| ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П098, ракета РТ-2 / РС-12 / 8К98 - SS-13 mod.1 SAVAGE Комплекс 15П098П, ракета РТ-2П / РС-12 / 8К98П - SS-13 mod.2 SAVAGE
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка велась ОКБ-1 (позже переименовано в ЦКБЭМ и НПО "Энергия") под общим управлением генерального конструктора С.П.Королева (c 1966 г. - В.П.Мишина), который был назначен председателем совета главных конструкторов программы разработки ракетного комплекса 15П098. Впервые необходимость разработки твердотопливной МБР РТ-2 обозначена в Постановлении Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2", которым предусматривалось проведение НИР РТ-2 по определению возможности создания и разработке эскизного проекта ракеты на твердом топливе с дальностью действия 10-12 тыс. км и массой БЧ до 500 кг в течение 1959 - первой половине 1961 г.г.
Непосредственная разработка МБР РТ-2 начата по Постановлению Совмина СССР от 4 апреля 1961 года, ведущий конструктор ракеты - заместитель главного конструктора ОКБ-1 И.Н.Садовский, ведущие конструкторы в разное время - С.Е. Барденштейн и Ф.А. Титов. Разработка различных компонентов ракеты и ракетного комплекса велась следующей кооперацией предприятий: - ОКБ-1 - комплекс вцелом и ракета; - Ленинградский Государственный Институт Прикладной Химии (Владимир Шпак) - работы по твердому топливу на связующем полиуретане; - Пермское НИИ-130 (НИИ полимерных материалов, Леонид Козлов) - заряд двигателя третьей ступени, топливо на основе полифурита; - Люберецкое НИИ-125 / НПО "Союз" (Жуков) - топливо на основе низкомолекулярного полибутадиена; - Алтайское НИИ ХТ (химической технологии) - заряды двигателей первой и второй ступеней, топливо на основе бутилкаучука; - Пермское КБ машиностроения - двигатели первой и третьей ступеней; - ЦКБ-7 (Ленинград) - двигатель второй ступени; - ЦКБ-34 (КБ Специального машиностроения, г. Ленинград, под руководством В.В.Чернецкого и Е.Г.Рудяка) - шахтная пусковая установка одиночного старта (ШПУ «ОС») и командный пункт; - НИИ АП (под руководством Николая Пилюгина) - автономная инерциальная система управления; - ОКБ «Импульс» (под руководством Тараса Соколова) - система дистанционного управления и контроля пуска (СДУК, в т.ч. система прицеливания).
Применение ракет РТ-2 предполагалось из двух типов шахтных стартовых комплексов - группового и одиночного, а также со стартового комплекса железнодорожного базирования. В процессе разработки МБР остался только вариант с ШПУ типа “одиночный старт” (“ОС”). Постановлением Совмина СССР от 29 мюня 1962 г. уточняются требования к ракете и сроки работ по её созданию. Появляется требование разработки двух вариантов боевых частей и ужесточаются требования по точности ракеты и возможности дистанционного управления пуском. Эти требования закрепляются Постановлением Совмина от 16 июля 1963 г. На совещании 22.08.1963 г. запланировано начало испытаний РТ-2 в 4-м кв. 1964 г.
В 1963 г. выпущен эскизный проект ракеты РТ-2 и в этом же году на базе ракеты РТ-1 для отработки решений для МБР РТ-2 была разработана экспериментальная ракета РТ-1-63 на которой отрабатывались 3-я и 2-я ступени МБР РТ-2. Всего построено три ракеты. Испытательные пуски ракет РТ-1-63 велись с наземной пусковой установки 8У258 на полигоне Капустин Яр осенью 1965 г. Из трех пусков лишь один был успешным.
Огневые испытания блоков А, Б и В ракеты РТ-2 были начаты летом 1965 г. 15 июля 1965 г. состоялось совещание с В.П.Мишиным по испытаниям блоков Б и В изделия 8К98. 16 июля 1965 г. рассмотрен отчет аварийной комиссии, а 23 июля 1965 г. проведено совещание по результатам аварийной комиссии по огневым испытаниям ракетных блоков РТ-2.
Впервые макет ракеты РТ-2 с упрощенной имитацией ГЧ и без приборного отсека показан на Параде на Красной площади в Москве 9 мая 1965 г.
Макет ракты РТ-2 / 8К98 / SS-13 SAVAGE при подготовке к параду в Москве 09.05.1965 г. Макет ракеты без приборного отсека и с упрощенной головной частью. На заднем плане ракета 8К66 (фото ТАСС, обработано). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-7 / 8К71 - SS-6 SAPWOOD Ракета Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / ракета-носитель ИСЗ. Разработка ракеты велась ОКБ-1 под руководством генерального конструктора Сергея Павловича Королева, ведущий конструктор - Д.И.Козлов. 16.12.1949 г. НИИ-88 (С.П.Королев) заказывает в НИИ-4 НИР «Исследование возможности и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа «пакет». НИР выполнялась группой М.К.Тихонравова и была завершена в 1950 г. 4 декабря 1950 г. Постановлением Совмина СССР начата комплексная поисковая НИР «Исследование перспектив создания баллистических ракет дальнего действия (БРДД) различных типов с дальностью 5-10 тыс. км и массой боевой части 1...10 тонн». В НИР участвовали ОКБ-1, ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3, НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (Костров) и НИИ-504 (Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов) и НИИ-49, математический институт им. Стеклова А.Н. В результате выполнения этой НИР была доказана принципиальная возможность создания составных БРДД, работающих на керосине и жидком кислороде, с массой полезной нагрузки 3…5 тонн. В 1951 г. НИИ-4 направило в ОКБ-1 проект экспериментальной ракеты выполненной по пакетной схеме, способной осуществить запуск ИСЗ (ист. - Гудилин).
После испытания в 1953 г. термоядерного заряда РДС-6С, являющегося реализацией идей А.Д.Сахарова (КБ-11), Правительством в 1953-1954 г.г. был поднят вопрос создания заряда такого типа для баллистической ракеты и разработки межконтинентальной ракеты-носителя. Постановлением Совмина СССР от 13 февраля 1953 г. в рамках НИР тема Т-I "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км" ОКБ-1 предписывалось разработать эскизный проект двухступенчатой баллистической ракеты массой 170 тонн с отделяющейся головной частью массой 3000 кг с дальностью действия 8000 км. В октябре 1953 г. проектное задание изменяется - масса боевого заряда увеличивается до 3000 кг (общая масса головной части ракеты - до 5500 кг, расчетная дальность уменьшается до 5500 км) при сохранении дальности полета. В январе 1954 г. состоялось совещание главных конструкторов С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, Б.М. Коноплева, В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина с участием М.И. Борисенко, К.Д. Бушуева, С.С. Крюкова и В.П. Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков, ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось создавать стационарное наземное оборудование с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу (ист. - Гудилин).
20 мая 1954 г. Совмин СССР принял Постановление о разработке, изготовлении и испытаниях двухступенчатой МБР 8К71, выполненной по пакетной схеме с дальностью действия 8000 км (ист. - Кудряшов). 28 июня 1954 г. принято Постановление Совмина СССР «О плане НИР по специальным изделиям», в котором уточнены содержание, порядок и сроки работ по ракете Р-7. 6 июля 1954 г. был издан Приказ Министра оборонной промышленности СССР о начале работ по проекту создания ракеты. На КБ-11 (ВнИИЭФ) возлагалась задача создать термоядерный заряд мощностью не менее 1,5–2 Мт тротилового эквивалента.
24 июля 1954 г. ОКБ-1 завершена разработка эскизного проекта МБР 8К71, который был одобрен в конце июля 1954 г. межведомственной комиссией во главе с М.В.Келдышем и 20 ноября 1954 г. одобрен Совмином СССР (ист. - Гудилин). В августе 1954 г. ОКБ-1 выдает смежникам техническое задание на разработку систем и агрегатов ракеты 8К71 (ист.). Теоретический чертеж ракеты Р-7 С.П. Королев утвердил 11 марта 1955 г., а 25 июля 1956 г. были подписаны материалы уточненного эскизного проекта. Разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 г. (ист.).
Технический проект ракеты Р-7 должен быть представлен в 1-м квартале 1956 г., полигон для испытаний ракеты должен быть подготовлен не позднее апреля 1956 г. , плановый срок начала пристрелочных и зачетных испытаний назначался на 2-й квартал 1957 г. Первый пуск ракеты Р-7 планировалось провести в конце 1956 г. (докладная записка в Президиум ЦК КПСС от 03.02.1956 г. источник).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14, СПУ 2П19 - SS-1B SCUD-A Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14 - SS-1C SCUD-B Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14-1 - SS-1C SCUD-B Комплекс 9К73, ракета Р-17В / 8К114 ("вертолетный") Комплекс 9К72-О, ракета Р-17ВТО / 8К14-1Ф "Аэрофон" (с оптической ГСН) - SS-1E SCUD-D Р-300 - экспортное обозначение ракеты комплекса 9К72 Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Р-5 / 8А62 - SS-3 SHISTER Р-5М / 8К51 - SS-3 SHISTER Баллистическая ракета средней дальности (БРСД). Головной разработчик - ОКБ-1 (с мая 1950 г. подразделение НИИ-88) под руководством С.П.Королева. В раработке систем ракеты и комплекса участвовали разные КБ - разработка ракеты и комплекса - ОКБ-1, главный конструктор - С.П.Королев, ведущие конструкторы - Д.И.Козлов и И.П.Румянцев; двигатель - ОКБ-456, главный конструктор В.П.Глушко; система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-885, главный конструктор Н.А.Пилюгин; наземное стартовое и прочее оборудование - ГСКБ "Спецмаш", главный конструктор В.П.Бармин; командные приборы - главный конструктор В.И.Кузнецов. Разработка начата как логическое продолжение работ по проекту ракеты Р-3 в 1951 г. Предложения по созданию новой ракеты представлены в Министерство вооружений СССР С.П.Королевым 20 октября 1951 г. Эскизный проект представлен 30 октября 1951 г. ОКР по созданию ракеты Р-5 задана Постановлением СМ СССР от 13 февраля 1952 г. Изготовление опытных ракет велось опытным производством НИИ-88 - заводом №88. Постановление СМ СССР о проведении летно-конструкторских испытаний ракеты Р-5 в три этапа вышло 13 февраля 1953 г. - первый и второй этапы, пристрелочный третий этап и зачетные испытания. На стенде филиала №2 НИИ-88 в Загорске в 1953 г. до начала пристрелочных испытаний проведено 4 огневых стендовых испытания ракеты Р-5. Стартовый комплекс с ракетой Р-5М. Полигон Капустин Яр, видимо, 1956-1958 г.г. (из публикации Министерства обороны к 70-летию полигона, источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10/ РТ-21М - SS-20 SABER mod.1 Комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45 / 15Ж46 (?) / РСД-10 / РТ-21М - SS-20 SABER mod.1 Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, 15Ж54 / РСД-10УТТХ - SS-20 SABER mod.2 Комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56 Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс разработан Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.Д.Надирадзе с использованием опыта создания и на базе ПГРК "Темп-2С" / SS-X-16. Ракета 15Ж45 создана на базе 1-й и 2-й ступеней мобильной МБР "Темп-2С". Тема ОКР по созданию ПГРК носила название "15К645 "Пионер". Работа над комплексом начата в 1971 г.
Комплекс предназначен для поражения стратегически важных стационарных объектов на дальности от 600 до 5000 км.
Разработка комплекса начата по Постановлению Совмина СССР №280-95 вышло 28 апреля 1973 г. о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР "Темп-2С". Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г.
Кооперация разработчиков: - МИТ - головной разработчик комплекса, разработка ракеты - ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - СПУ и машины обеспечения комплекса - КБ Минского автозавода (г.Минск) - шасси СПУ - НПО "Союз" (г.Люберцы) - заряды маршевых РДТТ из смесевого топлива - НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) - система управления комплекса - КБ-1 ВНИИЭФ - головной разработчик боевого оснащения ракет 15Ж45
В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса, который был успешно защищен в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С”.
Термоядерный заряд для боевого блока был разработан ВНИИТФ до стадии опытного производства для МБР УР-100К и его отработка для серийного производства для снаряжения боевого блока БРСД 15Ж45 была завершена в 1976 г. (источник).
СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе) Комплекс 15П015, ракета МР УР-100 / 15А15 / РС-16А - SS-17 mod.1/2 SPANKER Комплекс 15П016, ракета МР УР-100УТТХ / 15А16 / РС-16Б - SS-17 mod.3 SPANKER
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) третьего поколения. Ракета разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск). Старт разработке дан решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. которым задавалось создание в КБ комплекса я тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67, комплекса с легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84 и боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. Решение о начале работ принято в ходе визита в КБ "Южное" председателя ВПК при Совмине СССР Л.В.Смирнова в апреле 1970 г. Постановлением Совмина СССР N 682-218 от 19 августа 1970 г. давался старт полномасштабной разработке легкой МБР. Разработка предлагалась на конкурсной основе двум КБ - КБ "Южное" и КБ Машиностроения. Была поставлена задача разработать проекты модернизации массового ракетного комплекса с МБР УР-100 разработки КБ машиностроения (ОКБ-52). По этому Постановлению новая ракета должна была выйти на испытания в 1973 г.
Эскизный проект МБР МР УР-100 (видимо расшифровывается как "Модернизация Ракеты УР-100") выпущен в сентябре 1970 г. Предполагалось использование ШПУ от МБР УР-100 и, соответственно, это ограничение сказалось на конструкции ракеты. Одновременно с разработкой комплекса с ракетой 15А15 в КБ "Южное" шли работы по модернизированному варианту тяжелой МБР 15А14 (Р-36М), которая несколько опережала по времени новую легкую МБР. Это позволило использовать часть наработок по проекту 15А14 в ракете 15А15 - у обоих ракет реализовывались минометный старт, применение РГЧ ИН, единый унифицированный боевой блок, близкие схемы РДТТ ступени разведения боевых блоков, а также новая система управления с применением БЦВМ.
Разработка велась следующей кооперацией предприятий: - комплекс вцелом и ракета - КБ "Южное" (ведущий конструктор - М.И.Галась, позже - С.И.Ус) - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - НПО "Южмаш" - шахтная пусковая установка - КБ-4 КБСМ (главный конструктор - Б.Г.бочков, с 1970 г. - А.Ф.Уткин) - командный пункт ракетного комплекса - ЦКБТМ МОМ (главный конструктор - Е.Г.Рудяк, с 1970 г. - В.С.Степанов) - автоматизированная система боевого управления и связи - ОКБ Ленинградского политехнического института (главный конструктор - Т.Н.ССоколов) - система внутреннего электроснабжения - ГОКБ Московского завода "Прожектор" (главный конструктор - В.А.Окунев) - агрегаты для транспортировки ракеты - ЦКБТМ МТМ (главный конструктор - Л.Д.Новиков) - средства прицеливания - ЦКБ "Арсенал" (главный конструктор - С.П.Парняков) - маршевые двигателеи обоих ступеней - ОКБ-456 - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-692 ("Хартрон") - система радиокоррекции - НИИ-885 - командные гироприборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - специальные заряды и автоматика головных частей - КБ-11 (ВНИИЭФ) - комплекс средств преодоления ПРО - ОКБ-586 - система заправки ракетного комплекса - КБТХМ - система боевого управления - НИИАП
МБР 15А15 / МР УР-100 - SS-17 mod.1 SPANKER в транспортно-пусковом контейнере. Памятник в Днепропетровске (https://rvsn.ruzhany.info/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П018, ракета Р-36М1 / Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN Межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина), ведущий конструктор - С.И. Ус. Разработка комплекса 15П018 задана Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 августа 1976 г. в рамках совершенствования ранее разработанного комплекса 15П014 с тяжелой жидкостной МБР Р-36М / 15А14 за счет использования новой боевой ступени и нового боевого оснащения. Новая МБР предназначалась для поражения 10 боеголовками одной ракеты важных высокопрочных малоразмерных целей расположенных на площади до 300 000 кв.км в условиях современной противоракетной обороны. Пусковой комплекс 15П018 для новой МБР был выполнен КБСМ с усиленной защищенностью от ПФЯВ. Эскизный проект комплекса представлен к защите в декабре 1976 г.
Повышение эффективности ракетного комплекса 15П018 по сравнению с комплексом 15П014 обеспечивалось: - повышением точности стрельбы в 2-3 раза - увеличением мощности зарядов боевых блоков (ББ) - увеличением района разведения ББ - применением ШПУ и КП высокой защищенности - повышением надежности доведения команд на пуск до ШПУ. При разработке комплекса сложилась следующая кооперация предприятий: КБ "Южное" (г. Днепропетровск) - головное КБ по ракете и комплексу; ПО Южный Машиностроительный Завод (г. Днепропетровск) - производство ракет; ПО "Авангард" - изготовитление транспортно-пускового контейнера; КБ Электроприборостроения ("Хартрон") - разработка системы управления ракеты; НПО "Ротор" - разработка комплекса командных приборов; КБ завода "Арсенал" - разработка системы прицеливания; КБ "Энергомаш" - разработка двигателя первой ступени ракеты; КБ Химавтоматики (ОКБ-154) - разработка двигателя второй ступени ракеты; КБСМ - разработка боевого стартового комплекса; ЦКБТМ - разработка командного пункта; ГОКБ "Прожектор" - разработка системы электроснабжения; НПО "Импульс" - разработка системы дистанционного управления и контроля; КБТХМ - разработка системы заправки
Серийное производство ракет 15А18 было начато ПО "Южный машиностроительный завод" в г. Днепропетровске (Украина) в 1977 г.
Летно-конструкторские испытания ракеты 15А18 начаты пуском 31 октября 1977 года из ШПУ на полигоне Байконур и закончились 27 ноября 1979 года. В ходе летных испытаний 5 НИИП в Байконуре выполнено 19 пусков (в т.ч. 17 успешных). Причинами двух отказов явились потеря устойчивости первой ступени из-за выхода из строя рулевой машины и потеря устойчивости боевой ступени из-за неполного ее отделения от второй ступени (наличие механической связи после команды отделения). Причины недостатков были устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего в процессе испытаний и эксплуатации МБР проведено 62 пуска, из них 56 - успешных. Фактическая полетная надежность ракеты с учетом доработок на этапе летных испытаний и с учетом обеспечения качества изготовления составляет 0,965.
Шахтная пусковая установка комплекса 15П018 с МБР 15А18 / Р-36М УТТХ (http://kbsm.su/) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 8П769, ракета Р-36-О / 8К69 - SS-9 mod.3 SCARP FOBS
Глобальная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель), главный конструктор - М.И.Галась. Разработка орбитального ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16 апреля 1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. Испытания орбитального варианта ракеты планировалось начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г., которым задавалась разработка орбитальных ракет сразу в трех КБ - 8К69 ОКБ-586, ГР-1 / 8К713 ОКБ-1 и 8К83 / УР-200 ОКБ-52. Глобальная МБР на Западе получила наименование FOBS - Fractional Orbital Bombardment System - "частично орбитальная бомбардировочная (ударная) система". Основные преимущества такого типа ракеты перед обычной МБР: - неограниченная дальность действия; - возможность поражения цели разными ракетами, но одновременно с разных направлений (например, через Северный и Южный полюса); - меньшее время полета до цели по кратчайшему направлению, чем у обычной МБР; - невозможность прогнозирования района падения боеголовки пока она находится на орбитальном участке полета; - удовлетворительная точность при максимальных дальностях.
Создание ракеты и орбитальной ступени вело ОКБ-586, двигательная установка для орбитального блока создавалась ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко, система управления - НИИ-692 ("Хартрон") главного конструктора В.Г.Сергеева, командные приборы - НИИ-944 главного конструктора В.И.Кузнецова, боевой стартовый комплекс - ЦКБ-34 главного конструктора Е.Г.Рудяка. Эскизный проект Р-36-О разработан в декабре 1962 г.
В начале 1965 г. было принято решение о разработке в качестве орбитальной ракеты только ракеты 9К69 ОКБ-586. КБ С.П.Королева прекратило разработку ГР-1 / 8К713. Ракеты КБ В.Н.Челомея УР-200 (8К81) и УР-200А (8К83) были сняты с производства.
Первоначально ампулизация ракеты не предусматривалась, но 12 января 1965 года вышел приказ ГКОТ "О развертывании работ по ампулизации ракет Р-36 и Р-36-О", которым задавались работы по доработке МБР для долговременного нахождения в заправленном ампулизированном состоянии на боевом дежурстве - первоначальный гарантированный срок хранения заправленной ракеты составлял 5 лет. Позже этот срок был увеличен до 7,5 лет. Подготовка к пуску ракеты Р-36-О / 8К69 со стартового стола на полигоне Байконур, 1965-1966 г.г. Антенны телеметрического оборудования на головной части позже были убраны (Стратегические ракетные компелксы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) Комплекс 2К4 "Филин", ракета 3Р2 - FROG-1 Ракета 3Р3 "Филин-2" Ракета 3Р4 "Филин-3"
Тактический ракетный комплекс / тактическая ракета. Разработан НИИ-1 (с 1967 г. - Московский институт теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. Испытания начаты в 1955 г. Испытания вместе с СПУ 2П4 с 1957 г. Производство пусковых установок велось на Кировском заводе в 1957-1958 г.г. (всего произведено 36 шт). Комплекс принят в опытную эксплуатацию под наименованием 2К4, в строевые части не поступал. Комплекс принят на снабжение Постановлением СМ СССР от 17.08.1958 г., снят со снабжения Постановлением СМ ССР в феврале 1960 г. в связи с завершением работ по комплексу "Луна". Установка 2П4 комплекса 2К4 "Филин" на параде на Красной площади в Москве, предположительно 1 мая 1960 г. ( http://russiamarms.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 2К6" Луна", ракета 3Р5 Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р9 - FROG-3 Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р10 - FROG-5 Геофизический вариант - FROG-4 Установка Бр-226-I (ЯАЗ-214), ракета 3Р11 - FROG-6 Р-30 - экспортное наименование комплекса Тактический ракетный комплекс. Предварительная проработка проекта начата в 1953 г. НИИ-1 (позже переименован в Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. К проектированию комплекса в полном объеме приступили по Постановлению Совмина СССР №1302-660 от 13 сентября 1956 г. - создаются ракета с дальностью действия 40-45 км в НИИ-1 и самоходная пусковая установка для неё в ЦНИИ-58 под руководством В.Г.Грабина. Постановление Совмина СССР №558-583 от 16 мая 1957 г. о создании опытных образцов и проведении испытаний вышло после защиты эскизного и технического проектов комплекса. Прототип ракеты 3Р5 изготавливал завод №75 Кемеровского совнархоза. Опытные СПУ и ТЗМ собраны ЦНИИ-58 в 1958 г. Начало испытаний комплекса - 1958 г. (полигон Капустин Яр). После посещения Н.С.Хрущевым полигона осенью 1958 г. ТЗМ делать запретили ("не эффективно"). В период с 30 января по 28 февраля 1959 г. проведены испытания комплексов "Марс" и "Луна" в условиях низких температур на Агинском полигоне (Забайкальский ВО, проведено 6 пусков ракет 3Р5). СПУ 2П16 комплекса 2К6 "Луна" с ракетой 3Р9. На заднем плане - с ракетой 3Р10. Парад на Красной площади в Москве, 1960-е годы. | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Система "Гудрон"
Система усиления ядерного заряда. Комплекс средств и технических решений по увеличению (усилению) мощности ядерных зарядов разработки конца 1950-х годов. Использовался в ядерных зарядах ракетных комплексов РВСН в 1960-1970 г.г.
В декабре 1957 г. в КБ-11 под руководством С.Б. Кормера был получен уникальный результат увеличения мощности ядерного заряда, который был назван "Гудрон". 28.12.1957 г. на Семипалатинском полигоне испытан заряд РДС-9 с газовым бустингом - в некоторых источниках названный "изделие 19" (РДС-19) - плутониевый заряд был усилен газовой смесью ДТ (дейтерий + тритий). Именно газовым усилением КПД ядерного заряда и занимался С.Б.Кормер. В одном из отчетов говорилось, что задача не имеет решения т.к. полость изделия заполняется продуктами взрыва преждевременно (1954 г.). В итоге в декабре 1957 г. изделие было подготовлено к испытаниям и успешно испытано. С.Б. Кормер стал лауреатом Ленинской премии СССР в 1959 г. К сроку окончания одностороннего моратория на ядерные испытания (сентябрь 1958 г.) были подготовлены ядерные заряды в которых сочеталось увеличение мощности, с одновременным повышением боеготовности и безопасности обслуживания заряда, снижением стоимости. Разработчики пошли по пути использования более мощного взрывного вещества, а также применили оригинальную схему усиления мощности при взрыве атомного детонатора (система "Гудрон", источник). Первое испытание заряда разработки КБ-11 нового типа (вероятно, с усилителем заряда) было успешно проведено на Новоземельском полигоне 15.10.1958 г. (испытание №72, мощность 1500 кт, источник). По воспоминаниям испытателей-ядерщиков узлы нового заряда, изготавливавшиеся поштучно, оказались далеко не герметичными в эксплуатации, поэтому доставлялись на полигоны самолетами, упакованными в две специальные оболочки: контейнер и суперконтейнер, находящиеся под избыточным давлением. Руководил испытаниями от КБ-11 в качестве технического руководителя заместитель главного конструктора (впоследствии главный конструктор и директор института, академик) Евгений Аркадьевич Негин. Председателем Государственной комиссии и руководителем испытаний являлся начальник Главного управления опытных конструкций (ГУОК) Министерства среднего машиностроения генерал-лейтенант Николай Иванович Павлов. Работа с "реакторами" (усилителями) выполнялась в противогазах и была сопряжена с риском облучения и заражения.
Есть гипотеза о том, что в разные годы усилитель "Гудрон" использовал разные принципы усиления мощности ядерного заряда. На первом этапе это было усиление за счет дополнительного заряда урана-235 или плутония (см.выше). В дальнейшем, возможно, это было газовое усиление реакции с применением газообразного трития или подобной технологии.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (трубется пополнение) "Орешник" - SS-Х-31B / SS-X-34
Баллистическая ракета средней дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ). В июле 2023 г. принято решение руководства страны о разработке ракеты в варианте с неядерным оснащением на базе МБР "Рубеж". Вероятно, теоретическая проработка создания подобного комплекса под шифром "Кедр" велась с 2022 г. или раньше. Ракета создается с использованием наработок по другим ракетным комплексам разработки МИТ - "Ярс", "Булава" и др.
По западным данным кооперация по разработке ракетного комплекса включает в себя: - Московский институт теплотехники - головной разработчик комплекса и ракеты; - ФНПЦ "Титан-Баррикады” (г. Волгоград) - автономная пусковая установка и вспомогательные машины комплекса; - ЦНИИАГ (г.Москва) - разработка устройств системы управления ракетой - ФЦДТ "Союз" - разработка двигательной установки - ОКБ “Прожектор” (г. Москва) - Концерн “Созвездие” (г.Воронеж); - НПП “Спецэнергомеханика” (г. Москва); - НИЦ спецтехники и конверсии “Континент” (г. Москва). По западным данным испытания ракеты начаты пуском на полигоне Капустин Яр в октябре 2023 г. и продолжены пуском в июне 2024 г. Третий испытательный пуск стал испытательно-боевым - 21.11.2024 г. ракета (или ракеты) применена по боевой цели - ПО "Южмаш" в Днепропетровске. Боевое оснащение нового типа - РГЧ ИН с кассетным наполнением (6 х 6 боевых элементов) либо набор КСП ПРО.
По итогам пуска 21.11.2024 г. Главком РВСН С.Каракаев предложил принять ПГРК "Орешник" на вооружение. Западные источники считают БРСД "Орешник" модификацией МБР РС-26 "Рубеж" (реконструкция РС-26 "Рубеж" от MilitaryRussia.Ru, вариант от 21.01.2018 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Индексы ракетных комплексов РВиА СВ ВС РФ
Индексы ракетных комплексов по состянию на 2020 г.: | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 8П767, ракета Р-36 / 8К67 - SS-9 mod.1 / mod.2 SCARP Комплекс 8П767П, ракета Р-36П / 8К67П - SS-9 mod.4 SCARP
Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) второго поколения. Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель). После появления в США тяжелой МБР "Титан-2" ОКБ-586 в первой половине 1961 года вышло с инициативой создания новой тяжелой МБР на базе МБР Р-16 с превосходящими "Титан-2" характеристиками. Разработка ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16.04.1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. В качестве МБР с двумя типами специальных зарядов Р-36 должна была иметь дальность 12000 км с тяжелой БЧ и 16000 км с легкой БЧ. Планировалось начать летные испытания МБР Р-36 в 4-м кв. 1963 года, а испытания орбитального варианта ракеты начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. Ведущим конструктором ракеты назначен заместитель генерального конструктора КБ "Южное" М.И.Галась.
При создании МБР Р-36 создавалась следующая кооперация предприятий: - ОКБ-586 - комплекс 8П767 вцелом, ракета и рулевые двигатели маршевых ступеней - завод №586 - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - ОКБ-456 - маршевые двигателеи обоих ступеней - НИИ-692 ("Хартрон") - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-885 - система радиокоррекции - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - командные гироприборы - КБ-11 (ВНИИЭФ) - специальные заряды и автоматика головных частей - ОКБ-586 - комплекс средств преодоления ПРО - ЦКБ-34 - шахтная пусковая установка и командный пункт ракетного комплекса - КБТХМ - система заправки ракетного комплекса - НИИАП - система боевого управления
Основные особенности тяжелой МБР Р-36 / 8К67: - два типа моноблочных ГЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО); - автономная система управления позволяющая выполнить удаленное управление пуском ракет из ШПУ с доворотом ракет на нужный азимут после выхода из ШПУ, что обеспечивает прицеливание ракет по любому азимуту; - использование в качестве окислителя азотного тертоксида; - плотная компоновка топливного отсека 2-й ступени - единый топливный отсек с разделением окислителя и горючего промежуточным днищем; - применение прессованных химфрезетованных панелей и пустотелых шпангоутов в конструкции топливных баков обеспечило экономию массы; - выполнен горячий наддут топливных баков из газогенераторов, работающих на компонентах основного топлива; - для исключения невесомости запуск маршевого двигателя 2-й ступени производится при заранее запущенном рулевом двигателе ступени; - за счет ампулизации топливной системы обеспечен большой срок хранения и высокая боеготовность ракеты; - повышена выживаемость ракетного комплекса при первом ударе за счет рассредоточения ШПУ типа ОС.
Постановлениями задавалось создание тяжелой МБР с комбинированной системой управления - автомномной инерциальной с радиокоррекцией. Ракета предназначалась для поражения особо важных целей мощными термоядерными зарядами, применяемыми в сочетании с комплексом средств преодоления ПРО противника. До 1965 г. МБР создавалась в конкуренции с тяжелой МБР УР-200 ОКБ-52 Челомея. При проектировании ракеты использовался ряд конструктивных решений, отработанных и проверенных на тяжелых ракетах первого поколения Р-16 и Р-16У, а также на ракете Р-26. Предполагалось применять ракеты из групповых ШПУ - в 1963 году такой вариант развертывания был отвергнут и на полигоне Байконур началось строительство одиночных ШПУ типа ОС. Один из первых пусков ракеты Р-36 комплекса 8К67 / SS-9 SCARP с легкой ГЧ с наземного стартового стола (обработка MilitaryRussia.ru) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / моно ГЧ 15Ф175 - SS-18 mod.5 SATAN / TT-09 Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / РГЧ ИН 15Ф173 - SS-18 mod.6 SATAN Автор первоначальной статьи: Максим Пашнев (г.Обнинск), 2012 г.
Межконтинентальная баллистическая ракета четвертого поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина) под руководством академика АН СССР В.Ф.Уткина в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны СССР и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 769-248 от 09.08.1983 г. Главные конструкторы - С.И.Ус и В.Л.Катаев. В.Л.Катаева после перевода в аппарат ЦК КПСС заменил В.В.Кошик. Комплекс "Воевода" создан в результате реализации проекта многостороннего совершенствования комплекса стратегического назначения тяжелого класса Р-36М УТТХ / 15П018 с МБР тяжелого класса 15А18 и предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в т.ч. при многократном ядерном воздействии по позиционному району (гарантированный ответный удар, ист. - Стратегические ракетные).
В июне 1979 г. в КБ "Южное" было разработано техническое предложение по ракетному комплексу "Воевода" с тяжелой жидкостной МБР четвертого поколения под индексом 15А17. Эскизный проект ракетного комплекса с МБР Р-36М2 "Воевода" (индекс МБР был изменен на 15А18М с целью обеспечения выполнения требований договора ОСВ-2) разработан в июне 1982 года. Одновременно, а июне 1982 г. выпущен и эскизный проект системы управления комплекса МБР.
Пуск штатной ракеты Р-36М2. Вероятно, один из пусков на продление гарантийного срока хранения, 2000-е годы, Яснево (https://missilery.info/, обработано). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) ГР-1 / 8К713 - SS-X-10 SCRAG (ошибочно)
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / глобальная ракета. Разработка ракеты велась специальным отделом №3 (руководитель - Крюков Сергей Сергеевич) ОКБ-1 генерального конструктора С.П.Королева с 1961 г. Письмо от ОКБ-1 от 07.09.1961 г. «О возможности создания ГР на базе Р-9А и Р-7А» в адрес: Смирнова Л.В., Калмыкова В.Д., Москаленко К.С. Далее - докладная записка на имя Н.С. Хрущева от 22.02.1961 г. «О новой схеме межконтинентальных ракет ГР» за подписью С.П.Королева, Мишина, Рязанского, Пилюгина, Кузнецова. Далее - предложения по разработкам ОКБ-1 в т.ч. и ГР-1 от 05.03.1962 г. на имя Устинова, Малиновского, Смирнова, Москаленко, Семенова и Сербина.
Проектирование глобальной ракеты велось с расчетом на использование на первой и второй ступенях двигательных установок варианта ракеты Р-9М - 8К77, а на третьей ступени двигательной установки С1.5400. В результате разработки ракеты выпущена конструкторская и эксплуатационная документация. Эксплуатация ракеты предполагалась с теми же ограничениями и особенностями как и эксплуатация ракеты Р-9. В конце 1961 г. принято предложение ОКБ-1 о разработке ракеты с двигателями НК-9 главного конструктора Н.Д.Кузнецова и двигателем 11Д726 ОКБ-1 (ист. - Мишин).
Эскизный проект ГР-1 с двигателями НК-9 на 1-й и 2-й маршевых ступенях и ЖРД 8Д726 на 3-й ступени завершен в апреле 1962 г. (ист. - Мишин). Официально разработка ракеты была начата по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1021-436 от 12 мая 1962 г., Постановлению №1021-438 от 24.09.1962 г. и по Приказу Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) №640/06 от 13 октября 1962 г.
18 декабря 1962 г. на коллегии ГКОТ по ГР-1 приняты следующие планы работ: 1. 3-й кв. 1963 г. - начать испытания на площадке №51 полигона Байконур. Министерство обороны СССР в августе 1963 г. должно переоборудовать пл.51 под МБР ГР-1. 2. 1-й кв. 1963 г. - представить предложения о трассах и режимах посадки (МО с ГКОТ и ГКРЭ) 3. 1-й кв. 1963 г. - комплексное проектное задание на боевую стартовую станцию] (БСС) ракеты ГР-1.
Тактико-технические требования к ракете ГР-1 начаты прорабатываться 02.01.1963 г. и согласованы с заказчиком 15.02.1963 г. 23 марта 1963 г. в ОКБ-1 прошла защита эскизного проекта ГР-1.
В 1962 г. начата подготовка серии ракет для летных испытаний. Всего выпущено по разным данным 3-4 экземпляра ракет. Минимум две ракеты этой серии позже принимали участие в парадах в Москве. Производство ракет велось на Заводе Экспериментального Машиностроения ОКБ-1 в г.Калининград Московской области, а так же на заводе "Прогресс" (г.Куйбышев).
6 декабря 1963 г. приказом командира в/ч 44275 на космодроме Байконур была создана нештатная технологическая группа по испытаниям ракеты 8К713 на площадке №51. В 1964 г. к работам подключилась испытательная группа №3 той же в/ч ранее работавших по испытаниям МБР 8К75 / Р-9 (численность - 169 чел).
06.02.1964 г. на совещании у С.П.Королева впервые прозвучали доводы о нецелесообразности доводки ГР-1, а также о возможности разработки легкой космической ракеты-носителя на её базе и большой противоракеты. 14.02.1964 г. представлены предложения по ПРО на базе ГР-1. 03.05.1964 г. при стендовых испытаниях блока Б ГР-1 (2-я ступень) произошел взрыв и пожар (на 23-й секунде работы блока). 14.05.1964 г. принято решение о прекращении разработки ГР-1. Официально разработка ракеты ГР-1 и её модификаций прекращена в июле 1964 г. "в связи с исполнением СССР обязательств по неиспользованию космического пространства в военных целях".
17.08.1965 г. руководству Министерства обороны СССР ушло письмо С.П. Королева с предложением об использовании ГР-1 для перехвата спутников (возможно, индекс ракеты - 8М111).
Отдельная благодарность за подготовку подборки источников по ракете пользователю "С-300" нашего сайта и форума.
Ракеты ГР-1 на Красной площади, парад 7 ноября 1965 г. (РГАНТД, http://www.rusarchives.ru/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Экспериментальная твердотопливная баллистическая ракета средней дальности. Постановлением Совета министров СССР от 27 июня 1958 г. на базе ЦНИИ-58 В.Г.Грабина был создан филиал ОКБ-1, который занялся разработкой твердотопливных ракет. Создание ракеты начато по Постановлению Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2". Постановлением определен перечень разработчиков ракеты: - ОКБ-1 ГКОТ (главный конструктор С.П.Королев, заместитель главного конструктора по ракетам на твердом топливе И.Н.Садовский) - по ракете и комплексу в целом; - КБ-11 Минсредмаша (главные конструкторы Негин, Кочарянц) - по специальному заряду с автоматикой, системой инициирования, электропитанием, контактным и неконтактным датчиками, контрольно-измерительной аппаратурой и технологическому оборудованию для сборки и проверки специального заряда на технической и стартовой позициях; - НИИ-125 ГКОТ (главный конструктор - Б. Жуков, заместители главного конструктора - Смирнов и Победоносцев) - по созданию твердого топлива - продукта «Нейлон-Б», промышленной технологии его производства, зарядов и двигателей. Разработка и испытания двигателей должны были осуществляться совместно с ОКБ-1; - НИИ-885 ГКРЭ (главные конструкторы - Рязанский, Пилюгин) - по системе управления в целом; - НИИ-944 ГК по судостроению (главный конструктор - Кузнецов) - по гироскопическим приборам; - НИИ-627 и ВНИИТ ГК по автоматизации и машиностроению (главные конструкторы - Иосифьян и Лидоренко) - по бортовому электрооборудованию и источникам тока; - ГСКБ Спецмаш ГКОТ (главный конструктор - Бармин) - по комплексу наземного пускового, стыковочного, подъемно-транспортного, компрессорного, вспомогательного оборудования и разработке боевых стартовых станций; - ОКБ-686 Московского совнархоза (главный конструктор - Гольцман) - по комплексу наземного электросилового оборудования. Согласно Постановлению, в мае 1960 г. разработчики должны были представить эскизный проект ракеты РТ-1 и варианты боевых стартовых станций (комплекса наземного оборудования). Разработку двигателей вело НИИ-125 при участии бригады конструкторов ОКБ-1. Эскизный проект изделия 8К95 выпущен в августе 1960 г. Испытания ракет РТ-1 с комбинированной системой управления планировалось начать в 4-м квартале 1960 г., а с автономной системой управления - в 4 квартале 1961 г. Место испытаний - Государственный Центральный Полигон Капустин Яр.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН (МБР и БРСД)
Моноблочные головные части: Название | Тип | Ракета-носитель | Комплекс | Хронология | Описание | 46А / РДС-46А
| ГЧ | Р-7 / 8К74 | | 1959 г. | Серийная ГЧ с термоядерным зарядом РДС-46А | 8Ф12 / 8Ф12Н | ГЧ | 8К63 | | | Головная часть (источник). Вероятно, "изделие 49". Легкий боевой блок массой 1364 кг. С этой БЧ ракета принята на вооружение в 1959 г. | 8К15 | ГЧ | 8К65 | | | Легкая термоядерная головная часть (источник). Мощность - 2,3 Мт, масса - 1546 кг
| 8Ф17 | ГЧ | УР-500 / 8К82 "Протон" | К8К82 | проект | Тяжелая термоядерная БЧ мощностью 150 Мт | 8Ф61 | ГЧ | 8К64 | | | (источник) | 8Ф112 | ГЧ | 8К66 | | | (источник) | 8Ф114 | ГЧ | УР-200 / 8К81 | | | (источник) | 8Ф115 | ГЧ | 8К64, 8К65 | | | Легкая ГЧ (источник). Облегченная ГЧ с парашютной системой (?).
| 8Ф116 | ГЧ | 8К64, 8К65 | | | Тяжелая ГЧ, масса - 2175 кг, мощность 5 Мт. | 8Ф117 | ГЧ | 8К64, 8К65, УР-500 / 8К82
| | | Тяжелая ГЧ (источник). Масса - 2200 кг, мощность 6 / 10 / 15 Мт (по разным данным). По др.данным масса более 12 т.
| 8Ф121 | ГЧ | 8К84 | УР-100 / 8К84 | 19.04.1965 (первый пуск) | Моноблочная легкая ГЧ (источник). Термоядерная БЧ РА50 мощностью 1 Мт разработки НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне ВНИИТФ) | 8Ф125 | ГЧ | 8К84 | | | (источник) | 8Ф126 / АА48-2
| ГЧ | 8К63 | | | Тяжелый термоядерный ББ, мощность - 2.3 Мт, масса - 1680 кг. (источник). Доработанный вариантАА48-2 с улучшенной безопасностью боевого блока (источник)
| 8Ф128 | ГЧ | 8К63У | | | Вероятно, вариант ББ 8Ф126 (источник) | 8Ф671 | ГЧ | 8К67 (Р-36)
| | | Тяжелая ГЧ (источник) | 8Ф672 | ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Легкая ГЧ (источник) | 8Ф74 / 8Ф674 | ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Легкая ГЧ (источник). ГЧ испытывалась начиная с первого пуска носителя 28.09.1963 г. Заряд - Р-354-Г (источник) | 8Ф675 / 8Ф675-6000 / 8Ф675-7000 / 8Ф675У
| ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Тяжелая ГЧ (источник). Заряд А-604-Г (источник) | | ГЧ | "Гном" | | | Моноблочная ядерная БЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО, разработка НИИ-108) | 15Ф842 ГЧ,15Ф842П1 "Свинец" / 15Ф842П3, 15Ф843 ББ | ГЧ | 8К84, 8К84М | УР-100 / 8К84 УР-100УТТХ / 8К84М | 0.09.1967 г. (первый пуск) | Легкая ГЧ (источник). Длина - 1,45 м, Диаметр - 1,25 м, Масса - 760 / 800 кг. Заряд мощностью 500 кт разработки КБ-11 | 15Ф992У | ГЧ | 8К84У | | | (источник) | 15Ф1 | ГЧ | 8К98 | | | Корпус ГЧ (источник) | 15Ф981 | ГЧ | 8К98 | | | Корпус ГЧ | 15Ф982 | ГЧ | 8К98П | | | Корпус ГЧ | 15Ф993 | ГЧ | 8К99 | | | Корпус легкой ГЧ (источник) | 15Ф141 / 15Ф141-500
| ГЧ | 8К67МА (Р-36) / 15А14 (Р-36М)
| | | Моноблочная тяжелая ГЧ с зарядом мощностью 20 Мт, корпус 15Б85 (источник) | 15Ф142 / 15Ф142-500 | ГЧ | 15А14 (Р-36М) | | | Моноблочная легкая ГЧ с зарядом мощностью 8 Мт, корпус 15Б86 (источник) | 15Ф156 | ГЧ | 15А15 | | | Легкая моноблочная ГЧ. Серийно не производилась (источник) | 15Ф171 / 15Ф172 | ГЧ | 15А18М (Р-36М2) | | | Тяжелая моноблочная ГЧ, платформа 15Ф171 (источник), заряд ВНИИЭФ | 15Ф175 / 15Ф175-2 / 15Ф176 | ГЧ | 15А18М (Р-36М2) | | | Легкая моноблочная ГЧ. 15Ф175 - платформа, 15Ф176 - боевой блок (источник), заряд ВНИИЭФ | 15Ф202 | ГЧ | УР-100К / 15А20 | | | Корпус моноблочной ГЧ (источник). Заряд РА64 (ВНИИТФ) | 15Ф421 | ГЧ | РС-14 / 15Ж42 "Темп-2С" | 15П642 |
| Термоядерная БЧ с комплексом ложных целей, мощность 650-1450 кт, масса БЧ - не менее 650 кг | 15Ф483 | ГЧ | 15Ж48 | | | (источник) | 15Ф581 / АА88
| ГЧ | 15Ж58 "Тополь" | | | Моноблочная ГЧ МБР "Тополь", заряд АА88 (источник) | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии . | . | . | https://m.vk.com/wall-101918803_35512 | https://russianplanes.net/id308364 | https://russianplanes.net/id308169 | https://russianplanes.net/id307934https://russianplanes.net/id307935https://russianplanes.net/id307936 | Забаньте уродов Фенсера и СиерруЗасрали весь форум своей ..... | https://aviapix.ru/photo/15492/ | https://russianplanes.net/id306782 |
|