ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) пр.949А "Антей" - OSCAR-II К-148 "Краснодар" К-173 "Красноярск" К-132 "Иркутск" К-119 "Воронеж" К-410 "Смоленск"
| | К-442 "Челябинск" К-456 "Тверь" К-266 "Орел" К-186 "Омск" К-141 "Курск"
| | К-150 "Томск" К-139 "Белгород" К-135 "Волгоград" К-160 "Барнаул"
| пр.949У "Атлант" - OSCAR-II+ пр.949АМ (I) пр.949АМ (II) | | Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК). Проект разрабатывался ЛМПБ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.). Проект 949А явился развитием проекта 949 с дополнительным отсеком прочного корпуса и обновленной компоновкой. Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта 949 - с учетом двух построенных ПЛАРК пр.949, вероятно, велось строительство серии в 18 ПЛАРК пр.949.
30 декабря 1980 г. головная ПЛАРК пр.949 К-525 принята в состав ВМФ СССР, а ракетный комплекс "Гранит" принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР от 12 марта 1983 г. Головная ПЛАРК нового пр.949А - К-148 - заложена в цеху №55 ПО "Севмаш" 22 июля 1982 г. Лодка выведена из цеха и спущена на воду 3 марта 1985 г. и вошла в состав Флота 30 сентября 1986 г.
Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название "Батон" - за форму корпуса и внушительность размеров. ПЛАРК К-186 "Омск" пр.949А OSCAR-II с открытыми крышками пусковых установок ракетного комплекса "Гранит" ( http://forums.airbase.ru). Конструкция двухкорпусная. Прочный корпус выполнен из стали АК-33 разработки ЦНИИ "Прометей" толщиной от 45 до 68 мм. Прочный корпус состоит из 10 отсеков, цилиндрической формы переменного диаметра в носовой и средней частях корабля. Концевые переборки прочного корпуса литые, радиус носовой - 8 м, радиус кормовой - 6.5 м. ПУ ракет расположены за пределами прочного корпуса под углом 45 к горизонту. Конструкция лодки специально оборудована для плавания в арктических районах - имеются специальные подкрепления легкого корпуса и рубки.
Прочный корпус разделён на 10 отсеков: 1. Носовой торпедный; 2. Второй центральный отсек - управления, аккумуляторных батарей; 3. Третий центральный отсек - боевые посты и радиорубка; 4. Четвертый отсек - жилые помещения; 5. Пятый отсек (дополнительный отсек) - электрооборудование и вспомогательные механизмы; 6. Шестой отсек - вспомогательные механизмы; 7. Седьмой отсек - реакторный; 8, 9. Восьмой и девятый отсеки - турбинные, ГТЗА; 10. Десятый отсек - гребные электродвигатели.
Ограждение выдвижных устройств имеет длину 29 м. В нём расположена всплывающая спасательная камера (рассчитана на весь экипаж ПЛА). Так же в ограждении находятся 2 устройства ВИПС для выстреливания приборов гидроакустического противодействия и контейнеры с ЗУР для ПЗРК "Игла-1". Легкий корпус лодки покрыт противогидроакустическим покрытием. Вдоль легкого корпуса расположено размагничивающее устройство.
ПЛАРК пр.949А отличается от ПЛАРК пр.949 дополнительным отсеком прочного корпуса, а так же стреловидным килем с контейнером антенны буксируемой ГАС типа "Пеламида". Длина прочного корпуса лодок проекта на 10 м больше длины прочного корпуса ПЛАРК пр.949. Размеры рулей ПЛ больше, чем у пр.949.
Средства спасения - в ограждении рубки установлена всплывающая спасательная камера, вмещающая весь экипаж ПЛАРК.
Двигательная установка унифицирована с ДУ ПЛАРБ пр.941 и полностью идентична ДУ ПЛАРК пр.949, имеет блочную конструкцию, выполнена с двухкаскадной амортизацией. 2 х водо-водяных ядерных реактора ОК-650М.01 (головная К-148) и ОК-650М.02 (остальные лодки проекта) мощностью по 190 мВт; 2 х паропроизводящих установки - система охлаждения ППУ до 30% мощности обеспечивается самопротоком охлаждающей забортной воды, что обеспечивает значительное снижение шумности ПЛ; 2 х блочных паротурбинных установки "Азурит" разработки Калужского турбинного завода с ГТЗА ОК-9ДМ мощностью по 49000-50000 л.с.; 2 х резервных электродвигателя ПГ-106 малого хода мощностью по 306 л.с. (225 л.с. по др. данным) Двухвальная движительная установка с 6 лопастными двойными винтами фиксированного шага.
2 х подруливающих устройства.
Энергосистема: 2 х турбогенератора мощностью по 3200 кВт 2 х резервных дизель-генератора ДГ-190 / АСДГ-800 мощностью по 800 кВт Аккумуляторная батарея свинцово-кислотного типа - 2 группы х 152 шт
ТТХ лодки: Экипаж - 109 чел (в т.ч. 44 офицера и 39 мичманов)
Длина - 154.8 м Ширина - 18.2 м Осадка - 9.2 м
Водоизмещение надводное нормальное - 14700 т Водоизмещение полное - 24000 т (19400 т по др.данным)
Скорость подводного хода максимальная - 32 / 33.4 уз (под ГТЗА) Скорость подводного хода экономическая - 5 уз (под ГЭД) Скорость хода надводная максимальная - 14.6 / 15 уз (ГТЗА) Глубина погружения предельная - 600 м Глубина погружения рабочая - 500-520 м
Автономность - 120 суток
Вооружение: Ракетный ударный комплекс 3К45 "Гранит" с 24 наклонными ПУ СМ-225А со сверхзвуковыми ПКР 3М45 "Гранит" - SS-N-19 SHIPWRECK. Пусковые установки ракет расположены двумя группами по 12 шт по-бортно за пределами прочного корпуса.
Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса "Гранит" в музее "НПО Машиностроение", г.Реутов ( http://militaryphotos.net, обработано) Пусковая установка СМ-225А (пр.949 - СМ-225) - наклонная (45 град) ПУ разработки КБ Специального Машиностроения (КБСМ) для ПЛАРК пр.949 и пр.949А. Старт "мокрый" - ПУ перед стартом заполняется водой для снижения термических нагрузок на ПУ и носитель и выравнивания давления. ПУ состояла из корпуса и пускового стакана с ракетой, между корпусом ПУ и пусковым стаканом размещались средства аммортизации, внутри пускового стакана находились направляющие. Резинокордовое соединение препятствовало воздействию воды на средства аммортизации. Во время пуска и при проведении погрузочно-разгрузочных работ стакан фиксировался. При катастрофе на ПЛАРК "Курск" ракеты не получили значительных повреждений в ПУ.
Пусковая установка СМ-225 / СМ-225А комплекса "Гранит" (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение). ПЛАРК К-266 "Орел" с открытыми щитами пусковых установок на СРЗ "Звездочка", зима 2013-2014 г.г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com/). По состоянию на 2009 г. так же обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения специального пускового стакана-вкладыша в ПУ СМ-225А на две ракеты калибра 533 или 650 мм ("Оникс", "Калибр" и др.). Предположительно стакан-вкладыш мог устанавливаться в пусковую установку ракет "Гранит" без переделки пускового контейнера, с совпадением электрических разъемов.
ПЛАРК оснащена системой повседневного и стартового обслуживания ракетного комплекса с цистернами замещения отрицательной плавучести выпущенных ракет и воответствующими водоотливными и воздушными системами. Система компенсационных цистерн обеспечивает нахождение лодки в заданном коридоре глубин при старте ракет, а так же в аварийной ситуации при заполнении кольцевого зазора четырех контейнеров ПКР с обоих бортов. Цистерны замещения отрицательной плавучести (ЦЗОП) и потерянной положительной плавучести (ЦЗПП) размещены под прочным корпусом лодки в междубортном пространстве. Подводный старт ракет осуществлялся после заполнения колцевого зазора в контейнерах забортной водой с вытеснением воздуха из кольцевого зазора в отсек. За всё время эксплуатации ПЛАРК пр.949 / 949А полный залп в 24 ПКР "Гранит" не был произведен ни разу.
Корабельная автоматизированная система управления (КАСУ) 3Р45 "Гранит" - обеспечивает применение ракет комплекса 3К45 "Гранит" - устанавливалась на все ПЛАРК пр.949А. В 1991 г. на ПЛАРК "Белгород" (зав.№664, пр.949АМ) принято решение ставить КАСУ 3Р13.9 "Граб" / "Гранит-Б" / "Гранит-Болид" - обеспечивает применение как ракет комплекса 3К45 "Гранит" так и ракет "Болид". В 2007 г. решено на ПЛАРК "Белгород" (зав.№664) довести КАСУ 3Р13.9 до усовершенствованной модификации 3Р13.9У для обеспечения применения ракет "Гранит", "Ответ", "Калибр", "Оникс" и "Бирюза", с возможностью в перспективе применять ракеты "Болид". По состоянию на 2009 г. так же обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения КАСУ 3Р14П-949 - модификации КАСУ пр.885 3Р14П с возможностью применения ракет "Оникс" и "Калибр" - в 2012 г. начата реализация модернизации части лодок по пр.949АМ с установкой этой КАСУ.
ПЛАРК К-186 "Омск" пр.949А OSCAR-II в доке, открыты торпедопогрузочный люк и волнорезные щиты в легком корпусе подлодки ( http://forums.airbase.ru). Торпедно-ракетный комплекс вооружения полностью идентичен ПЛАРК пр.949: 2 х 650-мм торпедных аппарата 4 х 533-мм торпедных аппарата Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством со стеллажами продольной и поперечной подачи. Система управления "Гринда", предназначенная для централизованного автоматического управления торпедными аппаратами, устройствами быстрого заряжания. Система управления стрельбой "Ленинград-949", система предстартовой подготовки и контроля ракет, аппаратура предстартовой подготовки и контроля БЧ ракет. Система телеуправления торпедами "Сигнал-М". Кодово-блокирующие устройства для боеприпасов с ядерными боевыми частями. Стрельба торпедами возможна до рабочей глубины погружения на скорости до 13-18 уз.
Боекомплект: - вариант 1 - 28 ракето-торпед 83Р (10 шт), 84Р (8 шт), 86Р (6 шт) и 88Р (4 шт). - вариант 2 - 28 торпед УСЭТ-80 (18 шт), 65-76А (10 шт). - вариант 3 - торпеды УСЭТ-80 (12 / 16 шт), торпедо-ракеты 86Р (4 / 2 шт), 83Р (10 шт).
На пирсе перед погрузкой на ПЛАРК "Тверь" пр.949А ракеты комплексов "Водопад" и РПК-7 "Ветер", 2015 г. (фото - С.Коновалов, https://structure.mil.ru). Торпедные аппараты с воздушно-гидравлическим выстреливанием боеприпасов новой конструкции, позволяющие осуществлять залповую стрельбу. В системе хранения боезапаса применена принципиально новая автоматическая корректировка положения боезапаса на стеллажах, относительно осей торпедных аппаратов для компенсации деформации прочного корпуса подводной лодки при изменении глубины погружения. При воздушно-гидравлическом способе выстреливания в казенную часть ТА из импульсной цистерны, расположенной вне прочного корпуса лодки перед носовой сферической переборкой, под избыточным давлением подается забортная вода. Избыточное давление в цистерне создается поршнем гидравлического цилиндра силовой установки расположенного на сферической переборке внутри первого отсека прочного корпуса. При таком способе стрельбы величина избыточного давления не зависит от глубины погружения лодки.
2 ПУ ПЗРК "Стрела-3" / "Игла-1" / "Игла", боекомплект 10 ЗУР. Боекомплект хранится в ограждении выдвижных устройств. По другим данным боекомплект - 16 ЗУР 9М39 ЗРК 9К38 "Игла" на ПЛАРК К-148 (зав.№617), К-173 (зав.№618), К-141 (зав.№662), К-150 (зав.№663).
Оборудование (данные по оборудованию могут быть неточными - часть данных заимствована из статьи по ПЛАРК пр.949): БИУС МВУ-132 "Омнибус-949", пульты БИУС размещены в главном командном пункте во втором отсеке ПЛ. Система единого времени "Камыш"
Целеуказание ракетному комплексу обеспечивает комплекс морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) 17К114 "Легенда". Прием информации от спутниковой системы целеуказания осуществляется в надводном или в подводном положении. - антенный пост «Селена» / PUNCH BOWL космической системы «Коралл» или "Коралл-Б1" (разработки киевского НПО "Квант") МКРЦ "Легенда". - всплывающая антенна буйкового типа "Ласточка" - для получения данных целеуказания по системе "Легенда" и навигационных данных; - антенный пост морской разведывательной системы целеуказания МРСЦ-2 «Успех» (авиационное целеуказание)
Гидроакустические средства: - ГАК МГК-540 "Скат-3" (позволяет сопровождать до 30 целей, дальность действия - до 220 км) в составе: - навигационный обнаружитель круговой НОК-1; - навигационный обнаружитель разводий НОР-1; - ГАС миноискания МГ-519 «Арфа» / MOUSE ROAR; - ГАС-аварийный ответчик / маяк МГС-30; - ГАС определения кавитации МГ-512 «Винт»; - эхоледомер МГ-518 «Север»; - ГАС МГ-543; - буксируемая ГАС типа "Пеламида"; - часть гидрофонов ГАК расположена по бортам легкого корпуса ПЛ.
РЛС общего обнаружения МРКП-58 "Радиан" SNOOP HEAD (ПЛ зав.№617 и 618) и МРКП-59 «Радиан-У» SNOOP PAIR (остальные ПЛА) РЛС госопознавания «Нихром-М»; РЛС пеленгации "Зона" / PARK LAMP
Станция РТР / обнаружения РЛС противника МРП-21А 2 х устройства ВИПС для запуска приборов гидроакустического противодействия (расположены за ограждением выдвижных устройств)
Навигационный комплекс "Симфония-У" ("Медведица-949М" по др.данным). - система космической навигации "Синтез" / PERT STRING; - станция космической навигации АДК-ЗМ «Парус»; - гирокомпас ГКУ-1М;
Комплекс радиосвязи "Молния-М": - антенный пост «Кора» ПМУ; - система космической связи "Цунами-БМ"; - всплывающее аварийное сигнализирующее устройство "Парис" - буксируемая антенна радиосвязи параванного типа "Залом" Система закрытой УКВ-радиосвязи «Анис» - BALD HEAD / RIM HAT
Телевизионный обзорный комплекс МТК-110 / ТВ-2М (по др.данным) Командирский перископ "Сигнал-3" Перископ универсальный "Лебедь" ПЗНС-10С
Модификации: пр.949А "Антей" - OSCAR-II - усовершенствованный проект 949, крупная серия ПЛАРК производства ПО "Севмаш".
пр.949У "Атлант" - усовершенствованный вариант пр.949А, по проекту закладывались корпуса с заводскими номерами 677, 678 и 679.
пр.949Б - проект ПЛАРК с вооружением ПКР "Болид" на базе ПЛАРК пр.949А, не реализован.
пр.949М - проект ПЛАРК с вооружением КР "Метеорит-М" на базе ПЛАРК пр.949А, не реализован.
пр.949АМ (I) - проект модернизации пр.949А с вооружением ПКР "Болид", планировалась достройка по проекту ПЛАРК К-329 "Белгород" пр.949А.
пр.949АМ (II) - проект модернизации ПЛАРК разработки ЦКБ "Рубин" с перевооружением лодок на ракеты "Оникс" и "Калибр" с размещением ракет в контейнерах ПКР "Гранит". 12 декабря 2011 г. объявлено о планах перевооружения и о том, что технический проект модернизации завершен ЦКБ "Рубин". Модернизацию лодок на Северном флоте планируется производить на ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск), на Тихом океане - на ДВЗ "Звезда".
Стоимость: ПЛАРК пр.949А - середина 1980-х годов - 226 млн. рублей. (около 10% стоимости авианосца типа "Рузвельт" без учета стоимости авианосного крыла).
Статус: СССР / Россия - 1990-1991 г.г. - последними переходами ВМФ СССР с СФ на ТОФ подо льдами Арктики были переходы ПЛАРК пр. 949А: - 29.08 - 27.09.1990 г. К-132 (командир - капитан 1 ранга С.М. Карьялайнен, старший похода – контр-адмирал И.Я. Петренко); - 18.08. – 12.09.1991 г. К-173 (с экипажем К-410 на борту, командир – капитан 1 ранга А.П. Ефанов, старший похода–капитан 1ранга М.В. Моцак) совместно с К-442 (на борту 587-й экипаж ПЛ, командир – капитан 1 ранга А.В. Милованов). Ист. - Семенов.
- 1993 сентябрь - групповой переход с Северного флота на Тихий океан совершили ПЛАРК К-410 и К-456.
- 1996 г. 23 мая - ПЛАРК К-132 "Иркутск" и К-456 "Касатка" провели групповой пуск ракет "Гранит" из подводного положения.
- 1996 г. - на ПЛАРК К-456 "Вилючинск" произошла авария с повреждением вала правого борта.
- 2000 г. 12 августа - в Баренцевом море при выполнении задач боевой подготовки в ходе учений флота из-за взрыва части боекомплекта со всем экипажем затонула и погибла ПЛАРК К-141 "Курск".
- 2001 г. - ПЛАРК К-119 "Воронеж" пр.949А поставлена на СРЗ "Звезда" для проведения среднего ремонта.
- 2003 г. - на ПЛАРК К-119 "Воронеж" пр.949А проведено восстановление технической готовности.
- 2004 г. 1 июня - готовность ПЛАРК "Белгород" (зав.№664) оценивается официально (по затратам) как 74%, реальная готвность скорее всего около 60% т.к. часть средств тратилась не на строительство, а на поддержание состояния ПЛ. Сумма затрат на строительство ПЛАРК по состоянию на дату 8246 млн руб. Достройка ПЛАРК по пр.949А оценивается в ценах 2005 г. в 7734 млн. руб, а по пр.949АМ с модернизацией оборудования и уровнем шумности аналогичном пр.955 - в 9884 млн. руб. Разрезка ПЛАРК с возможностью использования задела при строительстве ПЛАРБ пр.955 будет стоить 5 млрд руб. Ожидаемый возврат средств от использования задела в пр.955 - 3800 млн руб. Возврат средств от использования задела при ремонта других лодок пр.949А - 370 млн. руб. (ист. - Форум "Стелс машины").
- 2006 г. - на ЦС "Звездочка" для проведения ремонта поступила ПЛАРК К-119 "Воронеж" пр.949А. Планировалось провести аварийный ремонт главной турбины левого борта, а также произвести замену активных зон атомного реактора.
- 2009 г. 2 февраля - в док-камеры ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) для прохождения ремонта поставлена ПЛАРК К-119 "Воронеж" пр.949А. Тип ремонта - восстановление технической готовности.
- 2009 г. март - на ЦС "Звездочка" начаты работы по ремонту ПЛАРК К-119 "Воронеж" пр.949А. После восстановления технической готовности корабля и среднего ремонта, он был вновь спущен на воду в мае 2009 года, и затем работы на лодке велись на плаву.
- 2009 г. 26 июня - главком ВМФ России В.Высоцкий заявил о том, что ПЛАРК "Белгород" (зав.№664) будет находиться на консервации на ПО "Севмаш" пока не принято решение о судьбе недостроенной ПЛАРК.
Корпуса недостроенных ПЛАРК К-135 "Волгоград" и К-160 "Барнаул" в конце причала ПО "Севмаш", г.Северодвинск, 2009-2010 г.г. Корпуса недостроенных ПЛАРК К-135 "Волгоград" и К-160 "Барнаул" в конце причала ПО "Севмаш", г.Северодвинск, май 2011 г. (фото - Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com). - 2011 г. сентябрь - на ЦС "Звездочка" для прохождения ремонта прибыла ПЛАРК К-410 "Смоленск" пр.949А.
- 2011 г. начало ноября - завершение заводских ходовых испытаний ПЛАРК К-119 "Воронеж" после ремонта. По итогам проведенных работ срок службы подлодки, построенной в 1988 году, был продлен на 3,5 года. Всего на ПЛАРК выполнили доковый ремонт, замену турбины левого борта, презарядку ядерных реакторов обоих бортов, опытные работы по устранению неплотности парогенераторов и ремонтно-восстановительные работы с продлением срока службы корабля.
- 2011 г. 23 ноября - на ЦС "Звездочка" в Северодвинске завершен ремонт восстановлением технической готовности с продлением межремонтных сроков (с модернизацией и, вероятно, обновлением части оборудования) ПЛАРК К-119 "Воронеж" пр.949А. Акт передачи корабля ВМФ России будет подписан после прибытия корабля в место постоянной дислокации на Северном флоте - г.Заозерск, Мурманской области.
ПЛАРК К-119 "Воронеж" пр.949А после завершения ремонта на ЦС "Звездочка", г.Северодвинск, 23.11.2011 г. (автор фото - Марс Биктимиров, "Трудовая вахта", 24.11.2011 г.). - 2011 г. ноябрь - место ПЛАРК К-119 "Воронеж" на ЦС "Звездочка" заняла ПЛАРК К-410 "Смоленск" пр.949А. Ремонт с модернизацией на лодке планируется завершить в 2014 г.
ПЛАРК К-410 "Смоленск" пр.949А прибыла для прохождения ремонта на ЦС "Звездочка", г.Северодвинск, ноябрь 2011 г. (автор фото - Виталий Николаев, "Трудовая вахта", 24.11.2011 г.). - 2011 г. 12 декабря - в СМИ появилось сообщение о том, что ПЛАРК пр.949А планируется перевооруженить на ракетные комплексы "Оникс" и "Калибр". Новые системы вооружений планируется разместить в тех же самых пусковых контейнерах, что и ПКР "Гранит". Проект модернизации разработан ЦКБ "Рубин".
- 2011 г. 22 декабря - на ЦС "Звездочка" начаты ремонтные работы на ПЛАРК К-410 "Смоленск" пр.949А.
- 2012 г. 06 августа - в ночь с 4 на 5 августа на ЦС "Звездочка" спущена на воду ПЛАРК К-410 "Смоленск" пр.949А. Атомная подводная лодка "Смоленск" была принята в ремонт для восстановления технической готовности в сентябре 2011 года. В ходе стапельного этапа ремонта корабля выполнен основной объем корпусных и других доковых работ. После спуска на воду производство ремонта на корабле будет продолжено на плаву. Корабелы "Звёздочки" проведут перегрузку активных зон главной энергетической установки и выполнят комплекс ремонтных и восстановительных работ материальной части субмарины. По завершению ремонтных работ срок службы АПЛ будет продлён на 3 года. В боевой строй Флота ПЛАРК "Смоленск" должна вернуться летом 2013 г. (источник).
- 2012 г. 28 ноября - на СРЗ "Нерпа" в Мурманской области начата утилизация головной ПЛАРК пр.949А - К-148 "Краснодар". Утилизация финансируется "Росатомом" и итальянской компанией "Соджин (источник).
- 2012 г. 20 декабря - в Северодвинске на ПО "Севмаш" в цехе №55 перезаложена в качестве "исследовательской подводной лодки" пр.09852 ПЛАРК "Белгород". Закладная табличка установлена на торец одной из двух частей корпуса - лодка ранее была разделена на две части для освобождения места в цехе. - 2013 г. 1 апреля - СМИ сообщают, что Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС, входит в ОСК) выступает с предложением до 2020 г. модернизировать три атомные многоцелевые подводные лодки пр.949А "Антей" Тихоокеанского флота с оснащением их ПКР "Оникс". Подписание контракта и начало работ по модернизации может состояться в 2013 г. (источник).
- 2013 г. 1 мая - СМИ сообщают, что в течение 2013 г. в боевой состав Флота после ремонта возвратятся ПЛАРК К-410 "Смоленск" (СФ, ремонт с восстановлением технической готовности) и К-150 "Томск" (ТОФ, проходит ремонт на Дальнем Востоке).
- 2013 г. 16 сентября - пожар на ПЛАРК К-150 "Томск" пр.949А. Лодка с 2012 г. находится в плавдоке "Паллада" СРЗ "Звезда" в Большом Камне. Реакторы лодки заглушены, вооружение снято. При проведении сварочных работ в цистерне главного балласта произошло возгорание старого резинового покрытия и остатков изоляции кабелей. Пожар был полушен через 5 часов. В тушении участвовало 15 пожарных расчетов.
Возгорание ПЛАРК К-150 "Томск" в плавдоке "Паллада" на СРЗ "звезда" в Большом Камне, 16.09.2013 г. ( http://forums.airbase.ru). - 2013 г. 04 октября - в ходе учений силами Северного флота выполнены успешные пуски противокорабельных крылатых ракет по мишеням в центральной части Баренцева моря. В том числе, по одному пуску ракет "Гранит" из акватории Баренцева моря произвели ПЛАРК "Орел" и "Ворнеж". Дальность пусков составила не более 400 км (источник).
- 2013 г. 18 октября - СМИ сообщают, что в ноябре 2013 г. ПЛАРК К-266 "Орел" поступит на ЦС "Звездочка" для выполнения работ по восстановлению технической готовности лодки. Так же сообщается, что ремонтные работы на другой ПЛАРК К-410 "Смоленск" там же на "Звездочке" будут завершены до конца 2013 г. "Смоленск" прибыл на "Звездочку" для восстановления технической готовности в сентябре 2011 г. 5 августа 2012 года спущена на воду. 2 сентября 2013 года в доке "Звездочки" при испытаниях цистерны главного балласта лодки давлением сорвало прижимную крышку кингстона. Никто не пострадал. По тихоокеанским ПЛАРК пр.949А сообщается, что в 2012 г. ПЛАРК К-132 "Иркутск" находится в ремонте на СРЗ "Звезда" в Большом Камне, а К-442 "Челябинск" находится в резерве. Так же сообщается, что ремонт и модернизация тихоокеанских ПЛАРК пр.949А будет осуществляться дальневосточными СРЗ.
- 2013 г. 01 ноября - СМИ сообщают со ссылкой на руководителя проектного офиса "Комплексная утилизация АПЛ" "Росатома" Анатолия Захарчева, что утилизация очередной ПЛАРК пр.949А начнется на Камчатке в январе 2014 г. Вероятно, речь либо о ПЛАРК К-173 "Красноярск" либо о К-442 "Челябинск".
- 2013 г. 06 ноября - СМИ сообщают, что в декабре 2013 г. на ЦС "Звездочка" начнутся ходовые испытания ПЛАРК К-410 "Смоленск" пр.949А на которой сейчас завершаются ремонтные работы по восстановлению технической готовности.
- 2013 г. 30 декабря - СМИ сообщают, что ПЛАРК К-410 "Смоленск" после ремонта на ЦС "Звездочка" в Северодвинске передана Флоту. "По докладу командира подводной лодки капитана 1 ранга Бориса Морозова, задачи первого этапа заводских ходовых испытаний и перехода в базу выполнены успешно, материальная часть исправна, личный состав здоров".
- 2014 г. 17 марта - на ПЛАРК К-148 "Краснодар", которая утилизируется на СРЗ "Нерпа" под Мурманском, из-за вспышки паров при использовании растворителя при снятии противогидроакустического покрытия произошло возгорание и пожар.
Пожар на ПЛАРК К-148 "Краснодар", которая утилизируется на СРЗ "Нерпа" под Мурманском, 17.03.2014 г. (фото - Роман Сагайдачный, http://ria.ru/). ПЛАРК пр.949А Тихоокеанского флота на учениях "Восток-2014", сентябрь 2014 г. (кадр телеканала "Звезда", источник). Задымление в акватории около СРЗ "Звездочка" во время пожара на ПЛА К-266 "Орел", 07.04.2015 г. (фото - Олег Ушаков, http://www.interfax.ru/). ПЛАРК пр.949А в строю (без учета ремонтных): Год | СФ | ТОФ | Всего | 1986 г. | 1 | 1 | 2 | 1988 г. | 1 | 2 | 3 | 1990 г. | 2 | 2 | 4 | 1991 г. | 3 | 3 | 6 | 1992 г. | 3 | 4 | 7 | 1993 г. | 4 | 4 | 8 | 1994 г. | 4 | 5 | 9 | 1995 г. | 5 | 5 | 10 | 1997 г. | 5 | 6 | 11 | 2001 г. | 3 | 4 ? | 7 | 2011 г. | 2 | 3 | 5 | 2012 г. | 2 ("Орел" и "Воронеж") | 2 ("Омск" и "Тверь")
| 4 | 2013 г. | 2 ("Орел" и "Воронеж") | 2 ("Омск" и "Тверь") | 4 | 2014 г. | 2 ("Смоленск" и "Воронеж") | 2 ("Омск" и "Тверь") | 4 |
Реестр ПЛАРК пр.949А (на сентябрь 2013 г.): № |
| проект | завод.№ | завод | закладка | спуск на воду | вступление в строй | примечание | 01 | К-148 "Краснодар"
| пр.949А | 617
| ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 22.07.1982
| 03.03.1985 | 30.09.1986
| СФ, 06.04.1993 г. поименована в "Краснодар". - 2011 г. - планируется утилизация - 28.11.2012 г. - начата улитизация на СРЗ "Нерпа".
| 02 | К-173 "Красноярск" | пр.949А | 618 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 04.08.1983 | 27.03.1986 | 31.12.1986 | ТОФ, 13.04.1993 г. поименована в "Красноярск". - 2010 г. - списана (по некоторым данным) - 2011-2012 г.г. находится в отстое.
| 03 | К-132 "Иркутск" | пр.949А | 619 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 08.05.1985 | 29.12.1987 | 30.12.1988 | ТОФ, 13.04.1993 г. поименована в "Иркутск", 2001 г. - ремонт на СРЗ "Звезда" (до 2012 г. ?).
| 04 | К-119 "Воронеж" | пр.949А | 636 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 25.02.1986 | 16.12.1988 | 29.12.1989 | СФ, 06.04.1993 г. поименована в "Воронеж", - 2006-2011 г.г. ремонт на ЦС "Звездочка" - 23.11.2011 г. - ремонт завершен. В боевом составе Флота.
| 05 | К-410 "Смоленск" | пр.949А | 637 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 09.12.1986 | 20.01.1990 | 22.12.1990 | СФ, 13.04.1993 г. поименована в "Смоленск". - 2011 г. - встала в ремонт для восстановления технической готонвости по плану до 2013 г.
| 06 | К-442 "Челябинск" | пр.949А | 638 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 21.05.1987 | 18.06.1990 | 28.12.1990 | ТОФ, 13.04.1993 г. поименована в "Челябинск", в 2000-е годы выведена в резерв (?) | 07 | К-456 "Тверь" | пр.949А | 649 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 09.02.1988 | 28.06.1991 | 18.08.1992 | ТОФ, 15.02.1992 г. поименована в "Касатка" - 20.06.1996 г. - переименована в "Вилючинск" - 28.01.2011 г. - переименована в "Тверь" | 08 | К-266 "Орел" | пр.949А | 650 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 19.01.1989 | 22.05.1992 | 30.12.1992 | СФ, До 1991 г. - "Северодвинск", - 06.04.1993 г. - переименована в "Орел"
| 09 | К-186 "Омск" | пр.949А | 651 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 13.07.1989 | 08.05.1993 | 10.12.1993 (по данным ПО "Севмаш") 15.12.1993 | ТОФ - 13.04.1993 г. поименована в "Омск" | 10 | К-141 "Курск" | пр.949А | 662 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 22.03.1990 | 16.05.1994 | 30.12.1994 | СФ - 06.04.1993 г. поименована в "Курск" - 12.08.2000 г. лодка затонула со всем экипажем.
| 11 | К-150 "Томск" | пр.949А | 663 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 27.08.1991 | 20.07.1996 | 30.12.1996 | ТОФ, 13.04.1993 г. поименована в "Томск". - 2009 г. - лодка поставлена в ремонт. - 2011 г. - проходит ремонт. - 2012 г. - лодка поставлена в док на СРЗ "Звезда" в Большом Камне.
| 12 | К-139 "Белгород"
| пр.949А пр.949АМ пр.09852 | 664 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 24.07.1992 | - | - | 06.04.1993 г. поименована в "Белгород", по данным на 2000 г. планируется достройка по пр.949АМ, готовность на 01.06.2004 г. - 74%, - 2006 г. - принято решение не достраивать ПЛ при готовности 80%, Вероятно в то же время или ранее ПЛАРК распилена пополам с целью освобождения места в цехе №55 ПО "Севмаш". - 2012 г. февраль - планируется достраивать по измененному проекту в качестве лодки специального назначения - 20.12.2012 г. ПЛАРК перезаложена в качестве ПЛАСН пр.09852 | 13 | К-135 "Волгоград" | пр.949А | 675 (в некоторых источниках ошибочно 665)
| ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | 02.09.1993 | - | - | 07.02.1995 г. поименована в "Волгоград", 22.01.1998 г. исключена из списков кораблей Флота, законсервирована на ПО "Севмаш" после проведения гидравлических испытаний прочного корпуса. Готовность на 01.01.2002 г. 49%.
Корпус использован при строительстве ПЛАРБ "Александр Невский" пр.955 | 14 | К-160 "Барнаул" | пр.949А | 676 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | - | - | - | официально не закладывалась, но строительство велось, законсервирована на ПО "Севмаш" после проведения гидравлических испытаний прочного корпуса.
Корпус использован при строительстве ПЛАРБ "Владимир Мономах" пр.955 | 15 | | пр.949У | 677 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | - | - | - | официально не закладывалась, строительство велось, формирование конструкций прочного корпуса производилось
| 16 | | пр.949У | 678 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | - | - | - | официально не закладывалась, строительство велось, формирование конструкций прочного корпуса производилось | 17 | | пр.949У | 679 | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | - | - | - | официально не закладывалась, строительство велось | 18 | | пр.949У ?
| 680 ? | ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) | - | - | - | вероятно планировалась постройка или даже готовился задел | Лодки проекта в составе Флота: Год и кол-во в ВМФ
| СФ | ТОФ | К-148 "Краснодар" | К-173 "Красноярск" | К-132 "Иркутск" | К-119 "Воронеж" | К-410 "Смоленск" | К-442 "Челябинск" | К-456 "Тверь" | К-266 "Орел" | К-186 "Омск" | К-141 "Курск" | К-150 "Томск" | 1987 2 | 2 | - | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ июнь-декабрь - Северодвинск, окончательная отделка корабля | - | - | - | - | - | - | - | -
| - | 1988 2 | 2 | - | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | - | - | - | - | - | - | - | -
| - | 1989 2 | 3 | - | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
| - | - | - | - | - | - | -
| - | 1990 2 | 3-4 | 1 | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица 29.10.1990 - вошла в состав 10 дивизии 2 флотилии ПЛ ТОФ, Вилючинск | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица июнь - прибыла для ремонта линий валов на ПО "Севмаш" | - | - | - | - | - | -
| - | 1991 | 1-2 | 3 | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | с 09.09.1991 г. - ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ | ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск | 18 июня 1991 - завершены испытания после ремонта СФ, 7 дивизия 9 эскадры ПЛ, Видяево | с 14 марта - СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | |
| - | 1992 | | | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск
| ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск | СФ, 7 дивизия 9 эскадры ПЛ, Видяево | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | | | 1993 | | | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск | ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск | СФ, 7 дивизия 9 эскадры ПЛ, Видяево | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | | | 1994 | | | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | ТОФ, 10-я дивизия 2-й флотилии ПЛ (Вилючинск) | ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск | СФ, 7 дивизия 9 эскадры ПЛ, Видяево октябрь - 7 дивизия 1 эскадры (переформ.) | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | | | 1995 | | | СФ, 11дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | ноябрь - лодка выведена в резерв, отстой в Вилючинске | ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск | СФ, 7 дивизия 1 эскадры ПЛ, Видяево | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | | | 1996 | | | Поставлена в ремонт на ПО "Севмаш" | отстой в Вилючинске | ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск | СФ, 7 дивизия 1 эскадры ПЛ, Видяево | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | | декабрь - вошел в состав СФ | 1997 | | | ПО "Севмаш" | отстой в Вилючинске | ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск ноябрь - выведена в резерв в ожидании среднего ремонта | СФ, 7 дивизия 1 эскадры ПЛ, Видяево | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | | | 1998 | | | 28.07.1998 - исключена из состава Флота и передана ОРВИ, отстой в Северодвинске | отстой в Вилючинске | ТОФ резерв с 01.09.1998 - 16-я оперативная эскадра ПЛ (бывш.10-я дивизия), Вилючинск | СФ, 7 дивизия 1 эскадры ПЛ, Видяево | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | | август - переход на ТОФ | 1999 | | | отстой в Северодвинске | 13.04.1999 - лодка причислена в состав 304-го дивизиона ПЛ длительного хранения, приказом выведена из боевого состава Флота | ТОФ резерв 16 оперативная эскадра ПЛ, Вилючинск | СФ, 7 дивизия 1 эскадры ПЛ, Видяево | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | | | 2000 | | | отстой в Северодвинске | отстой в Вилючинске | ТОФ резерв 16 оперативная эскадра ПЛ, Вилючинск | СФ, 7 дивизия 1 эскадры ПЛ, Видяево | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | 12 августа - затонула | | 2001 | | | отстой в Северодвинске | отстой в Вилючинске | ТОФ резерв 16 оперативная эскадра ПЛ, Вилючинск ноябрь - переход на ДВЗ "Звезда" для прохождения среднего ремонта | апрель - СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | - | | 2002 | | | | отстой в Вилючинске | ДВЗ "Звезда" | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | - | | 2003 | | | | отстой в Вилючинске | ДВЗ "Звезда" | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | - | | 2004 | | | отстой, губа Большая Лопаткина ?
| отстой в Вилючинске | ДВЗ "Звезда" | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | | | | - | | 2005 | | | отстой, губа Большая Лопаткина | отстой в Вилючинске | ДВЗ "Звезда" | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | доковый ремонт в ПД-50 на СРЗ-82 | | | | | - | | 2006 | | | отстой, губа Большая Лопаткина | отстой в Вилючинске | ДВЗ "Звезда" | декабрь - прибыла для ремонта в ЦС "Звездочка" | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | ТОФ резерв ? | ТОФ | СФ | ТОФ | - | ТОФ | 2007 | | | отстой, губа Большая Лопаткина | отстой в Вилючинске | ДВЗ "Звезда" | ЦС "Звездочка" | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | ТОФ резерв ? | ТОФ | СФ | ТОФ | - | ТОФ | 2008 | | | отстой, губа Большая Лопаткина | отстой в Вилючинске | ДВЗ "Звезда" | ЦС "Звездочка" | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | ТОФ резерв ? | ТОФ | СФ | ТОФ | - | ТОФ | 2009 4 | | | отстой, переведена в губу Нерпичью
| отстой в Вилючинске | ДВЗ "Звезда" | ЦС "Звездочка" | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | ТОФ резерв ? | ТОФ | СФ | ТОФ | - | Прибыла в ремонт на ДВЗ "Звезда" | 2010 4 | 2 | 2 | отстой ноябрь - переведена в СРЗ "Нерпа" для утилизации | отстой в Вилючинске | ДВЗ "Звезда" | ЦС "Звездочка" | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | ТОФ резерв ? | ТОФ | СФ | ТОФ | - | ДВЗ "Звезда" | 2011 3-4 | 2 | 2 | Планируется утилизация | отстой в Вилючинске | ДВЗ "Звезда" | ЦС "Звездочка" 23.11.2011 ремонт завершен
СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
сентябрь - прибыла в ремонт на ЦС "Звездочка" для восстановления технической готовности | ТОФ резерв ? | ТОФ | СФ | ТОФ | - | ДВЗ "Звезда" | 2012 4 | 2 | 2 | 28.11.2012 начата улитизация на СРЗ "Нерпа", финансирование - Роастом и компания Соджин (Италия)
| отстой в Вилючинске, ожидание утилизации | ДВЗ "Звезда" | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | ЦС "Звездочка" | ТОФ резерв ? | ТОФ | СФ | ТОФ | - | ДВЗ "Звезда" лодка поставлена в док на СРЗ | 2013 3-4 | 2 | 2 | идет утилизация лодки в СРЗ "Нерпа" | отстой Вилючинск, ожидание утилизации | ДВЗ "Звезда" декабрь - начата модернизация по пр.949АМ (№1) | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица 05.10.2013 участвует в стрельбах | ЦС "Звездочка" 01.05.2013 заявлено, что ремонт будет завершен в 2013 г.
август - лодка спущена на воду после ремонтных работ.
11.12.2013 покидает док-камеру ЦС "Звездочка" и выходит на ходовые испытания после ремонта.
30.12.2013 лодка передана СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | ТОФ резерв ? | ТОФ | СФ 05.10.2013 участвует в стрельбах
20.11.2013 лодка прибыла в ЦС "Звездочка" для проведения ремонта по техническому состоянию с продлением межремонтных сроков на три года | ТОФ | - | ДВЗ "Звезда" 01.05.2013 заявлено, что ремонт будет завершен в 2013 г.
16.09.2013 г. пожар на лодке в доке
11.12.2013 сообщается, что лодка выйдет из ремонта а апреле 2014 г.
| 2014 4-5 | 2 | 2 | - | ? | ДВЗ "Звезда" модернизация по пр.949АМ (№1) | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица | | ТОФ | СРЗ "Звездочка" апрель - лодка поставлена в док, начаты работы | ТОФ | - | ДВЗ "Звезда" апрель 2014 планируется завершение ремонта
| 2015 | 2 | 3 | | | ДВЗ "Звезда" модернизация по пр.949АМ (№1)
| СФ | СФ | ДВЗ "Звезда" модернизация по пр.949АМ (№2) | ТОФ | 07.04.2015 пожар в доке на ЦС "Звездочка" | ТОФ | - | май 2015 г. - ТОФ | 2016 | 2 | 3 | | | | СФ | СФ | | ТОФ | 4-й кв. - планируется возврал лодки в строй (источник) | ТОФ | - | ТОФ | 2017 | 3 | 3 | | | | СФ | СФ | | ТОФ | 06.04 - ПЛА передана Флоту после ремонта | ТОФ | | ТОФ |
Источники: Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2012 г. Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info, 2012 г. Лента.ру. 2011 г. Семенов В.Н. Межфлотские переходы подводных лодок на Тихоокеанский флот СССР (https://cyberleninka.ru/article/n/mezhflotskie-perehody-podvodnyh-lodok-na-tihookeanskiy-flot-sssr/) Трудовая вахта (газета). 24.11.2011 г. Форум "Стелс машины". Сайт http://www.paralay.iboards.ru, 2009-2010 г.г. Штурм глубины. Сайт http://deepstorm.ru/, 2010 г. |