| | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Ракета BrahMos-M / BrahMos-Mini / БраМос-М Противокорабельная крылатая ракета / крылатая ракета для стрельбы по наземным целям. Уменьшенная по габаритным размерам модификация ракеты БраМос / BrahMos для размещения на разных стартовых платформах - в первую очередь, на авиационных носителях. Разработка начата совместным российско-индийским предприятием "BrahMos Aerospace Pvt. Ltd." (образовано 12.02.1998 г.) согласно информации СМИ от 4 февраля 2014 г. Первый пуск ракеты планируется провести в 2017 г.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе) Система К-30, ракеты Х-30 / Х-31 / ХБ-32 / Х-33
Проект ударной авиационно-ракетной системы с ракетами разных типов и самолетом-носителем Т-4 (самолет "100") ОКБ П.О.Сухого. В состав системы К-30 входили следующие типы ракет (в разное время): - Х-30 - противокорабельная крылатая ракета (первый вариант проекта системы, 1962 г.); - Х-31 - крылатая ракета большой дальности (первый вариант проекта системы, 1962 г.); - ХБ-32 - авиационная баллистическая ракета (первый вариант проекта системы, 1962 г.); - Х-33 - аэробаллистическая крылатая ракета большой дальности (вариант проекта системы 1963 г.); В январе 1962 г. проект самолета Т-4 с ударной ракетной системой К-30 был одобрен ГКАТ (в конкурсе так же принимали участие проекты ОКБ А.Н.Туполева - самолет "135" - и А.С.Яковлева - самолет "33"). 27 января 1962 г. в письме Д.Ф.Устинову глава МАП П.В.Дементьев предлагает проект Постановления о начале полномасштабной разработки самолета Т-4 в трех вариантах: Т-4А – разведчик, Т-4Б – постановщик помех и Т-4 – носитель ударной системы К-30, в состав которой должны были входить ракеты Х-30 и Х-31. Разработку ракеты Х-30 и системы К-30 вцелом планировалось поручить ОКБ-51 П.О.Сухого со сроками выхода ракеты на летные испытания в 1-м квартале 1965 г. и с началом испытаний системы в 4-м квартале 1965 г. Одновременно предлагалось по техусловиям системы К-30 (ОКБ-51) начать разработку ракет Х-31 (крылатая) и ХБ-32 (авиационная баллистическая) силами КБ завода им.Лавочкина (генеральный конструктор М.М.Пашинин). Начало летных испытаний ракеты Х-31 предполагалось в 1-м квартале 1965 г., а по аэробаллистической ракете планировалось к январю 1965 г. завершить эскизный проект. Проектирование ракеты Х-30 начато в начале 1962 г. под руководством Н.С.Чернякова в ОКБ П.О.Сухого в качестве основного вооружения самолета Т-4 (самолет "100") ОКБ П.О.Сухого. Велась разработка двух вариантов ракет с разным оперением. Была выполнена модель в масштабе 1:12,5, которая продувалась в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-113. В 1963 г. разработка ракеты Х-30 была прекращена. Задел по ракете Х-30 был использован при разработке ракеты Х-33, которая была начата в том же 1963 г. Разработка ракеты Х-33 велась в ОКБ-51 конструкторами И.О. Мельцем, В.П. Сопиным, Ю.В. Троельниковым, В.В. Писковым и Э.В. Литаревым во главе с Н.С. Черняковым. | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе) Крылатая ракета воздушного базирования / противокорабельная ракета / противорадиолокационная ракета. Разработка обновленной ракеты на базе и в качестве замены ракеты Х-22 - AS-4 KITCHEN начата МКБ "Радуга" в 1980-е годы. Ракета подобна прототипу, но оснащена электронными системами выполненными на новой элментной базе. В конце 1980-х годов в 929-й ГЛИЦ (г.Ахтубинск) для проведения испытаний поступал ракетный комплекс с ракетами Х-32 ( источник). По состоянию на 2004 г. производство ракет Х-32 предполагалось начать в 2005 г. Производство должно было быть развернуто на Дубненском машиностроительном заводе. Самое позднее - в 2007 г. - производство ракет в Дубне было начато ( источник). Согласно контракта на изготовление ракет Х-32 опытной партии МКБ "Радуга" должно было изготовить три опытных изделия 9-А-2362 до 25.11.2009 г., что не было сделано в установленный срок. Планировалось проведение наземных и летных предварительных испытаний. Испытания предполагалось осуществлять с использованием самолета-носителя Ту-22М3М (ОКР "Адаптация-45.03М" / объект 45-03М, источник). 27 марта 2008 г. с ГосМКБ "Радуга" заключен контракт № 83042 на проведение до 25.11.2011 г. ОКР "Сонетка" по испытанию опытных образцов ракет 9-А-2362 с БЧ ТК-56 на носителе Ту-22М3М / 45-03М. Но дополнение к ТТЗ на оснащение объекта 45-03М изделием 9-А-2362 с блоком 56 было оформлено только в июне 2010 г., что привело к срыву сроков начала совместных испытаний. 01.01.2011 г. в связи с истечением срока Госконтракта от 27.03.2008г. и отсутствием решения заказчика о проведении работ, работы по теме «Сонетка» в ОАО «ГосМКБ «Радуга» приостановлены ( источник). На основании Постановления Совмина России №1080-31 от декабря 2010 г. по ГОЗ на 2011 г. и его плановый период 2012 г. и 2013 г. самолет Ту-22М борт №9804 / s/n 4898649 в рамках работ по модернизации парка Ту-22М3 был дооснащен опытным производством ОКБ им. А.Н.Туполева (ОКР "Потенциал") для проведения испытаний ракет класса "воздух-земля" 9-А-2362. Самолет оснащен специальной измерительной аппаратурой ( источник). Очередной этап испытаний самолета Ту-22М3 / борт №9804 / s/n 4898649 в Раменском с ракетами Х-32 проводился в конце июля 2013 г. Выполнено несколько полетов в том числе как минимум один полет с пусками ракет. Предположительно на фото ракета Х-32 / 9-А-2362. Испытательный полет самолета Ту-22М3 борт №9804, Раменское, лето-осень 2013 г. (фрагмент фото Сергея Лысенко, http://russianplanes.net/id121764). Предположительно на фото ракета Х-32 / 9-А-2362. Испытательный полет самолета Ту-22М3 борт №9804, Раменское, 26.07.2013 г. (фрагмент фото Виталия Юртаева, http://russianplanes.net/id114329). Предположительно на фото ракета Х-32 / 9-А-2362. Испытательный полет самолета Ту-22М3 борт №9804, Раменское, 26.07.2013 г. (фрагмент фото Михаила Полякова, http://russianplanes.net via http://defence.pk). | | | | | 8 июля 2013 г. в Москве в ИА "Интерфакс" состоялась пресс-конференция посвященная заключению контракта между НПО "Сатурн" и ГосМКБ "Радуга" на производство малогабаритных двигателей ТРДД-50 для стратегических крылатых ракет. Это второй контракт между НПО "Сатурн" и ГосМКБ. Представляем краткое изложение фактических материалов по крылатым ракетам и по смежным областям.
Первые серийные поставки двигателей для БПЛА производства ОАО «НПО «Сатурн» в интересах ОАО «ГосМКБ «Радуга» имени А. Я. Березняка» начались в 2008 году. Объем первого контракта на поставки 2008 – 2010 гг. составил менее 1 млрд. руб. Потом был контракт 2011 г. на срок с 2011 г. по 2015 г. Нынешний контракт заключен 5 июля 2013 г. по двигателям для крылатых ракет на сумму более 4 млрд. руб и будет действовать с 2013 г. по 2015 г. Относительно объемов производства 2010 - 2012 гг. производственная программа 2013 – 2015 гг. возросла в 3,5 раза.
При разработке крылатой ракеты Х-55 для ракеты создавалось два разных двигателя - ТРДД-50 Омского МКБ и Р-95-300 МНПО "Союз". Решением главного конструктора КР Х-55 Игоря Селезнева выбор был сделан в пользу двигателя Р-95-300. Главный конструктор двигателя - Олег Фаворский. Серийное производство двигателя было начато в Запорожье на Украине. Двигатель выпускался большой серией - в некоторые годы объем производства достигал 1500 шт. Р-95-300 использовались на КР Х-55 и на Х-55СМ. Так же двигатель использовался КБ "Новатор" на своих морских ракетах. После развала СССР (напомню - это случилось в 1991 г.) Президентом России Борисом Николаевичем Ельциным была поставлена задача по импортозамещению по двигателям для стратегических крылатых ракет. Тогда началось на Рыбинском моторостроительном заводе освоение серийного производства двигателей ТРДД-50 омской разработки. На данный момент программа импортозамещения успешно выполнена и на стратегических крылатых ракетах используются двигатели только российского производства.
Существует два варианта - ТРДД-50А - авиационный вариант и ТРДД-50Б - морской вариант. Двигатели для авиационных крылатых ракет (ТРДД-50А) ныне производятся НПО "Сатурн", а производство и испытания варианта двигателя для морских крылатых ракет (ТРДД-50Б) по прежнему ведется Омским МКБ. Так же надо отметить, что ныне омское двигателестроительное КБ фактически вошло в состав НПО "Сатурн" в виде филиала. Вариант двигателя для КР МКБ "Радуга" с пилонной установкой - малогабаритный двигатель ТРДД-50АТ ("изделие 36МТ") разработки и производства ОМКБ, выставка МАКС-2005 (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс К-28П, ракета Х-28 / изделие 93 / изделие Д-8 "Находка" - AS-9 KYLE
Противорадиолокационная ракета средней дальности. Разработка противорадиолокационного ударного комплекса К-28П с самолетом-носителем Як-28Н и ракетами Х-28 начата по Постановлению Совмина СССР от 10 января 1963 г. Головной разработчик комплекса - ОКБ-115 А.С.Яковлева, разработка ракеты велась ОКБ-155-2 (МКБ "Радуга"), главный конструктор - А.Я.Березняк. Согласно Постановлению о проектировании ракеты планировалось вывести комплекс К-28П на совместные летные испытания во 2-3 кварталах 1965 г. В конце 1964 г. по предложению Минавиапрома принято решение о замене РДТТ на ракете Х-28 на ЖРД - причины - освоенность технологии ЖРД на ракетах такого класса, гарантированное достижение дальности 120 км, необходимой для поражения позиций ЗРК "Найк-Геркулес" без входа в их зону поражения. Замена двигателя отсрочила начало испытаний до 1966 г. При рассмотрении эскизного проекта самолета-носителя Як-28Н оказалось, что по результатам расчетов и продувок при пуске первой ракеты Х-28 из-под крыла самолета и сохранении второй ракеты под другим крылом, самолет Як-28Н терял устойчивость по крену из-за недостаточной эффективности элеронов. Эскизный проект комплекса не был принят Заказчиком ( источник). Впоследствии, опытный самолет Як-28Н был все же построен и использовался для отработки пусков. Аппаратуру станции разведки целей предусматривалось разместить на месте РЛС «Инициатива», при этом пару похожих на рога антенн установили в районе передней кромки правого двигателя. Так же для испытаний средств комплекса использовался самолет-летающая лаборатория Ан-12БК. Результаты испытаний ракеты Х-28 с этих самолетов позже использованы при разработке ракеты Х-58. Испытания опытного самолета-носителя Як-28Н были начаты в 1966 г., а в 1967 г. на нем начаты испытания аппаратуры комплекса. Первые пуски ракет Х-28 с борта Як-28Н произведены в 1969 г. Но самолет в серийное производство не был запущен. Учебная ракета Х-28 (Крылья Родины, начало 1990-х годов).
Ракета Х-28 под Су-17М3 (Марковский В., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17. // Авиация и космонавтика. N 05 / 2012 г. via http://crimso.msk.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс К-10ЕН "Комета-10", ракета К-10С - AS-2 KIPPER
Крылатая противокорабельная ракета. Разработана по постановлению Совмина СССР от 3 февраля 1955 г. в ОКБ-155 (Микояна и Гуревича), главный конструктор М.И.Гуревич. ТТЗ системы К-10 ("Комета-10") сформулированы 16 ноября 1955 г. - разработка системы велась ОКБ-256 (А.Н.Туполев). Согласно ТТЗ первый самолет-носитель системы - Ту-16К-10 - должен был быть представлен на испытания 1 марта 1957г. Первая ракета К-10С выпущена ОКБ-155 в октябре 1957 г., опытную партию производил завод №256 под Москвой. Первый полет опытного Ту-16К-10 (№7203805) - 4 января 1958 г. в процессе испытания и отладки аппаратуры ракеты К-10С использовались летающие лаборатории на базе Ли-2 и Ми-4 оснащенные ГСН, а так же самолет-аналог СМ-К (модификация МиГ-19). Первый пуск ракеты в бросковом варианте - 28 мая 1958 г. Испытания ракеты К-10С велись на полигоне Владимировка (Ту-16К-10 подполковника В.В.Зенцова) - до конца 1958 г. выполнено 5 пусков на дальность до 96 км, в 1959 г. еще 12 пусков, но только 6 пусков были признаны удачными. Ракета К-10С - AS-2 KIPPER под Ту-16. Фото сделано с истребителя F-16 ВВС Норвегии, 1980-е годы (фото - Norwegian MoD via Bernard Duncan Lyng, из архива Graham Summers, http://www.facebook.com/FlyingHighwithRedStars). Проекции К-10 (рисунок И.Приходченко, из статьи Марковский В., Перов К. Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г.) | | | | | Комплекс К-26, ракета КСР-5 (КСР-5М, КСР-5П) - AS-6 KINGFISH Крылатая ракета, Создана как замена AS-4. НИОКР - 1962 г. Принятие на вооружение - 1967 год. Р акета AS-6 ( Letectvi + Kosmonautika. N 25/1989 г., Чехословакия ) | | | | | ДАННЫЕ НА 1997 г. (требуется пополнение) Ракета К / КС / КС-1 "Комета-Снаряд" / 4К87 - AS-1 KENNEL Крылатая противокорабельная ракета, разработана в ОКБ МиГ (позже - ОКБ-155, ныне - МКБ "Радуга") совместно с КБ-1 (ранее - СБ-1, П.Н.Куксенко и С.Л.Берия - НИОКР комплекса) под руководством А.Я.Березняка и М.И.Гуревича. НИОКР - с 1947 года (по постановлению Правительства № 3140-1028 от 8 сентября 1947 г.), постановление правительства о начале работ - 25 марта 1949 г., первый полет пилотируемого прототипа К ("Комета", всего построено четыре экземпляра - К-1, К-2, К-3 и К-4) - 4 января 1951 года (испытатель Амет-хан Султан). Первый полет прототипа К из-под самолета-носителя (Ту-4К) - май 1951 года, первый пуск КС-1 из-под Ту-4К - весна 1952 г., государственная приемка - 21 ноября 1952 г. (пуск по крейсеру "Красный Кавказ"). Принятие на вооружение авиации ВМФ с носителем Ту-4К (Ту-4КС) - 1953 г. Испытания комплекса с Ту-16КС - с августа 1954 г. Принятие на вооружение - 1955 г. В 1956-57 г.г. проведен ряд мероприятий по улучшению ТТХ ракеты.
Пилотируемый прототип ракеты КС-1 - «К» под крылом Ту-4К (Казьмин В. «Комета» почти не видна // Крылья Родины № 6 / 1991 г.)
Крылатые ракеты КС-1 под Ту-4К (http://crimso.msk.ru). | | | | | Комплекс К-20 (Ту-95К-20), ракета Х-20 / Х-20М - AS-3 KANGAROO
Крылатая ракета. Разработана в ОКБ МиГ для комплекса Ту-95К-20, главный конструктор М.Гуревич. НИОКР комплекса начались с марта 1955 г. Все системы ракеты комплекса (Х-20) проходили испытания на доработанном МиГ-19 (СМ-20) запускавшимся с самолета-носителя Ту-95 в пилотируемом варианте. Комплекс принят на вооружение осенью 1959 г.
Х-20 под Ту-95К (Асташенков, Советские ракетные войска. // М., 1967 г.)
| | | | | Х-27 / Х-27ПС - AS-12 KEGLER
Х-25П
Х-25МП (изделие 711 ?) / Х-25МПУ
Противорадиолокационная ракета. Принята на вооружение в 1974 г. (Х-27), в 1978 г. принята на вооружение Х-27ПС. Замена AS-9. Х-27 предназначалась для вооружения МиГ-23БК. Разработана и производилась на ГНПО "Звезда-Стрела". Х-25МП принята на вооружение до 1987 г. Ракета Х-25МПУ разработана специально для применения против ЗРК типа "Кроталь" и "Роланд". Ракеты применяются с пусковой установки АПУ-68УМ3. Данные по Х-25МП (по умолчанию).
Ракета Х-25МП на стенде "Мосаэрошоу-92"
| | | | | Х-25Р - AS-10 KAREN
Х-25Л (изделие 69 ?)
Х-25МР
Х-25МЛ
Х-25МТПЛ
Управляемая ракета "воздух-земля". Разрабатывалась на базе Х-27ПС в ОКБ «Звезда» (ныне ГНПО "Звезда-Стрела") совместно с ОКБ П.О.Сухого для вооружения истребителей-бомбардировщиков Су-7 и Су-17 с начала 1970-х годов. Испытания на Су-7БМ и Су-17М - 1973 г. По результатам испытаний принята на вооружение Су-17М (Х-25Л). Модернизированные модификации к 1990 г. есть на вооружении. Первое упоминание Х-25МТПЛ - 1994 г. Запуск осуществляется с АПУ-68-УМ2 (эта модификация АПУ используется на Ка-50 для ракеты Х-25МЛ). Ракета типа Х-25МР может применяться в качестве ПКР.
Ракета Х-25МР
| | | | | AS-8 - ПТРК "Штурм-В"
Авиационный противотанковый ракетный комплекс "Штурм-В". См. соответствующую главу. | | | | |
Комплекс К-16, ракета КСР-2 (изделие 085) -
AS-5A KELT
Комплекс К-11, ракета КСР-11 (изделие 086) - AS-5B KELT
Крылатая ракета, ПКР, противорадиолокационная ракета. Создана на базе и как замена КC-1 в ОКБ МиГ (КСР-2), в дальнейшем на ее базе создана противорадиолокационная ракета КСР-11 комплекса К-11 (ОКБ А.Березняка - ныне МКБ "Радуга"). НИОКР первого варианта КСР начаты по постановлению Совмина № 1781 от 2 апреля 1956 г. Испытания КСР на полигоне в Феодосии - июнь-октябрь 1958 г. НИОКР доработанного варианта КСР-2 начаты по постаговлению Совмина № 998-435 от 22 августа 1959 г. Ракета КСР-2 принята на вооружение постановлением Совмина СССР № 1261-537 от 30 декабря 1961 г. Переоборудование самолетов Ту-16 и Ту-16КС в Ту-16КСР начато в феврале 1962 г. НИОКР варианта КСР-11 начаты по постановлению Совмина № 902-411 от 20 июля 1957 г. КСР-11 принята на вооружение постановлением Совмина № 341-157 от 13 апреля 1962 г. Геометрические и массовые характеристики практически одинаковы. На базе ракет КСР по постановлению Совмина № 684 от 19 июня 1959 г. создана и принята на вооружение ракета-мишень КРМ (изделие 087).
Ракета КСР-2 под крылом египетского Ту-16
| | | | | Х-61 / М-61
Проект крылатой ракеты ОКБ В.М.Мясищева для бомбардировщика-ракетоносца М-50 (М-52). НИОКР - 1960 г. Проходила испытания на переоборудованном бомбардировщике 3М.
Скорость - сверхзвуковая (по проекту)
Дальность действия - 1000 км (по проекту)
| | | | | С-25Л / С-25ЛД
Управляемая ракета малой дальности. Создана на базе НУР С-25ОФМ. Принятие на вооружение и первые поступления в войска - 1986-1987 г.г. Первое упоминание в прессе - 1992 г. Пуск осуществляется из пусковой трубы - О-25-Л. Доработанная модификация С-25ЛД впервые упомянута в прессе в 1997 г.
Ракета С-25Л
| | | | | Комплекс К-12В
ПКР для вооружения гидросамолета Бе-10 (конец 1950-х годов, предполагалось, что самолет будет нести 2 ракеты на узлах подвески под крылом). Разрабатывалась в ОКБ Бериева. На вооружении не состояла (все даннве по состоянию на 1997 г.) .
| | | | | Ракета Х-8 (советское название)
Управляемая ракета. Разработана и испытывалась во второй половине 1950-х годов. На ее базе была создана ракета класса "воздух-воздух" AA-3. Других данных нет.
| | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Rishat Wrote:[b]РДТТ ракеты Р - 73 Ребята[/b]Ракету приняли на вооружение под обозначением... | [b]РДТТ ракеты Р - 73 Ребята[/b] | ВС заказали продление срока службы 750 ракетам «воздух-воздух» Р-73 (К, Л)Об этом... | [ img ] | http://www.gazeta.ru/politics/2015/02/2 ... 0965.shtml - Украина перекрыла России «воздух-воздух» | Согласен про температуру...... установить откуда именно эта цифра не смогу...((( | Не всё понял... Но разберусь! | к сожалению ошибок в материале по ракетам "воздух-воздух" пока много... материал... | Спасибо большое!!! Чуть чуть позже отработаю - как раз взялся за раздел | Добавлю несколько картинок для коллекции:t031_МАКС93_05_300.jpgP1280620.JPGP1280624.JPGP1280543.JPGP1280563.JPG |
|