| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Грач (проект) Тактическая ракета дивизионного звена. Разработка велась НИИ-1 (позже переименован в Московский институт теплотехники, главный конструктор А.Д.Надирадзе) в начале 1960-х годов в рамках НИР "Луч" совместно с разработкой ОТР "Сыч" и МБР "Луч" с прямоточными РДТТ, создававшихся в рамках конкурса с МБР с прямоточным РДТТ "Гном" КБМ Б.И.Шавырина. Был построен полномасштабный лётный макет ракеты для испытаний работы РДТТ такого типа. Испытания ракеты (1 пуск) проводились предположительно на полигоне Капустин Яр в 1963-1964 г.г. Все работы по прямоточным РДТТ прекращены по распоряжению Д.Ф.Устинова в 1964 г. | | | |
| ОТР КБП (проект)
Оперативно-тактический ракетный комплекс. Разрабатывался КБ Приборостроения (далее - КБП) под руководством генерального конструктора А.Г.Шипунова в качестве конкурента комплекса "Искандер" разработки КБМ. Разработка велась предположительно в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Других данных нет. | | | |
|
ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Вихрь"
Ракета "025" (ранний прототип)
Ракета "034" (прототип)
Ракета "036"
Ракета "036А" (модернизация)
Тактический ракетный комплекс. Разрабатывался по постановлению СМ СССР №189-89 от 13 февраля 1958 г. (в этом же постановлении задавались работы по ЗУР 3М8 комплекса "Круг") в ОКБ-670 ГКАТ, главный конструктор М.М.Бондарюк, ведущий конструктор И.М.Вишнепольский. Тактико-технические требования №007589 выданы ГАУ 14 апреля 1958 г.: "Подвижная полевая реактивная система с неуправляемой ракетой с СПВРД предназначается для поражения целей в тактической и ближней оперативной глубине. Основными целями являются резервы противника, живая сила, боевая техника в районах сосредоточения, подразделения и части ракетной артиллерии на стартово-технических и выжидательных позициях, полевые базы сборки атомного оружия, важные объекты армейского тыла противника, крупные штабы и узлы связи, аэродромы, ж/д станции". При создании ракеты "036" использовались наработки по созданию опытных ракет "025" и "034" (см. Модификации). Эскизный проект утвержден 30 июня 1958 г. Испытания ракеты "036" начаты на полигоне Владимировка (Астраханская область) в 1958 г. На базе ракеты "036" разработана и проходила испытания ракета "036А". Все работы прекращены в 1960 году. Ракета на вооружение не принята. По умолчанию данные ракеты "036".
Заряжание в пусковую установку Бр-215 комплекса "Вихрь" ракеты "034" (Ерохин Е., ракеты от Бондарюка. // Крылья Родины. № 11 / 1993 г.)
| | | |
| |
|
ДАННЫЕ НА 2009 г. (ИЛЛЮСТРАЦИИ, стандартное пополнение)
Т-4 (изделие "100")
Самолет 101 типа Т-4 на испытаниях в ЛИИ в Жуковском (1972 г.)
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик ОКБ П.О.Сухого (главный конструктор - Н.С.Черняков). Задание на разработку (конкурс с ОКБ А.Н.Туполева и А.С.Яковлева) - осень 1961 г. НИОКР начаты весной 1962 г. (постановление правительства СССР N 1194-440 от 03.12.1963 г.). В 1962 г. к проектированию самолета подключилось КБ Лавочкина, на опытном производстве КБ Лавочкина изготовлены боковые отсеки фюзеляжа. Декабрь 1962 г. - завод КБ Лавочкина передается В.Н.Челомею, к работам по Т-4 подключается МКБ "Буревестник" и Тушинский машиностроительный завод. В процессе проектирования исследовалось более 20 компоновок самолета. В 1967-1969 г.г. на летающей лаборатории "100Л-1" на базе Су-9 испытаны 8 конфигураций крыла. Определение окончательной конфигурации состоялось к декабрю 1965 г. (33-й вариант). | | | |
|
ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.)
Ил-102
Опытный штурмовик, дальнейшее развитие идеи Ил-40. Начало НИОКР прототипа Ил-42 - 1967 г. Проект готов в 1970 г. Начало разработки Ил-102 - 1973 г. Решение о постройке 2-х опытных самолетов принято в
1980 г. В мае 1982 г. программа решением министра обороны Д.Ф.Устинова закрыта. Первый полет под названием ОЭС-1 ("Опытно-Экспериментальный Самолет - 1") - 25 сентября 1982 г. (пилот - С.Г.Близнюк).
Испытания закончены в 1984 г. после выполнения 250 полетов. Впервые представлен широкой публике на "Мосаэрошоу-92".
| | | |
|
ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)
СМ-24 ЗИФ
СМ-24 ЗИФ1
Установки СМ-24 ЗИФ на ПЛ пр.613 WHISKEY-I, Черноморский флот, 1950-е годы (фото из архива Волка, http://tsushima.su)
2 х 57 мм артиллерийская установка. ТТЗ на создание 57 мм спаренной артустановки для подводных лодок утверждено руководством ВМФ 14 марта 1946 г. НИОКР велись под шифром СМ-24 в ЦКБ-34 в 1947 г. Опытный образец и два образца установочной серии изготовлены заводом №4 в 1948-1950 г.г. После заводских испытаний опытного образца в октябре 1949 г. доработка установки была передана на завод №7 (ЦКБ-7, родной индекс - "ЗИФ"). Опытный образец и техдокументация поступили на завод №7 в декабре 1949 г.
| | | |
|
ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.)
Як-28 BREWER-A,B,C,D,E (ранее - BROUSSARD) / FIREBAR / MAESTRO
Легкий фронтовой бомбардировщик. Создан на базе Як-26 в ОКБ-115 и является продолжением семейства Як-25 / Як-27. Проектирование прототипа Як-129 завершено в 1957 г. Первый полет Як-129 - 5 марта 1958г. (пилот - В.М.Волков). Начало серийного производства - 1963 г. (до 1964 г. производились на Саратовском авиазаводе, с 1963 г. производились на Иркутском авиазаводе). Последний самолет снят с вооружения в 1991 г. (Як-28ПП).
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Як-26
Малосерийный сверхзвуковой бомбардировщик ОКБ-115 А.С.Яковлева. Создан на базе Як-25Р для доставки к цели тактической атомный бомбы 8У49 "Наташа" мощностью 30 кТ и массой 1200 кг. Первый полет - 1955 г. Всего произведено 10 шт. на Государственном авиазаводе N 1 "Знамя труда" (г.Москва). Программа прекращена в связи с разработкой Як-28. На пилонах под крылом могли подвешиваться блоки НУР. Самолет оказался крайне неустойчивым на больших углах атаки.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ту-98 BACKFIN
Опытный сверхзвуковой бомбардировщик. На Западе в 1950-1960-е годы был идентифицирован как "Як-42". Разработан в ОКБ-156 А.Н.Туполева как переходная модель. Первый полет совершил в 1956 г.
| | | |
|
ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.)
Ил-54 BLOWLAMP
Средний сверхзвуковой бомбардировщик. В 1950-е годы на Западе был идентифицирован как "Як-140". НИОКР первой схемы (двигатели 2 х ТРД-И, расположенные по типу Ту-16) - конец 1952 г. НИОКР основной схемы - с ноября 1953 г. Первый показ прототипа (Ил-149) на выставке ВВС - 1954 г. Первый полет прототипа - 3 апреля 1955 г. (пилот В.К.Коккинаки). Небольшая серия до 1957 г. На вооружение принят не был.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ту-91 "Тарзан" / "Бычок" BOOT
Опытный штурмовик ОКБ А.Н.Туполева, создан под руководством В.А.Чижевского. НИОКР с 1953 г. Первый полет - 1955 г.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ил-46
Опытный средний бомбардировщик. НИОКР - 1949-51 г.г. Разработка эскизного проекта закончена в октябре 1951 г. (проект Ил-46С - декабрь 1951 г.). Первый полет совершил 3 марта 1952 г. (пилот - В.К.Коккинаки).
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ту-85 BARGE
Тяжелый бомбардировщик, последний военный самолет с поршневыми двигателями. Первый полет прототипа - 9 января 1951 г., испытания и малая серия для испытаний - до 1952 г.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ил-30
Опытный средний бомбардировщик. НИОКР - середина 1948 г. Прототип совершил несколько пробежек (не летал) в сентябре 1949 г. (пилот - В.К.Коккинаки).
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
25 мм установка 2М8
2 х 25 мм артиллерийская установка для подводных лодок. С 1950 г. устанавливалась на ПЛ пр.613 WHISKEY (всего построено 215 шт., по одной установке), на ПЛ пр.611 типа ZULU (26 ПЛ, демонтированы в 1957 г.), на ПЛ пр. 615 и А615 и др.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ту-82 BUTCHER
Опытный бомбардировщик. Постановление о создании самолета - июль 1948 г. Первый полет объект "82" совершил 24 марта 1949 г. (пилот А.Д.Перелет). Дальнейшее развитие модели - самолет "83" - не реализован. Предполагалось в серии дать обозначение Ту-22.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ту-80
Дальний бомбардировщик, развитие схемы Ту-4. Первый полет - 1 декабря 1949 г.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ил-20
Опытный тяжелый бронированный штурмовик-бомбардировщик. НИОКР - 1947 г. Первый полет - декабрь 1948 г. (летчик В.К.Коккинаки). На вооружение не принят.
| | | |
|
ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.)
Ил-28 BEAGLE
Ил-28У MASCOT
Фронтовой бомбардировщик. НИОКР - 1947 г. Утверждение проекта Ил-28 в ОКБ-240 С.В.Ильюшиным - 12 января 1948 г. Первый полет прототипа - 8 июля 1948 г. (летчик В.К.Коккинаки), государственные испытания - февраль-апрель 1949 г. (с двигателями РД-45Ф), первый полет с двигателями ВК-1 - 8 августа 1949 г., решение о принятии на вооружение и начало серийного производства - май-сентябрь 1949 г., поступление в войска - весна 1950 г. Производился, в частности, на государственном авиационном заводе N 1 (Москва, Ходынка) и ПО "Полет" (г.Омск). Серийное производство прекращено в 1956-57 г.г. (по постановлению Совмина СССР и ЦК КПСС от 12 августа 1955 г.). По умолчанию данные Ил-28 выпуска после 1949 г.
| | | |