РС-22 / РТ-23 - SS-24 SCALPEL | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

РС-22 / РТ-23 - SS-24 SCALPEL

Автор: DIMMI
Создана: 02.10.2011 21:19:32
Изменена: 13.12.2023 16:02:17
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Межконтинентальные баллистические ракеты / РТ-23 / РС-22 - SS-24 SCALPEL /

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
БЖРК, ракета 15Ж43 / РТ-22
Комплекс 15П044 / РС-22, ракета 15Ж44 / РТ-23 - SS-24 SCALPEL
Комплекс 15П952 / РС-22А, ракета 15Ж52 / РТ-23 - SS-24 mod.1 SCALPEL

 
Межконтинентальная баллистическая ракета c двигателями на твердом топливе в разных вариантах базирования. Разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск) под руководством генерального конструкторв В.Ф.Уткина. 

В течение 1966-1974 г.г. в КБ "Южное" было выпущено 7 аванпроектов, эскизных проектов и проработок проектов твердотопливных ракет включая НИР "Гарантия" и работы по ракетам РТ-21 (15Ж41) и РТ-22 (15Ж43).

В 1966-1967 г.г. в ОКБ-586 (КБ "Южное") проведены проектные изыскания по разработке боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой Р-12. Проект предусматривал создание  специального состава из 20 вагонов, шесть из которых являлись одновременно транспортным средством и ПУ для ракет. Предполагалось, что БРЖК обеспечит возможность скрытого маневрирования ракетного соединения, находящегося  на боевом дежурстве.  Но работы  тогда не  вышли из проектной стадии.  По мере развития ракетостроения рассматривалась возможность создания БЖРК применительно к твердотопливным ракетам РТ-40, РТ-2, РТ-20. Проект ракетного комплекса с твердотопливной трехступенчатой МБР шахтного и железнодорожного базирования РТ-21 (15Ж41) разрабатывался в первой половине 60-х годов в КБ «Южное».  Проект как и предыдущие не был реализован. Во второй половине 1960-х годов на его основе разрабатывался проект БРЖК с ракетой РТ-22, который  также не был  завершен. В конце 1960-х годов появилась информация о разработке в США проекта  железнодорожного  состава для запуска МБР типа «Минитмен»., что дало старт работам по БЖРК с ракетой РТ-23.

Приказ министра общего машиностроения СССР "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" был подписан 13 января 1969 г. после прекращения разработки в КБ "Южное" ракетного комплекса с ракетой РТ-20П. КБ "Южное" стало головным разработчиком комплекса и ракеты для него. БЖРК должен  был составлять  основу  группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной  живучестью и мог с большой вероятностью уцелеть  после нанесения  противником первого удара.  Этот способ  базирования позволял обеспечить высокую мобильность ракетному комплексу. Считалось, что будет сложно выследить БЖРК непрерывно курсирующий по  разветвленным, и забитым обычными составами  железнодорожным магистралям страны. Разработанный эскизный проект вызвал массу возражений со стороны военных из-за возможной уязвимости комплекса от диверсионных действий  и  сложностей  в организации  железнодорожного движения.  Тем не менее в октябре 1975 г. на Павлоградском механическом заводе началось строительство
корпуса сборки твердотопливных двигателей для МБР РТ-23. 

В отдельной статье:
Комплекс 15П960 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж60 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL
Комплекс 15П961 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж61 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL
Комплекс "Целина", ракета 15Ж62 / РТ-23УТТХ 


Пуск МБР 15Ж52 из пускового вагона БЖРК на полигоне Плесецк (https://nevskii-bastion.ru/, обработано)

Комплекс Ракета Западное обозначение Статус проекта
БЖРК 15Ж43
Велась разработка
ШПУ 15П044 15Ж44 SS-24 SCALPEL Разработана, испытывалась, на вооружение не принята
БЖРК 15П952 15Ж52 SS-24 mod.1 SCALPEL Разработана, испытывалась
15П960 15Ж60 SS-24 mod.2 SCALPEL Перспективная разработка (на 1979 г.)
15П961 15Ж61 SS-24 mod.2 SCALPEL Перспективная разработка (на 1979 г.)
15П962 15Ж62   Перспективная разработка (на 1979 г.)


Вариант МБР с ШПУ 15Ж44
23 июля 1976 г. принято Постановление Совмина СССР о разработке варианта МБР РТ-23 для размещения в ШПУ с моноблочной ГЧ - 15Ж44. Эскизный проект МБР 15Ж44 представлен заказчику в марте 1977 г.  Для повышения боевой эффективности МБР 1 июня 1979 г. вышло Постановление Совмина о разработке ракеты с РГЧ ИН 15Ф143. Второй доработанный вариант эскизного проекта ракеты с РГЧ ИН и двигателями с повышенной энергетикой представлен  в декабре 1979 г. В это же время сформировался окончательный облик ракеты 15Ж44 / 15Ж52, который и пошел в финальную разработку.

Для испытаний комплекса был определен 53 НИИП - полигон Плесецк - в 1977 году в управлении полигона была создана внештатная лаборатория с целью подготовки к испытаниям нового комплекса. Совместные лётные испытания комплекса с БЖРК планировалось начать в первом квартале 1982 г. Для проведения испытаний было произведено по 10 ракет 15Ж44 и 15Ж52. В  декабре 1982 г. начались летно-конструкторские испытания шахтного варианта МБР на полигоне Плесецк (выполнено 8 пусков, испытания выполнены не в полном объеме). 10 февраля 1983 г. работы по ракете были прекращены и решением Совета обороны СССР ракета не была принята на вооружение. Одной из причин прекращения испытаний и работ названы непоставка на испытания комплекса 15П044 в полной штатности и начало работ по усовершенствованной ракете РТ-23УТТХ.

Вариант БЖРК с МБР 15Ж52
Постановление Совмина СССР о разработке  БРЖК с ракетой 15Ж52 на базе МБР 15Ж44 вышло 1 июня 1979 г. (то же постановление, которым задавалась переделка МБР 15Ж44 в ракету с РГЧ ИН). Дополнительное Постановлением Совмина вышло 6 июля 1979 г.  В КБ «Южное»  разработка варианта  ракеты велась одновременно с работой над МБР 15Ж44 оснащенной РГЧ ИН  которая  и была взята в качестве прототипа. В 1982 г. были начаты работы по подготовке полигона к испытаниями БЖРК.

В ходе разработки комплекса сложилась кооперация предприятий:
- КБ "Южное" - головное КБ по ракете и комплексу
- КБ Спецмаш (г.Ленинград, главный конструктор - А. Уткин - брат руководителя КБ «Южное») - пусковаяя установка БЖРК
-
НИИ автоматики и приборостроения (г.Москва, В.Лапыгин) - автономная систему управления ракеты
НИИ-125 (НПО «Союз», Б.Жуков) - смесевое топливо и заряды РДТТ МБР РТ-23
- ЦКБ ТМ (
Б.Аксютин и А.Леонтенков) - командный модуль для  управления пусковой установкой.


БЖРК 15П952 с МБР 15Ж52 (https://nevskii-bastion.ru/, обработано)

При разработке КБ "Южное" ракет 15Ж44 / 15Ж52 были реализованы следующие новые технические решения:
- управление полетом 2-й и 3-й ступеней отклонением головного отсека;
- прямые методы наведения ракеты на цели, что позволило исключить отсечку тяги, позволило увеличить точность и число неплановых целей;
- "минометное" разделение ступеней за счет наддува ПАДами межступенчатых отсеков и поперечного деления конструкции этих отсеков удлинненными кумулятивными зарядами;
- многофункциональная жидкостная ДУ боевой ступенина базе двигателей большой и малой тяги многократного включения;
- надувной головной обтекатель ракеты 15Ж52 с изменяемой в полете формой;
- закрепление ББ к платформе боевой ступени при помощи бандажа в районе центра масс с разрывным болтом в нижнем торце ББ;

Унификация ракет 15Ж44 и 15Ж52 составила 92%. Основные отличия: 
- схемно-конструктивные решения по системе управления и системе прицеливания;
- конструкция головного обтекателя и некоторых других элементов конструкции ракеты;
- элементы системы старта ракеты и конструкция ТПК.

Первый пуск ракеты 15Ж52 из БЖРК был выполнен 18.01.1984 г. на полигоне Плесецк. Выполнено 10 пусков (в т.ч. 1 аварийный и 2 частично успешных). Работы по ракете прекращены в 1985 г. (по др.данным - в 1983 г.). В ходе испытаний подтверждена возможность применения МБР из БЖРК, подтверждена правильность технических решений. Комплекс не принят на вооружение в связи с отсутствием в составе БЖРК важных для боевой эксплуатации систем (по причине неготовности) и в связи с работами по ракете РТ-23УТТХ. РВСН было передано 2 агрегата-пусковых установки 15П252.

Испытательные пуски МБР РТ-23:
№пп Ракета Дата Место пуска Результат Описание
1 15Ж44
48764-251-1Л
26.10.1982 Плесецк, площадка 163-2/2
ШПУ
успешный пуск / частично успешный пуск ЛКИ1. Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура МБР 15Ж44 с РГЧ ИН 7 х ББ 15Ф444. По некоторым данным пуск был частично успешным.

Подтверждены работоспособность системы отклонения головного отсека, систем пусковой установки, минометный старт, отделение поддона и минометное разделение ступеней. Отлично сработали все маршевые двигатели ракеты. В условиях реального пуска была подтверждена работоспособность принятого способа управления полетом второй и третьей ступеней за счет отклонения головного отсека.
2 15Ж44
48764-252-2Л
28.12.1982 Плесецк, площадка 163-1/18?
ШПУ
успешный пуск ЛКИ2. Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура МБР 15Ж44 с РГЧ ИН 7 х ББ 15Ф444
3 15Ж44
48764-253-3Л
15.03.1983 Плесецк, площадка 163-2
ШПУ
неудачный пуск ЛКИ3. Неудачный пуск из ШПУ по полигону Кура МБР 15Ж44 с РГЧ ИН 7 х ББ 15Ф444
4 15Ж44
48764-254-4Л
26.05.1983 Плесецк, площадка 163-1/18?
ШПУ
неудачный пуск ЛКИ4. Неудачный пуск из ШПУ по полигону Кура МБР 15Ж44 с РГЧ ИН 7 х ББ 15Ф444
5 15Ж44
48764-255-5Л
06.09.1983 Плесецк, площадка 163-2/2
ШПУ
неудачный пуск ЛКИ5. Неудачный пуск из ШПУ по полигону Кура МБР 15Ж44 с РГЧ ИН 7 х ББ 15Ф444
6 15Ж44
48712-101-6Л
23.11.1983 Плесецк, площадка 163-1/18?
ШПУ
успешный пуск ЛКИ6. Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура МБР 15Ж44 с РГЧ ИН 7 х ББ 15Ф444
7 15Ж44
48722-103-8Л
24.12.1983 Плесецк, площадка 163-1/18?
ШПУ
успешный пуск ЛКИ7. Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура МБР 15Ж44 с РГЧ ИН 7 х ББ 15Ф444
8 15Ж52
48722-106-1Л
18.01.1984 Плесецк, площадка 163/2
БЖРК
неудачный или бросковый пуск ЛКИ1. Пуск из БЖРК. Вероятно - бросковый или неудачный
9 15Ж44
15.02.1984 Плесецк, площадка 163-1/18?
ШПУ
неудачный пуск ЛКИ8. Неудачный пуск из ШПУ по полигону Кура МБР 15Ж44 с РГЧ ИН 7 х ББ 15Ф444
10 15Ж52
28.03.1984 Плесецк, площадка 163/2
БЖРК
вероятно второй бросковый пуск ЛКИ2. Пуск из БЖРК. Вероятно - бросковый или неудачный
11 15Ж52
48722-108-3Л
08.06.1984 Плесецк, площадка 163/2
БЖРК
успешный пуск ЛКИ3. Пуск из БЖРК по полигону Кура на Камчатке. 
12 15Ж52
48722-109-4Л
28.06.1984 Плесецк, площадка 163/2
БЖРК
успешный пуск ЛКИ4. Пуск из БЖРК по полигону Кура на Камчатке. 
13 15Ж52
48736-201-5Л
07.09.1984 Плесецк, площадка 163/2
БЖРК
успешный пуск ЛКИ5. Пуск из БЖРК по полигону Кура на Камчатке. 
14 15Ж52
48736-203-7Л
16.10.1984 Плесецк, площадка 163/2
БЖРК
успешный пуск ЛКИ6. Пуск из БЖРК по полигону Кура на Камчатке. 
15 15Ж52
48736-202-6Л
01.11.1984 Плесецк, площадка 163/2
БЖРК
успешный пуск ЛКИ7. Пуск из БЖРК по полигону Кура на Камчатке. 
16 15Ж52
48736-204-8Л
12.12.1984 Плесецк, площадка 163/2
БЖРК
успешный пуск ЛКИ8. Пуск из БЖРК по полигону Кура на Камчатке. 
17 15Ж52
48736-205-10Л
25.12.1984 Плесецк, площадка 163/2
БЖРК
успешный пуск ЛКИ9. Пуск из БЖРК по полигону Хатанга 
18 15Ж52
48736-206-9Л
15.04.1985 Плесецк, площадка 163/2
БЖРК
успешный пуск ЛКИ10. Пуск из БЖРК по полигону Кура на Камчатке. 


Система боевого управления:
БЖРК 15П952 - система боевого управления разработки ОКБ "Импульс" с комплексом средств связи, управление технологическим оборудованием осуществляется в автоматическом и полуавтоматическом режимах.

Пусковая установка:
- ракета 15Ж44, комплекс 15П044
 - одиночная шахтная пусковая установка высокой защищенности разработки КБСМ. Разрабатывалась для замены ШПУ комплексов 15П015 и 15П016 МБР типа МР УР-100. Серийно ШПУ не изготовлялась. Температурно-влажностный режим в ШПУ обеспечивался специальной системой в аппаратурном отсеке и незащищенном тамбуре ШПУ.
Тип ШПУ - безоголовочная с силовым металлическим стаканом и аппаратурным отсеком
Тип защитного устройства - поворотная крыша с пороховым приводом открывания
Тип аммортизации ТПК с ракетой - гидропневматическая в вертикальном и горизонтальном направлениях
Тип старта ракеты - минометный на ПАДе, РДТТ 1-й ступени запускается на высоте 30 м над ПУ

- ракета 15Ж52 / БЖРК 15П952 - состав цельнометаллических вагонов, построенных по модульному принципу с точки зрения технологии изготовления и эксплуатации. Разработка систем стрельбового комплекса - КБСМ, разработка комадного модуля и пункта управления пусковым модулем - КБ тяжелого машиностроения, разработка системы электроснабжения - ГосКБ московского прожекторного завода. 
Тип старта ракеты - минометный на ПАДе, РДТТ 1-й ступени запускается на высоте 30 м над ПУ, для снижения воздействия маршевого двигателя 1-й ступени на пусковую установку перед запуском двигателя специальным РДТТ ракета наклоняется от вертикальной оси

Состав и возможности БЖРК:
- тепловозы - 2 х ДМ-62
- пусковые модули - 3 модуля по 3 вагона (агрегат 15П252 - вагон-пусковая установка, вагон-вспомогательный агрегат, вагон-пункт управления пусковым модулем)
- командный модуль - 7 вагонов (вагон-пультовая с приемной аппаратурой, вагон-передающий радиоцентр, вагон-электростанция, вагон автономного запаса, вагон-столовая, вагон офицерского состава, вагон рядового состава и охраны
- вагон-цистерна с запасами ГСМ
Вагоны БЖРК имеют стандартный ЖД-габарит.
Длина вагона-ПУ - 23,6 м
Скорость движения - до 80 км/ч
Условия боевого применения - всепогодное, всесуточное, без ограничений по погоде
Пуски ракет выполняются в геодезически подготовленных точках маршрута

Ракеты РТ-23 и РТ-23УТТХ:

Конструкция ракет: все ракеты семейства РТ-23 выполнены по классической схеме с последовательным расположением трех ступеней, с боевой ступенью с головным обтекателем.

При разработке КБ "Южное" ракет 15Ж44 / 15Ж52 в их конструкции были реализованы следующие новые технические решения:
- управление полетом 2-й и 3-й ступеней отклонением головного отсека;
- "минометное" разделение ступеней за счет наддува ПАДами межступенчатых отсеков и поперечного деления конструкции этих отсеков удлинненными кумулятивными зарядами;
- многофункциональная жидкостная ДУ боевой ступени на базе двигателей большой и малой тяги многократного включения;
- надувной головной обтекатель ракеты 15Ж52 с изменяемой в полете формой;
- закрепление ББ к платформе боевой ступени при помощи бандажа в районе центра масс с разрывным болтом в нижнем торце ББ;

Унификация ракет 15Ж44 и 15Ж52 составила 92%. Основные отличия: 
- схемно-конструктивные решения по системе управления и системе прицеливания;
- конструкция головного обтекателя и некоторых других элементов конструкции ракеты;
- элементы системы старта ракеты и конструкция ТПК.


Ракета 15Ж52 (https://nevskii-bastion.ru/)

Система управления:
15Ж44 / 15Ж52  - система управления автономная инерциальная разработки НПО автоматики и приборостроения (г.Москва, генеральный конструктор - В.Лапыгин). В системе управления использованы цифровые вычислительные комплексы и комплекс командных приборов. Аппаратура размещена в прибьорных контейнерах, один из которых сбрасывается вместе в начале работы 3-й ступени ракеты для облегчения конструкции. Часть аппаратуры СУ размещена на ТПК, а в комплексе 15П952 в пунктах управления пусковых модулей БЖРК.


Двигательные установки: к моменту старта работ по МБР 15Ж44 и 15Ж52 в КБ "Южное" уже был накоплен богатый опыт работы с твердотопливными двигателями - например, был создан и испытан РДТТ 15Д15 ракеты 8К99. В течение 1966-1974 г.г.было выпущено 7 аванпроектов, эскизных проектов и проработок проектов включая НИР "Гарантия" и работы по ракетам РТ-21 (15Ж41) и РТ-22 (15Ж43).

При разработки крупногабаритных РДТТ КБ "Южное" удалось решить следующие задачи:
- применение оптимальной ККС на основе органопластиковых корпусов типа "кокон" и прочно скрепленных с ними литых в корпус зарядов твердго топлива с использованием частично утопленных в камеру сгорания стационарных сопел;
- создание эффективной системы управления вектором тяги по всем параметрам через 8 клапанов вдува горячего камерного газа;
- внедрение оптимальных фором зарядов твердого топлива (1-я ступень - звездообразная, 2-я и 3-я ступень с наклонной кольцевой проточкой типа "зонтик");
- создание телескопических сопел с системами раскладки насадков для 2-й и 3-й ступеней;
- использование в конструкции РДТТ современных материалов - органопластиков, титановых и алюминиевых сплавов, вольфрамовых псевдосплавов, углепластиков, углеметаллопластиков, углерод-углородных композитов.

  15Ж44 / 15Ж52  
1 ступень РДТТ 15Д206 унифицирован с РДТТ 1-й ступени БРПЛ 3М65 разработки по конструкции и заряду. Совместная разработка КБ "Южное", НПО "Алтай" и ЦНИИСМ (корпус РДТТ)

Корпус РДТТ выполнен намоткой нитей высокопрочного органоволокна СВМ по технологии типа «кокон» с вымыванием полимерно-песчаной оправки. Для закладных элементов днища использовался титановый сплав ВТЗ-1.

Сопло неподвижное, утопленное в камеру сгорания РДТТ.

Топливо: Моноблок с каналом типа "многолучевая звезда" бутилкаучукового смесевого твердого топлива с добавлением перхлората аммония и хинолового эфира Т-9-БК-8Э (Т-9БК8 на ракете 15Ж44) разработки Алтайского НИИ химических технологий (ныне - НПО "Алтай", г.Бийск, главный конструктор - Я.Ф.Савченко, научный руководитель - Н.А.Макаровец, ист. - Яскин)
Масса заряда - 48 т

Заряд создан с программируемым спадом тяги в течение приблизительно 17 последних секунд работы РДТТ - это упрощало управление ракетой перед разделением ступеней. Заливка топливной смеси осуществлялась в жидком виде с последующей полимеризацией заряда.

Выбор типа топлива обусловлен высокими требованиями к надежности (ист. - Яскин).

Управление первой ступенью осуществляется вдувом газа, отбираемого из камеры двигателя, в закритическую часть сопла через восемь парных клапанов вдува. Рулевые машины газогидравлические.

Тяга на земле - 218 т
Тяга в пустоте - 241 т
 
2 ступень РДТТ разработки КБ "Южное" совместно с ЛНПО "Союз" (топливо Опал-Мс)
Сопло моноблочное частично утопленное в камеру сгорания с выдвижным телескопическим насадком

Тяга в пустоте - 144 т
 
3 ступень РДТТ разработки КБ ПО "Искра" совместно с ЛНПО "Союз" (топливо Опал-М)
Сопло моноблочное частично утопленное в камеру сгорания с выдвижным телескопическим насадком

Тяга в пустоте - 44 т
 
Боевая ступень Многофункциональная жидкостная ДУ 15Д264 разработки КБ "Южное" на базе двигателей большой и малой тяги многократного включения
Топливо - НДМГ + азотный тетроксид
 



ТТХ ракет:
  15Ж44 / 15Ж52 15Ж60 15Ж61
Длина 23 м 23,3 м 23,3 м
Длина в ТПК 21,9 м 22,4 м  22,6 м
Длина ракеты без ГЧ  
19 м
Длина 1-й ступени    9,4 м
9,7 м
Длина 2-й ступени     4,8 м
Длина 3-й ступени     3,6 м
Диаметр (все маршевые ступени) 2,4 м 2,4 м 2,4 м
Масса с ТПК 126 т   126 т
Масса стартовая 104,5 т 104,8 т 104,5 т
Масса забрасываемая 4050 кг 4050 кг 4050 кг
Масса 1-й ступени   52,5 т 53,7 т
Дальность действия 10 000 км 10 450 км 10 100 км
КВО 500 м (15Ж44)
700 м (15Ж52)
   
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты (Gпг / Gо) 31 кгс/тс    
Гарантийный срок 10 лет 15 лет 15 лет


Боевое оснащение:
МБР Первый пуск
варианта ракеты
Головная часть Боевые блоки Заряд Примечание
15Ж44
Моноблочная ГЧ
заряд мегатонного класса
15Ж44 1982 г. РГЧ ИН 15Ф143 7-10 х ББ 15Ф444 (источник) разработки КБ "Южное", по характеристикам ББ близок Мк-78 (США) АА90 (?, источник) мощностью 430 кт (ист. - Ракеты и космические аппараты) КСП ПРО устанавливался вместо одного или нескольких ББ
15Ж52 1984 г. РГЧ ИН 8-10 х ББ 15Ф444 (источник) разработки КБ "Южное", по характеристикам ББ близок Мк-78 (США) АА90 (источник) мощностью 430 кт (ист. - Ракеты и космические аппараты) КСП ПРО устанавливался вместо одного или нескольких ББ


Модификации:
РТ-23 (БЖРК) - первоначальный проект комплекса с тяжелой твердотопливной МБР.

Комплекс 15П044 / РС-22, ракета 15Ж44 / РТ-23 - SS-24 SCALPEL - проект МБР шахтного базирования с моноблочной ГЧ. 23 июля 1976 г. принято Постановление Совмина СССР о разработке варианта МБР РТ-23 для размещения в ШПУ с моноблочной ГЧ. Первый пуск из ШПУ - 26.10.1982 г.

Комплекс 15П952 / РС-22А, ракета 15Ж52 / РТ-23 - SS-24 mod.1 SCALPEL - проект БЖРК с ракетой РТ-23. Первый пуск выполнен 18.01.1984 г.

Комплекс 15П960 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж60 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL (см.отдельную статью)

Комплекс 15П961 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж61 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL (см.отдельную статью)

Комплекс "Целина", ракета 15Ж62 / РТ-23УТТХ - проект грунтового комплекса (ПГРК) с колесным транспортером МАЗ. Комплекс разрабатывался, но до испытаний не дошел (см.отдельную статью).


Источники:
Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". Украина, Днепропетровск, 2000 г.
Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный Парад", 2007 г.
Яскин А.В. Конструкции и отработка ракетных двигателей на твердом топливе. Бийск, 2010 г. 

Каталог

Последние комментарии

Случайный Wrote:DIMMI, просмотрел обновленную статью по теме и снова наткнулся на...
DIMMI 2023-12-25 16:47
DIMMI, просмотрел обновленную статью по теме и снова наткнулся на неточности."Вариант...
Случайный 2023-12-15 15:30
.
Rishat 2023-12-03 16:47
.
Rishat 2023-11-29 15:47
ПХЗ
Rishat 2023-11-08 16:28
штамповка
Rishat 2023-09-11 20:16
ступени
Rishat 2023-05-21 00:02
ступени
Rishat 2023-05-21 00:00
RDTT
Rishat 2022-12-21 00:31
RDTT
Rishat 2022-12-21 00:31