типа 9М21-1).

Комплекс снимается с вооружения начиная с 1986 г. (по западным данным).
 

Пусковая установка 9П113 с ракетой 9М21 комплекса 9К52 "Луна-М" FROG-7 вооруженных сил Сирии, фото вероятно 2012-2013 г.г. (источник).

Автор: DIMMI Создан: 13.04.2009 23:56:36 Комментариев: 156 Читать всю статью

Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN
Ракета Р-9Б / 8К76


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). После разработки новых типов ядерных зарядов уменьшенной массы, а так же новых более эффективных типов ЖРД в апреле 1958 г. совет главных конструкторов ОКБ-1 обратился к Правительству СССР с предложением о создании МБР Р-9 на топливе кислород-керосин со стартовой массой около 100 т. Первоначально рассматривалось два проекта ракеты - Р-9А (8К75) с использованием топлива кислород-керосин и Р-9Б (8К76) с топливом керосин-азотная кислота. К окончательной разработке ОКБ-1 был принят вариант ракеты Р-9А - основными причинами были высокие энергетические возможности и низкая токсичность компонентов топлива.

Разработка ракеты начата ОКБ-1 (генеральный конструктор - С.П.Королев) по Постановлению Совмина СССР от 13 мая 1959 г. Планируемый срок сдачи ракеты на вооружение - 1961 г. При эскизном проектировании рассматривалось пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции. Эскизный проект ракеты был завершен в октябре 1959 г. К этому времени были выданы и согласованы задания всем смежным организациям, выпущен комплект рабочих чертежей, изготовлена технологическая оснастка и начато изготовление отдельных агрегатов ракеты. В эскизном проекте было также предусмотрено дальнейшее совершенствование характеристик ракеты Р-9.

Летно-конструкторские испытания ракеты начаты на полигоне Байконур пуском 9 апреля 1961 г. - аварийный, взрыв первой ступени. Первый успешный и второй вообще пуск состоялся 21 августа 1961 г. (25 июля 1961 г. по данным Андреева). На первом этапе испытания ракеты велись первым испытательным управлением полигона Байконур, позже испытания были перенесены на площадку №70 полигона.

Серийное производство ракеты велось в г.Куйбышев на авиазаводе №1 (позже - завод "Прогресс") начиная с 1963 г. (ист. - Гудилин). 14 и 15 декабря 1964 г. начата постановка на боевое дежурство первых четырех ракетных полков с ракетами Р-9А с наземным стартом (по два полка в Козельске и Плесецке). 26 декабря 1964 г. поставлен на боевое дежурство первый полк с ракетами в ШПУ (Козельск). 21 июля 1965 г. МБР Р-9А / 8К75 по результатам третьего этапа летно-конструкторских испытаний (источник) принята на вооружение. Всего за все время на вооружении состояло максимум 29 пусковых установок с МБР Р-9А. Последний комплекс с ракетой Р-9А снят с вооружения в 1976 г.


Установка ракеты Р-9А / 8К75 на стартовый стол. Стартовый комплекс "Десна-Н", Байконур, 1961-1963 г.г. (http://www.energia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 02.06.2013 22:35:22 Комментариев: 47 Читать всю статью

Р-5 / 8А62, Р-5М / 8К51 - SS-3 SHISTER

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Р-5 / 8А62 - SS-3 SHISTER
Р-5М / 8К51 - SS-3 SHISTER
 
Баллистическая ракета средней дальности (БРСД). Головной разработчик - ОКБ-1 (с мая 1950 г. подразделение НИИ-88) под руководством  С.П.Королева. В раработке систем ракеты и комплекса участвовали разные КБ - разработка ракеты и комплекса - ОКБ-1, главный конструктор - С.П.Королев, ведущие конструкторы - Д.И.Козлов и И.П.Румянцев; двигатель - ОКБ-456, главный конструктор В.П.Глушко; система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-885,  главный конструктор Н.А.Пилюгин; наземное стартовое и прочее оборудование - ГСКБ "Спецмаш", главный конструктор В.П.Бармин; командные приборы - главный конструктор В.И.Кузнецов. Разработка начата как логическое продолжение работ по проекту ракеты Р-3 в 1951 г. Предложения по созданию новой ракеты представлены в Министерство вооружений СССР С.П.Королевым 20 октября 1951 г. Эскизный проект представлен 30 октября 1951 г. ОКР по созданию ракеты Р-5 задана Постановлением СМ СССР от 13 февраля 1952 г. Изготовление опытных ракет велось опытным производством НИИ-88 - заводом №88. Постановление СМ СССР о проведении летно-конструкторских испытаний ракеты Р-5 в три этапа вышло 13 февраля 1953 г. - первый и второй этапы, пристрелочный третий этап и зачетные испытания. На стенде филиала №2 НИИ-88 в Загорске в 1953 г. до начала пристрелочных испытаний проведено 4 огневых стендовых испытания ракеты Р-5.


Стартовый комплекс с ракетой Р-5М. Полигон Капустин Яр, видимо, 1956-1958 г.г. (из публикации Министерства обороны к 70-летию полигона, источник).

Автор: DIMMI Создан: 08.09.2009 22:15:54 Комментариев: 49 Читать всю статью

РТ-2ПМ2, РС-12М1 / РС-12М2 Тополь-М - SS-27 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение, v.2)
НИР "Универсал" / ОКР "Тополь-М", ракета 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B
Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" / 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B
Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" / 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов (в разные годы, источник). 

Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники  работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).

Работы в КБ "Южное" велись по НИР "Универсал" - разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).

Полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 / 15Ж65 была начата совместно МИТ и КБ "Южное" по решению  ВПК СССР №323 от 09.02.1989 г. по теме НИР "Универсал". Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах - ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).

Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель 1-й ступени, головной обтекатель и второй вариант платформы разведения с двигателем на монотопливе разрабатывало КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). В конце 1989 г. выпущен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).

Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ "Южное" был собран и подготовлен к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты с завода на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1991 г. МИТ начал формирование скорректированной кооперации разработчиков с упором на российские предприятия (ист. - Стратегические ракетные). В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ "Южное" С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ "Южное"  в разработке ракеты (ист. - Ракеты и космические аппараты...). В 1992 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту МБР "Тополь-М" учитывающее изменения по кооперации разработчиков - двигатель 1-й ступени ракеты разрабатывался теперь НПО "Искра" (г.Пермь). За основной вариант базирования шахтного варианта был принят вариант с использованием стартовой позиции и ШПУ комплексов УР-100НУТХХ с ракетами 15А35 после модернизации стартового оборудования (разработчик ОКБ "Вымпел" , г.Москва). Так же дополнением к эскизному проекту предусматривалось использование ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 в случае полного сокращения этих ракет по договоре СНВ-2, которое могло произойти (ист. - Стратегические ракетные). 

Постановлением Правительства России №7-2 от 06.01.1993 г. и Указом Президента России Бориса Ельцина №275 от 22 февраля 1993 года "О создании РК "Тополь-М" и серийном производстве РК "Тополь-М" головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ "Южное" в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г. (ист. - Ракеты и космические аппараты...).



Пуск ракеты 15Ж65 "Тополь-М" из ШПУ с площадки космодрома Плесецк, 01.11.2014 г. (http://tass.ru/).

Автор: DIMMI Создан: 07.01.2018 19:05:17 Комментариев: 45 Читать всю статью

РТ-2ПМ2, 15Ж55 / 15Ж65 Универсал - SS-27 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
НИР "Универсал", комплекс 15П065, ракета РТ-2ПМ2, 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B


Проект универсальной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР для шахтного и мобильного базирования) разработки КБ "Южное" (Днепропетровск, генеральный конструктор - В.Ф.Уткин) и Московского Института Теплотехники (МИТ, главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов, в разные годы, источник). Разработка шахтного варианта МБР начата в 1984 г. (ист. - Морозов).

Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники  работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).

По НИР "Универсал" в КБ "Южное" разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В то же время в МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).

Совместная полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 по теме НИР "Универсал" была начата МИТ и КБ "Южное" по решению  ВПК при Совмине СССР №323 от 09.09.1989 г. и по приказу Министра общего машиностроения СССР №222 от 22.09.1989 г. Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах:
1) ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК)
2) ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным ракетным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065 с ракетой 8Ж65 / 15Ж65).

В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).

Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ н монотопливе и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель для 1-й ступени так же разрабатывался КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппаратыСтратегические ракетные). 29 декабря 1989 г. успешно защищен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса (ист. - Уткин). Начата разработка конструкторской документации. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).


Ракета 15Ж65 "Универсал" и ТПК с ракетой в шахтной пусковой установке
(Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". г.Днепропетровск, ГКБ "Южное", 2000 г.)
Автор: DIMMI Создан: 01.01.2021 02:55:50 Комментариев: 2 Читать всю статью

Хронология ядерных испытаний в СССР

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Хронология ядерных испытаний в СССР (1945-1990 г.г.)



Взрыв первой отечественной атомной бомбы РДС-1 на Семипалатинском полигоне, 29 августа 1949 г. (фото - Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ, http://rusarchives.ru).

В таблице приводятся сводные данные по ядерным испытаниям в СССР. Данные пополняются - см. выше дату последних изменений файла.

- 1958 г. 31 марта - 30 сентября -  СССР объявляет односторонний мораторий.

- 1958 г. 30 октября - 1961 г. 1 сентября - двухсторонний (СССР и США) мораторий на проведение ядерных испытаний.

- 1961 г. 1 августа - СССР объявляет односторонний выход из двухстороннего моратория на проведение ядерных испытаний.

- 1985 г. 6 августа - 1987 г. 25 февраля - односторонний мораторий СССР на проведение ядерных испытаний.

- 1991 г. 26 октября - Россия объявляет мораторий на проведение ядерных испытаний.
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2014 17:34:53 Комментариев: 13 Читать всю статью

Комплекс 9К76 Темп-С, ракета 9М76 - SS-12 / SS-22 SCALEBOARD

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76 / "ТР-1" - SS-12A SCALEBOARD-A / KY-11
Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76Б / "ТР-1" - SS-12A SCALEBOARD-A
Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76Б1 / "ТР-1М" / "мод.9М76Б" / 9М76М (?) - SS-12B / SS-12M / SS-22 SCALEBOARD-B
 
Ракетный комплекс фронтового уровня / оперативно-тактический увеличенной дальности ракетный комплекс. Комплекс создан в НИИ-1 (Московский Институт Теплотехники с 1967 г.) под руководством А.Д.Надирадзе. 

После разработки рецептуры смесевого твердого топлива в НИИ-125 (позже переименовано в НИХТИ, а позже - в НПО "Союз", г.Люберцы) под руководством будущего академика Б.П.Жукова в 1961 г. в НИИ-1 под руководством А.Д.Надирадзе проведены  проектные оценки создания новой баллистической ракеты с РДТТ на этом новом типе топливе. Полномасштабная разработка комплекса "Темп-С" начата по Постановлению Совмина СССР №934-405 от 5 сентября 1962 г. следующей кооперацией предприятий:
- НИИ-1 (с 1967 г. МИТ) - головной исполнитель по комплексу и ракете
- НИИ-592 - система управления ракеты
- НИИ-125 (НПО "Союз") - твердотопливный заряд двигателя
- КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград) - самоходная пусковая установка и другое наземное оборудование)
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерная боеголовка

Ракета и комплекс создавались с использованием наработок по теме "Темп". Аванпроект комплекса защищен 13 декабря 1962 г. Согласно аванпроекту на ракете планировалось использовать термоядерный заряд изменяемой мощности  «906В», но согласно Постановлению Совмина №517-180 от 8 мая 1963 г. он был заменен на специальный заряд «910» (оба - разработка КБ-11 / ВНИИЭФ). 

В 1962 г. по Постановлению Совмина СССР начата подготовка производства ракет 9М76 на Воткинском машиностроительном заводе №235 (г.Воткинск).

Совместные испытания комплекса "Темп-С" и ракеты проводились на полигоне Капустин Яр с декабря 1963 г. по октябрь 1965 г. Первый пуск ракеты 9М76 "Темп-С" произведен 14 марта 1964 г. (дальность 580 км). По 18 июля 1964 г. произведено 5 пусков ракет (пятый пуск на дальность 850 км), из них 2 пуска аварийные (по др.данным аварийными первые 4 пуска, ист. - Веселовский). Ракета в комплектации 9М76Б была доработана с целью повышения точности. Полигонные и войсковые испытания СПУ 9П120 - 1964-1965 г.г. Всего в ходе испытаний на полигоне Капустин Яр проведены: летные испытания ракеты (29 пусков), проверка готовностей СПУ (8 пусков) и транспортной машины (5 подготовок), поддержания готовности №1 (11 ракет), большие и малые транспортные испытания ракет (7 ракет), ходовые, транспортные и ресурсные испытания наземных агрегатов комплекса, дневные и ночные марши СПУ и транспортных машин, испытания арсенального оборудования (1 комплект). 

Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.
 

Комплекс 9К76 "Темп-С" - СПУ 9П120 и машина испытаний и пуска 
("60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946-2006 г.г., ГЦМП "Капустин Яр", 2006 г.).
Автор: DIMMI Создан: 14.04.2009 22:32:47 Комментариев: 177 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters