| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Тайфун", ракеты "Тайфун", "Тайфун-1", "Тайфун-III", "Тайфун-IV" Проект ракетного противолодочного комплекса (РПК) с баллистической ракетой и ядерной глубинной бомбой в качестве БЧ. Разработан НИИ-1 ГКОТ (головной разработчик) по Постановлениям ЦК КПСС и СМ СССР от 20 июня 1958 г. Главный конструктор комплекса Н.П.Мазуров. После прихода в НИИ-1 А.Д.Надирадзе (с 16 мая 1958 г. начальник СКБ и помошник заместителя директора по НИР и ОКР) предложено создание облегченного варианта ракеты "Тайфун" - ракеты "Тайфун-1". 12-15 мая 1959 г. состоялся НТС при СКБ-221 (разработчик пусковых установок комплекса) на котором был принят аванпроект ПУ Бр-222-VI и ТЗМ Бр-223. Позже в Москве НИИ-1 защищался предэскизный проект комплекса и ракет.
Защита предэскизных проектов комплекса и ракет проходила 9 июня 1959 г. в 1-м Управлении ГКОТ. Руководитель КБ-25 (ныне - Всероссийскии научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова) Духов Н.Л. (разработчики БЧ) выступил против использования ядерных глубинных бомб в качестве БЧ комплекса т.к. применение спецзаряда с использованием ПУ и ракеты «Тайфун» небезопасно для обеих воюющих сторон. После рассмотрения наработок по комплексу разработка полностью прекращена в 1959 г.
Стационарная ПУ Бр-219-1 с ракетой "Тайфун" комплекса "Тайфун" (Рябец А.Ф., Несостоявшийся "Тайфун". // Техника и вооружение. 2010 г.) | | | |
| |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Комплекс П-5 / П-5Д, ракета 4К34 / 4К95 - SS-N-3A SHADDOCK Крылатая ракета. НИОКР были начаты в 1954 г. в специальной конструкторской группе В.Н.Челомея (с лета 1955 г. - ОКБ-52). Первый старт макета П-5 без маршевого двигателя - 12 марта 1957 г. на полигоне НИИ-2 в Фаустове. Испытания прототипа П-5 на полигоне Капустин Яр и на плавучем стенде 4А в Балаклаве проходили с августа 1957 г. по март 1958 г. (первый пуск - 28 августа 1957 г. - неудачный, пуски из контейнера СМ-49). Первый старт с подводной лодки - 22 ноября 1957 г. Принята на вооружение (П-5) постановлением СМ СССР №585-313 от 19 июня 1959 г. для ПЛРК, на кораблях в 1962 г. (П-35). Модернизация П-5 в П-5Д проведена ОКБ-52 в 1958-62 г.г. Ракеты типа П-5 сняты с вооружения в 1966 г. Ракета П-5 в музее Челомея в г.Реутов (сайт "Новости космонавтики", 2009 г.) | | | |
| Р-40 (прототип) Р-40Р / Р-40Т (РЛС и ИК-мод.) изделия РД-46/ТД-46 или 84 - AA-6 ACRID Р-40РД / Р-40ТД (РЛС и ИК-мод.) изделия РГД-46 / ТГД-46 (доработанная) - AA-6 ACRID-M (ACRID-D) Р-40РД1 / Р-40ТД1 Ракета разработана в ОКБ-4 М.Р.Бисновата. Принята на вооружение в составе комплекса ПВО МиГ-25-40 в 1973 году. Доработанная модификация (для МиГ-25ПД) принята на вооружение в 1978 г. (испытывалась с 1975 г.). Применяется с пусковой установки АПУ-84-46. AA-6 под МиГ-25П | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (требуется пополнение) Х-155Проект ракеты класса "воздух-воздух" для вооружения перехватчика Е-155 комплекса перехвата С-155. Проект прорабатывался на этапе предварительного проектирования комплекса перехвата, вероятно, с июня 1958 г. Возможно, что разработка ракеты велась либо в ОКБ-155 Микояна и Гуревича или в ОКБ-4 М.Р.Бисновата. Эскиз ракеты Х-155 под крылом одного из первых вариантов компоновки перехватчика Е-155 (Якубович Н.В., Многоцелевой самолет МиГ-25. // Авиаколлекция. №5 / 2010 г.). | | | |
| ДАННЫЕ НА 1997 г. (требуется пополнение) Б-13-2СБ-13-3С
2 х 130 мм артиллерийская установка. Создана на базе артиллерийской установки Б-13 образца 1937 г. (1 х 130 мм, устанавливалась на эсминцах пр.7У), в годы Великой Отечественной войны так же использовалась в укрепрайонах. Серийно производилась (Б-13-3С) как минимум до 1950 г. включительно.
| | | |
| ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Самолет "150" Средний бомбардировщик ОКБ С.М.Алексеева. Главный конструктор самолета - профессор Брунольф Бааде (Германия). НИОКР с начала 1947 г. Испытания начались в мае 1951 г. В 16 полете 9 мая 1952 г. произошла катастрофа приведшая к прекращению финансирования испытаний и закрытию темы. | | | |
| ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Самолет "218" Штурмовик ОКБ С.М.Алексеева. НИОКР велись в 1948 г. Проект не реализован. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (требуется пополнение) пр.1160 / пр.1153 "Орел" | | Атомный авианосец (проект). В 1969-1972 г.г. Невским ПКБ (бывшее ЦКБ-17) проведена НИР "Ордер" - научно-исследовательская работа по военно-экономическому обоснованию создания и эксплуатации авианосца пр.1160. Научный руководитель - капитан 1-го ранга А.А.Борисов. Производство серии из 3 авианосцев предлагалось вести с осени 1973 г. по 1986 г. Постановлением СМ СССР от 01 сентября 1969 г. предписывалась разработка аванпроекта авианосца пр.1160 и аванпроектов палубных самолетов. Аванпроект автомного авианосца пр.1160 "Орел" разработан в 1971-1972 г.г. Корабль прорабатывался Невским ПКБ по ТТЗ ВМФ для включения в план строительства кораблей в 1971-1980 г.г. Главный конструктор - А.Б.Морин. Исследовались восемь вариантов компоновки с разным составом вооружения, разными типами ГЭУ и водоизмещением от 40000 до 100000 тонн (наиболее полный вариант проекта - 80000 т). В рамках пр.1160 выполнены аванпроекты катапульты, аэрофинишера и аварийного барьера. По аванпроекту выпущено более 900 документов, отработано взаимодействие со смежниками. Предпогалалось, что при начале проектирования пр.1160 в 1973 г. первый корабль мог войти в строй в 1981 г.По решению Д.Ф.Устинова разработка пр.1160 была прекращена в пользу развития пр.1143 - пр.1143М с самолетами ВВП Як-36МП и вертолетами Ка-252. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)АК-630 (установка А-213, орудие - АО-18) - ADG6-30 (название NATO) АК-630-МР-123 / "А-213-Вымпел-А" (комплекс) АК-630М "Вулкан" (установка А-213М) - ADGM6-30 (название NATO) АК-630М-МР-123-02 (комплекс)
Шестиствольная 30 мм артиллерийская установка типа "Гатлинг". ТТЗ утверждено Главкомом ВМФ 22 февраля 1963 г. Проектирование начато по постановлению СМ СССР №801-274 от 15 июня 1963 г. Головной разработчик системы - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО), главный конструктор М.С.Кнебельман. Разработка автомата - КБ Приборостроения, главный конструктор В.П.Грязев. Автомат АО-18 (ТКБ-025) спроектирован В.П.Грязевым и А.Г.Щипуновым. Заводские испытания первых двух экземпляров установки велись с конца 1964 г. по 30 марта 1966 г. на полигоне завода №535. Серийное производство начато заводом №535 (Тульский машиностроительный завод) в 1969 г. Государственные корабельные испытания начаты 18 мая 1971 г. на катере пр.205ПЭ (заводской №110) в районе Севастополя. Испытания прерваны 20 октября 1971 г. в связи с недостатками СУО МР-123 "Вымпел" и вновь продолжились с 29 марта по 20 сентября 1972 г. В ходе испытаний испытывалась работа СУО с АК-630 и АК-725 одновременно. Комплекс отправлен на доработку, после чего вновь испытан с 4 июня по 23 августа 1973 г. и принят на воружение приказом Главкома ВМФ №05 от 6 января 1976 г. Дальнейшие доработки и модификации АК-630 велись КБ "Аметист". По умолчанию данные АК-630. Установка АК-630 на десантном КВП "Зубр" (Военный парад, 1998 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) "Меркурий" (проект) "Дельфин" (проект) | | Авианесущий корабль (проект). Варианты корабля для базирования СВВП Як-141 и вертолетов проектировались Северным ПКБ (г.Ленинград) с 1986 г., главный конструктор - А.К.Шныров. Разработан проект корабля классической схемы "Меркурий" и два варианта корабля с малой площадью ватерлинии (КМПВ) "Дельфин". Аналогичного назначения корабль разрабатывался Невским ПКБ - универсальный десантный корабль-док пр.11780 "Херсон". Разработка пораблей Северного ПКБ прекращена в связи с закрытием программы создания СВВП Як-141 в начале 1990-х годов. Варианты авианесущего корабля Северного ПКБ. Сверху-вниз: проект "Меркурий", проект "Дельфин" двухкорпусный КМПВ, проект "Дельфин" трехкорпусный КМПВ (фото из архива Denis KA, http://forums.airbase.ru) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) ПБИА ЦНИИ-45 | | Плавучая база истребительной авиации (ПБИА, проект). Проработка предэскизного проекта велась в инициативном порядке ЦНИИ-45 в 1959 г. Боевое применение плавучей базы предполагалось совместно с ракетным кораблем ПВО пр.1126 ЦКБ-17. Основные задачи: ведение разведки самолетами ДРЛО, уничтожение самолетов-разведчиков противника, обнаружение низколетящих целей за горизонтом. После рассмотрения в Госкомитете по судостроению проработка эскизного проекта поручена ЦКБ-17 (будущее Невское ПКБ), главный конструктор А.Б.Морин. В проекте ЦКБ-17 были увеличены размеры и водоизмещение, изменен состав ГЭУ, увеличено авиакрыло и оборонительное вооружение. Проект получил отрицательный отзыв Главного управления кораблестроения (о низкой эффективности авиационной ПВО) и его разработка была прекращена. По умолчанию данные аванпроекта ЦНИИ-45. Проекции ПБИА ЦНИИ-45 (рисунок - С.А.Богатов, 2003 г., Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) пр.85 | | Легкий авианосец ПВО (проект). В мае 1953 г. Главком ВМФ СССР Н.Г.Кузнецов утвердил общее техническое задание (ОТЗ) на проектирование легкого авианосца ПВО. В ЦНИИВК начата разработка предэскизного проекта №85. В конце 1954 г. ЦНИИВК представил предварительный предэскизный проект авианосца. Так же в 1953 г. по ОТЗ в ЦКБ-17 (позже переименовано в Невское ПКБ) под руководством В.В.Ашика проведены НИР по формированию ТТЗ на проект. Предлагалось провести НИОКР по авиационному оборудованию и самолетам. Согласно проекту авианосец должен был быть оснащен угловой полетной палубой, аэрофинишерами и паровыми катапультами. С лета 1955 года проектирование эскизного проекта поручено ЦКБ-16, главный конструктор К.И.Трошков. Согласно плану судостроения на 1956-1965 г.г. (представлен Н.Г.Кузнецовым в марте 1954 г.) предполагалось строительство 5 кораблей пр.85 для Северного и Тихоокеанского флотов со сдачей головного корабля ВМФ в 1960 г. После изменения концепции развития ВМФ и снятия Н.Г.Кузнецова с поста Главкома ВМФ решением нового главкома ВМФ С.Г.Горшкова работы по пр.85 полностью прекращены в декабре 1955 г. Проекции проекта авианосца пр.85 (рисунок - А.Н.Соколов, Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение, в работе) "Амур-550"
Проект из семейства экспортных неатомных подводных лодок с унифицированными конструкторскими решениями. Разработка проекта ведется ЦКБ МТ "Рубин" (главный конструктор, вероятно, Ю.Н.Кормилицын) параллельно проекту Амур-950 и "Амур-1650" / пр.677Э. Данные из рекламных материалов ЦКБ МТ "Рубин". | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) пр.947 Проект большой неатомной подводной лодки ("Б"). Разработка предэскизного проекта велась под руководством Е.В.Крылова в ЦКБ "Лазурит" (СКБ "Судпроект") в 1971 г. Основная цель предэскизного проекта - проработка ТТХ неатомной ПЛ с ЭХГ водородно-кислородного типа. Возможно, проработка схемы ЭХГ в дальнейшем велась в рамках НИР по теме создания опытовой ПЛ пр.613ЭХГ "Катран" (наша гипотеза, не подтверждено). После разработки предэскизного проекта работы над ПЛ пр.947 были прекращены. Данные расчетные предэскизного проекта. Гипотетический внешний вид ПЛ пр.947 (с) military.tomsk.ru 06.03.2010 г. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение, в работе) "объект 187"
Опытный основной танк. Разрабатывался КБ ПО "Уралвагонзавод" (УВЗ, г.Нижний Тагил) под руководством главного конструктора В.И.Поткина в рамках темы НИР "Совершенствование Т-72Б" (задана постановлением СМ СССР от 19 июня 1986 года) в инициативном порядке. Ведущий конструктор танка - заместитель главного конструктора КБ А. С. Щелгачев. Танк разрабатывался как глубокая модернизация Т-72БМ параллельно "объекту 188" (на базе которого создан и принят на вооружение Т-90). Опытный танк изготавливался тремя сериями по 2 шт с изменениями в конструкции и оборудовании (см.ниже Модификации). После 1991 г. от внедрения в серию «объекта 187» отказались в пользу "объекта 188". Задел разарботок по "объекту 187" был использован при создании модификаций Т-90 и других образцов техники.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение, в работе) Т-74 / "объект 450"
Проект перспективного основного танка. Разработка проекта велась в инициативном порядке КБ транспортного машиностроения (г.Харьков) под руководством А.А.Морозова независимо от конкурса МО СССР "Тема 101" (разработка перспективного танка 1980-х). Предложение по созданию опытного танка Т-74 было выдвинуто А.А.Морозовым Министерству Оборонной Промышленности СССР в 1972 г. и рассмотрено на научно-техническом совете МОП по "Теме 101" 25 мая 1972 г. Приказом МОП СССР №331 от 31.07.1972 г. КБ была поручена разработка эскизного проекта танка.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение, в работе) Объект 167 Объект 167Т
Опытный средний танк. Разработан КБ завода №183 (позже - ПО "Уралвагонзавод") в 1961 г. Главный конструктор - Л.Н.Карцев. Создавался на базе узлов и агрегатов опытного танка "объект 140" с использованием узлов и агрегатов Т-62. Шасси впоследствии послужило основой для Т-72.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) РОТА ("Ракета оперативно-тактическая армейская") Оперативно-тактический ракетный комплекс армейского звена. НИР по теме РОТА велись в 1965 г. СКБ-385 (г.Миасс) с целью замены ОТР Р-17 (комплекс 9К72). В основе НИР опыт создания БРПЛ типа Р-27. Проект развития не получил - МО СССР предпочло твердотопливный " Темп-С". Разработка прекращена на стадии проектирования. Ракета РОТА (СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ "КБ им.академика В.П.Макеева") | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Ракета 8Р51 Тактическая ракета. Проектировалась с 1952 г. СКБ-385 (г.Златоуст) на конкурсной основе в конкуренции с ракетой " Коршун" НИИ-88. Конкурс ракета проиграла и разработка была прекращена в сентяре 1954 г. Наведение - предполагалось осуществлять пусковой установкой, стабилизация ракет в полете - с помощью стаблизаторов. | | | |