| ДАННЫЕ НА 1997 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Заслон"

Проект системы ПРО НИИ-244 Минрадиопрома СССР (министр - В.Д.Калмыков). Предполагалось использование для целеуказания РЛС ДРЛО "Программа-2" (НИИ-37, главный конструктор - В.И.Марков). Декларировалась возможность распознавания с помощью РЛС среди ложных целей реальных БЧ (не реализована). НИР велись в 1965 г.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Объект 140
  
Опытный средний танк. Разработан отделом 520 (позже - ОКБ-520) КБ завода №183 (позже - ПО "Уралвагонзавод"). Главный конструктор - А.А.Морозов. Создавался как принципиально новый средний танк с новым корпусом, ходовой частью, двигателем и другими системами. Концепция танка, компоновка корпуса и трансмиссии (готовы в 1951 г.) вызвали конфликт разработчиков, руководства завода и заказчика. Группа конструкторов во главе с А.А.Морозовым перешли на работу в КБ-60 при заводе №75 (будущий ХЗТМ, г.Харьков), где приступили к созданию танка "объект 430" с использованием конструкторского задела по "объекту 140". Главным конструктором КБ завода №183 в марте 1953 г. назначен Л.Н.Карцев, работа над проектом "объект 140" продолжена. В 1957 г. на заводе №183 построено 2 опытных образца. Проводились сравнительные испытания с танком "объект 430" на полигоне в Кубинке, которые выявили ряд серьезных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии. Разработка танка прекращена в 1958 г. по инициативе Л.Н.Карцева как по "нетехнологичному и сложному в эксплуатации". Узлы ходовой части в дальнейшем использованы при создании опытного танка "объект 167".
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) "Топаз" (проект)

Оперативно-тактическая твердотопливная ракета сухопутных войск. Осенью 1958 г. СКБ-385 генерального конструктора В.П.Макеева планировало преступить к разработке начиная с весны 1959 г. Других данных нет. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Таран" Комплекс "Шиповник"   Тактические ракетные комплексы для танковых ("Таран") и мотострелковых ("Шиповник") полков. НИОКР начаты в 1968 г. КБ Приборостроения. Работы прекращены в 1972 г. вероятно из-за изменения военной доктрины. Наведение - проектировалось два варианта - неуправляемая ракета (наведение пусковой установкой) и с системой коррекции аналогичной применяемой на ракетах " Луна-3". | | | |
| ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Таран-1"
  Танковый управляемый ракетный снаряд (ТУРС). Предполагалось применение на боевой машине "Таран" вместе с тактическим ракетным комплексом для танковых полков "Таран". НИОКР начаты в 1968 г. КБ Приборостроения. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Крылатая ракета большой дальности (средней, межконтинентальной). Разработана в ОКБ-49 генерального конструктора Г.М.Бериева. Предложения по созданию КР представлены Г.М.Бериевым 9 июля 1957 г. Эскизный проект представлен в 1961 г. Предполагалось использование ракеты в противокорабельном, ударном по наземным целям и в разведывательном вариантах. Прорабатывалось использование и в качестве крылатой ракеты морского базирования. Работа над проектом должна была завершиться созданием ракеты в 1964-1965 г.г. Разработка всех вариантов П-100 прекращена на стадии проекта.
 Примерные проекции КР П-100 (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение. №10 / 2006 г., №№ 6, 9 / 2007 г., № 6 / 2009 г.). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) ЗСУ-37-2 / 2А1 "Енисей" Зенитная самоходная установка с пушками 2 х 37 мм. Разработка установки с созданием заводского и опытного образцов начата ОКБ-3 "Уралмашзавода" по Постановлению СМ СССР №426-211 от 17 апреля 1957 г. одновременно с разработкой ЗСУ-23-4 "Шилка" и мобильного радиолокационного комплекса целеуказания "Обь" (см.ниже). Главный конструктор - Г.С.Ефимов, ведущий конструктор - Ю.В.Томашов. Установка предназначалась для ПВО танковых полков и дивизий с обеспечением ПВО до высот 3000 м. Тактико-технические требования на проектирование установки выданы ГРАУ и ГБТУ за №007363, головной исполнитель - КБ "Уралмашзавода" (дополнение к ТТТ №007886). ТТТ на создание 37-мм спаренной автоматической зенитной пушки "Ангара" выдано ОКБ-43 (ТТТ №007389, уточнение №007835). ТТТ на создание малогабаритного радиолокационного приборного комплекса "Байкал" выдано НИИ-20 ГКРЭ (ТТТ №007389, уточнение №007835). Эскизно-технический проект представлен 21 апреля 1958 г. - проект утчержден с замечанием о снижении массы установки до 25.5 тонн. Создавались заводской образец установки (без радиолокационного и прицельного оборудования), план готовности - 4-й квартал 1958 г. и опытный образец со всем оборудованием для государственных испытаний, план готовности - 4-й квартал 1959 г.
 Опытный образец установки ЗСУ-37-2 в положении по-боевому на гос.испытаниях (Бобков А., "Енисей" - забытая история. // М-Хобби. № 10 / 2009 г.) | | | |
| 4м-120 4 х 25 мм артиллерийская установка. Принята на вооружение в 1951 г. Применение: Эсминец пр.41 Статус: Россия - 1994 г.- возможно еще есть на вооружении... | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (в работе) Баллистическая ракета дальнего действия (проект). Проект ракеты разработан группой немецких специалистов под руководством Хельмута Греттрупа (заместитель Вернера фон Брауна по электронике, оставшийся в советской зоне оккупации Германии). Группа Герттрупа (около 150 немецких специалистов) вывезена из Германии в Москву 23 октября 1946 г. и работала в закрытом учреждении в г.Осташков (остров Городомля, озеро Селигер, 150 км от Москвы), организационно входила в состав НИИ-88. Ракета Г-1 спроектирована с использованием задела по ракете V-2 / A-4 и на её базе. Эскизный проект разработан к середине 1947 г. и 25 сентября 1947 г. обсужден на НТС в НИИ-88. Дальше эскизного проекта работы не были продолжены. В 1951-1953 г.г. немецкие специалисты вернулись в ГДР.
 Эскиз ракеты Г-1 (Афанасьев И., Р-12 "Сандаловое дерево". Приложение к журналу "М-Хобби", выпуск №9, 1997 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Коалиция-Ф" (наименование условное)
 2 х 152 мм опытная башенная артиллерийская установка для вооружения крупных кораблей ВМФ. Разработана в рамках НИР "Коалиция-СВ" или "Коалиция", головной разработчик - ЦНИИ "Буревестник" (г.Нижний Новгород), совместно с "Уральским Заводом Транспортного Машиностроения" (г.Нижний Тагил), ЦНИИМ и "Уралвагонзаводом". Вероятно, в середине 1990-х годов начаты работы по НИР "Коалиция" в рамках которой была проведена работа по межвидовой унификации вооружений крупного калибра Сухопутных войск и ВМФ ("Коалиция-Ф" - наименование условное). Установка "Коалиция-СВ" представлена публике в декабре 2006 г.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Тайфун", ракеты "Тайфун", "Тайфун-1", "Тайфун-III", "Тайфун-IV" Проект ракетного противолодочного комплекса (РПК) с баллистической ракетой и ядерной глубинной бомбой в качестве БЧ. Разработан НИИ-1 ГКОТ (головной разработчик) по Постановлениям ЦК КПСС и СМ СССР от 20 июня 1958 г. Главный конструктор комплекса Н.П.Мазуров. После прихода в НИИ-1 А.Д.Надирадзе (с 16 мая 1958 г. начальник СКБ и помошник заместителя директора по НИР и ОКР) предложено создание облегченного варианта ракеты "Тайфун" - ракеты "Тайфун-1". 12-15 мая 1959 г. состоялся НТС при СКБ-221 (разработчик пусковых установок комплекса) на котором был принят аванпроект ПУ Бр-222-VI и ТЗМ Бр-223. Позже в Москве НИИ-1 защищался предэскизный проект комплекса и ракет.
Защита предэскизных проектов комплекса и ракет проходила 9 июня 1959 г. в 1-м Управлении ГКОТ. Руководитель КБ-25 (ныне - Всероссийскии научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова) Духов Н.Л. (разработчики БЧ) выступил против использования ядерных глубинных бомб в качестве БЧ комплекса т.к. применение спецзаряда с использованием ПУ и ракеты «Тайфун» небезопасно для обеих воюющих сторон. После рассмотрения наработок по комплексу разработка полностью прекращена в 1959 г.
 Стационарная ПУ Бр-219-1 с ракетой "Тайфун" комплекса "Тайфун" (Рябец А.Ф., Несостоявшийся "Тайфун". // Техника и вооружение. 2010 г.) | | | |
| |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Комплекс П-5 / П-5Д, ракета 4К34 / 4К95 - SS-N-3A SHADDOCK    Крылатая ракета. НИОКР были начаты в 1954 г. в специальной конструкторской группе В.Н.Челомея (с лета 1955 г. - ОКБ-52). Первый старт макета П-5 без маршевого двигателя - 12 марта 1957 г. на полигоне НИИ-2 в Фаустове. Испытания прототипа П-5 на полигоне Капустин Яр и на плавучем стенде 4А в Балаклаве проходили с августа 1957 г. по март 1958 г. (первый пуск - 28 августа 1957 г. - неудачный, пуски из контейнера СМ-49). Первый старт с подводной лодки - 22 ноября 1957 г. Принята на вооружение (П-5) постановлением СМ СССР №585-313 от 19 июня 1959 г. для ПЛРК, на кораблях в 1962 г. (П-35). Модернизация П-5 в П-5Д проведена ОКБ-52 в 1958-62 г.г. Ракеты типа П-5 сняты с вооружения в 1966 г. Ракета П-5 в музее Челомея в г.Реутов (сайт "Новости космонавтики", 2009 г.) | | | |
| Р-40 (прототип) Р-40Р / Р-40Т (РЛС и ИК-мод.) изделия РД-46/ТД-46 или 84 - AA-6 ACRID Р-40РД / Р-40ТД (РЛС и ИК-мод.) изделия РГД-46 / ТГД-46 (доработанная) - AA-6 ACRID-M (ACRID-D) Р-40РД1 / Р-40ТД1 Ракета разработана в ОКБ-4 М.Р.Бисновата. Принята на вооружение в составе комплекса ПВО МиГ-25-40 в 1973 году. Доработанная модификация (для МиГ-25ПД) принята на вооружение в 1978 г. (испытывалась с 1975 г.). Применяется с пусковой установки АПУ-84-46. AA-6 под МиГ-25П | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (требуется пополнение) Х-155  Проект ракеты класса "воздух-воздух" для вооружения перехватчика Е-155 комплекса перехвата С-155. Проект прорабатывался на этапе предварительного проектирования комплекса перехвата, вероятно, с июня 1958 г. Возможно, что разработка ракеты велась либо в ОКБ-155 Микояна и Гуревича или в ОКБ-4 М.Р.Бисновата.  Эскиз ракеты Х-155 под крылом одного из первых вариантов компоновки перехватчика Е-155 (Якубович Н.В., Многоцелевой самолет МиГ-25. // Авиаколлекция. №5 / 2010 г.). | | | |
| ДАННЫЕ НА 1997 г. (требуется пополнение) Б-13-2СБ-13-3С 
2 х 130 мм артиллерийская установка. Создана на базе артиллерийской установки Б-13 образца 1937 г. (1 х 130 мм, устанавливалась на эсминцах пр.7У), в годы Великой Отечественной войны так же использовалась в укрепрайонах. Серийно производилась (Б-13-3С) как минимум до 1950 г. включительно.
| | | |
| ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Самолет "150" Средний бомбардировщик ОКБ С.М.Алексеева. Главный конструктор самолета - профессор Брунольф Бааде (Германия). НИОКР с начала 1947 г. Испытания начались в мае 1951 г. В 16 полете 9 мая 1952 г. произошла катастрофа приведшая к прекращению финансирования испытаний и закрытию темы. | | | |
| ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Самолет "218" Штурмовик ОКБ С.М.Алексеева. НИОКР велись в 1948 г. Проект не реализован. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (требуется пополнение) пр.1160 / пр.1153 "Орел" |  | Атомный авианосец (проект). В 1969-1972 г.г. Невским ПКБ (бывшее ЦКБ-17) проведена НИР "Ордер" - научно-исследовательская работа по военно-экономическому обоснованию создания и эксплуатации авианосца пр.1160. Научный руководитель - капитан 1-го ранга А.А.Борисов. Производство серии из 3 авианосцев предлагалось вести с осени 1973 г. по 1986 г. Постановлением СМ СССР от 01 сентября 1969 г. предписывалась разработка аванпроекта авианосца пр.1160 и аванпроектов палубных самолетов. Аванпроект автомного авианосца пр.1160 "Орел" разработан в 1971-1972 г.г. Корабль прорабатывался Невским ПКБ по ТТЗ ВМФ для включения в план строительства кораблей в 1971-1980 г.г. Главный конструктор - А.Б.Морин. Исследовались восемь вариантов компоновки с разным составом вооружения, разными типами ГЭУ и водоизмещением от 40000 до 100000 тонн (наиболее полный вариант проекта - 80000 т). В рамках пр.1160 выполнены аванпроекты катапульты, аэрофинишера и аварийного барьера. По аванпроекту выпущено более 900 документов, отработано взаимодействие со смежниками. Предпогалалось, что при начале проектирования пр.1160 в 1973 г. первый корабль мог войти в строй в 1981 г.По решению Д.Ф.Устинова разработка пр.1160 была прекращена в пользу развития пр.1143 - пр.1143М с самолетами ВВП Як-36МП и вертолетами Ка-252. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)АК-630 (установка А-213, орудие - АО-18) - ADG6-30 (название NATO) АК-630-МР-123 / "А-213-Вымпел-А" (комплекс) АК-630М "Вулкан" (установка А-213М) - ADGM6-30 (название NATO) АК-630М-МР-123-02 (комплекс)
    Шестиствольная 30 мм артиллерийская установка типа "Гатлинг". ТТЗ утверждено Главкомом ВМФ 22 февраля 1963 г. Проектирование начато по постановлению СМ СССР №801-274 от 15 июня 1963 г. Головной разработчик системы - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО), главный конструктор М.С.Кнебельман. Разработка автомата - КБ Приборостроения, главный конструктор В.П.Грязев. Автомат АО-18 (ТКБ-025) спроектирован В.П.Грязевым и А.Г.Щипуновым. Заводские испытания первых двух экземпляров установки велись с конца 1964 г. по 30 марта 1966 г. на полигоне завода №535. Серийное производство начато заводом №535 (Тульский машиностроительный завод) в 1969 г. Государственные корабельные испытания начаты 18 мая 1971 г. на катере пр.205ПЭ (заводской №110) в районе Севастополя. Испытания прерваны 20 октября 1971 г. в связи с недостатками СУО МР-123 "Вымпел" и вновь продолжились с 29 марта по 20 сентября 1972 г. В ходе испытаний испытывалась работа СУО с АК-630 и АК-725 одновременно. Комплекс отправлен на доработку, после чего вновь испытан с 4 июня по 23 августа 1973 г. и принят на воружение приказом Главкома ВМФ №05 от 6 января 1976 г. Дальнейшие доработки и модификации АК-630 велись КБ "Аметист". По умолчанию данные АК-630.  Установка АК-630 на десантном КВП "Зубр" (Военный парад, 1998 г.) | | | |