| ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
1Л219 "Зоопарк" 1Л219М "Зоопарк-1"
Радиолокационный артиллерийский разведывательный комплекс. Разработка комплекса для замены артиллерийского радиолокационного комплекса АРК-1 1РЛ239 "Рысь" Постановлением СМ СССР от 05.07.1981 г. поручена НИИ "Стрела" (г.Тула). Планировалось завершить разработку и принять комплекс на вооружение до 1991 г. Соисполнители НИИ "Стрела": тульский завод "Арсенал" (изготовление опытных образцов комплекса), саратовское ПО "Тантал" (МЭП СССР, разработка дискретного фазовращателя), ОКБ ЭП НПО "Светлана" (МЭП СССР), НПП «Исток» из г.Фрязино (МЭП СССР, разработка СВЧ-приборов), электромеханический завод им.Владимира Ильича г.Москва (МЭТП СССР, разработка генератора отбора мощности). Приказом 2-го Главного Управления Минрадиопрома СССР главным конструктором назначен директор НИИ "Стрела" В.И.Симачев, зам.главного конструктора - М.А.Ромм. Ведущие заместители главного конструктора - по схемо-технической части - Барабанщиков В.Ф., по конструкторской части - Мосьяков Ю.М., по технологической части - Соломенцев А.Д., по математическому и программному обеспечению - Водилов В.В. Эскизный проект комплекса «Зоопарк-1» разработан в 1983 г., технический проект - в 1984 г.
В рамках унификации ряда систем комплексов «Зоопарк-1» и «Зоопарк-2» приказом Минрадиопрома СССР за ОКБ ПО «Искра» закреплялась разработка обнаружителя, цифрового устройства первичной обработки информации, задающего генератора и формирователя ФКМ сигнала в микроэлектронном исполнении. В НИИ «Стрела» велась разработка электромеханического планшета отображения информации на топографической карте, разработка алгоритмов экстраполяции траекторий. К концу 1986 г. разработка конструкторской документации завершена. 19 июня 1986 г. Постановлением СМ СССР предусматривалось создание более сложного комплекса, в состав которого, как составная часть, должен был входить комплекс «Зоопарк-1». Это привело к изменению ТТТ на комплекс «Зоопарк-1» и необходимости переработки ряда составных частей, разработки новых СВЧ-приборов. В этой связи опытный образец комплекса 1Л219 «Зоопарк-1» был отправлен на предварительные испытания только в октябре 1988 г.
Машина радиолокационного комплекса 1Л219 "Зоопарк" (фото впервые опубликовано в начале 1990-х годов в журнале "Техника и вооружение", http://talks.guns.ru). Машина радиолокационного комплекса 1Л219М "Зоопарк-1" ( http://www.vektor.ru). | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе)
НИР "Крымск"
Боевая колесная машина с гибридной энергоустановкой и электротрансмиссией на базе БТР-90 «Росток» (научно-исследовательская разработка). НИР "Крымск" ведется "Военно-Промышленной Компанией" по заказу Министерства обороны России. Руководитель проекта - Виктор Рудин. 18 июля 2013 г. объявлено о завершении создания транспортера.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) ПТС-4 "Дупло"
Плавающий гусеничный транспортер. Разработка ПТС-4 начата КБ "Трансмаш" (г.Омск) до 2007 г. Впервые публично прототип транспортера показан на выставке военной техники в Омске в 2007 г. В 2009 г. планировалось заключение контракта на поставку средств инженерного вооружения ПТС-4 "Дупло" (источник). Производство транспортера, вероятно, будет осуществляться Омским заводом транспортного машиностроения. В 2011 г. транспортер ПТС-4 прошел Государственные испытания. Осенью 2013 г., вероятно, транспортер будет принят на вооружение ВС России с размещением гособоронзаказа в 2014 г. Транспортер предназначен для десантной переправы через водные преграды артиллерийских систем, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, автомобилей, личного состава и различных грузов.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе)РПГ-32 "Хашим" / 6Г40 Ручной противотанковый гранатомет / многофункциональный гранатомет. Разработан ГНПП "Базальт" (г.Москва) по заказу Иордании. Название «Хашим» - родовое имя Хашимитской королевской династии Иордании и пророка Мухамеда - гранатомёту название было дано иорданским королём Абдаллой II. Контракт на разработку РПГ-32 подписан в 2005 г. В этом же году начато и создание гранатомета. Впервые на публике гранатомет показан на выставке вооружений в Париже в июне 2008 г. В 2010-2011 г.г. РПГ проходил испытания в России. В ноябре 2010 г. подписало соглашение между Россией и Иорданией о создании совместного предприятия по производству РПГ-32 - вклады сторон 50% на 50%.
30 мая 2013 г. в Иордании открыт завод по производству РПГ-32. Производственные возможнлсти завода - до 60000 РПГ в год. Предполагаются поставки РПГ в третьи страны.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Ястреб", ракета В-612 Комплекс "Точка", ракета В-614
Высокоточные тактические ракетные комплексы разработки МКБ "Факел" / перспективные войсковые ракетные комплексы высокой точности стрельбы. Разработка комплексов начата на базе рекомендаций выработанных 3 ЦНИИ Министерства обороны СССР в НИР "Холм" (руководитель - Г.П.Мамышев), выявлена бОльшая эффективность комплекса с автономной инерциальной системой управления. Предварительная проработка создания комплекса "Ястреб" велась по решению Комиссии ВСНХ СССР по военно-промышленным вопросам №40 от 11 марта 1963 г. Создание эскизных проектов комплексов начато по решению ВПК при Совмине СССР №40 от 24 февраля 1965 г. Данным решением утвержден перечень головных исполнителей работ: - ОКБ-2 ГКАТ, главный конструктор - Грушин П.Д. - по комплексу в целом; - НИИ-923 ГКАТ, главный конструктор - Казаков В.А. - по системе управления; - НИИ-125 ГКОТ, главный конструктор - Антропов И.В. - по боевым частям; - КБ-11 ГПК средмаша, главный конструктор - Кочарянц С.Г. - по спецзаряду с автоматикой; - ОКБ-221 завода "Баррикады" НВСНХ, главный конструктор - Сергеев Г.И. - по комплексу наземного оборудования в целом; - Гипроавиапром ГКАТ, главный конструктор - Тимохин М.М. - по наземному технологическому оборудованию; - Брянский автозавод Приокского СНХ, главный конструктор - Розов Р.А. - по самоходным шасси; Установлен срок предъявления эскизного проекта комплекса - III квартал 1965 года. Решение ВПК обязывало Министерство обороны СССР в 15 дневный срок выдать тактико-технические требования на разработку эскизного проекта комплекса "Точка" и совместно с ГКАТ и ГКРЭ предлагалось представить в октябре 1965 г. предложения по созданию перспективного войскового комплекса с основными согласованными ТТТ на прведение работ, на основе рассмотрения эскизного проекта комплекса "Точка" и ранее выполненных работ по решению Комиссии ВСНХ СССР по военно-промышленным вопросам от 11 марта 1963 г. №40 (комплекс "Ястреб"). Так же оговорен порядок финансирования работ, а так же выдано поручение директору завода "Баррикады" Герасимову обеспечить своевременное получение ТТТ на разработку наземного оборудования от ОКБ-2 и выполнение работ по данному распоряжению. Разработка ракет для комплексов велась на базе зенитной ракеты В-611 комплекса ПВО ВМФ М-11 разработки МКБ "Факел". Комплекс "Ястреб" разрабатывался с радиотехнической системой наведения и комплекс "Точка" с инерциальной системой наведения. Проекты не были реализованы, но техдокументация проекта комплекса "Точка" была передана в КБ Машиностроения где под руководством С.П,Непобедимого в 1966-1967 г.г. было начато проектирование комплекса 9К79 "Точка". Испытания опытного шасси, которое предположительно предлагалось использовать в качестве СПУ комплекса "Ястреб" ("Автомобили в погонах", ТРК ВС РФ "Звезда", 2009 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Темп-С2М" Комплекс 15П642 "Темп-2С", ракета 15Ж42 / РС-14 - SS-X-16 / SS-16 SINNER Комплекс "Темп-2СМ1", ракета 15Ж47 Комплекс "Темп-2СМ2", ракета 15Ж48
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Разработан Московским Институтом теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе. По поручению ГКОТ СССР (с 3 марта 1965 - Миноборонпром СССР) первые проработки облика МБР на РДТТ начаты в НИИ-1 (будущий МИТ) под руководством А.Д.Надирадзе в 1962 г. Разработка второго поколения смесевых твердых топлив в т.ч. применительно к комплексу с твердотопливной МБР начата НИИ-125 в 1964 г. Приказом № 24 от 15 апреля 1965 г. министр оборонной промышленности СССР С.А.Зверев поручает НИИ-1 разработку на базе комплекса "Темп-С" усовершенствованного до межконтинентального комплекса "Темп-С2М". Приказ министра предписывал проведение проектных изысканий, изготовление и наземную отработку полноразмерных двигателей для МБР. Разработка топливных зарядов двух первых ступеней поручена НИИ-125, 3-й ступени - НИИ-6. Разработка собственно ракеты велась отделением №1 МИТ, а разработкой комплекса занималось только что созданное отделение №19 под руководством А.К.Виноградова.
Реконструкция СПУ 15У67 (автор - Sinner75, http://russianarms.ru). Модель сочлененной гусеничной СПУ "объект 829" с ракетой 15Ж42, Музей истории и техники ОАО "Кировский завод", 2001 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru). Конверсионный кран КА-80 на шасси МАЗ-547А бывших СПУ комплекса "Темп-2С" ( http://vk.com). | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П666 "Скорость", ракета 15Ж66
Мобильная баллистическая ракета средней дальности / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс разрабатывался Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе с 1982 г. с использованием наработок и узлов ПГРК средней дальности РСД-10 "Пионер", "Пионер-3" / 15П157, МБР "Тополь" и наработок по перспективной МБР "Тополь-М". 23 ноября 1983 г. по инициативе Д.Ф.Устинова принято решение о создании и развертывании в Европе (в т.ч. в странах Варшавского договора) ПГРК "Скорость". Авторство наименования комплекса так же приписывается Д.Ф.Устинову. В декабре 1983 г. министерство обороны СССР утвердило тактико-технические требования к комплексу. Постановление СМ СССР о создании комплекса принято 9 января 1984 г. В апреле 1984 г. военно-промышленная комиссия МО СССР утвердила план-график разработки комплекса. К началу 1985 г. первая летная ракета комплекса подготовлена к испытаниям. Сборка ракет велась Воткинским машиностроительным заводом.
Предполагалось обеспечить средствами комплекса быстрое поражение позиций БРСД "Першинг-2" и других средств доставки ядерного оружия и военных объектов НАТО в Западной Европе с позиций в ГДР и Чехословакии. Развертывание в Европе ПГРК "Скорость" планировалось совместить с передислокацией части ПГРК РСД-10 "Пионер" в Анадырь (Чукотка) с нацеливанием на часть территории США и Канады (цели - РЛС СПРН и др.объекты). В 1984 г. на Чуктоку передислоцирована 99-я мотострелковая дивизия в район специального подземного сооружения "Портал" - к месту будущей дислокации ПГРК "Пионер".
СПУ комплекса 15П666 "Скорость" на полигоне Капустин Яр ( http://www.rusarmy.com). Машина антенно-фидерных устройств на шасси МАЗ-7908 разработки ЦКБ "Титан" на выставке военной техники 02.02.2008 г. ( http://dic.academic.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Подвижный ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности. Постановлением Совмина СССР № 316-137 от 4 апреля 1961 г. ОКБ-1 генерального конструктора С.П.Королева назначено головным КБ по созданию стационарного ракетного комплекса с твердотопливной МБР РТ-2 / 8К98 с моноблочной ГЧ. Этим же Постановлением предусматривалось и разработка подвижного ракетного комплекса на гусеничном ходу с ракетой РТ-15 / 8К96 с дальностью действия 2500 км с шахтным её вариантом. Предполагалась так же унификация двигателей ракет на базе двигателей всех трех ступеней МБР РТ-2 - с использованием двигателей 2 -й и 3-й ступеней планировалось создание ракеты средней дальности РТ-15 / 8К96, а с использованием 1-й и 3-й ступеней - ракеты средней дальности РТ-25 / 8К97. С.П.Королев был назначен председателем Совета главных конструкторов как по МБР РТ-2, так и по БРСД РТ-15 и РТ-25.
Согласно Постановлению Совмина СССР предполагалось проектирование с ракетой РТ-15 в как подвижного комплекса 15П696, так и шахтного стационарного комплекса 15П096. Пусковые установки стационарного комплекса 15П096 разработаны в ЦКБ-34 (КБ Специального Машиностроения, главный конструктор - В.Ф.Лендер) и изготовлены заводом «Большевик» (две ПУ) для монтажа в сооружениях на Государственном Центральном Полигоне №4 в Капустином Яру. Однако, на этапе монтажа пусковых установок работы были прекращены и в дальнейшем велись только по подвижному комплексу 15П696.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Р-18
Проект оперативно-тактической ракеты. Подготовка Постановления СМ СССР о проектировании ракеты начата по поручению Совета бороны СССР от 17 марта 1958 г. Проектирование ракеты с дальностью 600 км на высококипящих компонентах топлива со специальным зарядом начато по постановлению СМ СССР №1006-479 от 28 августа 1958 г. СКБ-385 (г.Миасс). Ракета создавалась на базе БРПЛ Р-13 с размещением комплекса на самоходной пусковой установке (самоходном сартовом агрегате). Разработку ракеты Р-18 планировалось осуществить в течение 1958-1961 г.г. Разработку эскизного проекта ракеты планировалось осуществить в 1 квартале 1959 г. Летно-конструкторские испытания ракеты планировалось начать в 1 квартале 1960 г., а пристрелочные и зачетные испытания ракеты провести во 2 квартале 1961 г. При подготовке Постановления СМ СССР о создании ракеты оговаривалось, что в указанные сроки создание ракеты возможно при передаче в состав СКБ-385 Челябинского завода №66. Разработка была прекращена на стадии предварительного проектирования в декабре 1958 г., вероятно, в связи с полным переходом КБ на "морскую" тематику (БРПЛ). Существует версия, которой придерживается, в частности, германский историк ракетостроения Норберт Брюгге (см. источники), согласно которой конструкторская документация и, возможно, некоторые компоненты проекта были переданы КНДР. Якобы на базе проекта Р-18 была разработана ракета Nodong. Нами данная информация не подтверждается, но теоретически возможно, что КНДР получила разработчиков - носителей информации из СКБ-385 (г.Миасс), выезд большой группы которых в КНДР был пресечен в 1990-х годы. При создании ракет Nodong-B возможно были так же использованы специалисты СКБ-385 т.к. у ракеты прослеживаются общие черты с ракетами СКБ-385 1960-х годов выпуска.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) "объект 166" Т-62 / "объект 166" Т-62А / "объект 165" Т-62К | | Т-62Д Т-62М / "объект 166М" Т-62МВ
|
Средний танк. Разработан КБ завода №183 (позже - КБ "Уралвагонзавода") на базе танка Т-55, главный конструктор Л.Н.Карцев. Разработка начата в 1957 г. Изготовление и испытания опытного прототипа "объект 165" - 1957-1958 г.г., опытного образца "объект 166" - 1959-1960 г.г., испытания "объекта 166" - 1960-1961 г.г. Танк принят на вооружение под наименованием Т-62 в 1961 г. Серийно производился на заводе №183 ("Уралвагонзавод", г.Нижний Тагил). По умолчанию данные базовой модификации Т-62 (если наименование модификации не указано, то данные относятся ко всем основным моделям танка). В 2013 г. планируется полностью снять с вооружения армии России танки Т-62. | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Объект 327 ("шайба") Экспериментальная самоходная артиллерийская установка. Разработка САУ велась ЦКБ завода "Уралтрансмаш", главный конструктор - Николай Тупицын. Первый прототип САУ построен в 1976 г. Всего построено два экземпляра САУ - с орудием от САУ "Акация" 152-мм калибра и с орудием САУ "Гиацинт". САУ "объект 327" разрабатывалась в качестве конкурента САУ " Мста-С", но оказавшись весьма революционной осталась экспериментальной САУ. САУ отличалась высокой степенью автоматизации - перезаряжание орудия осуществлялось штатно автоматом заряжания при внешнем расположении орудия с размещением боеукладки внутри корпуса САУ. В ходе испытаний с орудиями двух типов САУ показала высокую эффективность, но предпочтение было отдано более "технологичному" образцы - 2С19 "Мста-С". Испытания и проектирование САУ прекращены в 1987 г. Наименование объекта "шайба" являлось неофициальным. Второй экземпляр САУ с орудием 2А37 от САУ "Гиацинт" с 1988 г. простоял на полигоне сохранился в музее ПО "Уралтрансмаш". Так же существует такая версия, что представленный на фото опытный образец САУ - единственный макетный образе, который так же отрабатывался по темам "объект 316" (прототип САУ " Мста-С"), "объект 326" и "объект 327". На вращающуюся башню-платформу в ходе испытаний устанавливались орудия с различной баллистикой. Представленный образец с пушкой от САУ "Гиацинт" проходил испытания в 1987 г. Экспериментальная самоходная артиллерийская установка "объект 327" (фото из архива Bars501, http://militaryrussia.ru/forum/). Экспериментальная самоходная артиллерийская установка "объект 327" в музее "Уралтрансмаша" (фото из архива dizel153624, http://rcforum.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Проект баллистической ракеты средней дальности. Постановлением СМ СССР № 316-137 от 4 апреля 1961 г. ОКБ-1 генерального конструктора С.П.Королева назначено головным КБ по созданию стационарного ракетного комплекса с твердотопливной МБР РТ-2 / 8К98 с моноблочной ГЧ. Этим же Постановлением предусматривалось и разработка баллистических ракет средней дальности с унификацией двигателей ракет на базе двигателей всех трех ступеней МБР РТ-2 - двигатели 2 -й и 3-й ступеней МБР планировалось унифицировать с двигателями ракеты средней дальности РТ-15 / 8К96, а двигатели 1-й и 3-й ступеней МБР подлежали унификации с РДТТ ракеты средней дальности РТ-25 / 8К97. С.П.Королев был назначен председателем Совета главных конструкторов как по МБР РТ-2, так и по БРСД РТ-15 и РТ-25. Непосредственная разработка ракеты РТ-25 с комплексом наземного оборудования велась СКБ-172 Пермского машиностроительного завода имени В.И.Ленина (ныне - НПО "Искра"), главный конструктор - М.Ю.Цирульников.
С 1961 г. по 1963 г. было проведено 10 огневых стендовых испытаний двигателей второй ступени ракеты РТ-25 и 13 огневых стендовых испытаний двигателей первой ступени. В 1963 г. СКБ-172 была поручена разработка маршевых двигателей первой и третьей ступеней ракеты РТ-2 на основе первой и второй ступеней ракеты РТ-25.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) "Тигр-М" ВПК-2331
Бронированный автомобиль / специальное транспортное средство (СТС). Прототип автомобиля выпущен на базе СТС "Тигр" ГАЗ-2330 в 2009 г. В 2010 г. опытный образец успешно прошел испытания в 21 НИИИ МО России, и до конца 2010 г. в ВС России начаты поставки пробной партии автомобилей. В 2011 г. начато серийное производство на Арзамасском Машиностроительном Заводе для ВС России.
В декабре 2011 г. в СМИ появилась информация, подтвержденная руководством ООО "Военно-промышленная компания" (ВПК, г.Москва) о том, что в 2014 г. закупки автомобилей "Тигр" и "Тигр-М" для ВС России будут прекращены. По состоянию на декабрь 2011 г. в различных модификациях выпущено больше 500 машин: для Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, без учета экспорта. В Минобороны России эксплуатируются сейчас около 200 автомобилей, из которых больше 30 в модификации «Тигр-М» с ярославским двигателем.
Отдельная благодарность пользователю http://militaryrussia,ru/forum Hard Boiled за информационную помощь.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К714У / 9К717 "Ока-У", ракета 9М714У - SS-23 SPIDER-B / KY-19 Оперативно-тактический ракетный комплекс армейского звена. Разработан КБ Машиностроения (г.Коломна) на базе комплекса 9К714 "Ока". Главный конструктор - С.П.Непобедимый. Разработка модернизированного варианта комплекса "Ока" начата в 1982 г. КБМ совместно с ЦНИИАГ. Предполагалось принять новый комплекс на вооружение для замены ОТР "Ока". Ракета оснащалась управляемой боевой частью с аэродинамическими рулями и радиолокационной ГСН. По неподтвержденным данным предусматривалось перенацеливание ракеты комплекса в полете. Использование ракеты предполагалось в составе разведывательно-ударного комплекса совместно с самолетом разведки и целеуказания М-55 или самолета ДРЛОиУ А-50. В период 1983-1985 г.г. разработка комплекса велась ускоренными темпами. По состоянию на 1987 г. велись испытания средств комплекса. Предполагался запуск комплекса в серийное производство. После заключения Договора о сокращении РСМД планировалось провести НИР по уменьшению дальности действия комплекса "Ока-У", провести доработку систем самонаведения и принять комплекс на вооружение. Комплекс идентифицирован по данным спутниковой разведки США как KY-19 при стартах с полигона Капустин Яр (KY). Индексы ГРАУ предположительные (!). Модель СПУ 9П74 комплекса "Ока-У" с ракетой (обработка кадров из документальных фильмов "Ударная сила", ТВ). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Д-1 - M1943
152-мм гаубица. Гаубица разработана ОКБ-9 артиллерийского завода №9 (г.Свердловск), главный конструктор - Ф.Ф.Петров. Гаубица Д-1 - первое орудие разработки КБ завода №9 (индекс "Д"). Разработка орудия была призвана усилить войска тяжелой артиллерией для взламывания полевой обороны противника. Гаубица создана путем наложения на лафет 122-мм гаубицы М-30 оснащенного двухкамерным дульным тормозом ствола предвоенной 152-мм гаубицы М-10 (1938 г.). Разработка велась в 1942 г. Разработка одобрена наркомом вооружения СССР Д.Ф.Устиновым. 12 апреля 1943 г. Государственный Комитет Обороны принял решение об изготовлении к 1 мая 1943 г. пяти опытных образцов гаубицы Д-1. Гаубица принята на вооружение 8 августа 1943 г. Всего до конца войны произведено 1047 орудия на нескольких артиллерийских заводах. | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) "объект 478" "объект 478М" Т-80УД "Береза" / "объект 478Б" Т-84 "Оплот"
Основной танк. Разработан КБ Харьковского завода транспортного машиностроения (ХЗТМ), генеральный конструктор И.Л.Протопопов. Разработка начата в середине 1970-х годов с целью повышения характеристик Т-80 с установкой на танк дизельного двигателя. Эскизный проект первого прототипа "объект 478" с использованием конструкции корпуса и ходовой части Т-80 выполнен в 1976 г. В том же году начаты работы по проектированию прототипа "объект 478М" с комплексом активной защиты. Прототипы "объект 478" выпущены ХЗТМ как минимум в ноябре 1981 г. и проходили испытания. Предсерийный прототип "объект 478Б" вышел на испытания в 1985 г. (первые 5 танков). Серийное производство на ХЗТМ начато в 1986 г. и в 1987 г. под названием Т-80У (с двигателем 6ТД) / Т-80УД принят на вооружение ВС СССР. На вооружение ВС России танки Т-80УД поступили в 1991 г. Под наименованием Т-84 "Оплот" танк состоит на вооружении ВС Украины. Описание модификаций - в разделе Модификации (см. ниже). Если наименование модификации не указано, то данные относятся ко всем основным модификациям танка. Т-80УД (http://nnm.ru) | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии 2К10 Ладога / ракета 3М2 | Ох ты ж... спасибо большое!!! | Добавлю пару страниц в эту тему: | По недавно полученным сведениям, одна из ступеней ракеты "Ладога" (или единственная... | ок...спасибо! | Тут у меня нарылось чуть:[ img ] [ img ] [ img ] |
|