| ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
А-60 / 1А / ЛЛ1А / ОКР комплекс "Дрейф" 78Т6 А-60 / 1А2 / ЛЛ1А2 / ОКР комплекс "Сокол-Эшелон" 1ЛК222
Летающая лаборатория / специальный авиационный комплекс с лазерной экспериментальной установкой / лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). Разработка проекта комплекса велась ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО ЦКБ "Алмаз" (позже - концерн ПВО "Алмаз-Антей") главный конструктор комплекса - академик Б.В.Бункин. Разработка самолета-летающей лаборатории начата в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1977 г. Главный конструктор самолета-летающей лаборатории 1А2 на базе Ил-76МД - Н.А.Степанов, заместитель главного конструктора - В.Д.Заремба, ведущий конструктор - Ю.А.Бондарев. Главный конструктор комплекса "Сокол-Эшелон" НПО "Алмаз" - Владимир Карачунский (2015 г., ист. - "Сокол" расправляет крылья).
В июне 1965 г. состоялась встреча академиков А.М.Прохорова, М.Д.Миллионщикова и А.А.Расплетина в результате которой к работам по лазерной тематике в интересах ПВО и ПРО подключалось НПО «Алмаз». В августе 1973 года в НПО «Алмаз» на базе существующего подразделения было создано специальное конструкторское бюро по разработке лазерных систем (источник). В середине 1972 г., вероятно, после наземных испытаний прототипа газового лазера возникло предложение о размещении лазерной установки на авиационном носителе. Разработка комплекса была поручена НПО «Алмаз», источник электропитания разрабатывал завод «Дзержинец». Проведение летных испытаний летающей лаборатории было запланировано на 1979–1980 г.г., комплекса – на 1981 г. (источник).
Разработка лазерного комплекса воздушного базирования для борьбы с автоматическими дрейфующими аэростатами 78Т6 "Дрейф" начата в 1975 г. по тактико-техническому заданию, согласованному с ВВС в части комплекса в целом и с Войсками ПВО в части бортового лазерного комплекса. Начальником тематического отдела ЦКБ "Алмаз" по разработке комплекса «Дрейф» в 1978 году был назначен Мансуров Н.А. В Филиале Института атомной энергии им И.В.Курчатова при участии со стороны ЦКБ «Алмаз» Захарьева Л.Н., Поляшева Н.Н., Зуева Г.М., Феофилактова В.А., Морозова В.В. и др. успешно прошла отработка стендового образца полномасштабного лазера. Мансуров Н.А. и Цыганенко Н.В. руководили разработкой конструкторской документации и изготовлением аппаратуры бортового комплекса. В работе принимали участие и ТАНТК им. Г.М.Бериева и Казанский моторостроительный завод «Союз», где совместно с Зарембой В.Д., Бондаревым Ю.А., Богдановым В.А., Степановым Н.А., Фахрутдиновым И., Беляковым Ю. и др. решались производственные вопросы. Одновременно шла подготовка испытательной базы. В разработке методологии испытаний авиационного комплекса принимали участие инженеры-испытатели полигона Дашков Ю.А., Жиган И.П., Криштапович И.И., Майструк Ю.Г., Писаненко Ю.М., Телепанов Н.И. и др. Особое внимание уделялось подготовке будущих операторов бортового лазерного комплекса «Дрейф». С этой целью из числа выпускников Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища были отобраны четверо лучших специалистов по кантовой электронике и направлены на полигон для получения опыта испытаний лазерных средств. В ходе этой стажировки они прошли необходимое летное обучение, включая парашютную подготовку (источник).
Головным разработчиком лазерной установки мегаваттного класса было НПО "Астрофизика" - испытания прототипа установки, предназначенной для размещения на космической станции "Скиф", велись на самолете-лаборатории 1А. Собственно лазер мощностью 1 МВт создан в филиале института Курчатова в Красной Пахре (источник).
Первый полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60 / 1А совершил 19 августа 1981 г. (экипаж Е.А.Лахмостова). В 1983 г. на самолете завершен монтаж лазерного комплекса и начаты его испытания. По западным данным испытания комплекса были начаты в 1984 г. 22 сентября 1982 г. с помощью аналогичного наземного комплекса была поражена воздушная мишень. 27 апреля 1984 г. впервые с использованием ЛКАБ была поражена воздушная мишень, командир экипажа - Е.А.Лахмостов, оператор ЛКАБ - В.В.Карачунский (ист. - Цель на орбите). Известно, что было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели - стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30-40 км. Так же выполнялась стрельба по мишени Ла-17. В части источников указывается на то, что комплекс с самолетом А-60 создавался в качестве авиационного комплекса по программе "Терра-3" (источник). В 1989 г. самолет 1А сгорел на авиабазе Чкаловский (см.ниже). На втором самолете А-60 / 1А2 установлен модернизированный лазерный комплекс. Самолет совершил первый полет 29 августа 1991 г. (экипаж В.П.Демьяновского). В 1993 г. работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены. В 2009 г. испытания самолета 1А2 возобновлены.
В некоторых источниках первую машину А-60 ошибочно называют "1А1" по аналогии с машиной 1А2. На самом деле самолет 1А2 создан, вероятнее всего, с использованием агрегатов и элементов планера самолета 1А и потому так и назван 1А2 - "1А второй" с сохранением и заводского и бортового номеров самолета 1А. Предположительно, так было сделано потому, что задание на работы по машине было оформлено как "восстановление" после пожара первой ЛЛ, то есть было не создание, а "воссоздание", хотя по сути получился почти новый самолёт.
Большую помощь в подготовке материала оказал историк авиации Алексей Коваль.
| | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии . | порт | сод | И выкладываю один ранее выложенный снимок Batillus в заметно лучшем качестве. | И еще хороших снимков Jahre Viking | И эта тема была бы, конечно, неполной, не появись тут хороших фотографий вечного... | И снова Batillus | Красивое фото | утиль | утиль |
|