Р-11ФМ / 8А61ФМ - SS-N-1 SCUD-A | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Р-11ФМ / 8А61ФМ - SS-N-1 SCUD-A

Автор: DIMMI
Создана: 29.01.2012 00:38:26
Изменена: 18.12.2016 19:28:03
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Баллистические ракеты земля-земля ВМФ / Д-1 / Р-11ФМ / 8А61ФМ - SS-N-1 SCUD-A /

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-1, ракета Р-11ФМ / 8А61ФМ - SS-N-1 SCUD-A


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка комплекса с баллистической ракетой стартующей с подводной лодки велась по теме НИР "Волна" ОКБ-1 НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева, ведущий конструктор - И.В.Попков. Вероятно, при работе по теме НИР "Волна" учтены результаты экспериментов группы ВМФ СССР контр-адмирала Н.А.Сулимовского, которая в 1952 г. проводила опыты с пусками моделей ракет из сухих и запоненных водой шахт. Тактико-техническое задание на создание комплекса "подводная лодка-носитель - баллистическая ракета" утверждено усилиями главных конструкторов ОКБ-1 С.П.Королева (ракета) и ЦКБ-16 Н.Н.Исанина (лодка) 14 июля 1953 г. (ист. - Гудилин). Определен круг разработчиков:
- ОКБ-1 (главный конструктор С.П.Королев, ракета и комплекс вцелом)
- ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н.Исанин, лодка-ностель)
- НИИ-885 (главный конструктор Н.А.Пилюгин, приборы управления ракеты)
- ОКБ-2 НИИ-88 (главный конструктор А.М.Исаев, двигатель ракеты)
- ЦКБ-34 (главный конструктор Е.Г.Рудяк, разработка наземного стенда и пусковой установки)
- НИИ-49 (директор - Н.А.Чарин, системы управления)
- МНИИ-1 (директор - Э.И.Эллер, системы управления)
- завод №402 (директор - Е.П.Егоров, ПО "Севмаш", строительство подводных лодок).
Совещание главных конструкторов для координации работ по теме проведено 5 января 1954 г. (ист. - Гудилин).

Постановление Совмина СССР №136-75 ""О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки" вышло 26 января 1954 г. Разработка опытной ПЛРБ на базе ПЛ пр.611 ZULU начата ЦКБ-16 (позже переименовано в ПМБМ "Малахит"), главный конструктор Н.Н.Исанин назначен тем же Постановлением. Постановлением Совмина СССР №1601-892 ри 25 августа 1955 г. начата НИР "Волна" по созданию комплекса и ракеты. В 1955 г. предполагалось кроме опытной лодки создание в перспективе штатной лодки-носителя с 6 ракетами на борту.

Проект подводной лодки В-611 ("Волна"-611) утвержден в сентябре 1954 г. Недостроенная ПЛ пр.611 ZULU Б-67 была переведена Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда с завода №196 "Судомех" (где была заложена 26.03.1953 г. и спущена на воду 05.09.1953 г.) в Молотовск (ныне Северодвинск), где в 1954 г. на заводе №402 была достроена по пр.В-611 (первая ПЛ пр.611 ZULU построенная на заводе №402). Лодка сдана на испытания 11 сентября 1955 г.

В документации 1950-х годов наименование комплекса Д-1 не употреблялось. Комплекс Д-1 снят с вооружения в 1967 г.


Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Белое море, 16 сентября 1955 г. (http://www.energia.ru/).

Испытания планировалось начать тремя пусками с неподвижного наземного стенда на полигоне ГЦП-4 Капустин Яр, аналогичного по конструкции штатной пусковой установке. Далее, планировалось выпустить серию из 12 летных ракет, 3 стендовых и 3 резервных ракет для проведения пусков с качающегося стенда СМ-49 там же на полигоне Капустин Яр (разработка - ЦКБ-34). Ракеты планировалось остастить новой системой управления (ист. - Гудилин..., Карпенко...).

Для проведения летных испытаний пусками с подводной лодки было подготовлено так же 18 ракет. Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ произведен с борта ПЛРБ Б-67 16 сентября 1955 г. из надводного положения. Лодка вступила в строй ВМФ 30.06.1956 г. в качестве учебной ракетной подводной лодки. На ПЛРБ установлено 2 ПУ Р-11ФМ. Пуск надводный. В 1958 г. ПЛ Б-67 переоборудована из пр.В-611 по пр.ПВ-611.


Отработка аварийного сброса ракеты Р-11ФМ с подводной лодки Б-67 пр.В-611 (http://nic-rkp.ru/).


Программа испытаний ракет Р-11ФМ:
№пп Дата Полигон / пусковая установка Результат Описание
1-3
сентябрь-октябрь  1954 г.
ГЦП Капустин Яр, наподвижный стенд
Успешные пуски
Пуски ракет с неподвижного стенда, аналогичного по конструкции штатной пусковой установке
4-14 май-июль 1955 г.
ГЦП Капустин Яр, СМ-49
9 успешных пусков из 11, дальность действия 240 км 1-й этап летных испытаний. Пуски с качающегося стенда СМ-49
  август-октябрь 1955 г. Белое море, ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV Натурные испытания с пусками с подводной лодки Для проведения
15 16 сентябрь 1955 г. 17-32 Белое море, ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, командир лодки - Ф.И.Козлов
Первый пуск БРПЛ с подводной лодки
16-19 октябрь 1955 г. Белое море, ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV Успешные пуски с борта ПЛ Один аварийный пуск
20 12 сентября 1956 г. (18 августа по источник)
Белое море, ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV Успешный пуск Пуски эксплуатационных испытаний ракет с хранением на подводной лодке

Пуск проведен после 37 суток хранения ракеты Р-11ФМ на ПЛ
21 3 октября 1956 г. Белое море, ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV Успешный пуск Пуски эксплуатационных испытаний ракет с хранением на подводной лодке

Пуск проведен после 82 суток хранения ракеты Р-11ФМ на ПЛ
22 3 октября 1956 г.
(24-26 октября по источник)
Белое море, ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV Успешный пуск Пуски эксплуатационных испытаний ракет с хранением на подводной лодке

Пуск проведен после 47 суток хранения ракеты Р-11ФМ на ПЛ
23-24 ??
март-май 1958 г. Белое море, ПЛРБ пр.АВ-611 Три успешных пуска из надводного положения. Один пуск (апрель 1958 г.) был неудачным из-за негерметичности одного из трубопроводов, вызванной гидроударом при срабатывании пиропатрона Зачетные пуски программы гос.испытаний

Серийное производство
. Производство ракет для испытаний изначально велось опытным заводом №88 НИИ-88. В 1955 г. техническая документация на ракету Р-11ФМ была передана в КБ завода №385 (главный конструктор В.П.Макеев) в Златоусте, а оснастка и материальная часть на сам завод N 385 для серийного производства ракет Р-11ФМ.  По инициативе С.П. Королева 11 марта 1955 года Главным конструктором ОКБ-385 был назначен В.П. Макеев, ранее работавший ведущим конструктором ракеты Р-11. С 1955 г. серийное производство ракет велось заводом №385.

Принятие на вооружение
первой БРПЛ Р-11ФМ состоялось Постановлением Совмина СССР №219-98 от 20 февраля 1959 г.

Комплекс с ракетами Р-11ФМ снят с вооружения в 1967 г.

Пусковая установка
:
1. Неподвижный полигонный стартовый стол - использовался на полигоне Капустин Яр для первых трех пусков ракет Р-11ФМ (1954 г.).

2. Качающийся наземный полигонный стенд СМ-49 - использовался для испытательных пусков ракет Р-11ФМ на полигоне Капустин Яр (пуски 1955 г.). Стенд разработан ЦКБ-34 (ист. - Карпенко). Испытательный качающийся стенд обеспечивал имитацию качки до 4 баллов с отклонение вертикальной оси ракеты до 12 градусов на борт и до 4 град по рысканию (ист. - Гудилин). Стенд создан на базе стабилизированной платформы 130-мм двухорудийной универсальной башенной установки БЛ-109А разработки ОКБ-172.


пуск ракеты Р-11ФМ со стенда СМ-49, полигон Капустин Яр, 1955 г. (http://nic-rkp.ru/).

3. Стартовый комплекс С1.1372 для пуска с подводной лодки. Пуск осуществляется в надводном положении лодки со стартового стола с рычажно-пружинной амортизацией, который перед пуском поднимался вместе с ракетой на срез шахты в корпусе и надстройке лодки. Разработку пусковой установки вел отдел наземного оборудования ОКБ-1 (руководитель - А.П.Абрамов, ист. - Гудилин). Наведение по азимуту обеспечивалось поворотом стартового стола.
Волнение при пуске - до 4-5 баллов
Бортовая качка - до 12 град.
Килевая качка - до 6 град.
Угловая скорость качки - до 9 град/с
Скорость хода ПЛ - до 12 уз


Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Белое море, 16 сентября 1955 г. (кадры из фильма "Подводная эскадра "Севмаша". Студия "Севмашфильм", 2006 г.)

Ракета Р-11ФМ:
Конструкция - одноступенчатая ракета с несущими баками и аэродинамическим крестообразным оперением.


Конструкция ракеты Р-11ФМ

Двигательная установка:
Однокамерный ЖРД С2.253А разработки ОКБ-2, главный конструктор Исаев А.М. (разработан в 1952 г.). По умолчанию данные двигателя С2.253 / 8Д511.
Способ запуска - самовоспламенение пускового горючего и окислителя
Подача топлива - вытеснительная с жидкостным аккумулятором давления
Горючее - керосин Т-1 / ТС-1
Окислитель - азотная кислота АК-20И (20% четырехокиси азота + 80% азотной кислоты)
Пусковое горючее - ТГ-02 "Тонка-250" (смесь 50% ксилидина и 50% триэтиламина, в ходе первого этапа испытаний использовалось в качестве горючего - согл.источнику "СКБ-385...")
Расход горючего - 7.9 кг/сек
Расход окислителя - 30 кг/сек
Давление в камере сгорания - 24,7 атм
Давление на срезе сопла - 0,652 атм
Тяга:
- 8260 кг на земле (С2.253А)
Удельный импульс:
- 219 ед (у земли)
- 263 ед (в пустоте)
Время работы - 90 с / 92 с (по разным данным)


Схема ЖРД 8Д511 (оригинал с http://www.rwd-mb3.de)


ТТХ ракеты (ист. - по умолчанию - http://makeyev.ru/, 2016 г.):
Длина - 10,3 м
Диаметр корпуса - 0.88 м
Масса стартовая - 5440 кг / 5470 кг (по разным данным)
Масса забрасываемая - 967 кг / 975 кг (по разным данным)
Масса топлива - 3393 кг

  проект ракеты 1955 г. Р-11ФМ
Дальность действия:   - 150 км (штатная)
- 240 км (в ходе испытаний)
Точность 100% в квадрат 16 км х 16 км
70-90% в квадрат 8 х 8 км
 
Скорострельность комплекса 1 пуск в 3 минуты  


Боевое оснащение: моноблочная неотделяемая боевая часть - обычная или ядерная.

Первый вариант БЧ по проекту 1955 г. - фугасная БЧ с взрывчатым веществом ТГА или ТГАГ-5 способная разрушить до 20 зданий городского типа.
Масса ВВ - 530 кг

Модификации:
- Р-11ФМ / 8А61ФМ

- С4.7 - опытные макеты БРПЛ для старта из-под воды на базе БРПЛ Р-11ФМ, ракета оснащена РДТТ вместо маршевого ЖРД. С 1954 г. были начаты исследования по подводному старту ракеты. Постановление по этой теме вышло в феврале 1955 г. - эти работы поручили ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор Е.В. Чарнко). В октябре 1956 г. начались натурные эксперименты на Черном море. Было проведено пять успешных пусков, после чего перешли к "бросковым" испытаниям для проверки работы направляющих стартовой шахты и реакции ракеты при переходе из водной среды в воздушную. Первый старт ракеты из-под воды (с погружного стенда) был проведён 23 декабря 1956 г. с глубины 30 м. Первой стартовала ракета -макет Р-11ФМ оснащенная РДТТ вместо ЖРД. Первый пуск ракеты Р-11ФМ из-под воды с подводной лодки осуществлен в 1960 г. с ПЛ пр.ПВ611.

Носители:
- ПЛРБ пр.611В / В-611 "Волна" ZULU-IV (1954 г.) - первая отечественная опытная ПЛРБ Б-67 (заводской №636) для испытаний морских баллистических ракет Р-11ФМ комплекса Д-1 (тема НИР ОКБ-1 - "Волна"). Разработка опытной ПЛРБ на базе ПЛ пр.611 ZULU начата ЦКБ-16 (позже переименовано в ПМБМ "Малахит") главным конструктором Н.Н.Исаниным по Постановлению СМ СССР от января 1954 г. Проект В-611 утвержден в сентябре 1954 г. Недостроенная ПЛ пр.611 ZULU Б-67 была переведена Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда с завода №196 "Судомех" (где была заложена 26.03.1953 г. и спущена на воду 05.09.1953 г.) в Молотовск (ныне Северодвинск), где в 1954 г. на заводе №402 была достроена по пр.В-611 (первая ПЛ пр.611 ZULU построенная на заводе №402). Лодка сдана на испытания 11 сентября 1955 г. Первый в мире пуск БРПЛ произведен 16 сентября 1955 г. ПЛ вступила в строй ВМФ 30.06.1956 г. в качестве учебной ракетной ПЛ. На ПЛРБ установлено 2 ПУ Р-11ФМ. Пуск надводный. В 1958 г. ПЛ Б-67 переоборудована из пр.В-611 по пр.ПВ-611.

ПЛ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Северодвинск, примерно сентябрь 1955 г. (фото из архива В.Щербакова, http://submarines.narod.ru/)
 


ПЛ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Северодвинск, примерно сентябрь 1955 г. (Северодвинск, 1957 г. (Спирихин С.А., Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 - ФГУП «ПО «Севмаш» 1942 - 2001. Северодвинск, 2006.)

ПЛРБ Б-67 пр.В611 ZULU-IV (с другим бортовым номером)


БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Белое море, 1955 г. (http://www.energia.ru/).


Пуск БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Белое море, 1955 г. (http://www.energia.ru/).

- ПЛРБ пр.611АВ / АВ-611 ZULU-V (1957 г.) - первая серийная отечественная ПЛРБ на базе ПЛ пр.В-611. Разработка проекта начата ЦКБ-16 (главный конструктор - Н.Н.Исанин) в 1955 г. Предусматривалось переоборудование из пр.611 ZULU и достройка ПЛ заложенных по пр.611 ZULU с установкой комплекса Д-1 с баллистическими ракетами Р-11ФМ. На ПЛРБ установлено 2 ПУ Р-11ФМ. Пуск надводный.  Всего переоборудовано и достроено в 1957-1958 г.г. (официальная сдача флоту последней Б-62 - 25.10.1958 г.) 5 ПЛ:
- Б-73 - достройка по пр.АВ-611, заводской №404 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-78 - достройка по пр.АВ-611, заводской №209 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-79 - достройка по пр.АВ-611, заводской №210 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-89 - достройка по пр.АВ-611, заводской №515 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-62 - модернизация пр.611, заводской №631 - ССЗ №202 г.Владивосток (09.01.1957 - 25.10.1958 г.г.)
Комплекс Д-1 снят с вооружения в 1967 г.

ПЛ Б-73 пр.АВ-611 на ходовых испытаниях, Северодвинск, 1957 г. (Спирихин С.А., Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 - ФГУП «ПО «Севмаш» 1942 - 2001. Северодвинск, 2006.)

ПЛРБ пр.ПВ-611 (1958 г.) - опытовая ПЛРБ для отработки подводного старта БРПЛ С4.7 (опытные макеты БРПЛ для старта из-под воды на базе БРПЛ Р-11ФМ). Разработка проекта - ЦКБ-16, главный конструктор - В.В.Борисов. Переоборудование опытовой ПЛРБ Б-67 пр.В-611 производилось по Постановлению СМ СССР от 23 января 1958 г. Модернизация конструкции ПЛ незначительная - произведена на заводе №402 в Северодвинске в сентябре 1958 г. ПЛРБ оборудована 1 ПУ с "мокрым" стартом. Первый старт БРПЛ в августе 1959 г. был неудачным. Второй старт БРПЛ 14 августа 1960 г. так же был неудачным по причине заводского дефекта системы заполнения шахты ракеты водой. Удачный старт состоялся 10 сентября 1960 г. из подводного положения при скорости ПЛРБ 3.2 узла с глубины 30 м. ракета пролетела 125 км. В 1963 г. ПЛРБ Б-67 прошла ремонт на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск).




Опытовая ПЛРБ Б-67 пр.ПВ-611 (фото и схема из книги "Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.)



Статус
: СССР - ракета состояла на вооружении ВМФ.


Источники:
Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно-космические системы. М., 1996 г.
Карпенко А.В. Первая морская баллистическая ракета Р-11ФМ (источник).
Морские стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад", 2011 г.

Каталог