ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) пр.11434 - Modified KIEV "Баку" / "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.11430 - "Vikramaditya" (отдельная статья) | | Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). После назначения министром обороны СССР Д.Ф.Устинова было принято решение вместо авианосца пр.1153 строить на базе корпуса пр.1143 модернизированный авианесущий крейсер пр.11434 с усовершенствованым РЭО и под базирование СВВП. Корабль проектировался Невским ПКБ, главный конструктор - В.Ф.Аникиев. По проекту на ТАКР пр.11434 должны были базироваться сверхзвуковые СВВП Як-141, что значительно повышало его боевую эффективность по сравнению с ТАКР пр.1143. Единствнный корабль проекта "Баку" (заводской №104) заложен на стапеле "0" судостроительного завода в г.Николаеве 26.12.1978 г. Строительство второго корабля проекта с заводским №105 начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. и велось 1.5 года после чего прекращено (собрано несколько секций корпуса). Спущен на воду 31 марта 1982 г. (при плане - конец 1981 г.). Со 2 июня по 1 декабря 1986 г. прошел швартовые испытания и 9 января 1987 г. вышел на ходовые испытания. Государственные испытания ТАКР "Баку" начаты 21 апреля 1987 г. Корабль вошел в состав ВМФ 11 декабря 1987 г. (подписание акта приемки). Флаг ВМФ поднят 20 декабря 1987 г. и 30 декабря 1987 г. корабль введен в состав Северного флота. Буксир "Никлай Чикер" ведет к набережной ПО "Севмаш" ТАКР "Адмирал Горшков" пр.11434, июль 1999 г. (фото из архива Олега Кулешова, http://kuleshovoleg.livejournal.com/). Авианесущий крейсер "Баку" пр.11431 в Средиземном море, июнь 1988 г. (http://www.nashflot.ru). ТАКР "Баку" пр.11434 в Средиземном море, 1988 г. (фото - Chris Howell, http://www.shipspotting.com).
Конструкция - корпус имеет 18 главных поперечных и 2 продольные водонепроницаемые переборки. Непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых 4 смежных отсеков. Стенки ангара имели бронирование в отличие от предыдущих кораблей проекта, что привело к возрастанию водоизмещения на 1700 тонн. С целью снижения ЭПР корабля кроме использования "наклонной" архитектуры надстроек использовано специальное радиопоглощающее покрытие (РПП) "Лак".
Двигательная установка - котлотурбинная ГЭУ, создана на базе ГЭУ крейсеров пр.1143. 4 вала с винтами фиксированного шага. - 8 х котлов КВН 98/64 в 4-х автономных турбокотельных группах в двух отдельных машинных отсеках - носовом и кормовом; - 4 х главных паротурбинных ГТЗА ТВ-12-3 мощностью по 45000 л.с. (всего 180000 л.с.).
Винторулевая группа ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.11434 - будущего авианосца INS Vikramaditya ВМС Индии. ПО "Севмаш", г.Северодвинс (верхнее фото - 21.10.2008 г., фото из архива igorriw, http://igorriw.livejournal.com/, нижнее фото - kikoz13, http://russiannavy.ru). Энергетика: электроэнергетическая система аналогична кораблям пр.1143. Система автоматизированного управления энергосистемой - "Терек-2". 6 х 1500 кВт турбогенераторов 4 х 1500 кВт дизель-генератора Запас котельного топлива - 8900 тонн
Средства спасения - 120 спасательных плотов ПСН-10М.
ТТХ корабля: Экипаж - 2045 чел (офицеры размещались в 1-2 местных каютах, мичманы и главстаршины - в 1- и 6-местных каютах, старшины и матросы в 6- и 26-местных кубриках)
| пр.11434 | Длина | 273.08 м | Ширина | 51.9 м | Осадка | 9.42 м | Габариты ангара | 130 х 22.5 х 6.6 м | Водоизмещение стандартное | 33440 т | Водоизмещение полное | 44490 т | Скорость полного хода: - по проекту - 32 уз - реально - 30.7 уз (30.5 уз в ходе ходовых испытаний)
Дальность хода на разных скоростях: Скорость | Дальность хода | 10 уз | 13500 миль | 16,3 уз | 8000 миль | 18,2 уз | 7160 миль | 29 уз | 4000 миль | Автономность по запасам - 30 сут
Вооружение: Система вооружения | пр.11434 "Баку" | Артиллерия | 2 х одноствольные 100 мм артиллерийские установки АК-100. РЛС - МР-145 "Лев-215" / KITE SCREECH (1 шт). Боекомплект - 1000 выстрелов АЗ-УЗС-58.
| Артиллерия | 8 х 30 мм шестиствольных автоматов АК-630М с РЛС МР-123 «Вымпел» / BASS TILT (4 шт), боекомплект 48000 выстр. | Ракетное ударное | 6 х спаренных ПУ СМ-241 с фиксированным углом старта (15 град) комплекса "Базальт-1143" с ПКР 4К80 / П-500 "Базальт"; Боекомплект - 12 ракет РЛС системы управления «Аргон-1143» / TRAP DOOR (1 шт, находится в носовой части палубы корабля); Антенный пост системы спутникового целеуказания "Корвет-1143" / PUNCH BOWL | ЗРК | 4 х 6 восьмиракетных модуля 3С95 ЗРК "Кинжал", с 4 х системами управления К-12-1 с РЛС 3Р95 / CROSS SWORD (4 антенных поста). Боекомплект - 192 ЗУР 9М330. | Противолодочное / противоторпедное | 2 х 10 устаовок КТ-153 / РБУ-12000 реактивной противолодочной системы РКПТЗ-1 "Удав-1". Боекомплект - 120 шт РГБ (60 РГБ по др.данным). Доработан по механической части системы заряжания после выхода на испытания.
| Постановка помех | 2 х двухствольных ПУ помеховых снарядов ПК-2 / ЗИФ-121 "Терция" |
Оборудование:
| пр.11434 "Баку" | БИУС | МВУ-410 "Лесоруб-434" (сбор и обработка информации, целеуказание и выработка решения) - обеспечивала управление ударным вооружением и наведение вертолетов, система третьего поколения. Производство - НПО "Марс", г.Ульяновск. | Система обмена информацией (СОИ) | "Тройник" (производство - НПО "Марс", г.Ульяновск). Обеспечивала обмен информацией между БИУС, системами вооружений, РЛС и другими потребителями и источниками. | Комплекс удаленного целеуказания | МКРЦ "Корвет-1143" | РЛС обнаружения воздушных целей | комплекс "Марс-Пассат" с 4 ФАР / SKY WATCH, разработан НИИ "Квант" (г.Киев), сопровождение до 120 воздушных целей (по проекту, не достигнуто в ходе испытаний)
| РЛС общего обнаружения | МР-700М / МР-710М-1 "Фрегат-М1" / PLATE STREER, трехкоординатная помехозащищенная РЛС, сопровождение до 80 воздушных целей, обработка информации и передача информации в БИУС осуществлялась ЭВМ комплекса "Марс-Пассат"
| РЛС обнаружения надводных целей и низколетящих целей
| МР-360 "Подкат" (2 шт) - РЛС обнаружения малоразмерных низколетащих целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, на высотах до 100 м, на дальности до 33,7 км, с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, выработки и выдачи данных целеуказания | Навигационные РЛС | 3 х "Вайгач" / PALM FROND | РЛС госопознавания | 2 х SALT POT A/B LONG HEAD | Станция постановки помех РЭБ | "Кантата-М" (антенные посты 4 WINE FLASK; 8 FOOT BALL; 4 BELL THUMP; 2 CAGE POT) - установлен вместо системы "Кольцо"
| Радиоприемники РТР | 3 х Р-678Н, 6 х Р-670М, 2 х Р-721, 2 х СРС-2, УКВ Р-710 и Р-714
| Станции постановки помех | Р-740К (УКВ), аппаратура "Погоня" и "Каскад-У" | Навигационный комплекс | "Салгир-V", 2 радиосекстанта
| Эхолоты | НЭЛ-6 и НЭЛ-10 | Средства обеспечения авиакрыла | Радиотехнический комплекс "Резистор К-4" / CAKE STAND (радиомаяк) - обеспечение ближней навигации ЛА, управление полетами, захода на посадку и посадки. Комплекс разработан ПО "Полет" (г.Челябинск), главный конструктор Брейгин А.М.
Комплекс боевого управления авиацией "Тур-434"
2 х станции наведения истребителей "Газон" / FLY TRAP B (унифицирована с системами ВВС, одновременное наведение 4 истребителей на 4 воздушных цели, производства ПО "Электрон") | ГАС | Активный ГАК МГК-355 «Полином» / HORSE JAW (в бульбе), HORSE TAIL (буксируемая)
| Охранители | буксируемые акустические охранители | Оптико-электроенные приборы наблюдения | 3 прибора "Ротан" (ТВ-наблюдение) | Радиосвязь | Комплекс радиосвязи «Тайфун-1» в составе:
14 КВ-радиопередатчиков 2 СВ-радиопередатчика 21 КВ-радиоприемник 1 СВ-радиоприемник 1 СДВ-радиоприемник 13 УКВ-радиостанций
Система космической связи "Кристалл-БК" / LOW BALL (2 антенных поста)
| Прочее оборудование | Система безопасного одновременного применения систем вооружений "Сокол"; Автоматическая корабельная система "Буран";
| На корабле использовалась система обеспечения одновременной работы разнородных радиотехнических средств.
Корабль оснащался системами приема и передачи грузов на ходу "Струна 2П-400", "Струна П-1000" (2 шт), "Струна 1П2.5".
Успокоители качки с выдвижными рулями "89-3". Установлена система водяной защиты, комплекты зимней спецобработки, 52 фильтро-вентиляционные установки.
Для обеспечения полетов была оборудована летная палуба размера 195 х 20.7 м, отклонение от оси корабля 4.5 град. Для обеспечения взлета Як-141 методом ВКР (взлет с коротким разбегом) летная палуба оснащена удерживающим механизмом и газоотбойным щитком. Термостойкое покрытие летной палубы выполнено с использованием импортных материалов. Взлетно-посадочные площадки вертолетов обозначены: "С" - для спасательного вертолета (1 площадка), "Т" - для транспортных вертолетов (1 площадка), 6 номерных стандартных площадок. За надстройкой находятся 10 технических позиций для обслуживания и стоянки ЛА. Корабль оборудован двумя подъемниками: - грузоподъемностью 30 тонн, 18.9 х 10 м; - грузоподъемностью 20 тонн, 18.9 х 4.8 м Перемещение ЛА по палубе осуществлялось специальными транспортерами, по ангару - системой продольно-поперечной транспортировки.
Авиакрыло: - пр.11434 (проект) - 14 Як-141, 6 Як-38М, 10 Ка-27ПЛ, 4 Ка-31, 2 Ка-27ПС.
- пр.11434 - 12 самолетов ВВП Як-38, Як-38М, в перспективе предполагалось заменить их на Як-141; 19 вертолетов Ка-27ПЛ и 3 спасательных вертолета Ка-27ПС. Боекомплекс авиакрыла: - самолетный вариант - 18 спецбомб РН-28, 143 ракеты Х-23, 176 ракет Р-3С / Р-13, 4800 ракет НУР С-5, 30 зажигательных баков ЗБ-500, 20 разовых бомбовых кассет РБК-250. - вертолетный вариант - 30 авиационных торпед АТ-1, 40 противолодочных бомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев "Поплавок", 300 ориентирных буев ОМАБ-25. Запас авиатоплива - 1500 тонн
Модификации: - пр.11434 (1987 г.) - четвертый корабль пр.1143 - тяжелый авианесущий крейсер "Баку" / "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".
- пр.11430 - легкий многоцелевой авианосец - вариант перестройки корабля пр.1143.4 в авианосец с трамплинным (угол наклона 12,5 град) взлетом обычных палубных самолетов, демонтировано вооружение, модернизировано оборудование. Корабль под наименованием Vikramaditya проходит модернизацию на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск). Проектировщик - Невское ПКБ, главный конструктор - Б.В.Шмелев. По проекту предполагается две стартовые позиции с газоотбойными щитами. Монтаж РЭО и систем индийского производства предполагается осуществлять в Индии на верфи в г.Кочине. Передача авианосца Индии по состоянию на 2010 г. планируется на конец 2012 г. Хронологию работ по переоборудованию см. ниже. Экипаж - 2042 чел (в т.ч. 430 чел авиакрыла) Авиакрыло - 30-34 ЛА (вариант - 21 МиГ-29К, 13 вертолетов Ка-28 и Ка-31; или 24 самолета + 6 противолодочных вертолетов "Си Кинг") Статус: СССР / Россия - 1979 г. конец года - готовность ТАКР "Баку" на Черноморском ССЗ составляла около 10%.
- 1987 г. 21 апреля - начаты государственные испытания ТАКР "Баку"; за период испытаний корабль прошел в акватории Черного моря 16496 морских миль, выполнил 18 ракетных, 17 артиллерийских стрельб по воздушным целям, 13 – по надводным целям и 10 – по имитаторам воздушных целей. Главный ударный комплекс испытывался бросковыми пусками четырех макетов на дальность 80 км по дрейфующей мишени (2 одиночных пуска и один 2-ракетный залп с прямыми попаданиями); отмечены сложности с доводкой ЗРК «Кинжал».
- 1987 г. 08 июля - первый старт с палубы ТАКР СВВП Як-38М способом ВКР (взлет с коротким разбегом), а также прошли полеты корабельных вертолетов; по результатам испытаний отмечено, что радиопоглощающее покрытие позволило снизить заметность корабля более чем в 2–3 раза; на момент завершения испытаний остались недоведены ряд новых систем (РЛС «Марс-Пассат», БИУС «Лесоруб», комплекс «Резистор К-4»). Корабль принят ВМФ не полностью боеспособным – недоработки планировалось устранить в ходе эксплуатации.
- 1987 г. 11 декабря - ТАКР "Баку" зачислен в состав ВМФ.
- 1987 г. 20 декабря - на корабле поднят Флаг ВМФ.
- 1987 г. 30 декабря - корабль вошел в состав Северного флота.
- 1988 г. 03 марта - приказом командующего Черноморского флота корабль начал кампанию.
- 1988 г. 23 марта - ТАКР "Баку" после сдачи курсовых задач зачислен в состав кораблей 1-й линии.
- 1988 г. 27 апреля - корабль зачислен в состав сил постоянной готовности; в конце мая 1988 г. начата подготовка к боевой службе, на борт приняты ЛА (12 Як-38М, 16 Ка-27ПЛ, 2 Ка-25ПС, 2 Ка-25ДЦ - позднее заменены на Ка-27ПС);
- 1988 г. 07 июня - корабль начал переход на СФ, совмещенный с 6-месячной боевой службой в Средиземном море.
- 1988 г. 10 июня - в надстройке возник небольшой пожар (загорелись запасы краски), который удалось быстро потушить. Во время боевой службы корабль отрабатывал задачи ПЛО и осуществлял слежение за авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» и другими кораблями ВМС США и НАТО (ТАКР находился в 7-минутной готовности к нанесению удара);
- 1988 г. 12 июня - по техническим причинам потерян самолет Як-38У (пилотов спасли).
- 1988 г. 11 августа - потерян вертолет Ка-27ПЛ (пилотов спасли). В ходе боевой службы корабль совершил деловые заходы в сирийские порты: 22–29.08.1988 г. в Латакию, 01–21.11.1988 г. – в Тартус; 14.12.1988 г. в сопровождении отряда кораблей проследовал мыс Нордкап.
- 1988 г. 17 декабря - корабль прибыл на рейд Североморска; находясь в составе СФ продолжал интенсивно заниматься боевой подготовкой.
- 1989 г. 8–23 августа - корабль получил оценку «хорошо» после проверки Главной инспекцией Минобороны СССР.
- 1989 г. - в течение года корабль прошел 13267 миль, трижды отрабатывал прикрытие высадки морского десанта, выполнил 10 артиллерийских и 4 ракетные стрельбы (в т.ч. 2 главным комплексом), СВВП совершили 171, а вертолеты 1142 полета с палубы;
- 1990 г. 01 октября - ТАКР вошел в состав 44-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота.
- 1990 г. - в течение года корабль прошел 4243 мили, отрабатывал задачи по прикрытию с воздуха высадки морского десанта, провел 6 артиллерийских и 2 ракетные стрельбы (в т.ч. 1 ударным комплексом), СВВП выполнили 47, а вертолеты - 1211 полетов.
- 1991 г. - в течение года корабль прошел 1375 миль, проведены 4 артиллерийские и 1 ракетная стрельбы, вертолеты корабельной авиагруппы выполнили 417 полетов.
- 1991 г. осень - на корабле проводились летные испытания СВВП Як-141.
- 1991 г. 21 сентября - первая посадка Як-141 на палубу ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".
- 1991 г. 03 октября (05 октяря по др.данным) - при испытаниях самолета ВВП Як-141 летчик-испытатель В.А.Якимов на самолете №77 при посадке допустил превышение вертикальной скорости, в результате чего произошла авария. Самолет упал плашмя с высоты более 10 метров, стойки шасси пробили баки, произошел пожар. Пожар был потушен, самолет был восстановлен позже до музейного состояния. Этот экземпляр Як-141 демонстрировался на статической стоянке на авиасалонах МАКС.
Тушение пожара и обгоревший Як-141 борт №77 на палубе ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", 03 октября 1991 г. ( http://forums.airbase.ru) - 1993 г. - ТАКР поставлен в ремонт в СРЗ в пос.Роста в Мурманске.
- 1994 г. 2 февраля - у стенки СРЗ в Мурманске на ТАКР произошел пожар, который вывел из строя одно из двух машинных отделений.
- 1995 г. июль - ТАКР участвовал в военно-морском параде в Североморске; позже в связи с истечением срока гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов, выход в море был запрещен и корабль поставлен в пос.Роста (Мурманск) на долговременное хранение.
- 1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по пр.11430 для Индии.
Реестр крейсеров пр.11434 / 11430: | проект | зав. № | завод | заложен | спущен на воду | вступил в строй | вывод из состава ВМФ | базирование | "Баку" "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" (с 04.10.1990)
| 11434 | 104 | ССЗ №444, Николаев | 26.12.1978 (17.02.1978 - зачислен в списки флота) | 31.03.1982 | 11.12.1987 | - | СФ с 30.12.1987 | ?? | 11434 | 105 | ССЗ №444, Николаев | строительство начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. | - | - | - | строительство прекращено в 1982 г. в связи подготовкой к закладке ТАКР пр.1143.5 | Vikramaditya | 11430 | 104 | ПО "Севмаш", Северодвинск, ответственный сдатчик - Игорь Леонов
| 09.03.2004 | 04.12.2008
| 04.12.2012 г. (план 2010-2011 г.г.)
| | ВМС Индии | Курсивом выделены предположительные данные.
Бортовые номера кораблей пр.11434 | "Баку" | 1986 | 111
| 1987 | 111 | 1988 | 103 | 1989 | 079 | 1990 | 091 | 1991 | 091 | 1995 | 069 | 1999 | 069 | Экспорт: Индия: - 1996-2003 г.г. - переговоры с Индией о продаже с модернизацией ТАКР пр.11434. - 1998 г. 21 декабря - парафировано предварительное соглашение о покупке корабля. - 1999 г. 24 января - корабль посетила индийская военная делегация.
- 1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по пр.11430 для Индии - далее см. статью по пр.11430.
Источники: Блог Кулешова Олега. Сайт http://kuleshovoleg.livejournal.com, 2012 г. История отечественного судостроения. Том V. Судостроение в послевоенный период 1946-1991 г.г. С.-Пб, "Судостроение", 1996 г. Корабел. Газета ПО "Севмаш", 27.09.2011 г., 15.11.2011 г., 27.03.2012 г. Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info, 2010 г. Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г. Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2010-2011 г.г. Макаров Ю.И., Авианосец. М., "Эксмо", 1999 г. Перов О. Весной в море. // Корабел. 22.12.2011 г. Перов О. Вcё отдаем кораблю. // Корабел. 06.03.2012 г. Сайт "Атрина", http://atrinaflot.narod.ru/, 2010 г. Хмельнов И.Н., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Российские надводные корабли: история и современность. Владивосток, 1996 г. |