Комплекс РЭБ Хибины | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Комплекс РЭБ Хибины

Автор: DIMMI
Создана: 27.04.2014 03:39:52
Изменена: 04.05.2014 23:37:31
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Авиационные РЛС и др. оборудование / Комплекс РЭБ Хибины /

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РЭБ Л-175 / Л-175В "Хибины-10В"
Комплекс РЭБ КС-418 "Хибины"
Комплекс РЭБ Л-265 "Хибины-М"
Комплекс РЭБ "Хибины-У"


Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы / подавления (РЭБ / РЭП) авиационного базирования. Разработан в рамках ОКР "Хибины" Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ, входит в КРЭТ), главный конструктор комплекса - Александр Семенович Ямпольский. Исследования комплексов радиоэлектронной разведки (РЭР) совмещенных со станциями постановки активных помех, которые в дальнейшем привели к разработке комплекса "Хибины",  начаты КНИРТИ в 1977 г. (см.ниже). В 1984 г. уже велась разработка комплекса "Хибины-10В" для вооружения самолета Т-10В / Су-34. В 1990 г. прошел приемо-сдаточные испытания первый образец комплекса Л175, созданного в рамках ОКР "Хибины". К середине 1990-х годов разработана его контейнерная версия Л-175В, предназначенная для оснащения самолетов Су-34.

Испытания контейнера Л-175В комплекса "Хибины-10В" начаты в январе 1995 г. Второй этап испытаний начат на Су-34 в Раменском в августе 1997 г. 18 марта 2014 г. комплекс Л-175В принят в составе вооружения самолета Су-34 на вооружение ВВС России.

В августе 2013 г. на авиасалоне МАКС-2013 КНИРТИ и Министерство обороны России подписали контракт на выполение ОКР по созданию и испытаниям комплекса РЭБ "Хибины-У" для самолетов фронтовой авиации. Сумма контракта - 1.6 млрд руб. Кроме КНИРТИ в разработке будет принимать участие НИИ "Экран" (г.Самара). В рамках ОКР комплекс будет размещен на самолете Су-30СМ (источник).

Комплекс РЭП обеспечивает защиту самолета от противовоздушных и авиационных средств поражения.


Контейнер комплекса РЭБ "Хибины" Л-175В на самолете Су-34 борт №04 красный (источник).

История разработки комплекса РЭБ "Хибины":
В 1977 г. в КНИРТИ начаты исследования создания комплексов радиоэлектронного подавления на базе функциональных блоков базовых конструкций (ФББК). Это были НИР "Проран" (научный руководитель - И.И.Захарченко, заместитель - А.С.Ямпольский) - разработка аппаратуры радиотехнической разведки (РТР); и НИР "Регата" (заместитель научного руководителя - А.Н.Денисов) -  разработка аппаратуры активных помех. В 1980 г. НИРы успешно защищены КНИРТИ и в 1982 г. начаты ОКР "Проран" (главный конструктор А.С.Ямпольский) и ОКР "Регата" (главный конструктор В.Г.Суптеля). Позже в рамках ОКР "Хибины" эти ОКРы были объединены в один комплекс РЭБ.

В состав опытного комплекса РЭП "Хибины-10" / Л-175 входил широкополосный блок точного запоминания частоты - блок ТШ - в состав которого входила модернизированная цифровая линия задержки "Ответ" с использованием быстродействующих микросхем "сотой" серии. В 1984 г. разработка блока ТШ передана внутри КНИРТИ в другой отдел, где эти работы были объединены с другими разработками высокочастотных систем для комплекса РЭП. Линия задержки "Ответ" была модернизирована в "Ответ-М".

Первый опытный образец комплекса, который полностью соответствовал исходному ТЗ и выполненный на ФББК по своим массогабаритным характеристикам не позволял размещение на борту самолета. Поэтому при работе над комплексом "Хибины-10В" / Л-175В конструкторы КНИРТИ плотно взаимодействовали с конструкторами ОКБ им.П.О.Сухого. В рамках ОКР "Хибины" работы по Л175В возглавлял заместитель главного конструктора по конструированию В.В.Крючков. В 1990 г. первый однопостовой образец Л-175 в блоках ФББК прошел приемо-сдаточные испытания и был оставлен на хранение в КНИРТИ. Второй комплект аппаратуры Л-175 был использован для размещения в контейнере - изделии Л-175В. Первый полет Су-34 с аппаратурой Л-175В состоялся в январе 1995 г. Был начат первый этап приемо-сдаточных летных испытаний. В августе 1997 г. в ЛИИ в Раменском состоялся первый полет Су-34 в рамках второго этапа испытаний комплекса Л-175В.


Опытный самолет Су-34 борт №46 оснащенный опытным комплексом "Хибины-10В" / Л-175В (Топорков Н.В. "Хибины" - автоматизированный комплекс защиты самолетов).

Из-за сложностей с развертыванием серийного производства и самолетов-носителей Су-34 и собственно комплексов Л-175В в КНИРТИ начата разработка под руководством А.С.Ямпольского 4-контейнерного наращиваемого варианта комплекса "Хибины" для обеспечения групповой защиты самолетов. В состав комплекса входили контейнеры У1 и У2 рабочий частотный диапазон которых совпадал с частотным диапазоном "Хибин" - это контейнеры, которые не требовали своей исполнительной радиотехнической разведки для целеуказания - фактически это были мощные передачики. Вторая пара контейнеров - Ш1 и Ш0 - имела рабочий диапазон отличный от "Хибин" и для их работы требовалась и иная логика и отдельная система исполнительной радиотехнической разведки. С использованием наработок по этой теме, вероятно, был создан комплекс РЭБ Л-265 "Хибины-М", который может применяться как в бесконтейнерном варианте - только со встроенным в планер самолета (Су-35С) оборудованием, так и с использованием контейнеров.

При разработке варианта комплекса "Хибины-60" было использовано предварительное имитационное математическое моделирование функционирования комплекса на борту самолета. Такой же подход был использован при разработке аппаратурно-алгоритмической структуры станции помех КС418.

Состав комплекса типа "Хибины":
- система РЭР "Проран" или более современная;
- система постановки активных помех "Регата" или более современная (в контейнере или в планере самолета);
- система постановки активных помех групповой защиты (в контейнере);
- широкополосный блок точного запоминания частоты - блок ТШ:
- вычислительная многопроцессорная подсистема;

ТТХ комплекса:
  Л-175В Л-265
Длина контейнера 4950 мм  
Диаметр контейнера 350 мм  
Масса контейнера 300 кг  
     
Область покрытия в задней и передней полусферах сектор +-45 град  
Диапазон рабочих частот аппаратуры радиотехнической разведки   1,2...40 ГГц
Диапазон рабочих частот аппаратуры постановки активных помех   4...18 ГГц
Диапазон рабочих частот контейнеров активных помех групповой защиты   1...4 ГГц
Потребляемая мощность 3600 вт


Модификации:
- НИР / ОКР "Проран" - разработка комплекса радиоэлектронной разведки;

- НИР / ОКР "Регата" - разработка комплекса постановки активных помех;

- ОКР "Хибины" - комплекс радиоэлектронной разведки (ОКР "Проран") объединенный с комплексом поставновки активных помех ("ОКР "Регата");

- комплекс "Хибины-10В" / Л-175В / Л-175ВЭ - комплекс РЭП для самолетов Т-10В / Су-34.

- комплекс "Хибины" / КС-418Э - проект комплекса РЭП для экспортных самолетов Су-24МК / Су-24МК2, разработка комплекса видимо не завершена.


Контейнер КС-418Э (http://militaryphotos.net).

- комплекс РЭП "Хибины-М10" / "Хибины-М6"

- комплекс РЭП "Хибины-60"

- комплекс РЭП "Хибины-М" Л-265 / Л-265М10 (источник) - комплекс РЭП самолета Су-35С с контейнерами на законцовках крыла.
 
- комплекс РЭБ "Хибины-У" - усовершенствованный вариант комплекса. В августе 2013 г. на авиасалоне МАКС-2013 КНИРТИ и Министерство обороны России подписали контракт на выполение ОКР по созданию и испытаниям комплекса РЭБ "Хибины-У" для самолетов фронтовой авиации. В рамках ОКР комплекс будет размещен на самолете Су-30СМ.

- комплекс "Тарантул" - развитие комплекса "Хибины" разработки КНИРТИ.


Носители:
- Су-34 - контейнер Л-175В / Л-175ВЭ с комплексом РЭП "Хибины".


Су-34 борт №48 с контейнерами комплекса Л-175В на концах крыльев и с контейнером группового РЭП под фюзеляжем (http://militaryphotos.net).

- Су-24МК / Су-24МК2 - контейнер КС-418Э с комплексом РЭП "Хибины".


Макет Су-24М с контейнером КС-418Э на одном авиасалонов МАКС, 2000-е годы (источник).

- Су-35 - комплекс "Хибины-М" / Л-265.

- Су-30СМ - комплекс "Хибины-У" в рамках ОКР по его созданию и испытаниям планируется размещать на Су-30СМ.

Стоимость:
- комплекс Л-175В имеет цену (согл.контракта от 14.01.2013 г.) не более 123 млн. руб.

Статус: Россия
- 1995 г. январь - первый полет Су-34 в рамках программы летных испытаний комплекса "Хибины".

- 1997 г. август - начало второго этапа летных приемо-сдаточных испытаний комплекса "Хибины".

- 2000 г. апрель - в ходе комплексных исследовательских учений ВВС изучалась возможность Су-34, оснащенного станцией РЭБ «Хибины», выполнять «прикрытие» фронтовых бомбардировщиков Су-24М (источник).

- 2013 г. 14 января - КНИРТИ подписан договор № 403/15-17 с ОАО «Компания «Сухой» на  выполнение работ по изготовлению комплекса Л-175В (92 комплекта). Сумма договора - 11.329 млрд. руб.Срок выполнение - не позднее 31.03.2020 г. (ист. - Годовой отчет за 2012 г.).

- 2014 г. 14 апреля - в ходе учений на полигоне Мухор-Кондуй в Бурятии Су-34 поставят помехи для самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, истребителей-перехватчиков МиГ-31 и наземной группировки противовоздушной обороны. Несмотря на это операторы ДРЛО А-50 попытаются определить цели и выдать целеуказания пилотам самолетов МиГ-31 (источник).

- 2014 г. 15 апреля - на одном из сайтов патриотической направленности появилась публикация "Хибины" против "Иджис" или что так сильно испугало Пентагон?" (источник), которую модераторы даже того сайта определили в раздел "Домыслы". В статье с искажением фактов описывается якобы атака Су-24 с применением комплекса "Хибины", которая якобы имела место в недавнем облете самолетом такого типа американского эсминца "Дональд Кук" 12 апреля 2014 г. Статья вызвала оживленное обсуждение в сети и была перепечатана многими сайтами включая весьма уважаемые. Позже была удалена так же на многих сайтах. Что касается реальной ситуации, то можем отметить следующее:
- облет самолетом Су-24 американского корабля действительно имел место;
- во время облета американского корабля Су-24 не совершал никаких враждебных действий.
- комплекс "Хибины" не устанавливается на самолеты Су-24.
 

Источники:
Комплекс РЭБ Хибины, 2014 г. (источник).
Су-35: истребитель на "подхвате". 2013 г. (источник).
Топорков Н.В. "Хибины" - автоматизированный комплекс защиты самолетов. (источник).

Каталог

Последние комментарии

Фото именно железяки самой
Sierra 2016-09-18 16:10
Материал, конечно, не совсем к месту, но идёт "в тему" со здешним обсуждением...
osankin 2014-09-09 13:05
PPP Wrote:Тем более - не объясните. зачем давить РЛС Иджисовские на столь малом...
Художник 2014-09-09 01:12
Макс Wrote:Ок спасибо ответили, откровенно говоря ни одного ответа именно на те...
Художник 2014-09-09 00:43
Ок спасибо ответили, откровенно говоря ни одного ответа именно на те вопросы которые...
Anonymous 2014-09-08 12:21
Макс Wrote:данные о неприменении Хибины ...Есть общие правила противодействия средствам...
PPP 2014-09-05 19:28
отделим мух от котлет.. науке неизвестно? или всё таки вам.. и на сколько вы уверены...
Anonymous 2014-09-05 12:51
Науке пока не известен комплекс Хибины установленный на Су-24... Если не считать модели на выставках
DIMMI 2014-09-05 01:15
вернёмся к началу... данные о не увольнении моряков оставлю - никто не подтвердит...
Anonymous 2014-09-04 22:47
osankin Wrote:Относиться можно как угодно, однако... buhКанеш, канеш... :crazy...
PPP 2014-08-31 17:00