Д-6 - SS-N-4 SARK (первая) | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Д-6 - SS-N-4 SARK (первая)

Автор: DIMMI
Создана: 03.12.2012 21:17:34
Изменена: 20.01.2013 21:21:35
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Баллистические ракеты земля-земля ВМФ / Д-6 - SS-N-4 SARK (первая) /

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-6  / изделие Р, ракета "вариант Б" / "вариант С" - SS-N-4 SARK
(первая ракета с таким названием) / SS-N-5 SERB (ошибочно)


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка комплекса Д-6 с первой твердотопливной отечественной БРПЛ начата по Постановлению Совмина СССР №1032-492 от 5 сентября 1958 г. и велась под те же самые тактико-технические требования, что предъявлялись и к комплексу Д-4 с ракетой Р-21. Головной разработчик - ЦКБ-7 ГКОТ (будущее КБ "Арсенал", г.Ленинград), главный конструктор - П.А.Тюрин. Постановлением Совмина поручалось вести проектные работы по размещению комплекса Д-6 на подводных лодках - по ПЛРБ пр.629 ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н.Исанин) и по ПЛАРБ пр.658 ЦКБ-18 (главный конструктор И.Б.Михайлов). Создание системы управления комплекса вцелом поручалось НИИ-592 ГКРЭ (главный конструктор - Н.А.Семихатов), гироскопических приборов и корабельных счетно-решающих устройств - НИИ-49 ГКС (главный конструктор - В.П.Арефьев), по бортовому электрооборудованию и источникам тока - НИИ-627 и ВНИИТ МЭТП (главные конструкторы - А.Г.Иосифьян и Н.С.Лидоренко). Создание топлива "Нейлон" для ракеты и отработка промышленной технологии его производства были поручены ГИПХ и НИИ-125 МПХ (научные руководители - В.С.Шпак и Б.П.Жуков). разработка корабельной пусковой установки велась ЦКБ-34 ГКОТ (главный конструктор - Е.Г.Рудяк). Комплекс наземного стыковочного, подъемно-транспортного и вспомогательного оборудования проектировался ГСКБ (начальник - Петров). Научные руководители разработки - по ракете - С.П.Королев (ОКБ-1 ГКОТ), по системе управления ракеты - Н.А.Пилюгин (НИИ-885 ГКРЭ), по двигателям на топливе "Нейлон" - Ю.А.Победоносцев (НИХТИ), по полимерным материалам - В.А.Каргин (Институт нефтехимического синтеза АН СССР). Так же в разработке комплекса участвовали ЦНИИ-45, ЛВМИ, НИИ-13, ЛТИ, НИИ-6, в/ч 31303, НИИ-88, НИИ-137, завод №6, Орехово-Зуевский завод "Карбонит", СКБ-699, завод №686, ОКБ-686, завод №669, СКБ-699, ВНИИСК, НИИПП, НИИ-2, КБ-2 завода №81, комбинат №101 и др.


Макеты ракет комплекса Д-6 на параде на Красной площади в Москве 1 мая 1963 г. (фото - Stan Wayman / LIFE, http://avaxnews.net).

Та же самая ракета - фото сделано буквально секундой позже другим корреспондентом. Макеты ракет комплекса Д-6 на параде на Красной площади в Москве 1 мая 1963 г. (фото - AP, http://www.wsbtv.com).


Макеты ракет комплекса Д-6 на одном из парадов в Ленинграде, 1960-е годы (фото из архива пользователя dimon-13, http://militaryrussia.ru/forum/).

Предполагалось создание ракеты с габаритами пусковой установки аналогичными габаритам шахты БРПЛ Р-13, а так же с той же последовательностью выполнения работ по проектированию и испытаниям комплекса, что и для ракеты Р-21. Первый вариант ракеты с использованием двигателя на баллиститном топливе был выбран для реализации для максимально быстрого принятия ракеты на вооружение. Испытания комплекса предполагалось вести на полигоне ВМФ на мысе Фиолент в Крыму (в/ч №99375).

18 июня 1960 г. вышло дополнительное Постановление правительства №656-267 о создании по проекту варианта ракеты со смесевым твердым топливом, а так же о потенциальном использовании ракеты на перспективной ПЛАРБ пр.667. Эскизный проект комплекса с двумя вариантами ракет (на баллиститном и на смесевом топливах) разработан в 1960 г.

Проектирование комплекса прекращено Постановлением Совмина СССР №316-137 от 04.06.1961 г.

7 ноября 1962 г. макеты одной из разновидностей ракет, создававшихся для комплекса Д-6, были показаны на параде на Красной Площади в Москве. Зачем, те же макеты были показаны на параде 1 мая 1963 г. и далее были показаны еще несколько раз в т.ч. на параде в Ленинграде. Западные наблюдатели идентифицировали ракеты как "SS-N-4 SARK". Позже, данное наименование было перенесено на БРПЛ Р-13, Так же в части источников 1970-1980-х годов ракета идентифицировалась как "SS-N-5 SERB", что было  просто ошибкой (это наименование ракеты Р-21).


Макет ракеты комплекса Д-6 на параде в Москве, вероятно первый парад - 7 ноября 1962 г. (фото из архива пользователя dimon-13, http://militaryrussia.ru/forum/).


Макеты ракет комплекса Д-6 на одном из парадов в Москве, 1960-е годы (фото из архива пользователя dimon-13, http://militaryrussia.ru/forum/).

Пусковые установки:
- шахтного типа разработки ЦКБ-34, аналогичная по габаритам ШПУ БРПЛ Р-13. ЦКБ-34 изготовлены проектная и рабочая документация на пусковую установку.
Тип старта - сухой (шахта не заполнялась водой перед стартом) на стартовых РДТТ
Глубина пуска - 40-50 м

- поворотная пусковая установка СМ-93 / СМ-95 (Широкорад) разработки ЦКБ-34. Использование ПУ предполагалось на первом варианте ПЛАРБ пр.667. В одном поворотном модуле ПУ предполагалось размещение двух ракет.

Конструкция: двухступенчатая баллистическая ракета классической схемы. Первый вариант ракеты с двигателями на баллиститном топливе был выполнен с 4-блочными двигателями в стальных корпусах. В носовой части ракеты располагались стартовые РДТТ, которые обеспечивали выход ракеты из шахты и из воды.


Ракеты комплекса Д-6 - вариант "Б", вариант "С" и "парадный" макет ракеты с нашей коррекцией изображения (базовый рисунок - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru, обработано).

Система управления и наведение - инерциальная

Двигатели: испытания двигателей, согласно Постановлению о создании ракетного комплекса, предполагалось провести на полигоне №55 ВМФ СССР.

  первый вариант / "Б"
второй вариант / "С"
вариант ракеты - макет
Стартовый двигатель 6-8 РДТТ. Двигатели работали до выхода ракеты из воды.
6-8 РДТТ. Двигатели работали до выхода ракеты из воды. Работал до выхода ракеты из воды. Пакет РДТТ в хвостовой части ракеты
1 ступень 4 х РДТТ на баллиститном топливе в стальном с использованием материала ЭИ-912 корпусе, объединенные в единый пакет, по конструкции аналогичный РДТТ БРСД РТ-1. Управление вектором тяги с помощью насадок (дефлекторов) на соплах двигателей. Привод управления насадок - рулевые гидравлические машины.
Диаметр блока РДТТ - 0,7-0,85 м
Давление рабочее - 40 кг / кв.см
Импульс - 200 ед
РДТТ на смесевом топливе РДТТ
2 ступень 4 х РДТТ на баллиститном топливе в стальном с использованием материала ЭИ-912 корпусе, объединенные в единый пакет, по конструкции аналогичный РДТТ БРСД РТ-1. Управление вектором тяги с помощью насадок (дефлекторов) на соплах двигателей. Привод управления насадок - рулевые гидравлические машины. Двигатель оснащен соплами противотяги - вероятно, они же выполняли роль окон отсечки тяги.
Диаметр блока РДТТ - 0,7-0,85 м
РДТТ на смесевом топливе РДТТ

Баллиститное топливо "Нейлон-Б" - коллиодный раствор нитроклетчатки в нитроглицерине. Топливо производилось промышленностью серийно. Разработчик топлива - НИИ-125 МХП, научный руководитель - Б.П.Жуков. Топливо было разработано на базе артиллерийских метательных порохов. С топливом "Нейлон-Б" проектировалось два варианта БРПЛ.

Смесевое топливо "Нейлон-С"- механическая смесь из полимерного горючего-связующего, твердого окислителя, металлического горючего, технологических добавок, катализаторов, ингибиторов горения = перхлорат аммония , фурфурольно-ацетоновая смола, тиокол марки "Т" и нитрогуанидин. Разработчик - ГИПХ, научный руководитель - В.С.Шпак. Топливо требовало изучения и разработки. Для производства топлива предполагалось создание специализированных заводов. С топливом "Нейлон-С" проектировалось пять вариантов БРПЛ.

ТТХ ракет:

вариант "Б"
вариант "С"
перспективный
вариант
Длина 14,8-15 м 14,8-15 м  
Диаметр корпуса максимальный 1,85 м 1,85 м  
Диаметр ГЧ 1.3 м 1.3 м  
Масса максимальная 21-22,5 т 21-22,5 т  
Дальность действия
800 км
1100 км 2500 км

КВО - 3000 м (4000 м по данным Широкорада)

Типы БЧ:
- ядерная моноблочная БЧ "изделие 43" ("49" по данным Широкорада) мощностью 0.3-1 Мт.

Модификации:
- Ракета комплекса Д-6 вариант "Б" - первый вариант ракеты с двигателями на баллиститном твердом топливе.

- Ракета комплекса Д-6 вариант "С" - второй вариант - ракета на смесевом твердом топливе. Создавалась по дополнительному Постановлению правительства принятому в июне 1960 г.

- Макет ракеты комплекса Д-6 - макет ракеты, который был показан на нескольких парадах на Красной площади в Москве начиная с ноябрьского парада 1962 г.




Макеты ракеты комплекса Д-6 на одном из парадов в Москве, 1960-е годы (фото из архива пользователя dimon-13, http://militaryrussia.ru/forum/).

Носители:
- ПЛРБ пр.629 / 629Д6 - проект ПЛРБ ЦКБ-16, согласно заданию на проектирование, 1958 г. Эскизный проект разработан к концу 1959 г. Предполагалось размещение трех БРПЛ комплекса Д-6 в вертикальных шахтах в ОВУ.

- ПЛРБ пр.613Д6 - проект опытовой ПЛРБ ЦКБ-16. Разработка технического проекта велась в 1959 г. Лодка предназначалась для отработки пуска ракет комплекса Д-6 на ходу подводной лодки. Проектирование завершено в ноябре 1960 г. В январе 1961 г. рабочие чертежи переданы для работ с одной из лодок пр.613 на Черноморский ССЗ (завод №444, г.Николаев).

- ПЛРБ пр.629Б - со строящейся на ПО "Севмаш" (завод №402) ПЛРБ пр.629Б на ГЦМП в Неноксе планировалось провести испытания ракет комплекса Д-6. На одной из лодок была предусмотрена установка одной шахты комплекса Д-6 и аппаратуры управления комплексом.

- ПЛАРБ пр.658 - согласно заданию на проектирование, 1958 г.

- ПЛАРБ пр.667 - первый вариант ПЛАРБ - с 4 поворотными парными пусковыми установками СМ-93 / СМ-95 (Широкорад) разработки ЦКБ-34 - рассматривалась как потенциальный носитель начиная с июня 1960 г. Основной вариант вооружения ПЛАРБ - комплекс Д-4 с ракетами Р-21, дополнительный вариант вооружения - комплекс Д-6 с твердотопливными ракетами.


Статус: СССР - проектировалась, не испытывалась.

Источники:
Д-6 - ракетный комплекс с твердотопливной баллистической ракетой. 2008 г. (источник).
Карпенко А.В. Ракетный комплекс Д-6. // Невский бастион. №1 / 1999 г.
Морские стратегические ракетные комплексы. М.: «Военный Парад», «ГРЦ Макеева», 2011 г.
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Мн., Харвест, М., АСТ, 2001 г.

Каталог

Последние комментарии

[ img ]
dimon-13 2015-11-26 22:25
Не нашел где я читал что двигатель второй ступени ракеты в модернизированном виде...
dimon-13 2014-12-08 13:17
C-300 Wrote:dimon-13 Wrote:Двигатель второй ступени ракеты в модернизированном виде...
dimon-13 2014-10-27 20:03
Двигатель второй ступени ракеты в модернизированном виде был использован на МБР 8К99.
dimon-13 2014-06-12 08:35
н1.pngНе помню где читал (естественно, коль занялся этой темой то найду) что на...
dimon-13 2014-01-29 13:26
С-300, опишим?н1.png
dimon-13 2014-01-29 02:05
Займусь, наверно, описанием этого "Нептуна" - советского ответа "Поларису", но также...
dimon-13 2014-01-20 19:48
да в общем-то нет таких гарантий
DIMMI 2014-01-20 02:36
А есть гарантия, что эта ракета не трехступенчатая?
dimon-13 2014-01-18 17:49
Обе ступени этой ракеты оснащались односопловыми РДТТ на смесевом топливе. На базе...
dimon-13 2013-10-19 19:18