Система А-135 Амур, ракета 5Я26 / ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3 GAZELLE (2) Автор: DIMMI Создана: 03.01.2017 14:49:31 Изменена: 01.04.2023 10:23:06 Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Противоракетные системы / Система А-135 Амур, ракета 53Т6 - ABM-3 GAZELLE / | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение, v.2) Система ПРО А-135, комплекс 5Ж60П "Амур-П", ракета 5Я26 / ПРС-1 - ABM-X-3A / SH-08 Система ПРО А-135 / РТЦ-181, комплекс 5Ж60 "Амур", ракета ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3A GAZELLE / SH-08М Система ПРО А-235 / РТЦ-181М, ракета ПРС-1М / 53Т6М
Атмосферная высокоскоростная противоракета ближнего эшелона системы ПРО А-135. Разработка ракеты велась ОКБ-8 / ОКБ "Новатор" под руководством Льва Вениаминовича Люльева (позже главный конструктор Павел Камнев) начиная с 1967 г. для системы объектовой ПРО С-225. После заключения Договора по ПРО в 1972 г. аванпроект системы ПРО А-135 перепроектирован НТЦ ЦНПО "Вымпел" (главный конструктор А.Г.Басистов). В состав системы ПРО вместо комплекса ПРО С-225 введен ближний эшелон с ракетами 5Я26 системы С-225. Соответственно, ракета 5Я26 введена в состав стрельбового комплекса "Амур" системы А-135. В конце 1973 г. проект системы ПРО А-135 с ракетами ПРС-1 / 53Т6 (новый индекс ракеты 5Я26) утвержден заказчиком - Министерством обороны СССР.
В период 1973 -1978 г.г. ракета 5Я26 проходила испытания в составе опытного комплекса ПРО С-225. Первый бросковый пуск ракеты в рамках испытаний для комплекса "Азов" системы С-225 проведен на площадке №35 ("Этилен", в/ч 03145) 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган 27 ноября 1973 г. Заводские испытания ракеты на средствах комплекса "Азов" системы С-225 начаты в 1978 г. Испытания завершены успешным поражением 28 апреля 1984 г. баллистической цели - ракеты 8К65 - промах составил 50 м на дальности 40 км. Это был последний пуск ПРС-1 средствами комплекса С-225.
В июле 1979 г. на 35-й площадке средствами комплекса "Амур-П" системы А-135 произведен первый бросковый пуск противоракеты ближнего перехвата ПРС-1 / 53Т6 (SH-08). Первый пуск ракеты 53Т6 в замкнутом контуре управления выполнен в июле 1981 г. 18 июня 1982 г. две противоракеты системы 5Ж60П "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган совершили перехват баллистических ракет РСД-10 / SS-20 (запущена с полигона Капустин Яр) и БРПЛ Р-29 (запущена с ПЛАРБ Северного Флота).
Заводские полигонные испытания комплекса А-135 с аппаратурой первого этапа начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено в т.ч. 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч.4 в замкнутом контуре управления). В 1984 г. противоракета ПРС-1 / 53Т6 официально включена в состав системы ПРО А-135. С середины 1980-х годов (по западным данным) ракеты 53Т6 начали заменять ABM-1 системы ПРО Москвы. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987 г. (в т.ч. проведено 5 пусков 53Т6). После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца - январь-июль 1988 г. (в т.ч. выполнено 3 пуска 53Т6).
Ракета 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE в украинском музее ракетной техники, 2019 г. (http://www.russianarms.ru/) Один из испытательных пусков американской противоракеты Sprint (испытания 1965-1970 г.г.). Государственные испытания серийных ракет 53Т6 с комплекса "Амур-П" в рамках испытаний системы ПРО Центрального промышленного района и г.Москва А-135 начаты в 1989 г. (4 пуска 53Т6). При испытаниях системы ПРО было уделено значительное внимание оценке эксплуатационных, конструктивных и надежностных характеристик, оценке помехозащищенности (использовался специальный помеховый комплекс). Проведены транспортные и ресурсные испытания ракет, транспортных и установочных машин, исследовано воздействе газовой струи стартующих ракет на элементы стартовой позиции и их взаимное влияние при пусках с интервалом 1 секунда. Проведены испытания хранением двух ракет 53Т6 в горизонтальном положении сроком 10 лет.
Серийное производство ракет 53Т6 велось на заводе №8 (Завод им.Калинина, г.Екатеринбург, входит в НПО "Алмаз-Антей") начато в 1990 г. В том же году начата постановка ракет на стартовые позиции системы ПРО А-135. Комплектация системы А-135 ракетами завершена в 1992 г. и 17 февраля 1995 г. система ПРО А-135 принята на вооружение ВС России. В начале 1990-х годов на комплексе «Амур-П» проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части снижения нижней и увеличения дальней границ зоны поражения 53Т6, увеличения маневренности, а также оснащения новой (неядерной ?) боевой частью по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусков 53Т6).
Концерном ПВО "Алмаз-Антей" в 2009 г. в рамках ОКР "Приозерск" ведутся работы по продлению срока эксплуатации ракеты 53Т6 (ист. - Годовой отчет за 2009 г.).
В 2010 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" проводится комплекс работ по возобновлению производства РДТТ 5С73 ракет 53Т6 (ист. - Годовой отчет за 2010 г.). 20 декабря 2011 г. проведено первое испытание ракеты 53Т6 с вновь произведенным двигателем. В источниках ракета называется 53Т6М. Пуск производился на полигоне Сары-Шаган несколько модернизированным стрельбовым комплексом с усовершенствованным вычислительным центром. Оснастка для заполнения двигателя топливом была вновь изготовлена силами ОКБ "Союз" в 2007 г. В начале 2008 г. оснастка поступила в Пермь на ПЗХО (Пермский завод химического оборудования, позже НПО имени Ленина).
Ракета 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE в пуске 26.10.2010 г., 35-я площадка полигона Сары-Шаган (фото - Михаил Ходаренок, http://vpk-news.ru). Хронология пусков ракет 53Т6 / ПРС-1 системы ПРО А-135 в составе комплекса "Амур-П" позиция 5Ж21П объект 7/3 площадка №35 полигона Сары-Шаган (таблица в работе): №пп | Дата | Изделие | Пусковая установка | Площадка полигона | Описание | 01 ?
| июль 1979 г.
| 53Т6 | полигонная ПУ / ШПУ ?, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Первый бросковый пуск в составе комплекса "Амур-П" | ... | июль1981 г. | 53Т6 | ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" с аппаратурой первого этапа (ЭВМ "Эльбрус-1") | №35 | Первый пуск в замкнутом контуре управления комплекса "Амур-П" | ... | 18 июня 1982 г. | 53Т6 | ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" с аппаратурой первого этапа (ЭВМ "Эльбрус-1") | №35 | 2 пуска на перехват БРСД РСБ-10 "Пионер" 15Ж45 (с полигона Капустин Яр) и БРПЛ Р-29 / 4К75Д с Северного флота. | ...
| ноябрь 1982 г. - март 1984 г.
| 53Т6 | ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" с аппаратурой первого этапа (ЭВМ "Эльбрус-1")
| №35 | Заводские полигонные испытания комплекса с аппаратурой первого этапа: 1 пуск без замкнутого контура управления, 4 пуска в замкнутом контуре управления. По некоторым данным - завершение государственных испытания ракеты 53Т6 (не комплекса).
| ... | март-октябрь 1987 г.
| 53Т6 | ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" с аппаратурой второго этапа (ЭВМ "Эльбрус-2") | №35 | Первые 5 пусков с аппаратурой второго этапа комплекса
| ... | январь-июль 1988 г. | 53Т6 | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" после доработок | №35 | Вторая серия пусков с доработанной аппаратурой второго этапа: 3 пуска. Контрольные испытания доработанного комплекса "Амур-П" | ... | 1989 г. | 53Т6 | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | 4 пуска в рамках Государственных испытаний, серийные ракеты 53Т6 | ... | начало 1990-х | 53Т6 | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Испытания по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусков 53Т6) | ...
| лето 1992 | 53Т6 | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | ?? возможно был произведен пуск в ходе учений сил ПРО России | 39 ? | 02.11.1999 | 53Т6 | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Пуск на продление гарантийного срока хранения ракет | 40 ? | 29.11.2004 | 53Т6 | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Пуск произведен в рамках испытаний на продление гарантийного срока на 2 года | 41 ? | 05.12.2006 (была ошибочная информация по дате пуска 29.11.2006 г.) | 53Т6, заводской №655-0561-8022-088 (источник) | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Пуск произведен в рамках испытаний на продление срока эксплуатации ракет комплекса (источник)
| 42 | 11.10.2007 | 53Т6, заводской №655-0531-9035-095 (источник) | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Пуск, вероятно, в рамках испытаний на продление гарантийного срока | 43 | 30.10.2007
| 53Т6 | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35
| Пуск, вероятно, в рамках испытаний на продление гарантийного срока | 44 ?
| 29.10.2009
| 53Т6
| полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Последний пуск в рамках работ по продлению срока эксплуатации, проводившихся концерном ПВО "Алмаз-Антей" в рамках ОКР "Приозерск", так же возможно пуск производился в интересах ОКР "Самолет-М" (исполнитель - "Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца")
| 45 ?
| 26.10.2010
| 53Т6, заводской №655-0531-8021-090 (источник) | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П"
| №35 | Пуск в рамках работ по продлению срока эксплуатации, возможно, в рамках работ по модернизации 53Т6
| 46 | 20.12.2011 | 53Т6 (было ошибочное сообщение о пуске ракеты 53Т6М - ист - Dancomm), заводской №655-0561-9054-100 (источник) | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Пуск ракеты с вновь произведенным двигателем, так же некоторым модернизациям подвергся стрельбовой и вычислительный комплексы | 47 | 16.10.2012 | 53Т6 | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Целью проведения пуска явилось подтверждение тактико-технических характеристик противоракет системы ПРО, находящихся на вооружении Войск ВКО (http://function.mil.ru). | 48 | 30.10.2013 | 53Т6 или 53Т6М | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Пуск проведен в рамках внезапной проверки сил ядерного сдерживания и ВКО. Одной из целей пуска являлось подтверждение тактико-технических характеристик противоракет системы ПРО. Пуск производился по условной цели (источник).
| 49 | 08.05.2014 | 53Т6 или 53Т6М | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Пуск проведен в рамках внезапной проверки сил ядерного сдерживания и ВКО. Пуск производился по условной цели (источник). | 50 | 09.06.2015 | 53Т6 или 53Т6М | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Пуск проведен с целью подтверждения тактико-технических характеристик противоракет системы ПРО. Пуск производился по условной цели (источник).
| 51 | 21.06.2016 7:00 мск | 53Т6 или 53Т6М | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Целью проведения пуска явилось подтверждение тактико-технических характеристик противоракет системы ПРО, находящихся на вооружении ВКС (источник). | 52 | 16.06.2017 | 53Т6 или 53Т6М | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Поражена условная цель. Пуск проведен в ходе работ по совершенствованию системы ПРО (источник). | 53 | 24.11.2017 | 53Т6М (№0102, источник) | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Первый пуск новой модернизированная противоракета системы ПРО успешно выполнила задачу и поразила условную цель в установленное время (источник).
| 54 | 11.02.2018 | 53Т6М | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Успешный пуск "новой модернизированной противоракеты системы ПРО". | 55 | 01.04.2018 | 53Т6М | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | (источник) | 56 | 20.07.2018 | 53Т6М (№0101, источник) | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Успешный пуск новой модернизированной ракеты системы ПРО | 57 | 30.08.2018 | 53Т6М | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Успешный пуск новой ракеты системы ПРО | 58 | 01.12.2018 | 53Т6М | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Успешный пуск модернизированной противоракеты | 59 | 04.06.2019 | 53Т6М | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | Успешный пуск новой противоракеты системы ПРО | 60 | 01.07.2019 | 53Т6М (№0108, ТПК 5П36М) | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | "Новая противоракета системы ПРО после серии испытаний достоверно подтвердила заложенные характеристики и успешно выполнила задачу, поразив условную цель с заданной точностью" (источник)
Видео пуска - https://youtu.be/FUqMQN3GwoE | 61 | 28.10.2020 | 53Т6М или подобная | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | "Успешно проведен очередной испытательный пуск новой ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО)" (источник)
Видео пуска - https://youtu.be/fr5TBhkXLAs | 62 | 26.11.2020 | 53Т6М или подобная | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | "Новая противоракета системы ПРО после серии испытаний достоверно подтвердила заложенные характеристики, а боевые расчеты успешно выполнили задачу, поразив условную цель с заданной точностью" (источник)
Видео пуска - https://youtu.be/1EmD8ClQ6VY | 63 | 26.04.2021 | 53Т6М или подобная | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | "На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС успешно проведен очередной испытательный пуск новой ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО)" | 64 | 17.09.2021 | 53Т6М или подобная | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | "Новая противоракета системы ПРО после серии испытаний достоверно подтвердила заложенные характеристики, а боевые расчеты успешно выполнили задачу, поразив условную цель с заданной точностью" | 65 | 02.12.2022 | 53Т6М или подобная | полигонная ШПУ, средствами комплекса "Амур-П" | №35 | "Успешно проведен очередной испытательный пуск новой ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО)" |
Пусковое и вспомогательное наземное оборудование: Полигонная стартовая позиция 5Ж21П размещается на площадке №35 полигона ПРО в Сары-Шагане. Вероятно, боевая стартовая позиция носит наименование 5Ж21. Шахтная ПУ 5П77П с ТПК (транспортно-пусковой контейнер) разработки ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.Бармина (разработка начата в декабре 1971 г.). Защитное устройство раздвижного типа. Строительство ШПУ начато под Москвой в 1980 г. В 1982 г. велся монтаж оборудования, готовность - 1985 г. ШПУ подобна ШПУ 8ПО84 (?). Скорость отстрела крышки ШПУ - 0.4 с
Считается, что первоначально при работах по системе ПРО "Азов" для пусков опытной ракеты 5Я26 / ПРС-1 использовалась выносная ограниченно мобильная наземная ПУ с вертикально установленным металлическим ТПК. Возможно, данный образец ТПК использован в памятнике ракете ПРС-1 в Приозерске (полигон Сары-Шаган).
Пусковой стакан 72Р6 контейнера 5П36, шифр «Самолет» (заказчик – ОАО «ОКБ «Новатор», г.Екатеринбург) разработаны и производились ОАО "Авангард" (ист. - Годовой отчет ОАО "Авангард" за 2012 г.). Ракета 53Т6М применяется из ТПК 5П36М.
Шахтные пусковые установки ракет 51Т6 и 53Т6 (использован рисунок НПО "Вымпел", репродукция с китайского военного журнала, http://paralay.iboards.ru, фотографии и рисунки, версия 27.04.2010 г.). ТПК 5П36М с ракетой 53Т6М при подготовке к пуску 01.07.2019 г. (кадры видео Министерства обороны РФ). Защитное устройство ШПУ ракеты 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE, испытательный пуск 26.10.2010 г., 35-я площадка полигона Сары-Шаган (фото - Михаил Ходаренок, http://vpk-news.ru). Подготовка к испытательному пуску ракеты 53Т6 GAZELLE, 35-я площадка полигона Сары-Шаган, 11.10.2007 г. ( http://kursakov.narod.ru). Верхний узел фиксации ТПК с ракетой в шахтной ПУ, 2007 г. (кадры из фильма Вадима Старостина, http://video.mail.ru). По западным данным, к 1990 г. велись НИОКР мобильной модификации с ПУ на базе 6-осного шасси МАЗ-547 аналогичного ПУ БРСД "Пионер" SS-20 (либо речь о ТЗМ ?).
При транспортировке и хранении ТПК с обоих торцов закрывается крышками и имеет сестему термообогрева подключаемую к транспортеру и после установки в шахте. При установке ракеты в шахтную ПУ транспортировочные заглушки на торцах ТПК заменяются на гибкие разрывные мембраны.
Снятие транспортировочной заглушки верхней части ТПК, установка мембраны, снятие заглушки нижней части ТПК, 35-я площадка полигона Сары-Шаган, перед стартом 2007 г. (кадры из фильма Вадима Старостина, http://video.mail.ru). Транспортно-заряжающая машина 5Т92 на шасси МАЗ-543М производит установку ТПК в пусковую шахту. Транспортная машина 5Т93 на шасси МАЗ-543М для транспортировки ТПК с ракетами и установки ТПК на заряжающую машину. Машина оборудована системой подогрева ракеты для зимнего времени года. Существует как минимум два варианта машины 5Т93. Погрузка ТПК с ракетой на транспортную машину 5Т93 (вариант 1) на технической позиции. Хорошо видно систему подогрева ракеты с патрубками. Используется зимой - см.ниже. Сары-Шаган, октябрь 2007 г. (фото Юрия Иванова, ПРОчная защита. Российское военное обозрение № 11 (46) ноябрь 2007 г.). Транспортная машина 5Т93 (вариант 1) с ТПК с ракетой 53Т6, Подмосковье, 1995 г. ( http://elforo.de) Транспортная машина 5Т93 (вариант 2) с ТПК с ракетой 53Т6, г.Пушкино, Подмосковье, 08 мая 2005 г. ( http://kursakov.narod.ru) Транспортная машина 5Т93 (вариант 2 - отличается от варианта 1 отсеком с оборудованием справа от кабины за двигателем) с ТПК с ракетой 53Т6, г.Пушкино, Подмосковье, 08 мая 2005 ( http://forums.airbase.ru) Транспортная машина 5Т93 (вариант 2) с ТПК ракеты 53Т6, Сары-Шаган, фото сделано не ранее июня 2007 г. (фото Юрия Иванова, http://vko.ru) Транспортная машина 5Т93 (вариант 1) с ТПК, работает система подогрева ракеты. На заднем плане транспортно-заряжающая машина 5Т92. Сары-Шаган, 30 октября 2007 г. (фото Роман Белозерский - BelShooter, http://picasaweb.google.com) Транспортная машина 5Т93 (вариант 1) с ТПК, устанавливается система подогрева ракеты. Сары-Шаган, 30 октября 2007 г. (фото Роман Белозерский - BelShooter, http://picasaweb.google.com) Перегрузка ТПК с ракетой 53Т6 с транспортной машины 5Т93 на транспортно-заряжающую машину 5Т92. Сары-Шаган, 30 октября 2007 г. (фото Роман Белозерский - BelShooter, http://picasaweb.google.com). Перегрузка ТПК с ракетой 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE, завершающая стадия, испытательный пуск 26.10.2010 г., 35-я площадка полигона Сары-Шаган (фото - Михаил Ходаренок, http://vpk-news.ru). Транспортно-заряжающая машина 5Т92 на шасси МАЗ-543М с ТПК ракеты 53Т6 без транспортной укупорки, Подмосковье (Музей "Звезды в пустыне". Буклет, 2009 г.). Подготовка к установке ТПК в пусковую шахту, транспортно-заряжающая машина 5Т92. Сары-Шаган, 30 октября 2007 г. (фото Роман Белозерский - BelShooter, http://picasaweb.google.com). Заряжание ТПК с ракетой 53Т6 в пусковую шахту, Сары-Шаган, вероятно 11.10.2007 г. ( http://kursakov.narod.ru). Пусковая шахта и ТПК ракеты 53Т6 после пуска. Сары-Шаган, 30 октября 2007 г. (фото Роман Белозерский - BelShooter, http://picasaweb.google.com). По косвенным признакам (особые условия Договора о ПРО 1972 г., ТПК, габариты ракет) можно предположить, что разрабатывалась шахтная пусковая установка ракет 53Т6 с перезаряжанием шахты барабанного типа - для многократного использования шахты и повышения боевой производительности системы.
24.11.2017 г. при заряжании ТПК с ракетой 53Т6М в ШПУ впервые продемонстрирован новый транспортно-установочная машина 77Ю6.02 с седельным тягачем КАМАЗ разработки и производства АО "МКБ "Искра" им. И.И. Картукова" (источник). Впервые изображения машины были опубликованы на сайте предприятия в 2015 г. (источник).
Система управления комплекса: РЛС обнаружения и наведения с ФАР 5Н20 "Дон-2Н" типа PILL BOX (г.Софрино Московской обл., обзор 360 град. по азимуту). Полигонный образец РЛС - 5Н20П "Дон-2НП" (полигон Сары-Шаган). Более подробно - см.А-135.
Командно-вычислительный пункт 5К80П с ЭВМ "Эльбрус". Более подробно - см.А-135.
Пространственная картина перехвата баллистических ракет-мишеней на 10-м испытательном полигоне Министерства обороны России в Сары-Шагане при пусках с полигонной стартовой позиции 5Ж21П на 35-й площадке полигона с противоракетами 53Т6 (обработано, источник).
Ракета 53Т6 Конструкция - тип корпуса - несущий конус; корпус выполнен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов с прочноскрепленными коническими зарядами твердого топлива специфической формы. Согласно информации с Balancer, корпус ракеты выполнен из титана и имеет керамический наконечник. Отделяемая ступень со стартово-разгонным РДТТ, отделяемая боевая ступень - управляемая БЧ с газодинамическими рулевыми двигателями, направленными перпендикулярно к оси ракеты. Старт ракеты газодинамический на собственном двигателе. В различных источниках в 2000-2009 г.г. муссировалась информация об использовании ракетой 53Т6 ПАД при старте, но эта информация не подтверждена позже либо в разных модификациях ракет используются разные типы старта.
Предположительный разрез и устройство противоракеты ПРС-1 / 53Т6 / ABM-3 GAZELLE. Рисунок создан на базе проекций ракеты Sprint с использованием материалов статьи по 53Т6 на нашем сайте. СУД - система управления двигателем с импульсными РДТТ поперечной тяги, конус - керамический носовой конус (с) 08.08.2010 г. Примерные размерности ТПК с ракетой 53Т6, созданные на базе фотоматериалов, опубликованных в СМИ (автор - пользователь "Гоха", http://militaryrussia.ru/forum, 2011 г.) Ракета 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE в украинском музее ракетной техники, 2020 г. (http://www.russianarms.ru/)
Система управления ракеты: ПРС-1 (из описания системы ПРО С-225) - система управления радиокомандная, ответчик (ответственные конструкторы В.И.Толстиков и В.И.Долгих) и автопилот (ответственный конструктор П.М.Кириллов) на борту ракеты разработки ЦКБ "Алмаз". На этапе бросковых испытаний на ракету устанавливалось программное устройство (программник) разработки ОКБ "Новатор" в совокупности с наклонной ПУ программник заменял собой автопилот. С момента выдачи команды "Включение подготовки противоракеты (ПР)" в ЦВК С-225 производятся операции: "обнуление по дальности", выдача текущих команд склонения ПР, определение времени выдачи команды "Пуск", счет обратного времени до выдачи команды "Пуск". Запоминание последнего значения команд склонения производится по сигналу "Пуск принят" - данные значения команд склонения исполняются автопилотом ПР во время работы двигателя, когда радиосвязь с ПР отсутствует. По той же команде ЦВК С-225 запоминает последнее значение "обнуленной дальности". При поступлении сигнала "Отрыв" запускается счетчик полетного времени ПР. После отсечки двигателя устанавливается радиосвязь с ответчиком ПР: по сигналу ответчика определяются координаты ПР, передача команд наведения и других команд происходит по каналу станции передачи команд (СПК). Корректировка траектории полета ракеты осуществляется газодинамическими рулевыми двигателями, вектор тяги которых направлен перпендикулярно продольной оси ПР.
Антенны приемника команд и ответчика расположены попарно по 2 шт на корпусе ракеты, экранирование антенн от плазмы, возникающей при полете ракеты в атмосфере, происходит выпрыском фреона или аналогичной по свойствам жидкости.
Управление ракеты на начальной стадии полета - газодинамическое с помощью впрыска в сопло основного двигателя продуктов сгорания из камеры РДТТ. На конечной стадии полета - газодинамическое с ипользованием импульсных микродвигателей направленных перпендикулярно продольной оси ракеты (вероятно расположены в районе центра масс отделяемой части ракеты).
Автопилот ракеты 53Т6 - 5А13 Автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция противоракет 53Т6 - 23Д6 и 24Д6
Двигатели - стартово-маршевый РДТТ 5С73 на смесевом высокоэнергетическом топливе с высоким удельным импульсом, горение топлива происходит со скоростью близкой к скорости звука ("управляемый взрыв"). Управление направлением движения газодинамическое с помощью впрыска в сопло основного двигателя продуктов сгорания из камеры сгорания. На отделяемой управляемой ГЧ - с использованием импульсных микродвигателей направленных перпендикулярно продольной оси ракеты (вероятно расположены в районе центра масс боевой ступени ракеты).
Двигатель ракеты 53Т6 разработан ОКБ-16 - Казанским КБ двигателестроения (позже Казанское РКБ "Союз") главного конструктора П.Ф.Зубца, ведущий конструктор - И.Х.Фахрутдинов. Техническое задание на создание двигателей для ракет 53Т6 / ПРС-1 и ракеты ЗРК 9М82 поступило в 1969-1970 г.г. РДТТ выполнен с прочноскрепляемым зарядом, который непосредственно заливается в двигатель. Предположительно, заряд разделен на стартовую часть с одним составом топлива и маршевую часть с топливом другого типа (не подтверждено).
Ракета 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE в украинском музее ракетной техники, 2020 г. (http://www.russianarms.ru/) В отсутствие надежных сведений о статических и динамических характеристиках натурной системы управления вектором тяги совместно с ЦИАМ были организованы уникальные экспериментальные исследования на базе сопла двигательной установки 5С47. В экспериментальное сопло был встроен орган управления вдуваемым потоком. Исследования проводились на стенде подмосковного научно-исследовательского центра ЦИАМ, созданном для испытаний натурных воздушно-реактивных двигателей в условиях, приближенных к высотно-скоростным, где в качестве рабочего тела использовался воздух высокого давления. Доверию к полученным экспериментальным данным способствовала высокая дисперсность конденсированной фазы в составе продуктов сгорания быстрогорящего твердого топлива, что приблизило по свойствам реальный гетерогенный поток к гомогенному (ист. - Гальперин).
В рамках работ по по созданию системы ПРО А-235 / РТЦ-181М в 2010 г. проводится комплекс работ по восстановлению производства изготовления двигателей ракет 53Т6 (изделия 5С73). Серийное производство корпусов РДТТ по состоянию на 2010 г. ведется на ОАО "Авангард" (г.Сафроново, согласно годовому отчету ОАО).
ФГУП НИИПМ (г.Пермь) в годовом отчете за 2013 г. сообщает о проведение работ по продлению срока службы изделий 5Г65 для двигателя 5С73 комплекса «Амур-П», Вероятно, речь идет о воспаменителе РДТТ ракеты 53Т6М.
Тип заряда твердого топлива - канально-щелевой (предположительно) прочноскрепленый Длина двигателя без сопла - не менее 7 м (данные оценочные) Тяга двигателя - 500-600 т / 650-750-1000 т (данные источника Щит России / данные оценочные) Время работы РДТТ - 4 с Скорость горения - 40 мм/с (данные теоретических проработок 1969 г., ист. - Гальперин) Давление в камере сгорания - 40 кгс/кв.см (данные теоретических проработок 1969 г., ист. - Гальперин)
Ракета 53Т6 в ТПК на транспортно-заряжающей машине 5Т92. Видно сопло двигателя с соплами впрыска продуктов сгорания для изменения вектора тяги ( http://forums.airbase.ru). Сопло двигателя 5С73 ракеты 53Т6. Фото из музея ракетной техники на Украине (2020 г., источник). Подразделениями концерна ПВО "Алмаз-Антей" в 2009 г. в рамках НИР "Анализ-У" разработаны предложения по способам безопасной утилизации РДТТ 5С73 (ист. - Годовой отчет за 2009 г.).
ТТХ ракеты:
| Данные СМИ | Данные модели (см.рисунок выше) | Длина ракеты | ок.12 м | 12020 мм | Диаметр наибольший ракеты | ок. 1.7-1.8 м | 1720 мм | Диаметр наименьший ракеты | ок.70 мм (оценка) | 81 мм | Длина ТПК стартовая |
| 12065 мм | Длина ТПК транспортная |
| 12865 мм | Диаметр ТПК наружный |
| 2020 мм | Масса - 9693 кг Масса топлива - 7625 кг Масса ГЧ - 500-700 кг (оценочно) Масса БЧ - 150 кг (оценочно)
Дальность действия: - 80-100 км - 20.8 км (полигонные пуски 53Т6) Высота поражения: - 5000-30000 м - 14000 м (полигонные пуски 53Т6) Скорость: - 10-14 М (по одним данным) - 5200-5500 м/с (по др.данным) - 4000 м/с (ист. - Гальперин и др.) - до 3600 м/с (источник - Щит России) Скороподъемность - 30000 м высота за 5-6 с Время разгона до максимальной скорости - 3-4 с (по разным данным) Время выхода из шахты с момента запуска - 0.2-0.4 с Максимальные перегрузки: - 210G продольная - 90 G поперечная Угол отклонения ракеты после старта - до 70 град Гарантийный срок хранения - не менее 10 лет, возможно, с продлением до 15-20 лет по итогам дополнительных испытаний и доработок.
Типы БЧ: - ядерная БЧ с боевым блоком АА-84 мощностью 10 кт. БЧ с системой подрыва разработана в КБ-11 под руководством С.Г.Кочарянца, ядерный боевой блок с начинкой из плутония-239 - ВНИИЭФ (г.Арзамас -16) под общим руководством Ю.Б.Харитона.
- осколочная БЧ направленного типа, возможно, аналогична ЗУР 9М83 ЗКР С-300ВМ и возможно разрабатывалась по теме ОКР "Самолет-М", 1990 г. или позже. Так же возможно, что такая БЧ применяется на модификации ПРС-1М. БЧ ЗУР 9М83 имеет плотность поражения цели активными поражающими элементами-осколками массой по 15 грамм 5-6 фрагментов на 1 кв.м.
Моификации: ПРС-1 / 53Т6 - атмосферная противоракета среднего радиуса действия; главный конструктор - Лев Люльев.
ПРС-1М / 53Т6М - атмосферная противоракета среднего радиуса действия, модернизированный более поздний вариант ПРС-1; главный конструктор - Павел Камнев; По состоянию на 2011 г. под ракетой 53Т6М понимается вариант противоракеты 53Т6 с вновь произведенным двигателем и модернизированной системой управления. Первое испытание (успешное) произведено 20 декабря 2011 г. на 35-й площадке полигона Сары-Шаган.
54Т6 - опытная модификация; автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 24Д6 (существование не подтверждено);
59Т6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 23Е6, полигонная ПУ - 17Ж6 (существование не подтверждено);
66Т6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 33Е6 (существование не подтверждено);
39В6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 34Е6 (существование не подтверждено);
Комплекс ПРО ABM-3 GAZELLE (рисунок, Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988) Статус - СССР / Россия - 1987 г. - на вооружении состоит 32 ПУ (по западным данным);
- 1988 г. - суммарное производство 500 шт и планировалось производство еще 3 000 шт. (по западным данным);
- 1990-1992 г.г. - размещено 68 ПУ (по отечественным данным), стартовые позиции размещены рядом с населенными пунктами Лыткарино (16 ПУ), Сходня (16 ПУ), Королев (12 ПУ), Внуково (12 ПУ) и Софрино (12 ПУ) вокруг Москвы; поставки ракет на позиции системы ПРО А-135 завершены в 1992 г.
Позиция противоракет 53Т6 / ABM-3A GAZELLE системы ПРО А-135 около пос.Лыткарино, 16 ПУ ( http://www.panoramio.com). Позиции противоракет 53Т6 около пос.Лыткарино, 16 ПУ, 01.10.2009 г. ( http://maps.google.com). Позиции противоракет 53Т6 около пос.Сходня, 16 ПУ, защитное устройство одной из шахт открыто, 13.07.2009 г. ( http://maps.google.com) Позиции противоракет 53Т6 около г.Королев, 12 ПУ, 05.11.2009 г. ( http://maps.google.com) Позиции противоракет 53Т6 около г.Внуково, 12 ПУ, 19.05.2007 г. ( http://maps.google.com) Позиции противоракет 53Т6 около пос.Софрино, 12 ПУ, 06.05.2007 г. ( http://maps.google.com) - 1992 г. лето - принимали участие в учениях сил ПРО;
- 1993 г. - серийное производство ракет прекращено.
- 1998 г. - по сообщениям СМИ (2005 г. и позже) комплекс с РЛС "Дон-2Н" в это время был полностью небоеспособен. В то же время в некоторых источниках (2005 г. и позже) указывается, что боеспособность комплекса с РЛС "Дон-2Н" в 1998 г. восстановлена до уровня 50%.
- 1999 г. 2 ноября - произведен испытательный пуск противоракеты ближнего перехвата 53Т6. Продление гарантийного срока.
- 2004 г. 29 ноября - на полигоне Сары-Шаган произведен испытательный пуск ракеты 53Т6. По данным "Коммерсантъ" пуск произведен в рамках испытаний на продление гарантийного срока на 2 года.
- 2006 г. 5 декабря - на полигоне Сары-Шаган произведен успешный испытательный пуск противоракеты системы ПРО А-135. Вероятно, это был пуск ракеты 53Т6 (т.к. ракеты 51Т6 сняты с вооружения в 2006 г.).
- 2007 г. 11 октября - на полигоне Сары-Шаган произведен испытательный пуск ракеты 53Т6. Вероятно, в рамках испытаний на продление гарантийного срока. Это 42-й пуск ракеты 53Т6 начиная с 1983 г.
- 2007 г. 30 октября - на полигоне Сары-Шаган произведен испытательный пуск ракеты 53Т6. Вероятно, в рамках испытаний на продление гарантийного срока. Это 43-й пуск ракеты 53Т6 с 1983 г.
- 2009 г. - состоит на вооружении ВС России, 68 ПУ;
- 2009 г. 29 октября - на полигоне Сары-Шаган проведено успешное испытание противоракеты 53Т6 (вероятно, 44-й пуск). Таким образом завершены работы по продлению срока эксплуатации ракет 53Т6 проводившихся концерном ПВО "Алмаз-Антей" в рамках ОКР "Приозерск".
- 2010 г. - по данным годового отчета концерна ПВО "Алмаз-Антей" в рамках работ по созданию системы ПРО А-235 / РТЦ-181М проводится комплекс работ по восстановлению производства для изготовления двигателей ракет 53Т6 (изделия 5С73). Серийное производство корпусов РДТТ по состоянию на 2010 г. ведется на ОАО "Авангард" (г.Сафроново, согласно годовому отчету ОАО).
- 2010 г. 26 октября - на 35-й площадке полигона Сары-Шаган проведено успешное испытание противоракеты 53Т6 (вероятно, 45-й пуск). Пуск проводился в рамках работ по продлению срока эксплуатации ракет 53Т6.
Испытательный пуск ракеты 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE, 35-я площадка полигона Сары-Шаган, 26.10.2010 г. (фото - Михаил Ходаренок, http://vpk-news.ru). Снимок 24 ноября 2017 г. со спутника. Момент загрузки ракеты 53Т6М в ШПУ транспортно-установочной машиной 77Ю6.02. 35-я площадка полигона Сары-Шаган, ШПУ №1 ( http://militaryrussia.ru/forum). Кадры пуска ракеты 53Т6М. Последний кадр - отделение боевой ступени ракеты. Сары-Шаган, 24 ноября 2017 г. (кадр видео Министерства обороны России). Отретушированный кадр пуска ракеты 53Т6М. Сары-Шаган, 11 февраля 2018 г. (кадр видео Министерства обороны России). Пуск ракеты 53Т6М на 35-й площадке полигона Сары-Шаган, ШПУ №2, 28.10.2020 г. (кадр видео Министерства обороны РФ).
Источники: Военный паритет. Сайт http://militaryparitet.com, 2008 г. Гальперин Д.М. Наследие Зубца. (источник). Годовой отчет Концерн ПВО "Алмаз-Антей", 2009 г. Годовой отчет Концерн ПВО "Алмаз-Антей", 2010 г. Горяинов С., Без противоракетной обороны не обойтись. // Итоги. 20.05.1997 г. Горяинов С., Казахскую стратегическую кнопку может нажать кто угодно ? // Неделя. N 34 / 1997 г. Знаметательные даты предприятия. Сайт http://www.raspletin.ru, 2012 г. Коммерсантъ N224 (N3063) от 30.11.2004 г. Кузнецов А. Астрономически точные слухи. // Техника молодежи. N 5 / 1993 г. Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2006 г., 2012 г. Литовкин В., Деньги на реформу у армии есть. // Известия. 11.03.1997 г. Литовкин В., Ракетная "сотня" под землей круглосуточно стережет столицу. // Известия 25.08.1993 г. Лиханов Д., За 40 минут до третьей мировой. // Совершенно секретно. N 5 / 1993 г. НИИРП, ОАО. Годовой отчет за период с 01 января по 31 декабря 2005 г. М., 2006 г. Нилсен Т., Бемер Н., Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях. Версия 1, 1994. Oslo. Норвегия. ОАО "Авангард". Годовой отчет открытого акционерного общества «Авангард» за 2010 год. г.Сафроново, http://www.avangard-plastik.ru, 2011 г. Первов М. "Аннушки" - часовые Москвы. М., ИД "Столичная энциклопедия", 2010 г. Первов М. Рассказы о русский ракетах. Сайт http://www.moskva-kniga.ru, 2012 г. Пермский пороховой бастион. Юбилейное издание к 85-летию Пермского порохового завода. 2019 г. Полигоны Семипалатинск и Сары-Шаган. Сайт http://kursakov.narod.ru, 2010 г. Противовъздушна отбрана. Сайт http://pvo.start.bg, 2010 г. Противостояние. Сайт http://sudden-strike.ru/forum, 2010 г. ПРОчная защита. Российское военное обозрение. № 11 (46) ноябрь 2007 г. Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца, ОАО. Годовой отчет о деятельности Общества в 2008 г. М., 2009 г. Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца, ОАО. Годовой отчет о деятельности Общества в 2009 г. М., 2010 г. Ребров М., Гонка за миражами. // Красная звезда. 5.02.1994 Система стратегической ПРО А-135 – система второго поколения ПРО Москвы. Сайт http://old.vko.ru, 2010 г. Советские вооруженные силы , Томск, 1988 г. Старостин Вадим. Документальный фильм "Приозерск". http://video.mail.ru. Стратегическое ядерное вооружение России. Сайт http://russianforces.org, 2010 г. Форум сайта http://militaryrussia.ru/forum, 2011 г. Ходаренок М. Успешный пуск противоракеты типа ПРС-1. Сайт http://vpk-news.ru, 2010 г. Щит России. Системы противоракетной обороны. М., МГТУ им.Буамана, 2010 г. Эхо Планеты. N 23 / 1991 г. Balancer.Ru. Форумы "Авиабазы". http://forums.airbase.ru, 2006 г. Conressional Record (Чтения Конгресса США) , N 101 / 1988. США. Dancomm.ru. http://www.dancomm.ru/news/podvodja_itogi_goda/2011-12-31-60 Foreign Affairs, N 4 / 1987. США. Jane's weapon systems , 1987-1988. США. Parsch Andreas and Aleksey V. Martynov. Designations of Soviet and Russian Military Aircraft and Missiles © 2005-2008. Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США. The impact of US and Soviet ballistic missile defence programms on ABM-treaty. Washington , march 1985. США.
| | | | |
|