8У-69 / изделие 244Н / РН-24 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

8У-69 / изделие 244Н / РН-24

Автор: DIMMI
Создана: 03.09.2022 21:25:49
Изменена: 28.09.2022 23:03:03
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Бомбы / Атомные бомбы и заряды / 8У-69 / изделие 244Н / РН-24 /

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
8У-69 / изделие 244Н / РН-24


Тактическая атомная бомба с зарядом разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Главные конструкторы - К.И. Щёлкин, А.Д. Захаренков. Это первая советская атомная бомба для применения на внешней подвеске сверхзвуковых самолетов фронтовой авиации. Бомба предназначена для уничтожения укрепрайонов, командных пунктов, позиций ракет и других важных целей с известными координатами. Разработка бомбы и заряда для нее велась в 1957-1961 г.г. 

Испытания изделия 244  проводились в 1960-1961 г.г. в научно-испытательной части 71-го полигона ВВС (Багерово, Крым) был теоретически обоснован оптимальный метод возможного нанесения ядерного удара с истребителя-бомбардировщика по наземной цели. Это был вертикальный манёвр самолёта (кабрирование под углами порядка 45 градусов) при различных вариантах ухода самолёта после бомбометания. Согласно расчётам разработчиков самолёт имел возможность, находясь на удалении 5 - 6 км от цели, осуществить внезапный манёвр: через 5 - 6 сек. после ввода в кабрирование произвести сброс авиабомбы, а затем за 9 - 10 секунд уйти на безопасное расстояние, избежав или сведя к минимуму воздействие на машину поражающих факторов ядерного взрыва. Отработка указанного метода бомбометания с применением имитационных авиабомб ИАБ-500 проводилась на 71-м полигоне ВВС (Багерово, Крым) в 1961 г. под руководством начальника отдела Липецкого центра боевой подготовки И.Б.Качаровского. 27 августа 1962 г. подполковник Шеин А.И., впервые в мировой практике, произвел бомбометание авиабомбой 244Н в боевом снаряжении с самолета Су-7Б с использованием вертикального маневра (кабрирования). Испытание проводилось на Семипалатинском полигоне (см.хронологию атомных испытаний).

Бомба 8У-69 / изделие 244Н принята на вооружение в 1963 г. 
в трёх модификациях (244Н-1, 244Н-2, 244Н-3) с зарядами разной мощности. Более современный вариант бомбы РН-24 принят на вооружение в 1971 г.

Серийное производство бомбы 8У-69 / изделие 244Н было начато в конце 1961 г. на Приборостроительном заводе в г.Трехгорный. Последние две модификации бомбы (из всего пяти) выпускались также Пензенским приборным заводом (ППЗ, г.Заречный, ныне - НПЦ "Старт") до середины 1970-х годов. Первое серийное специзделие Пензенским приборным заводом выпущено в декабре 1963 г. - возможно, это было изделие 244Н (не подтверждено, источник).

В 1984 г. бомба снята с вооружения.


Атомная бомба "изделие 244" (источник)


Конструкция - авиабомба для сверхзвуковых самолетов-носителей с заостренным носовым обтекателем и стреловидными стабилизаторами типа "свободное перо". По образу баллистического корпуса бомбы 244Н создана бомба-имитатор атомных бомб ИАБ-500.


Схематический рисунок бомбы РН-24 с узлом подвески БДЗ-56ФНМ из комплекта сборной модели (источник).


Изделие 244Н под самолетом-носителем Су-7Б. Вероятно, съемка выполнена 27 августа 1962 г. на Семипалатинском полигоне
(архивный фильм Министерства обороны СССР)



Бомба "изделие 244Н " / РН-24 на выставке "70 лет атомной отрасли" в Манеже в Москве, 2015 г. (https://pfc-joker.livejournal.com/)






Атомная бомба "изделие 244" (источник)




Фрагменты бомбы "изделие 244Н " / РН-24 на выставке "70 лет атомной отрасли" в Манеже в Москве, 2015 г. (https://pfc-joker.livejournal.com/)


Сравнение моделей в одном масштабе авиабомб РН-24 и ИАБ-500 (Василий Долгошеев, источник)


ТТХ авиабомбы
:
Длина – 3365 мм
Диаметр – 580 мм
Размах стабилизаторов – 726 мм
Масса – 480 кг

Высота бомбометания - 500 - 30000 м
Скорость полета - до 3000 км/ч

Боезаряд: атомный разработки НИИ-1011 (ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ). Исполнения бомба 244Н-1, 244Н-2, 244Н-3 отличались мощностьями зарядов. 
Мощность (варианты):
- официальная - 5 кт
- по данным испытания 27.08.1962 г. - 11 кт
- возможные варианты - 3 кт / 5 кт / 10-12 кт / 15 кт / 20 кт (не подтверждено)

Модификации: всего выпускалось 5 модификаций бомбы с разными зарядами и разными вариантами автоматики, визуальных отличий практически нет.

- 8У69 / изделие 244Н, варианты 244Н-1, 244Н-2, 244Н-3 - первое исполнение бомбы, серийное производство с 1961 г., принятие на вооружение - 1963 г.

- РН-24 - более современный вариант бомбы, принят на вооружение в 1971 г. В конструкции заряда бомбы РН-24 выпуска Приборостроительного завода (г.Трехгорный) до 1970 г. некоторое время использовался кодоблокирующий замок-предохранитель АКУС-3, с 1970 г. - другие, более совершенные, модели кодоблокирующих устройств (источник).


Носители: бомба применялась с узла подвески БДЗ-56ФН / БДЗ-56ФНМ на самолетах типа Су-7Б (источник) и с узла БДЗ-66 на МиГ-21 и МиГ-23/27 (источник) . 

Су-7Б. Под бомбу 8У69 дорабатывались модификации сверхзвуковых истребителей МиГ-19С (вариант СМ-9/9) и МиГ-21Ф (Е-6/9) ОКБ Микояна. Самолеты были испытаны, но основным носителем бомбы стал истребитель-бомбардировщик КБ Сухого Су-7Б. В 1962 году самолеты Су-7Б были задействованы в реальных сбросах ядерных бомб на Семипалатинском полигоне. Для применения 8У69 с подвеской под фюзеляжем одной бомбы самолет оснащался хитрым прибором ПБК-1 («прибор для бомбометания с кабрирования»). Электромеханический прибор позволял рассчитать сброс бомбы при маневре кабрирования для прицельного поражения цели. Сброс происходил на скорости 1050 км/ч при маневре с резким набором высоты до 3500–4000 метров при угле самолета 45 градусов к горизонту. Бомба при таком сбросе совершала полет по баллистической траектории на дальность 6–8 км, а самолет успевал покинуть зону воздействия поражающих факторов ядерного взрыва.






Кадры подвески изделия 244Н под самолет-носитель Су-7Б. Вероятно, съемка выполнена 27 августа 1962 г. на Семипалатинском полигоне
(архивный фильм Министерства обороны СССР)

Кроме советских Су-7Б приспособлениями для применения ядерных бомб оснащались также самолеты ВВС Польши и Чехословакии. Атомные бомбы для них находились в советских спецхранилищах и могли выдаваться союзникам только в случае войны. При этом чехословацкие и польские пилоты Су-7Б постоянно совершенствовали свои навыки по возможному применению ядерного оружия. Об этом, например, повествуется в вышедшей в 1996 году интересной книге чешского автора Либора Режняка Atomovy bombarder Su-7 ceskoslovenskeho vojenskeho letectva. В прочие страны (Индию, Египет, Северную Корею и т. д.) Су-7Б поставлялись в коммерческом варианте без узла спецподвески и без прибора ПБК-1 (источник).


Практическая авиабомба на узле подвески типа  БДЗ-56ФН (источник)

 

МиГ-19С (вариант СМ-9/9)

МиГ-21Ф (Е-6/9)

МиГ-23 / МиГ-27

Су-17


Статус: СССР - состояла на вооружении

- 1961 г. - начало серийного производства

- 1962 г. 27 августа - испытание боевой бомбы изделие 244Н сбросом с кабрирования на Семипалатинском полигоне.






Взрыв изделия 244Н, вероятно, 27 августа 1962 г. на Семипалатинском полигоне (архивный фильм Министерства обороны СССР)

- 1963 г. - бомба принята на вооружение

- 1971 г. - принята на вооружение самая современная модификация бомбы - РН-24

- 1984 г. - бомба снята с вооружения

Источники:
244Н - бестормозная тактическая авиационная бомба (источник)
Слово о Приборостроительном. Кн.2, 1998 г. (источник)
Ядерные авиабомбы (источник)

Каталог

Последние комментарии

Статья опубликована, но еще есть что дополнить
DIMMI 2022-09-20 20:50
Кстати, Дима, глянь ка сег Военную приемку - минутах на 10-ти старые кадры обслуживания...
Sierra 2022-09-04 14:18
Пока статья не опубликована на неё и нет ссылки - всегда такРН-24 использовались...
Sierra 2022-09-03 23:42
Sierra Wrote:Нет прямой ссылки на статью, а в статье, которую еле нашел нет приборов...
DIMMI 2022-09-03 22:13
Нет прямой ссылки на статью, а в статье, которую еле нашел нет приборов бомбометания...
Sierra 2022-09-03 21:50