Итоги 2013 г. от MilitaryRussia.Ru. Стратегические системы вооружений | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Итоги 2013 г. от MilitaryRussia.Ru. Стратегические системы вооружений

Автор: DIMMI
Создана: 31.12.2013 17:48:10
Изменена: 02.01.2014 01:17:22
Комментариев: 0
Категории: Новости и обновления / Новости и обновления /

РВСН

Наверное, самым эпохальным событием уходящего 2013 г. стало испытание шахтной версии МБР РС-24 «Ярс», которое состоялось 24 декабря 2013 г. в Плесецке. Событие значительное т.к. во-первых, это новый ракетный комплекс 15П165-М1 с ракетой 15Ж67 (предположительно, конечно), а во-вторых, это первый пуск «Ярса» за последние 5 лет. Кстати, после успешного испытания ракетный комплекс принят на вооружение РВСН и объявлено о начале постановки шахтных «Ярсов» на боевое дежурство в Козельском ракетном соединении.

yhDZQ[1]
Первый пуск ракеты РС-24 комплекса "Ярс" с полигона Плесецк, 29 мая 2007 г. (фото ИТАР-ТАСС, http://www.tassphoto.com, монтаж и обработка http://MilitaryRussia.Ru).
Другим значимым событием стали испытания новой МБР РС-26 комплекса «Рубеж». 06 июня 2013 г. состоялся
уже четвертый пуск этой ракеты, которая, вероятно, представляет из себя уменьшенный на одну ступень вариант «Ярса» (это просто предположение). Исходя из данных об испытательных пусках мы можем сделать вывод о том, что дальность действия новой МБР составляет от 2000 до 6000 км, что делает данную МБР чем-то похожей на БРСД. Кстати, это вызвало некоторые обсуждения в среде американских парламентариев. У Пентагона вопросов по данному комплексу (по крайней мере публичных) нет — судя по информации в СМИ данные по комплексу были предоставлены американским военным еще в 2011 г. Очередные испытания комплекса ожидались в последние числа декабря, но возможно перенесены на январь 2014 г.


Шасси МЗКТ-79292 перед парадом в честь Дня Независимости Республики Беларусь в Минске, публикация 01.07.2013 г. (http://www.vpk.gov.by via http://autocatalogue.livejournal.com).

Далее, МБР «Сармат» - в 2013 г. стало заметно больше информации и понимания нового проекта. В 2014 г. ожидается уже начало изготовления натурного образца ракеты. Массовый класс ракеты, судя по всему, не менее 150 тонн, а вот насколько выше 150 тонн пока не видно. Головной разработчик нового комплекса и МБР — ГРЦ им Макеева. В разработке участвуют и НПО машиностроения (г.Реутов), КБХА, КБХМ и другие известные организации. Поступление нового ракетного комплекса в РВСН ожидается пока в 2018-2020 г.г.

БЖРК (боевой железнодорожный ракетный комплекс). В 2013 г. стало известно, что в 2012 г. МИТ начал ОКР по созданию нового БЖРК. Чаще всего в контексте БЖРК упоминается МБР «Ярс». С большой вероятностью сейчас идет создание эскизного проекта, который должен быть завершен в 2014 г. Любопытно, что в СМИ прошла информация о том, что окончательное решение о создании БЖРК пока не принято.


Иллюстрации к патенту ЦКБ "Титан" на железнодорожную пусковую установку  (http://militaryrussia.ru via http://www.findpatent.ru).
Цифрами на схеме обозначены: 1 - ж/д-вагон или платформа, 2 - неподвижная подцапфенная балка, 3 - подъемная стрела, 4 - механизм подъема стрелы, 5 - подвижная рама, закрепленная на стреле с возможностью продольного перемещения, 6 - ТПК с ракетой, 7 - телескопические опоры, 8 - опорные плиты, 9 - поворотные тяги для "прицеливания" опорами на рельсы ж/д-полотна.

Сведем всё к цифрам - итого в составе РВСН:


  Итого ШПУ
Р-36М2 «Воевода»

SS-18 mod.5-6 SATAN
ШПУ
УР-100НУТТХ
SS-19 STILETTO
ПГРК
РС-12М «Тополь»

SS-25 SICKLE
ШПУ РС-12М2 «Тополь-М»
SS-27 SICKLE-B
ПГРК  РС-12М2 «Тополь-М»
SS-27 SICKLE-B
ПГРК РС-24 «Ярс»
SS-29 / SS-27 mod.2
SICKLE-B
ШПУ РС-24 «Ярс» / «Ярс-М»
SS-29 / SS-27 mod.2
SICKLE-B
ПГРК
РС-26

KY-26
2012 г. 332 55 35 150 60 18 18 - -
2013 г. 336 54 30 140 60 18 32 2 -
2014 г. 340 53 25 130 60 18 44 6 4
Данные по 2013 и 2014 годам прикидочные.

Дальняя Авиация

ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) — проект нового дальнего бомбардировщика разрабатывается в ОКБ ми. А.Н.Туполева. В сентябре 2013 г.  завершено согласование проекта с Министерством обороны и в 2014 г. ожидается начало ОКР по созданию самолета. Видимо, так же до 2020 г. самолет уже выйдет на испытания. В 2013 г. стало больше информации и о природе этого самолета — теперь уже почти наверняка мы говорим о дозвуковой летающей платформе для самых разных систем вооружений. Ранее в среде наблюдателей обсуждался и сверхзвуковой вариант этого проекта.


Гипотетическое изображение возможного варианта дозвукового ПАК ДА (образ август 2013 г., http://militaryrussia.ru).

Бомбардировщики Ту-160 по 1-2 машины проходят постепенные ремонт и модернизацию на авиазаводе в Казани. В боевом составе Дальней Авиации, судя по всему, находится 12 летных Ту-160.


Ту-160 "Игорь Сикорский" борт №14 рег.№ RF-94103 на авиабазе Энгельс, начало ноября 2012 г. (фото - RostovSpotter, источник).

Ту-95МС – так же по одной-две машины проходят ремонт на авиазаводе в Казани. Точной информации по переоборудованию самолетов в носители новых КРБД Х-101 / Х-102 у нас нет.


Ту-95МС Bear-H (публикация - 2012 г., фото - В.Савицкий, http://www.mil.ru).

На вооружении дальней авиации на данный момент находится несколько типов КРБД:
- Х-55 / изделие 120 / РКВ-500А - AS-15 KENT-A – классическая ядерная крылатая ракета. Думаю, что есть на вооружении самолетов Ту-95МС, хотя ресурс таких ракет должен уже быть на грани.


Второй (основной) вариант КР Х-55 / "изделие 120" на открытой площадке музея МКБ "Радуга", г.Дубна (фото - Евгений Ерохин, 2006 г., http://www.missiles.ru).

- Х-55СМ / изделие 125 / РКВ-500Б - AS-15 KENT-B – улучшенный вариант ракеты Х-55 – более поздняя разработка. Ракетами вооружается Ту-160.


Ракета Х-55СМ на авиабазе Энгельс, фото не позже 2005 г. (фото - Леонид Якутин, http://vpk-news.ru).

- Х-555 - AS-15 KENT-C – неядерный вариант Х-55СМ – может применяться по целям с известными координатами с самолетов-носителей Ту-160.


Х-555 на подвеске МКУ-6-5 вероятно под Ту-160. Фото, вероятно, выполнено 16.08.2005 г. (опубликовано 30.11.2009 г. вhttp://www.aviationweek.com, взято с источника). 

- Х-101 / Х-102 – новая стратегическая крылатая ракета, неядерный и ядерный варианты, ракета принята на вооружение в 2012 г. и, вероятно, уже поступает в части ДА в ограниченных количествах.


Предположительно прототипы или макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), фото опубликовано 27.09.2012 г. (http://forums.spacebattles.com).

  Итого Ту-160 Ту-95МС
2012 г. 66 11 55
2013 г. 67 12 55
2014 г. 68 13 55
Данные по 2013 и 2014 годам прикидочные.

ПЛАРБ

Меньше всего вопросов по состоянию морской компоненты стратегических сил – по ПЛАРБ и БРПЛ. Причины этого просты – достаточно сложно скрыть состояние и базирование столь крупных во всех смыслах объектов.

Оставшиеся три крупнейшие ПЛАРБ пр.941 находятся в акватории ПО «Севмаш» в Северодвинске и ждут решения своей участи. В 2013 г. объявлено, что две лодки из трех («Северсталь» и «Архангельск») будут утилизированы до 2020 г. Оставшаяся субмарина ТК-208 "Дмитрий Донской" будет использоваться в качестве опытовой и будет выполнять, видимо, иногда роль подводной лодки условного противника. Родной ракетный комплекс с ракетами Р-39 с лодок снят, утилизация ракет завершена.


ПЛАРБ К-535 "Юрий Долгорукий" пр.955 на ходовых, 2009 г. (фото - ПО "Севмаш", снятие ретуши (с) MilitaryRussia.Ru).

ПЛАРБ пр.955 «Борей» - «наше всё» в области морской стратегической компоненты – остается пока без ракет. Предположительно, в начале 2014 г. первые две принятые в состав Флота лодки – «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» начнут оснащать ракетами. Вообще-то пора. Количество произведенных ракет «Булава», понятно, неизвестно, но, думаю, их в первой войсковой партии будет не менее 5-6. Предполагаю так же, что к середине года ракетами будет оснащена ПЛАРБ «Александр Невский» до ухода с Северного флота на Тихий океан. Итого в 2014 г. на боевое дежурство встанет 16 ракет. Или меньше. И добавится еще одна ПЛАРБ – «Владимир Мономах».

ПЛАРБ пр.667БДРМ – DELTA-IV – наиболее современная ПЛАРБ советской эпохи. Последние несколько лет в боевом составе Флота находится 4-5 таких лодок и 1-2 регулярно на ходится в плановом ремонте на ЦС «Звездочка».  Начиная с 2012 г. лодки оснащаются обновленным ракетным комплексом с ракетами Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Судя по всему, с этими ракетами лодки будут нести службу до 2025 г. Есть только один нюанс – судя по всему не весь парк ПЛАРБ пр.667БДРМ несет БРПЛ – в 2012 г. лодок такого типа с ракетами было 3 в составе Флота (есть источники). Ну и еще момент – все ПЛАРБ проекта базируются в Гаджиево на Северном флоте и по всем лодкам проекта в 2014 г. будет завершен большой цикл средних ремонтов – их количество во Флоте станет максимально возможным – 6 ПЛАРБ.


Подводная лодка - носитель БРПЛ, созданных по ОКР "Лайнер" - ПЛАРБ К-114 "Тула" пр.667БДРМ - DELTA-IV во время вывода в спусковой бассейн СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, мая 2004 г. (автор фото - Г.Ковпак,http://www.submarines.narod.ru).

ПЛАРБ пр.667БДР –DELTA-III – лодки базируются на Камчатке и оснащены ракетным комплексом с ракетами Р-29Р. Их осталось две в составе сил Флота и одна лодка находится в акватории ДВЗ «Звезда» в п.Большой Камень. Возможно, лодка таки будет отремонтирована, хотя, верится в это с каждым годом все меньше и меньше. Понятно, что с поступлением на Дальний Восток новых ПЛАРБ «Борей» с большой вероятностью лодки проекта будут выводиться из состава Флота.


  Итого пр.941
TYPHOON
пр.667БДРМ
DELTA-IV
пр.667БДР
DELTA-III
пр.955
BOREY
2012 г. 11 (ракет – 80) 3 (ракет – 0) 5 (ракет - 48) 2 (ракет – 32) 1 (ракет – 0)
2013 г. 12 (ракет – 96) 3 (ракет – 0) 5 (ракет - 64) 2 (ракет – 32) 2 (ракет – 0)
2014 г. 14 (ракет – 128) 3 (ракет – 0) 6 (ракет - 80) 2 (ракет – 32) 3 (ракет – 16)
Данные по 2013 и 2014 годам прикидочные.


Боевое оснащение

Думаю, что это вообще логично, что для сухопутных МБР и для морских БРПЛ, которые так же работают на межконтинентальную дальность, могут использоваться одни и те же модели боевых блоков и систем преодоления ПРО. Традиционно сложилось так, что испытания таких систем у нас проводятся на внутренних трассах – с приземлением блоков на полигоне Сары-Шаган. В последние несколько лет для этих целей используется несколько переоборудованная МБР «Тополь» - модель «Тополь-Э» - с дополнительным блоком доразгона полезной нагрузки. В пусках «Тополя-Э», как правило, решается две задачи – подтверждение гарантийного срока МБР «Тополь» и испытания нового боевого оснащения. Точных данных о том, что же именно испытывается, понятное дело, нет, но можно легко предположить, что испытания проходит новый универсальный боевой блок вероятно легкого класса и вероятно с возможностью некоторого маневра на траектории для оснащения ракет РС-24, РС-26, «Сармат» и «Булава». Маловероятно, что банный боевой блок будет оснащен какой-либо системой самонаведения – скорее всего, он просто сможет выполнять запрограммированный противоракетный маневр после входа в плотные слои атмосферы. Проблема дезориентации средств ПРО противника так же может решаться использованием более эвристического маневрирования платформы разведения боевых блоков или оснащением системами маневрирования и донаведения (соответственно) собственно боевых блоков. Конечно, это всё чистой воды теоретизирование, но не лишенное, на мой взгляд, здравого смысла.

Будет или нет продолжение подобных «итогов» по другим системам вооружений я пока не решил, но составление такого дайджеста как минимум приводит в порядок некоторый сумбур мыслей в голове