ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Ракета Х-101 - AS-23A KODIAK Ракета Х-102 - AS-23B KODIAK
Крылатая ракета большой дальности. Разработана в МКБ "Радуга" с использованием опыта создания КРБД Х-55. Ракета отличается увеличенной дальностью, выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям - с обычной БЧ (Х-101) и с ядерной БЧ (Х-102). По неподтвержденным данным разработка ракеты начата в 1984 г. (источник, в 1992 г. по данным Jane's) и по данным СМИ завершена к 1995 г.
По западным данным, испытания ракет Х-101 вместе с носителем Ту-95МС начаты в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Так же в некоторых источниках указывается, что испытательные пуски ракет велись в 1999 г. и в апреле 2000 г. в ходе учений 37-й воздушной армии ДА России. Летные испытания ракет Х-101 в Ахтубинске продолжались и в 2002 г. (источник).
Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ. По западным данным, серийное производство ракет начато на заводе в Смоленске 1 декабря 2002 г. По нашему мнению, по состоянию на 2010 г. ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания. Ранее была неподтвержденная информация о принятии ракет на вооружение в 1999 г. и в 2002-2003 г.г. Наименование "изделие 111" взято из источника Jane's - есть сомнения в его достоверности.
20 марта 2012 г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности. Поступление ракет Х-101 в ВВС России ожидалось в 2013 г. и, вероятно, в 2013 г. было начато. 17 ноября 2015 г. состоялось первое боевое применение ракет Х-101 в Сирии, самолеты-носители - Ту-160.
Идентификация индексов ракет - источник Система управления и наведение - согласно СМИ КРБД оснащена "оптоэлектронной системой коррекции траектории полета с телевизионной системой наведения на конечном этапе" "Спрут". Кроме того, виспользуется система спутниковой навигации ГЛОНАСС. По нашему мнению, ракета оборудована инерциальной системой наведения с использованием БЦВМ с коррекцией по цифровым эталонным картам участков коррекции полета с использованием данных лазерного (оптико-электронного) высотомера и оптического изображения местности. На конечном этапе полета, возможно, используется оптическая или радиолокационная корреляционная ГСН.
Конструкция - КРБД выполнена по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным раскрывающимся после пуска крылом. Крылья в транспортном положении сложены под фюзеляжем от центральной части в сторону хвоста. В хвостовой части фюзеляжа раздвижной кок. Аэродинамические рули ракеты и двигатель приводятся в рабочее положение при пуске (двигатель выдвигается из фюзеляжа и фиксируется на пилоне).
Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно транспортную тележку, ракету, сложенные крылья, фюзеляж ракеты. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru). Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно носовую часть ракеты с ПВД и, видимо, датчиком дистационного взрывателя. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru). Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно носовую часть ракеты, окно датчиков системы наведения, сложенные крылья. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru). Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно хвостовую часть ракеты со сложенными стабилизаторами, убранным двигателем и хвостовой частью фюзеляжа. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru). Ракеты Х-101 на многопозиционной катапультной пусковой установке под Ту-160. Вид сзади. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru). Предположительно на фото останки ракеты Х-101. На верхнем фото - центроплан и корневые части крыльев. На нижнем - корпус, вид сзади и сверху - идентификация этого фото сомнительна. Ракета упала на территории Ирана 20.11.2015 г. (публикация 21.11.2015 г., источник, источник).
Двигатели - малогабаритный ТРДД, предположительно, РД-95ТМ-300 с тягой 360 кг (возможно, формированный), выдвигаемый из нижней части фюзеляжа после старта. В западных СМИ есть информация о варианте КРБД с винтовым турбовентиляторным двигателем.
Предположительно на фото двигатель ракеты Х-101 упавшей на территории Ирана 20.11.2015 г. (публикация 21.11.2015 г., источник).Двигатель ракеты Х-101 упавшей 18 ноября 2015 г. на территории занятой боевиками в Сирии ( источник). ТТХ ракеты Х101 / Х-102: Длина: - 7.45 м (источник) - 7.60 м (оценка) Размах крыла - 4.4 м (оценка) Диаметр корпуса - 0.75 м (оценка) Площадь ЭПР - 0.01 кв.м
Масса - 2200-2400 кг Масса БЧ - 400 кг
Дальность действия: - 5000-5500 км - 3000 км (заявление Федосова, 23.02.2017 г., источник) Скорость максимальная - 250-270 м/с Скорость крейсерская - 190-200 м/с Высота полета: - минимальная - 30-70 м - максимальная маршевая - 6000 м КВО: - 12-20 м - 6-9 м (в ходе испытаний, Jane's и не только) - 100 м (мод. с ядерной БЧ, Jane's) Продолжительность полета - 10 часов (источник)
Ракета Х-101 на транспортной тележке перед погрузкой на борт Ту-160. Вид сзади. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru). Ракеты Х-101 на транспортных тележках перед погрузкой на борт Ту-160 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru). Типы БЧ: - Х-101 - обычная БЧ, возможны варианты - осколочно-фугасная, фугасная, объемно-детонирующая, кассетная; существует так же версия об оснащении ракеты одновременно двумя разделяющимися боеголовками, позволяющими уничтожать две цели разнесенные на 100 км (источник).
- Х-102 - ядерная, мощностью 250 кт (источник), специальная боевая часть для ракеты разрабьотана ВНИИА, заряд - ВНИИЭФ под руководством главного конструктора С.Н.Воронина.
Модификации: - Х-101 - прототип КРБД с обычной БЧ;
Предположительно прототип КРБД Х-101 образца 2010 г. под Ту-95МС, лето 2010 г. (фрагмент фото Дениса Апалькова, http://russianplanes.net). - Х-101 - серийная КРБД с обычной БЧ;
Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно транспортную тележку, ракету, сложенные крылья, фюзеляж ракеты. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru). - Х-102 - вариант КРБД с ядерной БЧ;
- Х-СД - предположительно, проект ракеты малой (средней) дальности, создаваемой на базе КРБД Х-101. По состоянию на 2000 г. начата разработка ракеты. В ракете предположительно будет использована система управления от Х-101.
Уточненные предположительные проекции КРБД Х-101 (с) http://militaryrussia.ru, вариант от 04.07.2015 г. Наш архив: предположительные проекции КРБД Х-101 (с) http://militaryrussia.ru, вариант от 30.01.2011 г. Носители: - Ту-95МС - может нести 8 ракет на двойных узлах подвески с катапультными пусковыми установками на пилонах под крылом (4 пилона);
- Ту-95МСМ - модификация Ту-95МС специально для ракет типа Х-101. считается, что велись работы по размещению 6 ракет на внутренней револьверной МКУ и 8 ракет на 4-х пилонах под крылом, но в процессе адаптации новой ракеты к бомбоотсеку Ту-95МС от внутреннего развещения ракет на самолете отказались из-за недостаточной длины бомбоотсека (источник, источник). Переоборудование самолетов по стандарту Ту-95МСМ планировалось начать осенью 1999 г. В итоге первый серийный переоборудованный Ту-95МСМ передан промышленностью ВВС в 2015 г.
Опытовый самолет для испытаний прототипов КРБД Х-101 Ту-95МС борт №317 красный, предположительно Раменское, 2010 г. (фото Сергея Аблогина, http://ablogin.ru/). Две фотографии Ту-95МС в испытательном полете предположительно с прототипом КРБД Х-101 образца 2010 г., лето 2010 г. (фото Дениса Апалькова, http://russianplanes.net).
- Ту-160 - может нести в двух отсеках вооружения на многопозиционных катапультных пусковых установках до 12 КРБД (по 6 шт в отсеке). Вероятно, применение ракет типа Х-101 возможно только на модернизированных Ту-160. Пуски ракет Х-101 с борта Ту-160 "Владимир Судец" ВВС России, из заднего и из переднего отсеков полезной нагрузки 17.11.2015 г. (кадры видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru). Ракеты Х-101 на борту Ту-160 "Владимир Судец" ВВС России 17.11.2015 г. (кадры видеороликов Министерства обороны России, источник). - Ту-22М5 - модернизированный на заводе №360 серийный Ту-22М3. Предположительно сможет нести 4 ракеты типа Х-101 или 6-8 ракет типа Х-СД.
Статус: Россия
- 1995 г. - возможное начало испытательных пусков первых прототипов.
- 1999 г. - возможно, ракеты проходят испытания. Возможно (но крайне маловероятно) даже принятие на вооружение ракет Х-101 / Х-102.
- 2009 г. 10 августа - в СМИ сообщается о планах в рамках Государственного Оборонного Заказа на 2010 г. начать закупки КРБД Х-102.
- 2010 г. - по нашему мнению ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания.
- 2011 г. март - СМИ сообщают, что в 2011 г. планируются закупки 20 КРБД воздушного базирования. Возможно, это будут КРБД типа Х-101 / Х-102.
- 2013 г. - ракеты Х-101 должны были начать поступать в ВВС России (источник).
- 2015 г. 17 ноября - первое боевое применение крылатых ракет с самолетов-носителей Ту-160 против целей в Сирии. Судя по всему, применение ракет продолжилось 18 ноября и позже. При применении ракет 17-20 ноября 2015 г. судя по всему минимум две ракеты не долетели до цели - ракеты упали в результате аварии или были сбиты сирийскими боевиками.
Пуски ракет Х-101 с борта Ту-160 "Владимир Судец" ВВС России. Территория, видимая в бомболюе, идентифицированна как западная часть Ирана, 17.11.2015 г. (кадры видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru). Источники: Волкова А., Григорьев С. Стратегические станут многоцелевыми. // Независимое военное обозрение. №22 / 2000 г. Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2009 г., 2011 г. Марковский В., Перов К. Советские авиационные крылатые ракеты. // М-Хобби. №8 / 2004 г. Настоящие сверхзвуковые. Сайт http://www.testpilot.ru/hard.htm, 2011 г. Сердюков о принятии на вооружение КРВБ большой дальности. Сайт http://missiles2go.wordpress.com/, 2012 г. Foro Armas Rusas. Сайт http://www.elforo.de, 2004 г. Jane's. Kh-101, Kh-102. Сайт http://www.janes.com, 2011 г. The Aviation Forum. Сайт http://forum.keypublishing.com, 2011 г.
|