РТ-15 - SS-14 SCAPEGOAT / SCAMP | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

РТ-15 - SS-14 SCAPEGOAT / SCAMP

Автор: DIMMI
Создана: 31.07.2010 00:40:47
Изменена: 20.05.2013 01:44:18
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Баллистические ракеты средней дальности / РТ-15 / 8К96 - SS-14 SCAPEGOAT / SCAMP /

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П696, СПУ 8У253, ракета РТ-15 / 8К96 - SS-X-14 SCAMP / SCAPEGOAT
Комплекс 15П696, СПУ 15У59, ракета РТ-15 / 8К96 - SS-14 SCAPEGOAT

Подвижный ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности. Постановлением Совмина СССР № 316-137 от 4 апреля 1961 г. ОКБ-1 генерального конструктора С.П.Королева назначено головным КБ по созданию стационарного ракетного комплекса с твердотопливной МБР РТ-2 / 8К98 с моноблочной ГЧ. Этим же Постановлением предусматривалось и разработка подвижного ракетного комплекса на гусеничном ходу с ракетой РТ-15 / 8К96 с дальностью действия 2500 км с шахтным её вариантом. Предполагалась так же унификация двигателей ракет на базе двигателей всех трех ступеней МБР РТ-2 - с использованием двигателей 2 -й и 3-й ступеней планировалось создание ракеты средней дальности РТ-15 / 8К96, а с использованием 1-й и 3-й ступеней - ракеты средней дальности РТ-25 / 8К97. С.П.Королев был назначен председателем Совета главных конструкторов как по МБР РТ-2, так и по БРСД РТ-15 и РТ-25.

Согласно Постановлению Совмина СССР предполагалось проектирование с ракетой РТ-15 в как подвижного комплекса 15П696, так и шахтного стационарного комплекса 15П096. Пусковые установки стационарного комплекса 15П096 разработаны в ЦКБ-34 (КБ Специального Машиностроения, главный конструктор - В.Ф.Лендер) и изготовлены заводом «Большевик» (две ПУ) для монтажа в сооружениях на Государственном Центральном Полигоне №4 в Капустином Яру. Однако, на этапе монтажа пусковых установок работы были прекращены и в дальнейшем велись только по подвижному комплексу 15П696.


Модель проекта СПУ 8У253 с ракетой РТ-15, Музей истории и техники ОАО "Кировский завод", 2001 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).


Окончательный вариант СПУ - 15У59 с ракетой РТ-15 в ТПК (обработка фотографий с сайтов http://rocketpolk44.narod.ru и http://only-paper.ru).

В 1962 г. работы по ракетному комплексу 15П696 возглавил главный конструктор ЦКБ-7 (КБ завода «Арсенал») Петр Александрович Тюрин. Стартовый комплекс проектировался ЦКБ-34 (КБ Специального Машиностроения, главный конструктор - В.В.Чернецкий). В 1962 г. ЦКБ-34  разработан эскизный проект, а КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Ж.Я.Котина разработаны рабочие чертежи самоходной пусковой установки на гусеничном шасси «объект 815», созданном на базе шасси тяжелого танка Т-10. Построено два прототипа - "объект 815сп1" и "объект 815сп2".

Испытания комплекса с ракетой РТ-15 планировалось начать в 3-м квартале 1963 г. Но из-за задержек в разработке твердого топлива Постановлением СМ СССР от 16 июня 1963 г. испытания перенесены до получения положительных результатов пусков ракеты РТ-2 / 8К98. Работы по комплексу и ракете 8К96 приостановлены.

В августе 1965 г. МО СССР выдало дополнения к тактико-техническим требованиям на ракету и комплекс, что потребовало доработки эскизного проекта. В частности, требовалось обеспечить старт ракеты непосредственно из транспортно-пускового контейнера (ТПК). Это и другие изменения в ТТТ были столь значительны, что потребовали разработки новой пусковой установки, новой структуры и состава комплекса. Объем работ был не выполним в установленные сроки начала летных испытаний - 2-й квартал 1966 года, поэтому, по согласованию с заказчиком, испытания были начаты с сокращенным составом оборудования, а по мере готовности оборудования состав комплекса пополнялся до предусмотренного ТТТ уровня.

Разработанные две самоходные пусковые установки "объект 815" первого поколения ракетного комплекса впервые показаны на Параде на Красной площади в Москве 7 ноября 1965 г. СПУ была оборудована раскрывающимся транспортным контейнером для ракеты, использовавшимся на ранних стадиях создания комплекса. Изготовление ракет велось на Ленинградском машиностроительном заводе №7 "Арсенал".








Первый вариант СПУ "объект 815" на Параде на Красной площади в Москве 7 ноября 1965 г. Третий и четвертый кадры - детали СПУ (http://www.youtube.com/).

По Приказу Главкома РВСН от 05.07.1966 г. в 638-м ракетном полку (г.Слоним) 31-й ракетной дивизии и 323-м рп (г.Гусев) 24-й рд проведены  войсковые испытания ракетного комплекса. Цель испытаний - отработка вопросов боевого применения самоходных пусковых установок, определение  временных  нормативов  занятия и  оставления  позиций, объём и порядок технического  обслуживания СПУ, разработка  ориентировочного штата ракетного комплекса и проверка  эксплуатационных и  ходовых  характеристик СПУ. С целью продолжения войсковых испытаний подвижного ракетного комплекса 15П696 с ракетой РТ-15 в декабре 1966 г. в 50-й ракетной армии сформированы два ракетных дивизиона - один в составе 94-го рп (г.Хаапсалу) 23-й рд и другой - 50-й отдельный ракетный дивизион (ордн) при 638-м рп (г.Слоним) 31-й рд. В соответствии с планом перевооружения частей с ракетами средней дальности в 1968-1970 г.г.  50-ю ракетную армию планировалось переоснастить на самоходные ракетные комплексы "Темп-С" и РТ-15, а так же на стационарные комплексы с ракетами РТ-15 в ШПУ типа «ОС» ("отдельный старт").

Летные испытания комплекса начаты в ноябре 1966 г. Испытания второго поколения комплекса (с пуском из ТПК) велись в 1969 г. и по март 1970 г. Всего выполнено 20 пусков, в т.ч.  2 двухракетных залпа в составе войскового расчета БРСД (по др.данным - 19 пусков). Все пуски производились с самоходных пусковых установок на площадке №84 полигоне Капустин Яр. Постановлением СМ СССР от 6 января 1969 г. комплекс 15П696 с ракетой РТ-15 рекомендован к принятию на вооружение РВСН в количестве одного полка (6 СПУ и командный пункт) в опытную эксплуатацию для изучения и отработки боевого применения БРСД на самоходных пусковых установках. Этим же Постановлением прекращено серийное производство ракет РТ-15. На боевом дежурстве комплекс не стоял. Опытная эксплуатация 6 СПУ и передвижного командного пункта комплекса велась начата после марта 1970 г. 50-м ордн. Базирование - ракетная база "Лесная", командир дивизиона - подполковник Дроздов. В 1971 г. комплекс снят с вооружения. 50-й ордн расформирован 01.07.1973 г.

История наименования НАТО. Самоходная ПУ комплекса впервые обнаружена западными разведывательными средствами в мае 1965 г. и поименована как SCAMP. На Параде 7 ноября 1966 г. впервые продемонстрирована система с ракетой РТ-15 и соответственно поименована на Западе как SS-X-14 SCAPEGOAT к 1968 г. Последующий анализ показал (не позже, чем к 1976 г.), что SCAPEGOAT и SCAMP это одно и то же. По спискам боевых средств справочника Jane's weapon systems комплекс проходил до 1984 г. 


Пусковая установка:
Шахтный вариант комплекса - 15П096 - разработка пусковых установок 15У64 велась ЦКБ-34 (главный конструктор В.Ф.Лендер). В 1965-1966 годах две пусковые установки изготовлены заводом «Большевик» (г.Волгоград) для монтажа в сооружениях, построенных на полигоне в Капустином Яру для проведения летно-конструкторских испытаний. Но на этапе монтажа пусковых установок работы прекращены и более не возобновлялись. Согласно планам перевооружения частей РВСН с ракетами средней дальности в 1968-1970 г.г. планировалось размещение стационарных комплексов с ракетами РТ-15 в ШПУ типа «ОС» ("отдельный старт").

Мобильный вариант комплекса - 15П696 - стартовый комплекс с самоходной пусковой установкой проектировался ЦКБ-34 (КБ Специального Машиностроения, главный конструктор - В.В.Чернецкий). В 1962 г. ЦКБ-34  разработан эскизный проект, а КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Ж.Я.Котина разработаны рабочие чертежи самоходной пусковой установки на гусеничном шасси «объект 815» на базе шасси танка Т-10. Ленинградский Кировский завод изготовил два прототипа самоходных пусковых установок - "объект 815сп1" и "объект 815сп2". Все погрузочно-разгрузочные работы в процессе эксплуатации выполнялись бескрановым методом.

Судя по всему, существовало два типа СПУ комплекса - первый и второй варианты, визуальные отличия в конфигурации кабины водителя и корпуса СПУ в носовой части. Предположительно на стадии проектирования СПУ носило индекс 8У253, а после начала серийного производства индекс был изменен на 15У59. Всего на фотографиях разных лет и иллюстрациях известны следующие варианты компоновки СПУ:
Годы Наименование СПУ (предположительно) СПУ контейнер ракета
1965-1966 г.г. "объект 815"
первый вариант раскрываемый транспортный контейнер первый вариант с остроконечной ГЧ
1967 г. 8У253 второй вариант раскрываемый транспортный контейнер второй вариант с "тупой" ГЧ
1969 г. 15У59 второй вариант ТПК второй вариант с "тупой" ГЧ
 




Первый вариант СПУ на шасси "объект 815" на парадах 1965-1966 г.г. (http://only-paper.ru/forum и http://military.tomsk.ru/forum)..












Модель проекта СПУ 8У253 с ракетой РТ-15, Музей истории и техники ОАО "Кировский завод", 2001 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru)

ТТХ СПУ:
Экипаж - 3 чел
Двигатель - дизель мощностью 750 л.с.
Длина с ТПК - 14.8 м
Ширина - 3.3 м
Высота на стартовой позиции - 15.2 м
Клиренс - 450 мм
Масса шасси - 29.96 т
Масса СПУ "объект 815" - 42 т
Масса СПУ 15У59 с ракетой - 62.5 т
Удельное давление на грунт - 0,78 кг/кв.см
Скорость - 30-40 км/ч
Запас хода - 250 км
Преодолеваемые препятствия:
- подъем - 20 град.
- крен - 15 град.
- ров - 3 м
- стенка - 0,9 м
- брод - 1.3 м





Второй вариант СПУ (вероятно, 8У253) с транспортным контейнером старого типа на параде (http://only-paper.ru/forum).

Доработанный (второй) вариант СПУ 15У59 на базе "объекта 815" транспортировал ракету в ТПК 15Я25, выполненном из стеклопластика. В проектировании ТПК принимало участие СКТБ (г.Хотьково, технология изготовления стеклопластиковой конструкции). Наземное оборудование технической позиции разработано КБ "Мотор" (главный конструктор - В.А.Рождов). Изотермический вагон 15Т83 и вагон сопровождения 15Т89 для транспортировки ракет комплекса разработаны КБ Каининского вагоностроительного завода, главный конструктор - Л.Д.Новиков.








Третий вариант СПУ комплекса - 15У59 с ТПК на марше и на стартовой позиции (http://only-paper.ru/forum).

Ракета РТ-15 / 8К96:
Конструкция - двухступенчатая твердотопливная ракета. На первой ступени установлены 4 решетчатых стабилизатора. Управление осуществляется разрезными соплами маршевых РДТТ (на обоих ступенях).




Ракеты РТ-15 или их макеты на Параде на Красной площади, середина 1960-х годов (http://military.tomsk.ru/forum).




Ракеты РТ-15 или их макеты на войсковых испытаниях комплекса. Предположительно 1966 г. (http://military.tomsk.ru/forum).


Проекции ракеты РТ-15 в ТПК 15Я25 (http://rocketpolk44.narod.ru).

Система управления и наведение - автономная инерциальная система управления с гироскопической стабилизированной платформой. Разработчик - НИИ АП, главный конструктор - Н.Пилюгин. Система дистанционного управления пуском разработана КБ "Импульс" под руководством Т.Соколова.

Прицеливание ракет дивизиона осуществлялось оптическим методом с оптической же привязкой СПУ, расположенных в форме шестигранника, к 6-гранной призме машины управления 15Н809, установленной в центре стартовой позиции дивизиона.

Двигатели:
Разработка двигателей обоих ступеней - ЦКБ-7, главный конструктор П.А.Тюрин
Разработка зарядов топлива - первоначальный вариант - вкладные заряды разработки НИИ-130 (главный конструктор - Жуков). Позже в Алтайском НИИ-9 химической технологии (г.Бийск) под руководством Якова Савченко разработан новый тип смесевого топлива и технология изготовления прочно скрепленного с корпусом двигателя заряда топлива с изготовлением методом литья под давлением топливной массы непосредственно в корпус двигателя. Возможно так же, что на 1-й ступени использован зярад разработки НИИ-9, а на 2-й ступени - НИИ-130.

- 1 ступень - 4-х сопловый РДТТ 15Д27 с разрезными управляющими соплами тягой 42000 кг. Копия двигателя второй ступени МБР РТ-2.
Тип топлива - твердое смесевое ПАЛ-17/7
Тип заряда - моноблок, прочно скрепленный с корпусом двигателя и изготовленный методом литья под давлением топливной массы непосредственно в корпус двигателя
Удельный импульс - 237 / 267 ед (у земли / в пустоте)
Время работы - 60 сек

- 2 ступень - 4-х сопловый РДТТ 15Д28 / 15Д92 с разрезными управляющими соплами с тягой 22000 кг. Копия двигателя третьей ступени МБР РТ-2.
Тип топлива - твердое смесевое ПАЛ-17/7
Тип заряда - моноблок, прочно скрепленный с корпусом двигателя и изготовленный методом литья под давлением топливной массы непосредственно в корпус двигателя
Удельный импульс - 271 ед (в пустоте)
Время работы - 45 сек

ТТХ ракеты:
  Ракета вариант 1 Ракета вариант 2
Длина ок.12 м 11.93 м
Длина ТПК   12.7 м
Длина 1 ступени   4,74 м
Длина 2 ступени   6,77 м
Диаметр ракеты   1.49 м
Диаметр 1 ступени максимальный
1.9 м
Диаметр ТПК 2 м 2.1 м
Масса   16000 кг
Масса забрасываемая   535 кг
Дальность действия 2500 км по ТТТ 2500 км
КВО   900 м


Типы БЧ - моноблочная ядерная БЧ мощностью 1 Мт.

Модификации:
Комплекс 15П696, ракета РТ-15 с транспортным контейнером (возможно макет) - первый мобильный вариант комплекса.

Комплекс 15П696, ракета РТ-15 с ТПК - второй мобильный вариант комплекса.

Комплекс 15П096, ракета РТ-15 - стационарный комплекс, не испытывался.

Организационная структура комплекса
- в состав ракетного дивизиона входили:
- 6 СПУ 8У253 / 15У59 с ракетами РТ-15 в ТПК 15Я25;
- подвижный командный пункт, включающий в себя:
- - машину боевого управления 15Н809 (шасси МАЗ-543);
- - машину подготовки позиции 15В51 (шасси МАЗ-543);
- - две дизель-электростанции 15Н694 (шасси МАЗ-543);
- - подвижный узел связи "Рельеф" (3 машины на шасси МАЗ-543 - "А", "Б" и "В");
- - автофургон для личного состава;

Техническая позиция включала в себя:
- 15Т79 - агрегат загрузки контейнера;
- 15Т81 - перегрузочный агрегат;
- 15Т84 - транспортный агрегат;
- 15Т21П - изотермическая стыковочная машина;
- машины регламентных испытаний системы управления и системы прицеливания.

Статус: СССР - на вооружении комплекс состоял в опытной эксплуатации с 1970 по 1971 г.г.

- 1965 г. 7 ноября - СПУ "объект 815" впервые показана публике на Параде на Красной площади в Москве.

- 1966 г. 7 ноября - СПУ "объект 815" повторно показаны на Параде на Красной площади.


СПУ "объект 815" комплекса с БРСД РТ-15 перед парадом в Москве, 07.11.1966 г. (фото - Владимир Рысь, http://mosday.ru).

Испытательные пуски ракет РТ-15 (в работе, версия 06.06.2011 г.):
№пп Дата Место пуска Описание
01 ноябрь 1966 г. Капустин Яр
техническая позиция размещена на площадке №105 полигона, пуск с площадки №84
02 1966 г. Капустин Яр техническая позиция размещена на площадке №105 полигона, пуск с площадки №84
03 1966 г. Капустин Яр техническая позиция размещена на площадке №105 полигона, пуск с площадки №84
04-06 1967 г. Капустин Яр дата и № пуска по западным данным
07-14 1968 г. Капустин Яр в 1968 г. произведено 8 пусков ракет РТ-15
15-17 1969 г. Капустин Яр дата и № пуска по западным данным
18 1970 г. Капустин Яр дата и № пуска по западным данным
19 март 1970 г. Капустин Яр  


Источники:
44 ракетный полк в/ч 89503. Сайт http://rocketpolk44.narod.ru, 2011 г.
Википедия - свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Машкин А., Околелов Н., Чечин А. Тяжелый танк Т-10. // http://lib.rus.ec, 2011 г.
Музей ВС СССР. 1989 г.
Ракетная техника. Информацияонная система. Сайт http://rbase.new-factoria.ru, 2011 г.
РВСН и развитие отечественного ракетостроения в 1960-е годы. // Техника и вооружение, архив сайта http://vadimvswar.narod.ru, 2011 г.
Советские вооруженные силы 1988 г. Томск. 1988 г.
Encyclopedia Astronautica. Сайт http://www.astronautix.com, 2011 г.
Globalsecurity.org. Сайт http://www.globalsecurity.org, 2011 г.
SIPRI. World armaments & disarmaments. 1975, 1976, 1977, 1979, 1981. Stokholm (Швеция).
Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США. 

Каталог

Последние комментарии

dimon-13 Wrote:binladin, спасибо.Не за что. Итоговая цепочка такая:- май 1962, начало...
binladin 2014-10-27 23:53
osankin, спасибо за книги. На выходных постараюсь распечатать и буду читать.binladin, спасибо.
dimon-13 2014-10-27 20:50
Возвращаясь к 9Т35, испытания в 21 НИИ МО в Бронницах кран проходил в тёплый период...
Anonymous 2014-10-27 15:55
dimon-13 Wrote:[ img ][ img ][ img ][ img ]К слову, на обеих ступенях сопла с дефлекторами.
osankin 2014-10-26 04:07
dimon-13 Wrote:Вы можете академически разъяснить чем разрезное сопло отличается...
osankin 2014-10-26 03:56
.
dimon-13 2014-10-25 13:51
.
dimon-13 2014-10-25 03:51
dimon-13 Wrote:Вы можете академически разъяснить чем разрезное сопло отличается...
osankin 2014-10-24 14:02
.
dimon-13 2014-10-24 04:50
dimon-13 Wrote: Естественно, на жуковском двигателе для второй ступени РТ-15 стоит...
osankin 2014-10-23 16:36