MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Р-16 / 8К64 - SS-7 SADDLER

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ракета
Р-16 / 8К64 - SS-7 mod.1 SADDLER
Ракета Р-16У / 8К64У - SS-7 mod.2 SADDLER


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка первой (для КБ) двухступенчатой ракеты велась ОКБ-586 (КБ "Южное") под общим руководством академика М.К. Янгеля по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.12.1956 г. о разработке межконтинентальной ракеты на высококипящих компонентах топлива. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Грачев. Ракета разрабатывалась в связи с низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой МБР Р-7 С.П.Королева. Для ускоренного создания новой МБР было предложено широко использовать конструктивные решения ранее созданных КБ ракет Р-12 / 8К63 и Р-14 / 8К65. Запуск МБР 8К64 предполагался только с наземных пусковых установок.

Постановлением от 17.12.1956 г. Правительство поручило ОКБ-586 проработать проект МБР на топливе длительного хранения. В феврале 1957 г. ОКБ-586 предложен предэскизный проект новой МБР. Проект предполагал создание 2-х ступенчатой ракеты со ступенями конической формы с двигателями разработки ОКБ-3 НИИ-88. Эскизный проект ноября 1957 г. предполагал создание уже ракеты массой 150 тонн со ступенями цилиндрической формы с двумя базовыми диаметрами ступеней - 3 м 1-я ступень и 2,4 м 2-я ступень. Ожидаемо предполагалось использование высококипящего топлива А
К-27И и НДМГ. При заводе № 586 был создан филиал ОКБ-3 НИИ-88. В середине 1958 г. эскизный проект был рассмотрен созданной правительством экспертной комиссией, возглавляемой президентом Академии наук СССР М. В. Келдышем. Комиссия подтвердила возможность создания ракеты с заявленными характеристиками. Позицию ОКБ-586 укрепило его предложение по замене не имевших производственной базы двигателей ОКБ-3 НИИ-88 на двигатели ОКБ-456 В.П Глушко, в основу которых был положен разработанный для ракеты Р-14 двухкамерный двигатель. На первой ступени используется связка из трех таких двигателей, на второй — один двигатель с удлиненными (высотными) соплами. Для управления полетом в состав каждой ступени вводится свой четырехкамерный рулевой двигатель. Применение рулевых двигателей позволило снизить конечный вес ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы. Разработка рулевых двигателей была возложена на специализированное двигательное КБ-4 в структуре ОКБ-586, преобразованное из филиала ОКБ-3 НИИ-88 по приказу председателя ГКОТ при Совмине №КС-269 от 22.06.1958 г. Главлым конструктором КБ-4 становится И.И.Иванов, заместителем - М.Д.Назаров.

В августе 1958 г. Совмин поручил ОКБ-586 развернуть работы и в кратчайшие сроки создать МБР Р-16 с индексом 8К64, были выданы уточненные тактико-технические требования. Ввиду обострения международной обстановки Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 обязывают ускорить разработку ракет Р-14 и Р-16 и выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г.

Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692 (позже НПО "Хартрон"). Для отработки камер сгорания и газогенераторов рулевых двигателей и систем питания маршевых двигателей на испытательной базе ОКБ-586 был построен комплекс стендов и монтажно-испытательный корпус. Для двигательного КБ ОКБ-586 был сооружен лабораторно-испытательный корпус со стендами для отработки турбонасосных агрегатов. На территории 5 НИИП в Байконуре для ОКБ-586 были выделены площадки, на которых началось строительство стартовой позиции ракеты 8К64, монтажно-испытательного корпуса и жилой зоны. Разработка стартового оборудования была возложена на Новокраматорский машиностроительный завод. 

Таким образом сложилась кооперация:
- ОКБ-586 (КБ "Южное") - головное по комплексу, ракете, рулевым ЖРД (отдельное КБ в ОКБ-586), головные части МБР;
- ОКБ-456 - по маршевым ЖРД;
ОКБ-692 (НПО "Хартрон") - система управления;
- Новокраматорский машиностроительный завод - стартовое оборудование наземного комплекса "Шексна-Н";
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерные заряды головных частей.

С целью объединения производственных мощностей и ускорения перехода на серийное изготовление ракет ОКБ-586 и завод №586 приняли решение передать экспериментальное производство ОКБ заводу. В августе 1960 г. начались огневые стендовые испытания ступеней ракеты в НИИ-229. При первом испытании 1-й ступени от мощной струи разрушился отбойный лоток стенда, тем не менее пуск был успешным. Ввиду отсутствия времени на ремонт комиссия решила ограничить испытания единственным пуском и, не ремонтируя лоток, приступила к огневым испытаниям на стенде 2-й ступени. После трех испытаний 2-й ступени ракета была допущена к летным испытаниям.

Серийное изготовление ракет 8К64 началось в намеченный правительством срок - в 1961 г. Кроме завода №586 в Днепропетровске ракеты с 1961 г. изготавливал так же завод №166 в Омске (ПО "Полет"). Всего ПО "Полет" было выпущено 330 МБР Р-16 и Р-16У.


Пуск МБР Р-16У с легкой ГЧ из шахтной пусковой установки (фото - КБ "Южное")

 

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2013 09:56:59 Комментариев: 23 Читать всю статью

УР-100 / 8К84 / РС-10 - SS-11 SEGO

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П084, ракета УР-100 / 8К84, УР-100 УТТХ (УР-100М) / 8К84УТТХ (8К84М) / РС-10 - SS-11 SEGO mod.1
Комплекс 15П084П, ракета УР-100К / 15А20 / РС-10М - SS-11 SEGO mod.2
Комплекс 15П084У, ракета УР-100К УТТХ (УР-100У) / 15А20У / РС-10МУТТХ - SS-11 SEGO mod.3


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / универсальная ракета первой серии. Ракетный комплекс с ракетой УР-100 разработан ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея. Первые проработки проекта универсальной ракеты относятся к 1960 г. Проект МБР УР-100 был в инициативном порядке предложен ОКБ-52 11 февраля 1963 года на заседании Совета обороны СССР, который проходил в филиале № 1 ОКБ-52. Разработка ракеты была предложена в качестве ответа на массовое развертывание в США ракет по программе Minuteman. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №389-140 о создании ракетного комплекса УР-100 с упрощенным шахтным стартом и ампулизированной универсальной ракетой УР-100 вышло 30 марта 1963 г. Постановлением оговаривалась разработка ракеты УР-100 в качестве баллистической ракеты для поражения наземных целей и в качестве противоракеты для противоракетной системы "Таран". По первоначальному замыслу баллистическая ракета УР-100 проектировалась в двух вариантах - межконтинентальной дальности действия с легким боевым блоком 8Ф121 и средней дальности с тяжелым боевым блоком. 

Разработка ракетного комплекса велась следуюшей кооперацией предприятий:
- комплекс 15П084 вцелом и МБР УР-100 - ОКБ-52
- маршевые двигателеи первой ступени - ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга и А.Д. Конопатова
- маршевый и рулевой двигатели второй ступени - ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне ГУНПП «Завод им. В.Я. Климова)
- система управления комплекса - НИИ-885 (НИИ АП) под руководством Н.А. Пилюгина
- командные приборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова)
- термоядерные боевые части - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ)
- транспортно-пусковой контейнер (ТПК) - филиал № 2 ОКБ-52
- стартовый комплекс - ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.П.Бармина
- защитное устройство ШПУ и установщик - ЦКБТМ под руководством Н.А.Кривошеина (ныне ГП «ЦКБТМ»)
- командный пункт котлованного типа - КБ-1 ЦКБ-34 под руководством Е.Г.Рудяка (ныне ГП «КБ специального машиностроения»)
- так же были задействованы конструкторские коллективы, возглавляемые главными конструкторами Н.И.Зверевым, М.С.Рязанским, И.И.Картуковым и др.

Ракета УР-100 должна была стать легкой ампулизированной межконтинентальной массовой ракетой с двигателями на высококипящих долгохранимых компонентах топлива, которая могла размещаться в защищенных шахтных пусковых установках одиночного старта (ОС). Ракета должна была иметь гарантийной срок эксплуатации не менее 5 лет и сохранять высокую боеготовность на протяжении всего срока эксплуатации. Управление пуском ракеты должно было осуществляться дистанционно.


МБР УР-100 / 8К84 в полете (фото - НПО машиностроения)

Автор: DIMMI Создан: 10.09.2020 21:32:45 Комментариев: 44 Читать всю статью

Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN
Ракета Р-9Б / 8К76


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). После разработки новых типов ядерных зарядов уменьшенной массы, а так же новых более эффективных типов ЖРД в апреле 1958 г. совет главных конструкторов ОКБ-1 обратился к Правительству СССР с предложением о создании МБР Р-9 на топливе кислород-керосин со стартовой массой около 100 т. Первоначально рассматривалось два проекта ракеты - Р-9А (8К75) с использованием топлива кислород-керосин и Р-9Б (8К76) с топливом керосин-азотная кислота. К окончательной разработке ОКБ-1 был принят вариант ракеты Р-9А - основными причинами были высокие энергетические возможности и низкая токсичность компонентов топлива.

Разработка ракеты начата ОКБ-1 (генеральный конструктор - С.П.Королев) по Постановлению Совмина СССР от 13 мая 1959 г. Планируемый срок сдачи ракеты на вооружение - 1961 г. При эскизном проектировании рассматривалось пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции. Эскизный проект ракеты был завершен в октябре 1959 г. К этому времени были выданы и согласованы задания всем смежным организациям, выпущен комплект рабочих чертежей, изготовлена технологическая оснастка и начато изготовление отдельных агрегатов ракеты. В эскизном проекте было также предусмотрено дальнейшее совершенствование характеристик ракеты Р-9.

Согласно днейвников соратника Королева - В.П.Мишина - задержка испытаний МБР вызвана неготовностью двигателей маршевых ступеней разработки В.П.Глушко. Летно-конструкторские испытания ракеты начаты на полигоне Байконур пуском 9 апреля 1961 г. - аварийный, взрыв первой ступени. Первый успешный и второй вообще пуск состоялся 21 августа 1961 г. (25 июля 1961 г. по данным Андреева). На первом этапе испытания ракеты велись первым испытательным управлением полигона Байконур, позже испытания были перенесены на площадку №70 полигона.


Установка ракеты Р-9А / 8К75 на стартовый стол. Стартовый комплекс "Десна-Н", Байконур, 1961-1963 г.г. (http://www.energia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 02.06.2013 22:35:22 Комментариев: 47 Читать всю статью

Р-12 / Р-12У - SS-4 SANDAL

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-12 / 8А63 / 8К63 - SS-4 SANDAL
Ракета Р-12У "Двина" / 8К63У
- SS-4 SANDAL

Баллистическая ракета средней дальности. Работа по проектированию ракет на высококипяших компонентах (т.е. жидких при температуре эксплуатации) со сроком хранения в заправленном положении до 1 месяца начата в НИИ-88 по теме НИР Н2 по постановлению Совмина СССР от 4 декабря 1950 г. под общим руководством С.П.Королева. По теме Н2 проводились исследования возможности использования для ракет дальнего действия высококипящих компонентов топлива, в частности азотной кислоты и керосина. С использованием наработок НИИ-88 в инициативном порядке в СКБ-586 под руководством В.С.Будника начата проработка проекта ракеты на высококипящих компонентах в конце 1952 г. Проектирование ракеты велось под использование оснастки, с использованием наработок по ракете Р-5М и практически в её габаритах. В основе работ лежало два постулата: ракета должна иметь автономную систему управления без радиокоррекции и должна длительное время находиться полностью боеготовой в заправленном состоянии. ГАУ Министерства обороны СССР поддержало инициативную разработку.

Постановление Совмина СССР №442-212 от 13 февраля 1953 г. поручало создание ракеты 8А63 СКБ-586. Приказ министра вооружений СССР № 134 о начале работ вышел 20 февраля 1953 г. Тактико-технические требования на ракету 8А63 получены в КБ 14 апреля 1953 г. До 25 декабря 1953 г. защищен эскизный проект ракеты и начато изготовление отдельную её узлов, но финансирование работ СКБ-586 по новой ракете в 1953 г. не осуществлялось. Смежниками СКБ-586 стали: по двигателю - ОКБ-456 (Глушко), по системам управления - НИИ-885 (Пилюгин), по гироскопическим приборам - НИИ-10 (Кузнецов), по стартовой позиции - ГСКБ "Спецмаш" (Бармин).

Отдельная благодарность ABL22 (http://militaryrussia.ru/forum) за помощь в работе над материалом.



Подготовка к пуску с пускового стола ракеты Р-12 (фото - Министерство обороны РФ).

Автор: DIMMI Создан: 30.07.2010 02:02:04 Комментариев: 71 Читать всю статью

Р-14 / Р-14У - SS-5 SKEAN

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-14 / 8К65 - SS-5 SKEAN
Комплекс 8П764 "Чусовая", ракета Р-14У / 8К65У - SS-5 SKEAN



Баллистическая ракета средней дальности. Создана в СКБ-586 генерального конструктора М.К.Янгеля по Постановлению СМ СССР от 02 июля 1958 г. Ракета проектировалась с использованием опыта создания БРСД Р-12 с увеличенной до 3600 км дальностью действия и с улучшенными эксплуатационными возможностями.

В первом квартале 1960 г. выполнены первые горячие проливки ракеты Р-14. С 28 марта по май 1960 г. в Загорском НИИ-229 было проведено четыре стендовых испытания двигателей, прошедшие без особых замечаний. Во втором квартале 1960 экспериментальная отработка Р-14 завершена и начата подготовка к летно-конструкторским испытаниям. Для проведения испытаний на площадке №20 полигона построена техническая позиция, включающая монтажно-испытательный корпус, на площадке №21 оборудована стартовая позиция на два старта. Мишенное поле оборудовано в районе г.Братска. Председателем Госкомиссии назначен генерал-майор А.Г.Мрыкин, техническим руководителем испытаний - заместитель Янгеля В.С.Будник.

Испытания ракеты начаты на Государственном Центральном Полигоне №4 Капустин Яр успешным пуском 6 июня 1960 г. По результатам первого пуска была выявлена ненормальная работа системы перелива окислителя, а в ходе проведения первого этапа летных испытаний обнаружено явление кавитации, приводившее к разрушению ракет на активном участке полета. Проведены доработки конструкции ракеты и 15 февраля 1961 г. успешно завершены летно-конструкторские испытания. Всего в ходе летно-конструкторских испытаний произведен 21 пуск (22 пуска по др. данным).


Ракета Р-14 / 8К65 на испытаниях (http://rbase.new-factoria.ru).
Автор: DIMMI Создан: 30.07.2010 23:32:48 Комментариев: 92 Читать всю статью

Р-36 / 8К67 - SS-9 SCARP

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 8П767, ракета Р-36 / 8К67 - SS-9 mod.1 / mod.2 SCARP
Комплекс 8П767П, ракета Р-36П / 8К67П - SS-9 mod.4 SCARP


Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) второго поколения. Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель). После появления в США тяжелой МБР "Титан-2" ОКБ-586 в первой половине 1961 года вышло с инициативой создания новой тяжелой МБР на базе МБР Р-16 с превосходящими "Титан-2" характеристиками. Разработка ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16.04.1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. В качестве МБР с двумя типами специальных зарядов Р-36 должна была иметь дальность 12000 км с тяжелой БЧ и 16000 км с легкой БЧ. Планировалось начать летные испытания МБР Р-36 в 4-м кв. 1963 года, а испытания орбитального варианта ракеты начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. Ведущим конструктором ракеты назначен заместитель генерального конструктора КБ "Южное" М.И.Галась. 

При создании МБР Р-36 создавалась следующая кооперация предприятий:
ОКБ-586 - комплекс 8П767 вцелом, ракета и рулевые двигатели маршевых ступеней
- завод №586 - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии
- ОКБ-456 - маршевые двигателеи обоих ступеней
- НИИ-692 ("Хартрон") - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура
- НИИ-885 - система радиокоррекции
- НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - командные гироприборы
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - специальные заряды и автоматика головных частей
- ОКБ-586 - комплекс средств преодоления ПРО
- ЦКБ-34 - шахтная пусковая установка и командный пункт ракетного комплекса
- КБТХМ - система заправки ракетного комплекса
- НИИАП - система боевого управления

Основные особенности тяжелой МБР Р-36 / 8К67:
- два типа моноблочных ГЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО);
- автономная система управления позволяющая выполнить удаленное управление пуском ракет из ШПУ  с доворотом ракет на нужный азимут после выхода из ШПУ, что обеспечивает прицеливание ракет по любому азимуту;
- использование в качестве окислителя азотного тертоксида;
- плотная компоновка топливного отсека 2-й ступени - единый топливный отсек с разделением окислителя и горючего промежуточным днищем;
- применение прессованных химфрезетованных панелей и пустотелых шпангоутов в конструкции топливных баков обеспечило экономию массы;
- выполнен горячий наддут топливных баков из газогенераторов, работающих на компонентах основного топлива;
- для исключения невесомости запуск маршевого двигателя 2-й ступени производится при заранее запущенном рулевом двигателе ступени;
- за счет ампулизации топливной системы обеспечен большой срок хранения и высокая боеготовность ракеты;
- повышена выживаемость ракетного комплекса при первом ударе за счет рассредоточения ШПУ типа ОС.

Постановлениями задавалось создание тяжелой МБР с комбинированной системой управления - автомномной инерциальной с радиокоррекцией. Ракета предназначалась для поражения особо важных целей мощными термоядерными зарядами, применяемыми в сочетании с комплексом средств преодоления ПРО противника. До 1965 г. МБР создавалась в конкуренции с тяжелой МБР УР-200 ОКБ-52 Челомея. При проектировании ракеты использовался ряд конструктивных решений, отработанных и проверенных на тяжелых ракетах первого поколения Р-16 и Р-16У, а также на ракете Р-26. Предполагалось применять ракеты из групповых ШПУ - в 1963 году такой вариант развертывания был отвергнут и на полигоне Байконур началось строительство одиночных ШПУ типа ОС.


Один из первых пусков ракеты Р-36 комплекса 8К67 / SS-9 SCARP с легкой ГЧ с наземного стартового стола
(обработка MilitaryRussia.ru)
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2021 18:48:10 Комментариев: 0 Читать всю статью

РТ-2 / РТ-2П / 8К98 - SS-13 SAVAGE

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П098, ракета РТ-2 / РС-12 / 8К98 - SS-13 mod.1 SAVAGE
Комплекс 15П098П, ракета РТ-2П / РС-12 / 8К98П - SS-13 mod.2 SAVAGE


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР).  Разработка велась ОКБ-1 (позже переименовано в ЦКБЭМ и НПО "Энергия") под общим управлением генерального конструктора С.П.Королева (c 1966 г. - В.П.Мишина), который был назначен председателем совета главных конструкторов программы разработки ракетного комплекса 15П098. Впервые необходимость разработки твердотопливной МБР РТ-2 обозначена в Постановлении Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2", которым предусматривалось проведение НИР РТ-2 по определению возможности создания и разработке эскизного проекта ракеты на твердом топливе с дальностью действия 10-12 тыс. км и массой БЧ до 500 кг в течение 1959 - первой половине 1961 г.г.

Непосредственная разработка МБР РТ-2 начата по Постановлению Совмина СССР №316-137 от 4 апреля 1961 года, ведущий конструктор ракеты - заместитель главного конструктора ОКБ-1 И.Н.Садовский, ведущие конструкторы в разное время - С.Е. Барденштейн и Ф.А. Титов. Этим же Постановлением дан старт работам по мобильному комплексу с БРСД РТ-15.  

Разработка различных компонентов ракеты и ракетного комплекса велась следующей кооперацией предприятий:
- ОКБ-1 - комплекс вцелом и ракета;
- Ленинградский Государственный Институт Прикладной Химии (Владимир Шпак) - работы по твердому топливу на связующем полиуретане;
- Пермское НИИ-130 (НИИ полимерных материалов, Леонид Козлов) - заряд двигателя третьей ступени, топливо на основе полифурита;
- Люберецкое НИИ-125 / НПО "Союз" (Б.П.Жуков) - топливо на основе низкомолекулярного полибутадиена для 3-й ступени;
- Алтайское НИИ ХТ (химической технологии) - заряды двигателей первой и второй ступеней, топливо на основе бутилкаучука;
- СКБ-172 - Пермское КБ машиностроения (гла. конструкто
р - М.Ю.Цирульников) - двигатели первой и третьей ступеней;
- ЦКБ-7 (Ленинград, гл.конструктор - П.А.Тюрин) - двигатель второй ступени;
- ЦКБ-34 (КБ Специального машиностроения, г. Ленинград, под руководством В.В.Чернецкого и Е.Г.Рудяка) - шахтная пусковая установка одиночного старта (ШПУ «ОС») и командный пункт;
- НИИ АП (под руководством Николая Пилюгина) - автономная инерциальная система управления;
- ОКБ «Импульс» (под руководством Тараса Соколова) - система дистанционного управления и контроля пуска (СДУК, в т.ч. система прицеливания). 

Применение ракет РТ-2 предполагалось из двух типов шахтных стартовых комплексов - группового  и одиночного, а также со стартового комплекса   железнодорожного базирования. В процессе разработки МБР остался только вариант с ШПУ типа “одиночный старт” (“ОС”).

Постановлением Совмина СССР от 29 мюня 1962 г. уточняются требования к ракете и сроки работ по её созданию. Появляется требование разработки двух вариантов боевых частей и ужесточаются требования по точности ракеты и возможности дистанционного управления пуском. Эти требования закрепляются Постановлением Совмина от 16 июля 1963 г. На совещании 22.08.1963 г. запланировано начало испытаний РТ-2  в 4-м кв. 1964 г. 

В 1963 г. выпущен эскизный проект ракеты РТ-2 и в этом же году на базе ракеты РТ-1 для отработки решений для МБР РТ-2 была разработана экспериментальная ракета РТ-1-63 на которой отрабатывались 3-я и 2-я ступени МБР РТ-2. Всего построено три ракеты. Испытательные пуски ракет РТ-1-63 велись с наземной пусковой установки 8У258 на полигоне Капустин Яр осенью 1965 г. Из трех пусков лишь один был успешным.

Огневые испытания блоков А, Б и В ракеты РТ-2 были начаты летом 1965 г. 15 июля 1965 г. состоялось совещание с В.П.Мишиным по испытаниям блоков Б и В изделия 8К98. 16 июля 1965 г. рассмотрен отчет аварийной комиссии, а 23 июля 1965 г. проведено совещание по результатам аварийной комиссии по огневым испытаниям ракетных блоков РТ-2. 

Впервые макет ракеты РТ-2 с упрощенной имитацией ГЧ и без приборного отсека показан на Параде на Красной площади в Москве 9 мая 1965 г.

 


Макет ракты РТ-2 / 8К98 / SS-13 SAVAGE при подготовке к параду в Москве 09.05.1965 г. Макет ракеты без приборного отсека и с упрощенной головной частью. На заднем плане ракета 8К66 (фото ТАСС, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 04.09.2016 20:05:37 Комментариев: 66 Читать всю статью

Р-5 / 8А62, Р-5М / 8К51 - SS-3 SHISTER

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Р-5 / 8А62 - SS-3 SHISTER
Р-5М / 8К51 - SS-3 SHISTER
 
Баллистическая ракета средней дальности (БРСД). Головной разработчик - ОКБ-1 (с мая 1950 г. подразделение НИИ-88) под руководством  С.П.Королева. В раработке систем ракеты и комплекса участвовали разные КБ - разработка ракеты и комплекса - ОКБ-1, главный конструктор - С.П.Королев, ведущие конструкторы - Д.И.Козлов и И.П.Румянцев; двигатель - ОКБ-456, главный конструктор В.П.Глушко; система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-885,  главный конструктор Н.А.Пилюгин; наземное стартовое и прочее оборудование - ГСКБ "Спецмаш", главный конструктор В.П.Бармин; командные приборы - главный конструктор В.И.Кузнецов. Разработка начата как логическое продолжение работ по проекту ракеты Р-3 в 1951 г. Предложения по созданию новой ракеты представлены в Министерство вооружений СССР С.П.Королевым 20 октября 1951 г. Эскизный проект представлен 30 октября 1951 г. ОКР по созданию ракеты Р-5 задана Постановлением СМ СССР от 13 февраля 1952 г. Изготовление опытных ракет велось опытным производством НИИ-88 - заводом №88. Постановление СМ СССР о проведении летно-конструкторских испытаний ракеты Р-5 в три этапа вышло 13 февраля 1953 г. - первый и второй этапы, пристрелочный третий этап и зачетные испытания. На стенде филиала №2 НИИ-88 в Загорске в 1953 г. до начала пристрелочных испытаний проведено 4 огневых стендовых испытания ракеты Р-5.


Стартовый комплекс с ракетой Р-5М. Полигон Капустин Яр, видимо, 1956-1958 г.г. (из публикации Министерства обороны к 70-летию полигона, источник).

Автор: DIMMI Создан: 08.09.2009 22:15:54 Комментариев: 49 Читать всю статью

Р-2 - SS-2 SIBLING

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-2 / 8Ж38 - SS-2 SIBLING
 
Баллистическая ракета большой дальности. По более поздней системе классификации из-за дальности относится к оперативно-тактическим ракетам. Разработана на базе ракеты Р-1 и с использованием наработок по модификациям ракеты V-2 (Германия) в  НИИ-88 под руководством С.П.Королева, ведущий конструктор - Михаил Янгель. Начало разработки ракеты - 1946 г. В основе проекта возможность увеличения тяги двигателя до 35000 кг и увеличение ёмкости топливных баков для достижения дальности в 600 км с сохранением диаметра корпуса и стабилизаторов ракеты V-2. В процессе предварительного проектирования разработано 5 вариантов проекта. Окончательный вариант предусматривал удлиннение ракеты на 1.9 м в цилиндрической части, форсирование двигателя и использование неотделяемой БЧ. К концу 1946 г. подготовлен эскизный проект, пояснительная записка и три опытных образца ракеты Р-2.

Защита эскизного проекта состоялась в апреле 1947 г. под председательством Министра вооружений СССР Д.Ф.Устинова. Было решено доработать проект - использовать отделяемую БЧ, несущие баки и убрать аэродинамические стабилизаторы. К концу 1947 г. подготовлен второй вариант проекта - Р-2Э - с несущим баком горючего и со стабилизаторами. Для стендовых испытаний на контрольно-испытательной станции завода №88 создан стенд для испытаний ракеты в вертикальном положении с полной проверкой работы бортовой автоматики. Статические и динамические испытания конструкций ракет Р-1 проводились в 1949-1951 г.г. отделом прочности ракетных конструкций НИИ-88 - будущим ЦНИИМаш.


Памятник ракете Р-2 в г.Королев, 2003 г. (фото - Nesusvet, http://ru.wikipedia.org)
 
Автор: DIMMI Создан: 07.09.2009 23:50:33 Комментариев: 30 Читать всю статью

Р-7 / 8К71, Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-7 / 8К71 - SS-6 SAPWOOD
Ракета Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / ракета-носитель ИСЗ. Разработка ракеты велась ОКБ-1 под руководством генерального конструктора Сергея Павловича Королева, ведущий конструктор - Д.И.Козлов. 16.12.1949 г. НИИ-88 (С.П.Королев) заказывает в НИИ-4 НИР «Исследование возможности и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа «пакет». НИР выполнялась группой М.К.Тихонравова и была завершена в 1950 г. 4 декабря 1950 г. Постановлением Совмина СССР начата комплексная поисковая НИР «Исследование перспектив создания баллистических ракет дальнего действия (БРДД) различных типов с дальностью 5-10 тыс. км и массой боевой части 1...10 тонн». В НИР участвовали ОКБ-1, ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3, НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (Костров) и НИИ-504 (Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов) и НИИ-49, математический институт им. Стеклова А.Н. В результате выполнения этой НИР была доказана принципиальная возможность создания составных БРДД, работающих на керосине и жидком кислороде, с массой полезной нагрузки 3…5 тонн. В 1951 г. НИИ-4 направило в ОКБ-1 проект экспериментальной ракеты выполненной по пакетной схеме, способной осуществить запуск ИСЗ (ист. - Гудилин).

После испытания в 1953 г. термоядерного заряда РДС-6С, являющегося реализацией идей А.Д.Сахарова (КБ-11), Правительством в 1953-1954 г.г. был поднят вопрос создания заряда такого типа для баллистической ракеты и разработки межконтинентальной ракеты-носителя. Постановлением Совмина СССР от 13 февраля 1953 г. в рамках НИР тема Т-I "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км" ОКБ-1 предписывалось разработать эскизный проект двухступенчатой баллистической ракеты массой 170 тонн с отделяющейся головной частью массой 3000 кг с дальностью действия 8000 км. В октябре 1953 г. проектное задание изменяется - масса боевого заряда увеличивается до 3000 кг (общая масса головной части ракеты - до 5500 кг, расчетная дальность уменьшается до 5500 км) при сохранении дальности полета. В январе 1954 г. состоялось совещание главных конструкторов С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, Б.М. Коноплева, В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина с участием М.И. Борисенко, К.Д. Бушуева, С.С. Крюкова и В.П. Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков, ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось создавать стационарное наземное оборудование с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу (ист. - Гудилин).

20 мая 1954 г. Совмин СССР принял Постановление о разработке, изготовлении и испытаниях двухступенчатой МБР 8К71, выполненной по пакетной схеме с дальностью действия 8000 км (ист. - Кудряшов). 28 июня 1954 г. принято Постановление Совмина СССР «О плане НИР по специальным изделиям», в котором уточнены содержание, порядок и сроки работ по ракете Р-7. 6 июля 1954 г. был издан Приказ Министра оборонной промышленности СССР о начале работ по проекту создания ракеты. На КБ-11 (ВнИИЭФ) возлагалась задача создать термоядерный заряд мощностью не менее 1,5–2 Мт тротилового эквивалента.

24 июля 1954 г. ОКБ-1 завершена разработка эскизного проекта МБР 8К71, который был одобрен в конце июля 1954 г. межведомственной комиссией во главе с М.В.Келдышем и 20 ноября 1954 г. одобрен Совмином СССР (ист. - Гудилин). В августе 1954 г. ОКБ-1 выдает смежникам техническое задание на разработку систем и агрегатов ракеты 8К71 (ист.). Теоретический чертеж ракеты Р-7 С.П. Королев утвердил 11 марта 1955 г., а 25 июля 1956 г. были подписаны материалы уточненного эскизного проекта. Разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 г. (ист.).

Технический проект ракеты Р-7 должен быть представлен в 1-м квартале 1956 г., полигон для испытаний ракеты должен быть подготовлен не позднее апреля 1956 г. , плановый срок начала пристрелочных и зачетных испытаний назначался на 2-й квартал 1957 г. Первый пуск ракеты Р-7 планировалось провести в конце 1956 г. (докладная записка в Президиум ЦК КПСС от 03.02.1956 г. источник).


Ракета Р-7 / 8К71 на стартовом столе на полигоне Байконур, 1957 г. (http://www.energia.ru,обработано).
Автор: DIMMI Создан: 24.06.2013 09:55:39 Комментариев: 16 Читать всю статью

2К1 Марс - FROG-2

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К1 "Марс", ракета 3Р1 "Сова" - FROG-2
 
Тактический ракетный комплекс / тяжелая реактивная система. Комплекс и ракета разрабатывались НИИ-1 (с 1967 г. - Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. НИР по дальнобойной пороховой ракете велись в 1948-1951 г.г. Техническое задание на проектирование по теме "тактические ракеты с дальностью стрельбы до 50 км" выдано в 1953 г. Постановлением Совмина СССР № 1745-793 от 26 августа 1954 г. НИИ-1 было поручено на базе двигательной установки дальнобойного реактивного снаряда разработать ракету, способную доставить атомный заряд типа РДС-4 на дальность до 20 км. При этом характеристики точности должны были находиться в пределах 1/100 отклонение по дальности и 1/90 бокового отклонения (в долях от дальности действия).

Уже отработанный пороховой двигатель позвол НИИ-1 (с 1954 г. в подчинении 6 ГУ МОП) приступить к ОКР по созданию ракеты с надкалиберной боевой частью диаметром 600 мм под ядерный заряд. Это позволило создать задел для работы над снарядом 3Р1 для комплекса «Марс». В период с 21 августа по 10 октября 1954 г. на полигоне  Капустин Яр были проведены первые испытания 10 неуправляемых ракет в инертном снаряжении, которые показали возможность достижения требуемых характеристик.

Предварительные расчеты по использованию заряда РДС-4М в ракете ЗР1 показали, что атомный заряд слишком тяжелый. В результате работы по ракете ЗР1 «Марс» были приостановлены и атомный заряд РДС-4М конструкции Ю.Б. Харитона, Н.Л. Духова, Е.А. Негина был адаптирован под тяжелую пороховую ракету ПР-850 калибра 650 мм. Для оснащения ракеты 3Р1 «Марс» было предложено использовать менее габаритный ядерный заряд имплозивного типа РДС-9 разработанный в КБ-11 для торпеды Т-5 калибра 533 мм под руководством Ю.Б. Харитона, Н.Л. Духова, Е.А. Негина и Е.И. Забабахина.

По Постановлению Совмина СССР №3-2 от 2 января 1956 г. начаты работы по созданию тяжелой реактивной системы 2П1 "Марс". Постановлением были заданы тактико-технические требования №007100 к ракетному комплексу. СКБ-3 ЦНИИ-58 (главный конструктор В.Г.Грабин) начато проектирование пусковых установок комплекса. Проект установок принят комиссией ГАУ 5 апреля 1956 г. под требования №007100. В июне 1956 г. разработаный технический проект комплекса рассмотрен и принят артиллерийским комитетом ГАУ. 
 

Пусковая установка 2П2 комплекса "Марс" с ракетой 3Р1 с ядерной боевой частью в музее артиллерии в Санкт-Петербурге
Автор: DIMMI Создан: 04.04.2009 09:29:44 Комментариев: 8 Читать всю статью

2К4 Филин - FROG-1

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К4 "Филин", ракета 3Р2 - FROG-1
Ракета 3Р3 "Филин-2"
Ракета 3Р4 "Филин-3"
 
Тактический подвижный ракетный комплекс / тактическая твердотопливная ракета. Комплекс разработан НИИ-1 (с 1967 г. - Московский институт теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. Испытания начаты в 1955 г. Испытания вместе с самоходной пусковой установкой (СПУ) 2П4 с 1957 г. Производство пусковых установок велось на Кировском заводе в 1957-1958 г.г. (всего произведено 36 шт). Комплекс принят в опытную эксплуатацию в 1957 г. под наименованием 2К4, в строевые части не поступал. Комплекс принят на снабжение ВС СССР Постановлением Совмина СССР от 17.08.1958 г., снят со снабжения Постановлением Совмина СССР в феврале 1960 г. в связи с завершением работ по комплексу "Луна".
 

Установка 2П4 комплекса 2К4 "Филин" на параде на Красной площади в Москве, предположительно 1 мая 1960 г. (http://russianarms.ru).
Автор: DIMMI Создан: 04.04.2009 09:07:46 Комментариев: 28 Читать всю статью

9К79 Точка - SS-21 SCARAB

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К79 "Точка", ракета 9М79 / ОТР-21 / 9М79М - SS-21A SCARAB-A / FROG-9
Комплекс "Точка-Р", ракета "Точка-Р" 9М79Р / 9М79ФР
Комплекс 9К79-1 "Точка-У", ракета 9М79-1 / 9М791 - SS-21B SCARAB-B
Комплекс 9К79М (?) "Точка-М" - SS-21C SCARAB-C
 
Дивизионный (тактический) ракетный комплекс. Разработка комплекса в КБ Машиностроения (г. Коломна) начата в 1967 г.  после передачи в КБМ документации предварительного проекта комплекса "Точка" с ракетой В-614  МКБ "Факел". В отличие от "Точки" МКБ "Факел" у "Точки" КБМ были изменены крылья и аэродинамические рули, был убран дестабилизатор, изменены другие системы ракеты. Главный конструктор - С.П.Непобедимый. 

Полномасштабная разработка задана Постановлением Совмина СССР №148-56 от 4 марта 1968 г. В разработке и производстве ракетного комплекса было задействовано 120 предприятий. Сложилась следующая кооперация предприятий:
- КБ машиностроения (г.Коломна, С.П.Непобедимый) - комплекс и ракета;
- ЦНИИАГ (главные конструкторы - Б.С.Колесов и А.С.Липкин) - система управления комплекса и ракеты;
- НПО "Электромеханика" (г.Миасс) - командно-гироскопический прибор;
- ПО завод "Арсенал" (г.Киев) - система прицеливания; 
- ВНИИ "Сигнал" (г.Ковров) - система топопривязки и навигации;
- НПО "Союз" (руководитель - академик Б.П.Жуков) - заряды РДТТ
- КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград, главный конструктор - Г.И.Сергеев) - самоходная пусковая установка и транспортно-заряжающая машина
- Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) - шасси для СПУ и ТЗМ;
- НПО "Энергия" (г.Воронеж) - бортовой турбогенераторный источник энергии СПУ;
- НИМИ (г.Москва) - фугасная боевая часть;
- КБ-11 (ВНИИЭФ, г.Арзамас-16) - ядерные боевые части для ракет комплекса.

Производство средств комплекса планировалось:
- КБМ - опытные образцы ракет;
- Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ) - сборка и производство ракет, производство АКИМ комплекса;
- Воткинский машиностроительный завод - производство компонентов ракет 9М79.
- Завод "Баррикады" (г.Волгоград) - производство СПУ и ТЗМ комплекса.

Для решения вопросов старта ракеты в КБМ разработа­ли специальный испытательный ракетный сна­ряд (ИРС) с двигательной установкой, рассчитанной на небольшое время работы, то есть га­баритно-весовую копию ракеты и макетную пусковую установку. Результаты пусков ИРСов лег­ли в основу решений ряда вопросов по ракете и пусковой установке. До 1973 г. опытные образы ракет изготавливались КБМ.

Заводские испытания ракеты начаты в 1971 г. (два первых пуска) на полигоне Капустин Яр (пуски с полигонной ПУ разработки  КБМ, подготовка к испытаниям начата на полигоне в январе 1970 г.). Производство опытных образцов СПУ и ТЗМ комплекса велось заводом "Баррикады" (г.Волгоград) на шасси выпущенных Брянским автомобильным заводом. В 1973 г. начато серийное производство ракет "Точка" (позже - "Точка-У") на Воткинском машиностроительном заводе (ВМЗ, отливки корпусов, приборного и хвостового отсеков) и на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (ПЗТМ, ме­ханическая обработка корпусов, изготовление двигателей и газогенераторов бортовых источни­ков питания — на ВМЗ их снаряжали, так как у ПТЗМ поначалу не было базы для работы с твердым топливом).

Государственные испытания комплекса проводились в 1973-1974 г.г. (Капустин Яр, Забайкалье, Туркестанский военный округ, Закавказский военный округ). 
 
Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru/) за помощь в подготовке материалов.
 

Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com).

Автор: DIMMI Создан: 06.04.2009 23:39:23 Комментариев: 252 Читать всю статью

Р-36-О / 8К69 - SS-9 mod.3 SCARP FOBS

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 8П769, ракета Р-36-О / 8К69 - SS-9 mod.3 SCARP FOBS


Глобальная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель), главный конструктор - М.И.Галась. Разработка орбитального ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16 апреля 1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. Испытания орбитального варианта ракеты планировалось начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г., которым задавалась разработка орбитальных ракет сразу в трех КБ - 8К69 ОКБ-586, ГР-1 / 8К713 ОКБ-1 и 8К83 / УР-200 ОКБ-52.


Глобальная МБР на Западе получила наименование FOBS - Fractional Orbital Bombardment System - "частично орбитальная бомбардировочная (ударная) система". Основные преимущества такого типа ракеты перед обычной МБР:
- неограниченная дальность действия;
- возможность поражения цели разными ракетами, но одновременно с разных направлений (например, через Северный и Южный полюса);
- меньшее время полета до цели по кратчайшему направлению, чем у обычной МБР;
- невозможность прогнозирования района падения боеголовки пока она находится на орбитальном участке полета;
- удовлетворительная точность при максимальных дальностях.

Создание ракеты и орбитальной ступени вело ОКБ-586, двигательная установка для орбитального блока создавалась ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко, система управления - НИИ-692 ("Хартрон") главного конструктора В.Г.Сергеева, командные приборы - НИИ-944 главного конструктора В.И.Кузнецова, боевой стартовый комплекс - ЦКБ-34 главного конструктора Е.Г.Рудяка. Эскизный проект Р-36-О разработан в декабре 1962 г. 

В начале 1965 г. было принято решение о разработке в качестве орбитальной ракеты только ракеты 9К69 ОКБ-586. КБ С.П.Королева прекратило разработку ГР-1 / 8К713. Ракеты КБ В.Н.Челомея УР-200 (8К81) и УР-200А (8К83) были сняты с производства.

Первоначально ампулизация ракеты не предусматривалась, но 12 января 1965 года вышел приказ ГКОТ "О развертывании работ по ампулизации ракет Р-36 и Р-36-О", которым задавались работы по доработке МБР для долговременного нахождения в заправленном ампулизированном состоянии на боевом дежурстве - первоначальный гарантированный срок хранения заправленной ракеты составлял 5 лет. Позже этот срок был увеличен до 7,5 лет.

Подготовка к пуску ракеты Р-36-О / 8К69 со стартового стола на полигоне Байконур, 1965-1966 г.г. Антенны телеметрического оборудования на головной части позже были убраны (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.)
Автор: DIMMI Создан: 20.03.2022 10:38:23 Комментариев: 1 Читать всю статью

МР УР-100 / 15А15 / МР УР-100УТТХ / 15А16 - SS-17 SPANKER

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П015, ракета МР УР-100 / 15А15 / РС-16А - SS-17 mod.1/2 SPANKER
Комплекс 15П016, ракета МР УР-100УТТХ / 15А16 / РС-16Б - SS-17 mod.3 SPANKER


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) третьего поколения. Ракета разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск). Старт разработке дан решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. которым задавалось создание в КБ комплекса я тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67, комплекса с легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84 и боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. Решение о начале работ принято в ходе визита в КБ "Южное" председателя ВПК при Совмине СССР Л.В.Смирнова в апреле 1970 г. Постановлением Совмина СССР N 682-218 от 19 августа 1970 г. давался старт полномасштабной разработке легкой МБР. Разработка предлагалась на конкурсной основе двум КБ - КБ "Южное" и КБ Машиностроения. Была поставлена задача разработать проекты модернизации массового ракетного комплекса с МБР УР-100 разработки КБ машиностроения (ОКБ-52). По этому Постановлению новая ракета должна была выйти на испытания в 1973 г.

Эскизный проект МБР МР УР-100 (видимо расшифровывается как "Модернизация Ракеты УР-100") выпущен в сентябре 1970 г. Предполагалось использование ШПУ от МБР УР-100 и, соответственно, это ограничение сказалось на конструкции ракеты. Одновременно с разработкой комплекса с ракетой 15А15 в КБ "Южное" шли работы по модернизированному варианту тяжелой МБР 15А14 (Р-36М), которая несколько опережала по времени новую легкую МБР. Это позволило использовать часть наработок по проекту 15А14 в ракете 15А15 - у обоих ракет реализовывались минометный старт, применение РГЧ ИН, единый унифицированный боевой блок, близкие схемы РДТТ ступени разведения боевых блоков, а также новая система управления с применением БЦВМ.

Разработка велась следующей кооперацией предприятий:
- комплекс вцелом и ракета - КБ "Южное" (ведущий конструктор - М.И.Галась, позже - С.И.Ус)
- изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - НПО "Южмаш"
- шахтная пусковая установка - КБ-4 КБСМ (главный конструктор - Б.Г.бочков, с 1970 г. - А.Ф.Уткин)
- командный пункт ракетного комплекса - ЦКБТМ МОМ (главный конструктор - Е.Г.Рудяк, с 1970 г. - В.С.Степанов)
- автоматизированная система боевого управления и связи - ОКБ Ленинградского политехнического института (главный конструктор - Т.Н.ССоколов)
- система внутреннего электроснабжения - ГОКБ Московского завода "Прожектор" (главный конструктор - В.А.Окунев)
- агрегаты для транспортировки ракеты - ЦКБТМ МТМ (главный конструктор - Л.Д.Новиков)
- средства прицеливания - ЦКБ "Арсенал" (главный конструктор - С.П.Парняков)
- маршевые двигателеи обоих ступеней - ОКБ-456

- система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-692 ("Хартрон")
- система радиокоррекции - НИИ-885
- командные гироприборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова)
- специальные заряды и автоматика головных частей - КБ-11 (ВНИИЭФ) 
- комплекс средств преодоления ПРО - ОКБ-586
- система заправки ракетного комплекса - КБТХМ
- система боевого управления - НИИАП


МБР 15А15 / МР УР-100 - SS-17 mod.1 SPANKER в транспортно-пусковом контейнере. Памятник в Днепропетровске (https://rvsn.ruzhany.info/).

Автор: DIMMI Создан: 24.03.2022 21:07:51 Комментариев: 29 Читать всю статью

9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14, СПУ 2П19 - SS-1B SCUD-A
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14-1 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К73, ракета Р-17В / 8К114 ("вертолетный")
Комплекс 9К72-О, ракета Р-17ВТО / 8К14-1Ф "Аэрофон" (с оптической ГСН) - SS-1E SCUD-D 
Р-300 - экспортное обозначение ракеты комплекса 9К72

 
Оперативно-тактический ракетный комплекс. Разработка велась в СКБ-385 под руководством главного конструктора В.П.Макеева (зам.главного конструктора - В.Р.Серов, ведущий конструктор - Ю.Бобрышев) в рамках модернизации ракеты Р-11М по теме НИР "Урал" (Р-11МУ) с 1957 г. В результате НИР в декабре 1957 г. СКБ вышло с предложением создания ОТР с увеличенной по сравнению с Р-11М в два раза дальностью действия за счет замены двигателя на двигатель с турбонасосным агрегатом с доработкой ракеты.

24 февраля 1958 г. подписаны документы ВПК при Совмине СССР и Постановление Совмина СССР №378-181 от 1 апреля 1958 г  давало старт созданию комплекса с оперативно-тактической ракетой с неотделяемой БЧ на базе ракеты Р-11М. Эскизный проект защищен в НИИ-88 в сентябре 1958 г., выпуск конструкторской документации завершен в ноябре 1958 г. Производство опытной серии и прототипов (Р-17 - вариант 1 - двигатель ОКБ-3) велось на заводе СКБ-385 в г.Златоуст в 1958-1959 г.г. В апреле 1959 г. получены тактико-технические требования ГАУ МО СССР на ракету. В мае 1959 г. ТТТ утверждены, получен индекс ракеты ГАУ 8К14. 

По Постановлению Совмина СССР от 17 июня 1959 г. серийное производство ракет Р-17 / 8К14 (Р-17 - вариант 2 - двигатель ОКБ-5 - с  1962 г.) велось на Воткинском машиностроительном заводе №235  (г.Воткинск, серия с 1959 по 1985 г.г.). В конце июля 1959 г. начата сборка первых двух ракет для огневых испытаний. Сборка ракет для летных испытаний начата в августе 1959 г.

Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.
 
Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)
Автор: DIMMI Создан: 23.03.2009 22:44:16 Комментариев: 114 Читать всю статью

Система А-35 Алдан, ракета А-350Ж / 5В61 - ABM-1 GALOSH

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система А-35, комплекс "Алдан", ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 GALOSH / SH-01
Система А-35, ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 mod.1 / ABM-1A GALOSH


Система ПРО Центрального административно-промышленного района СССР / Москвы. Головной разработчик - ОКБ-30 (до 1962 г. - СКБ-30 КБ-1), главный конструктор системы - Г.В.Кисунько. Ракета создана в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина (ныне - МКБ "Факел", г.Химки). Постановлением Совмина СССР "Вопросы противоракетной обороны" от 8 апреля 1958 г. намечена разработка боевой системы ПРО А-35. В основе системы ПРО лежали следующие принципы: система ПРО защищает административно-промышленный район, перехват целей осуществляется за пределами атмесферы противоракетами с ядерными БЧ. Исполнители и график работ определены Постановлениями СМ СССР "О системе А-35" от 10 декабря 1959 г. и "О создании системы ПРО Московского промышленного района" от 7 января 1960 г.

- СКБ-30 КБ-1 / ОКБ-30 (Г.В.Кисунько) - система ПРО вцелом, системы наведения ракеты, автопилот и т.д.;
- ОКБ-2 МАП (П.Д.Грушин) - противоракета А-350, стартовая и техническая позиции системы ПРО;
- НИИ-1011 МСМ - ядерная боевая часть противоракеты А-350.

Согласно предэскизному проекту 1962 г. в состав системы ПРО входили 8 РЛС ДРЛО типа "Дунай-3" с общим полем обзора в 360 град., командно-вычислительный пункт и 32 стрельбовых комплекса (по 8 ПУ - итого 256 ПУ, с ракетами с обычными и ядерными БЧ). Эскизный проект системы А-35 Москвы доработан в июне 1961 г. с учетом испытаний системы ПРО "А", проводившихся в первой половине 1961 г., и защищен осенью 1962 г. В июне 1962 г. в НИИ-1011 защищен эскизный проект боевой части противоракеты А-350Ж. Согласно проекта в состав системы ПРО Москвы должно было входить 8 стрельбовых комплекса, обеспечивался перехват 6 парных целей атакующих Москву в одного или разных направлений. Для отработки компонентов системы одновременно с развертыванием планировалось построить и испытать полигонный комплекс ПРО "Алдан".


Пуск раннего варианта ракеты 5В61 / А-350Ж / ABM-1 GALOSH с элеронами с газодинамическими двигателями (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 15:48:57 Комментариев: 282 Читать всю статью

РСД-10 Пионер - SS-20 SABER

ДАННЫЕ НА 2023 г.  (стандартное пополнение)
Комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10/ РТ-21М - SS-20 SABER mod.1
Комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45 / 15Ж46 (?) / РСД-10 / РТ-21М - SS-20 SABER mod.1
Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, 15Ж54 / РСД-10УТТХ - SS-20 SABER mod.2

Комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56

Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс разработан Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.Д.Надирадзе с использованием опыта создания и на базе ПГРК "Темп-2С" / SS-X-16. Ракета 15Ж45 создана на базе 1-й и 2-й ступеней мобильной МБР "Темп-2С". Тема ОКР по созданию ПГРК носила название "15К645 "Пионер". Работа над комплексом начата в 1971 г. 

Комплекс предназначен для поражения стратегически важных стационарных объектов на дальности от 600 до 5000 км.

Разработка комплекса начата по Постановлению Совмина СССР №280-95 вышло 28 апреля 1973 г. о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР "Темп-2С". Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г.

Кооперация разработчиков:
- МИТ - головной разработчик комплекса, разработка ракеты
- ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - СПУ и машины обеспечения комплекса
КБ Минского автозавода (г.Минск) - шасси СПУ
- НПО "Союз" (г.Люберцы) - заряды маршевых РДТТ из смесевого топлива
- НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) - система управления комплекса
- КБ-1 ВНИИЭФ - головной разработчик боевого оснащения ракет 15Ж45

В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса, который был успешно защищен  в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С”.

Термоядерный заряд для боевого блока был разработан ВНИИТФ до стадии опытного производства для МБР УР-100К и его отработка для серийного производства для снаряжения боевого блока БРСД 15Ж45 была завершена в 1976 г. (источник). 


СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.).
Автор: DIMMI Создан: 31.07.2010 00:03:08 Комментариев: 431 Читать всю статью

Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П018, ракета Р-36М1 / Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN

Межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина), ведущий конструктор - С.И. Ус. Разработка комплекса 15П018 задана Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 августа 1976 г. в рамках совершенствования ранее разработанного комплекса 15П014 с тяжелой жидкостной МБР Р-36М / 15А14 за счет использования новой боевой ступени и нового боевого оснащения. Новая МБР предназначалась для поражения 10 боеголовками одной ракеты важных высокопрочных малоразмерных целей расположенных на площади до 300 000 кв.км в условиях современной противоракетной обороны. Пусковой комплекс 15П018 для новой МБР был выполнен КБСМ с усиленной защищенностью от ПФЯВ. Эскизный проект комплекса представлен к защите в декабре 1976 г. 

Повышение эффективности ракетного комплекса 15П018 по сравнению с комплексом 15П014 обеспечивалось:
- повышением точности стрельбы в 2-3 раза
- увеличением мощности зарядов боевых блоков (ББ)
- увеличением района разведения ББ
- применением ШПУ и КП высокой защищенности
- повышением надежности доведения команд на пуск до ШПУ.

При разработке комплекса сложилась следующая кооперация предприятий:
КБ "Южное" (г. Днепропетровск) - головное КБ по ракете и комплексу; 
ПО Южный Машиностроительный Завод (г. Днепропетровск) - производство ракет;

ПО "Авангард" - изготовитление транспортно-пускового контейнера;
КБ Электроприборостроения ("Хартрон") - разработка системы управления ракеты;
НПО "Ротор" - разработка комплекса командных приборов;
КБ завода "Арсенал" - разработка системы прицеливания;
КБ "Энергомаш" - разработка двигателя первой ступени ракеты;
КБ Химавтоматики (ОКБ-154) - разработка двигателя второй ступени ракеты;
КБСМ - разработка боевого стартового комплекса;
ЦКБТМ - разработка командного пункта;
ГОКБ "Прожектор" - разработка системы электроснабжения;
НПО "Импульс" - разработка системы дистанционного управления и контроля;
КБТХМ - разработка системы заправки

Серийное производство ракет 15А18 было начато ПО "Южный машиностроительный завод" в г. Днепропетровске (Украина) в 1977 г.

Летно-конструкторские испытания ракеты 15А18 начаты пуском 31 октября 1977 года из ШПУ на полигоне Байконур и закончились 27 ноября 1979 года. В ходе летных испытаний 5 НИИП в Байконуре выполнено 19 пусков (в т.ч. 17 успешных). Причинами двух отказов явились потеря устойчивости первой ступени из-за выхода из строя рулевой машины и потеря устойчивости боевой ступени из-за неполного ее отделения от второй ступени (наличие механической связи после команды отделения). Причины недостатков были устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего в процессе испытаний и эксплуатации МБР проведено 62 пуска, из них 56 - успешных. Фактическая полетная надежность ракеты с учетом доработок на этапе летных испытаний и с учетом обеспечения качества изготовления составляет 0,965.


Шахтная пусковая установка комплекса 15П018 с МБР 15А18 / Р-36М УТТХ (http://kbsm.su/)
Автор: DIMMI Создан: 21.11.2022 22:01:48 Комментариев: 1 Читать всю статью

2К6 Луна - FROG-3/4/5/6

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К6" Луна", ракета 3Р5
Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р9 - FROG-3
Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р10 - FROG-5
Геофизический вариант - FROG-4
Установка Бр-226-I (ЯАЗ-214), ракета 3Р11 - FROG-6
Р-30 - экспортное наименование комплекса
 
Тактический ракетный комплекс. Предварительная проработка проекта начата в 1953 г. НИИ-1 (позже переименован в Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. К проектированию комплекса в полном объеме приступили по Постановлению Совмина СССР №1302-660 от 13 сентября 1956 г.  - создаются  ракета с дальностью действия 40-45 км в НИИ-1 и самоходная пусковая установка для неё в ЦНИИ-58 под руководством В.Г.Грабина. Постановление Совмина СССР №558-583 от 16 мая 1957 г. о создании опытных образцов и проведении испытаний вышло после защиты эскизного и технического проектов комплекса. Прототип ракеты 3Р5 изготавливал завод №75 Кемеровского совнархоза. Опытные СПУ и ТЗМ собраны ЦНИИ-58 в 1958 г. Начало испытаний комплекса - 1958 г. (полигон Капустин Яр). После посещения Н.С.Хрущевым полигона осенью 1958 г. ТЗМ делать запретили ("не эффективно"). В период с 30 января по 28 февраля 1959 г. проведены испытания комплексов "Марс" и "Луна" в условиях низких температур на Агинском полигоне (Забайкальский ВО, проведено 6 пусков ракет 3Р5).
 
СПУ 2П16 комплекса 2К6 "Луна" с ракетой 3Р9. На заднем плане - с ракетой 3Р10. Парад на Красной площади в Москве, 1960-е годы. 
Автор: DIMMI Создан: 05.04.2009 18:20:37 Комментариев: 180 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

да, уже прочитал, но еще не отработалп.с. отработал
DIMMI 2013-04-12 17:38
Вы читали http://pn64.livejournal.com/17244.html ?Работы по РДС-2 продолжались до...
pn64 2013-04-12 17:16