| ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) 2А3 / СМ-54 "Конденсатор" / "Конденсатор-2П" 406,4-мм самоходная пушка. Изучение тематики создания артиллерийского атомного боеприпаса начато в 1952 г. 15 апреля 1952 г. на имя И. В. Сталина поступает справка Генерального Штаба ВС СССР «О разработке в США атомного оружия для решения оперативно-тактических задач». В справке указывалось, что, по сообщению нашего источника, в США разработаны образцы «тактических» атомных бомб и снарядов. В том числе для 280-мм пушки М-65. Ядерный боеприпас Т-124 с ядерным зарядом W-9 мощностью 15 кт был создан в 1952 г. Дальность стрельбы составляла 24 км.
Специальными решениями Правительства СССР в 1953 г. были регламентированы порядок и сроки разработки артиллерийских ядерных систем в СССР, а также определены руководители этих разработок: 1) 406,4-мм самоходное артиллерийское орудие СМ-54 «объект 271» со спецвыстрелом «Конденсатор». Разработчик СКБ завода «Баррикады». Испытания пушки провести в 1957 г.; 2) 420-мм миномет 2Б2 «Ока» – «объект 272». Со спецвыстрелом «Трансформатор». СКБ МОП г. Коломна, конструктор Б. И. Шавырин. Испытание минометной установки провести в 1957 г.; 3) 406-мм (калибр в ходе разработок был увеличен до 420-мм) динамореактивное орудие С-103. Со спецвыстрелом «Трансформатор». Разработчик НИИ-88 В. Г. Грабин. Стрельбовые испытания провести в 1957 г.; 4) К спецвыстрелам артиллерийских установок разработать ядерный боеприпас, оснащенный атомным зарядом РДС-41. Разработку ядерного боеприпаса поручить НИИ-24, главный конструктор Самоходное 406-мм орудие СМ-54, разработчик СКБ завода «Баррикады» И.П. Дзюба.
Разработку атомного заряда предписывалось поручить КБ-11 (ВНИИЭФ), главный конструктор Ю. Б. Харитон. Технический проект на атомный заряд к ядерному боеприпасу был представлен КБ-11 руководству отрасли в 1955 г. Полигонные испытания атомного заряда РДС-41 были успешно проведены 16 марта 1956 г.
Разработка установки СМ-54 "Конденсатор" начата СКБ завода "Баррикады" (г.Волгоград) в 1954 г. Разработка артиллерийской части и прицельных приборов орудия СМ-54 велась ЦКБ-34 под руководством И.И. Иванова по Постановлению Совета Министров №764-457 от 18 апреля 1955 года.
Основное предназначение орудия - уничтожение обычными и ядерными зарядами военных и промышленных объектов противника на удалении более 25 км. В целях секретности проект получил название "Конденсатор-2П". Позже был получен индекс ГРАУ 2А3. Опытный образец установки на шасси "объект 271" создавался Кировским заводом на базе танка Т-10М.
В 1955 году завод №221 ("Баррикады") изготовил 406-мм экспериментальный баллистический ствол СМ-Э124, на котором выполнялась отработка выстрелов к пушке СМ-54. Монтаж опытной пушки СМ-54 на шасси "объекта 271" был завершен на Кировском заводе 26 декабря 1956 года. Испытания пушки опытной пушки СМ-54 велись в 1957-1959 годах на Центральном артиллерийском полигоне под Ленинградом ("Ржевский полигон") вместе с 420-мм самоходным минометом 2Б1. Испытания выявили много конструктивных недостатков артсистемы: сильный откат установки (на несколько метров), повреждение опор-ленивцев при ведении огня имитаторами ядерных снарядов, разрушение оборудования и срыв с креплений коробки передач. После каждого выстрела выполнялся осмотр материальной части орудия с целью выявления недостатков конструкции и их устранения.
К 1957 г для проведения испытаний были построены еще 4 серийных установки 2А3, которые были показаны 7 ноября 1957 г. на Параде на Красной площади в Москве.
В 1958 г. результаты работ по созданию ядерных артиллерийских систем были рассмотрены на научно-техническом совете МСМ, на котором было признано несвоевременным проведение указанных работ на фоне успешной разработки ракетных комплексов Сухопутных войск различного назначения. В дальнейшем. работы по разработке ядерных боеприпасов для крупнокалиберной артиллерии велись НИИ-1011 (ВНИИТФ). Один из сохранившихся экземпляров самоходной пушки демонстрируется в Музее вооруженных сил России в Москве.
Самоходные пушки 2А3 "Конденсатор" в день Парада на Красной площади 7 ноября 1957 г. в Москве (фото из архива Михаила Михина, http://onepamop.livejournal.com). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Д-30 / 2А18 Д-30А / 2А18М Д-30А-1 / 2А18М-1
122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне - ОАО "Завод №9"). Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) М-46 / 52П482
130-мм буксируемая пушка / полевая пушка. Разработана в артиллерийском КБ завода №172 им. В.М.Молотова, главный конструктор - М.Ю.Цирульников. 23 апреля 1946 г. Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) ВС СССР выдало тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование корпусного дуплекса из 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете для замены 122-мм пушки А-19 (индекс ГРАУ - 52П471) и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 (индекс ГРАУ - 52Г544А). Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совмина СССР, первое из которых вышло 10 июня 1947 г. (№ 1540-687). Разработанные образцы получили заводские индексы М-46 и М-47 (М - "Мотовилиха", район города). Их технический проект был рассмотрен ГАУ 27 декабря 1946 г., а после переработки был повторно рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.
Опытные образцы 130-мм пушек М-46 и 152-мм М-47 были изготовлены заводом №172 им.В.М.Молотова в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний, опытный образец М-47 и труба от М-46 были направлены на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. На НИАП-е стволы М-46 и М-47 поочередно стреляли с одного лафета (М-46). Всего, из М-46 было произведено 1347 выстрелов, а из ствола М-47 - 1319 выстрелов. Кроме того, лафет с М-46 прошел испытания возкой тягачом АТ-С ( в том числе, со скоростью до 5 км/час, со стволом, не переведенным в походное положение ), на 2277 км. В рамках мероприятий по устранению конструктивных недоделок, в период с 27 июля по 14 ноября 1949 г., на НИАП-е были проведены повторные совместные испытания артсистем С-69, М-46 и М-47, в ходе которых из М-46 было выполнено 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла возкой 568 км. Войсковые испытания четырех М-46 и четырех М-47 были проведены в период с 9 сентября по 9 ноября 1950 г., по результатам которых обе артсистемы были признаны успешно прошедшими испытания и были рекомендованы к принятию на вооружение.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Д-1 - M1943
152-мм гаубица. Гаубица разработана ОКБ-9 артиллерийского завода №9 (г.Свердловск), главный конструктор - Ф.Ф.Петров. Гаубица Д-1 - первое орудие разработки КБ завода №9 (индекс "Д"). Разработка орудия была призвана усилить войска тяжелой артиллерией для взламывания полевой обороны противника. Гаубица создана путем наложения на лафет 122-мм гаубицы М-30 оснащенного двухкамерным дульным тормозом ствола предвоенной 152-мм гаубицы М-10 (1938 г.). Разработка велась в 1942 г. Разработка одобрена наркомом вооружения СССР Д.Ф.Устиновым. 12 апреля 1943 г. Государственный Комитет Обороны принял решение об изготовлении к 1 мая 1943 г. пяти опытных образцов гаубицы Д-1. Гаубица принята на вооружение 8 августа 1943 г. Всего до конца войны произведено 1047 орудия на нескольких артиллерийских заводах. | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) М-30 - M1938
122-мм гаубица. Разработана в 1938 г. КБ "Мотовилихинских заводов" (г.Пермь) под руководством Федора Федоровича Петрова. Серийное производство гаубицы начато в 1939 г. сразу на трех заводах - в т.ч. на "Мотовилихинских заводах" (г.Пермь) и на артиллерийском производстве завода "Уралмаш" (г.Свердловск, с 1942 г. - артиллерийский завод №9 с ОКБ-9). Гаубица производилась по 1955 г. Всего произведено 16887 орудий / 19266 орудий (по др.данным - http://www.ugmk.com). В послевоенное время гаубица долго состояла на вооружении в частях Сибирского и Уральского военных округов.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) ЗИС-3
76,2-мм дивизионная пушка. Разработана в 1942 г. и с 1942 по 1945 годы находилась в серийном производстве в СССР. Одно из самых массовых орудия Великой Отечественной войны - всего произведено 103000 штук. После войны долгое время пушка находилась на вооружении частей Советской Армии.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) Д-80 Д-80С Д-80-2 535-мм самоходная артиллерийская установка / пусковая установка АРСов схемы "закрытая труба". Пректирование самоходной артиллерийской установки с внутренним обозначение КБ "БПД" для стрельбы активно-реактивными снарядами начато ОКБ-9 артиллерийского завода №9 (г.Свердловск) в 1963 г. Главный конструктор - Ф.Ф.Петров. В разработке так же участвовали НИИ-1, НИИ-24, НИИ-125, НИИ-13, НИИ-61 и другие организации. ОКБ-9 изготовлены действующие макеты установок Д-80 в масштабе 1:10 на гусеничном и колесном шасси. Макеты использовались на этапе защиты проекта в ГРАУ и у министра оборонной промышленности СССР С.А.Зверева. При создании рассматривалась возможность миграции системы вооружения на корабли ВМФ. Аванпроект установки ОКБ-9 рассмотрен 10 мая 1965 г. Проект рассматривался в качестве конкурента ОРТ «Луна-М» как ударная система дивизионного звена. В октябре 1968 г. заводу «Баррикады» (г.Волгоград) был дан заказ на изготовление трубы и казенника для Д-80. В конце 1968 г. все работы по Д-80 были прекращены. Строительство реальных образцов установок не велось. Для испытаний на полигоне в п.Красное создан лишь реальный образец шарового затвора орудия. Проект был переработан и получил индекс Д-80С, но так же был отвергнут. В сентябре 1969 года ОКБ-9 предложило проект Д-80-2 с заряжанием с казенной части, по схеме, близкой к 240-мм миномету М-240.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) 2С35 "Коалиция-СВ" 2 х 152-мм опытная самоходная артиллерийская установка (гаубица). Разработана в рамках ОКР "Коалиция-СВ", головной разработчик - ЦНИИ "Буревестник" (г.Нижний Новгород), совместно с "Уральским Заводом Транспортного Машиностроения" (г.Нижний Тагил), ЦНИИМ и "Уралвагонзаводом". САУ создана с использованием наработок по САУ "Мста-С" и шасси основного танка "объект 195". С конца 1980-х годов велось изучение повышения эффективности САУ по теме НИР "Необитаемость". Так же при создании САУ использованы наработки КБ завода "Уралтрансмаш" по проекту САУ "объект 327". Позже (вероятно в середине 1990-х годов) начаты работы по НИР "Коалиция" в рамках которой была проведена работа по межвидовой унификации вооружений крупного калибра Сухопутных войск и ВМФ ("Коалиция-Ф", предположительно). Макетный образец установки представлен публике в декабре 2006 г. По прогнозам того времени поступление на вооружение считалось возможным в 2015 г., но 8 апреля 2010 г. начальник вооружений ВС России Владимир Поповкин заявил, что ОКР "Коалиция-СВ" по созданию САУ закрыты в связи с моральным устареванием.
| | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Хай-резы от пресс-службы "Севмаша". Одно из фото выкладывалось ранее, но тут размером... | Кое-какая дополнительная информация по кораблю: http://www.biblioatom.ru/evolution... | Кое-что интересное по теме можно прочесть тут http://elib.biblioatom.ru/text/rol-nauki-v-sozdanii-podvodnogo-flota... |
|