MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

ТЭСТ-71 / ТЭСТ-71М

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
ТЭСТ-71 / "Дельфин-2" / изделие 282
ТЭСТ-71М / ТЭСТ-71МЭ / изделие 2517
ТЭСТ-71МК / ТЭСТ-71МКЭ / изделие 2517
ТЭСТ-71МЭ-НК / изделие 2517


Противолодочная телеуправляемая электрическая самонаводящаяся торпеда. Разработана ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ) и ЦНИИ "Гидроприбор" в ходе работ по теме ОКР "Дельфин-2". Главные конструкторы - З.М.Персиц и М.П.Балуев, согласно части источников  - В.А.Голубков. Задача НИР  состояла в установке системы телеуправления на самонаводящиеся  торпеды СЭТ-65 для управления торпедой в двух плоскостях. Оператор на борту ПЛ, в зависимости от складывающейся тактической ситуации, мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее.Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15-20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2—400 м. По уровню скрытности применения торпеда ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду Мк.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50 узлов).

Испытания комплекса "Дельфин-2" проводились на Балтике и на Ладожском озере.

Торпеда и комплекс телеуправления "Дельфин-2" приняты на вооружение под названием ТЭСТ-71 и КТУ-71 в 1971 г. Позже модернизирована в ТЭСТ-71М. Модификация ТЭСТ-71МЭ-НК универсальна по носителям и целям.


Торпеда ТЭСТ-71М на выставке морского салона IMDS-2005, г.Санкт-Петербург, 2005 г. (http://paralay.iboards.ru).
Автор: DIMMI Создан: 14.02.2011 12:38:22 Комментариев: 2 Читать всю статью

Т-5 / Т-V / 53-58

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Т-5 / Т-V / 53-58 / изделие 233


Первая прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом. Разработка торпеды с ядерным боезарядом Т-5 велась НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор", генеральный конструктор - А.М.Борушко) начиная с октября 1953 г. Главный конструктор (по данным ЦНИИ "Гидроприбор" и Колядина) - В.А.Калитаев и, позже, Г.И.Портнов.

Ядерный заряд РДС-9 разрабатывался в КБ-11 Минсредмаша СССР (ныне - ВНИИЭФ) под руководством Ю.Б.Харитона. Боевая часть заряда, автоматика - разрабатывались московским филиалом №1 КБ-11 (ныне - ВНИИА), главный конструктор - Н.Л.Духов. Первое испытание заряда РДС-9 проводилось на Семипалатинском полигоне 19 октября 1955 г. (см. Хронику ядерных испытаний) - испытание не состоялось - взрыв инициирующего ВВ не вызвал реакции деления ядерных материалов (впервые в отечественной истории ядерных испытаний). Первый успешный взрыв заряда РДС-9 выполнен там же 29.07.1955 г.

При проведении ходовых испытаний на Ладожском озере в инертном снаряжении в 4 выстрелах из 15 при прохождении примерно половины пути торпеда делала "мешок", преждевременно срабатывал гидростатический замыкатель, что равноценно выдаче команды на подрыв. Так же проблемой было обеспечить температурный режим специальной боевой части - от +5 до +25 град.С. в необогреваемых торпедных аппаратах.

По Постановлению Совмина СССР от 13.04.1955 г. на полигоне Новая земля 21 сентября 1955 г. проведено испытание ядерного боевого зарядного отделения торпеды Т-5 (глубина 12 м, БЗО опущено с тральщика пр.253Л).


Торпеда Т-5 / 53-58 в музее ВНИИЭФ в г.Саров - бывшем Арзамасе-16 (http://www.atrinaflot.narod.ru).
Автор: DIMMI Создан: 21.02.2011 00:09:41 Комментариев: 2 Читать всю статью

ВА-111 Шквал М-5

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс ВА-111 "Шквал", торпеды М-4 / М-5


Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда. Разработчик - ГНПП "Регион" (по состоянию на 2012 г. входит в "Корпорацию "Тактическое Ракетное Вооружение").

Предистория. Исследования реактивных торпед с движением в режиме развитой кавитации велись гидродинамической лабораторией ЦАГИ на Ладожском озере по темам "Белка" и "Колонок". В 1956 г. осуществлялись буксировки опытных снарядов на канатной дороге, а в 1957 г. поведение снарядов изучалось в свободном движении. Устойчивое движение снарядов наблюдалось на дальности 500-600 м. Во второй половине 1950-х годов задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45 калибра 450 мм для оснащения торпедных катеров. По теме РКТ-45 в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР под руководством Н.П.Мазурова создан подводный снаряд с РДТТ и диском-кавитатором в головной части. Испытания изделия проводились на канатной дороге на оз.Иссык-Куль. Одновременно велись работы по совмещению РДТТ и системы самонаведения (ССН), главный конструктор А.В.Минаев. Экспериментальное изделие изготовлено с использованием узлов реактивной торпеды РАТ-52, пуски в районе Феодосии показали шумность (звуковое давление) РДТТ на уровне 0,1-0,2 бара.

В НИИ-24 (ныне - ГНПП "Регион") во второй половине 1950-х годов так же пытались создать РДТТ, но в итоге остановились на схеме РДТТ с гидрореагирующим топливом на базе твердого топлива СН-1 (высокометаллизированное топливо на основе магния) для твердотопливного ПВРД. Гидрореагирующее топливо создано при участии НИИПХ (НИИ прикладной химии) - изготовлены варианты шашек диаметром 40, 140 и 196 мм.

Так же существует мнение, что одной из причин разработки реактивной торпеды "Шквал" стала дезинформация об испытаниях в США опытной реактивной торпеды со скоростью подводного хода 200-300 уз.

Разработка реактивной торпеды "Шквал" начата по Постановлению Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. (о разработке скоростной подводной ракеты "Шквал" со скоростью движения 100 м/с). Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже - НИИПГМ, ныне - ГНПП "Регион"), главный конструктор комплекса - И.Л.Меркулов (позже - с 1967 по 1979 г.г. - бывший заместитель генерального конструктора СКБ-385 В.Р.Серов, еще позже - Е.Д.Раков). Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.


Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 "Шквал" на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото - One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
Автор: DIMMI Создан: 16.02.2011 21:29:09 Комментариев: 20 Читать всю статью

САЭТ-60 / САЭТ-60М

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
САЭТ-60 / ДЭСТ / изделие 228
САЭТ-60М
/ изделие 228
САЭТ-60А / ДЭСТ-2 / изделие 228
САЭТ-60МЭ / изделие 228


Противокорабельная самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда / дальноходная электрическая самонаводящаяся торпеда (ДЭСТ). Торпеда разработана СКБ завода "Двигатель" совместно с НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор"), главный конструктор - П.В.Матвеев. Разработка велась как минимум с 1957 г., торпеда принята на вооружение в феврале 1960 г. Модификация САЭТ-60М принята на вооружение в 1969 г. Серийное производство велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).


Торпеда САЭТ-60А. Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2010 г. (фото В.Замятина и Е.Ерохина, http://www.missiles.ru).
Автор: DIMMI Создан: 15.02.2011 23:22:21 Комментариев: 9 Читать всю статью

УГСТ / УГСТ-М

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
УГСТ / "Физик-1" / изделие 2534
УГСТ-М


Универсальная глубоководная самонаводящаяся  торпеда. Разработка торпеды начата по теме ОКР УГСТ "Физик" в 1986 г. в НИИ "Мортеплотехника" (г.Санкт-Петербург), система самонаведения торпеды разработана ГНПП "Регион", альтернативный вариант ССН - ЦНИИ "Гидроприбор". Торпеда предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок (универсальная). Двигатель АПД разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г. Торпеда принята на вооружение ВМФ России в 2002 г. и по состоянию на 2003 г. предлагается на экспорт. Впервые торпеда продемонстрирована в 2003 г. на морском салоне МВМС-2003 в г.Санкт-Петербурге. По умолчанию данные торпеды УГСТ для торпедных аппаратов российского стандарта. Серийное производство торпед УГСТ по состоянию на 2008 г. велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).


Торпеда УГСТ на одной из выставок военной техники в Санкт-Петербурге (http://www.oborona.ru).
Автор: DIMMI Создан: 14.02.2011 20:32:42 Комментариев: 9 Читать всю статью

УСЭТ-80 / УСЭТ-80К

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
УСЭТ-80 "Тамга" / УСТ-А / изделие 2503 
УСЭТ-80-05 "Ветла" / изделие 2503 
УСЭТ-80 "Гетит" / изделие 2503 
УСЭТ-80К "Керамика"
УСЭТ-80КМ



Универсальная самонаводящаяся электрическая торпеда. Торпеда разработана НИИ "Гидроприбор" в качестве итогового результата поисковых работ по конкурсу торпед УСТ, объявленного ВМФ в 1964 г. и завершенного в 1975 г. Главный конструктор - А.В.Сергеев. После продолжительного проектирования и испытаний торпеда УСТ-А "Тамга" под наименованием УСЭТ-80 принята на вооружение ВМФ СССР в 1980 г. После принятия на вооружение в ходе практических стрельб ВМФ столкнулся с большим количеством промахов на Северном флоте. В условиях глубоководных полигонов Черного моря ССН "Водопад" обеспечила заданный в ТТЗ радиус реагирования по неуклоняющимся субмаринам, но в ходе испытаний в реальных условиях боевого применения, и, в том числе на мелких глубинах Северного флота, результаты оказались неудовлетворительными. В 1988 г. на торпеды УСЭТ-80 была установлена доработанная ССН "Керамика", торпеда принята на вооружение под названием УСЭТ-80К в 1989 г. Серийное производство торпед УСЭТ-80 велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).


Торпеда УСЭТ-80, разрезной макет (Прошкин С., Маринин В. Российское торпедное оружие. // Военный парад. №3 / 1997 г.).
Автор: DIMMI Создан: 14.02.2011 20:26:50 Комментариев: 15 Читать всю статью

53-65 / 53-65А

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
53-65 / ССТ / Б-1-51
53-65М / изделие 266
53-65МА / 53-65А / ССТ-2 / изделие 234


Противокорабельная торпеда. Разработана Ломоносовским филиалом НИИ-400 (позже переименован в НИИ "Морпеплотехника") на базе торпеды 53-61 по теме НИР Б-1-51. Главный конструктор - Кокряков Д.А - в 1964 г. удостоин Ленинской премии СССР за создание торпеды. Разработка приборов управления торпеды ССТ начата в 1958 г. Испытания опытной партии торпед ССТ начаты на оз.Иссык-Куль в 1961 г. Государственные испытания торпеды ССТ завершены в 1965 г. в то же году она принята на вооружение под названием 53-65.

В 1969 г. Ломоносовским филиалом НИИ-400 выпущен модернизированный вариант 53-65М и в том же году выпущен вариант 53-65К с кислородным тепловым двигателем. Торпеда 53-65К в инициативном порядке разработана КБ завода им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) без техзадания, НИР и ОКР с использованием выпускавшихся серийно узлов и деталей других торпед.

На базе торпеды 53-65 Ломоносовским филиалом НИИ-400 в 1967 г. начато создание торпеды ССТ-2 / 53-65МА / 53-65А для ПЛА пр.705 с автоматической системой торпедной стрельбы. На торпеде устанавливалась новая ССН и модернизировался двигатель, торпеды оборудованы электрической системой ввода стрельбовых данных. По предложению ОКБ завода им.С.М.Кирова введено практическое отделение торпеды с надувной элластичной емкостью вместо раздвижной. Испытания торпеды ССТ-2 начаты в 1968 г. и продолжены в 1969 г. на озере Иссык-Куль. Испытания торпеды 53-65МА / ССТ-2 завершены в декабре 1969 г. Торпеда 53-65А для ПЛА пр.705 принята на вооружение в 1973 г. и серийно производилась на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). По умолчанию данные торпеды 53-65.


Торпеда 53-65МА (http://www.kremalera.narod.ru).
Автор: DIMMI Создан: 23.02.2011 08:52:42 Комментариев: 1 Читать всю статью

53-65К

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
53-65К / изделие 243
53-65КЭ / изделие 243


Противокорабельная торпеда. Вариант торпеды 53-65 с кислородным тепловым двигателем с использованием серийных компонентов и решений от торпед 53-56, 53-57, 53-58, 53-56ВА и 53-61 разработан в инициативном порядке КБ Машиностроительного завода им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) по решению директора завода П.Х.Резчика. Без техзадания, НИР и ОКР. Главный конструктор - на стадии эскизного проекта - К.В.Селихов, позже - Гинсбург Д.С. (в некоторых источниках - Гинзбург), заместитель главного конструктора - Барыбин Е.М. Опытная торпеда отстреляна на оз.Иссык-Куль и на Черном море. Авторское свидетельство на торпеду №33583 выдано 22 апреля 1966 г. В 1967 г. проводились испытания торпеды с оптической системой самонаведения, которая оказалась неработоспособной. Официально принята на вооружение в 1969 г. Первая серийная партия в 100 торпед произведена заводом в 1970 г. и отправлена на флот. В 1970-1971 г.г. при эксплуатации торпед во Владивостоке из-за конструктивной недоработки произошел взрыв торпеды с жертвами. Недостатки были исправлены и в 1972 г. серийное производство возобновлено. Торпеда отличалась простотой конструкции и низкой стоимостью при приемлемых ТТХ и массово использовалась в ВМФ СССР.


Погрузка торпеды 53-65К на ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO (http://alrosa.net).


Погрузка торпеды 53-65КЭ на ПЛ пр.877ЭКМ KILO ВМС Китая (http://cnair.top81.cn).
Автор: DIMMI Создан: 14.02.2011 22:39:59 Комментариев: 9 Читать всю статью

СЭТ-65

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
СЭТ-65 / "Енот-2" / изделие 260

СЭТ-65III / изделие 260
СЭТ-65А / "Енот-3" / изделие 269
СЭТ-65Э /
изделие 260
СЭТ-65К / изделие 260
СЭТ-65КЭ / изделие 2517



Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда.  Постановление СМ СССР №111-463 о создании новых образцов противолодочного вооружения вышло 13.10.1960 г. Торпеда создана в ЦНИИ "Гидроприбор" для борьбы с новыми атомными ПЛ на больших глубинах. Главный конструктор - В.А.Голубков. Торпеда принята на вооружение в 1965 г. Модификация СЭТ-65III принята на вооружение в 1972 г. Наименование проекта "Енот-2" упоминается в западных источниках.


Один из первых образцов торпеды СЭТ-65А с ССН И.Б.Подражанского. Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2010 г. (фото В.Замятина и Е.Ерохина, http://www.missiles.ru).


Вариант торпеды СЭТ-65 с ССН разработки Ю.Б.Наумова. Музей "Владивостокская крепость", г.Владивосток (фото - kyk48, http://fotki.yandex.ru).


Торпеда СЭТ-65 с ССН "Сапфир" перед погрузкой на ПЛ "Алроса" пр.877В, Севастополь, 2008 г. (http://www.alrosa.net).


Торпеда СЭТ-65К или другая модификация торпеды СЭТ-65 с ССН "Керамика" (Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.).
Автор: DIMMI Создан: 16.02.2011 00:07:41 Комментариев: 3 Читать всю статью

УЭТТ / ТЭ-2

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
УЭТТ / ТЭ-2 / изделие 2562
ТЭ-2-01
ТЭ-2-02 / изделие 2556
ТЭ-2-03


Экспортная универсальная телеуправляемая самонаводящаяся электрическая торпеда. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор" на базе опытной торпеды УЭТТ - универсальная электрическая телеуправляемая торпеда выпуска 1987 г. создавалась, как экспортный вариант торпеды УСЭТ-80КМ с системой телеуправления. В период с 1990 г. по 2002 г. ЦНИИ "Гидроприбор" по контракту с Китаем выполнил работы по разработке торпеды УЭТТ - работы завершены - торпеда разработана, произведена поставка изделий и необходимой документации заказчику. По данным 2009 г. разработка торпеды для ПЛ пр.677 LADA под наименованием ТЭ-2 начата в 1990-е годы. Торпеда ТЭ-2 предназначена для поражения подводных лодок, надводных кораблей и неподвижных морских объектов. Серийное производство торпед предполагается на заводе "Двигатель" (г.Санкт-Петербург). Испытания (МВИ) торпед ТЭ-2-02 должны были пройти в 2007 г. Предлагается на экспорт по состоянию на 2009 г. и ранее. В некоторых источниках торпеда носит ошибочно присвоенный шифр "Игрушка".


Разрезной макет торпеды УЭТТ выпуска 1987 г. Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2010 г. (фото В.Замятина и Е.Ерохина, http://www.missiles.ru).


Торпеда ТЭ-2 в варианте ТЭ-2-01 на выставке вооружений морского салона МВМС-2009 в Санкт-Петербурге (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).
Автор: DIMMI Создан: 17.02.2011 01:57:09 Комментариев: 5 Читать всю статью

САЭТ-50

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
САЭТ / САЭТ-2
САЭТ-50 / изделие 583
САЭТ-50М
/ изделие 583


Противокорабельная самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда. Работы над копированием германской самонаводящейся торпеды Т-5 (1943 г.) начаты в 1945 г. в НИИ-400 (ныне - ЦНИИ "Гидроприбор") под руководством Н.Н.Шамарина при участии специалистов НИМТИ (Научно-Исследовательский Минно-Торпедный Институт) и СКБ завода "Двигатель". В качестве носителя была выбрана электроторпеда ЭТ-80 (1942 г.) на которую устанавливалась копируемая система самонаведения (ССН) - шифр изделия - САЭТ. В 1946 г. на Каспии в районе Махачкалы прошли сравнительные испытания партии торпед САЭТ, выпущенной заводом "Двигатель" (г.Ленинград) и германских трофейных Т-V. Всего произведено 117 выстрелов, в т.ч. 41 выстрел по движущимся кораблям. Испытания установили, что торпеда САЭТ не уступает германской торпеде Т-V. После начала серийного выпуска новых электрических торпед ЭТ-46 торпеда САЭТ переделана под этот носитель с наименованием САЭТ-2. Ведущие конструкторы по общему проектированию - А.В.Коссов, А.Г.Беляков.

Заводские испытания торпед САЭТ-2 проведены с марта по август 1949 г. около Феодосии. В ходе испытаний произведено 218 выстрелов, в т.ч. 107 по кораблям. Государственные испытания торпеды САЭТ-2 прошли там же с декабря 1949 г. по апрель 1950 г. В ходе Госиспытаний произведено 76 выстрелов, в т.ч. 47 выстрелов по кораблям, 2 выстрела со штатной БЧ. Для проверки точности наведения торпеды на корабли произведено 30 ночных испытаний со световыми приборами на торпеде. Во всех выстрелах торпеда проходила под днищем корабля в районе винтов. Всего за время испытаний торпедами САЭТ-2 выполнено 430 выстрелов, в т.ч. 195 по движущимся кораблям.


Китайский аналог торпеды САЭТ-50 - торпеда Yu-4 (http://www.sinodefenceforum.com).


Торпеда САЭТ-50 в Музее подводного флота в Балаклаве (http://nvs.rpf.ru/nvs/forum).
Автор: DIMMI Создан: 16.02.2011 17:05:15 Комментариев: 1 Читать всю статью

ОКР Безмолвие

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
ОКР "Безмолвие"


Опытная малошумная противолодочная торпеда. Разработка по теме ОКР "Безмолвие" велась ЦНИИ "Гидроприбор" с 1975 г., главный конструктор - Б.А.Казнаков. Торпеду предполагалось оснастить системой телеуправления. По состоянию на 1977 г. разработка темы не была завершена.
Автор: DIMMI Создан: 04.03.2011 02:22:30 Комментариев: 1 Читать всю статью

ЭТ-46

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
ЭТ-46 / изделие 579


Первая электрическая прямоидущая противокорабельная торпеда разработанная после 1945 г. Торпеда создана СКБ завода "Двигатель" (г.Ленинград) на базе первой отечественной электрической торпеды ЭТ-80 / изделие 115 (1942 г.) и с использованием в качестве прототипа немецкой электрической торпеды G-7E (ист. - ЦНИИ "Гидроприбор"). Главный конструктор - П.В.Матвеев. Торпеда принята на вооружение и начато её серийное производство  в 1946 г. На базе и с использованием конструктивных решений торпеды позже созданы торпеды САЭТ-50 и ЭТ-56.


Один из прототипов торпеды ЭТ-46 - электроторпеда ЭТ-80 (Коршунов Ю.Л., Строков А.А. Торпеды ВМФ СССР. С.-Пб., "Гангут", 1994 г.).


Разрез торпеды ЭТ-46 (http://military.tomsk.ru/forum).
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2011 17:12:59 Комментариев: 1 Читать всю статью

АТ-2 / ПЛАТ-2

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
АТ-2 / ПЛАТ-2 / изделие 255
АТ-2М
АТ-2У / АТ-2УМ  "Метель" / изделие 280


 
Самонаводящаяся авиационная противолодочная торпеда. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор" (бывшее НИИ-400 КГС) под руководством В.С.Осипова. Разработка торпеды ПЛАТ-2 велась по Постановлению СМ СССР N 111-463 "О создании новых образцов противолодочного вооружения" от 13 октября 1960 г. Торпеда создавалась для вооружения в первую очередь новых противолодочных самолетов Ил-38. Торпеда принята на вооружение в 1965 г. и серийно производилась заводом "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан). Модификация для самолетов - АТ2У - принята на вооружение в 1973 г. и для ракетных противолодочных комплексов АТ-2УМ "Метель" принята на вооружение в 1977 г. По данным Артемьева торпеда создавалась с использованием технологий и по образцу торпеды Мк-46 (США). Производство торпед АТ-2 прекращено в 1978 г., всего выпущено 975 торпед.
 

 
Автор: DIMMI Создан: 18.01.2009 00:28:41 Комментариев: 3 Читать всю статью

53-61 / 53-61М

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
53-61 / ДБСТ / "Аллигатор" / изделие 237

53-61М / 53-61МА


Противокорабельная дальноходная бесследная самонаводящаяся торпеда. Первая отечественная самонаводящаяся торпеда разработана Ломоносовским филиалом НИИ-400 (позже - НИИ "Мортеплотехника") как развитие торпеды 53-57 с улучшением ТТХ и с использованием итогов работ по ОКР "Аллигатор" по двигательной установке и торпеды ТАН-53 НИИ-400 по механизмам управления торпеды. Главный конструктор - В.С.Осипов, заместитель главного конструктора - А.А.Панов, ведущий конструктор по аппаратуре "А" (система самонаведения "Андромеда") - А.А.Костров, ведущий конструктор по аппаратуре "Н" (неконтактный взрыватель) - Шляхтенко В.П. В 1957 г. в НИИ-400 разработаны и созданы приборы управления торпеды. Испытания торпеды ДБСТ начаты на Черном море в районе поселка Орджоникидзе под Феодосией в конце октября - начале ноября 1957 г. Принята на вооружение в 1962 г. (в 1961г. по др.данным). Серийное производство развернуто на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). За разработку торпеды В.С.Осипов и А.А.Костров получил Ленинскую премию СССР.

После испытаний и доводки серийных торпед на пристрелочной станции Алма-Атинского завода на оз.Иссык-Куль принято решение о проведении испытаний унифицированного ядерного боевого-зарядного отделения с торпедой 53-61 на полигоне на Новой Земле. 27 октября 1961 г. произведено два успешных выстрела торпедами 53-61 с ядерными БЧ.


Торпеда 53-61 с ССН "Андромеда". Музей-подводная лодка U-434, Гамбург, Германия, 23.02.2010 г. (фото - Александр Коновалов, http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.02.2011 12:54:51 Комментариев: 1 Читать всю статью

ТАН-53

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
ТАН-53


Опытная торпеда авиационная низкого торпедометания. Разработка торпеды велась НИИ-400 (позже переименован в ЦНИИ "Гидроприбор") с 1950 г. Главный конструктор - В.А.Калитаев (с 1954 г. - В.А.Поликарпов). Опытные образцы торпеды производились машиностроительным заводом им. С.М.Кирова в Алма-Ате. Торпеда создана и проходила испытания летом 1953 г. в Крыму. Доработки торпеды и испытания продолжены в 1954-1955 г.г. Разработка торпеды прекращена в мае-июне 1955 г., техническая документация передана в Ломоносовский филиал НИИ-400 и использована при разработке торпеды ДБСТ.
Автор: DIMMI Создан: 04.04.2011 17:13:18 Комментариев: 1 Читать всю статью

53-56

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
53-56 / КИТ / изделие 227
53-56В / изделие 275
53-56ВА / 53-ВА / изделие 274

 
Прямоидущая противокорабельная бесследная торпеда. Разработка велась НИМТИ на базе исследований, проведенных по изучению тепловых кислородных двигателей в 1946-1950 г.г. Основой для исследований послужила трофейная германская документация. В ходе исследований создан экспериментальный образец торпеды с кислородным тепловым двигателем калибра 533 мм. Дальнейшая разработка торпеды передана в СКБ завода №175 "Красный прогресс" Минсудпрома СССР (г.Токмак). Главный конструктор - А.Б.Тополянский, заместитель главного конструктора - Берсудский М.Х. Принята на вооружение в 1956 г. Серийное производство торпед 53-56 велось на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). В процессе производства торпеда модернизирована для устранения ряда критичных недостатков, приводивших к снижению скорости и выходу торпед из строя. Постепенно кислородные торпеды 53-56 заменены на вооружении более надежными парогазовыми воздушно-керосиновыми 53-56В / 53-56ВА. По умолчанию данные торпеды 53-56.


Торпеда 53-56ВА. Идентификация предположительная. Музей 411-я батарея, г.Одесса (фото - Александр Коновалов, http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.02.2011 22:02:14 Комментариев: 1 Читать всю статью

ЭТ-56

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
ЭТ-56 / СЭТ / изделие 837


Прямоидущая противокорабельная электрическая торпеда / скоростная электрическая торпеда - СЭТ. Торпеда разработана на базе ЭТ-46 в НИИ-400 совместно с СКБ завода "Двигатель". Главный конструктор  - Д.Н.Островский. Принята на вооружение в 1956 г. Последняя в истории отечественного ВМФ электрическая прямоидущая торпеда. Всего промышленностью изготовлено около 100 шт. К середине 1960-х годов торпед на флоте фактически не осталось (ист. - Гусев Р.).
Автор: DIMMI Создан: 27.02.2011 22:02:12 Комментариев: 1 Читать всю статью

53-51

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
53-51 "Клязьма" / изделие 592


Тепловая противокорабельная прямоидущая торпеда с прибором маневрирования и неконтактным взрывателем. Разработана НИМТИ / НИИ-3 ВМФ СССР (Минно-Торпедный Институт) на базе и как замена торпеды 53-39. В 1949 г. на торпеду 53-39 был установлен прибор маневрирования (модификация 53-39ПМ / изделие 112, главный конструктор Кокряков Д.А.). Позже на эту торпеду был установлен неконтактный магнитный взрыватель и она была принята на вооружение в 1951 г. под наименованием 53-51. Главный конструктор - Б.С.Казанцев, ведущие конструкторы - Л.Н.Акатов, В.С.Осипов и А.Н.Сухов. Общее проектирование - И.П.Леушин.


Заряжание торпеды Yu-1 - аналога торпеды 53-51 в торпедный аппарат ПЛ тип 033 ROMEO ВМС Китая (http://www.globalmil.com).
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2011 15:44:52 Комментариев: 1 Читать всю статью

СЭТ-53 / СЭТ-53М

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
СЭТ-53 / "Енот-1" / изделие 238
СЭТ-53М / изделие 238
СЭТ-53Э / изделие 238
СЭТ-53МЭ / изделие 238


Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда. Создание первой отечественной самонаводящейся в двух плоскостях противолодочной торпеды велось на базе торпеды САЭТ-50 в НИМТИ (Минно-Торпедный Институт) ВМФ с 1950 г. Испытания опытного образца торпеды проходили на Ладожском озере в 1954 г. по оригинальной методике подледных испытаний, предложенной НИМТИ. Руководитель испытаний и главный конструктор - В.М.Шахнович. С 1955 г. работы по созданию торпеды переданы СКБ завода "Двигатель" и НИИ-400 (позже переименовано в ЦНИИ "Гидроприбор"), главным конструктором назначен первоначально В.А.Голубков, а затем - В.А.Поликарпов. В 1956 г. на заводе "Двигатель" по чертежам приготовленным в НИИ-400 изготовлены первые 8 экспериментальных торпед. Испытания опытной партии велись в том же году на Ладожском озере и на Черном море. В 1957 г. торпеда предъявлена на Государственные испытания в ходе которых произведено 54 выстрела торпед (проводились на Ладоге). Торпеда принята на вооружение в 1958 г. Модернизированный вариант СЭТ-53М разработан под руководством Г.А.Каплунова и принят на вооружение в 1964 г.

Автор: DIMMI Создан: 15.02.2011 23:02:09 Комментариев: 1 Читать всю статью
  • 1
  • 2

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

.
Rishat 2023-11-03 18:19
Rambo, It simply a settler, a spare position, plus training of navigation in shoal...
Sierra 2016-07-22 17:31
Sierra Wrote:At this foto - Yokanga... Dont Ura - its a middle station. In Ura-Guba...
rambo54 2016-07-21 15:56
At this foto - Yokanga... Dont Ura - its a middle station. In Ura-Guba is a very...
Sierra 2016-07-21 01:40
Rambo... Ura-guba. Sorry, Not russian battleships stationed in Ara. Its seylor station/ :friends:
Sierra 2016-07-21 01:36
Ara Guba
rambo54 2016-07-20 15:37
K-239 Karp under repair[ img ]
rambo54 2016-06-04 21:01
resha2010 Wrote:подробное описание лодки проекта 945 есть?у нас пока нетмогу порекомендовать...
DIMMI 2014-03-31 02:41
Sierra I (K-276 Kostroma #648) & Sierra II - Ara Guba[ img ]Sierra I K-239 Karp...
rambo54 2012-11-20 00:12
Sierra IIB-336 Pskov (left) & Sierra I (K-276 Kostroma) at Ara Bay[ img ]B-336 Pskov...
rambo54 2012-11-17 20:33