пр.941 Акула - TYPHOON Автор: DIMMI Создана: 29.09.2011 20:35:23 Изменена: 06.02.2023 22:38:18 Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Подводные лодки / ПЛ с баллистическими ракетами (ПЛРБ, ПЛАРБ) / пр.941 Акула - TYPHOON / | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) пр.941 "Акула" - TYPHOONТК-208 "Дмитрий Донской" ТК-202 ТК-12 "Симбирск" ТК-13 ТК-17 "Архангельск" ТК-20 "Северсталь" ТК-210 | | Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) / крейсерская подводная лодка (по 25.07.1977 г.) / тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (тяжелый РПКСН с 03.06.1996 г.). Разработчик проекта - ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - С.Н.Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ - В.Н.Левашов. Предварительная разработка ракетного комплекса Д-19 начата в миасском СКБ-385 в начале 1971 г. Тактико-техническое задание на проектирование ПЛАРБ выдано в декабре 1972 г. Строительство новой серии ПЛАРБ планировалось в качестве ответа на строительство в США серии ракетоносцев типа Ohio. Постановление СМ СССР о проектировании и строительстве пр.941 принято 19 декабря 1973 г. Вероятно, планировалось строительство серии в 12 ПЛАРБ проекта - такая цифра была названа Главкомом ВМФ СССР С.Г.Горшковым на выступлении перед слушателями и преподавателями учебного центра ВМФ №93 в Палдиски летом 1975 г.
Головная ПЛ серии ТК-208 заложена на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 17 июня 1976 г. Спущена на воду 23 сентября 1980 г. и принята ВМФ СССР 12 декабря 1981 г. Строительство серии подводных лодок завершено сдачей ВМФ 4 сентября 1989 г. ПЛАРБ ТК-20. Всего построено 6 ПЛАРБ проекта, седьмая лодка проекта - ТК-210 - заложена в 1986 г., но в 1988 г. при готовности 40% строительство остановлено, а в 1990 г. задел разобран на металл. Частичная комплектация и заготовки металла в 1980-е годы велись еще на три ПЛАРБ серии. Т.е. всего по состоянию на начало-середину 1980-х годов планировалась постройка серии в 10 ПЛАРБ, которая позже была сокращена до 6 экземпляров.
После принятия флотом головной ПЛАРБ ТК-208 лодка была подвергнута интенсивной опытной эксплуатации. При поступлении на вооружение ВМФ ПЛАРБ проекта учебная база в центре в Палдиски фактически отсутствовала и создавалась кустарно самими "учениками". Позже в Палдиски был создан тренажер "Ольха", имитировавший 19 отсеков ПЛАРБ пр.941 с действующим ядерным реактором.
Пять из шести построенных ПЛАРБ пр.941 TYPHOON в Западной Лице, 1980-1990-е годы (фото из архива Волка, http://tsushima.su). В мае 1987 г. согласно Постановлению Совмина СССР утвержден график модернизации ПЛАРБ пр.941 по проекту 941УТТХ: - ТК-208 (зав.№711) - с октября 1988 г. по декабрь 1994 г. - ТК-202 (зав.№712) - с октября 1992 г. по декабрь 1997 г. - ТК-12 (зав.№713) - с 1996 г. по 1999 г. - ТК-13, ТК-17, ТК-20 - с передачей ВМФ после 2000 г. Ремонтные работы планировалось вести (средний ремонт) на СРЗ "Звездочка", модернизационные - на ПО "Севмаш".
По состоянию январь 2010 г. кроме головной лодки пр.941 и пр.941У ТК-208 остальные ПЛАРБ не проходили средний ремонт. На конец сентября 2011 г. в строю формально остаются три ПЛАРБ проекта (в т.ч. две лодки в резерве без основного боекомплекта и одна в роли опытовой ПЛАРБ - ТК-208), в СМИ обсуждаются планы Минобороны России по выводу лодок из состава флота в 2014-2019 г.г. 9 февраля 2012 г. главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две ПЛАРБ проекта - "Севрсталь" и "Архангельск" - в ближайшие годы со своим штатным вооружением - сохраненными ракетами Р-39 - останутся на вооружении ВМФ России (не получилось в итоге), третья лодка проекта - "Юрий Долгорукий" будет использоваться в качестве опытовой ПЛ для учений и испытаний других ПЛА, а также в программе испытаний БРПЛ Р-30 "Булава".
Все ПЛАРБ пр.941 выведены из боевого состава Флота. 6 февраля 2023 г. СМИ со ссылкой на главу общероссийского Движения поддержки флота Владимира Мальцева сообщают, что ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ выведена из боевого состава ВМФ России. Лодка будет ожидать утилизации на военно-морской базе в Северодвинске вместе с двумя другими ПЛАРБ пр.941.
По неподтвержденным данным шифр ракетной системы с ПЛАРБ пр.941 "Акула" - "Тайфун". Вероятно, отсюда и западное наименование подводной лодки - TYPHOON.
Конструкция - конструктивная схема подводной лодки - катамаран - определена размерностью боекомплекта - крупногабаритными твердотопливными межконтинентальными ракетами Р-39 комплекса Д-19. Лодка выполнена по многокорпусной архитектуре и состоит из легкого корпуса, ограждения выдвижных устройств и 5 прочных корпусов: - два основных прочных корпуса идут симметрично по большей части длины лодки, имеют переменный диаметр и каждый разделен на 8 отсеков (3 носовых общей длиной 54 м, 3 прилегающих к ГКП общей длиной 31 м, реакторный и турбинный отсеки общей длиной 30 м). - носовой прочный корпус - для размещения торпедного отсека (один отсек). - прочный корпус главного командного пункта лодки и радио-технического оборудования (один отсек, длина 30 м). - кормовой переходный 13-метровый прочный корпус (один отсек). Ограждение выдвижных устройств выполнено прочным для проламывания льда толщиной до 3 м и более, крыша округлой формы, высота 8.5 м.
Материал прочных корпусов - сталь с использованием титановых сплавов, легкий корпус - сталь. Корпус покрыт резиновым звукопоглощающим покрытием.
На лодке значительно улучшены условия обитания экипажа - офицерский и мичманский состав размещается в 1-, 2- и 4-х местных каютах, матросы и старшины в маломестных кубриках. Есть помещение профилактория с сауной и бассейном.
Средства спасения - по бортам от ограждения выдвижных устройств расположены две всплывающие спасательные камеры - для правого и левого бортов.
Двигательная установка: - 2 х двухконтурные водо-водяные ядерные реакторы ОК-650ВВ мощностью по 190 МВт (размещены в разных прочных корпусах) - реакторы представляют из себя модернизированные реакторы типа ВМ-4АМ; - 2 х ПТУ (паро-турбинные установки) с ГТЗА (главными турбо-зубчатыми агрегатами) / турбинами по 45000-50000 л.с. / до 60000 л.с. по др.данным; - 2 х резервные электродвигатели мощностью по 260 л.с. - подключаются к линии главногого вала с помощью муфт;
Движитель: 2 гребных вала с 7-лопастными винтами фиксированного шага, лопасти прецезионно обработанные, изогнутые. Диаметр винтов - 5,55 м Скорость вращения - 0 - 230 об мин
По два дополнительных подруливающих устройства с электродвигателями мощностью по 750 кВт в носу и в корме лодки.
ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" пр.941УМ у стенки ПО "Севмаш", Северодвинск, октябрь или весна 2014 г. (фото - Слава Степанов, http://gelio.livejournal.com/). Энергетика: - 4 х паротурбинных атомных энергетических установки мощностью по 3200 кВт БПТУ-514 (БПТУ-514М на пр.941УТТХ/У); - 2 х резервных дизельгенератора АСДГ-800 мощностью по 800 кВт; - Свинцово-кислотная акумуляторная батарея типа "изделие 144"
ТТХ лодки: Экипаж - 163 чел (в т.ч. 52 офицера и 85 мичманов)
Длина: - 170 м - 172,8 м (др. данные) - 172.6 м (ТК-17) - 173.1 м (ТК-20) Ширина - 23,3 м Осадка по кильватерную линию - 11.2 / 11.5 м
Водоизмещение полное подводное - 48000 / 49800 т (по разным данным) Водоизмещение надводное - 23200 / 28500 т (по разным данным)
Скорость полного хода подводного - 25-27 уз Скорость полного хода надводного - 12-13 уз Дальность плавания - неограничена Глубина погружения предельная - 500 м Глубина погружения рабочая - 380 м Автономность - 120 суток
Вооружение: | пр.941 | пр.941У / УТТХ
| пр.941У / 09412
| Ракетное | Ракетный комплекс Д-19 с 20 ПУ БРПЛ Р-39
Ракетный комплекс Д-19У с 20 ПУ БРПЛ Р-39У | Ракетный комплекс Д-19М с 20 ПУ БРПЛ Р-39М (проект)
Ракетный комплекс Д-19УТТХ с 20 ПУ БРПЛ Р-39УТТХ "Барк" (велось переоборудование ПЛАРБ ТК-208)
| Ракетный комплекс Д-30 с 20 ПУ БРПЛ Р-30 "Булава", под испытания ракет "Булава" оборудовано 2 ПУ в носовой части корабля
| Торпедное | 6 ТА калибра 533 мм с утройством быстрого заряжания и системой подготовки торпедных аппаратов "Гринда" Боекомплект - 22 торпеды типов 53-56К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80, ВА-111 "Шквал" и ракеты комплексов "Водопад" и "Вьюга". | аналогично | аналогично | Прочее | 8 х ПЗРК типа "Игла-1", боекомплект - 48 ЗУР
| аналогично + комплекс самообороны "Шлагбаум" с 8 х ПУ СГПД МГ-74 "Корунд" | аналогично | Оборудование: | пр.941 | пр.941 / ТК-17, ТК-20 | пр.941УТТХ | пр.941У / 09412
| БИУС | "Омнибус" / "Омнибус-1" с ЭВМ МВУ-132
| | "Омнибус-У" с ЭВМ МВУ-132У | "Омнибус-У" с ЭВМ МВУ-132У | Гидроакустическое оборудование | ГАК МГК-540 "Скат-3", включает в себя: - ГАК МГК-500 «Скат-КС» с 4 антеннами, одновременно сопровождается 10-12 целей; - ГАС миноискания МГ-519 «Арфа-М»; - ГАС определения кавитации МГ-512 «Винт»; - ГАС определения скорости звука ГИСЗ МГ-553 «Шкерт»; - эхоледомер МГ-518 «Север»; | вместо ГАК МГК-500 "Скат-КС" установлен ГАК МГК-501 "Скат-2М"
установлена ГПБА "Пеламида" | вместо ГАК МГК-500 "Скат-КС" установлен ГАК МГК-501 "Скат-2М" | ГАК МГК-540 "Скат-3", включает в себя: - ГАК МГК-501 «Скат-2М» (?) - ГАС миноискания МГ-519 «Арфа-М» (?) - ГАС определения кавитации МГ-512 «Винт» (?) - ГИСЗ МГ-553 «Шкерт» (?) - эхоледомер МГ-518 «Север» (?)
| Радиолокационный комплекс | РЛК МРКП-58 «Радиан» станция радио-технической разведки МРП-21А | РЛК МРКП-59 «Радиан-У» | РЛК МРКП-59 «Радиан-У» | МРКП-59 «Радиан-У» станция радио-технической разведки МРП-21А (?)
| Навигационный комплекс | спутниковый навигационный комплекс «Симфония»
навигационный комплекс «Тобол-941»
навигационный круговой обнаружитель НОК-1
навигационный обнаружитель разводий НОР-1 | | спутниковый комплекс «Симфония-УТТХ» | спутниковый комплекс «Симфония-УТТХ» навигационный комплекс «Тобол-941» (?)
| Комплекс связи | "Молния-Л1" / "Молния МС"
две выпускаемые антенны всплывающего типа "Залом", обеспечивают прием сигнала при глубине лодки до 150 м
| | "Смерч-2" | "Смерч-2" | Выдвижные устройства
| - перископ "Сигнал-3";
- перископ "Лебедь-21";
- совмещенный антенный пост станции опознавания "свой-чужой" и радиосекстанта;
- антенный пост РЛК "Радиан", совмещен с выдвижной шахтой работы компрессора под водой (РКП);
- антенный пост комплекса радиосвязи;
- совмещенные антенна системы подводной связи и пеленгатор;
- антенный пост системы спутниковой связи и радионавигации;
- антенный пост системы обнаружения радиолокационных сигналов "Залив-П" | | | |
Модификации: - пр.941 - базовая модификация.
- пр.941 / ТК-17, ТК-20 - на ПЛ отсутствуют крылья, защищающие винторулевую группу ото льда, несколько удлиннен легкий корпус. Изменено оборудование. На лодках проведен комплекс мероприятий снижающих первичное акустическое поле лодки и собственные помехи гидроакустическим средствам.
- пр.941УТТХ / пр.941У / пр.09411 - вариант модернизации под ракетный комплекс Д--19УТТХ с 20 ПУ БРПЛ Р-39УТТХ "Барк". В ходе модернизации кроме комплекса ракетного вооружения планировалось заменить так же и некоторые комплексы оборудования ПЛ. На лодках проекта устанавливается новая паротурбинная установка БПТУ-514М. В ходе модернизационных работ планировалось продлить срок службы лодок на 25 лет без проведения второго среднего ремонта. Решение о модернизации всех ПЛАРБ проекта принято в мае 1987 г. Срок модернизации планировался до 2005 г. С 20.09.1989 г. на ПО "Севмаш" в средний ремонт с модернизацией по пр.941УТТХ / 941У принята ПЛАРБ ТК-208. В 1991 г. из-за проблем с финансированием работы по переоборудованию ПЛАРБ фактически прекращены. Работы возобновлены в 1996 г., а с 1998 г. велись по пр.941УМ под ракетный компелкс "Булава-М".
- пр.941У / пр.09412 / пр.941УМ - вариант модернизации под ракетый комплекс Д-30 с 20 ПУ БРПЛ Р-30 "Булава-М". На ПО "Севмаш" с 1998 г. по 26.06.2002 г. переоборудована ПЛАРБ ТК-208, ранее модернизировавшаяся по пр.941У / УТТХ - установлено 2 ПУ для испытаний ракет "Булава" в носовой части корабля, модернизировано оборудование. Швартовые испытания лодки начаты 30.06.2002 г., повторное принятие в опытную эксплуатацию в ВМФ России - 26.07.2002 г. - для испытаний ракетного комплекса "Булава-М".
- Проект транспортной ПЛ-рудовоза - совместно с компанием "Норильский никель" ЦКБ МТ "Рубин" в 1990-е годы рассматривалась возможность конверсионной перестройки ПЛАРБ пр.941 в подводные лодки-рудовозы - для транспортировки руды под водой по Северному морскому пути.
Статус: СССР / Россия
Спутниковая фотография ПЛАРБ пр.941 (ТК-208 или ТК-202) в гавани ПО "Севмаш" в Северодвинске, 10.10.1982 г. Фото выполнено американским спутником видовой разведки KH-9 ( http://www.air-defense.net/forum). - 1992 г. - прекращено серийное производство БРПЛ Р-39 для ракетных комплексов ПЛАРБ пр.941. В середине 1990-х годов планировалось начать серийное производство БРПЛ Р-39УТТХ "Барк", но работы над этими ракетами прекращены в 1998 г.
- 1994 г. - в составе 18-й дивизии подводных лодок Северного флота 5 ПЛАРБ прокта.
- 2003 г. 11 декабря - бросковый пуск БРПЛ Р-30 "Булава-М" проведен из надводного положения с ПЛАРБ ТК-208 в ходе испытаний лодки.
- 2004 г. 24 августа - завершена программа испытаний ПЛАРБ ТК-208.
- 2004 г. 23 сентября - бросковый пуск БРПЛ Р-30 "Булава-М" проведен из подводного положения с ПЛАРБ ТК-208 в ходе испытаний лодки. - 2005 г. январь - из всей группировки ПЛАРБ пр.941 только на вооружении ПЛАРБ ТК-20 остается 10 БРПЛ Р-39.
- 2010 г. май - главком ВМФ России В.Высоцкий заявил, что резервные ПЛАРБ пр.941 "Архангельск" и "Северсталь" прослужат в ВМФ России до 2019 г. и возможно будут модернизированы.
- 2011 г. 29 сентября - в СМИ объявлено о решении Министерства обороны России о списании до 2014 г. ПЛАРБ пр.941. Снятые с вооружения ПЛАРБ будут утилизированы.
- 2011 г. 30 сентября - в СМИ прошло опровержение сообщения от 29.09.2011 г. о снятии с вооружения и утилизации ПЛАРБ пр.941.
Авианосец INS Vikramaditya ВМС Индии и ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ на ПО "Севмаш" в Северодвинске, фото - ноябрь 2011 г. (фото из архива nosikot, http://navy-rus.livejournal.com). - 2011 г. 02 декабря - директор ПО "Севмаш" Андрей Дьячков заявил в СМИ о том, что ПЛАРБ пр.941УМ "Дмитрий Донской", приписанная к Беломорской военно-морской базе (г.Северодвинск), будет использоваться при испытаниях ПЛ новых проектов в качестве опытовой. Судьба ПЛАРБ "Архангельск" и "Северсталь" пока не решена.
- 2012 г. 09 февраля - главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две ПЛАРБ проекта - "Севрсталь" и "Архангельск" - в ближайшие годы со своим штатным вооружением - сохраненными ракетами Р-39 - останутся на вооружении ВМФ России, третья лодка проекта - "Юрий Долгорукий" будет использоваться в качестве опытовой ПЛ и в программе испытаний БРПЛ Р-30 "Булава", а так же для обеспечения испытаний других подводных лодок.
- 2012 г. 30 июля - ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" находится в плавдоке "Сухона" на территории ПО "Севмаш".
- 2013 г. 21 мая - в СМИ со ссылкой на источник в Министерстве обороны появилась информация о том, что утилизация ПЛАРБ "Северсталь" и "Архангельск" будет произведена до 2020 г.
Возвращение в Северодвинск с обеспечения испытаний других подводных лодок ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ, 28.06.2013 г. (фото - Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com/). ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" пр.941УМ у стенки ПО "Севмаш", Северодвинск, октябрь или весна 2014 г. (фото - Слава Степанов, http://gelio.livejournal.com/).
- 2023 г. 6 февраля - СМИ со ссылкой на главу общероссийского Движения поддержки флота Владимира Мальцева сообщают, что ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ выведена из боевого состава ВМФ России. Лодка будет ожидать утилизации на военно-морской базе в Северодвинске вместе с двумя другими ПЛАРБ пр.941.
Состав группировки ПЛАРБ пр.941 в составе ВМФ СССР и России (по данным на декабрь 2011 г.): Год | ПЛАРБ | БРПЛ | Состав ПЛАРБ | Примечание | 1982 г. | 1 | 20 | ТК-208 | 18-я дивизия Северного флота, Западная Лица | 1984 г. | 2 | 40 | ТК-208, ТК-202
| 18-я дивизия Северного флота, Западная Лица | 1985 г. | 3 | 60 | ТК-208, ТК-202, ТК-12
| 18-я дивизия Северного флота, Западная Лица | 1986 г. | 4 | 80 | ТК-208, ТК-202, ТК-12, ТК-13
| 18-я дивизия Северного флота, Западная Лица | 1988 г. | 5 | 100 | ТК-208, ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17
| 18-я дивизия Северного флота, Западная Лица | 1990 г. | 5 | 100 | ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, ТК-20
| 18-я дивизия Северного флота, Западная Лица, ТК-208 - в среднем ремонте на ПО "Севмаш" | 1994 г. | 5 | 100 | ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, ТК-20 | 18-я дивизия Северного флота, Западная Лица, ТК-208 - в среднем ремонте на ПО "Севмаш"
| | | | | | | | | | | 2005 г. январь | 3 | 10 | ТК-208, ТК-17, ТК-20 | Боекомплект ПЛАРБ ТК-20 - 10 БРПЛ Р-39 | 2011 г. | 3 | 0 | ТК-208, ТК-17, ТК-20 | ТК-208 - опытовая ПЛАРБ, остальные в резерве без БРПЛ |
Реестр ПЛАРБ пр.941 (версия на 30.09.2011 г., двойные даты из-за разных данных): № пп | Название | Проект | NATO | Завод. № | Завод | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступлен. в строй | Дата списания | Базирование и примечание | 01
| ТК-208 "Дмитрий Донской" (с 07.10.2000 г.)
| 941 941У
| TYPHOON | 711
| Севмаш | 17.06.1976
30.06.1976
| 23.09.1980
27.09.1980
| 12.12.1981 29.12.1981
26.07.2002 (пр.941У) | план 2014 г. по одним и 2019 г. по др.данным
01.12.2022 г. на ПЛАРБ остался толлько технический экипаж, до того лодка обеспечивала учения сил Флота | Северный флот 2011 г. - входит в состав ВМФ, Северный флот; ПЛАРБ оборудована и используется для испытания БРПЛ Р-30 "Булава".
| 02 | ТК-202 | 941 | TYPHOON | 712 | Севмаш | 22.04.1978
| 23.09.1982
| 28.12.1983 | 2000 г.
2005 г. | Северный флот ПЛАРБ разделана на металл с американским финансированием | 03 | ТК-12 "Симбирск" | 941 | TYPHOON | 713 | Севмаш, ответственный сдатчик Ю.Н.Гречков (ист. - Кантор Б...)
| 19.04.1980 | 17.12.1983 | 26.12.1984
| 31.08.2005 г.
| Северный флот 26.07.2005 г. доставлена в Северодвинск для разделки, разделана на металл с американским финансированием
| 04 | ТК-13 | 941 | TYPHOON | 724 | Севмаш | 23.02.1982
| 30.04.1985 | 26.12.1985
| 1998 г. | Северный флот утилизация ПЛАРБ начата в док-камере СРЗ "Звездочка" в Северодвинске 03.07.2008 г. | 05 | ТК-17 "Архангельск" | 941 | TYPHOON | 725 | Севмаш | 09.08.1983
24.02.1985 | 12.12.1986
август 1986 | 06.11.1987
15.12.1987
| план 2014 г. по одним и 2019 г. по др.данным | Северный флот из-за отсутствия боекомплекта в 2006 г. выведена в резерв, 2011 г. - входит в состав ВМФ, в резерве, Северный флот | 06 | ТК-20 "Северсталь" | 941 | TYPHOON | 727 | Севмаш | 27.08.1985
06.01.1987 |
11.04.1989
июль 1988
| 19.12.1989
04.09.1989 | план 2014 г. по одним и 2019 г. по др.данным | Северный флот из-за отсутствия боекомплекта в 2006 г. выведена в резерв, 2011 г. - входит в состав ВМФ, в резерве, Северный флот | 07 | ТК-210 | 941 | TYPHOON | 728 | Севмаш | 1986 г. середина
| - | - | - | лодка закладывалась, готовился задел, в 1988 г. строительство прекращено при готовности 40%, задел разобран на металл в 1990 г. |
Бортовые номера: Год | ТК-208 | ТК-202 | ТК-12 | ТК-13 | ТК-17 | ТК-20 | 1990 г. | 834 | 821 | 840 | 818 | 830 | | 1994 г. | 824 | | | | | | 2009 г. | 824 | - | - | - | | 806 | 2011 г. | 824 | - | - | - | 828 | 806 | ПЛАРБ пр.941 в ВМФ СССР и России: Год | ТК-208 "Дмитрий Донской" | 2001 г.
| ремонт ПЛАРБ пр.971У профинансирован на 30% от запланированного на год объема финансирования (источник) |
Источники: Кантор Б. Очередной узелок на память. // Трудовая вахта (газета). 07.10.2010 г. Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2011 г. Форумы "Авиабазы". Сайт http://forums.airbase.ru, 2011 г. Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2011 г. Щербаков В. Рождение "Тайфуна". // Мир оружия. №4 / 2006 г. Jane's fighting ships. 2011 г. Russian-ships.info. Сайт http://russian-ships.info, 2011 г.
| | | | | Каталог Последние комментарии Док Онега | Как-бы вот снаружи | Интересно, но в программах 941 и 949 использовались два дока - Сухона и Онега... | ТекстМарко Рамиус стоял в кокпите АПЛ "Красный Октябрь) и чесался от жкземы... | Картинка симпатичная.... :crazy: :beer: | TK-208 & K-335 seen in the floating dock at Rosljakovo | Водку выпили, балалайку уже сменяли на водку.... Потому и нету... | oldstaryi Wrote:[ img ]Извиняюсь, а где водка и балалайка? | [ img ] | Obviously they start scrapping the TK-17 |
|